Научная статья на тему 'Привлечение управляющих компаний к реформированию ЖКХ (на примере Кемеровской области)'

Привлечение управляющих компаний к реформированию ЖКХ (на примере Кемеровской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Привлечение управляющих компаний к реформированию ЖКХ (на примере Кемеровской области)»

УДК: 365(571.17)

П.В. Ширшов СГГ А, Новосибирск

ПРИВЛЕЧЕНИЕ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ К РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖКХ (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

В последнее время в средствах массовой информации все чаще звучит тезис о необходимости привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс России. Привлечение инвестиций связывается с деятельностью управляющих компаний, участием в решении проблем ЖКХ бизнес-структур, крупнейших финансово-промышленных объединений. В той или иной форме в этих процессах участвуют РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ЗАО «Интеррос», другие структуры. В ряде регионов работают относительно небольшие, преимущественно местные, компании.

По сообщению заместителя губернатора по ЖКХ А.Н. Наумова сегодня в Кузбассе имеется 347 предприятий ЖКХ, из них 80% - в муниципальной собственности. Стоимость основных фондов составляет около 88 млрд. рублей. Это - больше, чем у четырех-пяти соседних областей вместе взятых. Но радости от этого мало. Износ инженерных коммуникаций и технологического оборудования составляет около 60%, почти треть объектов инженерной инфраструктуры городов и районов нуждается в реконструкции, вследствие чего аварийность на сетях и объектах в последние 7 лет возросла более чем в два раза. Более 3,5 млн. кв. м жилья - ветхое и аварийное (это 6,3% от 55,8 млн. кв. м жилого фонда в области). Срочной модернизации требуют: 51 % отопительных котельных, 28% мощностей водоснабжения, 66 % водопроводных сетей. Подлежат замене 26% (782,5 км) канализационных сетей со степенью износа 80%. Критического значения достигли кредиторская и дебиторская задолженности предприятий ЖКХ (соответственно 10,7 и 4,8 млрд. руб.), разрыв - 2,5 раза. Задолженность населения по оплате составляет около 700 млн. рублей. Невозвратные долги предприятий-банкротов и закрытых угольных шахт составляют свыше 1 млрд. рублей. Предприятия ЖКХ недополучили 1 млрд. рублей компенсаций за предоставленные субсидии малообеспеченным гражданам и льготы с 2001 по 2005 год. Следствием невыполнения отраслевого тарифного соглашения по ЖКХ стал низкий уровень заработной платы (2796 руб., по районам - 1400

- 1800 руб.) и отток кадров из отрасли.

Без финансового оздоровления предприятий ЖКХ нельзя говорить о создании конкурентной среды и инвестиционной привлекательности отрасли, а без этого не достичь существенного повышения качества обслуживания населения и необходимой модернизации и обновления основных фондов. Поэтому решение проблемы неплатежей, реструктуризация и постепенная ликвидация задолженности предприятий ЖКХ - основное условие формирования её инвестиционной привлекательности. Действующая система

ЖКХ затратна, малоэффективна. Необходимо развитие конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.

По мнению исполнительного директора ОАО «Кемвод» Олега Мещерякова главная причина медленного развития рынка в ЖКХ - низкий уровень подготовки менеджмента: «Иллюзия, что к российскому ЖКХ неприменим коммерческий подход, обязана своим существованием менеджерам предприятий ЖКХ. Кроме того, именно ЖКХ всегда находилось в «общей» собственности, что привело к установлению традиций безответственности и воровства (большинство предприятий ЖКХ финансово непрозрачны, имеют проблемы с бухгалтерской отчетностью). И, наконец, социальность нашего ЖКХ, которая часто воспринимается бизнесменами как гарантия нерентабельности».

Для решения проблемы необходимо привлечь к этому виду деятельности на конкурсной основе как можно больше субъектов предпринимательства. Именно это является одним из серьезных направлений демонополизации сферы жилищно-коммунального хозяйства. Частный капитал медленно, но верно продвигается в сектор ЖКХ регионов Сибири. Привлекательными для инвесторов являются практически все виды бизнеса: электро-, тепло-, водоснабжение и канализация, переработка твердых бытовых отходов, создание и автоматизация расчетно-кассовых центров, кредитование поставщиков ЖКУ и т. д.

Очевидно, что крупных инвесторов (РКС, региональные АО-энерго) в большей степени интересуют коммунальные активы крупных городов. Средний бизнес все активнее осваивает малую энергетику областных центров. При этом, например, по оценкам начальника Государственной жилищной инспекции по Кемеровской области Владимира Максименко, привлекательность разных сфер ЖКХ для частного бизнеса зависит от ситуации в конкретном городе. На севере области - в Кемерове и Березовском

- наиболее эффективны и прибыльны вложения в электросетевое хозяйство и водоснабжение, которыми управляет ООО «Северо-Кузбасская энергетическая компания». Теплоснабжение же осталось в ведомстве ОАО «Кузбассэнерго».

Наиболее развитые формы сотрудничества власти и бизнеса - создание управляющих компаний (УК) и заключение договоров аренды коммунальных активов. Самым «продвинутым» регионом по части привлечения бизнеса в сектор ЖКХ является Кемеровская область. По расчетам администрации Кузбасса, стоимость основных фондов ЖКХ региона составляет более 88 млрд. руб., или половину всей непроизводственной сферы региона, а объем предоставляемых услуг - 10 млрд. руб. Неудивительно, что в Кемеровской области около 45% жилищного фонда обслуживается частными компаниями. Ситуация по областным центрам неравномерна. Так, в Березовском и Киселевске ЖКХ на 100% отдано частному бизнесу (ООО «СевероКузбасская энергетическая компания»), в Новокузнецке - на 80%, а в Ленинске-Кузнецком - на 75%. А вот в Прокопьевске и Тайге частных компаний в ЖКХ нет вообще. «Исходя из этих цифр видно, что бизнесмены

оценивают сферу ЖКХ как прибыльную, но, к сожалению, не везде. В Прокопьевске большая часть муниципального жилого фонда находится в таком плачевном состоянии, что ни о какой прибыльности его обслуживания говорить не приходится», - заключает инспектор.

За 2005 год управляющие сетевые компании, которые взяли на себя обеспечение городов области теплом, водой и электричеством, инвестировали в ЖКХ Кузбасса порядка 150 млн. руб. Из них Кузбасская топливная компания вложила 31,5 млн. в строительство нового энергоблока на Анжеро-Судженской ТЭЦ, «Металлэнергофинанс» инвестировала 92,33 млн. в реконструкцию электрических сетей и подготовку к зиме котельных и теплотрасс Новокузнецка и Таштагола, Северо-Кузбасская энергетическая компания - 24,18 млн. руб. в ЖКХ Кемерово и Березовского.

Больше всего проблем в области коммунальной энергетики, вместе с тем потенциально это наиболее привлекательное направление деятельности жилищно-коммунального комплекса. В связи с этим Администрация Кемеровской области совместно с ОАО «Кузбасская топливная компания» планируют создать в Кемеровской области единую электросетевую компанию, сообщил «Интерфаксу» заместитель губернатора Кемеровской области по ЖКХ Александр Наумов.

По его словам, 25% плюс одна акция нового ОАО «Электросетевая компания» будут принадлежать администрации области, 75% минус 1 акция -«Кузбасской топливной компании», которая занимается поставками угля для коммунальных нужд.

Единая электросетевая компания будет создана в рамках реализации реформы ЖКХ для оптимизации управления электросетевым хозяйством региона, привлечения инвестиций для развития этого сектора и выстраивания четкой системы расчетов с поставщиком энергии АО «Кузбассэнерго» (РТС: KZBE). Планируется, что имущество электросетей большинства городов и районов Кемеровской области будет передано в аренду новой компании сроком на 1 год. В настоящее время специалисты областной администрации и «Кузбасской топливной компании» составляют реестр имущества и анализируют состояние объектов электросетей.

В Кемеровской области функционирует 28 крупных городских и районных электросетей. Вместе с тем, предполагается, что имущество электросетей городов Кемерово, Новокузнецк, Березовский, Топки и Белово не будет передано в аренду новой компании, поскольку в настоящее время электросети в этих городах уже либо переданы, либо готовятся к передаче в аренду различным частным структурам.

В рамках реформы ЖКХ администрация Кемеровской области также рассматривает проект передачи тепловых сетей в городах и районах Кемеровской области в аренду ОАО «Кузбассэнерго».

Рассмотрев предложения «Кузбассэнерго» о создании в Кемеровской области дочерней структуры ОАО «Российские коммунальные системы, областная администрация предложила энергокомпании реализовывать этот

проект на базе предприятий ЖКХ (горэлектросеть и водоканал) в городе Прокопьевск.

Кроме того, нужна оптимизация социальной политики по коммунальным услугам: необходимо защитить население, которое объективно не может оплачивать услуги. А те, кто может платить, должны это делать».

Основными направлениями социальной защиты должны стать: обеспечение гарантии для малообеспеченных семей, адресная социальная поддержка, дифференцированный подход к уровню оплаты и доли собственных расходов граждан на ЖКХ в совокупном семейном доходе.

В Кемеровской области принято постановление «О первоочередных мерах по реформированию системы жилищно-коммунального хозяйства Кемеровской области». В соответствии с ним постоянно действующая комиссия продолжит экономический эксперимент реформирования ЖКХ на «пилотных территориях» - в городах Березовском и Ленинске-Кузнецком. Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области предстоит разработать форму социального паспорта Кемеровской области и муниципальных образований.

До конца 2006 года будет проведена инвентаризация основных фондов ЖКХ. Будет изучен опыт предприятий ЖКХ различных форм собственности, эффективность их работы. Пройдут семинары с главами муниципальных образований по реформированию жилищно-коммунального хозяйства с учетом изменения законодательства.

Предстоит провести экспертизу экономически обоснованных тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и разработать механизм открытия персональных счетов и процедуру оплаты услуг ЖКХ гражданами, имеющими право на адресное получение льгот и субсидий. Будет разработан механизм финансирования субсидий, предоставляемых малоимущим гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, за счет средств бюджета.

Авторы программы реформирования ЖКХ Кузбасса уверены, что в этом вопросе не должно быть спешки. Все надо продумать и много раз взвесить, чтобы реформа не ударила по карману населения, а, наоборот, повысила уровень жизни.

Бюджет Кемеровской области в 2006 году направит 575 млн. руб. на выполнение программы «Реформирование и модернизация жилищнокоммунального комплекса» (по данным областного Совета народных депутатов).

В соответствие с принятой программой в 2006 году на реконструкцию и строительство объектов коммунальной энергетики будет направлено 150 млн. руб., на «техническое развитие» - 15 млн. руб., на строительство трех новых полигонов бытовых отходов и проектирование еще одного - 10 млн. руб. Еще 180 млн. руб. составит финансирование капитального ремонта жилого фонда, 220 млн. руб. будет направлено на подготовку к зиме городских и районных объектов ЖКХ.

Замгубернатора Кемеровской области по ЖКХ Александр Наумов пояснил, что целевая программа направлена на повышение эффективности

использования топливно-энергетических ресурсов, снижение вредных выбросов, финансовое оздоровление отрасли. Ее реализация призвана не только улучшить техническое и финансовое состояние предприятий отрасли, но и повысить инвестиционную привлекательность ЖКХ. Экономический эффект от реализации программы составит «ориентировочно 75 млн. руб.».

В настоящее время в Кемеровской области требуется модернизация оборудования на 700 котельных, а также полная замена 589 км тепловых и 1105 км водопроводных сетей. В устаревших котельных КПД составляет всего 20 - 40%, а перерасход топлива 10 - 15%. Кроме того, 6%, или 3.2 млн. кв. м жилья в Кемеровской области по-прежнему относится к категории ветхого. Поскольку у предприятий отрасли не хватает собственных средств, процесс старения фондов в 2.5 раза опережает процесс обновления.

Хотя на региональном уровне есть немало примеров участия частного капитала в проектах ЖКХ, погоды они не делают. Даже «Российские коммунальные системы» инвестировали в сектор по всей России чуть более $ 10 млн., причем большая часть средств ушла на закупку топлива.

По мнению бизнес-директора АКГ «Развитие бизнес-систем» Татьяны Чирковой, «нерешительность бизнеса объясняется отсутствием единых правил игры, определенных законодательно. Это многократно увеличивает риски потенциальных инвесторов. Как показывает судебная практика, даже договор долгосрочной аренды не может быть панацеей при проблемах привлечения частного капитала в ЖКХ. Не может защитить права частных инвесторов в ЖКХ и местное законодательство, поскольку компании с существенными финансовыми возможностями ориентируются на федеральные нормативно-правовые акты».

Вице-губернатор Кемеровской области по ЖКХ Александр Наумов считает, что «необходим федеральный закон о концессиях, который определит четкие условия передачи в долгосрочное управление частным компаниям важных муниципальных объектов жизнеобеспечения (например, городских «Водоканалов», котельных).

Таким образом, главные цели реформирования ЖКХ - это финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий, снижение издержек производства и повышение качества услуг, совершенствование тарифного регулирования, обеспечение социальных гарантий населения. А конечной целью реформы является поэтапный перевод отрасли на бездотационный режим хозяйствования, качество и доступность услуг для всех слоев населения через привлечение в решение проблем ЖКХ бизнес-структур, крупнейших финансово-промышленных объединений.

© П.В. Ширшов, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.