Научная статья на тему 'Региональный инвестиционно-строительный комплекс как система и объект эколого-экономического регулирования'

Региональный инвестиционно-строительный комплекс как система и объект эколого-экономического регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1285
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGIONAL CONSTRUCTION AND INVESTMENT SYSTEM / REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нужина Ирина Павловна

Исследуются теоретические подходы к определению регионального инвестиционно-строительного комплекса, рассматриваются состав, структура и границы, анализируется динамика основных показателей инвестиционно-строительной деятельности в Томской области, рассматриваются сущность и компоненты эколого-экономического регулирования инвестиционно-строительной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The following work presents theoretical approaches to the notion of regional construction and investment system; investigates its composition, structure and scope, analyses the main characteristics of construction and investment activity in Tomsk region and considers the essential points and components of regulation of construction and investment activity with regard for ecological and economical conditions.

Текст научной работы на тему «Региональный инвестиционно-строительный комплекс как система и объект эколого-экономического регулирования»

И.П. Нужина

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС КАК СИСТЕМА И ОБЪЕКТ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Исследуются теоретические подходы к определению регионального инвестиционно-строительного комплекса, рассматриваются состав, структура и границы, анализируется динамика основных показателей инвестиционно-строительной деятельности в Томской области, рассматриваются сущность и компоненты эколого-экономического регулирования инвестиционностроительной деятельности.

Ключевые слова: региональный инвестиционно-строительный комплекс, регулирование.

Значимость инвестиционно-строительной сферы для социально-экономического развития региона и формирования биосферосовместимой и благоприятной среды жизнедеятельности человека обусловливает необходимость исследования состава и структуры регионального инвестиционно-строительного комплекса и его трансформации с учетом эколого-экономических аспектов регулирования инвестиционно-строительной деятельности.

Системное представление регионального инвестиционно-строительного комплекса (РИСК) предполагает: теоретическое обоснование состава и структуры системы; выявление системообразующей детерминанты, позволяющей организовать компоненты в систему; выявление связей и тенденций в развитии.

Термин «инвестиционно-строительный комплекс», достаточно широко используемый современной наукой, претерпевал значительные изменения в период с формирования отраслевых комплексов до сегодняшнего дня. В современном экономическом словаре термин «комплекс» определяется как «совокупность, сочетание объектов, предметов, действий, тесно связанных и взаимодействующих между собой, образующих единую целостность; группа взаимосвязанных отраслей, подотраслей, предприятий, производящих продукцию единой природы» [1. С. 159].

В условиях административно-плановой экономики реализация капитальных вложений рассматривалась в рамках строительного комплекса. При этом в качестве определяющего признака объединения субъектов строительного комплекса рассматривалась технологическая и организационная взаимосвязь в процессе осуществления капитальных вложений [2-5]. С переходом от административно-плановой к рыночной экономике, с развитием форм собственности произошла трансформация строительного комплекса в инвестиционностроительный как следствие интеграции строительной и инвестиционной деятельности. Объединение предприятий строительства с другими хозяйствующими субъектами в единый инвестиционно-строительный комплекс обусловлено, по мнению авторов работы [6], не технологической и организационно-структурной общностью объектов и процессов, а общностью по признаку собственности на используемый капитал и участия в реализации той или иной инвестиционной программы. Следует согласиться с Т. А. Ивашенцевой в том, что инвестиционно-строительный комплекс «охватывает непрерывную инвестиционную деятельность собственников капитала на протяжении жизненных циклов зданий и сооружений, в возведение которых был вложен капитал» [7. С. 18]. Таким образом, расши-

рение строительной сферы до инвестиционно-строительной обусловлено кругооборотом инвестиционного капитала, неразрывностью процесса вложения средств и их возмещения, получения и распределения прибыли. Эффективность использования инвестиционных ресурсов определяется на основе соизмерения затрат капитала и полученного эффекта.

Экономические взаимоотношения субъектов, связанные с реализацией их интересов, выражаются посредством инвестиционно-строительной деятельности (ИСД), которая обретает конкретное содержание и проявляет свои особенности на региональном уровне. Исследование содержания инвестиционно-строительного комплекса в территориальном аспекте предопределяет необходимость использования термина «региональный инвестиционно-строительный комплекс». На наличие региональных границ инвестиционностроительного комплекса обращают внимание А.Н. Асаул и А.В. Батрак, определяя региональный ИСК как «совокупность производственных и непроизводственных отраслей, включая управление, обеспечивающих осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в региональных границах» [8. С. 17]. Границы региона в данном случае определяются границами административно-территориального образования. Разработка действенных механизмов регулирования инвестиционно-строительной деятельности возможна «только в границах территорий, подведомственных конкретным властным структурам» [9. С. 32]. Однако это не означает, что сфера деятельности субъектов РИСК ограничивается географическими границами региона. В настоящее время строительные предприятия области активно осваивают строительный рынок соседних регионов, осуществляя строительство «на территории происхождения капитала» [10]. Так, строительные подразделения ОАО ТДСК, оставаясь субъектом РИСК, осуществляют строительство в Кемеровской и Новосибирской областях.

Участие в инвестиционно-строительной деятельности на территории того или иного региона могут принимать субъекты из других регионов страны, иностранные инвесторы. Значительная часть практических вопросов по реализации конкретных инвестиционных проектов решается «за пределами региона, в столице государства или в других регионах, особенно соседних, за рубежом» [10. С. 21]. Участников РИСК объединяет совместное участие в создании законченной строительной продукции на территории данного региона. С другой стороны, размещаясь в территориальных границах данного региона, организации, например проектно-изыскательские, выполняют заказы по проекти-

рованию объектов, строительство которых будет осуществляться за пределами региональных границ, «поэтому проектировщик, являясь полноправным участником регионального рынка строительной продукции, в то же время не обязательно входит в состав регионального строительного комплекса» [9. С. 32]. Прединве-стиционные исследования по реализации инвестиций, планируемых к осуществлению за пределами географических границ региона, безусловно, относятся к инвестиционно-строительной деятельности, но имеют отношения к созданию строительной продукции на территории другого региона.

Итак, региональный инвестиционно-строительный комплекс - это мезоэкономическая система, имеющая территориальный и межотраслевой аспекты. Как территориальная система РИСК функционирует в пределах административного образования, как межотраслевая - объединяет предприятия и организации различных отраслей и видов деятельности. Как открытая система РИСК имеет многоканальные взаимосвязи с внешней средой.

Системообразующим элементом комплекса является строительная продукция как объект взаимодействия субъектов РИСК в процессе осуществления инвестиционно-строительной деятельности. Состав регионального инвестиционно-строительного комплекса образуют следующие компоненты:

1. Инвесторы и заказчики.

2. Строительные предприятия, выполняющие различные виды строительно-монтажных работ по возведению зданий и сооружений, капитальному ремонту, расширению и реконструкции, техническому перевооружению объектов производственного и непроизводственного назначения.

3. Предприятия, снабжающие строительство материально-техническими ресурсами, - это предприятия, обеспечивающие строительство машинами и механизмами, а также предприятия, производящие строительные материалы, изделия и конструкции. Особенностью последних является использование местной сырьевой базы для производства строительных материалов и изделий (кирпича, керамических изделий, бетона, сборного железобетона и т.д.). В настоящее время все чаще организационно производство строительных материалов и конструкций развивается в рамках организационных структур строительных предприятий.

4. Проектно-изыскательские организации.

5. Научно-исследовательские, образовательные и инновационные организации. Данный компонент можно рассматривать как сегмент научно-образовательного комплекса региона, ориентированный в своей деятельности на разработку новых строительных материалов, конструкций, совершенствование технологических процессов создания строительной продукции, подготовку и переподготовку кадров для строительной отрасли.

8. Инвестиционная и рыночная инфраструктура -комплекс отраслевых структур, носящих вспомогательный характер, обслуживающих строительное производство и обеспечивающих нормальную деятельность субъектов РИСК в рыночных условиях (банки и страховые компании, логистические и транспортные организации, информационные и консалтинговые фир-

мы, риэлтерские компании, лизинговые фирмы и др.). Уровень организации и развития отраслевых сегментов инвестиционной и рыночной инфраструктуры оказывает определяющее влияние на функционирование РИСК в целом. «Объединенные в группу вспомогательных организаций, они часто оказываются наиболее важными звеньями в реализации задач ИСК» [11. С. 38], создают благоприятные возможности, связанные с «правовым, организационным, финансовым, экономическим и экологическим обеспечением создания строительной продукции в интересах инвесторов и потребителей» [3. С. 11].

10. Институциональные структуры, формирующие среду функционирования и регулирующие поведение экономических субъектов РИСК.

Особенности состава и структуры ИСК обретают конкретное содержание на региональном уровне. Развитие регионального инвестиционно-строительного комплекса характеризуется системой показателей -количественных, качественных и структурных. По результатам рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России, регулярно проводимых рейтинговым агентством «Эксперт РА», Томская область имеет достаточно стабильные показатели за 2004-2007 гг. [12]. В 2006-2007 гг. инвестиционный рейтинг 3В1 (пониженный потенциал, умеренный риск) был подтвержден на уровне 74, что выше предыдущего периода на два пункта. Наиболее высокий ранг имеет инновационная составляющая инвестиционного потенциала - 12. По итогам рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России за 2006-2007 гг. Томская область заняла первое место в рейтинге по уровню законодательного риска. Пониженный (ниже среднероссийского уровня) индекс интегрального инвестиционного риска имеют лишь 27 регионов из 85. В их число входит один регион из СФО - Томская область.

Объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения увеличился с 18,7 тыс. руб. в 2005 г. до 60,2 тыс. руб. в 2007 г. [13]. Годовой объем инвестиции в основной капитал возрос почти в два раза - с 9304,1 млн руб. в 2000 г. до 18046 млн руб. в 2005 г. (см. таблицу), за январь-ноябрь 2006 г. инвестиции в основной капитал составили 29972,8 млн руб., что выше уровня 2000 г. в 3,2 раза. Имело место значительное снижение темпов роста инвестиций в 2004 и 2005 гг. Так, в 2004 г. снижение составило 19,2%, а в 2005 г. -35,2% и было вызвано уменьшением капитальных вложений в нефтегазовом секторе экономики региона. В 2006-2007 гг. в результате реализации ряда крупных проектов (развитие новых видов производств в нефте-и газодобывающих, химическом и нефтехимическом секторах, создание технико-внедренческой зоны) рост инвестиций составил 157,3 и 141% соответственно. Однако увеличение инвестиций в основной капитал пока не сопровождается ростом их отдачи. Рост валового регионального продукта (ВРП) в 2006 и 2007 гг. составил 102,4 и 103,3% соответственно [13]. Таким образом, индекс прироста ВРП на один процент прироста инвестиций в основной капитал составил 0,04 и 0,08. Безусловно, для оценки эффективности инвестиций недостаточно использовать только индекс, характеризующий соотношение темпов роста инвестиций в

основной капитал и ВРП. Необходимо учитывать, что происходит в течение нескольких лет и оценка эффек-

существует временной шаг между вложением средств и тивности инвестиций осуществляется с использовани-их отдачей, отдача инвестиций в основной капитал ем метода дисконтирования.

Динамика основных показателей деятельности инвестиционно-строительного комплекса региона (Томской области)1, темпы роста, % к предыдущему периоду [13—15, 17]

Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

1. Инвестиции в основной капитал, млн руб. 9304,1 15632,4 18297,8 23382,6 22640,7 18046,0 29972,8*

2. Изменение объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, % 112,5 152,9 105,4 114,8 80,8 64,8 157,3

3. Темпы роста инвестиций в основной капитал по виду деятельности «строительство», % - 134,4** 119,9** 126,4 76,1 113,2 -

4. Темпы роста объема работ, выполненных собственными силами по виду деятельности «строительство» (в сопоставимых ценах), % 117,8 130,1 105,8 106,5 103,0 116,3 101,6

5. Индекс прироста объема работ на 1% прироста инвестиций в основной капитал по виду деятельности «строительство» 0,88 0,29 0,25 - 1,4 -

6. Число строительных организаций 1031 1010 958 1009 1050 922 1193

7. Темпы роста численности работников организаций по виду деятельности «строительство», % 91,8 120,2 74,4 103,2 97,4 87,8 -

8. Число организаций промышленности строительных материалов 55 55 70 73 78 - -

9.Темпы роста численности работников предприятий ПСМ, % 93,9 91,3 116,7 71,4 117,1 - -

10. Темпы роста объема продукции промышленности строительных материалов (в сопоставимых ценах), % 114,2 105,6 101,1 88.9 107,3 - -

11. Число проектно-изыскательских организаций 59 59 63 67 76 - -

12. Темпы роста объема проектноизыскательских работ в действующих ценах, % 279,0 108,5 207,7 159,2 132,2 - -

* Январь-ноябрь. ** Рассчитано по данным отрасли «строительство».

Отдача инвестиций зависит от многих факторов, в том числе от инвестиционной емкости экономических видов деятельности, видовой структуры инвестиций. В целом структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов характеризуется большей долей зданий и сооружений. Так, в 2005 г. доля жилых зданий составляла 8,6% (выше показателей 2003 и 2004 гг. на 4,4 и 3% соответственно), зданий (кроме жилых) и сооружений - 41,9% (2003 г. - 43% и

2004 г. - 39,8), машин, оборудования и транспортных средств - 36,9% (32,2 и 37,2%). Таким образом, общая доля зданий и сооружений составляла 50,5%, что больше доли машин и оборудования на 13,6%. Значение индекса соотношения темпов роста инвестиций и ВРП превышало единицу (1,7) только в 2002 г., когда доля инвестиций на машины, оборудование и транспортные средства в общей сумме инвестиций увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 3,4% и составила 36,4% [14. С. 24].

Аналогичная ситуация наблюдается и в строительстве. В анализируемом периоде происходило стабильное увеличение объема строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами строительных организаций [15. С. 173]. Значительный прирост имел место в 2001 г. - 30,1%. Темпы роста объема работ превысили темпы роста инвестиций в основной капитал по виду деятельности «строительство» только в

2005 г. Индекс составил 1,4. Увеличение физического объема работ превышает рост численности работников, что свидетельствует о реальном повышении производительности труда в строительстве. Так, в 2006 г. прирост объема работ составил 16,3% при увеличении численности работников строительных организаций на 10,2%.

Темпы роста продукции промышленности строительных материалов (ПСМ) несколько отставали от динамики объема строительно-монтажных работ. Исключение составляет 2004 г.: объем продукции ПСМ увеличился на 7,3%, а объем СМР - на 3%. В течение анализируемого периода стабильно увеличивалось количество проектно-изыскательских организаций, что соответствовало общей тенденции увеличения объема выполняемых проектно-изыскательских работ (ПИР). Большую долю объема ПИР выполняли предприятия смешанной формы собственности, их доля возросла с 43,3% в 2000 г. до 62,1% в 2004 г., на втором месте предприятия частной формы собственности - доля составила 49,1 и 33,5% соответственно, а государственной формы собственности - 6,3 и 4,3% [16. С. 60]. По состоянию на 01.01.2004 г. 56,7% предприятий ПСМ составляли предприятия частной формы собственности, 38,1% - предприятия смешанной российской собственности [17. С. 35].

По состоянию на 1 января 2006 г. из общего числа строительных организаций 890 (или 96,5%) - предприятия частной формы собственности, большая часть которых (97%) с численностью работников до 100 человек. Доля предприятий государственной и муниципальной собственности 1,4%. Предприятия частной формы собственности в 2005 г. выполнили 83% всего объема подрядных работ, смешанной российской -12,73% [14. С. 53-54]. Преобладание предприятий частной формы собственности характерно и для промышленности строительных материалов. Необходимо отметить, что начиная с 2005 г. анализ статистических показателей по ПИР и ПСМ затруднен в связи с переходом на учет по видам экономической деятельности,

информация отражается в обобщенном виде в различных подразделах классификатора.

Современный этап развития экономики региона характеризуется интеграционными процессами в сфере инвестиционно-строительной деятельности. В рамках структуры одной компании объединяются предприятия, выполняющие проектные, строительные работы, а также производящие строительные материалы, изделия и конструкции. Так, ОАО «ТДСК» (Томская домостроительная компания) представляет собой современный, вертикально интегрированный холдинг, диверсифицированный по направлениям бизнеса. Холдинг состоит из 17 дочерних предприятий, каждое из которых работает в своем бизнес-направлении, но, с другой стороны, является частью единого технологического комплекса по созданию жилых домов, включая: проектирование, функции заказчика-застройщика, производство строительных материалов и конструкций, строительство, обеспечение современными телекоммуникационными услугами и последующее обслуживание сданного в эксплуатацию жилья. В деятельности ОАО «ТДСК» имеет место успешное сочетание «имущественно-финансового контроля со стороны холдинга -центральной компании группы - с оперативноправовой самостоятельностью предприятий» [18].

Таким образом, интегрируясь, строительные компании расширяют сферу своей деятельности за счет выполнения проектных работ, организации промышленного производства, технического обслуживания жилых зданий и оказания других услуг (услуги связи, финансовое посредничество и др.). В свою очередь, предприятия, основной деятельностью которых было производство строительных материалов, изделий и конструкций, создают строительные подразделения и выходят на рынок объектов жилищно-гражданского назначения. В результате интеграции деятельности строительных холдингов практически полностью оказывается охваченным жизненный цикл строительной продукции, что способствует повышению степени экологизации и качества строительной продукции.

В результате функционирования РИСК вовлекаемые в инвестиционно-строительную деятельность ресурсы преобразуются в законченную строительную продукцию, удовлетворяются потребности расширенного воспроизводства производственного потенциала региона, создается и преобразуется материальновещественная среда жизнедеятельности человека, изменяется состояние эколого-экономической системы в целом. Располагая единой природно-ресурсной базой, РИСК формирует целостный конечный продукт - особый «образ» региона, интегрирующий производственную и социальную инфраструктуры, архитектурноградостроительный облик и среду жизнедеятельности человека. Применяя и совершенствуя различные средства управления и регулирования инвестиционностроительной деятельности, можно обеспечить заданные параметры эколого-экономического развития региона.

Региональный инвестиционно-строительный комплекс объединяет субъектов, обладающих определенной независимостью и самостоятельностью в выборе стратегии развития. Для достижения конечного резуль-

тата и выполнения стратегических задач социальноэкономического развития региона осуществляется регулирующее воздействие институциональных структур на процессы и поведение участников инвестиционностроительной деятельности. В условиях рыночных отношений методы прямого управления строительством «заменяются на регулирующие» [19].

Регулирование (лат. regulare - подчинять правилу) -воздействие на объект со стороны органов управления с целью поддержания протекающих процессов на определенном уровне или предотвращения, подавления неблагоприятных явлений. Объектом регулирования является инвестиционно-строительная деятельность, поскольку именно она является средством выражения экономических взаимоотношений субъектов РИСК, а также механизм, посредством которого осуществляется регулирующее воздействие. В качестве субъекта регулирования выступают территориальные органы управления в инвестиционно-строительной сфере, представленные институциональными структурами субъекта Федерации и муниципальных органов власти. Региональные органы управления и регулирования инвестиционно-строительной деятельности осуществляют свои функции во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, а также с общественными объединениями и иными организациями.

Для достижения устойчивого роста экономики на основе сбалансированного развития экономических и экологических систем возможности институциональной среды должны соответствовать потребностям развивающегося инвестиционно-строительного комплекса региона. В целом институциональная среда определяет рамки, в пределах которой хозяйствующим субъектам разрешается совершать те или иные действия. Эти рамки задаются законами, традициями и обычаями, требованиями к технологиям. Приоритет экологических ориентиров градостроительной деятельности может быть обеспечен на основе глубокой интеграции экологических аспектов в институциональную среду ИСД. Управление экономическим поведением субъектов инвестиционно-строительной деятельности осуществляется в результате применения к ним инструментов регулируемой институциональной среды инвестиционностроительной сферы, которая интегрируясь с институциональной средой экологической сферы, определяет границы экологически приемлемого инвестирования.

Анализ состояния инвестиционно-строительного комплекса региона показал, что в основном институциональная среда его развития сформирована. Дальнейшее развитие ИСК во многом зависит от взаимодействия субъектов ИСД, которые в своей деятельности руководствуются как формальными, установленными законом нормами и правилами, так и добровольно принятыми на себя обязательствами, в рамках создаваемых институтов «содействия взаимодействию субъектов ИСК» [20. С. 143]. Такие институты создаются в форме некоммерческих организаций и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации (№ 315-Ф3 от 01.12.2007 г.) «О саморегулируемых организациях» получают статус саморегулируемых организаций (СРО). Саморегулирование - это «самостоятельная и инициативная деятельность, которая

осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил» [21]. Если государственные структуры, регулируя инвестиционно-строительную деятельность, руководствуются формальными, установленными законом нормами, то СРО вправе разрабатывать и утверждать стандарты СРО и правила саморегулирования, добровольно принять к субъектам ИСД повышенные требования, которые касаются этических вопросов взаимодействия и координации деятельности, ответственности перед обществом за принимаемые решения, поддержания благоприятного климата сотрудничества и деловой репутации партнеров и т.д. Государство оставляет за собой контроль за безопасностью строительства, все остальные вопросы регулируют СРО. В соответствии с Федеральным законом № 148-ФЗ от 25.07.2008 г. предполагается создание СРО трех видов:

1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Основными формами и методами регулирования инвестиционно-строительной деятельности в регионе как государственными, так и муниципальными структурами являются:

- разработка и реализация инвестиционной стратегии;

- осуществление инвестиционной и градостроительной политики;

- прямое управление бюджетными инвестициями;

- проведение экспертизы инвестиционных проектов;

- развитие инвестиционной и инновационной инфраструктуры;

- разработка и реализация целевых программ;

- подготовка специалистов;

- налоговое регулирование;

- нормативно-законодательное регулирование;

- техническое регулирование;

- финансово-кредитное регулирование;

- государственная поддержка инвестиционных проектов.

Методы регулирования ИСД можно сгруппировать в три блока: нормативно-правовое регулирование, экономическое и техническое. Экономическое регулирование ИСД, в отличие от нормативно-правового и технического, основано на экономическом стимулировании инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и предусматривает: применение гибкой амортизационной политики; применение системы налоговых льгот и установление специальных налоговых режимов; предоставление государственных гарантий, страхование рисков; оказание финансовой поддержки, применение гибких систем кредитования и др.

Анализ институциональной среды инвестиционностроительной сферы показал, что элементы экологического регулирования в большей степени интегрированы в нормативно-правовые акты организационного и

технического назначения. Экологическая же составляющая экономических методов регулирования разработана недостаточно и не полностью охватывает все аспекты инвестиционно-строительной деятельности. Действительно, к предприятиям инвестиционностроительной сферы как к субъектам хозяйственной деятельности применяются экономические методы регулирования в области охраны окружающей среды. Основными инструментами регулирования являются: плата за негативное воздействие на окружающую среду; возмещение вреда окружающей среде; квоты на использование и экономическая оценка природных ресурсов; предоставление налоговых льгот; экономическая оценка воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду; реализация природоохранных мероприятий; экологическое страхование и экологический аудит. В данном случае эколого-экономическому регулированию подлежит производственная деятельность отдельных субъектов без учета их взаимосвязей в едином инвестиционно-строительном комплексе региона и ориентации на конечную строительную продукцию.

Связующим звеном в эколого-экономическом регулировании должно стать инвестиционное проектирование. Именно в процессе разработки инвестиционного проекта становится возможным увязать эколого-экономические аспекты регулирования ИСД с жизненным циклом строительной продукции. В настоящее время наиболее активными элементами инвестиционного проектирования является экологический мониторинг (оценка воздействия на состояние окружающей среды, экологическая экспертиза, выполнение соответствующих разделов в техникоэкономическом обосновании инвестиций и проектной документации), а также техническое регулирование градостроительной деятельности, нацеленное на обеспечение безопасности строительной продукции на всех этапах - от проектно-изыскательских работ до эксплуатации и утилизации. Эколого-экономические аспекты, как правило, сводятся к расчету затрат на реализацию и оценке эффективности природоохранных мероприятий, определению компенсационных выплат и величины предотвращаемого ущерба. Экологическая составляющая экономических расчетов оценки эффективности реализации инвестиционных проектов должна быть существенно расширена и дополнена показателями, характеризующими эффективности использования природных ресурсов в течение всего жизненного цикла строительной продукции, расчетом природоемкости строительной продукции, анализом эко-лого-экономических показателей деятельности строительных предприятий, оценкой эффективности использования отходов.

В целом механизм эколого-экономического регулирования инвестиционно-строительной деятельности - это система экологически ориентированных экономических методов и инструментов воздействия на поведение субъектов инвестиционно-строительной деятельности и их взаимосвязи, обеспечивающая реализацию экологических приоритетов в процессе создания строительной продукции. Состав механизма эколого-экономического регулирования образуют следующие компоненты:

1) формы организации работы органов управления и регулирования, регламенты их взаимоотношений по

поводу согласования интересов участников инвестиционно-строительной деятельности в осуществлении экологически приемлемого инвестирования;

2) формы и инструменты воздействия на процесс инвестиционного проектирования, обеспечивающие реализацию экологических приоритетов в осуществлении инвестиционно-строительной деятельности;

3) формы и инструменты воздействия на процессы эколого-экономических взаимодействий инвестиционно-строительного комплекса региона, обеспечивающие экологически устойчивое развитие экономики;

4) формы и инструменты воздействия на процесс ресурсопотребления в процессе производства, эксплуа-

тации и утилизации строительной продукции, обеспечивающие эффективное использование природноресурсной базы региона.

Таким образом, совершенствуя механизм экологоэкономического регулирования, государство и региональные власти способствуют более эффективному использованию природно-ресурсной базы региона, формированию архитектурно-градостроительной среды жизнедеятельности человека, биосферосовместимой и благоприятной для жизни нынешнего и будущих поколений, сохранению качества окружающей среды в целом. Все это и составляет суть экологических приоритетов развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. РайзбергБ.А., Лозовский Л.Ш., СтародубцеваЕ.Б. Современный экономический словарь. Изд. 2-е. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.

2. Овсянникова Т.Ю. Экономика строительного комплекса: Экономическое обоснование и реализация инвестиционных проектов: Учеб. посо-

бие. Томск: Изд-во Томск. гос. архит.-строит. ун-та, 2004. 239 с.

3. Экономика строительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. В.В. Бузырева. М.: Академия, 2006. 336 с.

4. Данилов Ю.Я. Преодолеть кризис в инвестиционном комплексе // Экономика строительства. 1998. № 1. С. 3-16.

5. Каменецкий М.И. Строительный комплекс: анализ и оценка условий и возможностей развития // Экономика строительства. 2001. № 4. С. 2-

16.

6. Бузырев В.В. Инвестиционно-строительный комплекс в рыночных условиях: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Бузырева. СПб.: СПбГИЭА, 1994.

125 с.

7. Ивашенцева Т.А., Щербаков А.И. Экономика отрасли (строительство): Учеб. пособие. Новосибирск: НГАСУ, 2000. 100 с.

8. Асаул А.Н., Батрак А.В. Корпоративные структуры в региональном инвестиционно-строительном комплексе / Под ред. А.Н. Асаула. М.:

Изд-во Асоц. Строит. вузов; СПб.: СПбГАСУ, 2001. 167 с.

9. Горбунов А.А., Иванов С.Н., Асаул А.Н. Формирование региональных строительных комплексов в транзитивной экономике. СПб.: Петров-

ский фонд, 1999. 162 с.

10. Инвестиционный бизнес: Учеб. пособие / Под общ. ред. Ю.В. Яковца. М.: Изд-во РАГС, 2002. 342 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Асаул А.Н. Формирование мезоэкономических объединений в инвестиционно-строительном комплексе региона // Известия высших учебных заведений. Строительство. 2004. № 1. С. 38-44.

12. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ratings/regions/2007/

13. Показатели социально-экономического развития Томской области. Режим доступа: http://www.tomsk.gov.ru/ru/economy_finances/ so-cially_economic_status/basic_index_evolution.html

14. Инвестиции и строительство в Томской области: Стат. сб. Томск, 2006. 80 с.

15. Статистический ежегодник. Томск, 2007. 312 с.

16. Инвестиции и строительство в Томской области: Стат. сб. Томск, 2005. 86 с.

17. Промышленность Томской области: Стат. сб. Томск, 2005. 210 с.

18. Гребенников А.А. Интегрированные структуры в инвестиционно-строительном комплексе региона // Региональная экономика и управление.

2006. № 6. Режим доступа: http://region.mcnip.ru

19. Екимова К.В., Савельева И.П. Региональный инвестиционно'-строительный комплекс: формирование и функционирование // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2006. № 3/4 (19/20). Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php3 ?artid=21700

20. Асаул Н.А. Институциональное взаимодействие субъектов инвестиционно-строительного комплекса. СПб.: Гуманистика, 2005. 280 с.

21. Российская федерация. Законы. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ // Консультант-Плюс: Справочная правовая система.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 15 декабря 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.