Научная статья на тему 'Бухгалтерский учет и внутренний контроль в системе обеспечения непрерывности страхового бизнеса'

Бухгалтерский учет и внутренний контроль в системе обеспечения непрерывности страхового бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОСТЬ СТРАХОВОГО БИЗНЕСА / СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / СИСТЕМА УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ / РЕЗЕРВНАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демироглу Н. Б., Биляев Э.

В статье освещается проблема усовершенствования системы бухгалтерского учета, а также организации внутреннего контроля в страховой компании в целях обеспечения непрерывной деятельности страхового предпринимательства. Определены системные элементы по обеспечению непрерывности страхового бизнеса при учете особенностей деятельности страховой компании. Также выявлено значение системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в процессе обеспечения непрерывности страхового бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бухгалтерский учет и внутренний контроль в системе обеспечения непрерывности страхового бизнеса»

УДК: 657

Демироглу Н.Б.

к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Биляев Э.

магистрант, ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ СТРАХОВОГО БИЗНЕСА

В статье освещается проблема усовершенствования системы бухгалтерского учета, а также организации внутреннего контроля в страховой компании в целях обеспечения непрерывной деятельности страхового предпринимательства. Определены системные элементы по обеспечению непрерывности страхового бизнеса при учете особенностей деятельности страховой компании. Также выявлено значение системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в процессе обеспечения непрерывности страхового бизнеса.

Ключевые слова: непрерывность страхового бизнеса, система внутреннего контроля, система учета и отчетности, резервная система, финансовая устойчивость.

Постановка проблемы. Стабильное и долгосрочное функционирование рынка страхования возможно лишь при условии соблюдения непрерывности деятельности основных его субъектов — страховых компаний. Непрерывность деятельности хозяйствующего субъекта представляет собой продолжительность деятельности в будущем. В условиях рынка при неопределенности внешней и внутренней финансово-хозяйственной среды предприятия хозяйствующий субъект самостоятельно принимает управленческие решения, в результате чего могут возникнуть риски, которые вызваны отклонениями результатов фактических от планируемых. При влиянии любого из таких рисков большая вероятность возникновения негативных последствий, в связи с чем каждый субъект должен разрабатывать собственную систему мер, которые направленны на максимальное сокращение вероятности наступления нежелательных последствий [1].

Цель работы — раскрыть роль бухгалтерского учета и внутреннего контроля в системе обеспечения непрерывности страхового бизнеса

Изложение основного материала. Страховое предприятие осуществляет свою деятельность при условии повышенного риска, так с одной стороны предприятие принимает на себя риски страхователей (то есть, страховые риски), а с другой стороны сталкивается как хозяйствующий субъект с собственными предпринимательскими рисками. В этой связи, одной из стратегических ключевых задач компании является обеспечение непрерывности своей деятельности.

Система обеспечения непрерывности страхового бизнеса состоит из трех основных взаимосвязанных функциональных блоков:

1) бизнес-процессы, которые обеспечивают непрерывность страхового бизнеса;

2) риски, возникающие при обеспечении непрерывности страхового бизнеса;

3) применяемые методы моделирования рисков и их оценки, которые обусловлены обеспечением непрерывности страхового бизнеса.

К основным бизнес-процессам, оказывающим непосредственное влияние на обеспечение непрерывности страхового бизнеса, относятся: тарифная политика; перестраховочная политика и инвестиционная политика формирование страхового портфеля; формирование резервной системы. Каждый из данных процессов несет в себе соответствующий риск, который в свою очередь воздействует на обеспечение

непрерывности страхового бизнеса. Основными методами моделирования и оценки рисков в страховом бизнесе являются актуарная оценка и актуарное моделирование.

Под актуарной деятельностью следует понимать проведение расчетов и оценивание различных параметров договоров финансового характера, в которых платеж зависит от события, имеющего вероятностную природу [2], что характерно для страховой деятельности.

В законодательстве актуарная деятельность представлена как профессиональная деятельность субъектов, которая направлена на проведение актуарных расчетов в отношении объекта актуарной оценки» [3]. В этом случае объектами актуарной оценки для страховых компаний признаются:

1) страховые тарифы страховщика;

2) страховые вероятности наступления страховых рисков;

3) инвестиционные проекты страховщика.

4) страховые резервы страховщика;

Одним из основных источников финансовой информации о показателях платежеспособности и финансовой устойчивости, а также активах, обязательствах и капитале, является система бухгалтерского учета и отчетности. В соответствии со значениями показателей финансовой устойчивости и платежеспособности проводится процедура оценки процесса воздействия разнообразных рисков на финансовое состояние страхового предприятия, а также на непрерывность его деятельности. Также, такой анализ финансовой отчетности страховщика предоставляет информацию о возможных рисках предприятия, которые оказывают влияние на такие объекты бухгалтерского учета, как активы, обязательства, страховые резервы, доходы, расходы, а также капитал.

Основным органом страхового надзора является Федеральная служба по финансовым рынкам. Основной функцией данной службы является представительство интересов государства и страхователей в части обеспечения финансовой стабильности страхового сектора. Таким образом, одной из главенствующих функций страхового надзора является контроль за соблюдением непрерывного процесса функционирования страховых предприятий.

Однако, та отчетность, которая предоставляется на конкретную дату, не всегда отражает реальную картину финансового положения страхового предприятия. Данное обстоятельство связано с тем, что бухгалтерская отчетность, формируемая в промежутке между отчетными датами, основана на информации, которая не подлежит аудиту. Таким образом, данное обстоятельство ставит под сомнение достоверность такой информации. Кроме этого, одной из острых проблем российского страхового рынка является его прозрачность.

Вышеуказанные проблемы обусловили активность в вопросе реформирования порядка проведения надзора страховой деятельности. Данный процесс сопровождается использованием международных стандартов, регулирующих страховую деятельность, в практику российских страховых организаций, также стандартов МСФО и стандартов внутреннего контроля и аудита.

Под системой внутреннего контроля страховой компании необходимо понимать такой экономический инструмент по обеспечению непрерывной страховой деятельности, который позволяет в условиях неопределенности внешней и внутренней среды предприятия достигать поставленные цели.

Введение системы рискориентированного надзора Solvency II в систему регулирования российского страхового рынка является качественно новой ролью системы учета и отчетности страхового бизнеса. Стандарт регулирования и контроля платежеспособности Solvency II разработан с целью совершенствования управления страховым бизнесом с помощью «введения управления активами и обязательствами на основе оценки рисков».

Данный подход базируется на сочетании методов классической актуарной науки, специальных знаний теории риск-менеджмента, а также методов бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Поэтому с целью дальнейшего сближения международных стандартов Solvency II должна быть совместима со стандартами оценки и отчетности IASB (Совет по международным стандартам финансовой отчетности); кроме того, она будет соответствовать разработкам IAIS (Международная ассоциация страховых надзоров) и IAA (Международная актуарная ассоциация).

Система Solvency II определяет три группы требований:

1 — количественное определение нормативного капитала;

2 — качественные требования, процедуры контроля со стороны надзорных органов;

3 — рыночная прозрачность [4].

Количественные требования сводятся к определению правил формирования технических резервов и к определению размера собственного капитала. Требования к определению собственного капитала состоят из 2-х уровней: минимальных требований к капиталу (MCR) и требований к капиталу для обеспечения платежеспособности (SCR). При несоблюдении минимальных требований к капиталу орган страхового надзора вправе немедленно отозвать лицензию на осуществление страховой деятельности. При несоблюдении требований к капиталу для обеспечения платежеспособности орган страхового надзора может потребовать план финансового оздоровления, назначить своих управляющих портфелем компании, ограничить распоряжение активами и применить другие санкции к компании. SCR может определяться как по стандартной формуле, так и по внутренней модели страховщика, одобренной органом страхового надзора.

Качественные требования основаны на оценке органом страхового надзора стратегии, основных бизнес-процессов и рисков страховщика. Если орган страхового надзора оценит уровень капитала, рассчитанный в полном соответствии с «Solvency II», недостаточным, он имеет право потребовать его увеличения. Для обеспечения платежеспособности и необходимого уровня капитала у каждого страховщика должна быть «собственная система оценки рисков и платежеспособности, которая является инструментом для страховых компаний, помогающим им принимать правильные экономические решения при проведении страховой деятельности, и инструментом для надзорных органов, направленным на определение уровня риска портфеля компании» [4].

Требования в отношении рыночной прозрачности означают ежегодное опубликование страховщиками отчетов о своем финансовом состоянии, включающих: описание бизнеса, системы корпоративного управления и оценку его адекватности принятым рискам страховщика, подверженности рискам, методов оценки активов и обязательств, структуры и качества собственного капитала, размеры MCR и SCR, информацию о любом несоответствии MCR либо SCR за отчетный период.

Применение стандарта Solvency II предполагает использование так называемых внутренних моделей страхового бизнеса, ориентированных на контроль индивидуальных рисков конкретной страховой компании. Предполагается, что данное нововведение поможет улучшить оценку финансового состояния, повысить стабильность страховых рынков и информационную прозрачность для пользователей отчетности страховых организаций.

Использование внутренних моделей для страховщиков также означает и то, что разработка индивидуальных требований к системе внутреннего контроля каждого страховщика становится необходимым условием для его стабильного существования в рыночных условиях и для соответствия правилам и нормам, разрабатываемым страховым надзором. Поэтому в настоящее время Министерство Финансов разрабатывает правила организации внутреннего контроля и требования к содержанию положения об организации и осуществлении внутреннего аудита страховщика. Ответственность за организацию служб внутреннего контроля несет руководство страховых компаний. Формирование риск-ориентированной системы внутреннего контроля в страховой компании является

трудоемким процессом, который несет неопределенность результатов. Исходя из этого система внутреннего контроля будет подлежать тестированию и являться одним из факторов надежности страховой компании. Система учета и отчетности также будет рассматриваться с позиций обеспечения финансовой стабильности страховщика. Органом страхового надзора в практику контроля над рисками будет введено составление карты рисков каждого страховщика на основе анализа бухгалтерской отчетности. Основным объектом проверки в отчетности страховщика являются страховые резервы. Это обусловлено тем, что величина страховых резервов является главным фактором платежеспособности и финансовой устойчивости. Актуарную оценку принятых страховых обязательств (страховых резервов) страховщики обязаны проводить по итогам каждого финансового года. Результаты актуарной оценки должны отражаться в соответствующем заключении, представляемом в орган страхового надзора.

Таким образом, без применения актуарных методов в страховой организации невозможно создать контрольную среду, которая бы позволила эффективно проводить оценку страховых, финансовых и инвестиционных рисков, и последствий их действия. Актуарный контроль является элементом системы внутреннего контроля и позволяет проводить экспертизу финансовой безопасности страховой компании.

Основным инструментом внутреннего контроля выступает проверка деятельности отдельных подразделений и организации в целом. Конкретные объекты проверок выбираются в соответствии с целями контроля. При этом проверку может осуществлять специально созданная ревизионная служба, а также служба внутреннего аудита или внутреннего контроля.

С позиции обеспечения непрерывности деятельности страховых организаций внутренний контроль осуществляется по следующим основным направлениям: — проверка страховой, инвестиционной и общехозяйственной деятельности на предмет соблюдения действующего законодательства, внутренних документов страховой организации и ее стратегии; — проверка надежности системы учета и отчетности; — оценка качества и соответствия, а также оптимальности систем, процессов и процедур, в анализе организационных структур; — актуарный контроль; — проверка качества системы управления рисками, которая должна позволять измерять, отслеживать и контролировать все основные риски [5].

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

1. Роль системы внутреннего контроля в процессе обеспечения непрерывности деятельности страховой компании заключается в оценке эффективности управления рисками, оказывающими влияние на показатели финансовой устойчивости и платежеспособности, а также в проверке качества информационного обеспечения формирования показателей финансовой устойчивости и платежеспособности.

2. В новых условиях развития и регулирования страхового рынка система учета и отчетности страховых компаний приобретает новое значение, которое обусловлено необходимостью соблюдения непрерывности страховой деятельности.

3. Формирование контрольной среды, учитывающей специфику деятельности страховой компании и возникающих с ее осуществлением рисков и неопределенности, позволит увеличить степень надежности механизма контроля и повысить эффективность управления страховой компанией. Следовательно, методы бухгалтерского учета и актуарные методы должны являться составной частью рамок внутреннего контроля в страховой компании.

Литература

1. Шевелев, А.Е. Риски в бухгалтерском учете: учебное пособие / А.Е. Шевелев, Е.В. Шевелева. — М.: КНОРУС, 2007. — 280 с.

2. Отзыв на законопроект «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» Гильдии актуариев РФ от 14.03.2008.

3. Об актуарной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Проект Федерального закона № 445108-4 (принят в первом чтении — Постановление ГД ФС РФ от 15.01.2010 № 3092-5 ГД).

4. Агафонов, Н.Н. Цель — устойчивость рынка, или Solvency II в России / Н.Н. Агафонов // Атлас страхования. — М., 2009, № 6.

5. Кварандзия А.А. Порядок осуществления внутренних проверок / А.А. Кварандзия // Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. — М.: Регламент, 2009, № 4. — С. 49-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.