Научная статья на тему 'Целеполагание в планировании занятий по иностранному языку в контексте CLIL-технологий'

Целеполагание в планировании занятий по иностранному языку в контексте CLIL-технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ЦЕЛЬ / ТЕХНОЛОГИИ / СОДЕРЖАНИЕ / ОБЩЕНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / КРИТЕРИЙ / МОТИВАЦИЯ / TARGET-SETTING / GOAL / TECHNOLOGIES / CONTENT / COMMUNICATION / THINKING / CULTURAL STUDIES / CRITERIA / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гокжаева Татьяна Григорьевна

В статье дан анализ проблем связанных с целеполаганием, целеобразованием и градиентом цели в контексте перспективных обучающих технологий. Цель статьи рассмотреть значение целеполагания в планировании процесса обучения иностранным языкам в контексте CLIL-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гокжаева Татьяна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARGET-SETTING IN PLANNING FOREIGN LANGUAGE CLASSES IN THE CONTEXT OF CLIL-TECHNOLOGIES

The article analyzes the problems related to target-setting, goal-forming and goal gradient in the context of perspective teaching technologies. The purpose of the article is to consider the importance of target-setting in planning the process of foreign language teaching in the context of CLIL-technologies.

Текст научной работы на тему «Целеполагание в планировании занятий по иностранному языку в контексте CLIL-технологий»

УДК 81'243:002 ББК 81.2-9 Г-59

Гокжаева Татьяна Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп, т.: 8(928)4664346

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЛАНИРОВАНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ CLIL-ТЕХНОЛОГИЙ

(рецензирована)

В статье дан анализ проблем связанных с целеполаганием, целеобразованием и градиентом цели в контексте перспективных обучающих технологий. Цель статьи - рассмотреть значение целеполагания в планировании процесса обучения иностранным языкам в контексте CLIL-технологий.

Ключевые слова: целеполагание, цель, технологии, содержание, общение, мышление, культурология, критерий, мотивация.

Gokzhaeva Tatyana Grigoryevna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Foreign Languages, FSBEI HE "Maikop State Technological University", Maikop, t.: 8 (928) 4664346

TARGET-SETTING IN PLANNING FOREIGN LANGUAGE CLASSES IN THE CONTEXT OF CLIL-TECHNOLOGIES

(reviewed)

The article analyzes the problems related to target-setting, goal-forming and goal gradient in the context of perspective teaching technologies. The purpose of the article is to consider the importance of target-setting in planning the process of foreign language teaching in the context of CLIL-technologies.

Key words: target-setting, goal, technologies, content, communication, thinking, cultural studies, criteria, motivation.

Динамика интеллектуального и духовного развития человека как органичной системы остро ставит вопросы формулирования целей, целеполагания и целеобразования прямо и непосредственно относящихся ко всем отраслям знаний, определяя таким образом целеполагание как исходную точку деятельности. В процессе обучения являющегося особой человеческой деятельностью категория цели реализует функцию динамического направления этого процесса, так как вне деятельности цели быть не может.

Эффективность поступательного позитивного изменения и развития личности обучаемого невозможна без конкретно сформулированной цели рассматриваемой как предполагаемый, конечный результат учебно-познавательной деятельности. Цель рассматривается как образ совершенства, безупречный, планируемый, ожидаемый результат или степень эффективности конечной деятельности. Цель рассматривается как всеобъемлющее единство доводов, прогнозов, установок и фантазий, выстроенное при помощи механизма вероятностного прогнозирования.

Целеполагание и цель соотносящиеся как общее к частному и систематизирующие педагогическую деятельность направлены на трансформацию неосознанных желаний в четко выстроенный план действий и поиск ресурсов для их достижения. Целеполагание включает также контрольные мероприятия на основе устойчивых ориентиров в оценке, адекватных критериев предоставляющих возможность корректировать учебно-воспитательный процесс в ходе сопоставления с этими критериями фактически полученных результатов. Реальные совпадения

достигнутых результатов с поставленными целями свидетельствуют об эффективности педагогического процесса. Отсутствие совпадений или незначительные совпадения говорят о том, что следует активизировать поиск адекватных средств достижения целей, вследствие этого необходима дальнейшая работа по их определению и совершенствованию.

Вне всякого сомнения, целеполагание является одним из главных принципов проектирования дидактического процесса. Однако специалисты отмечают недостаточный уровень культуры целеполагания в общеобразовательной практике, а также отсутствие компетенции целеполагания в стандарте высшего педагогического образования; с переходом на компетентностную парадигму высшего образования целеполагание требует более пристального рассмотрения.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования определяют цели как совокупность общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, являющихся требованиями к результатам освоения образовательной программы. Достижение этих целей, как и объективность оценки их сформированности, являются обязательными. Тем не менее, при реализации ФГОС ВО наблюдаются определенные проблемы.

Первая проблема связана с рассмотрением цели как перспективного проекта предполагаемого результата. Переход от возможности к действительности достигается за определенный период времени, следовательно, фактор времени определяется и корректируется в процессе учебного процесса. Более того, некоторые запланированные результаты могут быть получены за короткий срок, в то время как для достижения других требуется более длительный период времени.

Вторая проблема связана с гармонизацией и сбалансированностью целей обучения на разных этапах обучения. В этой связи, следует обратиться к известной таксономии Блума и ее усовершенствованному варианту авторами Л.У. Андерсоном и Д.Р. Кратволем, определившим образовательную цель как единство измерения знаний и измерения когнитивных процессов. Измерение знания предполагает соответствие четырем категориям: фактологическое знание, концептуальное знание, процедурное знание, метокогнитивное знание, каждому отдельному из них характерен определенный уровень его усвоения. Глобальная цель предполагает определенный уровень сформированности компетентностной модели выпускника образовательной организации высшего образования.

Третья проблема целеполагания связана с разработкой гибкой критериальности (показателей, признаков, измерений по которым можно судить о достижении цели) соответствующей уровневой презентации учебного материала. Четвертая проблема состоит в осознании обучаемым поставленных целей как личностно значимых. В таком соответствии целей поставленных преподавателем целям обучаемых учебная деятельность приобретает мотивированный характер. Принцип целеполагания имеет неограниченные резервы для его совершенствования.

Рассмотрим данное положение на примере обучения иностранному языку в контексте CLIL-технологий. CLIL - аббревиатура, расшифровываемая как Предметно-Языковое Интегрированное Обучение. Данный метод предполагает объединяющее обучение предмету проводимое на изучаемом иностранном языке. В связи с этим появляются новые образовательные методики и технологии для его реализации и способные обеспечить импульс, своего рода "прорыв" в решении проблем образовательного процесса. Понятия технология и методика во многом синонимичны. Методика охватывает освоение конкретной дисциплины, в то время как технология, являясь более общим конструктом, описывает освоение всех программных областей знания.

Одной из таких современных технологий в контексте методологии актуализации междисциплинарных связей является предметно-языковое интегрированное обучение CLIL (Content and Language Integrated Learning), предоставляющее новые компенсаторные стратегии и

рассматривающее изучение иностранного языка как инструмент для изучения других предметов, формируя у обучаемого потребность в учёбе, способствующую переосмыслению и развитию способности к коммуникации на иностранном языке.

Следовательно, в контексте применения CLIL-технологий на этапе целеполагания следует создать модель обучения предусматривающую обеспечение необходимого уровня

сформированности умений обработки текстовой информации по определенным критериям и параметрам и адекватную этим целям систему работы (методы, средства, приемы, организационные формы и др.) Соответственно должна быть продумана модель целеполагания применительно к остальным видам речевой деятельности.

При правильном целеполагании построении адекватной модели обучения в итоге есть реальная возможность в значительной степени избежать стихийности и обеспечить целенаправленное и эффективное обучение. Целеполагание - сложный, трудоемкий процесс, рассматривающий цели как его этапы, начинающийся с анализа предыдущей деятельности, диагностики учебного процесса и с непременной сверки задач с федеральными установками.

Обучение в контексте CLIL технологий подразумевает постановку двух целей, первая -изучение предмета посредством иностранного языка, вторая-изучение иностранного языка через изучаемый предмет, вследствие чего знание иностранного языка станет средством изучения дисциплины; занятия, проводимые в увлекательной форме, позволят обучаемым проводить различные эксперименты; иностранный язык, интегрированный в программу государственного стандарта приобретает особую значимость; повышается мотивация научиться применять иностранный язык в практических целях.

При проектировании курса обучения на основе вышеуказанной технологии следует рассматривать категорию целеполагания в совокупности его основных параметров как то: фактор времени, измерение знания и когнитивных процессов, гибкой критериальности, осознание обучаемыми поставленных целей как личностно значимых.

Применение CLIL-технологий на практике позволяет выделить как их преимущества, так и некоторые проблемы их внедрения в учебный процесс, что важно учитывать при планировании целеполагания. Одним из главных преимуществ данной технологии является повышение мотивации обучаемых к изучению иностранного языка. Изучение языка становиться более целенаправленным, так как обучаемые осознают его необходимость для решения конкретных коммуникативных и профессиональных задач. Констатация факта значимости умения общаться на иностранном языке в профессиональном контексте активизирует обучаемых расставить приоритеты по-новому.

Активное погружение в аутентичную языковую среду, чтение профессионально-ориентированных текстов расширяет тезаурус, активизирует определенные языковые конструкции, обогащает иностранную речь обучаемых идиомами и аутентичными фразами. Однако имеются проблемы. В первую очередь они связаны с квалификацией преподавателей. Непременными условиями для успешной работы преподавателя являются знание преподаваемой дисциплины и владение иностранным языком в профессиональной сфере в объеме уровня С-1" Высокий"(Effective Proficiency), (название уровня представлено в изданном МГЛУ им. М. Тореза "Европейском

Языковом Портфеле", 2000).

Технология иноязычного образования CLIL, направленного на достижение двуединой цели, приветствует разработку, активизацию и совершенствование программ способствующих развитию навыков межличностного профессионального общения, формирования полилингвальной компетенции обучаемых, так как вне всего вышеуказанного будущее трудоустройство выпускника высшего учебного заведения станет весьма затруднительным.

Работа преподавателя заключается в систематическом планировании занятий с учетом инновационных положений целеполагания, обеспечении адекватного дидактического контроля, своевременной подпитке мотивации обучаемых, а также в повышении собственных профессиональных и языковых компетенций. В этой связи принцип диагностического целеполагания должен стать важнейшей составляющей проектирования иноязычного образования. Именно в процессе моделирования вектора цели проявляется методическое мастерство и профессиональная культура преподавателя.

Цель - категория многогранная, во многом зависящая от стадий и этапов самого процесса. Цель может быть первоначальной - сформировать или совершенствовать навык или умение, конечной - сформировать профессиональную компетенцию. Цель будет считаться оптимальной и диагностичной (т.е. подлежащей анализу) при условии ее адекватного определения, оптимального выделения и описания ее признаков, проведения ее корреляции с объективностью, описания факторов как понятий обладающих категорией меры, т.е. поддающихся прямому или косвенному измерению, корреляции результатов измерения с адекватной шкалой.

Преимущества CLIL-образования заключаются в следующем: технология совершенствует языковую компетентность, повышает самооценку и уверенность в себе, подпитывает мотивацию преподавателя и обучаемых, поощряет независимость и собственное мнение, способствует формированию вторичной аккультурации обучаемого, развивает учебные навыки, концентрацию, активизирует позитивное отношение к гендерным вопросам, учит толерантности к окружающим, развивает навыки мышления, расширяет кругозор, поднимает уровень культуры, обогащает межкультурные знания, повышает стремление к гуманизации отношений.

Эффективное результативное изучение иностранного языка в контексте CLIL образования во многом зависит от адекватно заданных образовательных задач и целей. С методической точки зрения CLIL-технологии реализуются посредством широкого спектра современных подходов и методов, активно применяющихся в мировых образовательных пространствах.

Изучение иностранного языка и изучение неязыкового предмета организованные параллельно являются неоспоримым компонентом достижения образовательных целей и имеют значительные преимущества как для овладения иностранным языком, так и изучения неязыковой дисциплины с его помощью.

На сегодняшний день многие страны мира успешно используют обучение в контексте CLIL-технологий как в общеобразовательных школах, так и в высших учебных заведениях. Этот факт еще раз подтверждает их перспективность.

Литература:

1. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. №4. С. 126-130.

2. Европейский языковой портфель: предложения по разработке. Москва, 2000. С. 3-7.

3. Пасов Е.И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея. Москва: ГЛОССА-ПРЕСС, 2006. 240 с.

4. Прозументова Г.Н. Цель в педагогике: догматическое и парадигмальное определение // Мастер-класс. 1996. №1.

5. Монахов В.М. Перспективы понятийно-категориального аппарата дидактики при переходе к новым ФГОС ВПО // Педагогика. 2012. №5.

6. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М. Оценивание компетенций: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2016. №1.

7.https://en.wikipedia.org/wiki/Content_and_language_integrated_learning

8. Coyle D. Content and Language Integrated Learning Motivating Learners and Teachers [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://blocs.xtec.cat/clilpractiques1/files/2008/11/slrcoyle.pdf

9. Лалетина Т.А. Интегрированный подход и использование предметно-языковой интеграции при обучении иностранному языку [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://conf.sfukras.ru/uploads/3_Laletina%20T%5B1%5D.A.pdf

10. Thompson T., Simmons N. Family and Friends. Oxford University Press, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.