Научная статья на тему 'Управление рисками в транспортных проектах, реализуемых на основе ГЧП'

Управление рисками в транспортных проектах, реализуемых на основе ГЧП Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЧП / ТРАНСПОРТ / ПРОЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / КОНКУРСНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / ЧАСТНЫЙ ИНВЕСТОР / TRANSPORT / PROJECT / RISK MANAGEMENT / PRIVATE INVESTOR / STATE AND PRIVATE BUSINESS PARTNERSHIP / COMPETITIVE DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уварова А.А., Сингур О.И.

Управление рисками в транспортных проектах, реализуемых на основе ГЧП / А.А. Уварова, О.И. Сингур // Транспорт Российской Федерации. 2009. № 1 (20). С 20. Авторы рассматривают возможности минимизации всех потенциально возможных рисков на стадии запуска проекта, а также особенности предпроектной подготовки по привлечению частного инвестора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risk management in transport projects realized on the basis of state and private business partnership

Risk management in transport projects realized on the basis of state and private business partnership / A.A. Uvarova, O.I. Singur // Transport of Russian Federation. 2009. № 1 (20). P. 20. The authors look into possibilities of minimizing all potential risks on the project launching, as well as features of pre design preparation to attract private investor.

Текст научной работы на тему «Управление рисками в транспортных проектах, реализуемых на основе ГЧП»

Управление рисками в транспортных проектах, реализуемых на основе ГЧП

А. А. УВАРОВА, зам. генерального директора ЗАО «АКГ «РБС», директор департамента транспортных и инфраструктурных проектов, О. И. СИНГУР, директор департамента правового консультирования ЗАО «АКГ «РБС»

В настоящее время в России только начинают формироваться механизмы государственно-частного партнерства и от того, насколько весомыми будут для бизнес-сообщества их результаты, зависит успешная реализация амбициозных транспортных стратегий.

Закладываемые сейчас правовые, экономические, ор-ганизационно-управлен-ческие и другие основы ГЧП способны во многом обеспечить использование данного инструмента для всех заинтересованных участников. Однако, как бы законодатели, финансовые, инвестиционные аналитики и другие профессионалы не пытались построить идеальную систему, риски были, есть и будут, поскольку изначально присущи любому инновационному процессу

Когда сегодня мы говорим о рисках государственно-частного партнерства, то обычно имеем в виду матрицу построения рисков, в которой отражены стадии выявления рисков и формирования мероприятий по их анализу — мониторингу — минимизации — недопущению — преодолению.

Выявленные риски — это осознанные риски, продуцирующие дополнительные задачи, решение которых нужно предусмотреть до и во время реализации проекта. И, прежде всего, следует остановиться на так называемых рисках запуска проекта, что в новой экономической ситуации становится особенно актуальным.

Предпроектные расходы — забота государства...

Привлечение частного капитала в проекты развития транспортной инфраструктуры возможно при условии, что инвесторы увидят реальную доходность инвестиций. Только в этом случае социальная направленность проекта не будет выглядеть в их глазах нежелательным бременем. Для продвижения транспортных инфраструктурных проектов и для привлечения наиболее эффективных в финансовом и управленческом отношении инвесторов иници-

атор проекта — в данном случае государство — должен выполнить определенный «предпроектный» минимум.

Перед проведением конкурсных процедур необходимо принять ряд решений, определяющих стратегию развития региона, концепцию развития транспортной сети, сформировать законодательную базу, обеспечивающую реализацию инвестиционных проектов с использованием форм государственно-частного партнерства, включить проект в генеральный план развития города, решить вопросы предоставления земельных участков, провести оценку воздействия проекта на окружающую среду. Обязательно должны быть проработаны технико-экономическое обоснование проекта, бизнес-план, проведено обоснование инвестиций, а также сформирован пакет конкурсных документов, содержащих технические и финансовые аспекты будущего строительства, требования к возводимому объекту.

В соответствии с требованиями законодательства РФ конкурсная документация должна содержать состав и описание объекта концессионного соглашения, в том числе технико-экономические показатели, финансовые условия концессии, финансовую модель строительства и эксплуатации объекта, требования к участникам, вытекающие из деталей данного проекта. Фактически в конкурсной документации осуществляется детальное изложение всех расчетов и представлений о будущем объекте и материализуются представления концедента о том результате, который должен быть получен по истечении концессионного соглашения.

На практике в рамках конкурсной документации потенциальные инвесторы получают информацию от инициатора конкурса по следующим ключевым характеристикам концессии:

• технико-экономический показатель объекта как основной критерий конкурса, в том числе формула его определения;

• требования к содержанию технической части конкурсного предложения участников, формирующие рамки технических и технологических представлений о будущем объекте;

• требования к финансовой части конкурсного предложения участников, выявляющие представление концеден-та о принципах, схемах и пропорциях финансирования инвесторами за счет частных средств (собственных или привлеченных);

• критерии, структура и расчеты финансовой модели проекта, которая готовится инвесторами на основании полученной от концедента информации об объекте;

• иные требования и характеристики объекта и конкурсной документации, позволяющие провести наиболее обоснованный выбор частного участника партнерства.

Для формирования критериев конкурса и тем более для проверки соответствия характеристик инвестора интересам государства и целям проекта фактически проводится прогнозирование всех проектных мероприятий (с выявлением предполагаемых рисков) вплоть до передачи объекта государству по завершении концессионного соглашения.

В связи с этим разработка предпрое-ктных документов сама по себе является капиталоемким процессом, отражающимся на общей стоимости проекта. Чем лучше проработана предпроект-ная документация, тем легче инвестору принять решение об участии в конкурсе, так как он может рассчитать экономическую эффективность, сроки реализации и сроки окупаемости проекта.

Анализ проектов, реализуемых в России, показывает, что все расходы до

момента проведения конкурса ложились, как правило, на бюджеты либо в виде собственных затрат, либо в виде софинансирования из государственных источников. В условиях кризиса, при начавшемся процессе секвестрования бюджетов, именно отсутствие средств на подготовительный «докон-курсный» этап становится базовым риском, который оказывает влияние на реализуемость инфраструктурных проектов.

Отсутствие средств на подготовительную стадию может привести к тому, что потенциальный инвестор уйдет в более проработанный на предварительной стадии проект. При этом важный для развития региона инфраструктурный объект не будет создан и передан в эксплуатацию, что негативно скажется на экономическом развитии региона, который недополучил необходимый объем частных инвестиций.

...Но эти заботы можно отдать на откуп частному инвестору

В рамках действующего законодательства механизм привлечения предп-роектных инвестиций прямо не определен и может быть сформирован сторонами самостоятельно. На практике существуют примеры разработки концепции реализации проекта, технико-экономического обоснования проекта за счет собственных средств инвестора, с последующей передачей инвестору прав на реализацию пилотного проекта в приоритетном порядке. Но такая схема юридически не гарантирует инвестору возврата затраченных средств.

Более приемлемой, на наш взгляд, является практика реализации предпроект-ной стадии инфраструктурных проектов посредством создания проектной компании. Компания может быть создана как с привлечением инвестора, так и со стопроцентным участием публично-правового образования.

Проектная компания выступает заемщиком и может привлекать средства частных инвесторов до конкурса именно для разработки предпроектных документов. При этом публично-правовое образование может предоставить финансовые гарантии исполнения проектной компанией обязательств перед инвестором по возврату заимствованных средств, а также содействовать в решении вопросов землепользования, получения согласований и разрешений, необходимых до начала проведения конкурса.

Возврат расходов на предпроектные работы отражается в конкурсной документации, выражаясь в обязанности победителя конкурса возместить расходы, понесенные проектной компанией при подготовке проекта и разработке конкурсной документации. Проектная компания, в свою очередь, осуществляет возмещение всех заимствований в пользу инвестора, привлеченного на подготовительной стадии.

...Что даст государству дополнительные выгоды в будущем.

Актуальный опыт мировой и российской экономики содержит возможности для вовлечения инвесторов в проект на ранней стадии и получения в

качестве дополнения к функции финансирования еще и функции управления доходностью инфраструктурных проектов. Потому что данные навыки накоплены бизнесом в большем объеме, чем сотрудниками органов власти.

Для повышения компетенции сотрудников государственных органов будет очень полезным создание специальных институциональных структур, которые взяли бы на себя задачи, связанные с подготовкой инфраструктурных проектов и их сопровождением в процессе реализации.

Инфраструктурные проекты носят долгосрочный характер, и понимание степени заинтересованности инвесторов позволит государству выработать наиболее приемлемые как для государства, так и для инвестора предложения о взаимном сотрудничестве в рамках конкурса. Уже на начальной стадии инициации проекта между государством и частным бизнесом будут правильно распределены все потенциально возможные риски проекта, что позволит заложить конструктивные основы для разрешения разногласий.

Как говорилось выше, в связи с длительным характером реализации инфраструктурных проектов избежать рисков практически невозможно — рыночных, политических, региональных демографических и других, которые, по большей части, могут не зависеть от воли сторон. В таком случае по условиям партнерства должны включаться механизмы локализации последствий и их устранения. Настоящее партнерство отличается от сотрудничества и других

форм кооперации именно тем, что партнеры могут по согласованию разрешать возникающие трудности и не прекращать реализацию задуманного. Для государства это очень важно именно в связи с социальным характером проектов ГЧП, когда доведение объекта до завершения и ввод его в эксплуатацию становится приоритетной задачей для властных структур, как исполнение публичных обязательств перед населением региона.

С другой стороны, демонстрация возможностей государства по разрешению возникающих трудностей на подготовительной стадии и затем, на стадии строительства, лучше всего убеждает частного инвестора в значимости объекта, дает уверенность в возможности доведения проекта до запланированного результата, подготавливая, таким образом, условия для качественного управления проектом на всех стадиях его реализации, включая эксплуатацию. Наличие эффективного менеджмента при эксплуатации объекта также крайне важно, так как позволяет снизить сроки окупаемости проекта и закрыть обязательства перед финансовыми инвесторами в части затрат на проект, понесенных государством.

Поэтому основными шагами для своевременного и эффективного разрешения проектных рисков еще до запуска проекта являются:

• выделение подготовительной стадии в процессе реализации инфраструктурных объектов и придание этой стадии значения, сопоставимого с последующими этапами;

• реализация правовых и экономических предпосылок, создающих возможности по привлечению инвесторов «с нуля»;

• создание специализированных органов по вопросам ГЧП.

...И минимизирует потенциальные риски всего проекта в целом

Вышеуказанные действия в комплексе минимизируют значительную часть потенциально возможных рисков, возникающих не только при инициации проекта, но и в течение всего времени создания и эксплуатации объекта вплоть до передачи государству, если такая возможность предусмотрена соглашением сторон.

Инвестор, стоящий у истоков проекта, становится заинтересованным лицом, и заинтересованность эта распространяется на весь проектный

процесс до конца. В таком случае инвестор либо сам, либо с привлечением специализированной консультационной компании внедряет в процессе реализации проекта актуальные экономически обоснованные управленческие технологии и концепции. В итоге это приводит к снижению финансовых потерь, возникающих не только в результате наступления рисковых случаев, но и в результате нарушений договорных обязательств исполнителями и контрагентами, занятыми в создании инфраструктурного объекта.

Наработанные механизмы и способы проектного менеджмента, индивидуальный опыт крупных инфраструктурных проектов — все это будет аккумулировано специально созданным органом государственного управления по вопросам ГЧП в ходе работы с частными инвесторами и консультантами. В дальнейшем эти разработки позволят государству, как инициатору инфраструктурных проектов, снизить «предпроектные» затраты и, соответственно, уменьшить влияние такого фактора, как недостаток средств на подготовку проекта до вынесения его на конкурс.

II МЕЖДУНАРОДНАЯ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ

ВЫСТАВКА

ПО ТРАНСПОРТНОМУ

СТРОИТЕЛЬСТВУ

ТгапзСоп

Москва

ЦВК"ЭКСПОЦЕНТР"

Специализированные

разделы:

В деловой программе выставки:

• Проектирование, строительства и реконструкция

• Строительные материалы и оборудование, строительная техника

• Строительная метрология и экология

• Страхование и инвестиции, программное обеспечение и связь

• Управление движением, информационные системы

ПОРТЫ И ТЕРМИНАЛЫ ДОРОГИ И МОСТЫ

КОНФЕРЕНЦИЯ |

ПО ТРАНСПОРТНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ

При поддержке: Организатор:

ВЫСТАВОЧНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

тчжтягт

Тел.:+7 812 320-8094 Факс: +7 812 320-8090 Е-таМ: road@restec.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.