Научная статья на тему 'Управление результатами обучения: системный подход'

Управление результатами обучения: системный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИАГНОСТИЧНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ТАКСОНОМИЯ Б. БЛУМА / TAXONOMY OF B. BLOOM / СЕРВИСЫ ВЕБ 2.0 / SERVICES WEB 2 / РАЗМЕР ЭФФЕКТА / EFFECT SIZE / TEACHING RESULTS / DIAGNOSTIC TARGETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буденкова Евгения Александровна

В статье представлена методика управления результатами обучения с использованием таксономии образовательных целей Б. Блума, классификационных таблиц Л.У. Андерсона и Д.Р. Кратволя, классификации интернет-сервисов, применяемых при формировании учебных умений, и бесплатных статистических пакетов VISta и R. Также в рамках статьи представлены результаты крупнейшего мета-анализа, проводившегося Дж. Хэтти с целью выявления наиболее эффективных образовательных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management results of teaching: system approach

In the article there is a methodic to manage the results of teaching with taxonomy educational targets of B. Bloom, classified tables of L. Andersen and Kratwole, Internet-services classification used to create the learning skills and free statistics packets Vista and R. This article describes the results of the largest mega-analyses of D.Hetty to find out more effective educational practice.

Текст научной работы на тему «Управление результатами обучения: системный подход»

Управление результатами обучения: системный подход

Евгения Александровна Буденкова,

главный методист Центра образовательных инициатив ООО «SUCCESS», evgeniabudenkova@yandex.ru

• результаты обучения • диагностичное целеполагание • таксономия Б. Блума • сервисы Веб 2.0• размер эффекта •

Социальной ролью науки в современных условиях является «...направленность научного познания в целом на создание эффективных средств управления — как природными, так и социальными процессами»1. Роль же педагога-практика заключается в использовании этих средств для эффективного управления процессом обучения и его результатами. Под «результатами обучения» понимаются заданные и конкретно измеряемые достижения и успехи учащегося. Они являются результатами или следствиями процесса учения (деятельности учащегося), описывают, что успешный ученик должен уметь делать и демонстрировать. В рамках реализации требований ФГОС среднего (полного) общего образования педагогу необходимо управлять следующим набором результатов освоения основной образовательной программы:

A. Личностные результаты: готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформи-рованность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, а также системы значимых социальных и межличностных отношений.

Б. Метапредметные результаты: освоение учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных).

B. Предметные результаты: освоение учащимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной предметной области, а также видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета.

Первоочередной проблемой для педагога является:

1) определение образовательных целей и нормативных требований к уровню усвоения знаний и умений, заданных государственным стандартом;

2) педагогическая переформулировка нормативно заданной цели в диагностично поставленную цель;

3) установление уровня сложности системы тестов, выполнение которых с коэффициентом усвоения (Ка) > 0,7 (В.П. Беспалько) свидетельствует об овладении знаниями и умениями, а также их отбор или разработка.

В качестве инструментов для педагогической переформулировки цели в диагностич-но поставленную цель и отбора адекватных тестов, необходимых для выявления степени достижения поставленной цели, педагогу необходимо использовать:

А. Модифицированный вариант таксономии образовательных целей Б.С. Блума, разработанный Л.У. Андерсоном и Д.Р. Кратволем в 2001 году2. Таксономия Б.С. Блума, в рамках которой были разработаны три области образовательных целей, а именно: когнитивная, аффективная, психомоторная или манипуля-тивная, представляет собой классификацию учебного поведения, которая репрезентует планируемые результаты образовательного процесса. В таблице 1 представлена иерархия образовательных целей в когнитивной сфере, даны определения каждого её уровня, ключевые слова, примеры целей и заданий на каждом из уровней.

Б. Классификационные table») Л.У. Андерсона зданные для анализа образовательных целей посредством использования измерения знания («knowledge dimension») и измерения когнитивных процессов («cognitive process dimension»).

таблицы («taxonomy и Д.Р. Кратволя, со-

1 Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. С. 7.

2 Bloom B.S., Engelhart M.D., Furst E.J., Hill W.H., Krathwohl D.R. Taxonomy of educational objectives: the classification of educational goals; Handbook I: Cognitive Domain. NY: Longmans, 1984. 208 p.

133

^ Таблица 1

-Р^ Иерархия образовательных целей в когнитивной области

Классы образовательных целей Подклассы образовательных целей Иллюстративные глаголы Примеры образовательных целей Примеры учебных заданий

1.00. Знание (Б.С. Блум) /1.0. Запомнить (Л.У. Андерсон и Д.Р. Кратволь): предполагает активизацию и распознавание частностей и универсалий, методов и процессов, паттернов и структур. По Б.С. Блуму: 1.10. Знание специфик и изолированных элементов информации; 1.11. Знание терминологии; 1.12. Знание фактов; 1.20. Знание способов и средств организации, изучения, оценки, критики информации; 1.21. Знание правил работы с данными и презентации идей и явлений; 1.22. Знание тенденций и последовательностей; 1.23. Знание классификаций и категори-заций; 1.24. Знание критериев; 1.25. Знание методологии; 1.30. Знание универсалий и абстракций; 1.31. Знание принципов и обобщений; 1.32. Знание теорий и структур. По Л.У. Андерсону и Д.Р. Кратволю: 1.1. Распознавание; 1.2. Активизация в памяти. Определять, описывать, называть, распознавать, маркировать, вносить в список, искать, выделять наиболее важные места в тексте, подчёркивать, приводить в соответствие, запоминать, цитировать, пересказывать, копировать. A. Определять технические термины путём раскрытия их отличительных признаков, свойств и связей; Б. Знать физические и химические свойства элементов и их соединений; B. Знание правил этикета; Г. Знать механизмы того, как милитаризм и империализм детерминируют начало войн; Д. Знать литературные жанры. A. Поиск информации в Интернете; Б. Чтение текстов и выделение важной информации; B. Добавление сетевых материалов в сетевые закладки; Г. Написание текстов, предполагающих ответы на вопросы следующего типа: «Кто?», «Где?», «Когда?». Д. Работа по запоминанию определений с использованием интерактивных флэшкарт.

2.00. Понимание (Б.С. Блум) / 2.0. Понять (Л.У. Андерсон и Д.Р. Кратволь): предполагает задействование навыков и умений, имеющих отношение к интеллектуальным процессам организации и преобразования информации из одной формы в другую с целью достижения цели. По Б.С. Блуму: 2.10. Преобразование; 2.20. Интерпретация; 2.30. Экстраполяция По Л.У. Андерсону и Д.Р. Кратволю: 2.1. Интерпретация; 2.2. Приведение примеров; 2.3. Классификация; 2.4. Резюмирование; 2.5. Выведение заключения/выводов; 2.6. Сравнение; 2.7. Объяснение. Обобщать, перефразировать, аннотировать, комментировать, приводить примеры, сотрудничать, объяснять, резюмировать, обсудить, проиллюстрировать. A. Развитие умения понимать небуквальные утверждения следующих типов: метафора, символизм, ирония, гипербола; Б. Развитие умения преобразования математических вербальных данных в символьные и наоборот; B. Развитие умения улавливать основную мысль работы как целого на любом уровне обобщения; Г. Развитие умения интерпретировать данные любого типа; Д. Развитие умения предугадывать дальнейшее развитие наметившейся тенденции. A. Подготовительная работа к резюмированию текста посредством создания визуального представления текста в виде облака тегов и сетевой диаграммы фразовых паттернов; Б. Организация сетевых материалов по теме с помощью сервиса социальных закладок с использованием тэгов и папок; B. Ведение блога учебных наблюдений; Г. Аннотирование и комментирование ресурсов из тематического списка со ссылками на сетевые материалы; Д. Перевод текста с английского на русский язык; Е. Выделение основных идей произведения.

о ь О

х х

3.00. Применение

(Б.С. Блум) / 3.0. Применить (Л.У. Андерсон и Д.Р. Кратволь): подразумевает задействование навыков и умений, предполагающих применение ранее усвоенных правил, принципов, идей, теорий и методов для решения проблем.

4.00. Анализ (Б.С. Блум) / 4.0. Анализировать (Л.У. Андерсон и Д.Р. Кратволь): предполагает задействование навыков разделения материала на структурные компоненты, установления взаимосвязей между частями целого и определения способов их организации

5.00. Оценка (Б.С. Блум) / 5.0. Оценить (Л.У. Андерсон и Д.Р. Кратволь): предполагает задействование навыков и умений вынесения суждений количественного или качественного характера относительно ценности идеи, решения на основании определённых критериев и стандартов.

6.00. Создать (Л.У. Андерсон и Д.Р. Кратволь): предполагает активизацию навыков и умений со-

здания продукта учебной......

деятельности.

со сл

По Б.С. Блуму: отсутствуют. По Л.У. Андерсону и Д.Р. Кратволю:

3.1. Выполнение;

3.2. Введение в эксплуатацию/действие.

По Б.С. Блуму:

4.10. Анализ элементов; 4.20. Анализ взаимосвязей; 4.30. Анализ организационных принципов.

По Л.У. Андерсону и Д.Р. Кратволю:

4.1. Дифференциация;

4.2. Организация

4.3. Выделение характерных признаков.

По Б.С. Блуму:

6.10. Суждение в терминах интерналь-ного доказательства; 6.20. Суждение в терминах экстерналь-ных критериев.

По Л.У. Андерсону и Д.Р. Кратволю:

5.1. Проверка;

5.2. Критика.

По Л.У. Андерсону и Д.Р. Кратволю:

6.1. Генерация;

6.2. Планирование

6.3. Реализация.

Решать, применять, демонстрировать, редактировать, конструировать, моделировать, проводить эксперимент, конструировать, изменять, иллюстрировать.

Анализировать, сравнивать, классифицировать, связывать, систематизировать, интегрировать, структурировать, дифференцировать, вскрыть противоречия.

Проверять, конструктивно критиковать, тестировать, осуществлять мониторинг, оценивать, сотрудничать, комментировать.

Создавать подкасты, видеокасты, видеоролики, вики-сайты; планировать, производить, публиковать, ..изобретать.................................

A. Развитие умения применять принципы гражданских свобод и прав к современным реалиям;

Б. Развитие умения применять научные принципы, теоремы и абстракции другого рода к разнообразным контекстам;

B. Развитие умения применять правила тригонометрии в реальных жизненных ситуациях.

A. Развитие способности распознавать техники, используемые в рекламе и пропаганде;

Б. Развитие умения распознавать точку зрения или пристрастность автора текста;

B. Развитие умения отличать:

— факты от гипотез;

— заключения от утверждений;

— утверждения, основанные на фактах, от оценочных утверждений.

A. Развитие умения находить ошибки в цепи логических рассуждений при аргументировании;

Б. Развитие способности определять и выносить оценку суждениям и ценностям, которые задействуют-ся при выборе образа действия;

B. Развитие умения распознавания и объективно оценивать продуктивность альтернативного образа действия.

А. Развитие умения генерации идеи, планирования действий по её воплощению и исполнения плана действий;

Б. Развития умения группового

..пл.анир.о.вания..и..р.еализ.ация..гшана.....

действий.

A. Формулирование образовательных целей для каждого уровня таксономии Б. Блума в когнитивной области;

Б. Применение данных, полученных с помощью сервисов Google «Веб-аналити-ка» и «Корреляция», для моделирования ближайшей социально-экономической и политической ситуации в стране;

B. Применение концепции блокировки продуктивности творческого мышления в группах на постоянной основе для оптимизации процедуры мозгового штурма

A. Сравнение когнитивной и аффективной области образовательных целей

с использованием диаграммы Венна; Б. Установление структуры произведения У. Шекспира «Гамлет» с использованием диаграммы Исикавы;

B. Сравнение способов репрезентации одних и тех же исторических событий в учебниках истории разных периодов и выявите влияние смены идеологий на интерпретацию событий.

A. Ознакомление с заключениями разных экспертов по проблеме и определение наиболее логически обоснованного; Б. Написание эссе, содержащего оценку содержания и композиционной структуры произведения;

B. Оценивание диагностичности образовательных целей в когнитивной области, созданной на основании таксономии Б.С. Блума;

Г. Оценка идей по решению проблемы, выдвинутых в ходе мозгового штурма, и голосование за лучшую из них.

А. Создание мультимедийного альбома по учебной теме по итогам поисковой работы в сети;

Б. Создание тематического вики-сайта как продукта работы над учебным веб-квостом;.............................................................................................

В. Создание портфолио учебных работ; Г. Создание видеоролика по итогам проектной работы.

1

В. Классификационная таблица тестовых вопросов, распределённых по классам и подклассам таксономии. Например: нам необходимо проанализировать следующую нормативно заданную образовательную цель: «Ученик должен продемонстрировать способность писать оригинальные сочинения, применяя правильные грамматические структуры и соблюдая лексические и стилистические нормы английского языка, в рамках которых должен анализировать взаимосвязи идей и тем произведения». Произведём анализ структурных элементов цели:

1. Использование глагола «писать» говорит о принадлежности цели к уровню «Создание/создавать» (смотри класс образовательной цели под номером 6.00 в табл. 1), а употребление глагола «анализировать» — о принадлежности цели к уровню «Анализ/ анализировать» (смотри класс образовательной цели под номером 4.00 в табл. 1).

2. Использование словосочетаний «грамматические структуры», «лексические и стилистические нормы», «взаимосвязи идей и тем» произведения свидетельствует о том, что данная цель не относится к следующим категориям измерения знания («кпом1ес1де сНтепэюп»):

• Фактологическое знание. Включает в себя знание терминологии, а также специфических деталей и элементов информации, т.е. то, что ученику необходимо знать для введения в дисциплину или решения общих проблем в рамках данной дисциплины.

• Процедурное знание. Предполагает знание предметно-ориентированных навыков и алгоритмов; методов, техник; а также критериев, определяющих отбор соответствующих процедур для эффективного функционирования.

• Метакогнитивное знание. Подразумевает под собой владение знанием о познании в целом; о стратегиях собственной познавательной деятельности и самопознания; а также

владение знанием в области выполнения заданий, задействующих когнитивные процессы, включая знание контекстов и условий.

Поскольку грамматические структуры и лексические нормы относятся к концептуальному знанию, которое подразумевает под собой владение знанием о взаимосвязях между базовыми элементами структуры. Первую и вторую часть произведённого анализа можно отобразить в виде следующей классификационной таблицы (табл. 2).

Таким образом, с помощью модифицированной таксономии Б. Блума возможно дать точное определение образовательной цели через установление её принадлежности к определённому классу и подклассу таксономии. И на основании этого установить требование к уровню освоения знаний и умений в рамках заданной цели и отобрать (или разработать) тестовые упражнения, соответствующие классу и подклассу заданной образовательной цели для контроля их усвоения.

Остановимся подробнее на возможности отбора (или разработки) тестовых упражнений, соответствующих классу заданной образовательной цели. У. Хьюитт (W. Huitt) в статье «Таксономия когнитивного измерения Блума и коллег» (2011) приводит пример классификационной таблицы тестовых вопросов, иллюстрирующей их принадлежность к тому или иному классу (например, класс «Анализ»), или подклассу таксономии (например, подкласс «Анализ организационных принципов» описан через категорию «Концептуальное знание»).

В таблице 3 представлен обобщённый список тестовых вопросов по уровням когнитивных образовательных целей, составленный на основании материалов статьи У. Хьюитта (W. Huitt) и интерактивной флэш-модели образовательных целей, созданной в 2009 году Р. Хиром (R. Heer)3. В монографии «Таксономия образовательных целей. Книга I.

Таблица 2

Классификационная таблица для проведения анализа образовательных целей в когнитивной области

Из мерение знания Измерение когнитивных процессов

Запомнить Понять Применить Анализировать Оценить Создать

Факто логическое знание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Концептуальное знание Х Х

Процессуальное знание

Метод ологическое знание

136

Классификационная таблица тестовых вопросов, распределённых по классам и подклассам таксономии

Таблица 3

Измерение знания

Фактологическое знание

Концептуальное знание

Процессуальное знание

Методологическое знание

Измерение когнитивных процессов

Запомнить

A. Озаглавить таблицу;

Б. Дать определение термину;

B. Перечислить название стран Европы.

A. Распознать симптомы сердечного приступа;

Б. Определить уровни когнитивной таксономии;

B. Определить симптомы нервного истощения.

A. Вспомнить технику непрямой массажа сердца;

Б. Перечислить этапы техники разрешения комплексных проблем;

B. Вспомнить алгоритм решения эвристических задач.

А. Определить стратегии запоминания информации; Б. Определить ситуации, при которых сердечно-легочная реанимация не является лучшим вариантом терапии.

Понять

A. Передать содержание параграфа своими словами; Б. Резюмировать содержание главы;

B. Обобщить характеристики нового веб-приложения.

A. Классифицировать клеи по уровню токсичности;

Б. Объяснить своими словами этапность выполнение комплексной задачи;

B. Описать таксономию своими словами.

A. Уточнить инструкции по сборке;

Б. Перефразировать процедуры решения проблемы своими словами;

B. Объяснить процедуру проведения сер-дечно-легочной реанимации.

A. Предугадать реакцию на культурный шок;

Б. Описать результаты индивидуапьно-го стиля обучения;

B. Привести пример стратегии запоминания информации.

Применить

A. Задать вопрос

по терминологии параграфа;

Б. Ответить на часто задаваемые вопросы;

B. Правильно употребить термин в соответствующем контексте.

A. Применить изученную теорию к новой ситуации;

Б. Использовать модель конфликтного поведения при ролевом разыгрывании;

B. Дать совет новому сотруднику колл-центра по правилам проведения переговоров.

A. Провести лабораторный эксперимент;

Б. Провести тест образцов воды;

B. Применить алгоритм решения эвристических задач;

Г. Применить изученную технику к аутентичной ситуации.

A. Использовать стратегию запоминания информации;

Б. Изменить стиль обучения;

B. Применить образовательную стратегию, отвечающую индивидуальным особенностям обучающегося.

Анализировать

A. Выбрать наиболее детальный список учебных заданий;

Б. Распределить слова по категориям;

B. Отделить утверждения, основанные на фактах, от оценочных утверждений.

A. Дифференцировать цивилизации более низкого и высокого уровня развития;

Б. Произвести дифференциацию уровней когнитивной таксономии;

B. Сравнить изученные концепции.

A. Сравнить конвергентные и дивергентные техники;

Б. Сравнить методы начисления амортизации;

B. Сравнить процедуру продажи доли

в уставном капитале.

А. Вскрыть противоречия во внутренних пристрастиях/ предубеждённости; Б. Сравнить элементы измерений знания и когнитивных процессов в стиле обучения.

Оценить

A. Критически оценить аннотацию

к статье;

Б. Проверить согласованность списка источников;

B. Проверить цель на наличие всех структурных компонентов.

A. Установить значимость результатов; Б. Критически оценить разработанные цели обучения;

B. Проверить соответствие целей знаниям и умениям, необходимым для профессиональной деятельности.

А. Критика правильности выбора техник, использованных при проведении ситуационного анализа;

Б. Судить об эффективности методики формирования выборки.

А. Произвести осмысление индивидуального прогресса; Б. Осмыслить, каким образом процесс разработки целей функционирования может быть оптимизирован.

Создать

А. Выбрать героя произведения и написать сочинение с анализом его личностных характеристик и роли в сюжетной линии; Б. Создать облако слов с помощью сервиса \Л/огс11е.

A. Создать новую классификацию сервисов Веб 2.0 в обучении;

Б. Собрать команду экспертов;

B. Разработать новую модель гибридного обучения.

А. Разработать авторский подход к решению комплексных проблем; Б. Разработать эффективную процедуру проведения удалённых проектов.

A. Разработать авторскую теорию стилей обучения; Б. Создать учебное портфолио;

B. Разработать новую стратегию запоминания информации.

С использованием табл. 4 возможно произвести распределение учебных материалов и заданий по классам образовательных целей в когнитивной области.

Второй проблемой, стоящей перед педагогом, является отбор адекватных целям и заявленным результатам обучения педагогических технологий, методов и методических приёмов, а также технических средств их поддержки. Облегчить решение проблемы отбора наиболее эффективных педагогических условий, методических приёмов, ме-

тодов и технологий может использование результатов мета-анализа, проводившегося Дж. Хэтти с целью выявления наиболее эффективных образовательных практик. В рамках проведения данного мета-анализа были обобщены результаты более восьмисот мета-анализов и более пятидесяти тысяч первичных исследований, задействовавших более двухсот миллионов учащихся. По итогам данного мета-анализа Дж. Хэтти произвёл ранжирование образовательных практик по убыванию эффективности, результаты которого представлены в табл. 54:

Таблица 4

Распределение учебного материала и заданий по уровням образовательных целей в когнитивной области

Образовательные цели в когнитивной области:

Цель № 1:

А. Кла сс цели Б. Измерение знания В. Описание цели

Г. Уче 5ный материал и задания:

Измерение знания Измерение когнитивных процессов

Знание Понимание Применение Анализ/синтез Оценка

Факто логическое знание

Концептуальное знание

Процессуальное знание

Метод ологическое знание

Образовательные практики, проранжированные по убыванию их эффективности

Таблица 5

Образовательные практики и другие факторы влияния Количество исследований Средний размер эффекта

Фиксирование учащимся ожидаемого уровня достижений (оценки) по предмету до начала темы/модуля/курса с последующим мотивированием его педагогом превзойти ожидаемый уровень 209 1.44 (высокий)

Учебные программы, созданные с опорой на теорию когнитивного развития Ж. Пиаже 51 1.28 (высокий)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формативное оценивание 30 0.90 (высокий)

«Макропреподавание» (запись учебных занятий на видео с последующим самоанализом и коррекцией) 402 0.88 (высокий)

ИнтенЫфикация обучения 37 0.88 (высокий)

Управление учебной дисциплиной 160 0.80 (высокий)

Дополнительное сопровождение обучения неуспевающих учащихся 343 0.77 (высокий)

Составлена по материалам сайта: http://visible-learning.org/hattie-ranking-influences-effect-sizes-learning-achievement/

138

4

Таблица 5 (окончание)

Образовательные практики и другие факторы влияния Количество исследований Средни размер эф< й фекта

Чёткая формулировка целей обучения и требований к результатам освоения программы обучения, критериев оценивания и учебных инструкций - (не указано) 0.75 (высс кий)

Реципрокное обучение 38 0.74 (высс кий)

Обратная связь 1287 0.73 (высо кий)

Взаимоотношения ученика и преподавателя 229 0.72 (высо кий)

Обучение метакогнитивным стратегиям 63 0.69 (высо кий)

Программы творческого развития 685 0.65 (высо кий)

Профессиональное развитие педагога 537 0.62 (высо кий)

Обучение путём решения проблем 221 0.61 (высо кий)

Обучение в сотрудничестве против обучения на индивидуальной основе 774 0.59 (высо кий)

Фонетический метод при обучении чтению 447 0.58 (высо кий)

Составление карт знаний 287 0.57 (высо кий)

Обучение в сотрудничестве против обучения на соревновательной основе 1024 0.54 (высо кий)

Групповая сплочённость 88 0.53 (высо кий)

Обучение с применением интерактивного видео 441 0.52 (высо кий)

Вовлечение в процесс обучения родителей 716 0.51 (высо кий)

Игровые методы обучения 70 *0.50 (высо кий)

Обучение в малых группах 78 *0.49 (сред ний)

Мотивация в обучении 327 *0.48 (сред ний)

Обучение в сотрудничестве 306 *0.41 (сред ний)

Компьютерно-опосредованное обучение 4899 0.37 (низк ий)

Программированное обучение 493 0.23 (низк ий)

Аудиовизуальные методы обучения 359 0.22 (низк ий)

Проблемно-ориентированное обучение 285 0.15 (низк ий)

Дистанционное обучение 839 0.09 (низк ий)

Ученический контроль над обучением 65 0.04 (низк ий)

Летние каникулы 39 -0.9 (отрицг ный эфф тель-ект)

Практика оставления учащегося на второй год 207 -0.16 (отрицательный эффект)

* В классическом варианте (по Дж. Коэну, 1992) размер эффекта считается низким при значении индекса \ с1 < 0,20, средним при С 0.5, высоким при С >0,80. В таблице используется методика интерпретации размера индекса С в отношении эффективности образовательных практик Дж. Хэтти (значение С 0,40 рассматривается как типичный средний размер эффекта).

139

Для отбора педагогических технологий и методов, адекватных поставленным образовательным целям, педагогу необходимо понимать, что часть из них по концепции усвоения общественного опыта является интериоризаторской, т.е. в рамках их использования задействуются процессы инте-риоризации знаний и ценностных ориента-ций, а не происходит их трансляция. Другая же часть относится к ассоциативно-рефлекторным (смотри классификацию педагогических технологий Г.К. Селевко). Это важно, поскольку при наличии образовательной цели, относящейся к классу «Знание» и «Понимание», наиболее адекватным выбором будут методы ассоциативно-рефлекторных технологий. Так, например, при наличии цели — овладение базовой лексикой общего языка в объёме 4000 учебных лексических единиц (уровень: «Знание») адекватным выбором будет метод «Взаимные диктанты в парах сменного состава В.К. Дьяченко», являющийся ассоциативно-рефлекторным по своему характеру, поскольку он предполагает задействование процессов запоминания и воспроизведения готового знания, а не его самостоятельного открытия.

При наличии же образовательных целей, относящихся к классам: «Применение», «Анализ/Синтез», «Оценка» и «Создание», использование методов, являющихся по своему характеру ассоциативно-рефлекторными, является неадекватным выбором, не позволяющим достигнуть поставленных образовательных целей. Для облегчения процесса отбора технологий и методов,

адекватных заявленным целям и результатам обучения педагогу необходимо проанализировать свой методический инструментарий с использованием классификационной таблицы следующего вида (табл. 6).

Не менее важной проблемой также является отбор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), адекватных заявленным целям и результатам обучения. Использование ИКТ в обучении не должно являться простой данью моде и самоцелью, их применение должно быть обоснованным и иметь под собой теоретическую основу, поскольку бессистемное и научно необоснованное применение ИКТ в образовательном процессе может дискредитировать саму идею компьютерно-опосредованного обучения.

Первоначальной точкой отсчёта в решении данной проблемы должна стать разработка классификации интернет-сервисов в аспекте их применения в образовательном процессе в качестве вспомогательных средств формирования у учащихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий как основных объектов оценки метапредметных результатов обучения. Далее в качестве примера будет представлена классификационная таблица интернет-сервисов, которые могут быть использованы как вспомогательные средства при формировании учебно-логических умений на этапе выполнения действия в материальной или материализованной форме (смотри теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина).

Методы, распределённые по уровням образовательных целей (пример)

Таблица 6

Методы обучения Измерение когнитивных процессов

Запомнить Понять Применить Анализировать Оценить Создать

Метод ботки ика поабзацной прора-текстов (А.Г. Ривин) + + - - - -

Метод ных п| и С. В студенческих команд-зоектов Л. Шермана ой-Хазлетона + + + + + +

Метод П. Дж «График аргументаций» эрманна, П. Дилленбурга + + + + + -

* Примечание: +: метод адекватен данному уровню образовательной цели; - : метод неадекватен данному уровню образовательной цели.

140

Таблица 7

Классификация интернет-сервисов, используемых при формировании учебно-логических умений

Учебно-логические умения

Индивидуальный и коллективный анализ, синтез, категоризация, доказательство и опровержение, постановка и решение проблемы

Программное обеспечение, сервисы Веб 1.0 и 2.0

1. Сервисы для создания ментальных карт, диаграмм, инфографики и временных линий

Функциональные возможности

— совместное создание концептуальных карт, диаграмм и временных линий, инфографики;

— автоматическое преобразование текстовой и числовой информации, выгруженной в документе с расширением^ или.Сос, в диаграммы различных видов: круговые, лепестковые, линейчатые, точечные, кольцевые, графики, гистограммы;

— экспорт фото, аудио- и видеообъектов в карты, диаграммы и временные линии и возможности их комментирования;

— обмен мгновенными сообщениями;

— прикрепление заметок;

— сохранение готовых объектов на жёсткий диск;

— вывод на печать.

Ключевые умения, развиваемые в рамках использования сервисов

— восприятие, анализ, синтез, интерпретация и использование визуального медиатекста для решения учебных задач;

— визуальное представление текстовых и числовых данных в виде диаграмм, схем, графиков, таблиц и временных линий на основании анализа и типологизации данных;

— описание количественных и качественных характеристик объекта;

— категоризация объектов;

— установление причинно-следственных, пространственных, функциональных и временных отношений между объектами или их компонентами;

— осуществление комплексного сравнения объектов путём выделения их существенных признаков.

Примеры сервисов и их краткое описание

А. Сервисы для совместного создания ментальных карт и диаграмм:

https://bubbl.us/, http://creately.com/, http://www.exploratree.org.uk/, http://www.minCmeister.com/ru, https://www.my-iCeatree.com/, http://minC42.com/, http://www.wisemapping.com/, http://popplet.com/, http://www.spiCerscribe.net/, http://www.minCjet.com/, http://www.glinkr.net/, http://www.minCmup.com/.

Диаграммы-заготовки, хранящиеся в библиотеках шаблонов данных сервисов, могут быть использованы следующим образом:

1. Древовидная диаграмма: развитие умений выявления структуры комплексного объекта;

2. Диаграмма сродства: развитие умения выделения существенных признаков объектов и их группирование по принципу родства;

3. Диаграмма для проведения SWOT-анализа: развитие умения стратегического планирования путём выделения существенных признаков объектов (их сильных и слабых сторон как факторов внутренней среды), а также идентификации и анализа возможностей и потенциальных угроз как факторов внешней среды;

4. Диаграмма К. Исикавы: развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и идентифицировать структурные компоненты объекта на основании выделения его существенных признаков с их последующей детализацией.

Б.Б. Додж предложил использовать сервисы для создания диаграмм и ментальных карт для проведения учебных. игр по типу «Игры в бисер», разработанной Ч. Камероном по мотивам игры, описанной в одноимённом романе Г. Гессе. Различают пять видов диаграмм и ментальных карт, используемых для проведения «Игры в бисер»: круговая игральная доска; игральная доска «Водоплавающая птица»; доска-пентаграмма; игральная доска «Логотип Мерседес-Бенц»; доска для сравнительного анализа; игральная доска «Психея» (электронный адрес доступа к ресурсам: http://home.earthlink.net/~hipbone/invite.html). Пример: групповое обсуждение темы «Концепт «жизнь» в художественно-поэтических произведениях» с использованием игральной доски «Психея» как подготовительный этап работы по написанию эссе (доступ: http://home.earthlink.net/~hipbone/ plays.html);

Б. Сервисы для создания инфографики, ассоциативно связанной с представленной текстовой и числовой информацией: http://www.icharts.net/, http://www.easel.ly/, https://venngage.com/, http://vizualize.me/, http://create.

141

Таблица 7 (продолжение)

visual.ly/, http://chartsbin.com/about/apply, http://www.tableausoftware.com/public/community, http://www-958.ibm.com/software/analytics/manyeyes/, http://piktochart.com/, http://infogr.am/, http://www.tagxedo. com/, http://www.wordle.net/, http://www.statsilk.com/, http://www.intel.com/content/www/us/en/what-about-me/what-about-me.html, http://www.tableausoftware.com/;

В. Сервисы для создания временных линий: http://www.thetimelines.com/, http://www.capzles.com/, http://www. ourstory.com/, http://www.timerime.com/en/, http://www.xtimeline.com/index.aspx, http://www.tiki-toki.com/, http://www. myhistro.com/, http://www.dipity.com/, http://www.readwritethink.org/files/resources/interactives/timeline/. Сервисы для генерации временных линий используются для визуального представления последовательности исторических событий, смены исторических эпох и мировых цивилизаций, этапов развития науки и техники, а также биографических сведений.

Альтернативные варианты использования сервисов

— использование сервисов в качестве инструмента визуализации процесса мозгового штурма с применением шаблонов-диаграмм следующего вида: диаграмма сродства; диаграмма для проведения SWOT-анализа; причинно-следственная диаграмма; древовидная диаграмма; матрица приоритетов; матричная диаграмма.

— визуализация алгоритмов учебных действий и алгоритмов обучения;

— использование временных линий в качестве средств индивидуального или проектного планирования;

— создание резюме, учебного профайла учащегося или выполнение веб-заданий типа «АБВ обо мне» или «История моей жизни» с помощью сервисов для генерации инфографики и временных линий;

— совместное создание коллажей.

2. Сервисы, предоставляющие возможность совместной генерации, категоризации и оценки идей

для решения реальных и учебных проблем

Функциональные возможности

— генерация форм для записи идей;

— категоризация идей с использованием цветовой палитры для ранжирования;

— групповая генерация идей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— обмен мгновенными сообщениями;

— функция голосования;

— поиск идей других пользователей по тематическому указателю;

— создание сессий для проведения мозговых штурмов в группах.

Ключевые умения, развиваемые в рамках использования сервисов

— групповая генерация идей по методу мозгового штурма с использованием следующих диаграмм: диаграмма сродства; диаграмма для проведения SWOT-анализа; причинно-следственная диаграмма;

— категоризация идей;

— постановка проблемы;

— формулировка гипотезы по разрешению проблемы;

— поиск средств для решения проблемы.

Примеры сервисов и их краткое описание

А. Сервисы, предоставляющие возможность использования виртуальной доски для проведения сессий мозгового штурма с включением:

— заметок-стикеров:

http://www.discover6sigma.org/d6slab/affinity/, https://www.stormboard.com/; https://mural.ly/, http://groupzap.com/, http://www.stixy.com/, http://en.linoit.com/,

http://www.spaaze.com/home, http://padlet.com/, http://primarywall.com/#;

— шаблонов диаграмм следующих типов: диаграмма сродства; диаграмма для проведения SWOT-анализа; причинно-следственная диаграмма: http://www.exploratree.org.uk/, https://realtimeboard.com/; http://creately.com/;

— мини-холстов для описания найденных ресурсов и ссылок на них, позволяющих проводить мозговой штурм

с одновременным созданием коллекции ресурсов по обсуждаемой проблеме: http://www.corkboard.it/, http://pinterest. com/, http://www.stumbleupon.com/, http://www.edcanvas.com/, http://coursepin.com/about, http://www.scoop.it/;

— ментальных карт: http://www.pearltrees.com/, https://www.myideatree.com/, http://www.mindjet.com/, http://www. glinkr.net/, http://www.mindmup.com/;

Б. Сервисы, предоставляющие возможность проведения сессий мозгового штурма в виртуальных комнатах с генерацией нового URL-адреса с возможностью формулировки проблемы, её детального представления и комментирования, а также голосования за лучший вариант её разрешения. Среди них: http://a.freshbrain. com/solvr/, http://www.brainreactions.net/, http://www.brainr.de/ http://www.globalideasbank.org/ http://ideascale.com/ http://www.whynot.net/ideas/7191 http://www.ideastorm.com/ http://www.halfbakery.com/, http://www.creativitypool. com/, http://www.insightster.com/, http://www.ideas4all.com/;

142

Таблица Т (продолжение)

В. Сервисы и программное обеспечение, предоставляющие возможность индивидуальной и групповой генерации идей, их организацию и категоризацию, ранжирование на разных основаниях: http://wridea.com/features. php, http://www.bbc.co.uk/scotland/pinball/dropzone/, http://www.thebrain.com/.

Альтернативные варианты использования сервисов

— индивидуальные и групповые органайзеры, платформа для организации проектной деятельности в случае использования сервисов с функцией генерации заметок-стикеров;

— обратная связь с оценкой работы группы в случае использования сервисов с возможностью голосования;

— составление ментальных карт в случае использования сервисов с функцией групповой и индивидуальной генерацией карт;

— организация групповой подготовительной работы по написанию эссе, подготовки презентации, отчёта или реферата.

3. Среды и программное обеспечение для проведения дискуссий по методу использования проблемно-ориентированных информационных систем (IBIS, 1970) и аргументационной модели Zeno (1996)

Функциональные возможности

— генерация сообщений следующих типов: «моя теория», «мне необходимо обобщить и проанализировать», «новая информация», «данная теория не объясняет следующий ряд феноменов», «предложение новой теории», «обобщение ранее приведённой информации», а также сообщение-аргумент и сообщение-контраргумент;

— графическое представление сообщений разных типов;

— экспорт документов, изображений, видео- и аудиофайлов;

— обмен мгновенными сообщениями;

— добавление аннотации или комментария;

— вставка ссылок на внешние ресурсы с возможностью их аннотирования.

Ключевые умения, развиваемые в рамках использования сервисов

— постановка проблемы;

— категоризация идей;

— выдвижение гипотезы;

— выявление их сильных и слабых сторон выдвинутой гипотезы путём поиска и анализа новых данных;

— аргументирование и контр-аргументирование;

— научное доказательство и опровержение выдвинутой гипотезы;

— поиск средств для решения проблемы;

— ведение дискуссии в асинхронном режиме.

Примеры сервисов и их краткое описание

Список сред и программного обеспечения, сконструированных на основании различных аргументационных моделях: Knowledge Forum (сайт разработчика: http://www.knowledgeforum.com); FLE (сайт проекта: http://mlab.uiah.fi/fle/), FLE2 (сайт проекта: http://fle2.uiah.fi/), FLE3 (сайт проекта: http://fle3.uiah.fi/), FLE4; а Synergeia (сайт проекта: http:// bscl.fit.fraunhofer.de/); Argnoter; Belvedere; gIBIS; itIBIS; MIKROPLIS; rIBIS; SEPIA; SIBYL; Zeno. Данный вид сред также подразделяют на среды для проведения дискуссий по готовым картам местности (CrossDoc, Virtual Slaithwaite), дизайну помещений (JANUS, PHIDIAS, Kid system, Design Rationale) и сетевым документам (DocReview, D3E).

Альтернативные варианты использования сервисов

— использование сервисов в качестве систем управления обучением;

— организация проектной работы;

— составление списков учебных заданий, установление сроков их выполнения с синхронизацией с внутренним календарём;

— проведение мозговых штурмов;

— составление баз данных, электронных каталогов и энциклопедий;

— групповое ведение конспектов лекций;

— проведение якорных дискуссий, сфокусированных на обсуждении документов, фото- и видеофрагментов.

4. Сервисы, предоставляющие возможность генерации интерактивных заданий на категоризацию, ранжирование, установление причинно-следственных связей и их выполнения

Функциональные возможности

— генерация интерактивных заданий на категоризацию, ранжирование, установление причинно-следственных связей и возможность их выполнения;

— включения репозитария шаблонов заданий и библиотеки готовых заданий;

— поиск готовых заданий по тематическому рубрикатору.

143

Таблица 7 (окончание)

Ключевые умения, развиваемые в рамках использования сервисов

— описание количественных и качественных характеристик объекта;

— категоризация объектов и их ранжирование;

— установление причинно-следственных, пространственных, функциональных и временных отношений между объектами или их компонентами;

— осуществление комплексного сравнения объектов путём выделения их существенных признаков.

Примеры сервисов и их краткое описание

Сервис ClassTools.net (сетевой адрес: http://www.classtools.net/) предоставляет целый ряд шаблонов интерактивных заданий для развития учебно-логических умений:

A. Dustbin Game (сетевой адрес: http://www.classtools.net/education-games-php/dustbin): развитие умений определения, различения объёма и содержания понятий; установления родовых признаков и видовых различий; определения логических отношений между понятиями;

Б. Post It (сетевой адрес: http://www.classtools.net/education-games-php/postIt): анализ явления с точки зрения влияния на него различных внешних факторов с их последующей категоризацией;

B. Diamond 9 (сетевой адрес: http://www.classtools.net/education-games-php/diamond9): анализ явлений, выделение главных и второстепенных факторов, составление иерархии, цветовое ранжирование;

Г. Fishbone (Ishikawa) (сетевой адрес: http://www.classtools.net/education-games-php/fishbone): развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и идентифицировать структурные компоненты объекта на основании выделения его существенных признаков;

Д. Venn Diagram (сетевой адрес: http://www.classtools.net/education-games-php/venn intro): умение анализировать, выделять общее и частное, сопоставлять явления на основании определения их сходств и различий; Е. Timeline (сетевой адрес: http://www.classtools.net/education-games-php/timeline): установление пространственных отношений между объектами или их компонентами.

Список подобных сервисов: http://learningapps.org/, http://www.superteachertools.com/, http://www.sploder.com/, http://www.contentgenerator.net/, http://www.quia.com/, http://www.triptico.co.uk/, http://www.internet4classrooms. com/, http://www.what2learn.com/, http://www.teach-nology.com/web tools/, http://www.purposegames.com/, https:// jeopardylabs.com/, http://www.kubbu.com/, http://www.whyville.net/smmk/nice, http://www.toolsforeducators.com/, http://people.uncw.edu/ertzbergerj/ppt games.html.

Альтернативные варианты использования сервисов

— проведение промежуточных и итоговых тестирований;

— самостоятельное создание обучающимися интерактивных заданий;

— проведение учебных квестов и олимпиад с использованием QR-кодов;

— использование интерактивных заданий в качестве мотивирующих триггеров в начале изучения учебного курса или темы.

После того, как педагог осуществит выбор необходимых интернет-сервисов для реализации поставленных целей и достижения заявленных результатов обучения, перед ним встаёт задача классифицировать эти сервисы по уровням образовательных целей, а также разработать систему тренировочных упражнений с адекватным использованием этих сервисов. В этом педагогу поможет классификационная таблица следующего вида:

Таблица 8

Отбор интернет-сервисов для реализации образовательных целей в когнитивной сфере

Уровни учебных целей в когнитивной сфере

Ключевые слова

Интернет-сервисы

1. Знание

определять, описывать, называть, распознавать, маркировать, вносить в список, искать, выделять наиболее важные места в тексте, подчёркивать, вносить в сетевые закладки, приводить в соответствие, запоминать, цитировать, копировать

Сервисы социальных закладок:

https://Celicious.com/

https://www.Ciigo.com

Сервисы для совместного выделения областей текста

в pCf-документах и html-страницах:

http://annotatiesysteem.nl/

http://personal.crocoCoc.com/ https://pCfzen.com/

http://www.webnotes.net/

Социальные поисковые системы:

www.moikompas.ru

www.flexum.ru

144

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 8 (продолжение)

Сервисы для создания учебных флеш-карт: http://quizlet.com/create-set http://flashcardstash.com/ http://www.ediscio.com/

2. Понимание

обобщать, перефразировать, присвоить тэг, аннотировать, комментировать, приводить примеры, объяснять, резюмировать, обсудить, проиллюстрировать

Сервисы, предоставляющие возможность совместного

аннотирования:

http://a.nnotate.com/

https://www.sharelatex.com/ http://conceptboard.com/ Блог-платформы, предоставляющие возможность публикации постов разными авторами на одном блоге и микроблоггинг:

http://www.blogger.com/ http://ru.wordpress.com/ https://twitter.com/

Сервисы, позволяющие произвести подготовительную работу к резюмированию текстов посредством создания визуального представления текста в виде облака тегов, сетевой диаграммы фразовых паттернов и другого:

http://www-958.ibm.com/software/

analytics/manyeyes/

http://www.tools4noobs.com/summarize

3. Применение

решать, применять, демонстрировать, редактировать, конструировать, моделировать, проводить эксперимент, конструировать, изменять, иллюстрировать

Онлайн-офисы с установленными текстовыми, табличными процессорами, предоставляющие возможность совместного редактирования: https://www.zoho.com/docs/ https://docs.google.com/ http://member.thinkfree.com/ http://live-documents.com/

Сервисы, предоставляющие возможность использования виртуальной доски с включением стандартной панели инструментов для редактирования, рисования, вставки графических, аудио- и видеообъектов, обмена мгновенными сообщениями или видеосвязи при онлайн демонстрациях:

http://www.idroo.com/home http://www.twiddla.com/ http:// flockdraw.com/

Сервисы Google (веб-аналитика, установление корреляций, географические карты, финансы): http://www.google.com/trends/correlate https://maps.google.com/ http://www.google.com/analytics/ https://www.google.com/finance

4. Анализ

анализировать, сравнивать, классифицировать, связывать, систематизировать, интегрировать, структурировать, дифференцировать, вскрыть противоречия

Сервисы для создания временных линий с целью установления пространственных отношений между объектами и их частями, а также причинно-следственных связей:

http://www.xtimeline.com/index.aspx http://www.myhistro. com/ http://www.dipity.com/

Сервисы для создания диаграмм Венна, Исикавы, сродства, SWOT-анализа и других: https://bubbl.us/

http://creately.com/ http://www.exploratree.org.uk/ http:// www.mindmeister.com/ru

Сервисы, предоставляющие возможность размещения заметок-стикеров на виртуальной стене с целью систематизации и классификации идей, концепций и прочего:

http://scrumblr.ca/

http://en.linoit.com/

http://www.spaaze.com/home

145

Таблица 8 (окончание)

5. Оценивание

проверять, конструктивно критиковать, тестировать, осуществлять мониторинг, оценивать, сотрудничать, комментировать

Сервисы для создания опросных форм предоставляют возможность постановки вопроса, требующего вынесения оценочного суждения или предложения с возможностью голосования за ту или иную инициативу или оценку. Результаты опроса могут быть представлены в виде облака слов или столбчатой диаграммы. Список подобных сервисов:

http://answergarCen.ch/ http://www.polleverywhere.com http://ru.toluna.com/ http://ru.99polls.com/ http://www. twiigs.com/ http://vorbeo.com/ https://CeciCealreaCy.com/

6. Создание

создавать подкасты, видеокасты, видеоролики, вики-сайты; планировать, производить, публиковать, изобретать

Сервисы для коллективного написания и публикации

стихотворений, рассказов и повестей:

http://www.protagonize.com/ http://storybirC.com/

http://storymash.com/

http://www.fanfiction.net/

http://www.novlet.com/

http://www.webook.com/

Сервисы для создания и публикации учебного портфолио:

https://mahara.org/

http://eCu-portfolio.org/

http://foliofor.me/ http://carbonmaCe.com/ http://foliji.com/ https://www.iwebfolio.com/

https://www.myeCu.com/ http://www.portfoliovillage.com/ Сервисы для создания презентаций и слайд-шоу: http://sliCewiki.org/

http://prezi.com/ http://www.prezentit.com/ http://www.bitesliCe.com/

http://www.brinkpaC.com/ http://www.teemingpoC.com/ http://www.sliCerocket.com/

На последнем контрольном этапе, в рамках которого происходит определение того, были ли реализованы поставленные образовательные цели и достигнуты ли запланированные результаты обучения, происходит написание итоговых тестирований. Также на данном этапе педагогу необходимо определить, действительно ли отобранный комплекс тренировочных упражнений, педагогических технологий и методов, а также технических средств является оптимальным для обеспечения максимальной реализации целей обучения. С помощью каких средств возможно установить динамику учебной успеваемости по классу, а также достигнутый размер эффекта по итогам обучения? Для определения размера эффекта (значение индекса ф, достигнутого по итогам обучения, можно использовать следующие бесплатные статистические пакеты:

1. VISta (ссылка для скачивания пакета VISta 6.4.: http://www.mCp.eCu.ar/psicologia/ vista/vista.htm), плагин для вычисления размера эффекта: ES-Calc (скачать плагин для версии VISta 6.4 можно по той же ссыл-

ке). Краткая инструкция по установке и использованию плагина:

A. После установки VISta 6.4 скачиваем плагин «ES-Calc» (он будет заархивирован, вам необходимо будет распаковать архив и поместить папку «ES-Calc» в папку «VISta 6.4»);

Б. Далее необходимо запустить VISta 6.4, выбрать пункт меню «File/Load

Edit» (см. рис. 1), затем выбрать файл для загрузки «ES-calc.ViSta6.4.lsp» (см. рис. 2).

B. Далее необходимо выбрать пункт меню «ES-calc/Calculate Effect Size», затем в открывшемся окне нужно заполнить следующие строки (см. рис. 3): «Mean Group 1» (среднее арифметическое по группе 1 (под группой 1 необходимо понимать группу после написания итогового тестирования); «Mean Group 2» (под группой 2 необходимо понимать группу до написания итогового тестирования (т.е. использовать результаты входного тестирования); «StDv Group 1»/»StDv Group 2»/ (стандартное отклонение по группе 1 и 2); «N Group 1» / «N

146

.......U»OM,......ДИАГНО CTUHfl

3 ViSa The l/nfll Statistics Syítn.

ík Edit № Wis Yets Trmfora Asatpe Vccd Optors Иф DedcTcp flat Wnto*

NewCaü- iar РД FreqLocli LoqiHu.LRtFrnüi|lteii ЕГРЗедчССогй'Т cnd:№-KU10Scd Zh' KisDdlj

Орег.Ою. Siw!i ti Díjl -

[пцхлгСУХ-

Sa»? DÍIÍ As. ЬнУШк..

New Ed t-

LcedEcií.

Fiirt Fie _ FnrtAarrthw.. Flirt Frriff Amdcm

Ы

Рис. 1

@ViSia-ThfViyjali1alistiB System

File £dn Data Pioti Viiwi Transform лиa^yie wodff Option He'p D&tfop Plot EWaii Windtnv

ES-eelc by ííiiben Ledewna

Mean Group 1. Mt*viGiQi4>2

[70,5625 ! ¡56ÍS

SdCvCfOLpl.

|lü36£i?737¡ 114. sot im

N Group 1 Ы^гпфТ-

I* I m

□к Cjrail |

Рис. 3

Group 2» (количество человек в группе 1 и 2). Для вычисления значений средних и стандартных отклонений нажмите на символ «« (см. рис. 4):

По итогам произведённых операций получаем значение индекса размера эффекта: d Коэна=0,818 (высокий размер эффекта); а также d Гласса=0,737 и g Хеджеса=0,818 (смотри рис. 5):

Это означает, что процесс обучения был выстроен корректно, благодаря чему была достигнута положительная динамика показателей успеваемости по классу. В чём же заключается минус использования статистического пакета VISta для подсчёта значения индекса размера эффекта?

Во-первых, экспорт матрицы данных из excel-файла в среду VISta затруднён, это связано с тем, что VISta совместим не со всеми версиями Excel, а ручное копи-

Рис. 4

Г' • >■': program В

Тс»!

а

КЗ-сale program

Jiffect size Calculator

toy Rubén Ledesma (2007)

MftAlfl firOUP 1 : Ю. ООО

3Dev Group 1 : 15- ООО

31 Círuup 1: Э6. ООО

Mean Group : Ьй. ООО

3Uev Group 2 : 19. ООО

N Group 2: 96. ООО

colLen's <i: 0 .819

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Hcdqcs15 q 0 .313

It л; a .737

CL statistic : 0 -7гв

d to r: a .3)9

т

Рис. 5

рование и вставку объектов (СМ+С; Фг^) VISta не поддерживает. Во-вторых, отсутствует графическое представление результатов, что затрудняет их восприятие и интерпретацию. В-третьих, отсутствует информация о 95%-доверительном интервале

147

для размера эффекта и достигнутом уровне значимости. В-четвёртых, поскольку при оценке успеваемости педагогами чаще всего используются балльные показатели или оценки (ранговая шкала), использование средних арифметических и, соответственно, параметрических размеров эффектов (d Коэна; d Гласса и g Хеджеса) некорректно, а функция вычисления непараметрического размера эффекта (d Клиффа) в VISta не поддерживается.

2. Статистический пакет R (ссылка для скачивания: http://cran.r-project.org/) с использованием пакета orddom для вычисления размера эффекта (ссылка для скачивания: http://cran.r-project.org/web/packages/ orddom/index.html). Краткая инструкция по установке и использованию пакета orddom:

А. Устанавливаем R, затем выбираем пункт меню «Packages/Load Package/» (см. рис. 6).

Далее из выпадающего списка «Select one» выбираем пакет «orddom» (см. рис. 7).

Б. Для подсчёта размера эффекта с использование пакета orddom необходимо имеющуюся матрицу данных (см. пример на Рис. 8) преобразовать в формат, удобный для работы в R (см. пример на Рис. 9):

В. Далее в командную строку R вставляем следующий код (данный код используется при вычислении размера эффекта (d) для связанных выборок, а не независимых; скопировать код, подставляя свои значения, можно по адресу: http://cran.r-project.org/ web/packages/orddom/orddom.pdf (стр. 9).

Г. По итогам произведённых операций получаем значение индексов размера эффекта (d Клиффа=0,82292 и d Коэна=2,06907), а также 95%-й доверительный интервал для размера эффекта (нижний предел: 0,6834; верхний предел: 0,90444; результат

ft RGll Ш-И File tan view Ms:

SU

R R Cnnsofc

К. versiun 3.0.2 Copyright (C) 2 Platform: i386-

R kcîui (3? bit) File Etfil View

Ралз-ges Windows Help

PoLlugtb WilHJowb Help

I Kid piwkagft— 5Я HiAPJ niirrnr,,,

Select rep«itori«... Install package{s)_ Update patkaqes.-

Instdll pdckdyt(s) fiorn local zip files...

1 Computing

ft is free software and comes with ABSOLUTELY WO WftRliANTY. You are welcome to redistribute it under certain conditions. Type 'licensed ' or 'licenceO' for distribution details.

R is a collaborative project with ir.any contributors.

Type 'contributors!)1 for more information and

•citation{}1 on how to cite it or R packages in publications.

Type 'demoO' for some demos, 1 help{) " for on-line help, or

Ft R Console

ft version 3,0,2 {20L3—09-25) — "Frisbee sailing" Copyright cc> auiii Pne « ieummticn tor sutisciui Cceput. PI л г. Го rm : иЫ aiingvi^/i авь {3i!=bit)

К is Ггсс ЛОГtWiire and ССВСЗ with AUWUfltiLI HO WUUUUIII, lou are welccxse to redistribute it under certain condition туре *lieense()* or 'licenceO* ror distribution details.

R is a coliabciative project with л.алу contributors.

Type " ci-jnt r i but-, огл с I * (or more infgnwtitm and

'citation О' en How to cite R oir и ря<;к«зеэ in pubiicetinn

туре '«JcmoO ■ fee лоте 4ев>оэ, 'help(} ' for en line help. « 'help.surtO' iov an HTML Ьгаизег interface to help. ryp* 'q(>' to quit ft.

> local((pkq <— saloct.list[aoct{.раскатал(all.available — + if (nchac (pkq) ) library (pleg, character . only—TRUE) | )

> lMflUlpVg <- 3clc-ct , liat (sort f расклдсз (all .available — + i f {Tirtiдг (p(rrj) ) "I i Ьглгу {plfij, rhsrartiT , on I ушТШТК) 13

Selcao

graphics arlVvirf

KcmSmt

lattice

MASS

method!

parallel psych rpart spalial

VI ob 4I.11V1

'■LlfVl Vr~ll

rrftk uLih 1. (Ж

Рис. 7

0|1ЫША1|]унмг до (j)

79, 27Д42Д 63,44,61,37,93,76,82,79,71,35,67,68,72,48,67,19,74,55,48,27,44,39, 73,45,61,63,83,82, W,24,55,70,76,65,48,50, S4 36,70,73,55,11,53,70,71,73,65,75,77,76,47,52,33,64,37, S8,62,44,63,24,31, 29,58,78^ 33,67,ЗС, 57,99,3^ 75,93,100,77,63,81,61,61,59,29,17,55,42,24,55,59,54,47,16,67,41 Опытная группа после (у)

100,50,74,59,84,91,54,73,38,96,7Я, Щ92,89,68,88,83,51,53,81,36,87,62,53,64,61,60Д 67, И, 79,92,

93,48,38,84,73,71,78,53,75,79,50,76,82,6!,-47,64,82,81,83,74,50,77,74,73,70,52, 87,59,67,71,63,52,51,

57,55,71,83,53,80,48,75,99,51,80,92,10С, 84,62,87,74,67,83,68,52,67,72,5^ 72,69,65,62,55,63,62 Рис. 9

148

11 ЬгагуСогс1с1о(р)

*2<-1(та1|ч*С1_С73.27,48.42,68,65.44,61,37,В3.76,82.79.71,35г67.68.7г,48.67,19г74.55,48,27,4'1.39,75.^5,61,63,В5.8г,40,24г55,70, 76.65,48.50,52.36.70,73,55,11,53.70,71,73,65.75,77.76.47,52,33.64.37,59.62,44.63.24,31, 29,58,78,33,67,30,57,99, 32 ,75 ,93,100, 77,63,81,61,61, 59,29,17, 55,12 ,2-1, 55 , 59,54 ,47,16,67,-11) ,1» со1пагге5(х2)<-с("Ехреп"ггег^аI дгоирй")

у2< I (та 114 1(1.(100, 50. 74. 59. 84.91,54.73,38.96,78.100,92.89,68,88.83,91,53.81, 36. 87,62,53.64. 61.60,86.67. 75,79,92,93,48. 38,84,

73.71.78.53,75.79.50,76.82,68,47.64.82.81.88.74,50.77.74.73.70.52.87.59.67,71,63.52,51,

57,55,71,83,53,80,48,75,99,51,80,92,100,84,62,67,74,67,83,68,52,67,72,52,72,69,65,62,55,63,62),1))

со1паггв5(у2)< сС"[_хрепггепм дгоир2")

с]е1Т1_г)г(х2,у2.ралге с1_ткис, 5 и йсИ 5 Ь^АЬЭЕ, (1у-1)

11 ЬгагуС0|'С|Й01П)

# 5ее 1ндиге ЬеТои

Рис. 10

Рис. 11

валиден, поскольку интервал не включает нуль) в графическом виде (рис. 11).

Резюмируя всё вышесказанное, можно заключить, что управление результатами обучения должно производиться на основании системного подхода с учётом всех элементов, формирующих педагогическую задачу (цели и содержание образования), и группы элементов, образующих педагогическую технологию (процессы обучения, организация обучения и средства обучения). □

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.