Научная статья на тему 'Управление рисками в инновационно-инвестиционном проектировании авиационных комплексовв'

Управление рисками в инновационно-инвестиционном проектировании авиационных комплексовв Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
613
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСК / АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / INNOVATION AND INVESTMENT PROJECTS / UNCERTAINTY AND RISK / AVIATION COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Точилин Олег Валерьевич

В статье рассматривается один из наиболее актуальных и важных вопросов в инновационно-инвестиционном проектировании авиационных комплексов (АК) - управление рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HANDLING OF THE RISKS IN INNOVATIVE-INVESTMENT DESIGNING OF AVIATION COMPLEXES

In that article, are considered one of the most actual and important questions is innovative-investment designing of aviation complexes handling of risks.

Текст научной работы на тему «Управление рисками в инновационно-инвестиционном проектировании авиационных комплексовв»

УДК 330.322.011:629.01

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВИАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ

О.В. ТОЧИЛИН

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Фридляндом А.А.

В статье рассматривается один из наиболее актуальных и важных вопросов в инновационно-инвестиционном проектировании авиационных комплексов (АК) - управление рисками.

Ключевые слова: инновационно-инвестиционный проект, неопределенность и риск, авиационный комплекс.

Все участники инновационно-инвестиционного проекта заинтересованы в том, чтобы исключить возможность провала авиационного проекта или хотя бы убытка для себя. Вместе с тем, ни у кого из них не может быть уверенности в благополучном исходе проекта - риск в любом деле общепризнан. Для того чтобы снизить потери от возможных просчетов и избежать провала инвестиционного проекта по созданию нового АК в целом, методология управления проектами предусматривает специальные процедуры, помогающие учесть факторы неопределенности и риска на всех фазах и этапах проекта. Зная виды и значимость (опасность) рисков, можно на них воздействовать, снижая их отрицательное влияние на эффективность авиационного проекта. Следовательно, создается реальная возможность управления ими.

Факторы риска и неопределенности подлежат учету в расчетах эффективности, если при разных возможных условиях реализации затраты и результаты по проекту различны. В расчётах эффективности рекомендуется учитывать неопределённость и риск, т.е. возможность возникновения таких условий, которые приведут к негативным последствиям для всех или отдельных участников проекта. Показатели эффективности проекта, исчисленные с учётом факторов риска и неопределённости, именуются ожидаемыми. Реализация любого инвестиционного проекта предполагает борьбу с множеством рисков. Анализ и учёт рисков можно выполнять на качественном и количественном уровне. Качественный анализ позволяет определить факторы риска, этапы и работы, при которых они возникают. Количественный анализ позволяет численно оценить размер риска [2].

Наиболее известными методами диагностики рисков в АП являются:

1) статистический метод заключается в необходимости расчёта вероятностей возникновения потерь на базе статистических данных о результатах деятельности фирмы, поэтому методика бизнес-плана должна опираться на статистическую информацию, оценивать прибыль от реализации проекта;

2) метод анализа целесообразности затрат ориентирован на идентификацию потенциальных зон риска, поэтому методика бизнес-плана должна дифференцированно оценивать и анализировать затраты; определять их целесообразный уровень; учитывать мероприятия по их снижению;

3) метод экспертных оценок позволяет на основе мнения специалистов осуществлять технико-экономические расчёты проекта, поэтому методика бизнес-плана должна содержать обоснованные элементы экспертизы;

4) аналитический метод даёт возможность оценить риск инвестора проекта, поэтому методика должна адекватно выбирать инвестора, который может быть заинтересован в конечном результате - создаваемом самолёте, т. е. методика должна быть ориентирована на авиапредприятия;

5) метод аналогий основан на анализе данных о факторах риска на другие проекты, поэтому методика бизнес-плана должна опираться на опыт реализации инвестиционных проектов по изделиям - аналогам.

Инвестиционный риск - вероятность отклонения величины фактического инвестиционного дохода от величины ожидаемого: чем изменчивее и шире шкала колебаний возможных доходов, тем выше риск, и наоборот [1].

Инвестиционная деятельность как разновидность коммерческой имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при определении инвестиционного риска. Эти особенности следующие:

- инвестиции могут направляться в самые различные инвестиционные мероприятия, которые существенно разнятся как по степени доходности, так и по риску, поэтому возникает необходимость оптимизации портфеля инвестиций по этим критериям;

- на результаты инвестиционной деятельности влияют самые разнообразные факторы, которые отличаются между собой как по степени влияния на уровень риска, так и неопределенности;

- жизненный цикл инвестиционного проекта может быть довольно значительным, исчисляемым несколькими годами, и в этих условиях очень трудно учесть все возможные факторы и их влияние на доходность и величину риска инвестиций;

- для определения инвестиционного риска в большинстве случаев отсутствует представительская статистическая информация за предшествующий период, на основе которой можно было бы его спрогнозировать при реализации аналогичного инвестиционного проекта.

Любая организация в своей деятельности должна учитывать возможность появления инвестиционного риска и предусматривать меры по его снижению или недопущению вообще, т. е. рисками организация должна управлять. В общем плане управление рисками в авиационной промышленности сводится к выполнению следующих действий:

- анализ рисков за предшествующий период (частота и вероятность их появления, математическое ожидание);

- анализ складывающихся экономических тенденций на макро- и микроуровне и научное предвидение их развития;

- выявление возможных рисков при реализации того или иного инвестиционного проекта и их экономических последствий;

- анализ чувствительности проекта от возможного изменения важнейших факторов и их влияние на финансовое состояние авиационного предприятия.

Виды и классификация рисков

При оценке авиационных проектов наиболее существенными представляются следующие виды неопределенности и инвестиционных рисков:

• риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуацией, условиями инвестирования и использования прибыли;

• внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки АТ, закрытие границ и т.п.);

• неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социальнополитических изменений в стране или регионе;

• неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показаний, параметрах новой авиационной техники и технологии;

• колебание рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п.;

• неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий;

• производственно-технологический риск (аварии и отказы авиационного оборудования, производственный брак и т.п.);

• неопределенность целей, интересов и поведения участников;

• неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой репутации авиационных предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).

Применительно к авиапроектам указанные факторы можно уточнить следующим образом:

• ошибки в проектно-сметной документации;

• квалификации специалистов;

• форс-мажорные обстоятельства (природные, политические, ценовые);

• задержки поставок АТ и оборудования;

• низкое качество исходных материалов и комплектующих изделий, технологических процессов или авиационной продукции;

• разрыв контракта с заказчиком или смежником.

В зависимости от степени влияния на финансовое положение авиационного предприятия выделяют допустимый, критический и катастрофический риск. За допустимый риск обычно принимают угрозу полной потери предприятием прибыли. Критический риск сопряжён с утратой предполагаемой выручки. Самым опасным является катастрофический риск, который приводит к потере всего имущества и банкротству предприятия.

В работе [4] для классификации инвестиционных рисков использованы два признака:

- источники возникновения рисков: деловой; финансовый; риск, связанный с покупательной способностью; процентный риск; риск ликвидности; рыночный и случайный риск;

- зависящие и не зависящие от деятельности коммерческой организации: диверсифицированный (может быть устранён в результате диверсификации) и недиверсифицированный (не зависит от деятельности организации) риск, т.е. совокупный риск - это сумма диверсифицированного и недиверсифицированного рисков.

Психологический риск и риск непривлекательности являются главным препятствием для инвестора при освоении долгосрочного инвестиционного рынка и особенно характерен для авиапредприятий, которые практически не занимались финансированием создания авиатехники. Однако рыночные условия ломают эти представления, поэтому ясность целей, задач, путей их решения и выгоды для инвесторов считаются основными факторами, которые следует отразить в результатах бизнес-плана для нейтрализации этого риска [2].

Кредитный, налоговый и риск процентной ставки признаются проблемами выбора надёжного инвестора, в качестве которого предлагается привлекать авиакомпании, заинтересованные в конечной продукции - гражданских самолётах.

Риск изменения ставки дисконтирования считается наиболее существенным при реализации долгосрочных проектов. Нейтрализовать риск предлагается путём использования математических методов, в том числе через распределение Паскаля.

Аналитику проекта на первом этапе работы по управлению риском требуется идентифицировать возможные области риска применительно к конкретному авиационному проекту. Задача обычно решается с активным привлечением экспертных методов. Это позволяет в какой-то мере компенсировать недостаток имеющейся информации о разрабатываемом проекте при помощи опыта экспертов, которые по существу используют свои знания о проектах-аналогах для прогнозирования возможных зон риска и возможных последствий.

На этапе идентификации риска необходимо не только определить, какие зоны риска существуют для данного проекта, но и хотя бы на качественном уровне оценить возможность этих рисков для проекта. Большая важность риска означает большую вероятность его наступления и соответственно более серьезные последствия для успеха всего проекта.

Алгоритм метода экспертной оценки рисков проекта может включать:

1. Разработку полного перечня возможных рисков по фазам жизненного цикла проекта.

2. Ранжирование этих рисков по степени важности. С этой целью необходимо определить (экспертным путем):

- вероятность данного риска (в долях единицы);

- опасность данного риска, то есть насколько существенными окажутся последствия наступления неблагоприятного события (измеряется в балах);

- важность риска как произведения вероятности на опасность его наступления.

3. Ранжирование рисков по степени важности для проекта.

Специалисты-аналитики классифицируют риски следующим образом:

• динамический - это риск непредвиденных изменений стоимостных оценок проекта вследствие изменения первоначальных управленческих решений, а также изменения рыночных или политических обстоятельств. Такие изменения могут привести как к потерям, так и дополнительным доходам;

• статический - это риск потерь реальных активов вследствие нанесения ущерба собственности или неудовлетворительной организации. Этот риск может привести только к потерям.

Для того чтобы предложить методы снижения риска или уменьшить связанные с ними неблагоприятные последствия, вначале нужно выявить соответствующие факторы и оценить их значимость.

Анализ риска

Назначение анализа риска - дать потенциальным партнерам необходимые данные для принятия решений о целесообразности участия в авиационном проекте и выработке мер по защите от возможных финансовых потерь.

Анализ риска должен выполняться всеми участниками проекта:

- заказчик использует результаты анализа для планирования всех элементов проекта. Пожалуй, это наиболее заинтересованный участник проекта;

- смежник стремится ограничить число и “цену” факторов риска, за которые он должен нести ответственность. Кроме того, результаты анализа помогут ему сформировать более реалистичный - следовательно, потенциально безубыточный план своих действий в рамках проекта;

- банк использует результаты анализа для определения, в частности, условий кредитования проекта;

-страховая компания сформирует обоснованные условия имущественного или иного страхования участников проекта.

Анализ рисков можно подразделить на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.

Для анализа риска используют метод аналогий и статистический метод.

В последнее время стал популярен метод статистических испытаний (метод “Монте- Карло” [1]). К числу достоинств этого метода следует отнести возможность анализировать и оценивать различные “сценарии” реализации проекта. Более подробное описание этого метода дано ниже.

Часто встречается, что неправомерно искусственное “отделение” методов анализа от методов снижения риска и неопределенности. Дело в том, что конечная цель анализа состоит именно в выработке мер, позволяющих снизить риск проекта. Собственно, принятию любого “противоречивого” решения: страхованию, распределению рисков, резервированию средств предшествует анализ, т.е. необходимо создать систему организационно-экономических стабильных механизмов, требующих от участников дополнительных затрат, размер которых зависит от условий реализации проекта, ожиданий и интересов участников, их оценок степени возможного риска. Такие затраты подлежат обязательному учету при определении эффективности проекта.

Эта система должна работать на протяжении всего жизненного цикла проекта, используя для снижения риска и связанных с ним неблагоприятных последствий специальный набор инструментов (механизмов).

Что касается неопределенности условий реализации инвестиционного проекта по созданию новых АК, то она не является заданной. По мере осуществления проекта участникам поступает дополнительная информация об условиях реализации и ранее существовавшая неопределен-

ность “снимается”. С учетом этого система управления инвестиционным проектом должна предусматривать сбор и обработку информации о меняющихся условиях его реализации и соответствующую корректировку проекта, графиков совместных действий участников, условий договоров между ними.

Методы анализа риска и неопределенности

По всем рассмотренным рискам, возникающим при формировании и реализации инновационно-инвестиционных проектов, необходимо разрабатывать мероприятия по их снижению. Здесь возможны два основных подхода. Первый, законодательный, связан с заинтересованностью государства в реанимации экономики или отдельных его элементов. Это направление получило в зарубежной практике название “политического финансирования”. Реализация этого направления, как правило, благоприятно влияет на снижение финансового, инвестиционного, риска неуплаты задолженностей, психологический, кредитный, налоговый и ряд других. Результат снижения рисков методом “политического финансирования” достигается путём полного финансирования, формирования государственной программы приоритетных направлений инвестирования отраслей; создания единых центров; разработки системы законов о льготном кредитовании и налогообложении.

Второй подход - методологический - связан с применением методов и приёмов ранней диагностики рисков и разработкой путей их снижения. Известны следующие основные методы борьбы с рисками: диверсификация рисков; хеджирование; перенесение убытков на другое лицо с помощью гарантий или страхования; распределение рисков между большим количеством лиц (диверсификация наоборот); применение механизма торговли и пополнения сделок, снижающих вероятность потерь за счёт усложнения и удорожания технических процедур; резервирование; применение методов технико-экономического обоснования; прогнозирование и компенсация риска с использованием математических методов [2].

Для учета факторов неопределенности и риска при оценке эффективности проекта используются все имеющиеся в форме каких-либо вероятностных законов распределения. При этом могут использоваться следующие методы:

- анализ чувствительности;

- проверка устойчивости и определение предельных значений параметров проекта;

- определение точки безубыточности;

- корректировка параметров проекта;

- построения дерева решений.

Формализованное описание неопределенности (анализ возможных сценариев развития; метод Монте-Карло) [5].

Методы снижения риска

Среди методов борьбы с рисками, используемых на инвестиционной фазе авиационного проекта, нужно выделить:

- распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);

- страхование;

- резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов;

- нейтрализацию части рисков;

- снижение рисков в плане финансирования.

Организация работ по анализу риска

Эти работы могут выполняться в следующей последовательности:

- подбор опытной команды экспертов;

- подготовка специального вопросника и встречи с экспертами;

- выбор техники анализа риска;

- установление факторов риска и их значимости;

- создание модели механизма действия рисков;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- установление взаимосвязи отдельных рисков и совокупного эффекта от их воздействия;

- распределение рисков между участниками проекта;

- рассмотрение результатов анализа риска - обычно в форме специального подготовительного отчета (доклада).

По результатам анализа риска составляется специальный отчет (доклад), в котором излагаются:

- описание рисков, механизма их взаимодействия и совокупного эффекта, мер по защите от рисков, интересов всех сторон в определении опасности рисков;

- оценка выполненных экспертами процедур анализа риска, а также использовавшихся ими исходных данных;

- описание структуры распределения риска между участниками проекта по контракту с указанием того, какие должны быть предусмотрены компенсации за убытки, профессиональные страховые выплаты, долговые обязательства и т.п.;

- рекомендации по тем аспектам риска, которые требуют специальных мер или условий в страховом полисе.

Указанные работы организуются и в значительной степени осуществляются проект-менеджером в тесном взаимодействии со всеми участниками авиационного проекта. Управление риском осуществляется на всех фазах жизненного цикла проекта с помощью мониторинга, контроля и необходимых корректирующих воздействий.

Результаты анализа используются всеми участниками проекта - заказчиком (инвестором), проектными фирмами, подрядчиками, банком, страховыми компаниями. Анализ рисков и неопределенности проводится на всех этапах жизненного цикла инвестиционного проекта по созданию нового АК: Этап 1. Программа НИОКР. Этап 2. Серийное производство. Этап 3. Реализация произведенной продукции. Этап 4. Эксплуатация реализованной продукции, включая время после завершения. Можно составить таблицу рисков программы создания АК, в которой для каждого этапа рассматриваются: события, представляющие риск для проекта; причины возникновения риска; вероятность возникновения риска (0,0-1,0); как риск отражается на прибыльности всего проекта; способы предупреждения или компенсации риска.

Разработаны специальные методики и процедуры, позволяющие отобрать и проранжиро-вать факторы риска, смоделировать процесс реализации авиационного проекта, оценить с определенной вероятностью последствия возникновения неблагоприятных ситуаций, подобрать методы снижения их воздействия, проследить за фактическими параметрами проекта в ходе его осуществления и, наконец, спроектировать их (параметры) в нужном направлении. Совокупность этих методов принято называть управлением риском. Они являются полезным инструментом, с помощью которого анализ проектов становится глубже, а инвестиционные решения -эффективнее. Процедуры, связанные с управлением рисков, выполняются менеджером авиапроекта или с его участием.

Таким образом, управление рисками является одним из важных вопросов в инновационноинвестиционном проектировании авиационных комплексов. Все участники проекта заинтересованы в том, чтобы исключить возможность провала авиационного проекта или хотя бы убытка для себя. Для бизнес-плана очень важно рассмотрение рисков проекта по созданию новых АК. При этом самое главное - показать потенциальному инвестору, что инициаторы проекта представляют себе основные риски и располагают грамотной программой по снижению возможных потерь. Реализация любого инвестиционного проекта предполагает борьбу с множеством рисков. Анализ и учёт рисков можно выполнять на качественном и количественном уровне.

В работе представлены наиболее существенные виды, анализ неопределенности и инвестиционных рисков при оценке авиационных проектов. Приведена структура задач управления риском на основных фазах жизненного цикла авиапроекта. Отмечено, что по всем рассмотренным рискам, возникающим при формировании и реализации инвестиционных проектов, необходимо разрабатывать мероприятия по их снижению. Представлены методы снижения риска и

организация работ по анализу риска, которые необходимо выполнять в предложенной последовательности.

В настоящее время точной формулы для определения того, каким будет изменение риска фирмы вследствие освоения инновационного авиапроекта и какой должна быть поправка к доходности, нет. Величина поправки - вопрос здравого смысла. Итак, проблема оценки риска реализации инновационного проекта по созданию АК состоит в оценке единичного риска (риска проекта) и корректировке его на характеристики фирмы и ситуации в стране. Основным методом оценки риска инноваций остаются экспертные оценки, поскольку каждый инновационный проект можно считать уникальным.

Таким образом, главное в оценке риска - не сложность расчётов и не точность вычисления вероятностей сбоев до второго знака в запятой, а умение авторов бизнес-плана заранее выявить все типы рисков, с которыми они могут столкнуться, источники этих рисков и момент их возникновения. А затем разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать. И чем глубже будет проработана эта проблема, тем выше будет доверие потенциальных партнёров и инвесторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балабанов И. Т. Риск - менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1996.

2. Организационно-экономические проблемы инновационного менеджмента: Сборник статей / под ред. П. А. Нечаева - М.: Звездопад, 2000.

3. Циферблат Л.Ф. Бизнес-план: работа над ошибками. - М.: Финансы и статистика, 1999.

4. Чернов В.А. Анализ коммерческого риска. - М.: Финансы и статистика, 1998.

5. Точилин О.В. Инновационно-инвестиционное проектирование и оценка эффективности инвестиционных проектов в авиастроительном производстве. - М.: Изд-во МАИ, 2007.

HANDLING OF THE RISKS IN INNOVATIVE-INVESTMENT DESIGNING OF AVIATION COMPLEXES

TochiBn O.V.

In that article, are considered one of the most actual and important questions is innovative-investment designing of aviation complexes - handling of risks.

Key words: innovation and investment projects, uncertainty and risk, aviation complex.

Сведения об авторе

Точилин Олег Валерьевич, 1964 г.р., окончил Киевское высшее военное авиационное инженерное училище (1987), кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента МАБиУ, автор более 20 научных работ, область научных интересов - экономика и менеджмент организации, инновационноинвестиционное проектирование в АП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.