Научная статья на тему 'Интеллектуальный тимбилдинг в контексте обучения иностранному языку'

Интеллектуальный тимбилдинг в контексте обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
командопостроение / руководство преподавателя / образовательный процесс в вузе / общекультурная компетенция / полилог / зрелое чтение / аутентичный текст / CLIL-технологии / эмоциональный комфорт / совместная работа / общая цель / развитие потенциала каждого обучаемого / Teambuilding / leadership of the teacher / educational process at the University / cultural competence / polylogue / smart mature reading / authentic text / CLIL- technology / emotional comfort / collaboration / common purpose / the development of the potential of each student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гокжаева Татьяна Григорьевна

В статье рассматривается фактор интеллектуального тимбилдинга или командопостроения как инструмента эффективного сплочения коллектива и его ориентации на совместное и согласованное выполнение коммуникативных задач в процессе обучения иностранному языку. Обучение иностранному языку в режиме интеллектуального командопостроения предполагает компетентностное руководство преподавателя по обеспечению развития и совершенствования навыков конструктивного общения в формате полилога, совершенствования навыков чтения и понимания практикоориентированных текстов в контексте CLIL-технологий, а также обеспечение базовых элементов психолого-эмоционального комфорта на занятиях, четкой постановки целей и определения методов их достижения, вовлеченности обучаемых в совместную слаженную работу с одновременным развитием интегративных механизмов и потенциала каждого обучаемого. Рассмотрено понятие полилога и роли фактора командопостроения в процессе совершенствования навыков устной речи, повышении мотивации и обеспечении высокого эмоционального тонуса занятия. Роль и установка преподавателя рассматривается как фактор определяющий характер взаимоотношений обучаемых в группе. Значение профессиональных качеств преподавателя, отход от формального подхода к проведению занятий, отношение к каждому обучаемому как к уникальной личности являются основополагающими. Аспект организации группового взаимодействия в процессе обучения иностранным языкам предполагает интенсивное контактное общение всех членов группы с преподавателем и между собой, культивирование внутригрупповых норм взаимоотношений, доверительность в общении, обеспечение обратной связи, сокращение социальной дистанции, способствующей конечной цели обучения иностранному языку  воспитанию субъекта общения нового поколения. Анализ результатов обучения иностранному языку с применением интеллектуального тимбилдинга позволяет сказать, что данная методика способствует активизации творческого командного мышления и эффективному усвоению языкового материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гокжаева Татьяна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLIGENT TEAMBUILDING IN THE CONTEXT OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The article deals with the factor of intellectual teambuilding as a tool for effective team building and its orientation to the joint and coordinated implementation of communicative tasks in the process of teaching a foreign language. Teaching a foreign language in the mode of intellectual team building involves competent guidance of the teacher to ensure the development and improvement of skills of constructive communication in the format of a polylogue, improving reading skills and understanding of practice-oriented texts in the context of CLIL-technologies, as well as providing the basic elements of psychological and emotional comfort in the classroom, clear setting goals and determining methods for achieving them, involvement of trainees in joint coordinated work with the simultaneous development of integrative mechanisms and the potential of each student. The concept of polylogue and the role of the factor of team building in the process of improving the skills of oral speech, increasing motivation and providing high emotional tone classes. The role and position of the teacher is considered as a factor determining the nature of the relationship of students in the group. The importance of professional qualities of the teacher, a departure from the formal approach to the conduct of classes, the attitude to each student as a unique person are fundamental. The aspect of the organization of group interaction in the process of teaching foreign languages involves intensive contact between all members of the group with the teacher and each other, the cultivation of intra-group norms of relations, trust in communication, providing feedback of motivation, reducing the social distance, contributing to the ultimate goal of learning a foreign languagееducation of the subject of communication of a new generation. Analysis of the results of teaching a foreign language with the use of intellectual teambuilding allows us to say that this technique contributes to the activation of creative team thinking and effective learning of language material.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный тимбилдинг в контексте обучения иностранному языку»

ISSN 2078-1024

VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

УДК 378.016:811.111

DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11004

Гокжаева Т.Г.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТИМБИЛДИНГ В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Гокжаева Татьяна Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия Тел.: 8(928)4664346

В статье рассматривается фактор интеллектуального тимбилдинга или командопостроения как инструмента эффективного сплочения коллектива и его ориентации на совместное и согласованное выполнение коммуникативных задач в процессе обучения иностранному языку.

Обучение иностранному языку в режиме интеллектуального командопостроения предполагает компетентностное руководство преподавателя по обеспечению развития и совершенствования навыков конструктивного общения в формате полилога, совершенствования навыков чтения и понимания практико-ориентированных текстов в контексте СЫЬ-технологий, а также обеспечение базовых элементов психолого-эмоционального комфорта на занятиях, четкой постановки целей и определения методов их достижения, вовлеченности обучаемых в совместную слаженную работу с одновременным развитием интегратив-ных механизмов и потенциала каждого обучаемого. Рассмотрено понятие полилога и роли фактора командопостроения в процессе совершенствования навыков устной речи, повышении мотивации и обеспечении высокого эмоционального тонуса занятия. Роль и установка преподавателя рассматривается как фактор определяющий характер взаимоотношений обучаемых в группе. Значение профессиональных качеств преподавателя, отход от формального подхода к проведению занятий, отношение к каждому обучаемому как к уникальной личности являются основополагающими. Аспект организации группового взаимодействия в процессе обучения иностранным языкам предполагает интенсивное контактное общение всех членов группы с преподавателем и между собой, культивирование внутригрупповых норм взаимоотношений, доверительность в общении, обеспечение обратной связи, сокращение социальной дистанции, способствующей конечной цели обучения иностранному языку - воспитанию субъекта общения нового поколения.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GO SUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

Анализ результатов обучения иностранному языку с применением интеллектуального тимбилдинга позволяет сказать, что данная методика способствует активизации творческого командного мышления и эффективному усвоению языкового материала.

Ключевые слова: командопостроение, руководство преподавателя, образовательный процесс в вузе, общекультурная компетенция, полилог, зрелое чтение, аутентичный текст, CLIL-технологии, эмоциональный комфорт, совместная работа, общая цель, развитие потенциала каждого обучаемого.

Для цитирования: Гокжаева Т.Г. Интеллектуальный тимбилдинг в контексте обучения иностранному языку // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 1/40. С. 48-54. DOI: 10.24411/20781024-2019-11004

Gokzhaeva T.G.

INTELLIGENT TEAMBUILDING IN THE CONTEXT OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

Gokzhaeva Tatyana Grigorievna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Foreign Languages Department

FSBEI HE «Maikop State Technological University» Maikop, Russia Tel.: 8(928)4664346

The article deals with the factor of intellectual teambuilding as a tool for effective team building and its orientation to the joint and coordinated implementation of communicative tasks in the process of teaching a foreign language.

Teaching a foreign language in the mode of intellectual team building involves competent guidance of the teacher to ensure the development and improvement of skills of constructive communication in the format of a polylogue, improving reading skills and understanding of practice-oriented texts in the context of CLIL-technologies, as well as providing the basic elements of psychological and emotional comfort in the classroom, clear setting goals and determining methods for achieving them, involvement of trainees in joint coordinated work with the simultaneous development of inte-grative mechanisms and the potential of each student. The concept of polylogue and the role of the factor of team building in the process of improving the skills of oral speech, increasing motivation and providing high emotional tone classes. The role and position of the teacher is considered as a factor determining the nature of the relationship of students in the group. The importance of professional qualities of the teacher, a departure from the formal approach to the conduct of classes, the attitude to each student as

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GO SUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

a unique person are fundamental. The aspect of the organization of group interaction in the process of teaching foreign languages involves intensive contact between all members of the group with the teacher and each other, the cultivation of intra-group norms of relations, trust in communication, providing feedback of motivation, reducing the social distance, contributing to the ultimate goal of learning a foreign languagееducation of the subject of communication of a new generation.

Analysis of the results of teaching a foreign language with the use of intellectual teambuilding allows us to say that this technique contributes to the activation of creative team thinking and effective learning of language material.

Key words: Teambuilding, leadership of the teacher, educational process at the University, cultural competence, polylogue, smart mature reading, authentic text, CLIL-technology, emotional comfort, collaboration, common purpose, the development of the potential of each student.

For citation: Gokzhaeva T.G. Intelligent teambuilding in the context of teaching a foreign language // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2019. Iss. 1/40. Р. 48-54. (In Russ., English abstract). DOI: 10.24411/ 2078-1024-2019-11004

Сплоченный и мотивированный студенческий коллектив является залогом успешного обучения всем дисциплинам, включая обучение иностранным языкам. В этой связи работу по сплочению коллектива или группы следует начинать с первых дней знакомства преподавателя с обучаемыми. Как преподаватель, так и обучаемые сталкиваются с определенными трудностями на первых занятиях в незнакомом коллективе, обучение при этом осложняется разным уровнем образовательной подготовки и мотивации обучаемых, отсутствием базовых элементов конструктивного общения, несовпадающими точками зрения на понимание цели. Сплочение группы обучаемых, объединенных единой целью, а также вовлеченность всех членов группы в совместную согласованную работу с одновременным развитием интегративных механизмов обеспечиваются действиями преподавателя в контексте современной технологии известной как team-building.

Team-building (в переводе с английского языка - построение команды) -термин, обычно используемый в бизнесе и применяемый в широком диапазоне действий в различных направлениях человеческой деятельности, включая сферу образования, является отличным инструментом укрепления командного духа. В настоящее время также актуален активный, игровой, образовательный и психологический тимбилдинг. Условно тимбилдинг можно разделить на «фановый» (от англ. fun - забава) и собственно тимбилдинг (teambuilding) - построение команды.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

Основная цель работы группы в режиме командообразования - повышение общей эффективности деятельности коллектива, образующейся под воздействием следующих факторов: компетентностное руководство преподавателя, четкое понимание обучаемыми целей и способов их достижения, доброжелательная и доверительная атмосфера отношений между обучаемыми, умение команды использовать ресурс каждого участника, понимания необходимости слаженных действий для достижения общей цели.

Немаловажное значение для формирования сплоченной команды, ориентированной на совместные усилия для выполнения различных творческих заданий имеет раскрытие потенциала каждого обучаемого, осознание каждым личного вклада в общее дело, координация совместных действий преподавателя и обучаемых.

В образовательном пространстве преобладает интеллектуальный тимбил-динг. Информационные технологии продвинулись далеко вперед и предлагают огромный спектр возможностей для получения современных профессиональных знаний, расширения кругозора, повышения уровня общей и профессиональной культуры. Использование на занятиях персональных компьютеров, iPad со спутниковой связью и других гаджетов позволяет осуществить переход работы группы обучаемых к следующему этапу - тренингу ролевого взаимодействия, обогащающего нормативное поведение личностным и креативным содержанием.

Переориентация на продуктивную образовательную деятельность, наряду с обновлением целеполагания и содержания, предполагает изменение общей методологии овладения иностранным языком. Межкультурная и прагматическая составляющие процесса обучения иностранным языкам направлены на расширение рамок традиционной методики за счет «выхода» обучаемых в реальный межкультурный контекст общения.

В соответствии с положением И.А. Зимней о включении в процесс обучения иностранным языкам 4-х видов речевой деятельности следует отметить эффективность фактора тимбилдинга в планировании занятия. Задача преподавателя обеспечить естественность речевого поведения обучаемых, создать квазиязыковую среду реального общения, стимулирующую потребность группового общения на иностранном языке. Сознательное и активное соучастие обучаемых в обсуждении поставленной проблемы нацелено не на получение языковых знаний, а на формирование деятельных коммуникативных умений в формате полилога, обеспечивающего постоянную включенность обучаемого в психологическую ситуацию.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

Полилог (греч. буквально «речь многих») - термин, возникший в ходе исследования коммуникативных свойств языка как расширение определения понятия «диалог», частично совпадающий с ним по значению и содержанию и невы-деляющий количество участников (2 и более) в качестве дифференциального признака понятий диалог-полилог.

Полилог как разговор многих участников, предполагает переход роли говорящего от одного лица к другому и демонстрацию равной речевой активности каждым участником, а также мену говорящих и слушающих в отличие от монолога. Все участники полилога как формы естественной разговорной речи равны и активны в речевом отношении. Отличительная черта полилога заключается в связанности реплик, адекватной и конструктивной спонтанности, максимальном отражении содержательно-смысловой структуры. Участники полилога осознают личную ответственность следить за ходом общего разговора и обязанность быть готовым поддержать разговор в любой момент. В ходе полилога каждый из участников вносит свое видение проблемы, предоставляет сопутствующую информацию, стимулируя таким образом поддержание разговора всеми его участниками. Не рассматривается в качестве полилога разговор с неравным участием или меной говорящих и слушающих. Составляющими полилога являются такие явления как смена или отход от темы, сложное переплетение реплик, разрыв диалогических единств, особый вид линейного развертывания реплик и т.д. Полилог с его отличительной чертой равномерной речевой активности участников коммуникации предусматривает промежуточные формы от позиции адресата до позиции слушателя (наблюдателя) и может, оставаясь невербализованной, влиять на развитие полилога ответным неречевым действием. При этом в состав участников полилога не входят члены иных команд или случайные слушающие, но разделение участников на мини группы внутри полилога допустимо. В реальной коммуникативной ситуации 3-4 участника полилога могут на какое-то время вступить в параллельный мини-полилог, оставаясь при этом участниками общего полилога. Участники и случайные слушающие определяются по степени их вовлеченности в полилог и степени осведомленности относительно его содержания.

В этой связи построение занятия по иностранному языку с использованием учебных ситуаций, требующих коллективного решения мыслительных задач с целью принятия итогового вывода по обсуждаемому вопросу предполагает обеспечение слаженной работы всех членов группы, иными словами интеллектуального тимбилдинга. Обучение чтению и пониманию практикоориентированных текстов также проходит гораздо эффективнее с использованием фактора тимбилдинга.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

Выделение чтения как основного вида речевой деятельности в контексте CLIL-технологий ориентирует обучаемых на формирование навыков чтения и понимания практикоориентированных текстов с использованием разнообразных видов чтения. Сформированность навыков основных видов чтения означает владение навыками зрелого чтения, что позволяет говорить о зрелом читателе, способном воспринимать тексты ориентированные на будущую профессию. Как показывает практика, наиболее результативным видом чтения для организации коллективной работы с текстом является поисковое чтение. Аутентичный текст с батареей аутентичных заданий предлагает широкий диапазон действий для обучения иностранному языку в режиме тимбилдинга.

Подобный подход позволяет обучаемым с разным уровнем владения иностранным языком индивидуально и коллективно систематизировать и фиксировать полученную информацию посредством анализа языковых средств и структур. Профессиональная направленность и актуальность текста повышает мотивацию обучаемых и обеспечивает трансферт в сопряженные сферы учебной деятельности.

Важной составляющей организации занятия с включением фактора тимбилдинга является обеспечение преподавателем комфортного психолого-эмоционального климата, способствующего раскрытию индивидуальных способностей каждого. Успешное проведение занятия в атмосфере эмоционального комфорта как принципа системно-деятельностного подхода невозможно без учета психологических особенностей обучаемых и оптимистического настроя преподавателя. При этом совершенно исключается как подавление личности авторитетом преподавателя, так и неумеренное или необоснованное поощрение.

В условиях ограниченности аудиторного учебного времени и необходимости поиска путей оптимизации процесса обучения иностранному языку целесообразно использовать потенциал тимбилдинга активизирующий мыслительную деятельность и творческую импровизацию обучаемых в ходе совместной работы, ориентированной на формирование коммуникативного ядра личности.

Подводя итоги можно сказать, что методика обучения иностранному языку с включением фактора тимбилдинга способствует как эффективному развитию и совершенствованию навыков основных видов речевой деятельности, так и формированию навыков коллективной работы.

Литература:

1. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Высш. шк., 1986. 221 с.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

2. Солдатов Б.Г., Солдатова Н.В. Формирование профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции: современные технологии и методы обучения // Актуальные проблемы современного профессионального образования: материалы Международной научной конференции-форума (Екатеринбург, 6 июня 2014 г.). Екатеринбург, 2014. С. 60-68.

3. Ковальчук М.А. Интенсивное обучение иностранным языкам в контексте проблемы гуманитаризации образования: сборник статей / Научно-образовательный центр «Школа Китайгородской». Москва, 2001.

4. Ермакова И.В., Поливанова Н.И., Ривина И.В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке // Психологическая наука и образование. 2004. №1. С. 63-73.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. Москва: АПК и ПРО, 2002. 121 с.

6. Винокур Т.Г. Полилог // Лингвистический энциклопедический словорь. Москва, 1990; Кларк Г.Г., Карлсон Т.Б. Слушающие и речевой акт // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Москва, 1986; Русская разговорная речь. Тексты. Москва, 1978.

Literature:

1. Kitaygorodskaya G.A. Methods of intensive teaching foreign languages: a textbook. 2nd ed., rev. and add. M.: Higher School, 1986. 221 p.

2. Soldatov B.G., Soldatov N.B. Formation of professional-oriented foreign language communicative competence: modern technologies and teaching methods // Actual problems of modern vocational education: International Scientific Conference - Forum (Ekaterinburg, June 06, 2014). Ekaterinburg, 2014. P. 60-68.

3. Kovalchuk M.A. Intensive teaching foreign languages in the context of the problem of humanization of education: collection of articles / Scientific-educational center "School of Kitaygorodskaya". Moscow, 2001.

4. Ermakova I.V., Polivanova N.I., Rivina I.V. Educational interaction of a teacher and students as a factor of their emotional comfort in a classroom // Psychological Science and Education. 2004. №1. P. 63-73.

5. Smirnov N.K. Health-saving educational technologies in a modern school. Moscow: AIC and PRO, 2002. 12 p.

6. Vinokur T.G. Polylogue // Linguistic Encyclopedia. Moscow, 1990; Clark G.G., Karlsson T.B. Listeners and speech act // New in Foreign Linguistics. Vol. 17. Moscow, 1986; Russian spoken language. Texts. Moscow, 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.