Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ВЫХОДА НА НОВЫЕ РЫНКИ СБЫТА'

УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ВЫХОДА НА НОВЫЕ РЫНКИ СБЫТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХЛЕБОПЕКАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИОННО- АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВИДЫ РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯ / ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковылова А.Е.

Сложность специфики разработки и реализации маркетинговой стратегии на потребительских рынках в перерабатывающей сфере АПК диктует жесткие условия ведения хозяйственной деятельности отечественным товаропроизводителям агропромышленной продукции, зачастую требуя от пищевых организаций понимания, умения приспосабливаться и, в отдельных случаях, влиять на действия рыночных механизмов. Современные реалии хозяйствования предписывают перерабатывающим предприятиям абсолютное подчинение производства потребностям рынка, в условиях чего, хлебопекарный сектор экономики, выступая в качестве одного из центральных продукционных звеньев страны, определяет управление реализацией маркетинговой стратегии по обогащению хлебобулочной продукции инновационно - альтернативными видами растительного сырья лечебно-профилактического характера в качестве превалирующего направления повышения эффективности производственно- хозяйственной деятельности третьей сферы АПК.The complexity of the specifics of the development and implementation of marketing strategies in consumer markets in the field of agriculture processing dictates strict conditions of economic activity to domestic producers of agro products, often requiring understanding of food companies, the ability to adapt, and in some cases, affect the operation of market mechanisms. Modern realities of managing prescribe processing enterprises absolute subordination of production to market needs, in conditions which, baking sector, acting as a central the productive units of the country, defines managing the implementation of a marketing strategy for the enrichment of bakery products innovation - alternative types of vegetable raw materials treatment - preventive to as the prevailing ways of increasing the efficiency of production - economic activity of the third sphere of agriculture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ВЫХОДА НА НОВЫЕ РЫНКИ СБЫТА»

УДК 338.439.54

УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ И

ВЫХОДА НА НОВЫЕ РЫНКИ СБЫТА

Ковылова А.Е., магистрант 2 курса направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент» Научный руководитель: к.э.н., доцент Зверева Г.П. ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

АННОТАЦИЯ

Сложность специфики разработки и реализации маркетинговой стратегии на потребительских рынках в перерабатывающей сфере АПК диктует жесткие условия ведения хозяйственной деятельности отечественным товаропроизводителям агропромышленной продукции, зачастую требуя от пищевых организаций понимания, умения приспосабливаться и, в отдельных случаях, влиять на действия рыночных механизмов. Современные реалии хозяйствования предписывают перерабатывающим предприятиям абсолютное подчинение производства потребностям рынка, в условиях чего, хлебопекарный сектор экономики, выступая в качестве одного из центральных продукционных звеньев страны, определяет управление реализацией маркетинговой стратегии по обогащению хлебобулочной продукции инновационно - альтернативными видами растительного сырья лечебно-профилактического характера в качестве превалирующего направления повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности третьей сферы АПК.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Хлебопекарный сектор экономики, маркетинговая стратегия, инновационно-альтернативные виды растительного сырья, перерабатывающая промышленность.

ABSTRACT

The complexity of the specifics of the development and implementation of marketing strategies in consumer markets in the field of agriculture processing dictates strict conditions of economic activity to domestic producers of agro products, often requiring understanding of food companies, the ability to adapt, and in some cases, affect the operation of market mechanisms. Modern realities of managing prescribe processing enterprises absolute subordination of production to market needs, in conditions which, baking sector, acting as a central the productive units of the country, defines managing the implementation of a marketing strategy for the enrichment of bakery products innovation - alternative types of vegetable raw materials treatment - preventive to as the prevailing ways of increasing the efficiency of production - economic activity of the third sphere of agriculture.

KEYWORDS

Baking sector of the economy, marketing strategy, innovation-alternative vegetable raw materials, processing industry.

Хлебопекарный сектор экономики как одна из стратегических отраслей АПК Российской Федерации, выступая в качестве ключевого индикатора уровня жизни населения, на сегодняшний день испытывает ряд проблем, главные из которых -несовершенство системы взаиморасчетов между сельскохозяйственными и пищевыми предприятиями, необеспеченность организаций качественным сырьем в результате разрушения сложившихся сырьевых зон, постоянное повышение цен на энергоносители и тарифов на железнодорожные перевозки, высокая плата за пользование кредитными ресурсами, низкая предпринимательская активность

руководителей предприятий. Кроме того, санкционная политическая агрессия со стороны США и Европейского союза только усугубляют экономическое положение третьей сферы АПК, дестабилизируя и так подверженную довольно резким колебаниям внешнюю среду агропромышленных организаций.

Несмотря на высокий уровень значимости рассматриваемого продукционного звена для социально-финансовой структуры государства, анализируемый рынок, к сожалению, не только обладает сложной для понимания спецификой, но и не соответствует сложившимся на сегодняшний день медицинско-вкусовым потребностям и пищевым нормативам жителей РФ, что, в свою очередь, неуклонно ведет к падению уровня потребления хлебобулочной продукции [3].

В подтверждение вышеизложенного, согласно рекомендациям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития в 2016 году, должный объем потребления хлебобулочной продукции составляет 117 кг в год на человека, в то время как в реальности указанный норматив остается лишь цифрой для большинства регионов России (табл. 1).

Таблица 1 - Процентное отклонение от нормы потребления хлебобулочной

Продукции в период с 2003 года по 2015 год, %

Годы В среднем на потребителя в год, кг Среднедушевое отклонение от рациональных норм, % Домашние хозяйства в городской местности, кг Среднедушевое отклонение от рациональных норм, % Домашние хозяйства в сельской местности, кг Среднедушевое отклонение от рациональных норм, %

2003 127 8,55 104 -11,11 163 39,32

2004 124 5,98 109 -6,84 144 23,08

2005 115 -1,71 98 -16,24 140 19,66

2006 113 -3,42 100 -14,53 134 14,53

2007 107 -8,55 95 -18,80 127 8,55

2008 107 -8,55 98 -16,24 123 5,13

2009 99 -15,38 88 -24,79 119 1,71

2010 93 -20,51 85 -27,35 107 -8,55

2011 90 -23,08 83 -29,06 100 -14,53

2012 80 -31,62 76 -35,04 86 -26,50

2013 76 -35,04 73 -37,61 83 -29,06

2014 70 -40,17 68 -41,88 73 -37,61

2015 69 -41,03 67 -42,74 73 -37,61

Падение уровня потребления хлеба и хлебобулочной продукции объясняется, в первую очередь, стремлением современного человека качественно с медицинской точки зрения отрегулировать свой рацион питания, заместив калорийную пищу более «здоровыми» продуктами: овощами, фруктами, мясными и рыбными изделиями (табл. 2). В рамках освещенной проблематики одной из центральных возможностей - если не полного разрешения существующих задач хлебопекарных предприятий, то частичного сглаживания отрицательных тенденций их деятельности, является разработка эффективной маркетинговой стратегии как одной из важнейших составляющих успешного ведения бизнеса, включающей в себя:

1) комплексное исследование маркетинговой среды организации:

1.1. проведение SWOT-анализа [1];

1.2. осуществление детализированного анализа конкурентных преимуществ предприятия в сравнении с основным лидером в границах рассматриваемого рынка;

1.3. построение комплексной модели ключевых направлений совершенствования производственно - хозяйственной деятельности организации посредством 4-р анализа маркетинговой среды предприятия [2];

1.4. определение приоритетного направления построения маркетинговой стратегии предприятия согласно полученным аналитическим данным;

Таблица 2 - Влияние уровня заработной платы на потребление хлеба и _хлебобулочной продукции_

Годы Среднедушевые денежные доходы, руб. Среднедушевое потребление, кг Темп роста заработной платы,% Темп роста потребления,%

2008 4 857,00 107 — —

2009 5 972,00 99 22,90 -7,47

2010 7 325,00 93 22,60 -6,06

2011 10 027,00 90 36,80 -3,22

2012 10 927,00 80 8,90 -11,11

2013 13 115,00 76 20,10 -5,00

2014 14 824,00 70 13,10 -7,89

2015 16 844,00 69 13,60 -1,42

2) осуществление детализированного анализа приоритетной области с целью выявления наиболее первостепенных к разрешению проблем и пробелов;

3) проведение исследования покупательских предпочтений с использованием экономико-статистического метода в границах рассматриваемого рынка с целью выявления конкретного комплекса факторов, влияющих на поведение потребителей при выборе продуктов питания;

4) экономическое обоснование управленческих решений, направленных на реализацию маркетинговой стратегии по обогащению хлебобулочной продукции инновационно-альтернативными видами растительного сырья лечебно-профилактического характера в качестве превалирующего направления повышения эффективности производственно -хозяйственной деятельности третьей сферы АПК [5].

Нельзя не отметить, что помимо очевидных плюсов, сотрудничество хлебопекарных предприятий с такими компаниями по производству мировых пищевых БАДов и витаминно-минеральных комплексов как «Orafti Group» (Бельгия), специалистами и учеными «КубГТУ», «ВНИИПАКК» только укрепят авторитет Российского хлебопекарного сектора в глазах потребителей, что, в свою, очередь сулит не только выход на новые рынки сбыта, но и дальнейшее расширение и интенсификацию экономико-производственной деятельности хлебопекарного сектора АПК [4].

Подводя итог, можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время основной тенденцией развития рынка хлебобулочных изделий в России должна являться реализация маркетинговой стратегии по использование нетрадиционного сырья при производстве хлебобулочных изделий с целью повышения содержания важнейших пищевых веществ, улучшения сбалансированности основных незаменимых нутриентов, повышения качества и увеличения срока хранения готовых изделий, а также придания продукции функциональной направленности.

Библиография:

1. Болдырев В.Г. / Будет хлеб, будет и пища // АПК: экономика и управление -2014 - №9 - С. 44-51.

2. Волошин Д.В. / Интеграционные процессы на российском хлебном рынке // Экономика перерабатывающих предприятий - 2009 - №5 - С. 66-68.

3. Ковылова А.Е., Сухочева Н.А. Производственно - сбытовая деятельность хлебопекарных организаций: проблемы, эффективность их решения // Материалы международной научно - практической конференции «Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права»: Саратов: ЦПМ «Академия Бизнеса». 2013. С. 66-68.

4. Кравченко Т.С., Сухочева Н.А., Суровцева Е.С. Учебно - методическое пособие по разработке бизнес - планов в отраслях сельского хозяйства для студентов экономического факультета / Т.С. Кравченко, Н.А. Сухочева, Е.С. Суровцева. - Орел: [Изд - во Орел ГАУ], 2015. - 270 С.

5. Сухочева Н.А. Партнерские отношения в масложировом подкомплексе как основа реализации бизнес - стратегии // Материалы международной научно -практической конференции «Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права»: Саратов: ЦПМ «Академия Бизнеса». 2013. С. 119-121.

УДК 330:338.2

КРИЗИС И СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Комаров В.Ю., магистрант 2 курса направления подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»

ФГБОУ ВО ОрелГУЭТ

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена актуальной в настоящее время для хозяйственно-экономической деятельности проблеме выбора антикризисного управления. В ней рассмотрены аспекты возникновения кризиса, его типологии и разработки концепции антикризисного управления.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Кризис, антикризисное управление, концепция развития. ABSTRACT

This article is devoted at present to the economic activities of the problem of choice of anticrisis management. It examines aspects of the crisis, its typology and development of the concept of anti-crisis management.

KEYWORDS

Crisis, anti-crisis management, concept development.

Антикризисное управление территорией и ее развитием предполагает определенный набор механизмов, при помощи которого субъект Российской Федерации должен преодолеть кризис и выйти из этого состояния. В современной литературе представлено многообразие представлений о кризисах и их развитии в социально-экономических системах.

В научных трудах зарубежных и отечественных ученых отражаются основные проблемы антикризисного управления, а также разработка и осуществление программ. Имеется большое разнообразие трудов по исследованию довольно сложной и многофакторной проблемы, в которых исследуются теории управления в кризисной ситуации, экономические циклы и периоды, причины возникновения, а также задачи антикризисного управления в территориях.

В социально-экономических системах проходят постоянные циклические процессы, характерные для закономерного наступления и разрешения кризисов [1, 2].

Безусловно, к возникновению и проявлению кризисного процесса приводят многие факторы, и поэтому нельзя не исключать ни один из предрасполагающих моментов.

Само понятие «антикризисное управление» является дискуссионным. В научной литературе представлены разные точки зрения. Проводя анализ данной проблемы, исследователи уже на начальном этапе определяют понятие кризиса, его признаков,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.