Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение развития экологического целеполагания студентов химических специальностей'

Педагогическое обеспечение развития экологического целеполагания студентов химических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECOLOGICAL GOAL-SETTING / PEDAGOGIC SUPPORT / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL PROJECT ACTIVITITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыкова Ольга Раисовна, Сараскина Любовь Евгеньевна

Статья посвящена определению сущности и структуры экологического целеполагания, а также разработке педагогического обеспечения, необходимого для развития экологического целеполагания студентов химических специальностей. Выявлена эффективность использования в образовательном процессе вуза следующего обеспечения: обогащение содержания образования посредством внедрения алгоритма экологического целеполагания; приобщения студентов химических специальностей к экологической культуре и «зелёной» химии; привлечение студентов к экологической проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic support of ecological goal-setting development of students with the major in chemistry

The article is devoted to defining the essence and structure of ecological goal-setting as well as to working out pedagogic support that is vital for the development of ecological goal-setting of the students with the major in chemistry. The kinds of support, whose efficiency of the use in the university educational process was identified, are listed below: the enrichment of the education content via the introduction of the goal-setting mechanism; the familiarization of students with the major in chemistry with ecological culture and the Green Chemistry; and their involvement in ecological project activities.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение развития экологического целеполагания студентов химических специальностей»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕЛЕПОЛАГАНИЯ СТУДЕНТОВ ХИМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Экологическое целеполагание, педагогическое обеспечение, экологическая культура,

экологическая проектная деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) указывает на значимость владения целеполаганием потенциального специалиста-химика и в качестве требования выдвигает владение следующими общепрофессиональными компетенциями (ПК): способность на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности; владение навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ПК-17); способность анализировать полученные результаты, делать необходимые выводы и формулировать предложения (ПК-19), определять и анализировать проблемы, планировать стратегию их решения (ПК-21). В ФГОС ВПО также выделяются ключевые компетенции, обусловленные необходимостью развития экологического целеполагания: владение базовыми понятиями экологической химии, способность оценить экологические риски производств и применение принципов «зелёной» химии при разработке химических реакций и технологических производств (ПК-23).

В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается существенный разрыв «между технократическим способом подачи специального знания и назревшими требованиями его гуманистического применения» [Сараскина, 2010, с. 5]. Стремясь проявить свои способности в профессиональной деятельности, специалист прикладывает усилия прежде всего для достижения экономической выгоды. Технократичность целей и задач и недостаток постановки экологических целей, которые ставит перед собой химик, становятся причиной постоянно ухудшающейся экологической обстановки в Российской Федерации в целом и Красноярском крае в частности.

Недостаточная разработанность вопросов методики развития экологического целеполагания студентов химических специальностей является актуальной проблемой в современном образовании. В научной литературе заложены теоретические предпосылки решения данной проблемы. Анализ философских (А.М. Гендин,

В.П. Загороднюк, М.Г. Макаров, А.И. Яценко), педагогических (З.И. Васильева,

H.A. Проскурина, Л.Е. Сараскина) и психологических (Ц.Б. Богоявленская, Л.И. Божович, O.K. Тихомиров и др.) источников показал, что в настоящее время всеми исследователями осознаётся значимость целеполагания в деятельности будущего специалиста. Теоретические подходы к решению задач, связанных с формированием экологической культуры в образовательном процессе, обозначены в исследованиях H.H. Вересова, С.Д. Дерябо, И.Д. Зверева. Авторами Е.В. Бонда-ревской, В.В. Сериковым, Ю.Г. Фокиным подчёркнута значимость деятельностного подхода в образовательном процессе вуза. Поэтому необходимо разработать такое педагогическое обеспечение развития экологического целеполагания студентов, которое позволит подготовить специалистов в области химической промыш-

ленности, способных предотвратить негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека на самых начальных стадиях планирования и осуществления экологически целесообразной деятельности.

Цель данной статьи — определение сущности и структуры экологического целепо-лагания и обоснование педагогического обеспечения развития экологического целе-полагания студентов химических специальностей в образовательном процессе вуза.

Обращение к психолого-педагогической литературе по вопросам целеполагания (Д.М. Богоявленская, H.A. Проскурина, JI.E. Сараскина), экологической культуре (H.H. Вересова, С.Д. Дерябо, И.Д. Зверева), деятельностного подхода (Е.В. Бонда-ревская, В.В. Сериков, Ю.Г. Фокин) позволило нам вскрыть структурный и функциональный аспект понятия «экологическое целеполагание» и выделить следующие его существенные признаки: целеполагание, экологические цели, экологическая культура. Под экологическим целеполаганием мы понимаем совокупность целеполагающих действий, присущую как личности, так и педагогической системе в целом, направленную на приобщение личности к экологической культуре с целью её саморазвития через процесс постановки её собственных экологических целей с ориентацией личности на экологически целесообразную профессиональную деятельность [Лыкова, Сараскина, 2011, с. 94]. В качестве специфических целеполагающих действий, свойственных личности в образовательном процессе вуза и соотносимых со всеми этапами целеполагающего процесса, нами выделены следующие.

1. Целеобразование - восприятие информации (целей, задач предмета, преподавателя, вуза); формулирование проблемы; выдвижение хотя бы одной цели (возникновение мотивации).

2. Целевыдвижение — ориентирование в новой информации и в уже имеющихся знаниях по содержанию и оформлению высказывания; анализ информации с целью формулирования недостаточных знаний, умений и навыков; поиск средств решения сформулированной проблемы.

3. Целереализация - управление (составление плана последовательных действий); воспроизведение (документирование, устная и / или письменная речь, разработка проекта и др.); оценивание усвоенного (рефлексия) - анализ результатов и формулирование целей дальнейшего образования.

Экологически целесообразная деятельность будущих химиков должна соответствовать современному подходу к производству химических веществ — химии — в интересах устойчивого развития, или иначе «зелёной» химии. Руководствуясь 12 принципами «зелёной» химии, разработанными американским учёным П.Т. Анастасом [Лунин, Локтева, 2004], экологические цели мы поделили на две основные группы:

— переработка, утилизация, уничтожение экологически опасных продуктов химической и других отраслей промышленности, с тем чтобы ликвидировать или хотя бы снизить экологическую опасность;

— разработка новых промышленных процессов, которые бы позволили обойтись без экологически опасных продуктов или свести их использование и выделение к минимуму.

На основе теоретических положений и с учётом основных требований личностно ориентированного подхода к диагностике нами была разработана программа развития экологического целеполагания студентов химических специальностей в образовательном процессе вуза. В основу диагностической программы положены следующие критерии:

— когнитивный (владение знанием о принципах «зелёной» химии и экологическом целеполагании);

— эмотивно-аксиологический (осознанная готовность к осуществлению экологического целеполагания);

— деятельностный (использование экологического целеполагания для осуществления экологически целесообразной профессиональной деятельности).

В развитии экологического целеполагания студентов химических специальностей мы выделили три уровня: высокий, средний и низкий.

Показателями когнитивного критерия развития экологического целеполагания являются: понимание и осознание взаимосвязей природы и общества с точки зрения экологической целесообразности; знание принципов «зелёной» химии, алгоритма экологического целеполагания и осознание необходимости его применения в будущей профессиональной деятельности.

Для эмотивно-аксиологического критерия показателями выступают: ценностное отношение к природе, «включенность» в мир природы; принятие себя и своих личностных качеств, необходимых для экологически целесообразной профессиональной деятельности.

Основными показателями деятельностного критерия нами выделены: умение самостоятельно, правильно и вариативно разрабатывать компоненты алгоритма экологического целеполагания (гностический, проектировочный, конструктивнокоммуникативный, результативно-оценочный) для осуществления экологически целесообразной профессиональной деятельности.

Педагогическое обеспечение является одним из существенных условий повышения качества образования, что отмечают многие исследователи (И.А. Зимняя, Е.В. Бондаревская, В.В. Игнатова, В.А. Сластёнин и др.). Под педагогическим обеспечением мы понимаем педагогическую систему как самостоятельно развивающуюся и управляемую целостность, включающую в себя средства и условия организации образовательного процесса и их реализацию посредством соответствующих форм, методов и приёмов, характеризующихся уровнем достигнутых результатов.

На основании изученной литературы нами было разработано необходимое педагогическое обеспечение развития экологического целеполагания студентов химических специальностей в образовательном процессе вуза. К нему относятся:

— обогащение содержания образования посредством внедрения алгоритма экологического целеполагания;

— приобщение студентов химических специальностей к экологической культуре и «зелёной» химии;

— включение студентов химических специальностей в экологическую проектную деятельность.

Рассмотрим детально каждый из пунктов педагогического обеспечения.

Обогащение содержания образования должно основываться прежде всего на обогащении способами организации познавательной деятельности. Внедрение алгоритма экологического целеполагания позволит студенту самому решать, какие действия совершать, какие материалы изучать, какие ставить цели, то есть самостоятельно проектировать свою деятельность. Алгоритм экологического целеполагания, основанный на базовой технологии целеполагания, представлен следующими шагами: 1) определение экологических целей и отбор информации для их достижения; 2) проектирование личностью конструктивных, организаторских и коммуникативных действий для их достижения; 3) практическая реализация цели, анализ личностных качеств и постановка задач дальнейшего саморазвития.

Весь набор учебных материалов и средств их усвоения должен быть предоставлен студенту преподавателем в рамках покомпонентной структуры деятельности. При этом отбираются иноязычные аутентичные тексты, в основе которых лежат

принципы «зелёной» химии. Организация обучения строится на принципах проблемных личностно-развивающих технологий, нацеленных на формирование адекватных экологических представлений, что приобщает студентов химических специальностей к экологической культуре.

Включать студентов химических специальностей в экологическую проектную деятельность в рамках вуза с целью практического закрепления навыков применения алгоритма экологического целеполагания и приобщать к экологической культуре мы предлагаем с помощью разработанной нами технологии GSM (Goal Setting Management — управление целеполаганием). Управление экологическим целеполаганием студентов химических специальностей включает в себя все компоненты учебной деятельности и активизирует развитие экологической культуры личности, ориентируя её на экологически целесообразную профессиональную деятельность. Процесс управления целеполаганием, а посредством него и собственной учебной деятельностью студента представлен следующими шагами алгоритма экологического целеполагания.

1. Для «запуска» проектировочного компонента деятельности обучаемых используются материалы и приемы, формирующие мотивацию. Целеполагающий процесс находится в стадии целеобразования. В основе первого шага алгоритма -выдвижение хотя бы одной цели студентом.

2. Для гностического компонента используются материалы и приемы, формирующие знания содержания и структуры высказывания. Признак — активное целе-выдвижение студентом (отобрать элементы знаний, распределить их в определенной последовательности, органично связать с системой содержания основ наук). Этот подход позволяет восполнить пробелы в знаниях студентов, равномерно изучать виды экологических взаимосвязей.

3. При конструктивно-организаторском компоненте деятельности используются материалы и приемы, формирующие языковую компетенцию, необходимую для тематического высказывания. Целереализация проявляется в конструктивно-орга-низаторской активности личности.

4. Для результативно-оценочного компонента деятельности используются материалы и приемы, развивающие устную и письменную речь. Признак — целереализация, которая заключается в переходе от рецептивных умений к продуктивным. На данном этапе используются активные формы владения материалом (диспуты, дискуссии по проблемам окружающей среды, совместные или индивидуальные проекты, деловая переписка), которые формируют опыт принятия экологически целесообразных решений [Лыкова, Сараскина, 2011, с. 95].

Мы рассмотрели применение алгоритма в практике обучения иностранному языку, в частности английскому. На основе технологии управления экологическим целеполаганием нами разработан учебный модуль «“Зелёная” химия. 12 принципов», который рассчитан на два блока программы дисциплины «Иностранный язык для студентов химических специальностей»: «Иностранный язык для академических целей» (учебно-познавательная, профессиональная сферы общения) и «Иностранный язык для профессиональных целей» (профессиональная сфера общения). Цель модуля — активизация имеющихся знаний личности в речи и обогащение содержания учебного материала с экологической проблематикой. Учебный модуль выступает как системообразующий элемент педагогического обеспечения развития экологического целеполагания.

Целенаправленная пошаговая деятельность студентов активизирует саморазвитие в заданном направлении. В группах, где применялся модуль, отмечались систематизация полученных знаний, возросший интерес к предмету и высокие ре-

зультаты на экзамене. Сам модуль выполняет обучающую, развивающую и контролирующую функции. Отличие модуля от практических занятий по разделу программы или учебнику заключается в значимости материала для студента и в возможности целенаправленно самостоятельно с ним работать в рамках шагов алгоритма. Анализ результатов проведённой диагностики подтвердил положительные изменения в уровне развития. Практическим результатом явилась самостоятельная практическая деятельность студентов. Различия в балльных оценках уровней развития функциональных компонентов экологического целеполагания студентов до и после применения модуля, основанного на технологии GSM, свидетельствуют о результативности данной методики. Проектировочный компонент поднялся с 3,8 до уровня 4,7, вместе с тем наблюдались высокие баллы других компонентов: 4,2 (ранее 3,9) — гностический, 4,0 (3,7) — коммуникативный, 4,5 (3,2) - организаторский, 4,3 (3,3) - конструктивный, 3,8 (3,5) - результативно-оце-ночный. Относительно сниженный уровень результативного компонента мы склонны объяснять критическим отношением личности к оцениванию себя. Неудовлетворённость собой при наличии программы своего развития можно расценивать как признак этого развития.

С помощью комплекса методик «экологической психодиагностики» — методик оценки субъективного отношения к природе и определения установок на природные объекты (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин) - удалось зафиксировать качественное изменение в показателях развития уровня экологической культуры: интерес к решению проблем окружающей среды, готовность и стремление к непрагматическому взаимодействию с природными объектами, рост экологической эрудированности.

Экспериментальные занятия показали, что овладение студентами технологией экологического целеполагания активизирует мотивацию гуманитарного самообразования (появляется чувство эмпатии, растут гуманитарные интересы, возрастает творческая активность и личностный смысл учебной деятельности) и способствует развитию экологического целеполагания (фиксируется совершенствование экологической культуры, умения пошаговой реализации запланированной деятельности). Таким образом, разработанное нами педагогическое обеспечение способствует достижению поставленной цели, то есть развитию экологического целеполагания студентов химических специальностей в условиях образовательного процесса вуза.

В продолжение нашего исследования мы планируем рассмотреть педагогические условия развития экологического целеполагания студентов химических специальностей в образовательном процессе вуза как системообразующего элемента педагогического обеспечения.

Библиографический список

1. Бондаревская Е.В. Проблемное поле современных образовательных технологий. URL: pi.sfedu.ru/rspu/science/conferences/level.../bondarevskaya.doc

2. Лунин В.В., Локтева Е.С. «Зелёная» химия в России. URL: http://www.greenchemistry. ru/pub lications/greenchem_rus_3. htm

3. Лыкова O.P., Сараскина Л.E. Управление экологическим целеполаганием студентов химических специальностей в учебной деятельности: сб. науч. тр. по матер, межд. науч.-практ. конф. «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2011». Одесса: Черноморье, 2011. Т. 23. Педагогика, психология и социология.

С. 93-96.

4. Сараскина Л.Е. Английский язык. Активизация речи целеполаганием. Красноярск: СибГТУ, 2010. 146 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.