Научная статья на тему 'Управление рисками в условиях недобросовестной конкуренции в целях обеспечения экономической безопасности России'

Управление рисками в условиях недобросовестной конкуренции в целях обеспечения экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
добросовестная конкуренция / недобросовестная конкуренция / угрозы экономической безопасности организаций от недобросовестной конкуренции / государственная политика в сфере борьбы с недобросовестной конкуренцией / fair competition / unfair competition / threats to the economic security of organizations from unfair competition / state policy in the field of combating unfair competition

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щелакова В.А.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, недобросовестная конкуренция ставит под угрозу экономическую безопасность государства. В этой связи в статье представлен анализ современного состояния и динамики недобросовестной конкуренции, а также ее влияние на экономическую безопасность организаций. Особое внимание уделено вопросам защиты экономической безопасности организаций, ведущих свою деятельность на принципах честной конкуренции. Значимость пристального внимания к недобросовестной конкуренции объясняется тенденцией высокотехнологичных рынков к монополизации, основанной на высокой степени концентрации капиталов. В статье отмечается, что несмотря на достаточно большое количество теоретических исследований в области конкуренции, фиксируется отсутствие системного изложения проблемы, в частности, является дискуссионным на протяжении длительного времени вопрос о соотношении понятий «недобросовестная конкуренция» и «монополистическая деятельность», поскольку каждое из понятий является многогранным явлением. Другой проблемой, требующей пристального внимания, является выработка четкого представления о содержании антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности в сети Интернет и определения роли государства в решении данного вопроса. Актуальность вышеперечисленных проблем предопределяет необходимость более глубокого и системного анализа перспектив дальнейшего развития законодательства о конкуренции с последующей выработкой предложений по решению существующих в данной области проблем с целью улучшения экономической безопасности организаций. В статье проанализированы причины угроз экономической безопасности организаций от недобросовестных конкурентных действий на рынке; исследовано современное состояние и динамика развития недобросовестной конкуренции в России; проанализировано влияние недобросовестной конкуренции на экономическую безопасность организаций; рассмотрены методы и формы государственного воздействия на недобросовестную конкуренцию в России; представлены направления совершенствования борьбы с недобросовестной конкуренцией, направленные на укрепление экономической безопасности организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Isk management in conditions of unfair competition in order to ensure the economic security of Russia

The relevance of the research topic is due to the fact that unfair competition threatens the economic security of the state. In this regard, the article presents an analysis of the current state and dynamics of unfair competition, as well as its impact on the economic security of organizations. Special attention is paid to the issues of protecting the economic security of organizations operating on the principles of fair competition. The importance of close attention to unfair competition is explained by the tendency of high-tech markets to monopolization based on a high degree of concentration of capital. The article notes that despite a fairly large number of theoretical studies in the field of competition, the lack of a systematic presentation of the problem is fixed, in particular, the question of the relationship between the concepts of "unfair competition" and "monopolistic activity" has been debatable for a long time, since each of the concepts is a multifaceted phenomenon. Another problem that requires close attention is the development of a clear understanding of the content of antimonopoly regulation of business activity on the Internet and the definition of the role of the state in solving this issue. The relevance of the above-mentioned problems determines the need for a deeper and systematic analysis of the prospects for further development of competition law, followed by the development of proposals to solve existing problems in this area in order to improve the economic security of organizations. The article analyzes the causes of threats to the economic security of organizations from unfair competitive actions in the market; examines the current state and dynamics of the development of unfair competition in Russia; analyzes the impact of unfair competition on the economic security of organizations; considers methods and forms of state influence on unfair competition in Russia; presents directions for improving the fight against unfair competition aimed at strengthening economic security organizations.

Текст научной работы на тему «Управление рисками в условиях недобросовестной конкуренции в целях обеспечения экономической безопасности России»

УДК 314

DOI: 10.17586/2310-1172-2023-16-4-77-89 Научная статья

Управление рисками в условиях недобросовестной конкуренции в целях обеспечения экономической безопасности России

Канд. экон. наук Щелакова В.А. cherfa@yandex.ru Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России им. Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева 196105, Россия, Санкт-Петербург, Московский пр., 149

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, недобросовестная конкуренция ставит под угрозу экономическую безопасность государства. В этой связи в статье представлен анализ современного состояния и динамики недобросовестной конкуренции, а также ее влияние на экономическую безопасность организаций. Особое внимание уделено вопросам защиты экономической безопасности организаций, ведущих свою деятельность на принципах честной конкуренции. Значимость пристального внимания к недобросовестной конкуренции объясняется тенденцией высокотехнологичных рынков к монополизации, основанной на высокой степени концентрации капиталов. В статье отмечается, что несмотря на достаточно большое количество теоретических исследований в области конкуренции, фиксируется отсутствие системного изложения проблемы, в частности, является дискуссионным на протяжении длительного времени вопрос о соотношении понятий «недобросовестная конкуренция» и «монополистическая деятельность», поскольку каждое из понятий является многогранным явлением. Другой проблемой, требующей пристального внимания, является выработка четкого представления о содержании антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности в сети Интернет и определения роли государства в решении данного вопроса. Актуальность вышеперечисленных проблем предопределяет необходимость более глубокого и системного анализа перспектив дальнейшего развития законодательства о конкуренции с последующей выработкой предложений по решению существующих в данной области проблем с целью улучшения экономической безопасности организаций. В статье проанализированы причины угроз экономической безопасности организаций от недобросовестных конкурентных действий на рынке; исследовано современное состояние и динамика развития недобросовестной конкуренции в России; проанализировано влияние недобросовестной конкуренции на экономическую безопасность организаций; рассмотрены методы и формы государственного воздействия на недобросовестную конкуренцию в России; представлены направления совершенствования борьбы с недобросовестной конкуренцией, направленные на укрепление экономической безопасности организаций. Ключевые слова: добросовестная конкуренция, недобросовестная конкуренция, угрозы экономической безопасности организаций от недобросовестной конкуренции, государственная политика в сфере борьбы с недобросовестной конкуренцией.

Scientific article

Isk management in conditions of unfair competition in order to ensure the economic

security of Russia

The relevance of the research topic is due to the fact that unfair competition threatens the economic security of the state. In this regard, the article presents an analysis of the current state and dynamics of unfair competition, as well as its impact on the economic security of organizations. Special attention is paid to the issues of protecting the economic security of organizations operating on the principles of fair competition. The importance of close attention to unfair competition is explained by the tendency of high-tech markets to monopolization based on a high degree of concentration

Ph.D. Shchelakova V.A. cherfa@yandex.ru St. Petersburg University of the State Fire Service of the Emercom of Russia named after Hero of the Russian Federation Army General E.N. Zinichev 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Prospect 149

of capital. The article notes that despite a fairly large number of theoretical studies in the field of competition, the lack of a systematic presentation of the problem is fixed, in particular, the question of the relationship between the concepts of "unfair competition" and "monopolistic activity" has been debatable for a long time, since each of the concepts is a multifaceted phenomenon. Another problem that requires close attention is the development of a clear understanding of the content of antimonopoly regulation of business activity on the Internet and the definition of the role of the state in solving this issue. The relevance of the above-mentioned problems determines the need for a deeper and systematic analysis of the prospects for further development of competition law, followed by the development ofproposals to solve existing problems in this area in order to improve the economic security of organizations. The article analyzes the causes of threats to the economic security of organizations from unfair competitive actions in the market; examines the current state and dynamics of the development of unfair competition in Russia; analyzes the impact of unfair competition on the economic security of organizations; considers methods andforms of state influence on unfair competition in Russia; presents directions for improving the fight against unfair competition aimed at strengthening economic security organizations.

Keywords: fair competition, unfair competition, threats to the economic security of organizations from unfair competition, state policy in the field of combating unfair competition.

Введение

Недобросовестная конкуренция - прямая угроза финансовой устойчивости пострадавших хозяйствующих субъектов, а значит может причинить вред их экономической безопасности. Предотвращение угроз недобросовестных конкурентных действий на рынке способствует укреплению экономической безопасности организаций [15]. В связи с этим в статье рассматриваются проблемы управления рисками в условиях недобросовестной конкуренции в России для обеспечения экономической безопасности организаций, ведущих свою деятельность на принципах честной конкуренции. Для развития и поддержки добросовестной конкуренции необходимо принять следующие меры: разграничение функций по контролю и надзору между федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, усиление антимонопольного контроля за действиями органов исполнительной власти; усиление поддержки инновационной предпринимательской деятельности и повышение доступности финансово-кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса; упрощение процедуры доступа и уменьшение стоимости присоединения к инфраструктуре естественных монополий.

Основная часть

С целью анализа состояния и динамики развития недобросовестной конкуренции в России проведем исследование изменения конкурентной среды в динамике. В понятие «конкурентная среда» входит утвердившаяся на рынке схема борьбы производителей товаров и услуг за преобладание на рынке посредством привлечения на свою сторону потребителей, поставщиков и партнеров [9]. Анализ конкурентной среды в России производится на основе учета двух основных показателей, представленных на рис. 1.

Показатель интенсивности конкуренции: определяет степень соперничества между конкурирующими на рынке хозяйствующими субъектами и базируется на данных, полученных в результате опросов хозяйствующих субъектов

Показатель состояния конкурентной среды: определяет степень её развития и базируется на данных, полученных в результате опросов хозяйствующих субъектов и

_официальной статистической

информации

Рис. 1. Показатели анализа конкурентной среды в России [11, с. 54]

Методика проведения анализа утверждена в Приказе Минэкономразвития № 137 от 4 апреля 2011 г. «Об утверждении методики определения основных показателей и критериев оценки состояния конкурентной среды» и представляет собой заполнение субъектами хозяйственной деятельности социальной анкеты выборочным способом [6]. Затем выполняется оценка полученных статистических данных. На основании статистических данных определим уровень конкуренции в Российской Федерации (рис. 2). По результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что 49% респондентов оценивают уровень конкуренции высоким, при этом отмечается снижение показателя на 2% по сравнению с 2020 годом. В то же время отмечается увеличение количества респондентов, отметивших общее снижение конкуренции в 2021 году до 24 %. Из этого можно сделать общий вывод о высоком уровне конкуренции в Российской Федерации, имеющем тенденцию к снижению.

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

51% 48% 46% 49%

53% 51%

21% 24% 25% 27% 22% 24%

2016 2017 2018

Слабая конкуренция или ее отсутствие

2019 2020 2021

I Высокая или очень высокая конкуренция

Рис. 2. Уровень конкуренции в Российской Федерации

Указ Президента РФ № 618 от 21.12.2017 г. «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» закрепил обязательность наличия на каждом рынке не менее трех субъектов, один из которых - представитель частного бизнеса и наличие государственного участия [5].

Рис. 3. Динамика выявления фактов недобросовестной конкуренции,

2018-2021 гг. [12]

Используя статистику ФАС РФ, проанализируем состояние недобросовестной конкуренции в России в период с 2018 г. по 2021 г. (рис. 3). Показатели рис. 3 свидетельствуют о том, что в ФАС РФ поступает от 3-х до 5 тысяч заявлений о фактах недобросовестной конкуренции, из них после проведения проверки подтверждается меньше трети.

Анализируя динамику поступивших заявлений и выявленных нарушений, можно отметить их тенденцию к снижению. Стоит отметить, что количество заявлений было наибольшим в 2019 году, что может свидетельствовать о повышении доверия граждан к деятельности антимонопольных органов. Однако в период с 2020 года по 2021 год количество поступивших заявлений вновь снизилось в связи с экономическими последствиями ограничений, связанных с пандемией короновируса [14]. В течение анализируемого периода количество поступивших заявлений и выявленных нарушений снизились на 8,92% и на 53,54%, соответственно. Однако, в 2021 году доля выявленных нарушений по сравнению с поступившими заявлениями уменьшилась вдвое по сравнению с 2018 годом.

Для более детального анализа рассмотрим каждый вид нарушения отдельно. Динамика показателей по дискредитации в РФ за 2018-2021 годы представлена на рис. 4.

500 450 400 350 300 250 200 150 100 50 0

440

Заявления

69

58

48

Предупреждения

13 16 10 9 Дела

9

14

6

7

Решение о признании нарушения

2018 2019 2020 2021

8

Рис. 4. Динамика показателей по дискредитации в Российской Федерации за 2018-2021 годы

Следует отметить снижение на 12,33% в 2021 году количества поступивших заявлений по дискредитации, чем в 2018 году и существенное снижение количества предупреждений за анализируемый период - на 88,41%. Однако количество дел и решений о признании нарушений в целом осталось на низком уровне за весь период. Динамика показателей «введение в заблуждение» в Российской Федерации за 2018-2021 годы представлена на рисунке 5.

В ходе анализа динамики показателей «введение в заблуждение» количество предупреждений снизилось в 2021 году в 2,5 раза (на 80,63%) в сравнении с 2018 годом. Общая тенденция к снижению показателей может свидетельствовать о более осознанном поведении некоторых групп населения. Динамика показателей «некорректное сравнение» в РФ за 2018-2021 годы представлена на рисунке 6.

1400

1200

1000

800

600

400

200

1211

Заявления

217 178 211

85

Предупреждения

60 44 31 Дела

25

46 37 26

20

Решение о признании нарушения

2018 2019 2020 2021

0

Рис. 5. Динамика показателей «введение в заблуждение» в Российской Федерации за 2018-2021 годы

300

250

200

150

100

50

250

Заявления

150

69

10

653

10

Предупреждения

Дела

Решение о признании нарушения

2018 2019 2020 2021

Рис. 6. Динамика показателей категории «некорректное сравнение» в Российской Федерации за 2018-2021 годы

В течение анализируемого периода количество заявлений и предупреждений снизилось на 15,76% и 13,24%, соответственно. Количество дел и решений о признании нарушений значительно выросло (рост на 66,66%). Следует отметить незначительное увеличение поступивших заявлений по приобретению и использованию исключительных прав на средства индивидуализации (на 1,99%), однако отмечается снижение количества возбужденных дел (спад на 43,14%), что может свидетельствовать о росте осведомленности правообладателей и более активных действиях для защиты своих прав (рис. 7). Динамика показателей, представленных на рис. 8

3

0

свидетельствует о том, что количество заявлений, связанных с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности остается на одном уровне.

300

250

200

150

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100

50

278

51

42 43

29

38

20

30

19

Заявления

Дела Решение о признании нарушения

2018 "2019 " 2020 И2021

Рис. 7. Динамика показателей «по приобретению и использованию исключительного права на средства

индивидуализации» в России за 2018-2021 годы

Количество дел увеличилось на 9,52%. Компетентные органы продолжают работу в этом направлении и увеличивают количество дел и решений о признании нарушений по этой категории.

Динамика показателей по смешению за 2018-2021 гг. (рис. 9) показывает, что количество заявлений сократилось на 5,9%, но все еще остается значительным и в 2021 году составляет 655 заявлений. Количество дел и решений о признания нарушения по этой категории, также непрерывно снижается (на 46,62%). Данная тенденция может указывать на улучшение контроля в области борьбы со смешением товаров и услуг. Динамика показателей по категории «незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну» представлена на рис. 10.

160 140 120 100 80 60 40 20 0

139 139 139

133

21

23

16

13

10

12

Заявления

Дела

2018 И2019 -2020 "2021

Решение о признании нарушения

0

Рис. 8. Динамика показателей по категории незаконное использование результатов интеллектуальной

деятельности в России за 2018-2021 годы

900 800 700 600 500 400 300 200 100 0

806

236

191

III!

174

126

Заявления Дела

■ 2018 И2019 И 2020 И 2021

Решение о признании нарушения

Рис. 9. Динамика показателей по категории «смешение» в России за 2018-2021 годы

Динамика показателей указывает, что количество поступивших заявлений уменьшается (спад на 44,83%). Количество предупреждений осталось на очень низком уровне в последние два года, а количество дел и решений о признании нарушений целый год не было зарегистрировано. Вопросы недобросовестной конкуренции остаются актуальными для бизнеса в России, и необходимо продолжать работу по их устранению и предотвращению.

90 80 70 60 50 40 30 20 10

77

10

Заявления

Предупреждения

12 Дела

0

1

0

Решение о признании нарушения

2018 И2019 2020 И 2021

3

2

1

0

0

0

0

Рис. 10. Динамика показателей по категории «незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну» в России за 2018-2021 год

Исследование практики недобросовестной конкуренции с учетом виртуального рынка дает возможность определить новые способы реализации монополистической деятельности (рис. 11).

С л 1. Навязывание контрагентам невыгодных условий контракта посредством принуждения к созданию учётной записи на платформе, находящейся в собственности лица

с > 2. Необоснованное установление различных цен на один

и тот же товар V >

^ 3. Экономически или технологически не обоснованные ^ отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставок соответствующего товара

4. Обмен хозяйствующих субъектов информацией о своих будущих действиях и стратегиях монополистического характера

Рис. 11. Способы реализации монополистической деятельности [13]

Новые принципы реализации товарно-денежных отношений в рамках новой цифровой реальности сделали необходимым пересмотр антимонопольного регулирования в Российской Федерации. В связи с этим ФАС РФ была утверждена «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 г.» [7]. На рис. 12 представлено содержание антимонопольного контроля.

1. Вариативность подходов к выполнению правил антимонопольного законодательства

2. Введение конкурентной и недискриминационной основы обеспечения права доступа к природным ресурсам во всех сферах

3. Обновление критериев механизма контроля за экономической концентрацией

4. Закрепление в законодательстве правового регулирования случаев полного освобождения от ответственности участников антиконкурентных соглашений в случае добровольного признания и прекращения подобной деятельности

г-

5. Внесение поправок в правовое регулирование законов о банковской, налоговой и служебной тайне

6. Ограничение «вертикальных» соглашений

7. Ограничение сделок, направленных на экономическую концентрацию

8. Создание специализированной законодательной базы для регулирования предпринимательской деятельности в сети Интернет

Рис. 12. Меры обеспечения соблюдения антимонопольного законодательства

Общее несовершенство и противоречивость антимонопольного законодательства ставит под сомнение эффективность мер, применяемых к недобросовестным конкурентам. Так, не до конца проработанным является вопрос об ответственности за нарушения в области антимонопольного права [1, 2]. Проведенный анализ сущности и правового регулирования недобросовестной конкуренции в РФ позволяет утверждать, что применение конкурентного права в отношении субъектов хозяйственной деятельности, ведущим свою деятельность с нарушением норм антимонопольного законодательства, является актуальным вопросом правоприменительной практики в РФ.

Антимонопольное регулирование является существенным рычагом воздействия на рынок, содействуя установлению здоровой конкуренции [1]. Основными рычагами давления на недобросовестных участников являются: административное принуждение (штраф) и установка ценовых и налоговых барьеров, что служит снижению уровня экономической концентрации и монополизации производства [10, с. 52].

Законодательство о конкуренции не преследует целей ее устранения, наоборот, способствует установлению здоровых конкурентных отношений на рынке, защите потребительских интересов и, в конечном итоге, экономической безопасности организаций. Российское антимонопольное законодательство и действия ФАС РФ направлены на предотвращение угроз национальным интересам России. Формы недобросовестного конкурентного поведения, описанные в ФЗ № 135-Ф3 «О защите конкуренции» [3, 4] разнообразны, а их перечень открыт.

Рис. 13. Рекомендации по изменению законодательства о конкуренции

Дальнейшее развитие российского законодательства о конкуренции должно идти с учетом специфики цифрового пространства, для чего должны быть выработаны новые способы выявления неправомерных деяний в области конкуренции, например, противодействие картельному сговору цифровых платформ, или других крупных игроков рынка, например, сотовых операторов и прочими действиями, направленными на противодействие монополизации [8]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что антимонопольное регулирование является значимым элементом рыночных отношений, так как противостоит проявлениям недобросовестного поведения рыночных субъектов с помощью механизма государственного принуждения. Отечественное законодательство о недобросовестной конкуренции полностью соответствует международным нормам и даже во многом его опережает, так как является более молодым и более адаптированным к требованиям рынка, однако требует совершенствования [9] (рис. 13).

Рис. 14. Проблемы российского антимонопольного регулирования

7. Ограничение сделок, направленных на экономическую концентрацию.

Рис. 15. Перспективные меры содействия снижению недобросовестной конкуренции

Проблемы российского антимонопольного регулирования представлены на рис. 14. Основные меры, призванные содействовать снижению недобросовестной конкуренции в будущем, представлены на рис. 15. Таким образом, совершенствование регулирования антимонопольного законодательства и реализация предложений по содействию снижения недобросовестной конкуренции обеспечит эффективность в рамках единой конкурентной политики, реализуемой в стране.

Заключение

В статье уделено внимание управлению рисками в условиях недобросовестной конкуренции в России, раскрыта значимость деятельности государственных структур, направленной на предотвращение монополизации рынков, недопущения недобросовестной конкуренции и дискриминационных условий на рынке.

В качестве рекомендаций по созданию благоприятного экономического климата в России предлагается ряд направлений по развитию и поддержке добросовестной конкуренции: введение конкурентной и недискриминационной основы обеспечения права доступа к природным ресурсам во всех сферах деятельности; внесение поправок в правовое регулирование банковской, налоговой и служебной тайны; закрепление в законодательстве правового регулирования случаев полного освобождения от ответственности участников антиконкурентных соглашений в случае добровольного признания и прекращения подобной деятельности; обновление критериев механизма контроля за экономической концентрацией на основе использования методов экономического анализа; ограничение «вертикальных» соглашений и сделок, направленных на экономическую концентрацию.

В итоге следует сделать вывод, что решение различных проблем, связанных с управлением рисками в условиях недобросовестной конкуренции, требует совершенствования государственной политики по созданию благоприятного экономического климата и укреплению экономической безопасности в Российской Федерации.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч.1.Ч.2.Ч.3.Ч.4 по сост. на 03.03.2022. - М.: Эксмо, 2022. - 928 с.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023).

3. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - 31 июля. - № 31. Ч.1. - Ст. 3434.

4. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»: Федеральный закон от 01.03.2020 № 33-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2020. 05 марта. № 9. - Ст. 1125.

5. Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции: Указ Президента РФ т 21.12.2017 N 618// СПС «Гарант». - URL: http://base.garant.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Об утверждении методики определения основных показателей и критериев оценки состояния конкурентной среды: Приказ Минэкономразвития № 137 от 4 апреля 2011г. // СПС «Гарант». - URL: http://base.garant.ru

7. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденная протоколом Президиума ФАС России от 03.07.2019 № 6

8. Авдонин Р.В. Противодействие недобросовестной конкуренции, как элемент системы защиты прав человека / Р.В. Авдонин // Гуманистический фактор в современном праве: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 18-20 мая 2019 года / Ответственный редактор: Сошникова Т.А. - М.: Московский гуманитарный университет, 2019. С. 191-199.

9. Авлиярова В.А. Практика признания злоупотребления доминирующим положением на цифровых рынках в США, Германии и России // Правовой взгляд: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2021. С. 160-161.

10. Беликова К.М. Злоупотребление доминирующим положением в законодательстве, доктрине и правоприменительной практике Европейского Союза и стран Южноамериканского общего рынка -Аргентины, Бразилии и Перу // Право и политика. 2020. № 7 (79). С. 38-52.

11. Климова А.Н. Многообразие форм недобросовестной конкуренции: доктринальные аспекты и правоприменительная практика // Актуальные проблемы развития антимонопольного законодательства: Сборник научных докладов по итогам Всероссийской научно-практической конференции к 30-летию антимонопольного регулирования в России, Ханты-Мансийск, 20 октября 2021 года. - Шадринск: Общество с ограниченной ответственностью «Шадринский Дом печати». - 2021. - 260 с.

12. Недобросовестная конкуренция в России 2016-2021: Отчет «Р-Техно» Дата подготовки отчета: 06.11.2022г. -М.: Р-Техно, 2022. - 34с.

13. Самолысов П.В. Цифровая трансформация антимонопольного регулирования // Юрист. 2022. № 1. С. 26-29.

14. Салманов А.Б., Щелакова В.А. Государственно-частное партнерство как фактор экономической безопасности России // Научно-аналитический журнал «Надзорная деятельность и судебная экспертиза в системе безопасности». 2019. № 1. С. 32-36.

15. Салманов А.Б., Щелакова В.А. Интегральный подход для обеспечения безопасности хозяйствующих субъектов в условиях нестабильной среды. -СПб.: Издательство ООО «НПО ПБ АС». 2021. - 164 с.

Литература

References

1. Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii: Ch.1.Ch.2.Ch.3.Ch.4 po sost. na 03.03.2022. - M.: Eksmo, 2022. - 928 s.

2. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 04.08.2023) (s izm. i dop., vstup. v silu s 12.10.2023).

3. O zashchite konkurentsii: Federal'nyi zakon ot 26.07.2006 № 135-FZ (red. ot 05.12.2022) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2006. - 31 iyulya. - № 31. Ch.1. - St. 3434.

4. O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon «O zashchite konkurentsii»: Federal'nyi zakon ot 01.03.2020 № 33-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2020. 05 marta. № 9. - St. 1125.

5. Ob osnovnykh napravleniyakh gosudarstvennoi politiki po razvitiyu konkurentsii: Ukaz Prezidenta RF t 21.12.2017 N 618// SPS «Garant». - URL: http://base.garant.ru

6. Ob utverzhdenii metodiki opredeleniya osnovnykh pokazatelei i kriteriev otsenki sostoyaniya konkurentnoi sredy: Prikaz Minekonomrazvitiya № 137 ot 4 aprelya 2011g. // SPS «Garant». - URL: http://base.garant.ru

7. Strategiya razvitiya konkurentsii i antimonopol'nogo regulirovaniya v Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 g., utverzhdennaya protokolom Prezidiuma FAS Rossii ot 03.07.2019 № 6

8. Avdonin R.V. Protivodeistvie nedobrosovestnoi konkurentsii, kak element sistemy zashchity prav cheloveka / R.V. Avdonin // Gumanisticheskii faktor v sovremennom prave: Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Moskva, 18-20 maya 2019 goda / Otvetstvennyi redaktor: Soshnikova T.A. - M.: Moskovskii gumanitarnyi universitet, 2019. S. 191-199.

9. Avliyarova V.A. Praktika priznaniya zloupotrebleniya dominiruyushchim polozheniem na tsifrovykh rynkakh v SShA, Germanii i Rossii // Pravovoi vzglyad: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Penza, 2021. S. 160-161.

10. Belikova K.M. Zloupotreblenie dominiruyushchim polozheniem v zakonodatel'stve, doktrine i pravoprimenitel'noi praktike Evropeiskogo Soyuza i stran Yuzhnoamerikanskogo obshchego rynka - Argentiny, Brazilii i Peru // Pravo i politika. 2020. № 7 (79). S. 38-52.

11. Klimova A.N. Mnogoobrazie form nedobrosovestnoi konkurentsii: doktrinal'nye aspekty i pravoprimenitel'naya praktika // Aktual'nye problemy razvitiya antimonopol'nogo zakonodatel'stva: Sbornik nauchnykh dokladov po itogam Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii k 30-letiyu antimonopol'nogo regulirovaniya v Rossii, Khanty-Mansiisk, 20 oktyabrya 2021 goda. - Shadrinsk: Obshchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'yu «Shadrinskii Dom pechati». - 2021. - 260 s.

12. Nedobrosovestnaya konkurentsiya v Rossii 2016-2021: Otchet «R-Tekhno» Data podgotovki otcheta: 06.11.2022g. -M.: R-Tekhno, 2022. - 34s.

13. Samolysov P.V. Tsifrovaya transformatsiya antimonopol'nogo regulirovaniya // Yurist. 2022. № 1. S. 26-29.

14. Salmanov A.B., Shchelakova V.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak faktor ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii // Nauchno-analiticheskii zhurnal «Nadzornaya deyatel'nost' i sudebnaya ekspertiza v sisteme bezopasnosti». 2019. № 1. S. 32-36.

15. Salmanov A.B., Shchelakova V.A. Integral'nyi podkhod dlya obespecheniya bezopasnosti khozyaistvuyushchikh sub"ektov v usloviyakh nestabil'noi sredy. -SPb.: Izdatel'stvo OOO «NPO PB AS». 2021. - 164 s.

Статья поступила в редакцию 14.10.2023 Received 14.10.2023

Принята к публикации 07.12.2023 Accepted for publication 07.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.