ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
УДК 658:574
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
© 2013 г. И.Ю. Ерошева
Ерошева Ирина Юрьевна - старший преподаватель, кафедра «Экономика и менеджмент», аспирант, кафедра «Организация производства и управления», Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета (филиал) ДГТУ), г. Шахты.
Erosheva Irina Yurievna - senior lector, department « Economics and Management», post-graduate student, department «Organization of Production and Management», Institute of the service sector and enterprise (branch), Don State Technical University (ISOiP(branch) DSTU), Shakhty.
Раскрываются вопросы социо-эколого-экономической оценки состояния окружающей среды, а также основополагающие задачи СЭЭО с учётом регионального фактора. Приводятся разные способы проведения контроля над рассматриваемыми системами. Подчеркнута роль геоинформационных систем в формировании единого информационного пространства. При проведении СЭЭО рекомендуется особое внимание уделить производственным предприятиям, в частности в использовании системы экологической паспортизации объектов природопользования. В заключение рассмотрены основные задачи, направления и перспективы экологического менеджмента в рамках СЭЭС.
Ключевые слова: социо-эколого-экономические системы; геоинформационные системы; эко-менеджмент; социо-эколого-экономический мониторинг; экологическая паспортизация; экоэффективность; экосправедли-вость.
This article presents issues of socio-ecological-economic assessment of the state of the environment, as well as the fundamental problem SEEO taking into account regional factors. This article describes various methods of control over the system. For the formation of a common information space are considered geographic information systems. Special attention during SEEO should be given productive enterprises, particularly in the use of ecological certification of objects of nature. In conclusion, the basic task, the direction and prospects of environmental management in the framework of the SEEA.
Keywords: socio-ecological-economic systems; geographical information systems; eco-management; social; ecological and economic monitoring; environmental certification; eco-efficiency; e^^raved^os!
Обеспечение устойчивого развития страны и роста ее важнейших социально-экономических показателей является основным приоритетом государства. Для осуществления этой цели необходимо разрешение широкого круга проблем социального, экономического, экологического, градостроительного характера, которые в значительной мере определяются конкретными социально-экономическими условиями, присущими той или иной территории. Инструментом обнаружения и устранения данных проблем является социо-эколого-экономический мониторинг, или система оценки состояния окружающей среды, которая представляет собой специально организованное целевое систематическое наблюдение и краткосрочное прогнозирование хода важнейших СЭЭ-процессов с целью их анализа, идентификации и выявления круга регулируемых факторов для подготовки и принятия решений [1, с. 24].
На современном этапе экономика является ведущим элементом жизнеобеспечения населения. При этом экономическое и социальное развитие не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Невозможно
достичь социальной стабильности, справедливости и защищенности без эффективно функционирующей экономики так же, как нельзя добиться устойчивых экономических успехов без соответствующего уровня социальной безопасности и стабильности. В связи с этим для улучшения показателей социальной и экономической сфер жизнедеятельности общества, выявления проблемных районов и определения наиболее эффективных форм и методов их государственной поддержки используют социально-экономический мониторинг.
Однако все большую значимость приобретают проблемы, связанные с «противостоянием» экономики и экологии. Растущая численность населения, перегруженность промышленными предприятиями, транспортом и т. д. крайне обостряют экологическую ситуацию, что явно сказывается на ухудшении здоровья населения, сокращении средней продолжительности жизни. Сегодня 52 % населения находится под воздействием высокого или очень высокого загрязнения воздуха, поверхностных вод и почв.
Как на региональном, так и на государственном уровнях проводится периодическая оценка степени загрязнения различных объектов. Рассмотрим статистические данные Росгидромета за 2010 - 2012 гг. о случаях экстремально высокого и высокого загрязнения атмосферного воздуха (рис. 1) и водных объектов (рис. 2) [2].
Динамика представленных данных говорит о снижении числа случаев высокого загрязнения окружающей среды, но также по графикам можно сделать вывод о достаточно высоком уровне загрязнения, что требует более тщательного контроля со стороны природоохранных органов.
Таким образом, сочетание преимуществ, связанных с динамичным развитием экономики, и проблем ухудшения состояния окружающей среды обусловливает возникновение дилеммы крупного урбанизированного города: зона опережающего развития или комфортная среда обитания [3, с. 9]. Разрешение этой дилеммы может быть обеспечено наличием достоверной и полной информации, отражающей текущие аспекты состояния экономической и социальной сфер, а также природной среды, которая позволит получать в режиме реального времени оперативную оценку территориального развития и вырабатывать адекватные ей управленческие решения. Следовательно, возникает необходимость в проведении периодической социо-эколого-экономической оценки (СЭЭО), которая соединяет элементы социального, экономического и экологического исследования и контроля, раскрывая взаимосвязь и эффективность их учета во взаимодействии.
Основополагающими задачами СЭЭО региона являются:
- создание надежной и объективной основы для выработки обоснованной государственной политики регулирования территориального развития и определения ее приоритетов;
- выработка стратегии развития региона, прогнозирование социо-эколого-экономических процессов и составление программ;
- контроль за ходом исполнения действующих программ.
Сбор данных в целях оценки проводится методом статистического наблюдения, под которым подразумевается массовое, планомерное, научно-организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков каждой единицы совокупности [4, с. 189]. Для сбора и анализа данных используются математические модели экономических систем регионов, основным недостатком которых является интерактивное взаимодействие специалиста, отвечающего за сбор данных, и поставщиков информации, что может сказаться на занижении или завышении ряда показателей.
В целях получения данных, удовлетворяющих требованиям достоверности и полноты информации, А.Е. Бондарев предлагает автоматизировать процессы проведения контроля. Например, возможно проведение автоматического мониторинга населения посредством выпуска электронных карт гражданина, запланированного на 2014 г.
Рис. 1. Число зарегистрированных случаев высокого загрязнения атмосферного воздуха
II III г; V VI VII VIII К X XI XII I II III ы V VI VII VIII к X XI XII I II III и м VI VII VIII к
2010г. 2011г. 2012г.
Рис. 2. Число зарегистрированных случаев экстремально высокого загрязнения поверхностных вод
С помощью электронной карты, являющейся удостоверением личности и содержащей персональные и паспортные данные гражданина, можно будет получать все виды социальных услуг, вести учет недвижимости, проводить банковские операции, делать налоговые отчисления. Все данные наблюдения, считываемые с электронной карты, предлагается передавать в автоматическом режиме в единое государственное хранилище данных (ГХД) и сохранять там как базы семантически связанных ключевых понятий [4, с. 193]. Это обеспечит непрерывное автоматическое наблюдение за общественными явлениями и частной жизнедеятельностью человека.
Автоматическая оценка состояния экономических субъектов предусматривает предоставление каждому экономическому субъекту, прошедшему государственную регистрацию, доступа к информационной системе - полноценному виртуальному офису, который позволит экономическому объекту: производить всю бухгалтерскую отчетность; получать доступ для проведения банковских операций; получать набор всех офисных программ; получать доступ во все государственные структуры, участвующие в деятельности фирмы (центр занятости, налоговая служба и т.д.); получать интерактивные консультации и т.д. При функционировании описанной системы в целях систематического сбора и обработки информации можно проводить автоматические наблюдения за финансовой составляющей, а также конечным результатом деятельности экономических субъектов - товарами и услугами. Все данные наблюдения также будут сохраняться в ГХД.
Подобные технологии можно применять и в экологии. Автоматическая оценка условий экологической среды подразумевает установление сети лазерных или других датчиков, отслеживающих состояние окружающей среды. Полученные данные также предлагается передавать в ГХД с привязкой к карте.
Автоматический сбор и обработка информации позволит сохранить полноту и достоверность статистической отчетности, не упустив из виду ни одного элемента социо-эколого-экономической действительности.
Предложения по улучшению обеспечения полной, достоверной и согласованной пространственной информацией для проведения СЭЭО приведены М.В. Россинской и И.Б. Кушнир в монографии «Научно-методические основы мониторинга, прогнозирования и оценки устойчивого развития территориальных социоприродных систем». Авторы полагают, что единое информационное пространство необходимо формировать на основе использования пространственных данных. Одним из самых информационных ресурсов предоставления таких данных являются геоинформационные системы (ГИС), представляющие собой автоматизированные информационные системы, предназначенные для сбора, хранения и обработки пространственно-временных данных, основой интеграции которых служит географическая информация.
ГИС позволят разработать механизм координации задач, решаемых специалистами разных ведомств, осуществляющих «узкоспециализированный» мониторинг в пределах конкретной отрасли. В данных системах используются различные базы данных, присутствует технология вывода данных, позволяющая оперативно получать визуальное представление картографической информации с различным содержанием и наполнением, переходить от одного масштаба к другому, представлять атрибутивные данные в табличной, текстовой и графической формах.
С появлением ГИС в полной мере реализуется возможность целостного, обобщенного взгляда на комплексные проблемы развития региона, включающие экономические, экологические и социальные аспекты.
Также предлагается следующая группировка пространственной информации для проведения СЭЭО (рис. 3).
В настоящее время ГИС используются на предприятиях нефтегазовой и автотранспортной отраслях, а также для оценки состояния природных ресурсов, эффективности инвестиций, для решения задач государственного и муниципального управления.
Пространственные данные
Данные дистанционного зондирования
Базовая часть пространственной информации
Населенные пункты
Цифровая модель рельефа
Коммун-никации
Гидрография
Специальная часть пространственной информации
\ Экономика ^ У / ч Образование V У
Г \ Здравоохранение С \ Природопользование V )
Рис. 3. Структура пространственных данных
Таким образом, предложенные подходы к единому информационному пространству СЭЭО, как информационной территории, имеющей наполнение разноплановыми данными в экономических, социальных и экологических областях, связывают их воедино и обеспечивают комплексную оценку эффективности реализации устойчивого развития региона на основе достоверной, полной и оперативной информации.
Особое внимание при проведении СЭЭО следует уделить производственным предприятиям, которые в большинстве своем являются градообразующими, обеспечивающими занятость населения города и региона, влияющими на общее состояние и развитие экономики указанных территорий. Диаграмма, представленная на рис. 4 [2], показывает, что тяжелая и легкая промышленность, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства оказывают существенное воздействие на состояние окружающей среды, поэтому для данных сфер деятельности должны применяться усиленные меры по охране природных ресурсов, которые реализуются государством в рамках экологического управления. Так, с 1990 г. в России существует система экологической паспортизации объектов природопользования, являющихся источниками загрязнения окружающей среды.
В соответствии с ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 каждое предприятие в обязательном порядке разрабатывает экологический паспорт, который является нормативно-техническим документом, содержащим характеристику взаимоотношений предприятия с окружающей средой. Содержит общие сведения о предприятии, используемом сырье, описание технологических схем выработки основных видов продукции, схем очистки сточных вод и аэровыбросов и т. д. Все виды экологических паспортов разрабатываются предприятием и утверждаются его руководителем по согласованию с территориальным органом Министерства природных ресурсов и экологии России, где он регистрируется.
Информация, содержащаяся в экологическом паспорте предприятия и поступающая в территориальный орган Минприроды РФ, является неотъемлемой частью социо-эколого-экономического мониторинга, основанием для разработки мер по защите окружающей среды и контролируется данным органом с помощью наложения административной ответственности на лицо, совершающее противоправное деяние в данной сфере.
В Кодексе об административных нарушениях РФ имеются статьи, предусматривающие наказания за:
- несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, штраф до 250 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток (ст. 8.2);
- сокрытие или искажение экологической информации, штраф до 20 тыс. руб. (ст. 8.5);
- невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, штраф до 100 тыс. руб. (ст. 8.41) [5].
При отсутствии экологического паспорта предприятие лишается права на природопользование и хозяйственную деятельность или подвергается крупному штрафу.
Также в целях контроля и охраны окружающей среды в России проводится экологическая сертификация - добровольная или обязательная. Получение экологического сертификата на продукцию одновременно является значимым фактором повышения конкурентоспособности предприятия.
В настоящее время природоохранная деятельность спонсируется государством по таким направлениям, как: охрана атмосферного воздуха; очистка сточных вод; обращение с отходами; защита и реабилитация почвы, подземных и поверхностных вод; сохранение биоразнообразия и среды обитания и прочее (рис. 5) [2].
5
ч
>s
О
s о
х
О т О
4
5
со
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
Транспорт и связь
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Обрабатывающие производства
Добыча полезных ископаемых
Cельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
] 166,1
2248,0
4071,2
652
15616,0
] 141, 1
Рис.
0 1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, тыс. тонн
4. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, исходящих от стационарных источников, по видам экономической деятельности (данные на 19.11.12)
Для повышения эффективности контроля природопользования нами предлагается закрепить права на природоохранную деятельность и проведение систематического сбора и обработки экологической информации за общественными организациями и объединениями. В 2010 г. была полностью ликвидирована служба экологической милиции, сейчас ее функции частично выполняются инспекторами Роспотребнад-зора, но так как они малочисленны, значительного эффекта от их работы не наблюдается. Поэтому функции ликвидированной службы экологической милиции следует передать общественным организациям, инспектора которых проводили бы поиск, документирование экологических нарушений и передачу данных в соответствующие структуры.
Также в целях экологического управления мы предлагаем ввести новую форму отчетности или оценки работы губернаторов на местах - соблюдение экологических норм на территории, что будет способствовать эффективному природопользованию и повышению качества жизни населения субъекта Российской Федерации.
Сегодня помимо экологического управления активно распространяется экологический менеджмент, который представляет собой инициативную и результативную деятельность экономических субъектов, направленную на достижение собственных экологических целей, проектов и программ, разработанных на основе принципов экоэффективности и экосправедли-вости. Принципиальные отличия в организации и управлении природопользованием при внедрении принципов экологического менеджмента отражены в таблице [6, с.51].
Экологический менеджмент был признан одним из основных путей решения экологической проблемы в мире в 1992 г. в ходе Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встре-
чи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в повестке дня на XXI в.
Международный стандарт ISO 14001 содержит рекомендации в отношении системы экологического менеджмента (СЭМ), с тем чтобы дать любой организации возможность сформулировать политику и цели, принимая во внимание требования законодательства, нормативно-технических актов и информацию о значимых экологических аспектах и о воздействии на окружающую среду. В СЭМ рассматриваются те экологические аспекты деятельности организации, которые она может контролировать и влияния на которые можно ожидать [7, с. 117].
На уровне предприятия эко-менеджмент направлен на: контроль за выполнением природоохранного законодательства, экологических нормативов, актов; обеспечение совершенствования технологии производства в части снижения его аварийности, степени технологического риска, энерго- и материалоемкости, количества и токсичности выбросов и т.д. Ядром СЭМ является программа - комплексный документ, описывающий организацию деятельности предприятия в области экоменеджмента, а также конкретные мероприятия и действия по ее реализации, разработанные в соответствии с экологической политикой, целями и задачами.
Составлением программ СЭМ и их реализацией на крупном промышленном предприятии занимается служба экологического менеджмента, а в случае небольшого производства - отдельный квалифицированный специалист (менеджер-эколог), уполномоченный решать соответствующие задачи. По оценкам специалистов, наименее эффективной структурой СЭМ является структура, при которой функции в области экоменеджмента в качестве дополнительной нагрузки возлагаются на должностное лицо (главного инженера, главного технолога и т.п.).
>s
0
X X
та о.
х § ?
о. X
5 л
6 5
1 * т ®
ф ч
с
ш та
.
с
та х
Прочие
Сохранение биоразнообразия и
среды обитания Защита и реабилитация почвы, подземных и поверхностных вод
Обращение с отходами Очистка сточных вод Охрана атмосферного воздуха
45591
□ 13381
|23435
44172
197073
|88362
0 50000 100000 150000 200000 250000 Затраты на охрану окружающей среды, млн руб.
Рис. 5. Затраты на охрану окружающей среды по Российской Федерации (данные на 05.07.12)
Принципиальные отличия в организации и управлении природопользованием при внедрении
принципов экологического менеджмента
Экологическое управление Экологический менеджмент
Осуществляется органами государственной власти и экономическими субъектами Осуществляется исключительно экономическими субъектами
Внешне мотивированная деятельность, определяемая требованиями природоохранного законодательства Внутренне мотивированная деятельность, определяемая принципами эффективности и экосправедливости
Обязательная в своей основе деятельность Деятельность инициативная и добровольная в своей основе
Деятельность, осуществляемая в рамках должностных обязанностей и инструкций Деятельность, зависящая от личной заинтересованности менеджера в конечных результатах и определяемая его квалификацией, опытом, искусством
Преобладание процесса управления над результатом. Игнорирование отрицательных результатов Преобладание результатов менеджмента над процессами их достижения. Активное использование отрицательных результатов
Изначальная формализованность, консервативность и ограниченность Изначальная активность, необходимость поиска новых возможностей, путей, творческие аспекты
Относительная легкость имитации и фальсификации и эффективной деятельности Практическая невозможность имитации и фальсификации эффективной деятельности
По мнению доктора экономических наук Г.П. Бутко, служба экологического менеджмента должна быть выделена в отдельное подразделение промышленного предприятия, имеющее своего руководителя, но не обладающее достаточным весом в иерархической структуре предприятия. Это дает возможность сотрудникам этой службы комплексно и полноценно изучать экологические проблемы и решать свои управленческие задачи.
А.В. Мудрая для решения экологических задач предлагает внедрение интегрированной системы менеджмента (ИСМ) предприятия (рис. 6), включая подсистемы управления качеством (ISO 9000), окружающей средой (ISO 14000), профессиональной безопасностью и охраной труда (OHSAS 18000) и энергоэффективностью (ISO 500000). ИСМ призвана решать экологические вопросы путем увязывания задач охраны окружающей среды со своими экономическими возможностями и тем самым обеспечивать максимальную эффективность затрат на природоохранные мероприятия [8, с. 240].
Прямые выгоды от использования на предприятии системы экологического менеджмента связаны с возможностью расширить рынок сбыта продукции, избежать ненужных расходов, снизить издержки, сберечь основные фонды предприятия, повысить его потенциал в получении инвестиций; косвенные -улучшением мотивации сотрудников предприятия, отношений с местным населением, репутации предприятия.
На Западе в соответствии с концепцией устойчивого развития экологический менеджмент внедряется во все сферы производства. В европейских странах успешно применяется система качественной оценки факторов воздействия предприятия на состояние окружающей среды, разработанная в датской консультационной компании COWL.
Рис. 6. Схема интегрированной системы менеджмента
В России наиболее остро стоит проблема обеспеченности экономики природными ресурсами, поэтому необходимо создание эффективной системы экологического менеджмента, подготовка специалистов -
экологов-менеджеров, обладающих знаниями и высоким уровнем экологической культуры.
По нашему мнению, не следует противопоставлять экономику и экологию, говоря, что развитие одной сферы вредит другой. В основу экономического прогресса необходимо положить принципы экологич-ности, поставить цели развития экономики и экологии на один уровень, что образует прочный фундамент для будущего, его улучшения и процветания.
Сегодня тема управления социо-эколого-эконо-мическими системами является особенно актуальной в связи с тем, что идет активный процесс урбанизации, активно развивается высокотехнологичное производство по всему миру, отходы и побочные продукты которого не могут не оказывать влияния на экологическую систему. Вопрос об угрозе экологической катастрофы является проблемой мирового масштаба, которая требует концентрации усилий экономически развитых и развивающихся стран, их сотрудничества в сфере защиты окружающей среды, создании новейших экологических технологий и действенной законодательной базы как на государственном, так и на международном уровнях.
Литература
1. Россинская М.В., Васенев С.Л. Мониторинг функционирования социоприродных систем регионов России // Научно-методические основы мониторинга, прогнозиро-
Поступила в редакцию
ния и оценки устойчивого развития территориальных социоприродных систем: монография. Воронеж, 2012. С. 22 - 35.
2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat/rosstatsite/main/environment/ (дата обращения 10.06.2013 г.)
3. Россинская М.В., Кушнир И.Б. // Формирование единого информационного пространства комплексной системы мониторинга устойчивого развития региона Научно-методические основы мониторинга, прогнозирования и оценки устойчивого развития территориальных социо-природных систем: монография. Воронеж, 2012. С. 7 - 20.
4. Бондарев А.Е. Мониторинг социально-экономического развития региона // Регион: развитие и социология. 2010. № 4. С. 187 - 202.
5. Знает ли ваш директор, что деятельность предприятия может быть приостановлена из-за нарушения природоохранного законодательства? [Электронный ресурс] // URL: http://sitcek.ru/znaet-li-vash-direktor-chto-deyatelnost-predpriyatiya-mozhet-byt-priostanovlena-iz-za-narasheniya-pri ro-dookhranitelnogo-zakonodatelstva-obektivno-li-ruko vo-dstvo-v-ocenke-roli-ehkologa-na-predpriyati (дата обращения 10.06.2013 г.)
6. Бутко Г.П., Гречиц А.А. Формирование системы экологического менеджмента на предприятии // Изв. УрГЭУ. 2011. № 5. С. 50 - 54.
7. Кузнецова Ю.Ю., Филин И.В. Экологический менеджмент // Науч. вестн. МГТУ ГА. 2011. № 166. С. 115 -119.
8. Мудрая А.В., Лукашевич А.С. Методика качественной оценки факторов воздействия предприятия на окружающую среду // Вестн. КГУ им. Н.А. Некрасова. 2011. № 1. С. 240 - 244.
17 июнь 2013 г.