Научная статья на тему 'Интеллектуальные активы как механизм повышения конкурентоспособ ности промышленных предприятий в инновационной экономике'

Интеллектуальные активы как механизм повышения конкурентоспособ ности промышленных предприятий в инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
509
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Надобников Евгений Владимирович

Проведен анализ категории «интеллектуальный капитал», предложено свое определение нематериальным активам компании. Предложена классификация нематериальных активов по признаку возможности их оценки. Представлены определения интеллектуальных активов и интеллектуального капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the categories of «intellectual capital», proposed his own definition of intangible assets of the company. The classification of intangible assets on the basis of their evaluation capabilities. Provides definitions of intellectual assets and intellectual capital.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальные активы как механизм повышения конкурентоспособ ности промышленных предприятий в инновационной экономике»

^^НаучнО-Технические^ведомости^^СПбГПуб УДК 338.242.2

Е.В. Надобников

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ АКТИВЫ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Интеллектуальные активы предприятия являются основой конкурентоспособности технологического потенциала. Интеллектуальная составляющая каждого производства приобретает все большую значимость в повышении общей производительности, производстве инноваций, достижении высокой рентабельности деятельности и увеличении конкурентоспособности всей компании. Совокупность таких новейших факторов производства, как НИОКР, информация, знания, имидж компании и деловая репутация, применяемый уровень технологий, совокупность материализованных инноваций, базы данных, уровень обучения персонала и их деловые качества, определяют подлинную ценность предприятия. Эту теорию подтверждают исследования фирмы Banc™. [1] На рис. 1 представлена динамика изменения соотношения стоимости материальных и нематериальных активов 500 крупнейших компаний США.

Рисунок показывает, что стоимость нематериальных активов динамично развивающихся компаний США составляет, как минимум, 80 % стоимости активов компании. А по данным некоторых других исследований немате-

риальные активы составляют до 93 % стоимости компаний [2]. Такие данные говорят о том, что высокоразвитые компании акцентируют свое внимание на новых знаниях, источниках их формирования и механизмах управления ими. А создание инновационной продукции, основанной на знаниях, является приоритетной задачей в их развитии.

Глобальные преобразования в экономике знаний заставляют компании продолжать уделять особое внимание созданию и развитию корпоративных нематериальных активов, в частности, вопросам интеллектуальной собственности фирмы (патенты, торговые марки, авторские права). Такие концентрации нематериальных активов являются необходимыми для разработки и применения высоких технологий.

Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы исследования. Цель данного исследования - раскрытие сущности интеллектуальных активов как механизма повышения конкурентоспособности промышленных предприятий в инновационной экономике, находящейся на стадии формирования технологического уклада.

Рис. 1. Соотношение стоимости материальных и нематериальных активов - материальные активы; - нематериальные активы

В научной литературе последних лет все чаще подтверждается высказывание о том, что высокий уровень конкурентоспособности современного предприятия достигается за счет эффективного управления интеллектуально-информационными ресурсами неосязаемого характера. А выигрывает тот, кто успевает раньше идентифицировать инновационно-новый фактор производства (технологию, информацию, навык, имидж и др.) как знание, материализовав которое, предприятие может увеличить вновь добавленную стоимость продукта, увеличить общую прибыль и получить дополнительные конкурентные преимущества.

Одним из первых в формировании концепции управления знаниями был Карл Свейби, который под нематериальными активами предприятия понимал совокупную стоимость бренда или торговой марки предприятия, имиджа и репутации, а также интеллектуальных способностей сотрудников [3]. Именно он впервые ввел понятие «интеллектуальный капитал», которое получило столь широкое распространение. Он считал, что под интеллектуальным капиталом следует понимать все то, что знает организация и что в последующем может принести ей прибыль. Данный подход, на наш взгляд, слишком общий, и не позволяет конкретизировать всю ту совокупность интеллектуально-информационных ресурсов, которая есть и которая может быть у предприятия.

Чуть позже исследованиями в области управ -ления знаниями занялся американский ученый Том Стюарт. Отличительной чертой, характеризующей его взгляд на данную категорию, является возможность использования компанией в своем производстве совокупности принадлежащих ей интеллектуально-информационных ресурсов [4]. То есть предприятию недостаточно иметь конкретный вид ресурсов, оно должно их использовать для создания продукции и оказания услуг на более высоком уровне, что несомненно должно приносить более высокие доходы (см. табл. 1).

Д. Клейн имеет похожую точку зрения, но выражает выгоду от использования интеллекту-

ального капитала в виде «производства более ценного актива» [5].

Ряд авторов, таких как Х. Макдоналд, К. Ба-гиновский, А. Баширова, характеризуют интеллектуальный капитал только через знания работников организации, при этом не уделяется должного внимания другим составляющим интеллектуально-информационных ресурсов.

О. Новосельцев утверждает, что интеллектуальный капитал - это «оформленная в качестве имущества предприятия... интеллектуальная собственность» [6]. Но совершенно очевидно, что такие интеллектуально-информационные ресурсы, как знания каждого сотрудника, его умения и навыки, квалификация, имидж компании и др. не могут быть оформлены как интеллектуальная собственность компании.

Кроме того, далеко не все нематериальные факторы можно измерить количественно. Современная бухгалтерская модель, как международная, так и национальная, не учитывает большую часть нематериальных активов компании, например знания, компетенции и навыки персонала, организационную культуру и др.

Сегодня учет нематериальных активов регулируется правилами бухгалтерского учета 14/2007, на основании которых можно сформулировать несколько отличительных признаков нематериальных активов компаний:

- у нематериальных активов должна отсутствовать материально-вещественная форма;

- они должны быть полезны компании и приносить доход;

- должны иметь возможность определения реальной стоимости в денежном выражении;

- компания должна обладать всеми правами на нематериальные активы, в том числе осуществлять полный контроль за ними.

С учетом представленного обзора определений категории «интеллектуальный капитал» под нематериальными активами следует понимать активы компании, не имеющие физического (материального ) воплощения и способные в будущем материализоваться и приносить значительные экономические выгоды.

Нематериальные активы очень разнообразны - это могут быть исследования и разработки,

^НаучнО-ТехническиеведомостцСПбГПу5^

Таблица 1

Обзор определений категории «интеллектуальный капитал»

Автор Определение

К.Е. Свейби Включает все, что знает организация: идеи, типы знаний, инновации, которые организация может превратить в прибыль

Т. Стюарт Накопленные полезные знания, интеллектуальный материал, который сформирован, закреплен за компанией и используется для производства более ценного имущества. Результат работы мысли, результат знаний

К. Багиновский Сумма знаний всех работников компании, которая обеспечивает ее конкурентоспособность

Р. Петти Экономическая ценность двух категорий неосязаемого имущества компании - организационного капитала и человеческого капитала

Х. Макдоналд Совокупные знания работников организации, которые могут быть использованы для получения конкурентного преимущества

С. Альберт Накопленные индивидуумом знания и ноу-хау, служащие источником обновления

Д. Клейн Интеллектуальный материал, который формализован, зафиксирован и использован для производства более ценного актива

О. Новосельцев Оформленные в качестве имущества предприятия знания, используемые в деятельности предприятия и приносящие предприятию доход и права на интеллектуальную собственность

А.Г. Баширова Знание, которое может быть превращено в прибыль и оценено

Н.О. Старкова, А.Н. Костецкий Совокупность информационных факторов функционирования экономического субъекта, создаваемых и используемых как внутри организации, так и в окружающей среде с целью формирования уникальных конкурентных преимуществ

сам бренд компании, клиентские базы данных, уникальные способности, дизайн, программное обеспечение, знания, информация, удовлетворенность потребителей, скорость реакции на различные изменения во внешней среде компании, технологии, патенты, лицензии и многое другое. Особенность всех этих активов заключается в том, что они созданы на основе знаний, которые представляют собой высокую ценность; кроме того, нематериальные активы могут быть преобразованы в материальные с целью получения компанией дохода.

В научной литературе существует несколько классификаций нематериальных активов.

Так, в Общероссийском классификаторе основных фондов 013-94, утвержденном постановлением Госстандарта России № 359 от 26.12.1994 г., к нематериальным активам (нематериальным основным фондам) относятся: компьютерное программное обеспечение; базы данных; оригинальные произведения развлекательного жанра; литературы или искусства; наукоемкие про-

мышленные технологии; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); торговые знаки, патенты; прочие нематериальные основные фонды, являющиеся объектами интеллектуальной собственности, использование которых ограничено установленными на них правами владения; геологические изыскания и разведку недр; объекты интеллектуальной собственности, права владения которыми позволяют предприятию как продавать данные нематериальные фонды, так и использовать их в производстве в течение более одного года.

Специалисты группы компаний NDH Group Ltd предлагают классификацию нематериальных активов по четырем признакам [7], например по признаку их приобретения (табл. 2).

Р. Рейли и Р. Швайс дают классификацию нематериальных активов по связи с видами деятельности на предприятии:

- связанные с маркетингом (товарные знаки, фирменные названия, названия торговых марок, логотипы);

Таблица 2

Классификация нематериальных активов

Приобретенные при покупке Приобретенные за счет собственного развития

Идентифицируемые Неидентифицируемые Идентифицируемые Неидентифицируемые

Товарные знаки Деловая репутация Товарные знаки Бизнес-процессы (функции)

Знаки обслуживания Знаки обслуживания Обучение персонала

Торговые марки Торговые марки Качество процессов на предприятии

Авторское право Авторское право Качество продукции

Патенты Патенты

Клиентская база Собственная информация

Франчайзинг

- связанные с технологиями (патенты на технологические процессы, патентные заявки, техническая документация, техническое ноу-хау);

- связанные с творческой деятельностью (литературные произведения и права на них, музыкальные произведения, постановочные права и т. д.);

- связанные с обработкой данных (программное обеспечение и патенты на них, автоматизированные базы данных);

- связанные с инженерной деятельностью (промышленные образцы, схемы и модели, чертежи);

- связанные с клиентами (клиентская база, отношения с клиентами);

- связанные с контрактами (контракты с поставщиками, договора франшизы, лицензионные соглашения и т. д.);

- связанные с человеческим капиталом;

- связанные с земельным участком (разработка полезных ископаемых, права на водное и воздушное пространство);

- Гудвилл (деловая репутация).

На наш взгляд, целесообразно предложить классификацию нематериальных активов по признаку возможности их оценки (см. рис. 2).

Итак, к интеллектуальному капиталу следует отнести все те нематериальные активы, которые можно измерить или оценить в соответствии

с принятым национальным законодательством: ценные бумаги, патенты, материализованные инновации, бренды и товарные знаки, программы для ЭВМ и т. д. К интеллектуальным активам следует отнести те нематериальные активы, которые оценить нельзя: идеи, все виды знаний, репутация и имидж компании, степень образованности и интеллектуальные способности всего персонала.

Рассматривая роль интеллектуальных активов в повышении конкурентоспособности технологического потенциала предприятия, напомним, что под таким потенциалом предприятия следует понимать совокупность технологий использования всех его ресурсов, определяющую его потенциальные возможности производства инноваций и знаний и эффективного управления имеющейся совокупностью ресурсов с целью достижения максимального экономического эффекта в виде вновь добавленной стоимости [8]. Чтобы быть конкурентоспособным, технологический потенциал должен быть основан на инновациях. Именно поэтому интеллектуальные активы являются высокоэффективным механизмом в обеспечении высокой конкурентоспособности как технологического потенциала, так и всего предприятия. Интеллектуальные активы - это такие же ресурсы предприятия, как и материальные,

Рис. 2. Классификация нематериальных активов по признаку возможности их оценки

отличие лишь в природе их возникновения, их основой является информация, поэтому дать количественную оценку на сегодняшний день им невозможно. При этом, как было показано выше, вся современная экономика строится именно на них.

Среди всего многообразия технологий использования и управления интеллектуальными активами можно выделить наиболее важные и часто встречающиеся:

1. Аккумулирование.

2. Производство новых и воспроизводство уже имеющихся интеллектуальных активов.

3. Охрана интеллектуальных активов и предотвращение их утечки за пределы предприятия.

4. Использование интеллектуальных активов для создания продукции с уникальными конкурентными преимуществами и для создания новых интеллектуальных активов.

5. Распространение интеллектуальных активов на предприятии.

6. Преобразование информационно-интеллектуальных ресурсов в знания.

7. Продажа интеллектуальных активов.

8. Создание необходимых условий для развития и применения интеллектуальных активов.

Совокупность данных технологий определяет структуру конкурентоспособности технологического потенциала предприятия в разрезе ресурсной обеспеченности. Каждая из перечисленных технологий имеет особую важность, так как от эффективности использования интеллектуальных активов зависит дальнейшая эффективность использования материальных ресурсов компании.

Так, на наиболее развитых предприятиях Псковской области (ООО «Дула Ру», ООО «Псковгеокабель», ООО «Псковполимер» и др.) доля интеллектуальных активов в общей стоимости компании достигает 15-18 %. Несмотря на то, что данные показатели значительно отстают от мировых значений, в данных компаниях такие нематериальные активы, как знания

сотрудников, информация о последних достижениях науки, собственные НИОКР, используются для создания и разработки технологий по обработке материалов и других ресурсов и построения технологических процессов, нацеленных на точность обработки, высокое качество и снижение отходов производства.

Также на данных предприятиях отмечается тенденция инвестирования большей части прибыли не только в новейшее оборудование, но и в обучение персонала, повышение квалификации - до 30 % от прибыли.

Такие вложения позволяют в будущем более экономично использовать материальные ресурсы компании, которые по-прежнему являются основной составляющей в структуре себестоимости продукции. Таким образом, осуществляется процесс создания интеллектуального капи-

тала в виде технологий, инновационной продукции, ресурсосберегающих технологий через использование интеллектуальных активов.

Таким образом, сегодня в мире утверждаются новые требования к функционированию каждого предприятия, которые диктуют условия о необходимости и чрезвычайной важности создания, использования и аккумулирования информационно-интеллектуальных ресурсов, являющихся основой интеллектуальных активов предприятия и единственным действующим инструментом в конкурентной борьбе предприятий. Именно поэтому сегодня реальная стоимость фирмы и ее конкурентоспособность определяются состоянием и уровнем развития нематериальных активов, а для управления ими необходимо создавать самостоятельную систему на предприятии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.oceantomo.com/media/newsreleases/intangible_asse t_market_value_2010

2. Теплова, Т. Влияние интеллектуального капитала на политику компании [Текст] / Т. Теплова // Проблемы теории и практики управления. - 2006. -№ 1. - С. 88-100.

3. Sveiby, K.E. Managing Kno-how: Add Value by Valuing Creativity [Text] / K.E. Sveiby, T. Lloyd. - London: Bloomsbury, 1987.

4. Stewart, T.A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations [Text] / T.A. Stewart. - N. Y.: Currency Doubleday, 1997. - P. 67.

5. Klein, D.A. Characterizing Intellectual Capital, multiclient program working paper [Text] / D.A. Klein,

L. Prusak. - Boston: Ernst & Young Center for Business Innovation, 1994.

6. Новосельцев, О.В. Интеллектуальная собственность в имуществе предприятия: документальное оформление, оценка, учет [Текст] / О.В. Новосельцев. - М.: Патент, 2006.

7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ndhcpa.com/pdf/intangible.pdf - (Capitalization of Intangible Assets. The NDH Group, Ltd. February 2006).

8. Надобников, Е.В. Принципы формирования и последовательность оценки конкурентного технологического потенциала предприятия [Текст] / Е.В. Надобников // Научно-технические ведомости СПбГПУ. -2011. - № 2. - С. 290.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.