Научная статья на тему 'Управление риском несостоятельности предприятий'

Управление риском несостоятельности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление риском несостоятельности предприятий»

Министерство образования и науки РФ

Правительство Пензенской области Академия информатизации образования Академия проблем качества РФ Российская академия космонавтики им. К.Э.Циолковского Российская инженерная академия Вычислительный центр РАН им. А.А.Дородницына Институт испытаний и сертификации ВВТ ОАО «Радиотехнический институт имени академика А.Л.Минца» ОАО «УПКБ ДЕТАЛЬ», ОАО «РУБИН» ОАО «НИИФИ», ОАО «ПНИЭИ», ФГУП ФНПЦ «ПО СТАРТ», НИКИРЭТ, ЗАО «НИИФИиВТ» ОАО «ППО ЭЛЕКТРОПРИБОР», ОАО «РАДИОЗАВОД» Пензенский филиал ФГУП НТЦ «АТЛАС» ОАО «ТЕХПРОММАШ», МИЭМ НИУ ВШЭ, Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева Сургутский институт мировой экономики и бизнеса «ПЛАНЕТА» Пензенский государственный университет

АадижУ{%шсж

ТРУДЫ

МЕЖДУНАРОДНОГО СИМПОЗИУМА

НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО

II то^

ПЕНЗА 2015

УДК 621.396.6:621.315.616.97:658:562 Т78

Труды Международного симпозиума «НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО»:

T78 в 2 т. - Пенза : ПГУ, 2015. - 2 том - 384 с.

ISBN 978-94170-818-5(т.1) ISBN 978-94170-818-8

В сборник трудов включены доклады юбилейного ХХ-го Международного симпозиума «Надежность и качество», проходившего с 25 по 31 мая 2015 г. в городе Пензе.

Рассмотрены актуальные проблемы теории и практики повышения надежности и качества; эффективности внедрения инновационных и информационных технологий в фундаментальных научных и прикладных исследованиях, образовательных и коммуникативных системах и средах, экономике и юриспруденции; методов и средств анализа и прогнозирования показателей надежности и качества приборов, устройств и систем, а также анализа непараметрических моделей и оценки остаточного ресурса изделий двойного назначения; ресурсосбережения; проектирования интеллектуальных экспертных и диагностических систем; систем управления и связи; интерактивных, телекоммуникационных сетей и сервисных систем; экологического мониторинга и контроля состояния окружающей среды и биологических объектов; исследования физико-технологических процессов в науке, технике и технологиях для повышения качества выпускаемых изделий радиопромышленности, приборостроения, аэрокосмического и топливно-энергетического комплексов, электроники и вычислительной техники и др.

Оргкомитет благодарит за поддержку в организации и проведении Международного симпозиума и издании настоящих трудов Министерство образования и науки РФ, Правительство Пензенской области, Академию проблем качества РФ, Российскую академию космонавтики им. К. Э. Циолковского, Российскую инженерную академию, Академию информатизации образования, Вычислительный центр РАН им. А. А. Дородницына, Институт испытаний и сертификации ВВТ, ОАО «Радиотехнический институт имени академика А.Л. Минца», ОАО «УПКБ ДЕТАЛЬ», ОАО «НИИФИ», ФГУП «ПНИЭИ», ОАО «РУБИН», ОАО «РАДИОЗАВОД», ОАО «ППО ЭЛЕКТРИПРИБОР», ФГУП «ПО «СТАРТ», НИКИРЭТ - филиал ФГУП «ПО «СТАРТ», Пензенский филиал ФГУП НТЦ «АТЛАС», ОАО «ТЕХПРОММАШ», МИЭМ НИУ ВШЭ, Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Сургутский институт мировой экономики и бизнеса «ПЛАНЕТА»,Пензенский государственный университет.

Сборник статей зарегистрирован в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ) с 2005 г.

Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я :

Юрков Н. К. - главный редактор Трусов В. А. - ответственный секретарь Баннов В. Я. - ученый секретарь Волчихин В. И., Абрамов О. В., Авакян А. А., Дивеев А.И., Иофин А. А., Каштанов В. А., Майстер В. А., Острейковский В.А., Петров Б. М., Писарев В. Н., Роберт И. В., Романенко Ю. А., Северцев Н. А., Садыков С. С., Садыхов Г. С., Увайсов С. У.

ISBN 978-94170-818-5(т.1) ISBN 978-94170-818-8

© Оргкомитет симпозиума, 2015 © ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», 2015

6. Сайт Национального Открытого Института «ИНТУИТ». Курс «Использование MS SQL Server Analysis Services 2008 для построения хранилищ данных». [Электронный ресурс] - http://www.intuit.ru/ studies/courses/5 68/4 2 4/info.

7. Белов А.Г. Обеспечение влагозащитного покрытия печатных узлов датчика протечки / Белов А.Г., Баннов В.Я., Трусов В.А., Кочегаров И.И., Лысенко А.В., Горячев Н.В., Юрков Н.К. // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2014. Т. 2. С. 151-154.

8. Введение в бизнес-аналитику и обзор платформы Microsoft Business Intelligence [Электронный ресурс] - http://www.techdays.ru/videos /1348.html

9. Виноградов А.Н. Опыт разработки автоматизированной системы управления технологическими процессами нефтебазы [Текст] - Труды международного симпозиума "Надежность и качество-2 014", том 2, Пенза, ПГУ, 2014, с. 141-145

УДК 65.016.8 Ширинкина Е.В.

ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО- Югры», Сургут, Россия

УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Интерес к проблематике риска применительно к хозяйственной практике возрос в связи с трансформационными процессами в экономике России в начале 1990-х гг. Косвенно это проявилось в увеличении числа публикаций, в названиях которых фигурирует слово "риск". Наиболее представительная группа работ посвящена традиционной актуарной тематике [2,3,4,5]. Значительное число публикаций - задачам анализа риска в управлении проектами, в принятии технических решений и т.п. Несмотря на обилие публикаций, в той или иной степени посвященных проблематике риска, среди них мало работ, доведенных до методик расчета, которые бы освещали вопросы учета риска несостоятельности в деятельности организаций.

Нами в данном исследовании опровергается си-нонимирование категорий «несостоятельность» и «банкротство» [1,2,3]. Отделим категорию «несостоятельность» от неплатежеспособности. Предприятие считается неплатежеспособным, если оно неспособно расплачиваться по любым обязательствам. Несостоятельность - невозможность предприятия своими активами в их ликвидной форме покрывать существующие текущие обязательства. В

отличие от несостоятельности банкротство - термин юридический, т.е. установленный нормативными документами, должник может быть признан банкротом только на основании решения арбитражного суда. Если неплатежеспособность и несостоятельность являются критерием наличия финансового кризиса, то банкротство - финансово-правового кризиса. Таким образом, появляется три термина: неплатежеспособность, несостоятельность и банкротство. Для оценки риска несостоятельности предприятия ограничиться каким - либо одним критерием нельзя.

Стратегический кризис происходит со спада стоимостей предприятия. На этом этапе вероятности рисков банкротств очень низка. Структурный (тактический) кризис будет появляться в связи снижения показателя, который отражает экономическую добавленную стоимость. Оперативный кризис начнется со снижения показателей рентабельности собственного капитала. На этом этапе вероятности риска несостоятельности лежит в диапазоне от 30 % до 45%.

В этой связи риск несостоятельности определяется (см. табл.1):

Связи вероятностей риска несостоятельности и этапов кризиса

организации

Таблица 1

Этап кризиса Тип кризиса Значения показателей, определяющих этап кризиса Смысловая характеристика риска несостоятельности

Стратегический кризис Кризис управления Снижение стоимости предприятия снижается Очень низкий риск несостоятельности

Структурный кризис Кризис управления Снижение экономической добавленной стоимости Низкий риск несостоятельности

Оперативный кризис Кризис управления Снижение рентабельности собственного капитала Средний риск несостоятельности

Кризис ликвидности Финансовый кризис Коэффициент абсолютной ликвидности меньше норматива и ухудшается Средний риск несостоятельности

Неплатежеспособность Финансовый кризис Коэффициент промежуточной ликвидности меньше норматива и ухудшается Высокий риск несостоятельности

Несостоятельность Финансовый кризис Коэффициент текущей ликвидности меньше норматива и ухудшается Очень высокий риск несостоятельности

Банкротство Финансово-правовой Подача заявления кредиторов в суд Очень высокий риск несостоятельности

Поэтому для оценки риска несостоятельности необходимо использовать трехмерную модель, представленную на рисунке 1.

Этапы кризиса

Банкротство

Несостоятельность

Неплатежеспособность' ----Кризис тнневнднб ста

Оперативны» кризис

— Технический кррзис

— Структурный кризис

I I ; [У I

ч 25%

50% 1 класс 2 K.-)acf'' 3 к

75%

100%

Финансовая устойчивость

Вероятность риска

Рисунок 1 - Трехмерная модель оценки вероятности риска несостоятельности

Далее на основе этих свойств необходимо выработать управленческие решения по снижению риска несостоятельности предприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антикризисное управление: учебник/ Е. П. Жарковская, Б. Е. Бродский, И. Б. Бродский. - 8-е изд., перераб.-М.: Издательство «Омега-Л», 2014. - 514 с.

2. Герасимов Б.И. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: учеб. пособие / Б.И. Герасимов, Т.М. Коновалова, С.П. Спиридонов, Н.И. Саталкина. -Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - 160 с.

3. Кочегаров И.И. Математическое моделирование конструкций рэс в электронной среде. / Кочегаров И.И., Юрков Н.К., Алмаметов В.Б. // Информационные технологии в проектировании и производстве. 2002. № 3. С. 41.

4. Давыдова Г.В., Беликов А.Ю. Методика количественной оценки риска банкротства предприятий / Г. В. Давыдов, А. Ю. Беликов. Учебник - М.: ИГУ, 1999.

5. Гришко А.К. Методология управления качеством сложных систем / Гришко А.К., Юрков Н.К., Кочегаров И.И. // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2014. Т. 2. С. 377-379.

6. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Практикум. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. - С.32-33.

7. Ширинкина Е.В. Методологические аспекты к оценке кредитоспособности / Надежность и качест-во-2011:тр. Междунар.симп.-Пенза :Изд-во ПГУ,2011. -2 т.

УДК: 005.34:005.71

Лиляна Милетич1, Бранко Попович2, Милица Ничич3, Миодраг Вукович1

1Факультет менеджмента проектами и инновациями, Белград, Сербия 2Белградский университет, Белград, Сербия

3Высшая школа профессиональных изучений, Нови-Сад, Сербия

ПРОЕКТ «СИСТЕМЫ ШЕСТИ СИГМ» В КОНТЕКСТА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА В ОБЛАСТИ МАРКЕТИНГА

Implementation of the project «Six sigma system» in marketing

As with any project the success of implementation of the project «Six sigma system» in marketing, i.e. the achievement of its primary goals depends on the performance of planning of satisfaction of all stakeholders: customers, employees and others. The planning process is essential because it acts on improving the overall business of organization and thus achieving more complete customer's, other stakeholders and, of course employees satisfaction.

Improving business of organization is achieved by improving the value chain in all segments of formation of additional value. This means that main improvements must be achieved in all operations and activities including market research and marketing, in order to achieve an increase in internal and external values. Increasing of internal values of the organization, which as a supplier implements the process results, means increasingof: profits, realization, sales, material savings, as well as reduction of: losses, rejects, the number of employees. Increasing of external values of the organization, which delivers realized process results to the user, means: increase customers satisfaction, reduction of cost, increased process results quality, increased supply of the process results [1, 2].

Application of Six sigma project system in marketing in the area of Serbian economy, creates a systemic basis for increasing the efficiency and effectiveness of its business entities, and thus strengthens their competitive ability. The main effects of application of Six sigma system project in marketing are related to the achievement of a more complete satisfaction of requirements and desires of customers, employees and other stakeholders, indicators of which are:increased wages, reduced percentage of losses in relation to planned sale of process results, shorter turnaround time of invested capital, achieving of total savings in business and increased profits. Such effects of project implementation are a consequence of the new approach to business, where it involves teamwork, i.e. involvement of all employees in their fields of work, better utilization of available resources, respecting complaints of users, better organization of shortening the duration of process and of overall project completion [2, 3-5].

Levels of application of «Six sigma system» in Marketing

Proceeding from basic characteristics of the perceived «Six sigma system» two different levels of application of «Six sigma system» were developed in practice [2, 6] . The first level of application relates to the implementation of a series of short-term projects for solving individual problems in certain (sub)systems in the organization such as: excessive variations of process parameters, increased costs and time of implementation of process results and their working operations, great losses of money, resources and time, as well as low levels of quality of the process results and insufficient profit of organization in the cycles of work or in individual operations [2, 7] . Individual short-term project for the improvement of operations in a particular (sub)system of organization can be implemented in practice in four steps [8, 9] :

Owner or director of the organization (1-3 persons) on the basis of perceived problems in the organization approves the application of short-term project with certain assets and the defined deadline;

Director of the organization appoints project leader, who is trained in the application of all analytical techniques of the «Six sigma system»;

Project Leader appoints the necessary number of instructors, about 2% of the employees, who are trained for purposes of executing of application of all analytical techniques of «Six sigma system»; and

Project leader determines the required number of executioners, about 25% of the employees, who are trained to implement the required analytical techniques of «Six sigma system», which, under supervision of project leader and advisory help of instructors execute a project with the defined assets in given timeframe.

Second level of application of «Six sigma system» includes phases of narrowing the width of the projected process tolerances, in order to increase level of realized quality of process results [2, 10] . From the implementation of processes as a set of planned and linked activities, that transform inputs into outputs depends quality of process results. Processes that implement results of certain level of quality, which in turn meet the set or the default user requirements in relation to different results of the process, such as semifinished product, finished product, documenta-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.