Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСО- И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ'

УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСО- И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖКХ / РЕСУРСО- И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ЖИЛОЙ ФОНД / РЕФОРМЫ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / RESOURCE AND ENERGY SAVING / MANAGEMENT SYSTEM / HOUSING / REFORMS / INNOVATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косинский Г.М., Вирко Г.П.

В данной статье рассмотрено значени ЖКХ в формировании рационального ресурсопользования и энергосбережения, а также экономические аспекты формирования системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Косинский Г.М., Вирко Г.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF RESOURCE AND ENERGY SAVING IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES, ECONOMIC ASPECTS OF FORMATION OF SYSTEM OF

This article discusses the importance of housing in the formation of rational resource use and energy saving, as well as the economic aspects of the formation of the system.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСО- И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ»

Саратовской области) / Н.П. Фефелова, А.Ю. Усанов, Г.Е. Терина. М.: РГАУ-МСХА, 2013. 104 с.

10. Чекмарев О.П. Проблемы формирования и регулирования кластеров сельскохозяйственного производства в условиях ВТО // Перспективы развития России и Германии как членов ВТО. Сборник научных статей / под ред. Л.П. Совершаевой. СПб.: ГУАП, 2013. С. 14-17.

УДК 338

Косинский Г.М. студент 4 курса направление подготовки «География»

Вирко Г.П. студент 3 курса направление подготовки «Журналистика» Филиал МГУ им. М.В. Ломоносова Российская Федерация, Севастополь УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСО- И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ

Аннотация: В данной статье рассмотрено значени ЖКХ в формировании рационального ресурсопользования и энергосбережения, а также экономические аспекты формирования системы.

Ключевые слова: ЖКХ, ресурсо- и энергосбережение, система управления, жилой фонд,реформы, инновационный потенциал

Kosinskiy G.M. student 4 year «Geography» Virko G.P. student 3 year «Journalism»

Lomonosov Moscow State University in Sevastopol

Russia, Sevastopol MANAGEMENT OF RESOURCE AND ENERGY SAVING IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES, ECONOMIC ASPECTS OF

FORMATION OF SYSTEM OF

Abstract: this article discusses the importance of housing in the formation of rational resource use and energy saving, as well as the economic aspects of the formation of the system.

Key words: housing and communal services, resource and energy saving, management system, housing,reforms, innovative potential.

Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что жилищно-коммунальное хозяйство считается одной из основных проблем

общенародного хозяйства Российской Федерации. Невысокое качество коммунальных услуг обусловлено, в первую очередь в целом, критическим состоянием коммунальной инфраструктуры. Накопленный за минувшие десятки лет износ коммунальной инфраструктуры, увеличивается на глазах. Капитальные инвестиции со стороны государства во все сферы коммунального хозяйства минимальны.

По мнению некоторых исследователей, коммунальные компании находятся в сложном экономическом состоянии и балансируют на грани развала, в многочисленных регионах стало нормой регулярное банкротство подобных учреждений, которые обеспечивают жизнедеятельность населения.

В настоящее время важнейшей проблемой, решение которой позволит существенно повысить эффективность функционирования городского и жилищно-коммунального хозяйства, является совершенствование организации управления.

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из базовых отраслей российской экономики, обеспечивающая население жизненно важными услугами, а промышленность - необходимой инженерной инфраструктурой. Годовой оборот в сфере жилищно-коммунального хозяйства превышает 4,1 трлн руб., это более 5,7% валового внутреннего продукта России 3. Под жилищно-коммунальным хозяйством понимают совокупность отраслей экономики, которые обеспечивают работу инженерной инфраструктуры зданий населенных пунктов. Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, которые составляют сложную социально-экономическую систему, от ее результативности и функционирования зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города [1]. К объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло-и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта . В настоящее время коммунальное хозяйство России включает более 30 видов деятельности, которые объединяются в несколько подотраслей: водоотведение и очистка сточных вод; водоснабжение; теплоснабжение; электроснабжение; ремонт дорог, мостов, набережных, берегоукрепительные работы; бани; летняя и зимняя уборка улиц; сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов; озеленение населенных пунктов: гостиницы: прачечные и

др.

Стратегическое управление жилищно-коммунальным хозяйством РФ осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Минстрой России). Оно образовано в соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) для современной российской экономики является одной из важных социально-значимых сфер. Как отрасль экономики сфера ЖКХ включает в себя: жилищное хозяйство, представленное, хозяйствующими субъектами, основные виды деятельности которых заключаются в управлении существующим жилищным фондом и инфраструктурой, обеспечивающее его эксплуатацию, а также коммунальное хозяйство, представленное хозяйствующими субъектами, основные виды деятельности которых заключаются в управлении водопроводно-канализационной,топливно-энергетической, сетевой и другой инфраструктурой этой сферы [11].

По данным Федеральной службы государственной статистики, объем жилищного фонда в Российской Федерации составляет 3,3 млрд кв.м, в том числе многоквартирных домов - 2,4 млрд кв. м (что составляет 72% общего объема жилищного фонда), что обусловило потребительский спрос на инженерную продукцию предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

В зависимости от уровня управления состав институциональных агентов сферы ЖКХ может существенно различаться. Так, на государственном (федеральном) уровне управления к институциональным агентам сферы ЖКХ относятся:

1. Правительство Российской Федерации в части подготовки законодательных и подзаконных актов, регулирующих взаимоотношения между институциональными агентами сферы ЖКХ; 56 Экономика и социум: современные модели развития Экономика и социум: современные модели развития

2. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстроя России), основными целями деятельности которого являются: выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, оказание государственных услуг для собственников и нанимателей жилья, осуществление управления государственным имуществом в сфере ЖКХ;

3. Государственная корпорация Фонд содействия реформированию ЖКХ (Фонда ЖКХ), основная деятельность которого направлена на создание безопасных и благоприятных условий проживания для собственников и нанимателей жилья, а также стимулирование реформирования сферы ЖКХ, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом и внедрения ресурсосберегающих технологий;

4. ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК), которое реализует совместно с органами государственной власти единую политику на рынке жилья и ипотечного жилищного кредитования посредством: стандартизации различных сегментов рынка жилья и ипотеки; развития инфраструктуры рынка жилья и ипотеки; развития рынка найма жилья; повышения инвестиционной привлекательности и ликвидности ипотечных ценных бумаг и активов; снижения рисков на рынке жилья и ипотеки; стимулирования строительства доступного жилья; развития механизмов финансирования объектов инженерной инфраструктуры; управления недвижимостью; реализации мер антикризисной поддержки на рынке жилья и ипотеки

За последние годы значительно изменилась ситуация в отношении собственности на объекты коммунального и жилищного хозяйства. Она характеризуется тремя главными тенденциями:

• акционированием части объектов жилищно-коммунального хозяйства, в основном объектов электро- и теплоснабжения, входящих в единую систему энергообеспечения страны;

• массовой приватизацией жилищного фонда;

• передачей объектов жилищно-коммунального хозяйства из государственной собственности в муниципальную собственность появление множества собственников осложнило управленческую ситуацию в сфере ЖКХ [13].

Все коммунальные услуги классифицируются на следующие группы: горячее водоснабжение; холодное водоснабжение; водоотведение; электроснабжение; газоснабжение; отопление. За поставку коммунального ресурса до границы многоквартирного дома всегда отвечает ресурсоснабжающая организация. В рамках многоквартирного дома ответственность за предоставление коммунальной услуги несет ее исполнитель. Это может быть управляющая организация или товарищество собственников жилья при наличии у них заключенного с ресурсоснабжающей организацией договора поставки коммунального ресурса. Ресурсоснабжающие организации могут предоставлять коммунальные услуги собственникам напрямую (без посредников).

В этом случае ресурсоснабжающие организации отвечают за качество коммунальных услуг до конечного потребителя. В качестве принципов организационно-экономического механизма управления ЖКХ можно выделить следующие: принцип системности, принцип иерархичности, принцип инновационного развития, принцип баланса интересов всех заинтересованных сторон, принцип инвестиционной привлекательности для частных инвесторов, принцип прозрачности.

Существенная роль в организационно-экономическом механизме управления процессом развития ЖКХ в регионе отводится стимулированию, как фактору, повышающему мотивацию населения и организаций на экономию ресурсов.

Выводы

ЖКХ является сложной системой, которая обладает целым рядом специфических свойств, проявляющихся в различных сферах его функционирования: жилищном хозяйстве, ресурсообеспечении, благоустройстве, бытовом обслуживании населения и т.д. С позиции системного подхода региональное жилищно -коммунальное хозяйство предлагается рассматривать как сложную многокомпонентную систему, эффективность которой определяется результатами действия системообразующих факторов.

Главная особенность жилищно-коммунального комплекса заключается в особой системе взаимосвязей между предприятиями и потребителями услуг, а система взаимосвязей предприятий основывается на подсистеме технологических связей, специфика которых проявляется в противоречии интересов системы управления территорией, бизнесом и населением. Поэтому жилищно-коммунальное хозяйство рассматривают как сложную вероятностную систему, имеющую гомеостатическую природу. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в РФ прошло несколько важных этапов, в ходе которых решались задачи адресной социальной поддержки граждан, реформы оплаты жилья и коммунальных услуг, финансовое обеспечение организаций жилищно-коммунального комплекса, развитие рыночных отношений и привлечение представителей частного сектора к администрированию объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.

Использованные источники:

1. Амелина Р.Н., Лучкина В.С. К вопросу о состоянии сферы ЖКХ в России // Вестник современных исследований. 2017. № 3 (6). С. 111.

2. Волгина Е.А. Тенденции развития и приоритетные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2015. № 6 (53). С. 125.

3. Гайнанов Д.А. Организационно-экономический механизм повышения качества предоставления жилищно -коммунальных услуг [Текст] / Д.А. Гайнанов, Л.И. Спирина // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 6 (66). С. 6.

4. Грахов В.П. Мохначев С.А., Якушев Н.М., Гиззатуллин Р.Р. Применение концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 794.

5. Дронов С.Е. Направления совершенствования региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства: дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2016. С. 33.

6. Иванов А.Р. Реструктуризация сферы услуг ЖКХ. М.: Альпина Паблишер, 2013. 200 с.

7. Кожевников С.А. Взаимодействие власти и бизнес-структур при управлении экономикой территорий европейского Севера России в сфере

жилищно-коммунального хозяйства: дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Вологда, 2015. С. 28.

8. Кожевников С.А. Государственно-частное партнерство в жилищнокоммунальном хозяйстве региона: проблемы и перспективы развития [Текст]: монография / С.А. Кожевников, Т.В. Ускова. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. С. 18.

9. Макрушин А.В. О Национальном плане развития жилищно -коммунального хозяйства России на 2012-2014 гг. // ЖКХ. Экономика и управление предприятием ЖКХ. 2012. Часть 1. 2012. № 12. С. 8.

10. Разуева О.В. Совершенствование управления предприятием в системе ЖКХ // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2015. № 24. С. 194.

11. Симионов Ю.Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство: Справочник. М.: Феникс, 2010. С. 65.

12. Сколько стоит Россия: 10 лет спустя. Раздел 9 жилищное и коммунальное хозяйство. М.: Аудиторско-консалтинговая компания ФБК институт стратегического анализа, 2014.

13. Ларин С.Н. Развитие инновационного потенциала сферы жилищнокоммунального хозяйства региона как условие проведения ее комплексной модернизации [Электронный ресурс] / С.Н. Ларин, Е.Ю. Хрусталев, Т.С. Ларина и др. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 02 (116). С. 691-705. URL: http://ej.kubagro. ru/2016/02/pdf/48.pdf. (дата обращения: 08.12.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.