Научная статья на тему 'Управление рисками, внутренний контроль и внутренний аудит страховых организаций в системе страхового надзора Канады'

Управление рисками, внутренний контроль и внутренний аудит страховых организаций в системе страхового надзора Канады Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1080
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / АУДИТ / УПРАВЛЕНИЕ / РИСК / СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ / ОРГАН ПО НАДЗОРУ ЗА ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ КАНАДЫ (OSFI)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пешкова Т.Ю.

В статье освещается подход к организации страхового надзора в Канаде. Особое внимание уделено требованиям регулятора к совету директоров и высшему руководству страховой компании, в том числе, к осуществлению контрольных функций, к которым законодательство Канады относит комплаенс, управление рисками, внутренний аудит. Рассматривается роль корпоративного управления страховой компании в надзорном процессе и критерии оценки органом страхового надзора систем внутреннего контроля, внутреннего аудита и управления рисками страховых организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление рисками, внутренний контроль и внутренний аудит страховых организаций в системе страхового надзора Канады»

42 (180) - 2013

Зарубежный опыт

УДК 368.036

управление рисками, внутренний контроль и внутренний аудит страховых организаций в системе страхового надзора канады

Т. Ю. ПЕШКОВА,

заместитель начальника отдела управления страхового надзора и контроля процедур восстановления платежеспособности E-mail: typeshkova@gmail.com Федеральная служба по финансовым рынкам

В статье освещается подход к организации страхового надзора в Канаде. Особое внимание уделено требованиям регулятора к совету директоров и высшему руководству страховой компании, в том числе к осуществлению контрольных функций, к которым законодательство Канады относит комплаенс, управление рисками, внутренний аудит. Рассматривается роль корпоративного управления страховой компании в надзорном процессе и критерии оценки органом страхового надзора систем внутреннего контроля, внутреннего аудита и управления рисками страховых организаций.

Ключевые слова: внутренний контроль, аудит, управление, риск, совет директоров, орган по надзору за финансовыми организациями Канады (OSFI).

Орган по надзору за финансовыми организациями Канады (Office of the Superintendent of Financial Institutions, OSFI) является независимым агентством при правительстве Канады, созданным в 1987 г. в целях повышения общественного доверия к канадской финансовой системе, обеспечения ее надежности и безопасности. Этот орган осуществляет надзор и нормативно-правовое регулирование деятельности банков, страховых компаний, трастовых и

кредитных организаций, кредитных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов.

Страховой надзор, осуществляемый OSFI, является риск-ориентированным. В своей работе OSFI руководствуется установленными нормативными документами принципами.

1. Ориентация на «материальные» риски. Оценка рисков, проводимая органом страхового надзора, направлена на риски страховщика, которые могут явиться потенциальной причиной убытков страхователей.

2. Перспективный надзор, раннее вмешательство. Выявление рисков страховщика позволяет определять проблемы страховщика на ранних стадиях и принимать своевременные корректирующие меры, что повышает вероятность успешного устранения выявленных недостатков и решения проблем.

3. Мотивированное прогнозное суждение. Оценка рисков, проводимая OSFI, должна быть основана на мотивированном суждении. Для обеспечения качества оценки рисков суждения органа страхового надзора должны быть четко обоснованы.

4. Понимание источников рисков. Оценка рисков требует понимания источников «материальных» рисков. Для этого необходимо знание бизнес-модели страховщика (страховых продуктов и их структуры, стратегий, процессов, «аппетита» к риску) и его внешней среды. Понимание возможных направлений развития рисков и тяжесть последствий в случае их реализации важны для раннего выявления проблемных зон деятельности страховщиков.

5. Различие между рисками, присущими деятель -ности страховой организации, и управлением рисками. Оценка рисков требует разграничивать риски, присущие организации, и управление этими рисками. Это разграничение имеет решающее значение для установления ожидания от управления рисками и определения соответствующих корректирующих действий, когда это необходимо.

6. Динамичное регулирование. Оценка рисков должна происходить на постоянной основе в целях выявления изменений в рисках как присущих страховщику, так и возникающих во внешней среде. Надзорный процесс OSFI должен быть гибким, чтобы выявленные изменения в рисках отражались в обновлении приоритетных направлений надзорной деятельности.

7. Оценка организации в целом. Целостная оценка предполагает оценку доходов и капитала компании относительно общего риска, присущего наиболее важным отраслям деятельности компании, а также оценку ликвидности страховщика. Для эффективной реализации указанных принципов органом страхового надзора применяется мотивированное суждение при выявлении и оценке

рисков страховщика, а также в целях определения наиболее приемлемых надзорных методов подтверждения эффективного управления рисками руководством компании.

Для оценки присущих страховой организации рисков OSFI выделяет шесть категорий рисков: кредитный риск, рыночный риск, страховой риск, операционный риск, риск нарушения законодательства и требований регулятора и стратегический риск. Для всех основных направлений деятельности страховщика определяются присущие им ключевые риски. Их уровень оценивается как низкий, умеренный, выше среднего или высокий.

Репутационный риск не выделяется в отдельную категорию. Тем не менее, являясь последствием реализации каждого из оцениваемых рисков, он учитывается при оценке каждой категории рисков.

В зависимости от выявленных рисков и их уровней, надзорный орган до проведения проверочных мероприятий разрабатывает свои требования к качеству систем управления рисками и внутреннего контроля конкретного страховщика. Чем выше уровень риска, тем более жесткой должна быть действующая система внутреннего контроля.

Глубина надзорных мероприятий зависит от природы, размера, сложности рисков, влияющих на деятельность страховщика, и масштаба потенциальных последствий банкротства. В случае выявления рисковых зон и проблемных областей деятельности компании степень вмешательства органа страхового надзора будет зависеть от оценки проверяющими рисков, которым она подвержена, в соответствии с нормативными документами (см. таблицу).

В целях снижения объема надзорных мероприятий и затрат на их проведение OSFI использует

Действия OSFI в зависимости от оценки состояния компании

стадия обстоятельство Действия OSFI/вмешательство

Нет проблем -нормальная деятельность Текущие надзорные мероприятия, которые проводятся в отношении всех страховых компаний, действующих в Канаде, в соответствии с полномочиями 08И Текущий мониторинг компаний на основе информации, полученной из финансовой отчетности и других источников: - оценка финансового состояния и показателей деятельности; - оценка соответствия деятельности законодательно установленным требованиям. Периодические выездные проверки компаний: - информирование руководства компании и совета директоров о выявленных нарушениях и замечаниях; - требование руководству компании предоставить копии отчета о проверке внешним аудиторам; - требование об устранении выявленных нарушений и замечаний

Продолжение таблицы

стадия обстоятельство Действия OSFI/вмешательство

Стадия 1 - раннее предупреждение Недостатки в политике и процедурах страховщика или существование условий и обстоятельств, которые могут привести к развитию проблем, описанных в стадии 2 Уведомление компании о замечаниях с требованием принять меры по исправлению сложившейся ситуации. Мониторинг принимаемых страховщиком мер может потребовать дополнительных запросов информации и контрольных проверок. Возможные требования 08И о расширении объема проверочных мероприятий, проводимых внешним аудитором компании в отношении финансовой отчетности, и проведения внешней оценки актуарных методов компании с представлением соответствующих отчетов

Стадия 2 - риск потери финансовой устойчивости и платежеспособности Проблемы недостаточно серьезные, чтобы нанести вред финансовой устойчивости и платежеспособности компании, которые, тем не менее, могут перерасти в большие проблемы, если не будут приняты своевременные меры. Такими проблемами являются: 1) возникающие у компании сложности по соблюдению требований, предъявляемых к уставному капиталу; 2) низкая доходность, операционные убытки, снижение рентабельности деятельности компании; 3) недостаточность сформированных резервов; 4) низкий уровень ликвидности или плохое управление ликвидностью компании; 5) неудовлетворительное качество управления или неэффективность процедур контроля; 6) беспокойство надзорного органа, возникающее в связи: - с финансовыми сложностями владельца (акционера); - с несоответствием требованиям, установленным законодательством; - со снижением кредитного рейтинга; - с неудовлетворительными данными, изложенными в отчете аудитора или актуария; - повышенной подверженностью рискам и др. Проведение встреч должностных лиц 08И, руководства компании и аудиторов компании для обсуждения проблем и путей их решения. Представление страховщиком плана, отражающего мероприятия по устранению выявленных проблем в определенные сроки. Исполнение плана контролируется с помощью отчетов компании или дополнительных проверок. Увеличение объема и количества проверок (в случае необходимости). Компании может быть указано на необходимость изменения актуарных методов. На компанию могут быть наложены ограничения: - в выплате дивидендов или бонусов менеджерам; - в уровне задолженности; - в норме доходности аннуитетных продуктов; - в полномочиях в отношении выдачи займов и инвестирования; - в приобретении других организаций; - другие ограничения в зависимости от обстоятельств. Компания ставится на особый контроль, о чем официально уведомляют руководство и совет директоров

Стадия 3 - будущая финансовая устойчивость под большим сомнением Проблемы, описанные в стадии 2, ставят под угрозу будущую финансовую устойчивость и платежеспособность в случае, если не будут приняты срочные меры Руководство и совет директоров проинформированы о проблемах. Представление страховщиком плана, отражающего мероприятия по устранению выявленных проблем в определенные сроки. Исполнение плана контролируется с помощью отчетов компании или дополнительных проверок. Увеличение объема и количества проверок (в случае необходимости). Представители 08И могут быть направлены в компанию для постоянного мониторинга ситуации. Орган по надзору может потребовать проведения аудита компании независимым внешним аудитором.

Окончание таблицы

стадия обстоятельство Действия OSFI/вмешательство

Надзорный орган может потребовать увеличения уставного капитала или активов в Канаде. На компанию могут быть наложены ограничения деятельности. Орган по надзору может потребовать от руководства реорганизации компании или найти подходящего покупателя. Орган по надзору разрабатывает план действий в случае изменения обстоятельств и возникновения необходимости перехода контроля за активами к 08И

Стадия 4 - компания финансово неустойчива и неплатежеспособна Серьезные финансовые проблемы, которые отражаются в неисполнении или неизбежном неисполнении в ближайшем будущем требований, предъявляемых к уставному капиталу, при невозможности исправления ситуации в ближайшем будущем. Наличие достаточных оснований для перехода активов компании под контроль 08И. Неразработка или неудачная попытка разработки и внедрения бизнес-плана по устранению имеющихся проблем в короткий промежуток времени Регулярное проведение 08И совещаний с руководством и советом директоров компании. Уведомление компании о применении мер в случае, если проблемы компании не будут решены в кратчайшие сроки. На компанию может быть наложено ограничение деятельности или расширено уже наложенное ограничение. Уведомление профессиональных объединений страховщиков, в которых состоит компания, осуществляющих компенсационные выплаты, о планируемых мерах. В случае наличия неизбежной угрозы нарушения интересов страхователей 08И может на короткое время принять на себя контроль за активами компании. В случае если страховщик продолжает не соблюдать требований, предъявляемых к уставному капиталу, 08И может оставить за собой контроль за активами или взять на себя управление компанией. При наличии признаков банкротства 08И может потребовать банкротства компании и ликвидации ее в судебном порядке

информацию, полученную как от страховщика, так и из внешних источников, например результаты подробного тестирования системы внутреннего контроля, проведенного внешним и внутренним аудиторами для оценки его эффективности. Аналогично для оценки эффективности внутренних моделей организации органом страхового надзора используется детальный анализ рисков, проведенный подразделением по управлению рисками страховщика. Полезными источниками информации могут стать отчеты актуария страховой организации, а также отчеты подразделений, осуществляющих контрольные функции в компании, таких как комплаенс, управление рисками, внутренний аудит, высшее руководство и комитеты при совете директоров.

Финансовые организации отличаются от других компаний рядом факторов, которые являются, в том числе, причиной более высокой степени регулирования их деятельности. К ним относятся значительное системное влияние банкротства круп-

ных финансовых организаций на нефинансовые рынки, высокие показатели отношения обязательств к собственному капиталу, что делает их более уязвимыми к неожиданным неблагоприятным событиям, возможные проблемы с ликвидностью активов в случае потери доверия к их надежности и пр.

Данные особенности финансовых организаций создают сложности управления ими и подчеркивают необходимость эффективных систем и четких процедур корпоративного управления. Процессы управления финансовыми организациями контролируются со стороны надзорных и регулирующих органов, которые могут влиять на организацию руководством компании указанных процессов.

Орган по надзору за финансовыми организациями выделяет корпоративное управление как один из важнейших факторов, необходимых для поддержания уверенности и доверия страхователей к страховым компаниям, а также общей устойчивости финансового рынка. Корпоративное управление -это система отношений между руководством ком-

пании, ее советом директоров, акционерами и иными заинтересованными лицами. Корпоративное управление также представляет собой структуру, с помощью которой устанавливаются цели компании и определяются средства достижения этих целей и контроля за деятельностью компании. Эффективное корпоративное управление должно предоставлять менеджменту и совету директоров стимулы для постановки и достижения целей, отвечающих интересам компании и ее акционеров, и способствовать эффективному контролю за деятельностью компании.

В целях осуществления государственного страхового надзора выделяются особо значимые компоненты корпоративного управления, наиболее важные для страховых организаций: четко выстроенные системы управления рисками и внутреннего контроля.

Совет директоров и высшее руководство страховщика несут полную ответственность за обеспечение надежности и платежеспособности страховщика, а также за соответствие деятельности действующему законодательству (комплаенс). Совет директоров ответствен за состав руководства, определение направлений деятельности и общий контроль за деятельностью менеджмента и организации в целом. Высшее руководство в свою очередь отвечает за внедрение решений, принятых советом директоров, и контроль за операциями компании.

Часть обязанностей высшего руководства может быть делегирована руководителям подразделений, осуществляющих контрольные функции. К контрольным функциям страховщика законодательством Канады отнесены:

• финансовая;

• управление рисками;

• комплаенс;

• внутренний аудит;

• актуарная.

Наряду с иными функциями, которые должен осуществлять совет директоров организации в соответствии с федеральным законодательством Канады, ему в обязанности также вменяется:

1) утверждение системы внутреннего контроля, полномочий и бюджета подразделений, осуществляющих контрольные функции;

2) обсуждение порядка внедрения процедур внутреннего контроля, включая их эффективность, а также обеспечения соответствия деятельности действующему законодательству (комплаенс).

Эти функции относятся к компетенции высшего руководства, однако с помощью тщательного контроля за реализацией данных функций совет директоров играет важную роль в предоставлении руководств и направлений деятельности в указанных вопросах.

Совет директоров должен четко понимать решения, планы и процедуры, реализуемые высшим руководством, и их потенциальное влияние на деятельность страховой компании. Высшее руководство должно периодически предоставлять совету директоров подтверждение того, что его действия соответствуют утвержденной стратегии развития компании и установленным «аппетитам» к риску, а также, что соответствующие процедуры внутреннего контроля надежны и эффективны.

Подразделения, осуществляющие контрольные функции, должны быть независимы от исполнительного руководства компании и предоставлять объективную оценку соответствующих направлений деятельности компании и эффективности системы внутреннего контроля.

Система внутреннего контроля страховой организации включает весь персонал, процедуры, процессы, ограничения, культуру и другие аспекты организации, которые способствуют достижению ее целей. Она повышает эффективность операций, риск-менеджмента, комплаенса и усиливает способность компании правильно реагировать на открывающиеся возможности деятельности и решать возникающие проблемы.

Совет директоров должен получать периодические отчеты об основных операциях страховой организации, ее финансовом состоянии, эффективности системы управления рисками и других контрольных систем, о любых выявленных фактах их неэффективности, а также о существенных нарушениях процедур контроля, кодекса этики компании, законов и правил.

Для оценки эффективности и достаточности внутреннего контроля совет директоров может использовать внутренний и внешний аудит, мнения актуария и регулятора о финансовом состоянии страховой организации.

Высшее руководство представляет совету директоров подтверждение принятия своевременных корректирующих мер в случае выявления фактов неэффективности системы внутреннего контроля или существенных нарушений контрольных процедур и подтверждает эффективное действие бизнес-про-

цессов, направленных на устранение выявленных недостатков. Совет директоров и высшее руководство должны анализировать угрозы от недостатков контроля, выявленных в одной области, для других областей деятельности компании и принимать необходимые меры для их устранения.

Обязанности по оценке и согласованию процедур внутреннего контроля возложены на комитет по аудиту, который должен быть создан в каждой страховой организации в соответствии со страховым законодательством Канады и состоит из нештатных независимых директоров. Комитет по аудиту проводит регулярные встречи с директором по внутреннему аудиту (руководителем службы внутреннего аудита) и актуарием компании для обсуждения эффективности внутреннего контроля организации и адекватности финансирования и системы отчетности подразделений, отвечающих за проведение контрольных процедур и процедур по внутреннему аудиту, анализа проблем и путей их решения.

Кроме того, комитет по аудиту страховщика в обязательном порядке проводит обсуждение с актуарием организации отчета актуария о резервах компании и отчета об адекватности капитала страховщика для оценки влияния внешнего и внутреннего аудита на систему оценки рисков страховой организации в целом.

Планы проведения аудита (внешнего и внутреннего) страховой организации должны быть согласованы с комитетом по аудиту в целях обеспечения их соответствия стратегии развития компании, ориентации на риски, присущие деятельности страховщика, и скоординированности действий внешнего и внутреннего аудиторов.

Комитет по аудиту должен рекомендовать акционерам назначение, переназначение и вознаграждение внешнего аудитора, согласовывать объем и условия проведения аудиторских процедур, убеждаться, что объем проделанной аудитором работы соответствует уровню полученного вознаграждения, оценивать знания, независимость внешнего аудитора, учитывая внутреннюю политику и практику контроля качества аудиторской компании.

Комитет должен проводить совещания с высшим руководством и внешним аудитором страховщика и обсуждать общие результаты аудита, отчет аудитора, годовую и квартальную финансовую отчетность, ее качество и относящиеся к ней документы. Комитет по аудиту должен удостовериться в

том, что финансовая отчетность достоверно и четко отражает финансовое состояние страховой компании, результаты от операций и движение денежных средств страховой организации.

Комитет по аудиту должен ежегодно докладывать совету директоров об эффективности внешнего аудитора.

Роль корпоративного управления страховой организации в надзорном процессе. Эффективное корпоративное управление является важнейшим фактором надежного функционирования страховой организации. В связи с этим совет директоров и высшее руководство страховой организации рассматриваются органом страхового надзора Канады как ключевые контрольные структуры компании.

Эффективный контроль за деятельностью страховой организации советом директоров и высшим руководством необходимы для поддержания рациональной и экономически эффективной надзорной системы. Он помогает 0SFI защищать интересы страхователей и застрахованных и позволяет использовать внутренние процессы и функции страховщика, снижая затраты на осуществление 0SFI своих полномочий.

Надзор за деятельностью страховых организаций Канады ориентирован на риски компании и осуществляется в целях оценки их финансового состояния, степени соответствия их деятельности законодательству и установленным правилам деятельности. Для эффективного проведения надзорных мероприятий, 0SFI разработал набор критериев оценки деятельности компании, ключевым из которых является качество контроля, осуществляемого советом директоров и высшим руководством страховой организации.

Отчеты органа страхового надзора о выявленных недостатках деятельности вносят полезный вклад в повышение качества и эффективности осуществляемой советом директоров страховой организации функции по контролю за деятельностью страховщика. Открытое взаимодействие между советом директоров и надзорным органом способствует повышению взаимного доверия и понимания, необходимых для эффективности осуществляемого 0SFI страхового надзора.

Оценка системы внутреннего контроля осуществляется органом страхового надзора по нескольким направлениям.

Оценка качества контроля советом директоров действий руководства компании и проведения

операций страховщика. Выделяется сильное, приемлемое, требующее улучшения и слабое качество контроля за деятельностью страховой компании, осуществляемого советом директоров. При этом определены основные характеристики совета директоров (структура и состав, роли и ответственность, комитеты, практики и самооценка) и критерии их оценки, включающие в себя:

- адекватность политики и процедур для регулярной оценки состава совета директоров, квалификации директоров, знаний, навыков и опыта директоров для исполнения возложенных на них обязанностей;

- адекватность политики и процедур для развития, согласования и периодического пересмотра роли и ответственности совета директоров и обеспечения следования эффективной практике корпоративного управления. Обязанности совета включают:

- согласование, не реже одного раза в год, целей деятельности, стратегий и планов, постоянный мониторинг за их исполнением;

- согласование финансовой отчетности и относящегося к ней раскрытия информации;

- обзор и согласование не реже одного раза в год политики и практики управления рисками и получение гарантий их соблюдения;

- обзор и согласование не реже одного раза в год политики и практики, относящихся к контролю за ликвидностью, формированию резервов и управлению капиталом и получение гарантий их соблюдения;

- получение на постоянной основе гарантий эффективного функционирования системы управления рисками, контрольной среды и системы управленческой отчетности;

- согласование политики и процедур по регулированию конфликтов интересов;

- установление стандартов этики ведения бизнеса для организации и получение гарантий их соблюдения.

Качество деятельности совета директоров определяется степенью эффективности осуществления им контроля за деятельностью менеджмента и операций компании. Орган по надзору за финансовыми организациями рассматривает показатели эффективности деятельности совета директоров для вынесения своего суждения по результатам надзорных мероприятий, которые могут включать интервью с директорами, менеджерами организации, оценку

действий совета директоров в отношении конкретных вопросов, рассмотрение протоколов.

При оценке характеристик совета директоров 0SFI может рассматривать следующие документы:

- резюме директоров;

- полномочия совета директоров;

- руководства, разработанные для директоров;

- рабочие планы совета, повестки дня совещаний,

относящиеся к ним презентации и протоколы,

другие документы.

Оценка деятельности высшего руководства компании (менеджмента), в том числе в части поддержания эффективности системы внутреннего контроля. Выделяется сильное, приемлемое, требующее улучшения и слабое качество контроля за деятельностью страховой компании и относящихся к ней рисков, осуществляемого менеджментом. Общий рейтинг, присваиваемый 0SFI менеджменту организации, учитывает как его характеристики (полномочия, организационная структура, квалификация, процедуры и практики, контроль со стороны совета директоров и др.), так и эффективность его деятельности при осуществлении полномочий, с учетом природы, объема, сложности и профиля рисков страховой организации.

Оценка со стороны органа страхового надзора также учитывает способность высшего руководства (менеджмента) эффективно достигать установленных целей деятельности компании при поддержании эффективной системы корпоративного управления и внутреннего контроля.

Орган по надзору за финансовыми организациями рассматривает показатели эффективности деятельности менеджмента для вынесения своего суждения по результатам надзорных мероприятий, которые могут включать обсуждение с директорами и менеджментом различных вопросов, оценку контрольных мероприятий и рассмотрение вариантов принимаемых руководством решений, оценку бизнес-планов, обзор управленческой отчетности и отчетов аудитора, протоколов совещаний и пр.

Независимая оценка функции управления рисками компании, в том числе установление политик, процедур и других контрольных механизмов для управления рисками. Качество риск-менеджмента страховой организации оценивается как сильное, приемлемое, требующее улучшения, и слабое, определяется эффективностью контроля за процессами выявления и управления рисками для обеспечения безопасности и надежности деятельности компа-

нии. Орган страхового надзора оценивает эффективность, с которой подразделение по управлению рисками предупреждает, выявляет и оценивает риски в постоянно изменяющейся операционной среде и контролирует управление этими рисками в рамках уровня толерантности к риску, установленного советом директоров.

Надзорные мероприятия по оценке качества управления рисками компании могут включать:

- рабочие встречи с директорами и менеджментом, включая директора по рискам;

- оценку методов контроля, применяемых при управлении рисками, и способов решения конкретных проблем, как, например, нарушение установленных уровней риска;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- рассмотрение отчетов подразделения по управлению рисками и отчетов независимых экспертов, проводивших оценку деятельности подразделения;

- обзор протоколов совещаний комитета по управлению рисками компании и др.

Для оценки характеристик функций управления рисками 0SFI может запрашивать:

- документы об утверждении организационной структуры страховой организации;

- должностные инструкции, положения о подразделениях;

- личные дела сотрудников организации;

- документы о мероприятиях, относящихся к управлению рисками организации, в том числе полномочия и установленные уровни «аппетита» к риску, толерантности к риску и иные лимиты;

- отчеты, предоставляемые менеджменту и совету директоров.

Оценка эффективности внутреннего аудита. Орган страхового надзора оценивает, насколько эффективно функция внутреннего аудита способствует построению здоровой контрольной среды компании, позволяющей снижать уровень рисков, выявлять узкие места в контрольных процедурах и применять меры по их устранению, и предоставляет совету директоров и высшему руководству страховой организации разумные гарантии по обеспечению эффективности системы внутреннего контроля. Надзорные мероприятия могут включать рабочие встречи с директорами и менеджментом, включая директора по внутреннему аудиту, внешними аудиторами, оценку практики внутреннего аудита компании и системы отчетности, рассмотрение

планов внутреннего аудита, рабочих документов и другое.

Оценка соответствия деятельности страховой организации действующему законодательству. Орган по надзору за финансовыми организациями оценивает эффективность, с которой функция комп-лаенса способствует соблюдению действующих законов, правил деятельности, руководству всеми структурными подразделениями организации, выявлению нарушений и их своевременному устранению. Надзорные мероприятия могут включать:

- обзор практики выявления нарушений законодательства;

- отчеты независимых экспертов, проводивших оценку функции комплаенса;

- рассмотрение переписки с регулирующими и надзорными органами, осуществляющими наряду с 0SFI контроль за деятельностью страховщика, и др.

В связи с отсутствием требований к системам внутреннего контроля, аудита и управления рисками страховых организаций орган страхового надзора России (ФСФР России) не может в настоящее время применять аналогичные меры для повышения эффективности деятельности страховых организаций и использовать результаты данных систем в текущей надзорной деятельности. Низкий уровень корпоративной культуры российских страховых организаций, непонимание практической ценности четко выстроенных систем корпоративного управления приводят к тому, что внутренний аудит и внутренний контроль во многих страховых компаниях проводятся формально, не несет дополнительной ценности компании и не повышает эффективности ее работы.

Применяя в своей деятельности оценку рисков страховой организации и построение карт рисков страховщиков, служба Банка России по финансовым рынкам1 может использовать данный механизм только как внутренний инструмент, результаты применения которого не могут быть основанием для применения мер государственного страхового надзора и направления рекомендаций страховым компаниям по улучшению качества процессов, ко-

1 Полномочия ФСФР России по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 1 сентября 2013 г. переданы Банку России (Федеральный закон от23.07.2013 №№ 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков».

торые страховщик не обязан осуществлять в силу закона.

Кроме того, в связи с отсутствием у органа страхового надзора возможности пользоваться таким инструментом, как мотивированное суждение, ФСФР России испытывала большое количество проблем, связанных с несовершенством страхового законодательства.

В случае если действия органа страхового надзора недостаточно четко прописаны или законодательством не учтены ситуации, которые встречаются на практике, для осуществления разумных рациональных действий ФСФР России приходилось выбирать - нарушать требования законодательства или осуществлять неэффективные действия, прописанные в нормативных правовых актах.

Для исправления сложившейся ситуации в России необходимо законодательно установить требование к обязательному наличию систем управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита страховых компаний, а также разработать общие требования и рекомендации к их функционированию. Орган страхового надзора должен тесно взаимодействовать с руководством страховых компаний, давая рекомендации по улучшению качества систем корпоративного управления, повышению их эффективности для улучшения показателей деятельности страховых компаний и в конечном итоге защиты прав страхователей.

Список литературы

1. Бумбаджи Я., Цыганов А. А. Международный опыт интегрированного финансового надзора // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 43.

2. Грызенкова Ю. В., Журавин С. Г., Солома-тина А. С. Стратегическое управление персоналом в страховых компаниях: проблемы, теория и практика. М., МАКСС Групп, Объединенная редакция журналов «Организация продаж страховых продуктов» и «Управление в страховой компании», 2012

3. Принципы корпоративного управления ОЭСР (2004 г.). URL: http://www.corp-gov.ru/projects/ principles-ru.pdf.

4. Цыганов А. А. Развитие страхового рынка России в контексте мирового страхового хозяйства // Страховое дело. 2006. № 11.

5. Цыганов А. А., Языков А. Д., Гришин П. А. Канадский опыт организации системы ипотечного страхования // Страховое дело. 2011. № 5.

6. OSFI Supervisory Framework, August 1999, revision: December 2010. URL: http://www. osfi-bsif. gc. ca/app/DocRepository/1/eng/practices/supervisory/ framew_e. pdf.

7. OSFI Corporate Governance Guideline, Sound Business and Financial Practices, January 2013. URL: http://www.osfi-bsif. gc.ca/app/DocRepository/1/eng/ guidelines/sound/guidelines/CG_Guideline_e. pdf.

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» ИнфорМИруеТ

о продолжении подписки на I полугодие 2014 г.

Все издаваемые журналы и отдельные статьи, публикуемые в наших изданиях, доступны и в электронном виде на сайте интернет-магазина www.dilib.ru.

По всем вопросам подписки либо приобретения предыдущих выпусков журналов

обращаться в отдел реализации.

Напоминаем также, что нашим подписчикам предоставляется возможность размещения рекламы в наших изданиях с 50%-нои скидкой.

(495) 989-96-10 podpiska@fin-izdat.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.