Научная статья на тему 'Управление развитием возмущений в пограничном слое'

Управление развитием возмущений в пограничном слое Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
162
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученые записки ЦАГИ
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Ермолаев В. П., Киринов Ю. В., Озеров В. Н., Свищев Г. П., Фомин В. М.

На крыле планерной летающей лаборатории ЦАГИ исследовано состояние пограничного слоя и распространение возмущений в виде волн Толлмина-Шлихтинга в ламинарном пограничном слое, развитие которых приводит к переходу в турбулентное состояние. Показана возможность подавления этих возмущений акустическим воздействием в противофазе для смещения rpаницы перехода к задней кромке и увеличения области ламинарного течения на крыле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Ермолаев В. П., Киринов Ю. В., Озеров В. Н., Свищев Г. П., Фомин В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление развитием возмущений в пограничном слое»

_____УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Ц А Г И

Том XXI 1990

№ 1

УДК 629.7,018.77

629.735.33.015.3.062.4

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ВОЗМУЩЕНИИ В ПОГРАНИЧНОМ СЛОЕ

В. П.- Ермолаев, Ю. В. Киринов, В. Н. Озеров, Г. П. Свищевг В. М. Фомин, А. А. Шуров

На крыле планерной летающей лаборатории ЦАГИ исследовано состояние пограничного слоя и распространение возмущений в виде волн Толлмина—Шлихтинга в ламинарном пограничном слое, развитие которых приводит к переходу в турбулентное состояние. Показана возможность подавления этих возмущений акустическим воздействием в противофазе для смещения границы перехода к задней кромке и увеличения области ламинарного течения на крыле.

1. Управление развитием возмущений в пограничном слое является новым способом ламинаризации течения на аэродинамической поверхности. За последнее время опубликован ряд исследований [Г—7] по» возможности ламинаризации пограничного слоя методом подавления волн Толлмина—Шлихтинга (Т—III). Сущность этого способа, сформулированного для общего случая градиентного течения на крыловых профилях Г. П. Свищевым, заключается во введении в пограничный слой путем акустического воздействия искусственных возмущений в противофазе к естественным волнам Т—Ш. В этом случае можно ожидать уменьшения амплитуды волн Т—Ш и, как следствие этого, увеличения области ламинарного течения на крыле.

Результаты работ [1—7] показывают, что в общем случае система ламинаризации пограничного слоя указанным способом должна включать в себя:

— устройства, регистрирующие фазу и амплитуду распространяющихся в пограничном слое естественных волн Т—Ш;

— систему обратной связи, формирующую выходной сигнал, обратный по фазе входящему;

— генератор искусственных возмущений, создающий в каждый момент времени в пограничном слое возмущения по форме в пространстве такие же, как и те, что уже развиваются в пограничном слое.

На крыле летательного аппарата при наличии трехмерных возмущений, когда амплитуда и начальная фаза волн Т—Ш зависят от времени и в пограничном слое присутствует не одна волна, а целый па-

ткет волн возмущений, ламинаризадия таким методом представляет собой сложную техническую задачу. Эта задача требует проведения большого объема подготовительных и экспериментальных работ, поэтому решение частных, упрощенных «модельных» задач помогает лучше понять физику изучаемого явления, наметить дальнейшие возможные пути для решения задачи в общем виде.

В работах [1—5], где решались такие модельные задачи, естественные возмущения в пограничном слое моделировались искусственно введенной в пограничный слой двумерной волной Т—Ш с заданной часто-, той, начальной фазой и амплитудой, например, при помощи акустического излучателя, вибрирующей ленточки, периодического нагревания специальных полосок фольги, наклеенных на модель. Установленным вниз по потоку вторым генератором вводилась в противофазе еще одна волна Т—Ш. Сложение двух волн приводило к существенному уменьшению амплитуды первоначальной волны Т—Ш и, как и ожидалось, увеличению ламинарного участка пограничного слоя. Основным результатом этих работ, выполненных в безградиентном пограничном слое плоской пластины для несжимаемого течения, является выявление 'Принципиальной возможности . такой ламинаризации пограничного слоя. Практическая реализация способа противофазного воздействия с использованием многоканальной аппаратуры с обратной связью для уменьшения акустического фона в пассажирском салоне самолета ВАС-748 изложена в работе [8].

2. В течение 1985—1988 гг. в ЦАГИ проведены исследования в малотурбулентных [6, 7] и с достаточно высоким уровнем турбулентности аэродинамических трубах, а также в натурном полете по проверке и практической реализации идеи ламинаризации пограничного слоя на реальных крыловых профилях путем гашения естественных волн Т—Ш направленным акустическим сигналом, посылаемым в противофазе.

Ниже описываются результаты основных экспериментов, проведенных на планерной летающей лаборатории (ПЛЛ) ЦАГИ, оборудованной на базе планера L-13 «Бланик», в полете и в аэродинамической трубе на той же ПЛЛ. Фотография ПЛЛ в полете приведена на рис. 1. На правой и левой консолях крыла ПЛЛ были установлены манжеты крылового профиля ЦАГИ с хордой b =1900 мм и размахом z= 1600 мм. Правая манжета была продренирована в центральном измерительном сечении. Непосредственно на задней кромке манжеты была закреплена гребенка полного р0 и статического давлений рст. На верхней поверхности левой манжеты на специальном координатнике устанавливалась накладная гребенка ра и рст. Конструкция координатника позволяла закреплять на нем также датчики термоанемометров, и регулировать их положение по высоте. Кроме того, датчик термоанемометра можно было устанавливать на выносной штанге приемника воздушного давления. На манжете установлены акустические динамики, закрепленные снаружи в районе концевой хорды манжеты и изнутри на •специальной вставке со щелью. Эти динамики позволили осуществить акустическое воздействие на поток, обтекающий крыловой профиль, в ■широком диапазоне амплитуды и частоты звуковых волн.

Блок-схема измерений, которые проводились в экспериментах, приведена на рис. 2. Бортовая система измерений (БСИ), предназначенная для регистрации распределения давления на манжетах, состояла из батарейных манометров, установленных в задней кабине ПЛЛ. Кроме того, в дополнение к навигационным приборам в кабине летчика, на приборных досках БСИ были закреплены дублирующие бортовые указатели скорости и высоты полета ПЛЛ и фотоаппараты для фикса-

з

Рис.

Динамики

Датчик № 1

Датчик МП

Термоанемометр (2 канала)

Пульт управления Система регистрации

1 \

Система подавления Возмущении Спектраииилизатор

\ . I

Усилитель мощности Гтщопотроитель

Рис. 2

ции их показаний. При проведении термоанемометрических испытаний вместо приборных досок БСИ устанавливалась специальная демпфирующая платформа, на которой размещались термоанемометр, видеомагнитофон, кассетный магнитофон и блок АЦП, предназначенные для измерения и регистрации сигналов с датчика термоанемометра. В кабине летчика закреплялся пульт управления электронной системой подавления возмущений в пограничном слое, с помощью которого летчик в течение испытательного полета мог менять амплитуду и фазу направленного акустического воздействия.

Обтекание и исходное состояние пограничного слоя на манжете ПЛЛ было исследовано в полете и в аэродинамической трубе, где была установлена эта же летающая лаборатория. В этих экспериментах при скоростях У=20—50 м/с, числах Рейнольдса, определенных по хорде манжеты Иеь= (2,4ч-6) • 106, степени турбулентности атмосферы в полете еатм«!0,()2% и потока в аэродинамической трубе еТр~0,80/0 были измерены и определены:

— эпюры давления по хорде Ср=1(х) и коэффициенты подъемной силы в измерительном сечении манжеты в зависимости от скорости и угла атаки сг/=/(У, а):

— профили скорости в следе и в пограничном слое в зависимости от относительного расстояния от поверхности ы/ые=/(г/);

— интегральные характеристики пограничного слоя;

— положение точки перехода пограничного слоя в функции коэффициента подъемной силы Хл=1(су), толщины вытеснения 8* и потери

импульса 8** (пневмометрическими измерениями, методами каолинового покрытия и тепловидения);

— спектры обтекания манжеты и сопряженных с ней отсеков крыла (методом шелковинок).

Проведенное сопоставление результатов летного и трубного экспериментов при одинаковых значениях коэффициента подъемной силы измерительного сечения манжеты (с,,п^су ) показало, что на всех исследованных режимах обтекания экспериментальные эпюры давления хорошо согласуются как между собой, так и с результатами расчета с

Зачетом вязкости. На рис. 3 в качестве примера приведены эпюры ср = =1(х) и 8*=/(*) и и/ие=1{у) при х= 1, измеренные на режиме У= = 40м/с, ^ = 0,29; Кеь = 4,8-106. Здесь же представлена фотография спектра обтекания, полученная в полете, которая подтверждает практически плоский безотрывный характер обтекания манжеты крыла. На режимах су=0,2-^0,5 (1/^50—30 м/с), когда реализуются эпюры давления с заметными участками благоприятного градиента давления, развитие пограничного слоя в полете и в аэродинамической трубе происходит различно.

Различное нарастание пограничного слоя на манжете в полете и в аэродинамической трубе на этих режимах связано со значительным смещением Дхп точки перехода ламинарного пограничного слоя в турбулентный к передней кромке манжеты при экспериментах в аэродинамической трубе по сравнению с положением этой точки в летном эксперименте. При су = 0,2ч-0,5 смещение составляет Дхп~0,2-^-0,25

, Кев = %8Г06,

(рис. 4). Это изменение состояния пограничного слоя на одной и той же манжете крыла можно объяснить существенным различием уровня турбулентности и акустического фона атмосферы и потока в аэродинамической трубе.

Полученные результаты позволили выбрать наиболее удобные для исследования развития возмущений и их подавления режимы полета — со значительными участками ламинарного течения на манжете. Основные эксперименты в полете проведены-на режиме У = 40 м/с, ^ = 0,29, когда ламинарное течение распространяется до х = 0,55.

3. Термоанемометрические измерения в полете и в аэродинамической трубе спектрального состава пульсаций скорости в пограничном слое, проведенные вдоль хорды манжеты, показали, что при одинаковых значениях скорости и числа Рейнольдса, но при различной начальной турбулентности потока, имеют место совершенно различные спектры пульсаций скорости в пограничном слое. При малой степени турбулентности в натурных испытаниях (е = 0,02%) четко прослеживается

х

0,6

05

0,4

0,3

02

}

0 1

У= 20^50м/с ; Не&=(2,Ч^Б) 10е

X "<

У

о\^ Эксперимент ^ в полете

• \ о пнедмомегприя

V » наолин

\ ■* расчет нетпдонЩ

\ \

^ \

\ *\

Эксперимент Ь.

6 трубе Т-101

л пнеймометрия

а теплобидение _

0 02 0,4 0,Б 0,8 сч

I------1____I____I I________I_________ь__

6 5 Ч 3,5 3 /,5Лев Рис 4

возникновение и развитие вдоль хорды крыла доминирующего пакета волн Т—Ш на частотах, которые, если обратиться к кривой нейтральной устойчивости, близки к неустойчивым. Пример доминирующего пакета, соответствующего измерениям при х = 0,22, показан на рис. 5. В трубных же испытаниях при е = 0,8 % доминанты отсутствуют. Это свидетельствует об изменении механизма перехода к турбулентному течению в пограничном слое при экспериментах в аэродинамических трубах с достаточно большими, по сравнению с атмосферной, турбулентностью потока и уровнем акустического фона. Поэтому исследования по изучению подавления развития возмущений в пограничном слое возможны только в малотурбулентных аэродинамических установках или в натурном полете в спокойной атмосфере.

Наличие в пограничном слое доминирующего пакета волн Т—Ш в диапазоне частот в несколько десятков Гц (см. рис. 5) позволяет в принципе осуществить подавление этих возмущений, например, путем акустического воздействия на пограничный слой (7, 8]. В летных исследованиях была проверена методика использования сигнала с датчика термоанемометра, регистрирующего пакет естественных волн Т—Ш, для формирования в пограничном слое искусственного волнового пакета возмущений, сдвинутого относительно естественного по фазе на 180°,. что позволило в искусственном пакете волн возмущений отслеживать мгновенные значения амплитуды и фазы. Для этого была разработана и изготовлена электронная система подавления возмущений, формирующая из входного сигнала, поступающего с датчика № 1 (см. рис. 2), сигнал с необходимым фазовым сдвигом и амплитудой. Фазовый сдвиг задается при предполетной настройке системы на основании результатов измерений характеристик естественных волн Т—Ш в пограничном слое, проведенных на первом этапе эксперимента. Амплитуда выходного сигнала, поступающего через усилитель мощности на динамик, регулируется летчиком с помощью пульта управления в зависимости от показаний стрелочного индикатора, регистрирующего сигнал с датчика № 2 термоанемометра (см. рис. 2), который фиксирует результат взаимодействия естественной и искусственной волн Т—Ш. Регистрация сигналов с датчиков № 1 и № 2 термоанемометра производилась на двухканальный магнитофон с нормированной амплитудно-частотной характеристикой для последующей наземной обработки с использованием спектроанализатора.

Результаты испытаний этой системы подавления естественных возмущений в пограничном слое манжеты крыла ПЛЛ путем внешнего

7= «Пм/с . Ле} 106,Х~ 0,22

— естественная домна Т-Щ -- подадление долнш Т~Ш внешним акустическим доздействиеп

Рис. 5 0

2500

Частота (Гц) 5000

акустического воздействия, когда динамик направленного воздействия располагался по хорде манжеты на х = 0,1, а датчик № 2 термоанемометра, фиксирующий результат этого воздействия на х = 0,22, показаны на рис. 5. При включении внешнего акустического воздействия в противофазе, как видно из спектрограммы на рис. 5, можно получить значительное уменьшение амплитуды волнового пакета.

При исследовании возможности подавления волн возмущений Т—Ш с использованием внутреннего динамика, установленного на специальной вставке в полости исследуемой манжеты, сигнал с датчика № 1 термоанемометра подавался на систему подавления и далее через усилитель мощности на динамик. Колебания мембраны динамика создавали искусственную волну возмущений в пограничном •слое периодическим вдуцом — отсосом через щель. В данном эксперименте датчик № 1 устанавливался впереди щели, через которую производился вдув — отсос при работе внутреннего динамика мощностью Рвых=0,15 Вт, а за щелью (х=0,28) устанавливался на координатни-ке датчик № 2 термоанемометра, который регистрировал уже результат сложения искусственной и естественной волн возмущений. По амплитуде результирующего сигнала, поступающего с датчика № 2 термоанемометра на стрелочный индикатор, находящийся в кабине, летчик устанавливал такой уровень сигнала, подающегося на внутренний динамик, при котором происходило максимальное уменьшение амплитуды результирующей волны. Эта часть программы летных исследований также подтвердила эффект подавления возмущений, развивающихся в пограничном слое и приводящих к переходу его в турбулентное состояние. Спектрограмма наиболее характерного случая уменьшения амплитуды результирующей волны представлена на рис. 6.

Анализ динамики изменения вида спектрограмм при применении в полете двух типов интерактивных систем подавления возмущений в пограничном слое показал, что эффект подавления по времени проявляется в измерительном сечении манжеты не всегда стабильно. По-ви-димому, это связано как с самой организацией интерактивной, а не полностью автоматизированной системы подавления, так и со сложным взаимодействием пакета естественных волн Т—III с фронтом волн поперечно направленного акустического воздействия, генерирующих искусственный пакет волн возмущений.

4. На следующем этапе летных испытаний эксперимент с внешним акустическим воздействием был осуществлен на всем крыле ПЛЛ при снятых манжетах. Этим достигалась возможность более широкого, чем на манжете, изменения условий взаимодействия естественного и искус-

ЧОм/с; Яее™4,8-106; х*>0,28

естественная волна Г-Ш подавление Волны Г-Ш Внутренним акустический ВоздейстВием

Частота(Ги) 5000 Рис. 6

ственного пакетов волн возмущений за счет удаления динамика от измерительного сечения.

Для изучения интегрального по времени эффекта подавления фиксация результатов осуществлялась по всему размаху крыла методом каолинового покрытия, а в измерительном сечении при удалении от динамика на 1=2 м — датчиком № 2 термоанемометра, по которому настраивалась система подавления. Методика проведения эксперимента осталась такой же, как и на предыдущих этапах испытаний.

Летный эксперимент проведен при скорости полета У=40 м/с (как и при испытаниях на манжете крылового профиля). На крыле ПЛЛ распределения давления по хорде отличается от эпюры давления на манжете из-за различия в профилях, но, как видно из результатов визуализации течения (см. рис. 4), размеры области ламинарного течения на крыле ПЛЛ того же порядка, что и на манжете. Поэтому динамик был установлен в корневом сечении крыла на л: = 0,25 хорды, а датчик № 2 термоанемометра, предназначенный для управления акустическим воздействием, — на л = 0,3.

Результаты эксперимента приведены на рис. 7, на котором показаны картины визуализации состояния пограничного слоя, совмещенные для двух случаев акустического воздействия на пограничный слой на крыле — нефазированного (а) и в противофазе (б). В первом случае происходит усиление, а во втором — подавление возмущений в пограничном слое. На фотографиях видно уменьшение области ламинарного течения на крыле при нефазированном акустическом воздей-

Днцстическвг Яв^ухсмИее .•. г’*

Линия периода при нетмрвбашм £стестбенная

Рис. 7 а*устч?ско* бвздейсіРІші м»и9 трехзда

ствии (см. рис. 7, а) и увеличение данной области при работе системы подавления в противофазном режиме (см. рис. 7,1з).

Таким образом, проведе«ный летный эксперимент показал наличие не только мгновенного, но и интегрального эффекта гашения возмущений в пограничном слое, что действительно приводит к увеличению области ламинарного течения на крыле и, как следствие этого, уменьшению сопротивления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Milling R. W. Tollmien — Schlichting wave cancellation. — The Physics of Fluids, 1981, vol. 24, N 5.

2. T h о m a s A. S. W. The control of boundary-layer transition using a wave — superposition principle. — Fluid Mech., 1983, vol. 137, N 12.

3. G e d n e у С. J. The cancellation of a sound — excited. Tollmien — Schlichting wave with plate vibvation. — The Physics of Fluids, 1983, vol. ,26, N 5.

4. Г и л e в В. М., Козлов В. В. Влияние периодического вду-ва — отсоса на процесс перехода в пограничном слое. Препринт 1—85, — ИТПМ СО АН СССР, Новосибирск, 1985.

5. Бардаханов С. П., Довгаль А. В., Качанов Ю. С., Козлов В. В., Свище в Г. П., Симонов О. А., Щербаков В. А. Акустическое управление развитием возмущений в пограничном слое. — Ученые записки ЦАГИ, 1986, т. 17, № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Пилипенко А. А., Шаповалов Г. К. Управление состоянием пограничного слоя путем введения искусственных возмущений.— Ученые записки ЦАГИ, 1986, т. 17, № 4.

7. Москалик Л. М., Пилипенко А. А., Фролова И. Е., Шаповалов Г. К. Метод активного контроля состояния пограничного слоя. — Ученые записки ЦАГИ, 1988, т. 17, № 6.

8. Peter Middleton. Anti-sound cuts airline propeller noise. — Flight International, march 1989, N 18.

9. Остославский И. В., Свище в' Г. П. Расчет точки перехода ламинарного пограничного слоя в турбулентный. — Труды ЦАГИ,

1975, вып. 1723.

Рукопись поступила 12/IV 1989 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.