Научная статья на тему 'Управление развитием социально-производственного комплекса города'

Управление развитием социально-производственного комплекса города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесников А.И., Антонов Г.Д.

В статье проанализирован опыт развития социального партнерства в г. Березовском Кемеровской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление развитием социально-производственного комплекса города»

В статье проанализирован опыт развития социального партнерства в г. Березовском Кемеровской области.

Управление развитием социально-производственного комплекса города

А. И. КОЛЕСНИКОВ,

глава администрации г. Березовский Кемеровской области, Г. Д. АНТОНОВ, доктор экономических наук, заведующий кафедрой маркетинга Кемеровского технологического института пищевой промышленности

В монопрофильных поселениях проживает каждый пятый городской житель РФ, в основном это - населенные пункты с численностью не более 50 тыс. жителей,

Именно к таким поселениям относится г. Березовский Кемеровской области. Градообразующие предприятия - разрез «Черниговский», обогатительная фабрика и две шахты. Удельный вес продукции угольной отрасли в общем объеме производства составляет 97%, ее доля в доходах бюджета - 76,1%. На угольных предприятиях занята почти половина работающего населения города.

Развитие социального партнерства

В городе особую остроту имеют социальные проблемы: безработица и социальная незащищенность, низкий уровень жизни, усугубленные отсутствием для его жителей экономических возможностей, которые имеются в крупных городах. В частности, в г. Березовский при численности населения 52 тыс. чел. официальный статус безработного имеют 1842 чел., из них - 1242 женщины. Уровень безработицы -6,8% к экономически активному населению. Коэффициент напряженности - 7 чел. на одну вакансию.

© ЭКО 2006 г. ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

I» Ы

137

ёЛ

Все эти проблемы во многом вызваны депрессивным состоянием экономики, дотационностью, необходимостью привлечения средств областного бюджета. Немаловажную роль играет и отсутствие механизмов, обеспечивающих участие бизнеса в решении городских проблем. Поэтому одна из важных задач органов местного самоуправления - организация участия всех субъектов экономической деятельности в программах развития города. Ее нельзя решить директивным путем, поскольку большинство действующих на территории предприятий формально не подчинены администрации (находятся в частной либо акционерной собственности). И выход здесь видится в формировании института социального партнерства между муниципалитетом и бизнесом, основанного на взаимовыгодном сотрудничестве, взаимной ответственности за выполнение «правил игры» (таблица).

Обязательства муниципалитета и бизнеса

в формировании социального партнерства

Обязательства муниципалитета Обязательства бизнеса

Оказание помощи в ведении бизнеса, представление интересов бизнеса в федеральных и региональных органах власти. Содействие предоставлению работникам предприятий услуг учреждений здравоохранения, культуры, спорта и т. д. Улучшение качества жизни работников. Содействие в предоставлении льготных кредитов предпринимателям. Создание благоприятных условий для ведения бизнеса. Учет мнения предпринимателей при разработке и реализации стратегии развития города. Подготовка кадров. Отчет о целевом расходовании поступивших средств Спонсорская помощь. Участие в социальных проектах развития города. Инвестирование в строительство жилья, объектов соцкультбыта, дорог и т. д. Обеспечение выплаты и увеличения заработной платы работников. Расширение и модернизация производства в привлекательных для города сферах деятельности

В странах с развитой рыночной экономикой бизнес активно участвует в развитии социальной инфраструктуры промышленных предприятий. Крупнейшие корпорации выделяют на социальные программы до 15-20% фонда заработной платы.

Это выгодно как работникам, так и работодателям: забота о работниках и ветеранахй повышает мотивацию труда; внешние благотворительные акции укрепляют имидж компании, что дает преимущества в конкурентной борьбе.

Сейчас одна из проблем города заключается в том, что при наличии промышленных инвестиций нет инвестиций в социальные объекты. Формирование социального партнерства между властью и бизнесом способно создать такие условия, когда строительство социальных объектов позволит решить многие проблемы города. Администрация г. Березовский ежегодно заключает соглашения о добровольном партнерстве с различными предприятиями (на городском уровне -с разрезом «Черниговский», обогатительной фабрикой, на областном - с ЗАО «Северстальресурс»).

Стороны обязуются сотрудничать по вопросам развития экономики города; совместно решать комплекс социально-экономических проблем, связанных с функционированием предприятий; содействовать созданию благоприятных условий для привлечения и эффективного использования инвестиций; участвовать в разработке и реализации комплексных природоохранных мероприятий и ликвидации загрязнений окружающей среды в местах ведения добычи и переработки угля. В соглашениях предусматривается решение вопросов по повышению заработной платы работникам предприятий, оказание благотворительной помощи городу.

В 2004 г. от предприятий и предпринимателей поступило спонсорских средств на сумму 16,9 млн руб., в том числе от крупных угольных предприятий - 15,7 млн руб. За 2005 г. угольными предприятиями оказано благотворительной помощи на сумму 20 млн руб., 1,7 млн руб. перечислили частные предприниматели.

Чтобы получить достоверную информацию о состоянии социальной сферы, в 2004-2005 гг. сотрудниками муниципалитета г. Березовский было проведено три социологических исследования, нацеленных на изучение наиболее важных социальных проблем города.

Принятая стратегия развития города должна стать продуктом «общественного согласия». Для этого она проходит

процедуру общественного обсуждения и принятия местным органом представительной власти.

Для разработки стратегического плана социально-экономического развития г. Березовский на 2006-2015 гг. созданы группы стратегического планирования по пяти приоритетным направлениям (молодежная политика, строительство, развитие малого и среднего бизнеса, ЖКХ, социальная сфера), в состав которых вошли заместители главы города и руководители отделов администрации. Создан координационный совет по стратегическому развитию из представителей исполнительной власти, предприятий и организаций, малого бизнеса, молодежи и ветеранов.

Определены факторы, влияющие на социально-экономическое развитие города. Проведен SWOT-анализ сильных и слабых сторон муниципального образования. К сильным можно отнести большой объем сырьевых ресурсов (уголь), близость к областному центру (г. Кемерово) и хорошую транспортную обеспеченность (близость Транссибирской магистрали), а также благоприятную экологическую обстановку. Слабые стороны - это недостаточное развитие малого и среднего бизнеса, плохое состояние инфраструктуры, нехватка финансовых ресурсов для решения городских проблем, высокий уровень безработицы, особенно среди женщин, а также низкая обеспеченность жильем и недостаточное развитие социальной сферы.

Способствовать улучшению социально-экономической ситуации в городе могут не только инвестиции угольных предприятий в его развитие, но и производственные инвестиции, в частности в углубление переработки угля, а также развитие туризма.

Холдинговая компания «Сибирский деловой союз», владелец разреза «Черниговский», приступила к строительству новой шахты, куда предполагается вложить 70-100 млн дол. Другим крупным инвестором в городе является компания «Кузбассуголь», строящая обогатительную фабрику на площадке шахты «Березовская». На этом предприятии предполагается организовать 400 новых рабочих мест.

Угрозы развитию города - это зависимость от конъюнктуры рынка угля, от градообразующих предприятий, отток экономически активного населения в другие города из-за нехватки рабочих мест и плохого обеспечения жильем, старение населения.

Предварительно сформулирована миссия муниципального образования: «Березовский - город Кузбасса, благоприятный для жизни и развития бизнеса, инноваций». Определена главная стратегическая цель развития на 2006-2015 гг.: «Повышение качества жизни и доведение уровня жизни жителей г. Березовский до уровня, не менее чем на 20% превышающего среднеобластной». Приоритетные направления развития: организация благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата; создание условий для развития строительной индустрии; формирование и реализация молодежной политики; развитие социальной инфраструктуры и индустрии услуг; дальнейшее реформирование и модернизация ЖКХ.

Реформа ЖКХ

Весной 2003 г. для управления коммунальными предприятиями г. Кемерово и г. Березовский была создана СевероКузбасская энергетическая компания, учредителем которой является холдинг «Сибирский деловой союз». По сути, в Кузбассе проводится эксперимент, позволяющий доказать, что при эффективном менеджменте ЖКХ может приносить доходы. Заметим, что во всем мире сфера ЖКХ является если не высокодоходным, то прибыльным бизнесом. Конечно, инвестиции окупятся не скоро, но участие бизнеса в налаживании нормальной работы ЖКХ позволит значительно улучшить качество жизни населения в города на основе социального партнерства власти и бизнеса.

В настоящее время Северо-Кузбасская энергетическая компания арендует тепловые, водопроводные и электрические сети г. Кемерово и г. Березовский, являясь одновременно и собственником соответствующих генерирующих предприятий.

Был выявлен ряд проблем, в том числе необходимость капитального ремонта обветшавшего и приобретения нового оборудования. Объединение ЗАО «Березовские горэлек-тросети» и МУП «Березовские горэлектросети» в ООО «Березовские электросети» привело к экономии затрат и повысило эффективность работы.

Предложенный разработчиками Северо-Кузбасской энергетической компании проект реформы ЖКХ был вынесен на рассмотрение областной администрации, и после его одобрения в г. Березовском началось поэтапное реформирование сферы ЖКХ.

Ключевым моментом стало создание системы защиты малоимущих слоев населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Независимо от повышения тарифов малоимущие граждане платят всего 5% от совокупного семейного дохода, остальное оплачивает государство в виде субсидий.

В первой половине 2006 г. планируется передать СевероКузбасской энергетической компании ООО «Горводоканал» и начать работу по запуску насосно-фильтровальной станции.

Эффективной деятельности входящих в компанию предприятий способствовало поступление инвестиций от Сибирского делового союза, который только за 2004-2005 гг. перечислил предприятиям ЖКХ 85 млн руб.

Администрация г. Березовский определила три ключевых этапа в реформирования ЖКХ, которое началось с января 2004 г.

На первом этапе проведена работа по внедрению социальных персонифицированных счетов граждан. Самый важный вопрос здесь - создание социального паспорта города.

Люди ощутили реальную помощь государства: субсидии из областного бюджета на индивидуальные счета и льготы на услуги ЖКХ профинансированы в полном объеме.

Благодаря активному участию администрации Кемеровской области разработаны «Положение о порядке и предоставления субсидий», договор с банком, различные формы заявлений и т. д. Таким образом, создана информационная и правовая база для проведения реформы ЖКХ в других городах области.

Администрация г. Березовский провела разъяснительную работу с населением через СМИ. Была организована горячая линия в газете «Мой город», введена постоянно действующая рубрика «вопрос - ответ». Огромная работа проведена с советом ветеранов города, работниками бюджетной сферы и малоимущими слоями населения. Неоднократно проводились прямые эфиры на местном телевидении с участием ответственных работников администрации, пресс-конференции с привлечением средств массовой информации и общественных организаций.

На втором этапе реформирования был проведен анализ того, какую долю своих доходов платит население за услуги ЖКХ. Оказалось, что на оплату жилья в среднем идет не более 15% доходов граждан.

Очень важно соблюдение социальной справедливости. Население города ранее оплачивало жилищно-коммунальные услуги в размере 70% от установленных тарифов. Остальные 30% необходимо было возмещать из местного бюджета. Получается, что все жители города пользовались косвенной дотацией независимо от дохода на члена семьи.

Так, оплата двухкомнатной квартиры составляла в среднем 1000 руб. У одной семьи месячный доход - 20 тыс. руб., и на оплату уходит 5%, у другой - 5 тыс. руб. и 20% соответственно. И вполне обеспеченные люди, способные оплачивать услуги ЖКХ в полном объеме, тоже получали дотацию из местного бюджета.

С 01.08.2004 г. в городе установили максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг. Если на каждого члена семьи приходится менее одного прожиточного минимума, то эта доля составляет до 5%; от одного до полутора - 7%; от полутора до двух - 10%; более двух прожиточных минимумов - до 15%.

Очень важный момент: теперь пенсионерам и малоимущим неважно, сколько будет составлять квартплата и как часто она будет изменяться - эти категории населения будут платить за жилье четкий процент от своего дохода.

На сегодняшний день удалось достичь следующих результатов:

• количество получателей субсидий увеличилось практически вдвое; теперь каждая третья семья получает адресную помощь от государства;

• объем начисленной квартплаты увеличился на 5,8 млн руб. ежемесячно, что является положительным моментом для предприятий ЖКХ. В этой сумме субсидии составляют 1,8 млн руб., льготы - 0,8 млн руб., платежи населения -3,2 млн руб.

За 2004-2005 гг. удалось дополнительно собрать около 45 млн руб. квартплаты. Если в августе сбор составил всего 76%, то в сентябре - 88%, октябре - 91%, ноябре - 115% и декабре - 138%. Динамика сбора выглядит следующим образом: 2001 г. - 75%, 2002 г. - 81%, 2003 г. - 92%, 2004 г. - 105%.

Достижение этих показателей стало возможным и благодаря постоянной работе с должниками.

Увеличение сборов позволило вкладывать больше средств в ремонтные работы, капстроительство и техперевооруже-ние. Так, на подготовку котельных и теплосетей к зиме в 2004 г. было потрачено всего около 7 млн руб., а в 2005 г. -более 100 млн. Было заменено 14% теплотрасс, а значит, горожане стали получать качественные услуги.

На третьем этапе планируется поэтапное приведение действующих тарифов и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг в соответствие с уровнем экономически обоснованных затрат предприятий ЖКХ на содержание жилья, производство и предоставление коммунальных услуг. Успешное завершение реформы ЖКХ позволит повысить качество услуг и привлечь частный капитал в эту отрасль.

* * *

Таким образом, для эффективного развития социально-экономического комплекса города считаем крайне актуальным формирование социального партнерства и переход к стратегическому развитию города. Успешное решение социальных проблем возможно только при активном участии предприятий, заинтересованных в развитии города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.