Научная статья на тему 'Управление развитием территориально организованной экономической системы'

Управление развитием территориально организованной экономической системы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ищенко Михаил Михайлович, Клеутин Игорь Иванович, Ковальчук Юлия Александровна

Основой социально-экономического развития территории является строительство, связывающее большинство отраслей хозяйства и обеспечивающее ускоренное обновление основных фондов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление развитием территориально организованной экономической системы»

М. М. Ищенко

заместитель директора филиала ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС, кандидат экономических наук

И. И. Клеутин

аспирант Рязанского государственного радиотехнического университета

Ю. А. Ковальчук

доцент Рязанского государственного радиотехнического университета, кандидат экономических наук

оциально-экономическая система государства характеризуется рядом параметров, одним из которых является уровень развития строительства и производства строительных материалов и конструкций. Строительный комплекс является связующим звеном между большинством отраслей хозяйства.

Управление развитием территориально организованной экономической системы

УДК 332.142

Он обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие региона, расширенное воспроизводство, ускоренное обновление основных фондов хозяйства и улучшение жилищных условий населения. Уже несколько лет в экономике России наблюдается тенденция, заключающаяся в увеличении объемов инвестиций в строительство жилья и торговых площадок и уменьшении расходов на капитальное промышленное строительство, что обуславливает необходимость активизации региональных властных органов в определении и реализации приоритетов развития территориальных строительных комплексов.

В последние годы в условиях формирования бюджетного федерализма четко проявилось несовершенство методологии обоснования интересов региона в объемах и результатах инвестирования в развитие строительного комплекса. Игнорирование необходимости привлечения ресурсов в его развитие, необъективность критериев оценки эффективности и качества роста препятствуют разработке адекватной социально-экономической и инвестиционной политики, ведут к принятию неэффективных управленческих решений. Интересы региона как социально-экономической системы зачастую подменяются интересами органов власти. Сложившаяся система управления не обеспечивает концентрацию инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях строительства и их эффективное использование. Соответственно не используются и резервы повышения эффективности строительного комплекса, что сдерживает социально-экономическое развитие регионов.

Действовавшая ранее схема взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов строительной отрасли предполагала возможность управления строительными организациями через вертикальные структуры посредством директивного воздействия. В настоящее время приоритетным является не прямое, а косвенное государственное регулирование деятельности участников региональных строительных комплексов. Основными его инструментами выступают разработка инвестиционной, строительной и жилищной политики, обеспечение законодательной и нормативной базы, поддержание конкурентной среды, формирование системы гарантий и страхования строительных рисков. В связи с этим необходима разработка новых, адекватных сложившейся ситуации организационных, экономических и правовых рычагов и инструментов управления процессами развития региональных строительных комплексов как основы развития территорий.

Следует отметить, что в последнее время среди ученых-регионалис-тов ведутся дискуссии по поводу трактовки экономической категории «регион». За основу многочисленных (по некоторым данным, их количество превышает 20) определений данного понятия принимаются такие подходы, как территориально-географический и социальный. Некоторые исследователи рассматривают регион как квазигосударство или как квазикорпорацию [1, 2]. По нашему мнению, в наибольшей степени задачам современного этапа развития отечественного федерализма адекватно рассмотрение региона в качестве квазикорпорации. Согласно данной концепции, регион представляет собой крупнейший субъект собственности (государственной, муниципальной, частной, смешанной) и субъект экономической деятельности. Регионы являются участниками общественного разделения труда, а также межрегиональной и межстрановой конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг и капитала. Условия и результаты конкуренции во многом определяют динамику финансового состояния регионов и хозяйствующих на их территориях субъектов.

В этой связи необходимо отметить, что в последние годы правительство РФ приняло ряд решений, направленных на повышение эффективности

I- и

т 0

О ^

с О

использования бюджетных ресурсов, выделяемых в и виде субсидий для поддержки субъектов федерации.

-Е! <г

т со Одна из целей правительства состояла в выравнива-< ° нии уровней социального развития регионов. Необхо-

п

ш ^ димое условие ее достижения состояло в проведении о ^ экономической политики, сочетающей использование юх государственного регулирования и финансирования °о и рыночных механизмов. Рынок сам по себе не спо-^^ собен решить задачу развития регионов. Функции со х ускорения темпов и сближения уровней социально° ш экономического развития может выполнить только государство, создающее благоприятные условия для инвестиционного роста экономики.

Одним из локомотивов развития региональной экономики является строительная сфера. Строительный комплекс региона (рис. 1) имеет определенные особенности, что придает ему выраженный региональный аспект:

• территориальная закрепленность;

• обеспечение расширенного воспроизводства основных фондов при эффективном использовании капитальных вложений (инвестиций);

• развитие сырьевой базы, необходимой для производства основных строительных материалов (кирпич, цемент, керамика, сборный железобетон);

• территориальные границы регионального строительного комплекса детерминированы экономически целесообразным радиусом перевозки наиболее тяжелых строительных материалов и конструкций. Региональный строительный комплекс, как и регион, следует рассматривать с позиции квазикорпорации, характеризующейся дифференцированным производством и ориентацией на социальные цели. Региональный строительный комплекс является субъектом рыночных отношений. На межрегиональном рынке факторов производства она выступает как обладающая определенной целостностью, структурой, взаимосвязями система управления. Органы управления региональным строительным комплексом способствуют увеличению объемов строительных работ, ценовой и неценовой конкурентоспособности, а результаты деятельности комплекса, как и корпорации, определяют объемы средств, выделяемых на его производственное и социальное развитие.

Рассмотрим некоторые особенности функционирования регионального строительного комплекса как квазикорпорации на примере Рязанской обл. На предприятиях комплекса в регионе трудятся более 30 тыс. человек. Около 8 тыс. человек заняты в производстве строительных материалов и стройиндустрии. На тер-

ритории области находится 920 строительных организаций и 100 предприятий, осуществляющих выпуск строительных материалов (таблица). Рязанская обл. располагает значительным количеством свободных территорий для жилищного строительства, развитой транспортной инфраструктурой. На ее территории функционируют проектные и строительно-монтажные организации, ведется производство разнообразных строительных материалов. Имеющиеся в регионе производственные мощности позволяют обеспечивать планируемые к строительству объекты стройматериалами и конструкциями до 2010 г.

Только в 2007 г. организациями всех форм собственности в регионе было построено более 6000 новых квартир общей площадью 453 тыс. м2. Рязанская обл. занимает 3-е место в ЦФО по темпам роста объемов строительства жилья и ипотечного кредитования. Стимулом к развитию строительного комплекса в регионе является наличие собственной сырьевой базы, позволяющей удовлетворить спрос областной индустрии на основные строительные материалы. Ее образуют глины для керамического производства, кварцевые пески для стекольной промышленности, запасы гипса, мореного дуба, известняков, песчано-гравийных смесей для выпуска железобетонных изделий. Надо заметить, что развитие строительной индустрии имеет хорошие перспективы и способно обеспечить рост объемов производства продукции региона, прежде всего в цементной промышленности. В дальнейшем в Рязанской обл. необходимо развивать производство строительных материалов с применением новейших технологий.

Сложившаяся система управления развитием региона строится на сочетании двух противоречивых целей — обеспечении экономического роста и повышении уровня и качества жизни населения. Одним из основных инструментов их достижения и выступает региональный строительный комплекс. Однако в региональной экономике есть ряд факторов, препятствующих его эффективному развитию. В связи с этим возникает необходимость разработки механизма управления развитием регионального строительного комплекса, обеспечивающего ускорение социально-экономического развития регионов за счет повышения обоснованности управленческих решений, принимаемых региональными органами власти в процессе разработки и реализации социально-экономической политики и с учетом взаимодействия с субъектами строительного комплекса.

Органы власти

Финансово-кредитные организации

Предприятия по производству строительных материалов и конструкций

т

ЗАКАЗЧИК-ЗАСТРОЙЩИК {

т

Проектные институты (организации)

Подрядные строительно-монтажные организации

Пуско-наладочные организации

Эксплуатационные службы (ремонтно-строительные организации)

Предпроектный этап

Проектирование Возведение Пуско-

и независимая (строительство) наладочные экспертиза объекта работы

Эксплуатация Ликвидация

Жизненный цикл строительного объекта

Рис. 1. Структура регионального строительного комплекса

03 А

О X

о

<

~о >

СП

ь

со Ol

hJ

о о оз

Jb (О

И H Н О В. А Ц И О H H О Е РАЗ В И Т И Е РЕГИОНОВ И КОРПОРАЦИИ

и

^ с

СО CL

m О

< Г-

Показатели 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Число действующих строительных организаций, ед. 907 1101 1085 1220 1052 953 768 902 921

Объем выполненных работ, млн руб. 2566 3928 3983 6489 7805 12 165 14 090 22 915

Индекс физического объема работ, % к предыдущему году 134,0 105,1 163,5

сг

ш О

О v

О m

х О

< о

СО X

О L

Представляется, что в основу формирования механизма развития регионального строительного комплекса могут быть положены следующие принципы:

• признание возможности прямого и косвенного влияния органов власти на результаты процессов развития регионального строительного комплекса в интересах социально-экономического развития региона;

• деление всех проектов развития строительного комплекса и региональных программ по их целевой функции на социальные и коммерческие (экономические);

• необходимость учета конкуренции регионов на рынке инвестиционных ресурсов, результаты которой определяются качеством территориального управления;

• предпосылка о необходимости и целесообразности выделения задач разработки строительной политики региона в рамках общей социально-экономической стратегии ее развития.

Разумеется, региональная политика органов власти является продолжением и развитием государственной политики. В общей системе руководства управление развитием региональным строительным комплексом является наиболее сложной и важной составляющей. Дело в том, что процессы стратегического планирования в строительном комплексе существенно осложняются наличием временного лага между осуществлением инвестиций и получением результатов.

Проведенные нами исследования позволили сформулировать следующие основные принципы формирования стратегических планов развития регионального строительного комплекса:

• принцип целевой направленности, предполагающий формирование приоритетов стратегического развития в сфере строительства на уровне региона, высшей целью которого является рост социально-экономической эффективности, и учет системы факторов на основе сбалансированных показателей (Balanced ScoreCard, BSC), что позволило разработать стратегическую карту, в которой реализуются принципы регионального строительного комплекса на уровне региона (рис. 2);

• принцип эмерджентности (целостности строительного комплекса как социально-экономической системы), взаимосвязь конкуренции и сотрудничества регионов на рынке ресурсов и эффективных проектов развития;

• принцип развития (учет эволюции и состояния строительного комплекса, создание условий для саморазвития, снижения дифференциации регионов и территорий по уровню развития строительного комплекса) и рефлексивности региональной политики, ориентация на решение реально возникающих проблем социально-экономического развития территорий;

• принцип совместимости элементов регионального развития, предполагающий, во-первых, возможность согласования интересов населения, представляемых региональными органами власти, государства и хозяйствующих субъектов — участников регионального строительного комплекса; во-вторых, согласование направленности отдельных экономических институтов. Согласование означает формирование общественного согласия относи-

тельно приоритетов и стимулов политики развития строительного комплекса в целях максимизации социально-экономического развития региона;

• принцип синергизма, определяющий возможность получения в регионе синергетического эффекта, возникающего при реализации отдельных проектов (программ) развития за счет интеграции строительного комплекса;

• принцип эффективного использования ресурсов регионального бюджета и собственности региона, предполагающий отбор приоритетных по критериям региональной эффективности проектов (программ) и их селективную поддержку средствами регионального бюджета;

• принцип мотивации и ответственности региональных органов власти за формирование и реализацию стратегии эффективного развития региона. Предлагаемые критерии эффективности развития

регионального строительного комплекса позволяют определить влияние экономических и социальных результатов деятельности строительного комплекса региона на рост уровня жизни за счет собственных доходов населения и возможностей бюджетного финансирования социальных программ в стратегическом периоде. Реализация данного подхода предполагает переход к модели, заложенной в основу «Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу». Практическое использование механизма управления строительным комплексом как элемента управления регионом осуществляется в процессе реализации строительной политики.

Выполнение намеченных в строительной политике Рязанской обл. целей и задач предусматривает увеличение к 2010 г. в 2 раза объемов строительно-монтажных работ и производства строительных материалов (по сравнению с 2007 г.). В целом, для оценки эффективности стратегии развития регионального строительного комплекса могут использовать два основных критерия:

• общая экономическая эффективность (рост объемов инвестиций в основной капитал, увеличение объемов строительно-монтажных работ и объемов производства строительных материалов);

• социальная эффективность (увеличение объемов вводимого жилья, что позволяет обеспечить повышение уровня обеспеченности населения, а также замещение ветхого и аварийного жилья новым благоустроенным).

Достижение целей строительной политики Рязанской обл. позволит увеличить вклад региона в повышение уровня и качества жизни населения и добиться стабильно высоких темпов экономического роста.

Литература

1. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2007.

2. Конкурентоспособность регионов: Теоретико-прикладные аспекты / Под ред. Ю. К. Перского, Н. Я. Калюжновой. М.: ТЕИС, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.