Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ПРОЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В АВТОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ'

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ПРОЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В АВТОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
государственно-частное партнерство / автодорожная отрасль / риски / управление рисками / public-private partnership / road sector / risks / risk management / infrastructure

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобасков А.И., Салогубова Е.В., Кулаков А.Д.

В работе рассмотрены риски, возникающие при реализации проектов государственно-частного партнерства в автодорожной отрасли. Представлена характеристика указанных рисков, а также описаны принципы управления ими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лобасков А.И., Салогубова Е.В., Кулаков А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF RISK MANAGEMENT IN PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECTS IN THE ROAD SECTOR

Paper explores the risks associated with implementing public-private partnerships in the road infrastructure sector. It presents an analysis of the reasons for these risks and the practical methods available to manage them.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ПРОЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В АВТОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ»

УДК 334.7 Лобасков А.И., Салогубова Е.В., Кулаков А.Д.

Лобасков А.И.

студент кафедры «Государственно-частное партнерство» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(г. Москва, Россия)

Салогубова Е.В.

канд. юрид. наук, Доцент кафедры «Государственно-частное партнерство» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(г. Москва, Россия)

Кулаков А.Д.

доцент кафедры «Государственно-частное партнерство» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(г. Москва, Россия)

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ПРОЕКТАХ

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В АВТОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация: в работе рассмотрены риски, возникающие при реализации проектов государственно-частного партнерства в автодорожной отрасли. Представлена характеристика указанных рисков, а также описаны принципы управления ими.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, автодорожная отрасль, риски, управление рисками.

Широкое применение механизма государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) позволяет государству привлекать частный сектор для сотрудничества на взаимовыгодных условиях. Важнейшим результатом становится мультипликативный эффект, возникающий при объединении усилий,

капитала, распределения рисков и ответственности участников подобных проектов. С позиций государства выгода ГЧП проявляется прежде всего в том, что такой механизм позволяет использовать дешёвые, «длинные» деньги для решения большего количества и с лучшим качеством социально значимых задач, чем при применении классических подходов (например, госзаказы).

В выигрыше остаются и представители частного капитала, получая выгодные и перспективные инвестиционные проекты, минимизируя затраты и хеджируя риски.

Механизм ГЧП особенно эффективен при реализации сложных и капиталоёмких инфраструктурных проектов, таких, как строительство автомобильных дорог.

Одним из неоспоримых преимуществ кооперации государства и бизнеса посредством использования ГЧП является распределение рисков между ними. В автодорожных проектах, вследствие их отличительных особенностей (сложность, длительность, масштабность, высокая затратность), существует множество рисков. Основными являются:

1. Проектно-технические, такие, как ошибки в проектировании или некачественное строительство, которые могут привести к дополнительным затратам и задержкам реализации проекта.

2. Финансовые, которые могут быть связаны с несвоевременным предоставлением необходимого объёма средств на начальном и дальнейших этапах проекта, инфляционным ростом цен на товары и услуги и т.д. Это может повлечь за собой сбои в строительстве или недополучение ожидаемой доходности.

3. Административные, выражающиеся в несвоевременном предоставлении земельных участков, их межевании, а также выявлении непредвиденных обременений на них.

4. Рыночные риски, связанные с возможным снижением спроса на услуги, что может привести к снижению запланированного возврата инвестиций и увеличению затрат на обслуживание.

5. Правовые и политические, связанные с несогласованностью законодательства с отраслевыми нормативными документами, а также с изменениями законодательства, иных регулятивных требований, которые могут повлиять на стоимость проекта или его эксплуатацию.

6. Экологические, касающиеся нанесения окружающей среде при выполнении проекта ущерба, требующего в дальнейшем своего возмещения.

А также риски, связанные с безопасностью дорожного движения, появлением проектов - конкурентов, форс-мажорными обстоятельствами и прочие.

Все вышеприведенные риски являются факторами вероятного возникновения неблагоприятных последствий и угрозами непланомерного исполнения мероприятий проекта. При этом важным моментом является то, что участники проекта несут риски неравномерно - конкретные риски в большей степени относятся к компетенции одного из партнёров проекта.

В связи с этим уже при подготовке автодорожных проектов общим интересом сторон - концендента и концессионера - является оценка потенциальных рисков и построение совместной модели управления рисками для минимизации возможности их наступления. Как правило, в концессионном соглашении в специальных положениях (права и обязанности сторон, особые обстоятельства соглашения, порядок разрешения споров) определены условия и порядок компенсации убытков при наступлении тех или иных рисков.

Распределение рисков может быть выражено различными формами гарантий и страхования, которые предоставляются каждой стороне. Например, концедент может взять на себя покрытие рыночных и политических рисков, предоставить гарантии на возврат инвестиций концессионера, а концессионер, в свою очередь, может взять на себя обязательство надлежащим образом исполнять технические и операционные аспекты проекта и нести риски, связанные с возможными ошибками и нарушениями в данной сфере.

Таким образом, управление рисками в автодорожных проектах подразумевает анализ потенциальных рисков и оценивание их в денежном

эквиваленте, распределение их между партнёрами, согласование возможных корректировок при большой длительности проекта, использование различных инструментов минимизации рисков, таких, как страхование, гарантии, контракты и других механизмов. Важно учитывать, что управление рисками (превентивные, реактивные и антиципативные мероприятия) должно быть интегрировано в процесс принятия решений на подготовительном и всех дальнейших этапах реализации проекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Авдеева Т. Г. Государственно-частное партнерство: образование, наука, практика / Т. Г. Авдеева, Н. Р. Апреликова, Ю. В. Бабанова. -Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2016. - 246 с;

2. Борщевский Г. А. Государственно-частное партнерство: учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 412 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5534-06541-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511519 (дата обращения: 07.03.2024);

3. Варнавский, В. Г. Государственно-частное партнерство / В. Г. Варнавский. - Москва: ИМЭМО РАН, 2009. - 312 с;

4. Механизмы государственно-частного партнерства. Теория и практика: учебник и практикум для вузов / Е. И. Марковская [и др.], под общей редакцией Е. И. Марковской. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 491 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11317-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494945 (дата обращения: 07.03.2024);

5. Соколов М. Ю. Государственно-частное партнерство: учебник для вузов / М. Ю. Соколов, С. В. Маслова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 212 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14351-5. —

Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519439 (дата обращения: 07.03.2024);

6. Федеральный закон «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ (действующая редакция). Текст: электронный. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 10.03.2024);

7. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ (действующая редакция). Текст: электронный. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/ (дата обращения: 10.03.2024);

8. Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ (действующая редакция). Текст: электронный. URL: https://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_72386/ (дата обращения: 10.03.2024).

Lobaskov A.I., Salogubova E. V., Kulakov A.D.

Lobaskov A.I.

Financial University under Government of Russian Federation

(Moscow, Russia)

Salogubova E.V.

Financial University under Government of Russian Federation

(Moscow, Russia)

Kulakov A.D.

Financial University under Government of Russian Federation

(Moscow, Russia)

FEATURES OF RISK MANAGEMENT IN PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECTS IN THE ROAD SECTOR

Abstract: paper explores the risks associated with implementing public-private partnerships in the road infrastructure sector. It presents an analysis of the reasons for these risks and the practical methods available to manage them.

Keywords: public-private partnership, road sector, risks, risk management, infrastructure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.