Научная статья на тему 'Управление реализацией стратегического потенциала предприятия в целях его развития'

Управление реализацией стратегического потенциала предприятия в целях его развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байков Евгений Александрович

Рассматриваются материальные и нематериальные ресурсы предприятия как основа его стратегического потенциала. Исследуется возрастающее значение неосязаемых ресурсов в стратегическом развитии компании. Показана роль руководства организации в реализации ее стратегического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Байков Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article explores the tangible and intangible resources as the foundation of its strategic potential. Explores the growing importance of intangible resources in strategic development of the company. Shows the role of leadership of the organization in attaining its strategic capabilities.

Текст научной работы на тему «Управление реализацией стратегического потенциала предприятия в целях его развития»

УДК 338.242

Е.А. Байков

УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ В ЦЕЛЯХ ЕГО РАЗВИТИЯ

В современных условиях резко возрастает значение стратегического поведения, позволяющего предприятию выживать и процветать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Все компании в условиях быстро меняющейся рыночной ситуации, жесткой конкуренции должны концентрировать основное внимание на выработке стратегии развития, которая позволяла бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. Динамичность изменений во внешней среде, кардинальные изменения запросов потребителей, возрастание конкуренции, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, а также ряд других факторов привели к значительному повышению значения стратегического менеджмента.

Одним из основополагающих понятий стратегического менеджмента является «стратегический потенциал предприятия (компании, фирмы)».

В современных трудах по стратегическому менеджменту зарубежных и отечественных авторов данная категория трактуется в основном как соответствие и достаточность ресурсов и компетенций организации для разработки и ре-

ализации стратегии, укрепляющей ее конкурентные позиции [3, 4, 6, 7, 10 и др.].

В целом, не вступая в противоречие с данной позицией, представляется более целесообразным под стратегическим потенциалом понимать способность использовать совокупность имеющихся ресурсов для реализации избранной стратегии предприятия.

Исходя из приведенных определений, основой стратегического потенциала являются имеющиеся у предприятия ресурсы. В наиболее общем случае они подразделяются на материальные и нематериальные. Современные научные исследования по-разному трактуют основные составные элементы материальных и нематериальных стратегических ресурсов предприятия (см., например, [3, 5, 6, 9, 11]).

Так, на наш взгляд, к материальным ресурсам могут быть отнесены физические и финансовые активы предприятия, а также персонал. Нематериальные ресурсы - это, как правило, качественные характеристики предприятия, к которым могут быть отнесены интеллектуальные, инновационные и информационные ресурсы, репутация, организационная культура и др. (рис. 1).

Рис. 1. Структура основных ресурсов предприятия

К физическим активам наиболее часто относят имеющиеся у организации здания, станки, помещения, оборудование, сырье, материальные запасы, закрепленные за ней природные ресурсы и т. д.

Финансовые активы - это совокупность денежных средств и ценных бумаг, находящихся в собственности предприятия: кассовая наличность, депозиты и вклады в банках, страховые полисы, акции и облигации, паи или долевые участия в других предприятиях. Персонал - это совокупность работников, входящих в списочный состав организации (в данном контексте понимается как физический компонент трудовых ресурсов без учета его качественных характеристик).

Интеллектуальные ресурсы являются главной качественной составляющей трудовых ресурсов предприятия. К ним в первую очередь могут быть отнесены квалификация работников, их знания и умения, образованность, профессиональный опыт, креативность, управленческие и предпринимательские способности и др. Основу инновационных ресурсов компании составляют имеющиеся открытия, новинки и изобретения, оригинальные технологии, производственные секреты («ноу хау»), патенты, лицензии и авторские права. Информационные ресурсы предприятия - это имеющаяся информация в автоматизированных информационных системах и сервисах, библиотеках, архивах, фондах, базах и банках данных, программах, сайтах. Ресурсы, связанные с репутацией организации, как правило, находят свое воплощение в ее деловой репутации («goodwill»), имидже, бренде выпускаемой продукции, товарных знаках, торговых марках, фирменных названиях.

Организационная культура и ее высшая форма -корпоративная культура - это система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций, образцов и норм поведения, символов и вида отдельных членов и компании в целом, выдержавших испытание временем.

Реализация стратегического потенциала осуществляется, как отмечалось, в интересах и при помощи избранной стратегии предприятия [10]. Для понимания механизма его реализации целесообразно рассмотреть процесс стратегического управления в целом и место в нем стратегического потенциала. Процесс стратегического управления, как правило, состоит из пяти основных этапов (рис. 2) [1].

Определение стратегических установок включает определение видения организации, ее миссии и долгосрочных целей.

Стратегический анализ чаще всего является следующим этапом в стратегическом управлении, но вместе с тем в некоторых случаях он может быть и первоначальной базой для определения видения, миссии, целей фирмы. В его рамках производится анализ внешней и внутренней среды предприятия. При анализе внешнего окружения исследуются политико-правовые, экономические, социально-демографические, научно-технические, природные факторы, а также оцениваются конкуренты, покупатели, поставщики, кредиторы, акционеры и т. д. В ходе анализа внутренней среды проводится комплексное исследование ресурсов предприятия, направленное на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, конкурентных преимуществ и определение стратегического потенциала предприятия.

Рис. 2. Основные этапы стратегического управления

Разработка и формулирование стратегии -центральный этап стратегического управления. На этом этапе с учетом выявленного стратегического потенциала и ряда других факторов определяются возможные альтернативы, оцениваются различные варианты с точки зрения достижения стратегических целей и их возможных последствий, производится выбор наиболее целесообразной стратегии, осуществляются ее окончательная доработка, формулирование и принятие на вооружение.

После того, как стратегия принята, необходимо спланировать ее выполнение. При этом целесообразно выделять планирование как отдельный самостоятельный этап стратегического управления, следующий непосредственно за этапом выработки стратегии [1, 2]. Ведь стратегия - это замысел, концепция, идея, а план -это конкретный документ, который детализирует ее по задачам, времени, ресурсам, исполнителям и т. д. Для этого на каждом предприятии должна разрабатываться собственная интегрированная система планов, проектов, программ, бюджетов.

Реализация разработанной стратегии является наиболее критическим этапом процесса стратегического управления, так как именно она в случае успешного осуществления приво-

дит компанию к достижению поставленных целей.

Как видим, определение стратегического потенциала является конечным результатом анализа внутренней среды предприятия. Но, как уже отмечалось, для его определения необходимо в рамках анализа внутренней среды, прежде всего, провести всесторонний аудит имеющихся материальных и нематериальных ресурсов (рис. 3).

Этот процесс, как и оценку текущего состояния бизнеса, целесообразно осуществлять по основным функциональным направлениям деятельности компании: производство, маркетинг, финансы, управление персоналом, система управления, НИОКР и т. п. Это позволит сформулировать перечень сильных и слабых сторон, который для каждой организации строго индивидуален.

В результате всего этого, а также анализа деятельности конкурентов предприятие должно определить свои конкурентные преимущества. При этом основной акцент должен ставиться на выявлении, а при необходимости и создании конкурентных преимуществ, свойственных только конкретной компании, т. е. на «индивидуальности» предприятия. Конкурентные преимущества фирмы - это уникальные материальные

Рис. 3. Блок-схема алгоритма управления реализацией стратегического потенциала предприятия

и нематериальные ресурсы, которыми она владеет, а также стратегически важные для нее сферы бизнеса, которые позволяют побеждать в конкурентной борьбе.

В конечном итоге это позволит выявить стратегический потенциал предприятия, т. е. те уникальные ресурсы (конкурентные преимущества), которые могут быть использованы в интересах реализации избранной стратегии. Таким образом, именно стратегический потенциал обусловливает выбор той или иной стратегии, наиболее приемлемой для конкретной компании.

В последние десятилетия ведущей тенденцией развития современной рыночной экономики становится все большая популярность выбора предприятиями амбициозных, наступательных, агрессивных стратегий. На корпоративном уровне - это, например, транснациональная стратегия и стратегия диверсификации, на бизнес уровне - стратегии «первопроходца» и дифференциации, в сфере маркетинга - стратегии «проникновения», интерактивного маркетинга, многоуровневых продаж, нейро-маркетинга и т. п. Это, в свою очередь, предопределяет существенное возрастание роли нематериальных ресурсов в стратегическом потенциале компаний для реализации этих стратегий.

Материальные ресурсы остаются необходимой базой для любой стратегии. Но если фирма желает добиться значительных успехов на рынке, превзойти конкурентов в остром соперничестве, завоевать позиции лидера, то на первый план выходит наличие у нее уникальных неосязаемых ресурсов: интеллектуальных, инновационных, информационных и т. д. Конкурентное соперничество в современных экономических условиях становится «интеллектуально-инновационно-информационным» на стратегическом уровне [11].

Интеллектуальные ресурсы, как отмечалось, являются главной качественной составляющей трудовых ресурсов предприятия. В современном стратегическом менеджменте персонал рассматривается как основная ценность компании, без которого не могут быть реализованы конкурентные преимущества и обеспе-

чивающая его достижение соответствующая стратегия.

Руководство компании должно иметь информацию о том, какие люди на нее работают и какими профессиональными навыками обладают. Это существенная информация для формирования и реализации корпоративной стратегии и бизнес-стратегии. Прекрасная стратегия может оказаться бессмысленной, если работники не обладают достаточным профессионализмом для ее выполнения.

В современных быстро изменяющихся условиях важным конкурентным преимуществом компании становится собственная система подготовки и повышения квалификации персонала. С точки зрения предпринимательства ее основ -ное предназначение - готовить не узкофункциональных работников, а «специалистов-дженера-листов», ориентирующихся в общих вопросах стратегического менеджмента, диверсификации, нововведений, обладающих глубокими знаниями в конкретных областях, имеющих навыки работы с постоянно обновляющейся информацией и в условиях динамичной обстановки [5].

Имеющаяся у предприятий инновационная база (открытия, изобретения, «ноу хау», патенты и т. д.) является существенной основой, а в ряде случаев и обязательным атрибутом для выбора и реализации перспективных стратегий. Как свидетельствует мировая практика, большинство из образовавшихся в последние десятилетия успешных монополий возникло на базе открытий, изобретений и других новшеств, позволивших создать либо неизвестную ранее продукцию, либо новые перспективные рынки. Вместе с тем и те компании, которые давно зарекомендовали себя на рынке, постоянно совершенствуют свою инновационную деятельность. Очень многие предприятия, понимая, что преимущество, связанное с инновацией, проще завоевать, чем сохранить, в своих стратегиях предусматривают перманентное «вбрасывание» продуктовых, технологических, маркетинговых, организационных и других новшеств.

Существует общеизвестное выражение: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Перефразируя его, можно сказать: «Кто владеет

информацией, тот стратегически превосходит своих конкурентов». Информация - это залог побед в конкурентной борьбе, а следовательно, и успеха приводящих к ним соответствующих стратегий. И это вполне обоснованно, так как любая стратегия выбирается и реализуется на основе всестороннего анализа огромнейшего массива информации. Для этого необходимо проанализировать политическую, экономическую, социокультурную, технологическую и техническую информацию на всех уровнях. Требуются полные и достоверные сведения о конкурентах, потребителях, поставщиках и партнерах. Нужны и объективные данные о внутренней среде предприятия: производстве, финансах, персонале, системе управления, НИОКР и т. д. Поэтому роль информационных ресурсов в стратегическом развитии организации переоценить невозможно.

Одним из важнейших нематериальных активов компаний в последнее время за рубежом стали признавать репутацию: деловую репутацию («goodwill») и связанные с этим понятия «имидж», «бренд». Деловая репутация - это сформированное в сознании потребителей в течение длительного времени положительное мнение о компании, ее доброе имя. В его основе лежит экспертная оценка основных аспектов ее деятельности: экономической, социальной, экологической. Имидж же является больше эмоциональной категорией, основанной исключительно на впечатлениях потребителей. Под брендом в большинстве случаев понимается популярная, легко узнаваемая и юридически защищенная символика какого-либо производителя или продукта.

Известно, что в структуре активов транснациональной корпорации «Coca-Cola» лишь 4 % материальных активов, остальные 96 % - это активы нематериальные, т. е. приходящиеся на деловую репутацию компании, ее корпоративный имидж и бренд. Этот классический пример демонстрирует, как «то, что нельзя потрогать» дает осязаемый, исчисляемый громадными суммами финансовый результат (по оценкам экспертов - около 80 млрд долл.) [8].

Формирование деловой репутации, имиджа, бренда и управление ими - это непрерывная

комплексная работа, являющаяся следствием грамотно продуманных и разработанных действий всех сотрудников компании и прежде всего ее руководства. «Потерять лицо компании» в условиях развитых рыночных отношений - это значит поставить бизнес под угрозу полного крушения. И как противовес этому - широко известная положительная репутация, мощнейший стимул и трамплин для избрания и реализации самой смелой стратегии.

Пожалуй, не меньшее значение с точки зрения влияния на функционирование и развитие предприятия имеет еще один элемент нематериальных ресурсов - организационная культура и ее высшая форма проявления - культура корпоративная. Феномен корпоративной культуры давно известен в развитых странах, но, к сожалению, еще слабо используется бизнесом в нашей стране. Даже простое перечисление ее основных компонентов (культура организации производства и условий труда, культура управления и управленческого общения, культура взаимоотношений с клиентами, деловыми партнерами и акционерами, корпоративная этика, корпоративная коммуникационная культура и этикет, фирменный стиль и стиль одежды) дает ясное представление о значимости этого фактора для предприятия, нацеленного на стратегическое развитие.

Культура предприятия трудно поддается измерению и изменению, однако является ключом к реализации стратегии. Отсутствие или низкий уровень организационной культуры могут стать главной причиной провала стратегии предприятия. В последнее время возросло понимание того влияния, которое феномен культуры оказывает на эффективность деятельности предприятия в долговременной перспективе.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

Управление стратегическим потенциалом является важнейшей составной частью общего процесса стратегического управления предприятием. При этом с полным основанием можно полагать, что данная деятельность оказывает предопределяющее воздействие на выбор и окончательное формирование стратегии

предприятия. Учитывая то, что выработка любой стратегии - это прерогатива высшего руководства организации, управление стратегическим потенциалом также является функцией топ-менеджмента.

С одной стороны, топ-менеджмент должен грамотно и эффективно управлять имеющимся стратегическим потенциалом компании в интересах реализации избранной стратегии, но с другой - стратегический потенциал, в свою очередь, определенным образом влияет на эту деятельность. Это касается таких неосязаемых ресурсов, как интеллектуальные, информационные и организационная культура.

Для того чтобы реализовать именно ту стратегию, которая будет наиболее эффективной и приведет к процветанию компании, необходимы соответствующие знания стратегического менеджмента, практический опыт стратегического управления, креативность, интуиция и талант высококвалифицированных руководителей. Данные компетенции должны опираться на владение и умение использовать необходимую информацию для достижения поставленных амбициозных целей. И все это должно реализовы-ваться руководством предприятия при помощи эффективного стиля управления в рамках сформированной им корпоративной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байков, Е.А. Стратегический менеджмент [Текст] : учеб. пособие / Е.А. Байков. - СПб.: Д.А.Р.К., 2009.

2. Байков, Е.А. Теоретические основы стратегического управления предприятиями туристской индустрии [Текст] / Е.А. Байков, К.О. Евдокимов // Вестник Национальной академии туризма. - 2009. -№ 3(11). - С. 7-10.

3. Васильева, В.В. Управление стратегическим потенциалом организации [Текст] / В.В. Васильева: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М.: МГУ, 2010.

4. Друкер, П. Управление, нацеленное на результаты [Текст] : пер. с англ. / П. Друкер. - М.: Технол. шк. бизнеса, 2004.

5. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент [Текст] : курс лекций / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. -М.; Новосибирск: Инфра-М., 2006.

6. Мотов, М.А. Стратегически ориентированный экономический потенциал предприятия [Текст] / М.А. Мотов // Молодой ученый. - 2011. - № 10. - Т. 1. -С. 131-133. = [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moluch.ru (дата обращения: 12.01.2012).

7. Хамел, Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций [Текст] : пер. с англ. / Г. Хамел, К. Прахалад; под общ. ред. Д.М. Гви-шиани. - М.: Прогресс, 2005. - Т. 1.

8. Шилина, Ю. Безупречность - как основа капитала [Электронный ресурс] / Ю. Шилина // Хабеас Корпус: [сайт]. [2008-2012]. - Режим доступа: http:// www.habeas.ru (дата обращения: 30.01.2012).

9. Яркина, Т.В. Ресурсы предприятия [Электронный ресурс] / Т.В. Яркина. - Режим доступа: http:// articles.excelion.ru (дата обращения: 30.01.2012).

10. Бабкин, А.В. Анализ применения методологических подходов к управлению экономическими системами [Текст] / А.В. Бабкин, Л.К. Шамина // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». - 2008. - № 1 (53). - С. 18-22.

11. Бабкин, А.В. Модель национальной инновационной системы на основе экономики знаний [Текст] / А.В. Бабкин, Т.Ю. Хватова // Экономика и управление. - 2010. - № 12 (62). - С. 170-176.

12. Pearce, J.A. Strategic Management [Text] / J.A. Pearce, R.B. Robinson, Jr. - 2nded. Homewood, 1ll, Richard D. Irwin, 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.