И.П. Нужина
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС КАК СИСТЕМА И ОБЪЕКТ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Исследуются теоретические подходы к определению регионального инвестиционно-строительного комплекса, рассматриваются состав, структура и границы, анализируется динамика основных показателей инвестиционно-строительной деятельности в Томской области, рассматриваются сущность и компоненты эколого-экономического регулирования инвестиционностроительной деятельности.
Ключевые слова: региональный инвестиционно-строительный комплекс, регулирование.
Значимость инвестиционно-строительной сферы для социально-экономического развития региона и формирования биосферосовместимой и благоприятной среды жизнедеятельности человека обусловливает необходимость исследования состава и структуры регионального инвестиционно-строительного комплекса и его трансформации с учетом эколого-экономических аспектов регулирования инвестиционно-строительной деятельности.
Системное представление регионального инвестиционно-строительного комплекса (РИСК) предполагает: теоретическое обоснование состава и структуры системы; выявление системообразующей детерминанты, позволяющей организовать компоненты в систему; выявление связей и тенденций в развитии.
Термин «инвестиционно-строительный комплекс», достаточно широко используемый современной наукой, претерпевал значительные изменения в период с формирования отраслевых комплексов до сегодняшнего дня. В современном экономическом словаре термин «комплекс» определяется как «совокупность, сочетание объектов, предметов, действий, тесно связанных и взаимодействующих между собой, образующих единую целостность; группа взаимосвязанных отраслей, подотраслей, предприятий, производящих продукцию единой природы» [1. С. 159].
В условиях административно-плановой экономики реализация капитальных вложений рассматривалась в рамках строительного комплекса. При этом в качестве определяющего признака объединения субъектов строительного комплекса рассматривалась технологическая и организационная взаимосвязь в процессе осуществления капитальных вложений [2-5]. С переходом от административно-плановой к рыночной экономике, с развитием форм собственности произошла трансформация строительного комплекса в инвестиционностроительный как следствие интеграции строительной и инвестиционной деятельности. Объединение предприятий строительства с другими хозяйствующими субъектами в единый инвестиционно-строительный комплекс обусловлено, по мнению авторов работы [6], не технологической и организационно-структурной общностью объектов и процессов, а общностью по признаку собственности на используемый капитал и участия в реализации той или иной инвестиционной программы. Следует согласиться с Т. А. Ивашенцевой в том, что инвестиционно-строительный комплекс «охватывает непрерывную инвестиционную деятельность собственников капитала на протяжении жизненных циклов зданий и сооружений, в возведение которых был вложен капитал» [7. С. 18]. Таким образом, расши-
рение строительной сферы до инвестиционно-строительной обусловлено кругооборотом инвестиционного капитала, неразрывностью процесса вложения средств и их возмещения, получения и распределения прибыли. Эффективность использования инвестиционных ресурсов определяется на основе соизмерения затрат капитала и полученного эффекта.
Экономические взаимоотношения субъектов, связанные с реализацией их интересов, выражаются посредством инвестиционно-строительной деятельности (ИСД), которая обретает конкретное содержание и проявляет свои особенности на региональном уровне. Исследование содержания инвестиционно-строительного комплекса в территориальном аспекте предопределяет необходимость использования термина «региональный инвестиционно-строительный комплекс». На наличие региональных границ инвестиционностроительного комплекса обращают внимание А.Н. Асаул и А.В. Батрак, определяя региональный ИСК как «совокупность производственных и непроизводственных отраслей, включая управление, обеспечивающих осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в региональных границах» [8. С. 17]. Границы региона в данном случае определяются границами административно-территориального образования. Разработка действенных механизмов регулирования инвестиционно-строительной деятельности возможна «только в границах территорий, подведомственных конкретным властным структурам» [9. С. 32]. Однако это не означает, что сфера деятельности субъектов РИСК ограничивается географическими границами региона. В настоящее время строительные предприятия области активно осваивают строительный рынок соседних регионов, осуществляя строительство «на территории происхождения капитала» [10]. Так, строительные подразделения ОАО ТДСК, оставаясь субъектом РИСК, осуществляют строительство в Кемеровской и Новосибирской областях.
Участие в инвестиционно-строительной деятельности на территории того или иного региона могут принимать субъекты из других регионов страны, иностранные инвесторы. Значительная часть практических вопросов по реализации конкретных инвестиционных проектов решается «за пределами региона, в столице государства или в других регионах, особенно соседних, за рубежом» [10. С. 21]. Участников РИСК объединяет совместное участие в создании законченной строительной продукции на территории данного региона. С другой стороны, размещаясь в территориальных границах данного региона, организации, например проектно-изыскательские, выполняют заказы по проекти-
рованию объектов, строительство которых будет осуществляться за пределами региональных границ, «поэтому проектировщик, являясь полноправным участником регионального рынка строительной продукции, в то же время не обязательно входит в состав регионального строительного комплекса» [9. С. 32]. Прединве-стиционные исследования по реализации инвестиций, планируемых к осуществлению за пределами географических границ региона, безусловно, относятся к инвестиционно-строительной деятельности, но имеют отношения к созданию строительной продукции на территории другого региона.
Итак, региональный инвестиционно-строительный комплекс - это мезоэкономическая система, имеющая территориальный и межотраслевой аспекты. Как территориальная система РИСК функционирует в пределах административного образования, как межотраслевая - объединяет предприятия и организации различных отраслей и видов деятельности. Как открытая система РИСК имеет многоканальные взаимосвязи с внешней средой.
Системообразующим элементом комплекса является строительная продукция как объект взаимодействия субъектов РИСК в процессе осуществления инвестиционно-строительной деятельности. Состав регионального инвестиционно-строительного комплекса образуют следующие компоненты:
1. Инвесторы и заказчики.
2. Строительные предприятия, выполняющие различные виды строительно-монтажных работ по возведению зданий и сооружений, капитальному ремонту, расширению и реконструкции, техническому перевооружению объектов производственного и непроизводственного назначения.
3. Предприятия, снабжающие строительство материально-техническими ресурсами, - это предприятия, обеспечивающие строительство машинами и механизмами, а также предприятия, производящие строительные материалы, изделия и конструкции. Особенностью последних является использование местной сырьевой базы для производства строительных материалов и изделий (кирпича, керамических изделий, бетона, сборного железобетона и т.д.). В настоящее время все чаще организационно производство строительных материалов и конструкций развивается в рамках организационных структур строительных предприятий.
4. Проектно-изыскательские организации.
5. Научно-исследовательские, образовательные и инновационные организации. Данный компонент можно рассматривать как сегмент научно-образовательного комплекса региона, ориентированный в своей деятельности на разработку новых строительных материалов, конструкций, совершенствование технологических процессов создания строительной продукции, подготовку и переподготовку кадров для строительной отрасли.
8. Инвестиционная и рыночная инфраструктура -комплекс отраслевых структур, носящих вспомогательный характер, обслуживающих строительное производство и обеспечивающих нормальную деятельность субъектов РИСК в рыночных условиях (банки и страховые компании, логистические и транспортные организации, информационные и консалтинговые фир-
мы, риэлтерские компании, лизинговые фирмы и др.). Уровень организации и развития отраслевых сегментов инвестиционной и рыночной инфраструктуры оказывает определяющее влияние на функционирование РИСК в целом. «Объединенные в группу вспомогательных организаций, они часто оказываются наиболее важными звеньями в реализации задач ИСК» [11. С. 38], создают благоприятные возможности, связанные с «правовым, организационным, финансовым, экономическим и экологическим обеспечением создания строительной продукции в интересах инвесторов и потребителей» [3. С. 11].
10. Институциональные структуры, формирующие среду функционирования и регулирующие поведение экономических субъектов РИСК.
Особенности состава и структуры ИСК обретают конкретное содержание на региональном уровне. Развитие регионального инвестиционно-строительного комплекса характеризуется системой показателей -количественных, качественных и структурных. По результатам рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России, регулярно проводимых рейтинговым агентством «Эксперт РА», Томская область имеет достаточно стабильные показатели за 2004-2007 гг. [12]. В 2006-2007 гг. инвестиционный рейтинг 3В1 (пониженный потенциал, умеренный риск) был подтвержден на уровне 74, что выше предыдущего периода на два пункта. Наиболее высокий ранг имеет инновационная составляющая инвестиционного потенциала - 12. По итогам рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России за 2006-2007 гг. Томская область заняла первое место в рейтинге по уровню законодательного риска. Пониженный (ниже среднероссийского уровня) индекс интегрального инвестиционного риска имеют лишь 27 регионов из 85. В их число входит один регион из СФО - Томская область.
Объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения увеличился с 18,7 тыс. руб. в 2005 г. до 60,2 тыс. руб. в 2007 г. [13]. Годовой объем инвестиции в основной капитал возрос почти в два раза - с 9304,1 млн руб. в 2000 г. до 18046 млн руб. в 2005 г. (см. таблицу), за январь-ноябрь 2006 г. инвестиции в основной капитал составили 29972,8 млн руб., что выше уровня 2000 г. в 3,2 раза. Имело место значительное снижение темпов роста инвестиций в 2004 и 2005 гг. Так, в 2004 г. снижение составило 19,2%, а в 2005 г. -35,2% и было вызвано уменьшением капитальных вложений в нефтегазовом секторе экономики региона. В 2006-2007 гг. в результате реализации ряда крупных проектов (развитие новых видов производств в нефте-и газодобывающих, химическом и нефтехимическом секторах, создание технико-внедренческой зоны) рост инвестиций составил 157,3 и 141% соответственно. Однако увеличение инвестиций в основной капитал пока не сопровождается ростом их отдачи. Рост валового регионального продукта (ВРП) в 2006 и 2007 гг. составил 102,4 и 103,3% соответственно [13]. Таким образом, индекс прироста ВРП на один процент прироста инвестиций в основной капитал составил 0,04 и 0,08. Безусловно, для оценки эффективности инвестиций недостаточно использовать только индекс, характеризующий соотношение темпов роста инвестиций в
основной капитал и ВРП. Необходимо учитывать, что происходит в течение нескольких лет и оценка эффек-
существует временной шаг между вложением средств и тивности инвестиций осуществляется с использовани-их отдачей, отдача инвестиций в основной капитал ем метода дисконтирования.
Динамика основных показателей деятельности инвестиционно-строительного комплекса региона (Томской области)1, темпы роста, % к предыдущему периоду [13—15, 17]
Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
1. Инвестиции в основной капитал, млн руб. 9304,1 15632,4 18297,8 23382,6 22640,7 18046,0 29972,8*
2. Изменение объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, % 112,5 152,9 105,4 114,8 80,8 64,8 157,3
3. Темпы роста инвестиций в основной капитал по виду деятельности «строительство», % - 134,4** 119,9** 126,4 76,1 113,2 -
4. Темпы роста объема работ, выполненных собственными силами по виду деятельности «строительство» (в сопоставимых ценах), % 117,8 130,1 105,8 106,5 103,0 116,3 101,6
5. Индекс прироста объема работ на 1% прироста инвестиций в основной капитал по виду деятельности «строительство» 0,88 0,29 0,25 - 1,4 -
6. Число строительных организаций 1031 1010 958 1009 1050 922 1193
7. Темпы роста численности работников организаций по виду деятельности «строительство», % 91,8 120,2 74,4 103,2 97,4 87,8 -
8. Число организаций промышленности строительных материалов 55 55 70 73 78 - -
9.Темпы роста численности работников предприятий ПСМ, % 93,9 91,3 116,7 71,4 117,1 - -
10. Темпы роста объема продукции промышленности строительных материалов (в сопоставимых ценах), % 114,2 105,6 101,1 88.9 107,3 - -
11. Число проектно-изыскательских организаций 59 59 63 67 76 - -
12. Темпы роста объема проектноизыскательских работ в действующих ценах, % 279,0 108,5 207,7 159,2 132,2 - -
* Январь-ноябрь. ** Рассчитано по данным отрасли «строительство».
Отдача инвестиций зависит от многих факторов, в том числе от инвестиционной емкости экономических видов деятельности, видовой структуры инвестиций. В целом структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов характеризуется большей долей зданий и сооружений. Так, в 2005 г. доля жилых зданий составляла 8,6% (выше показателей 2003 и 2004 гг. на 4,4 и 3% соответственно), зданий (кроме жилых) и сооружений - 41,9% (2003 г. - 43% и
2004 г. - 39,8), машин, оборудования и транспортных средств - 36,9% (32,2 и 37,2%). Таким образом, общая доля зданий и сооружений составляла 50,5%, что больше доли машин и оборудования на 13,6%. Значение индекса соотношения темпов роста инвестиций и ВРП превышало единицу (1,7) только в 2002 г., когда доля инвестиций на машины, оборудование и транспортные средства в общей сумме инвестиций увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 3,4% и составила 36,4% [14. С. 24].
Аналогичная ситуация наблюдается и в строительстве. В анализируемом периоде происходило стабильное увеличение объема строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами строительных организаций [15. С. 173]. Значительный прирост имел место в 2001 г. - 30,1%. Темпы роста объема работ превысили темпы роста инвестиций в основной капитал по виду деятельности «строительство» только в
2005 г. Индекс составил 1,4. Увеличение физического объема работ превышает рост численности работников, что свидетельствует о реальном повышении производительности труда в строительстве. Так, в 2006 г. прирост объема работ составил 16,3% при увеличении численности работников строительных организаций на 10,2%.
Темпы роста продукции промышленности строительных материалов (ПСМ) несколько отставали от динамики объема строительно-монтажных работ. Исключение составляет 2004 г.: объем продукции ПСМ увеличился на 7,3%, а объем СМР - на 3%. В течение анализируемого периода стабильно увеличивалось количество проектно-изыскательских организаций, что соответствовало общей тенденции увеличения объема выполняемых проектно-изыскательских работ (ПИР). Большую долю объема ПИР выполняли предприятия смешанной формы собственности, их доля возросла с 43,3% в 2000 г. до 62,1% в 2004 г., на втором месте предприятия частной формы собственности - доля составила 49,1 и 33,5% соответственно, а государственной формы собственности - 6,3 и 4,3% [16. С. 60]. По состоянию на 01.01.2004 г. 56,7% предприятий ПСМ составляли предприятия частной формы собственности, 38,1% - предприятия смешанной российской собственности [17. С. 35].
По состоянию на 1 января 2006 г. из общего числа строительных организаций 890 (или 96,5%) - предприятия частной формы собственности, большая часть которых (97%) с численностью работников до 100 человек. Доля предприятий государственной и муниципальной собственности 1,4%. Предприятия частной формы собственности в 2005 г. выполнили 83% всего объема подрядных работ, смешанной российской -12,73% [14. С. 53-54]. Преобладание предприятий частной формы собственности характерно и для промышленности строительных материалов. Необходимо отметить, что начиная с 2005 г. анализ статистических показателей по ПИР и ПСМ затруднен в связи с переходом на учет по видам экономической деятельности,
информация отражается в обобщенном виде в различных подразделах классификатора.
Современный этап развития экономики региона характеризуется интеграционными процессами в сфере инвестиционно-строительной деятельности. В рамках структуры одной компании объединяются предприятия, выполняющие проектные, строительные работы, а также производящие строительные материалы, изделия и конструкции. Так, ОАО «ТДСК» (Томская домостроительная компания) представляет собой современный, вертикально интегрированный холдинг, диверсифицированный по направлениям бизнеса. Холдинг состоит из 17 дочерних предприятий, каждое из которых работает в своем бизнес-направлении, но, с другой стороны, является частью единого технологического комплекса по созданию жилых домов, включая: проектирование, функции заказчика-застройщика, производство строительных материалов и конструкций, строительство, обеспечение современными телекоммуникационными услугами и последующее обслуживание сданного в эксплуатацию жилья. В деятельности ОАО «ТДСК» имеет место успешное сочетание «имущественно-финансового контроля со стороны холдинга -центральной компании группы - с оперативноправовой самостоятельностью предприятий» [18].
Таким образом, интегрируясь, строительные компании расширяют сферу своей деятельности за счет выполнения проектных работ, организации промышленного производства, технического обслуживания жилых зданий и оказания других услуг (услуги связи, финансовое посредничество и др.). В свою очередь, предприятия, основной деятельностью которых было производство строительных материалов, изделий и конструкций, создают строительные подразделения и выходят на рынок объектов жилищно-гражданского назначения. В результате интеграции деятельности строительных холдингов практически полностью оказывается охваченным жизненный цикл строительной продукции, что способствует повышению степени экологизации и качества строительной продукции.
В результате функционирования РИСК вовлекаемые в инвестиционно-строительную деятельность ресурсы преобразуются в законченную строительную продукцию, удовлетворяются потребности расширенного воспроизводства производственного потенциала региона, создается и преобразуется материальновещественная среда жизнедеятельности человека, изменяется состояние эколого-экономической системы в целом. Располагая единой природно-ресурсной базой, РИСК формирует целостный конечный продукт - особый «образ» региона, интегрирующий производственную и социальную инфраструктуры, архитектурноградостроительный облик и среду жизнедеятельности человека. Применяя и совершенствуя различные средства управления и регулирования инвестиционностроительной деятельности, можно обеспечить заданные параметры эколого-экономического развития региона.
Региональный инвестиционно-строительный комплекс объединяет субъектов, обладающих определенной независимостью и самостоятельностью в выборе стратегии развития. Для достижения конечного резуль-
тата и выполнения стратегических задач социальноэкономического развития региона осуществляется регулирующее воздействие институциональных структур на процессы и поведение участников инвестиционностроительной деятельности. В условиях рыночных отношений методы прямого управления строительством «заменяются на регулирующие» [19].
Регулирование (лат. regulare - подчинять правилу) -воздействие на объект со стороны органов управления с целью поддержания протекающих процессов на определенном уровне или предотвращения, подавления неблагоприятных явлений. Объектом регулирования является инвестиционно-строительная деятельность, поскольку именно она является средством выражения экономических взаимоотношений субъектов РИСК, а также механизм, посредством которого осуществляется регулирующее воздействие. В качестве субъекта регулирования выступают территориальные органы управления в инвестиционно-строительной сфере, представленные институциональными структурами субъекта Федерации и муниципальных органов власти. Региональные органы управления и регулирования инвестиционно-строительной деятельности осуществляют свои функции во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, а также с общественными объединениями и иными организациями.
Для достижения устойчивого роста экономики на основе сбалансированного развития экономических и экологических систем возможности институциональной среды должны соответствовать потребностям развивающегося инвестиционно-строительного комплекса региона. В целом институциональная среда определяет рамки, в пределах которой хозяйствующим субъектам разрешается совершать те или иные действия. Эти рамки задаются законами, традициями и обычаями, требованиями к технологиям. Приоритет экологических ориентиров градостроительной деятельности может быть обеспечен на основе глубокой интеграции экологических аспектов в институциональную среду ИСД. Управление экономическим поведением субъектов инвестиционно-строительной деятельности осуществляется в результате применения к ним инструментов регулируемой институциональной среды инвестиционностроительной сферы, которая интегрируясь с институциональной средой экологической сферы, определяет границы экологически приемлемого инвестирования.
Анализ состояния инвестиционно-строительного комплекса региона показал, что в основном институциональная среда его развития сформирована. Дальнейшее развитие ИСК во многом зависит от взаимодействия субъектов ИСД, которые в своей деятельности руководствуются как формальными, установленными законом нормами и правилами, так и добровольно принятыми на себя обязательствами, в рамках создаваемых институтов «содействия взаимодействию субъектов ИСК» [20. С. 143]. Такие институты создаются в форме некоммерческих организаций и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации (№ 315-Ф3 от 01.12.2007 г.) «О саморегулируемых организациях» получают статус саморегулируемых организаций (СРО). Саморегулирование - это «самостоятельная и инициативная деятельность, которая
осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил» [21]. Если государственные структуры, регулируя инвестиционно-строительную деятельность, руководствуются формальными, установленными законом нормами, то СРО вправе разрабатывать и утверждать стандарты СРО и правила саморегулирования, добровольно принять к субъектам ИСД повышенные требования, которые касаются этических вопросов взаимодействия и координации деятельности, ответственности перед обществом за принимаемые решения, поддержания благоприятного климата сотрудничества и деловой репутации партнеров и т.д. Государство оставляет за собой контроль за безопасностью строительства, все остальные вопросы регулируют СРО. В соответствии с Федеральным законом № 148-ФЗ от 25.07.2008 г. предполагается создание СРО трех видов:
1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Основными формами и методами регулирования инвестиционно-строительной деятельности в регионе как государственными, так и муниципальными структурами являются:
- разработка и реализация инвестиционной стратегии;
- осуществление инвестиционной и градостроительной политики;
- прямое управление бюджетными инвестициями;
- проведение экспертизы инвестиционных проектов;
- развитие инвестиционной и инновационной инфраструктуры;
- разработка и реализация целевых программ;
- подготовка специалистов;
- налоговое регулирование;
- нормативно-законодательное регулирование;
- техническое регулирование;
- финансово-кредитное регулирование;
- государственная поддержка инвестиционных проектов.
Методы регулирования ИСД можно сгруппировать в три блока: нормативно-правовое регулирование, экономическое и техническое. Экономическое регулирование ИСД, в отличие от нормативно-правового и технического, основано на экономическом стимулировании инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и предусматривает: применение гибкой амортизационной политики; применение системы налоговых льгот и установление специальных налоговых режимов; предоставление государственных гарантий, страхование рисков; оказание финансовой поддержки, применение гибких систем кредитования и др.
Анализ институциональной среды инвестиционностроительной сферы показал, что элементы экологического регулирования в большей степени интегрированы в нормативно-правовые акты организационного и
технического назначения. Экологическая же составляющая экономических методов регулирования разработана недостаточно и не полностью охватывает все аспекты инвестиционно-строительной деятельности. Действительно, к предприятиям инвестиционностроительной сферы как к субъектам хозяйственной деятельности применяются экономические методы регулирования в области охраны окружающей среды. Основными инструментами регулирования являются: плата за негативное воздействие на окружающую среду; возмещение вреда окружающей среде; квоты на использование и экономическая оценка природных ресурсов; предоставление налоговых льгот; экономическая оценка воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду; реализация природоохранных мероприятий; экологическое страхование и экологический аудит. В данном случае эколого-экономическому регулированию подлежит производственная деятельность отдельных субъектов без учета их взаимосвязей в едином инвестиционно-строительном комплексе региона и ориентации на конечную строительную продукцию.
Связующим звеном в эколого-экономическом регулировании должно стать инвестиционное проектирование. Именно в процессе разработки инвестиционного проекта становится возможным увязать эколого-экономические аспекты регулирования ИСД с жизненным циклом строительной продукции. В настоящее время наиболее активными элементами инвестиционного проектирования является экологический мониторинг (оценка воздействия на состояние окружающей среды, экологическая экспертиза, выполнение соответствующих разделов в техникоэкономическом обосновании инвестиций и проектной документации), а также техническое регулирование градостроительной деятельности, нацеленное на обеспечение безопасности строительной продукции на всех этапах - от проектно-изыскательских работ до эксплуатации и утилизации. Эколого-экономические аспекты, как правило, сводятся к расчету затрат на реализацию и оценке эффективности природоохранных мероприятий, определению компенсационных выплат и величины предотвращаемого ущерба. Экологическая составляющая экономических расчетов оценки эффективности реализации инвестиционных проектов должна быть существенно расширена и дополнена показателями, характеризующими эффективности использования природных ресурсов в течение всего жизненного цикла строительной продукции, расчетом природоемкости строительной продукции, анализом эко-лого-экономических показателей деятельности строительных предприятий, оценкой эффективности использования отходов.
В целом механизм эколого-экономического регулирования инвестиционно-строительной деятельности - это система экологически ориентированных экономических методов и инструментов воздействия на поведение субъектов инвестиционно-строительной деятельности и их взаимосвязи, обеспечивающая реализацию экологических приоритетов в процессе создания строительной продукции. Состав механизма эколого-экономического регулирования образуют следующие компоненты:
1) формы организации работы органов управления и регулирования, регламенты их взаимоотношений по
поводу согласования интересов участников инвестиционно-строительной деятельности в осуществлении экологически приемлемого инвестирования;
2) формы и инструменты воздействия на процесс инвестиционного проектирования, обеспечивающие реализацию экологических приоритетов в осуществлении инвестиционно-строительной деятельности;
3) формы и инструменты воздействия на процессы эколого-экономических взаимодействий инвестиционно-строительного комплекса региона, обеспечивающие экологически устойчивое развитие экономики;
4) формы и инструменты воздействия на процесс ресурсопотребления в процессе производства, эксплуа-
тации и утилизации строительной продукции, обеспечивающие эффективное использование природноресурсной базы региона.
Таким образом, совершенствуя механизм экологоэкономического регулирования, государство и региональные власти способствуют более эффективному использованию природно-ресурсной базы региона, формированию архитектурно-градостроительной среды жизнедеятельности человека, биосферосовместимой и благоприятной для жизни нынешнего и будущих поколений, сохранению качества окружающей среды в целом. Все это и составляет суть экологических приоритетов развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. РайзбергБ.А., Лозовский Л.Ш., СтародубцеваЕ.Б. Современный экономический словарь. Изд. 2-е. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.
2. Овсянникова Т.Ю. Экономика строительного комплекса: Экономическое обоснование и реализация инвестиционных проектов: Учеб. посо-
бие. Томск: Изд-во Томск. гос. архит.-строит. ун-та, 2004. 239 с.
3. Экономика строительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. В.В. Бузырева. М.: Академия, 2006. 336 с.
4. Данилов Ю.Я. Преодолеть кризис в инвестиционном комплексе // Экономика строительства. 1998. № 1. С. 3-16.
5. Каменецкий М.И. Строительный комплекс: анализ и оценка условий и возможностей развития // Экономика строительства. 2001. № 4. С. 2-
16.
6. Бузырев В.В. Инвестиционно-строительный комплекс в рыночных условиях: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Бузырева. СПб.: СПбГИЭА, 1994.
125 с.
7. Ивашенцева Т.А., Щербаков А.И. Экономика отрасли (строительство): Учеб. пособие. Новосибирск: НГАСУ, 2000. 100 с.
8. Асаул А.Н., Батрак А.В. Корпоративные структуры в региональном инвестиционно-строительном комплексе / Под ред. А.Н. Асаула. М.:
Изд-во Асоц. Строит. вузов; СПб.: СПбГАСУ, 2001. 167 с.
9. Горбунов А.А., Иванов С.Н., Асаул А.Н. Формирование региональных строительных комплексов в транзитивной экономике. СПб.: Петров-
ский фонд, 1999. 162 с.
10. Инвестиционный бизнес: Учеб. пособие / Под общ. ред. Ю.В. Яковца. М.: Изд-во РАГС, 2002. 342 с.
11. Асаул А.Н. Формирование мезоэкономических объединений в инвестиционно-строительном комплексе региона // Известия высших учебных заведений. Строительство. 2004. № 1. С. 38-44.
12. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ratings/regions/2007/
13. Показатели социально-экономического развития Томской области. Режим доступа: http://www.tomsk.gov.ru/ru/economy_finances/ so-cially_economic_status/basic_index_evolution.html
14. Инвестиции и строительство в Томской области: Стат. сб. Томск, 2006. 80 с.
15. Статистический ежегодник. Томск, 2007. 312 с.
16. Инвестиции и строительство в Томской области: Стат. сб. Томск, 2005. 86 с.
17. Промышленность Томской области: Стат. сб. Томск, 2005. 210 с.
18. Гребенников А.А. Интегрированные структуры в инвестиционно-строительном комплексе региона // Региональная экономика и управление.
2006. № 6. Режим доступа: http://region.mcnip.ru
19. Екимова К.В., Савельева И.П. Региональный инвестиционно'-строительный комплекс: формирование и функционирование // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2006. № 3/4 (19/20). Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php3 ?artid=21700
20. Асаул Н.А. Институциональное взаимодействие субъектов инвестиционно-строительного комплекса. СПб.: Гуманистика, 2005. 280 с.
21. Российская федерация. Законы. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ // Консультант-Плюс: Справочная правовая система.
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 15 декабря 2008 г.