Риск-менеджмент
Удк 336.025
управление региональными рисками при осуществлении финансовой политики в инновационной сфере
е. а. чумаченко,
кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и финансового менеджмента E-mail: [email protected] Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
В статье исследуются вопросы управления финансовыми рисками инновационной сферы в системе региональной экономики. Отмечается, что эффективная политика регионального риск-менеджмента в рамках финансирования инновационной деятельности должна стремиться к оптимизации «стоимости рисков» с точки зрения максимизации результата от реализации инновационного проекта. Подчеркивается необходимость использования адекватных методов информационного обеспечения комплексной оценки рисков и возможностей современных информационных систем.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность региона, риск финансирования инноваций, инвестиционный риск региона, региональный риск-менеджмент, инновационный проект.
Императивы реализации инновационного сценария развития российской экономики, проецируемые на региональный уровень, приобретают особенные, модифицированные черты под воздействием специфических региональных детерминант. Исторически сложившиеся, а также трансформирующиеся в разных макроэкономических условиях региональные особенности становления и протекания инновационных процессов формируют свойственный каждой конкретной территории профиль
региональных финансовых рисков. Последние, как известно, имманентно присущи финансовой политике в инновационной сфере, поскольку инновационная деятельность связана с необходимостью принятия решений в условиях неполной информации, и обусловленная этим неопределенность не позволяет достоверно оценить последствия этих решений для инвестора. Даже в стабильных экономических условиях процесс финансирования инноваций сопряжен с разными по причинам возникновения, источникам, природе, характеру видами рисков, которые в совокупности представляют собой вероятность невозврата вложенных в инновационные проекты финансовых ресурсов [3]. Следует отметить, что определенная часть рисковой составляющей процесса финансирования инноваций в масштабах мезоэкономической системы является общей для всех территорий, поскольку так называемые регулярные риски достаточно хорошо известны, и вероятность невозврата финансовых средств может быть оценена с определенной степенью точности. В российских условиях (особенно на региональном уровне) регулярным инвестиционным рискам сопутствуют колебания экономической и политической внешней и внутренней ситуации, а также дефицит инвестиционных ресурсов, что делает вли-
яние регулярных рисков более непредсказуемым: появляется необходимость оценки не только самого риска, но и вероятности появления того или иного вида риска [1]. Другая же (большая и более сложная) часть системы рисков финансирования инноваций в регионе с точки зрения их предупреждения, выявления, оценки и управления требует значительного внимания как в теоретико-методологическом, так и в практико-прикладном аспектах.
Поэтому планирование, мониторинг и контроль региональных рисков, сопряженных с финансированием инновационных проектов, следует выполнять на регулярной основе исходя из требования минимизации или ограничения возможных неудач и финансовых потерь. В силу того, что, как правило, затраты на инвестиции в социально значимые инновационные проекты весьма существенны, особое значение имеет использование на практике научно обоснованных методов идентификации и оценки рисков. В данном контексте основой управления рисками и выработки рациональных финансовых решений служит предварительное моделирование инновационного проекта с оценкой необходимых показателей, что может стать определенной гарантией ограничения и/или снижения риска. При этом принципиально важными становятся проведение комплексной и многоаспектной оценки рисковой компоненты финансирования региональных инноваций, а также применение действенных способов минимизации рисков уже в процессе первоначального распределения финансовых ресурсов по всем этапам жизненного цикла инноваций.
Финансовые инновационные риски в регионе, как правило, оцениваются по следующим группам:
- кредитование;
- реализация инновационных проектов;
- возврат инвестиционных ресурсов;
- уровень финансовых потерь для инвестора.
Пристальное внимание следует уделять рисковой составляющей финансирования инновационных проектов тех компаний, которые планируют расширение поля деятельности на несколько регионов, используя различные средства и рычаги для придания устойчивости своему бизнесу. Это связано с тем, что на результат инновационного проекта такого статуса воздействуют социальные, экономические и иные факторы - условия разных регионов, что значительно расширяет и усложняет профиль сопряженных рисков. Поэтому ожидаемый инвестором эффект относится к сугубо случайному
нестационарному процессу, имеющему нелинейную зависимость от величины инвестиционного бюджета [8]. Отсутствие четкой обратной связи в виде получаемого экономического эффекта при финансировании инновационной деятельности межрегионального характера также свидетельствует о необходимости разработки и совершенствования специальных методов планирования, управления и контроля за рисками.
Таким образом, управление рисками финансирования инноваций на региональном и межрегиональном уровнях (как более высоких и сложных в методологическом плане по сравнению с риск-менеджментом на отдельных предприятиях) требует существенно больших объемов информации -качественного и количественного характера. Это объясняется тем, что последствия ошибочно принятых решений являются значительно более масштабными, затрагивают большое число участников проектов. Следовательно, тщательность подготовки таких решений должна быть более высокой. Все это диктует необходимость формирования системы поддержки принятия управленческих решений в региональной системе риск-менеджмента, организованной на высоком научно-методологическом уровне и использующей новейшие информационные технологии. Иными словами, когда решается структурированная и полиаспектная задача управления инвестиционными (финансовыми) рисками на региональном уровне, необходимо говорить о формировании информационной системы. В нее входят полные сведения (с точки зрения максимально полного и объективного информационного обеспечения системы управления для принятия соответствующих решений) о состоянии инновационной активности в каждом конкретном регионе для комплексной оценки риска как со стороны отдельных субъектов инвестиций, так и в целом по региону как мезообъекту риска. Это означает, что обязательным условием формирования целостного системного управления финансовыми рисками в инновационной сфере региона становится создание системы мониторинга информации об инновационной деятельности, служащей основой для оценки сопряженных финансовых рисков и позволяющей осуществлять поддержку принятия решений для снижения ущерба от реализации рисков [9].
Особая значимость регионов как территориально обособленных, ограниченных административными барьерами, относительно самостоятельных
в принятии решений и обладающих собственным экономическим и финансовым потенциалом экономических подсистем определяет важность систематического анализа информации о финансовых рисках, сопряженных с инновациями. Причем этот анализ должен проводиться в двух проекциях: в границах территории региона в целом и на микроуровне - на отдельных предприятиях, локализующих инновационную активность в данном регионе.
Интегральное оценивание общерегиональных рисков финансирования инноваций важно с точки зрения определения инновационной и инвестиционной привлекательности региона, а дифференцирование процесса оценки финансовых рисков по отдельным «носителям» инновационного потенциала -предприятиям является базовой платформой для принятия стимулирующих мер и решений со стороны органов государственной власти и управления по активизации их инновационной деятельности. Поэтому система поддержки принятия решений по управлению региональными рисками финансирования инноваций является достаточно сложной. Она включает:
- организацию сбора, обработки и анализа соответствующей информации об инновационных проектах;
- выявление разных видов финансовых рисков регионального и микроуровня;
- количественную и качественную оценку рисков;
- представление необходимой информации в удобной для пользователя форме для выработки управленческого решения.
При этом необходимо понимать, что управление финансовыми рисками в регионе не может носить эпизодического (случайного) характера. Ведь благодаря наличию в региональной экономической системе синергетического эффекта от инвестиционной деятельности различных участников инновационного процесса «нечаянные» просчеты и убытки отдельных из них могут представлять собой серьезную угрозу для экономической безопасности региона, его инвестиционной привлекательности, имиджа и репутации. В связи с этим для построения и налаживания комплексной системы эффективного управления инвестиционными (финансовыми) рисками мезоуровня нужна постоянно функционирующая система сбора и обработки информации об инвестиционных рисках, ядром которой должна стать совокупность показателей оценки инвестиционного риска [9].
Специфика проблемы отбора инноваций на мезоуровне, а также определения их приоритета заключается в усложнении оценки инновационных проектов по сравнению с инвестиционными из-за более высокой степени риска и неопределенности, а в случае продуктовых инноваций - непредсказуемости их распространения на рынке. Следствием выделения инновационных проектов в обособленную область регионального финансового менеджмента является повышение роли информационной поддержки инноваций и применения информационных технологий для управления инновационными проектами. В то же время в отличие от программных продуктов управления инвестиционными проектами, большинство из которых реализовано на схожих принципах и конкурирует между собой по функциональности, ИТ в сфере инноваций не имеют единой модели функционирования, и применение тех или иных программ зависит от специфики решаемой локальной задачи. То есть решение региональной проблемы управления финансовыми рисками в сфере инноваций смещается в плоскость определения инновационных приоритетов на основе результатов оценки инноваций на микроуровне.
Важно учитывать, что отсутствует обобщенная модель, на основе которой может осуществляться системная поддержка управления инновациями вне зависимости от типа инновации, подсистемы инновационного проекта, решаемой задачи и т. д. Тем не менее существуют различные модели, позволяющие решать конкретные задачи управления, в числе которых одной из важнейших является отбор (скрининг) инновационных идей и проектов на ранних стадиях их разработки, что связано, как отмечалось, с большим размером вложений в инновации. Для осуществления скрининга разработан целый спектр моделей [6] и их модификаций. Однако в региональном масштабе принципиальной задачей становится ранжирование инновационных проектов в целях выявления приоритетных направлений развития региональной экономики или управление портфелем инновационных проектов территории. Но если при рассмотрении инвестиционных проектов можно ограничиться стандартными методиками оценки (такими, как «затраты-эффективность»), то анализ инновационных проектов предполагает:
- комбинирование количественных и качественных методов;
- проведение последовательно-параллельного вариантного системного моделирования;
- применение экспертных оценок и т. д.
Оценка инновационных проектов осуществляется на основании критериев их патентоспособности, затрат на исследования и разработку, затрат на производство, вероятности успешного выполнения, возможности сбыта и ряда других измерителей эффективности в зависимости от специфики проекта. Для этого применимы следующие модели.
I. Оценочная модель, в которой баллы проекта по каждому из критериев умножаются на весовые коэффициенты критериев и суммируются, образуя оценку проекта:
т= 1 ,
где Т - оценка у-го проекта;
у = 1,т - количество проектов;
1 = 1,п - количество критериев;
Sу - баллы 1-го критерия для у-го проекта;
Ж - весовой множитель критерия 1.
II. Модели на основе экономических показателей, в которых помимо традиционных для оценки проектов показателей (чистый дисконтированный доход, норма возврата инвестиций, срок окупаемости и т. д.) могут использоваться другие показатели:
а) качества проекта (показатель Энсофа), вычисляется по формуле:
Показатель качества =
г ■ d ■ р(Т + В)Е *
D* - приведенные прямые затраты на внедрение; Р* - приведенные прямые затраты основного капитала;
Ж - оборотный капитал.
г) оправданные максимальные капиталовложения (показатель Дисмана), вычисляются по формуле:
Оправданные максимальные
капиталовложения = гр(у * -X *), где V* - приведенный доход от проекта;
X* - приведенные затраты на производство, сбыт и техническое обслуживание.
д) приведенная мера возможности проведения исследований (показатель Дина и Сенгупта), вычисляется по формуле:
г=1 п. |> (1+г г ]
Суммарные капиталовложения где г - вероятность успешного завершения работ над проектом;
d - вероятность успешного внедрения; р - вероятность успешной реализации; Т и В - технические и экономические показатели;
Е* - приведенная величина дохода от проекта.
б) значимости проекта (показатель Ольсена),
вычисляется по формуле:
^ г ■ d ■ р ■ S ■ Р ■ п
Показатель значимости =-,
Стоимост ъ проекта
где S - годовой объем продажи продукции;
Р - доход от реализации единицы продукции;
п - долговечность проекта в годах.
в) возврат капитала (показатель Харта), вычисляется по формуле:
Возвраткапитала =--,
R*+D*+Р* где G* - приведенная величина валовой прибыли; R* - приведенные прямые затраты на исследовательские работы;
где с. - движение чистой денежной наличности в 1-й год;
г - ожидаемая годовая норма прибыли; п - общее число лет, в течение которых ожидается прибыль; 1 - индекс времени в годах. III. Модели распределения капиталовложений, устанавливающие неявную приоритетность возможных вариантов проекта в соответствии с размерами выделяемых средств
тах X ]У]Р] ()
х] - В ,
Ь - у - Ху - Ь + у
где Р. (х) - вероятность получения оценки V; Ху - затраты на проект;
В - величина общего бюджета для всех возможных проектов у = 1,..., п;
Ь -] и Ь + ] - верхний и нижний пределы затрат на проект [5].
Вне зависимости от выбранных алгоритмов анализа инновационных проектов, чтобы обладать полной информацией для принятия решения о перспективах предлагаемой идеи необходима оценка рисков. Это связано еще и с тем, что при создании и внедрении инноваций нет возможности полагаться на прошлый опыт или узнать, какие именно внешние факторы больше всего повлияют на состояние инновационного проекта.
Оценка инновационных рисков имеет свою специфику, поскольку:
- довольно часто отсутствует какая-либо статистическая информация об объекте исследования;
- зачастую не с чем сравнить данный проект и провести аналогию.
Поэтому оценку общего инновационного риска принято осуществлять в несколько этапов на основе его анализа.
На первом этапе создается реестр потенциально возможных нежелательных вариантов развития событий, к которым может привести реализация инновационного проекта. Для полученного реестра по методу «дерева решений» формируется набор количественных и качественных характеристик цепочек развития событий, приводящих к нежелательным результатам.
На втором этапе определяется набор исходных ситуаций, факторов и комбинаций факторов риска, возможность реализации которых будет приниматься в расчет при дальнейшем анализе, и вычисляются вероятностные возможности реализации этих ситуаций [2].
Таким образом, одним из способов управления рисками финансирования инновационных проектов на мезоуровне является их ранжирование с учетом рисковой составляющей. Можно отдельно оценить риск проекта, а затем составить карту принятия проекта в региональный список эффективных проектов в зависимости от общей его оценки и оценки риска, или включить в модель обратный показатель -устойчивость проекта к рискам (его уровень «нерискованности»), имеющий значительный весовой коэффициент. Например, в модель I включить критерий устойчивости к риску.
Зачастую ранжирование инновационных проектов регионального уровня предполагает их дальнейший отбор по выявленным показателям. И наоборот - отсеивание инновационных идей и проектов происходит на основе критериев и приоритетов. То есть скрининг и ранжирование проектов являются взаимосвязанными процессами, и управление региональными инновациями на начальной стадии должно осуществляться на основе синтеза данных моделей. Реализация количественных расчетов в такой системе может происходить на основе алгоритмов, применяемых в традиционных системах управления проектами, а качественных - с помощью методов экспертных, интеллектуальных информационных систем, систем поддержки принятия решений и т. д. Решающую роль в эффективном риск-менеджменте региональных инновационных проектов играет возможность взаимодействия с базами структурированных данных и хранилищами
слабоструктурированной информации, для которого могут применяться методы аналитической обработки данных (OLAP), некоторые алгоритмы добычи данных (Data Mining), а также методы структурирования знаний и оценок. Цикл отбора может повторяться на каждом этапе жизни инновации.
Практическая значимость перечисленных моделей и методов может быть достигнута при широкомасштабном их применении для оценки реальных инновационных идей и проектов регионального уровня наряду с традиционными методами в целях сравнения результатов прогнозов и рекомендаций, а также получения эмпирических данных для тестирования и усовершенствования проектируемых информационных технологий. В настоящее время на рынке существует много предложений по оценке инновационных проектов, т. е. сложилась такая ситуация, когда в связи с распространением инновационного подхода к ведению бизнеса одни предприятия оказывают другим услуги экспертизы проектов, консультирования и др. Именно такие организации, имеющие дело с реальными проектами, должны обладать достаточными знаниями и опытом для внедрения и проверки существующего и предлагаемого инструментариев оценки. Основную базу для использования инструментария могут составить центры трансфера технологий, поскольку они являются посредниками между различными участниками инновационного процесса, через них проходит большое количество предложений и запросов на инновации.
Таким образом, поскольку на современном этапе развития экономической науки оценки инвестиционных рисков осуществляются в основном на двух уровнях - отдельных предприятий и в целом по региону, формирование системы оценок финансового риска в сфере инновационной деятельности региона должно вестись одновременно в двух направлениях:
- «снизу вверх», т. е. от отдельных инновационных проектов до мезоуровня;
- «сверху вниз», т. е. от показателей экономического положения региона (в том числе его финансового потенциала) до момента их сопряжения с отдельными инновационными проектами.
При этом «снизу вверх» анализируются инновационные проекты и одновременно проводится анализ региональных характеристик связанного с ними финансового риска. Однако региональный финансовый риск инноваций в силу наличия
соответствующей инфраструктуры, системного единства и синергетического эффекта включает помимо суммы рисковых составляющих отдельных проектов дополнительную синергетическую компоненту риска. Таким образом, можно заключить, что такой двунаправленный подход к оценке инвестиционного риска региона позволяет получить две оценки риска, не равные друг другу. Полученные с двух направлений оценки инвестиционного (финансового) риска региона требуют дооценки и дополнительного сравнения, что в итоге позволяет сформировать сбалансированную систему показателей [9] - характеристик риска финансирования региональных инновационных проектов.
Для предприятий риски рассчитываются, в частности, на основе методов УаК, применяемых для оценки реакции предприятия на колебания ключевых показателей его развития (цена на продукцию, инфляция, спрос, издержки и т. д.). Для моделирования видовых региональных рисков финансирования инноваций при подходе «сверху» необходимо построить динамические ряды ежегодных объемов денежных потоков по отраслям с прогнозом на 2-3 года вперед. Существует межвидовая зависимость в структуре денежных потоков, ценах, издержках и т. д. Это значит, что развитие какой-либо одной конкретной сферы в регионе связано не только с объемами инвестиций в эту сферу, но и во многом -от инвестиций в смежные области - поставки сырья, материалов, топлива и т. д. Поэтому целесообразно определить:
- зависимость одной сферы от другой или некоторого их набора (эластичность одной сферы по отношению к набору других);
- лаги - «запаздывания» в развитии анализируемой сферы региональной экономики от тех сфер, в которых производится инновационная продукция;
- эффективную структуру распределения имеющегося объема финансовых ресурсов между «сырьевыми» сферами. Здесь должны учитываться инвестиции, поступающие из «сырьевых» сфер в исследуемую, и их размеры, необходимые для сбалансированного развития;
- способ создания таких условий, при которых данная структура финансирования инноваций стала реальной, что означает необходимость прогнозирования реакции рынка на те или иные действия [4, 5, 7].
Эффективная организация региональной системы риск-менеджмента в сфере финансирования
инноваций предопределяет наличие органа управления риском, который должен осуществлять следующие функции:
- проводить финансовый мониторинг венчурных и портфельных инвестиций, т. е. рисковых вложений, в соответствии с действующим законодательством;
- разрабатывать программу рисковой инновационной деятельности в соответствии со стратегией социально-экономического развития территории;
- собирать, анализировать, обрабатывать и хранить информацию о состоянии, использовании, наращивании и целеориентированном использовании финансового потенциала региона в контексте реализации программы формирования региональной инновационной системы;
- определить степень и стоимость финансовых рисков, сопряженных с инновационными проектами в рамках данной программы, стратегию и приемы управления рисками;
- разрабатывать программу рисковых решений и организовывать ее выполнение, включая контроль и анализ результатов;
- развивать страховую деятельность на основе заключения договоров страхования и перестрахования;
- разрабатывать условия страхования и перестрахования, устанавливать размеры тарифных ставок по страховым операциям;
- выдавать гарантии по поручительству российских и иностранных компаний, финансирующих регионально значимые инновационные проекты, производить возмещение убытков за их счет, поручать другим лицам исполнение аналогичных функций за рубежом;
- вести соответствующую бухгалтерскую, статистическую и оперативную отчетность по рисковым вложениям капитала;
- осуществлять регулярный мониторинг финансовых рисков, сопряженных с уже осуществляемыми инновационными проектами, проводить полиаспектную оценку рисков финансирования рассматриваемых к реализации инновационных проектов с использованием научно обоснованных методов оценивания и современных информационных технологий;
- проводить активную работу по интеграции системы мониторинга рисков финансирования инновационных проектов в единое информационное пространство региона.
Особенностью построения эффективной системы регионального риск-менеджмента является определение результативности от внедрения данной системы в рамках реализации каждого отдельного инновационного проекта. При этом важно учитывать, что имеется альтернатива в определении требований к ожидаемому решению - гарантиро-ванности или защищенности. Представляется, что с точки зрения достижения целей минимизации рисковой составляющей процесса финансирования инновационных проектов в регионе указанное решение может быть связано только с гарантированным результатом. Кроме того, при организации такой системы особое внимание необходимо уделить оптимизации ее стоимости с учетом ряда составляющих. Они делятся на постоянные и переменные и связаны с формированием структуры риск-менеджмента, мониторингом баз данных, разработкой универсальных процедур.
То есть при проведении политики регионального риск-менеджмента в рамках финансирования инновационной деятельности в качестве фактора, определяющего выбор того или иного варианта формирования стоимости мероприятия в рамках данной системы, важно стремиться не к «снижению стоимости рисков», а к их оптимизации с точки зрения максимизации результата от реализации инновационного проекта. К основным принципам формирования и использования такого рода систем поддержки принятий решений по управлению рисками финансирования инноваций можно отнести:
- полное и достоверное информационное обеспечение;
- генерирование альтернативных вариантов решений;
- предоставление прогнозных оценок результатов реализации возможных альтернатив;
- постоянную эволюцию системы за счет наращивания ее возможностей.
Это означает, что универсальность и инвариантность данной системы в отношении специфики той или иной территории не уменьшают важности формирования в регионе информационной и институциональной инфраструктуры инновационной деятельности.
Список литературы
1. Богачев Е. Б., Чуб Б. А. Проблемы функционирования финансовой системы региона / под ред. Бандурина В. В. М.: БУКВИЦА. 1999.
2. БарышеваА. В., Балдин К. В., Галдицкая С. Н., Ищенко М. М., Передеряев И. И. Инновации: учеб. пособие. М.: Дашков и Ко. 2007.
3. Десять основных показателей финансового анализа инвестиционного проекта. URL: http://www. beintrend. ru/10-koefficientov.
4. Звягинцева О. С. Оценка инвестиционного риска региона // Вестник МГОУ. 2010. № 2.
5. Модели прогнозирования развития компаний с учетом рисков. URL: http://www. cfin. ru/finanalysis/ risk/forecasting_models. shtml?printversion.
6. Науменко Е. О. К вопросу о моделях управления инновационным процессом на предприятии в современных условиях. 2006. URL: http://ej. kubagro. ru/2006/04/03.
7. Рассолова Л. И. Модель системы региональных рисков телекоммуникационной компании. М.: ИСА РАН. 2009.
8. Турмачёв Е. С., Хромов И. С. Современные методологические подходы к проблеме математического моделирования инвестиционных рисков на уровне отраслей национальной экономики // Моделирование инвестиционных рисков. 2005. № 3.
9. Тхакушинов Э. К. Организация системы управления инвестиционными рисками в экономике региона. Ростов н/Дону: Изд. ЮФУ. 2007.
10. Управление инновационными проектами. Институт инноватики. URL: http://www.ii.spb. ru/2005/ ins_inn_material/baza_2/portfolio_proj ects .pdf.