Научная статья на тему 'Неновое жилье и его инфраструктура в национальном проекте: методы и механизмы финансового оздоровления и модернизации'

Неновое жилье и его инфраструктура в национальном проекте: методы и механизмы финансового оздоровления и модернизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неновое жилье и его инфраструктура в национальном проекте: методы и механизмы финансового оздоровления и модернизации»

неновое жилье и его инфраструктура в национальном проекте: методы и механизмы финансового оздоровления и модернизации

а. и. гончаров,

доктор экономических наук, доктор юридических наук, профессор

О. И. баркова

Волгоградский государственный университет

С развертыванием и появлением первых положительных результатов Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» незаслуженно мало внимания уделяется проблематике ненового жилья и его инфраструктуры. Это жилье, хотя и нуждается в глубокой модернизации, но по объему финансовых ресурсов требует на порядок меньше тех расходов, которые производятся из всех источников по «новой жилищной составляющей» национального проекта. При этом неновым жильем располагают около 90 % россиян, следовательно, при должном внимании к этому вопросу можно добиться весомых результатов в масштабах всей страны в относительно краткосрочный период.

Для успешной реализации Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» необходимо решить задачи модернизации ресурсоснабжающих предприятий и капитального ремонта жилищного фонда. Законодательством Российской Федерации данные аспекты отнесены к компетенции органов местного самоуправления. Необходимо выбрать верную стратегию, которая предусмотрит консолидацию возможностей всех уровней власти и эффективное использование частного и государственного партнерства.

Основные проблемы ненового жилья и его инфраструктуры

1. Именно с проблемой надлежащей эксплуатации имеющегося ненового жилого фонда тесно связана жилищная проблема. На долю основных фондов ЖКХ приходится до 20 % общего объема основных

62 -

фондов российской экономики, примерно 90 % из них формируют подотрасли ЖКХ: жилищное хозяйство и ресурсоснабжение1. Высокая фондоемкость, техническая сложность и социальная значимость обусловливают отнесение этих подотраслей ЖКХ к системам жизнеобеспечения. Существенной особенностью является монопольное положение ресурсоснабжающих предприятий.

При высоком износе основных фондов (более 50 %) приоритетным становится поиск эффективных финансово-экономических решений, направленных на модернизацию ЖКХ в целом. Для решения данного вопроса необходимо учитывать ряд следующих факторов:

• условия привлечения и гарантии возврата инвестиций;

• уровень рентабельности основной деятельности и производительность труда работников ЖКХ;

• динамика тарифов для потребителей;

• структура основного и оборотного капитала. В настоящее время основное внимание приковано к проводимой в этой сфере реформе, направленной на демонополизацию и переход ЖКХ на рыночные принципы работы. Главная цель реформы: обеспечение качественного, надежного и доступного предоставления гражданам жилищно-коммунальных услуг. Однако собственники жилья хотят получить услуги за минимальную плату и при сохранении льгот, а предприятия ЖКХ хотят иметь

1 Потроченков В. А. Развитие муниципальных образований: инвестиционные решения «Совтекс» // Национальные проекты. 2007. № 9.С. 40.

максимум прибыли при минимуме затрат, местные администрации — избавиться от социальных и финансовых обязательств в указанной сфере. Такое разнообразие устремлений создает дополнительные препятствия при реформировании ЖКХ2, очень сложно найти взаимовыгодную позицию.

С принятием Жилищного кодекса РФ начался новый этап в реформировании жилищно-коммунального хозяйства. Основой для первых шагов стал также Федеральный Закон №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который четко разделил полномочия между уровнями власти, в том числе и сфере ЖКХ3. В соответствии со ст. 165 Жилищного кодекса РФ обязанность по организации выбора населением способа управления жильем и создание благоприятных условий для проживания граждан возложена на органы местного самоуправления. Задан достаточно жесткий темп по срокам выбора формы управления жильем, для формирования конкурентной среды (рис. 1).

В процессе выбора способа управления многоквартирными домами проявилась проблема обеспечения открытости рынка жилищно-коммунальных услуг. Из жилищно-коммунального хозяйства не хотят уходить предприятия и учреждения, на которых во многом лежит бремя ответственности за нынешнее состояние дел в данной отрасли. Часто приход новых структур на рынок управления многоквартирными домами сдерживается административными методами в соответствии с негласными правилами раздела рынка. Минрегионразвития РФ принимает меры по преодолению данных ситуаций. По рекомендации министерства во многих органах местного самоуправления созданы согласительные комиссии для рассмотрения конфликтных ситуаций по поводу управления многоквартирными домами.

2. Наиболее сложным аспектом является создание конкурентной среды в сфере предоставления коммунальных услуг. Основные затруднения здесь — неразрывное единство сетей, невозможность автоматизации предоставления коммунального ресурса,

централизация производства и подачи ресурсов

2 Яковлев В. Приоритетные национальные проекты. Интернет — конференция Министра регионального развития Российской Федерации // Реформа ЖКХ. 2006. № 6. С. 2.

3 Вельковский Е. Н. Сначала должны быть решены основные организационные вопросы // Национальные проекты. 2007. № 7. С 22.

4 Подробно см. Кобзарь А. Г. Жилищный вопрос: социальная поддержка плюс структурные реформы // Национальные проекты.

2007. № 7. С. 18.

Рис. 1. Способы управления многоквартирными домами согласно Жилищному кодексу РФ

Вопрос оформления договорных отношений между поставщиками коммунальных ресурсов и ТСЖ также является сложным. Условия, которые раньше выдвигались ресурсоснабжающими организациями, зачастую оказывались невыполнимыми.

По рекомендации Минрегионразвития РФ ресурсоснабжающие организации в целях поддержки ТСЖ разработали упрощенный порядок заключения договоров. В Москве, например, разработан собственный порядок заключения договоров и организации управления в многоквартирных домах5 (рис. 2).

3. Одну из острейших проблем капитального ремонта жилфонда составляет общее имущество многоквартирных домов. Две категории собственников квартир в многоквартирных домах (владельцы приватизированных квартир и муниципалитет) несут бремя содержания общего имущества (лестничные площадки, кровли, лифты, инженерные коммуникации, подвалы и т. д.). Как отмечалось выше, технический и моральный износ общего имущества крайне высок. Существующая схема финансирования капитального ремонта из состава квартплаты и различных бюджетных субсидий не способна обеспечить даже неотложный капитальный ремонт.

В условиях бесплатной приватизации квартир (и при наличии у собственника права отказаться от владения квартирой) аргументы об обязанности предыдущего собственника — государства — выполнить надлежащий ремонт малосостоятельны по нескольким причинам. Первая причина — правовая. Закон специальный (Жилищный кодекс РФ) отменяет закон общий (Гражданский кодекс РФ). Вторая причина — финансово-экономическая. Несправедливо в условиях ограниченности средств у государства увеличивать стоимость частной квартиры. Рыночная стоимость квартиры в отремонтированном доме выше, чем аналогичной — в неот-ремонтированном доме.

4

5 Алферов В. Н. Предложение по развитию функций собственников жилищного фонда // Реформа ЖКХ. 2006. № 6. С. 28.

Проблема малоимущих граждан, которые столкнулись с необходимостью финансирования капитального ремонта, также имеет несколько возможных решений. Во-первых, в составе регионального и муниципального бюджетов можно предусмотреть целевую финансовую помощь гражданам, имеющим недостаточный доход и владеющим определенным жильем. Во-вторых, можно реализовать механизм, предусматривающий обязанности будущих наследников выплатить «капитальную составляющую».

4. В текущий период капитальный ремонт и модернизация жилья осуществляются по системе, которую нельзя признать правильной и эффективной. Все владельцы квартир платят в составе квартплаты деньги на содержание своего дома. Если со стороны жильцов дома не осуществляется должный контроль за использованием этих средств (в большинстве случаев, увы, так и происходит), эти средства могут использоваться совсем не на ремонт данного дома, а в других целях. В условиях критического износа — там, где произошла авария или иная чрезвычайная ситуация, в «пожарном порядке» делается ремонт и срочно мобилизуются финансовые средства.

Финансово состоятельные граждане, проживающие в новых современных домах, в этой «пожарно-солидарной» системе не участвуют. Во всех новых домах изначально уже организованы ТСЖ и контролируется использование средств на содержание и ремонт дома. Мы считаем, что управление жилыми зданиями с помощью ТСЖ является перспективным и правильным направлением модернизации ЖКХ. Для вступления в ТСЖ у граждан должны быть свои социально-финансовые мотивы:

• финансово-экономический мотив;

• получение контроля над деятельностью коммунальных служб;

• создание механизма обеспечения качества

коммунальных услуг;

• безопасность мест проживания6.

Следует поддержать Президента России В. В. Путина в том, что для эффективной работы по реформированию ЖКХ необходимо создать специальный фонд в объеме не менее 250 млрд руб. В составе фонда целесообразно предусмотреть не менее 100 млрд руб. на программу переселения граждан из аварийного и ветхого жилья; не менее 150 млрд руб. —

Рис. 2. Организация управления в домах, в которых более 50 % площадей помещений находится в собственности г. Москвы или не проведено общее собрание собственников помещений, а также в домах-новостройках

на капитальный ремонт жилищного фонда7.

Варианты финансового оздоровления ЖКХ и подходы к модернизации

Существует несколько вариантов финансового оздоровления ЖКХ и модернизации ненового жилья, рассмотрим основные из них.

1. Аренда основных фондов — наиболее известный вариант. В его основе предполагается привлечение компании-оператора, которая возьмет у собственника в аренду основные фонды ресурсос-набжающего предприятия и реализует инвестиционную программу.

Основное достоинство аренды — сохранение права собственности муниципального образования на основные фонды. Для модернизации основных фондов компания-арендатор должна привлечь инвестиционные средства. Анализ статистической информации показывает, что в городах остаточная стоимость основных фондов многопрофильных ре-сурсоснабжающих предприятий составляет пример-

6 Подробно см. Мусатова С. Как привлечь население к участию

в ТСЖ? // Реформа ЖКХ. 2006. № 6. С. 34.

7 Долгосрочные финансово-экономические приоритеты развития России. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2007 г. // Финансы. 2007. № 5. С. 3.

но 250 млн руб. на 50 тыс. жителей. Для привлечения инвестиций компания-оператор должна располагать собственными активами из расчета 250 млн руб. на 50 тыс. жителей8. Таких крупных компаний, работающих в сфере развития ресурсоснабжения, почти нет. Следовательно, для выполнения требований инвесторов потребуется либо муниципальная гарантия, либо закрепление права собственности заемщика (компании-оператора) на результаты инвестиций с последующим оформлением залога.

Очевидно, что успешным результатом реализации инвестиционной программы (после возврата привлеченных средств) будет появление новых собственных активов у компании-оператора. Муниципальная собственность при этом не модернизируется, а постепенно «перетекает» к компании-оператору или к кредитору через залоговый механизм.

Модернизация основных фондов осуществляется только на привлеченные средства (средства в составе тарифа мы не рассматриваем, так как они одинаковы для всех вариантов); следовательно, увеличение тарифа обусловлено как выплатой суммы основного долга, так и процентов за использование кредитных ресурсов. Это будет серьезным ограничением объемов привлекаемых инвестиций. Необходимо будет увеличивать прибыль. Получать прибыль в жилищно-коммунальном хозяйстве можно двумя путями:

1) опережающими темпами увеличивая тарифы, не заботясь при этом об эффективности коммунальных систем9;

2) снижая издержки при динамике тарифов, соответствующей платежеспособности потреби-телей10.

В 2007 г., например, Волгоградская городская Дума утвердила «Положение о проведении конкурсного отбора на право заключения договоров аренды коммунальной инфраструктуры Волгограда, условия конкурса и критерии определения оператора». Также утвержден «Порядок отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов из многоквартирных домов». В Положении, в частности, регламентированы требования

8 Потроченков В. А. Развитие муниципальных образований: инвестиционные решения «Совтекс» // Национальные проекты. 2007. № 9. С. 40.

9 В этом случае инвестиционная емкость тарифа определяется только ростом доходов населения и других потребителей, и, следовательно, возможности по модернизации системы и получению прибыли весьма ограничены.

10 Тарифы могут повышаться на величину роста доходов населе -

ния, а формирование прибыли и источника возврата привлекаемых

в ЖКХ инвестиций происходит главным образом за счет снижения издержек.

к участникам конкурса, порядок его проведения, оценка и сопоставление поданных заявок. Основной передаваемой инфраструктурой являются объекты водопроводно-канализационного и теплосе-тевого хозяйства. Начальная цена за право аренды, начиная с 2008 г., составит 50 млн. руб. Арендная плата за пользование имуществом устанавливается в размере 188,8 млн руб. в год, включая НДС. Срок долгосрочного договора аренды коммунального имущества составит 15 лет, краткосрочного — 11 месяцев с ежегодным продлением договора при отсутствии взаимных претензий11.

Участие в конкурсе предполагает наличие у претендента проекта инвестиционной программы, предусматривающей модернизацию и реконструкцию арендуемого имущества в размере не менее 500 млн руб. Также будут учтены максимальные предложения по цене за право аренды муниципального имущества12.

Как видим, аренда основных фондов компанией-оператором с целью реализации инвестиционной программы в современных экономических условиях не поможет сохранить и модернизировать муниципальную собственность. Обременение муниципальной собственности долгосрочной арендой в пользу компании-оператора (и сопутствующие оформлению аренды расходы) не является эффективной инвестиционной стратегией.

2. Перспективным механизмом взаимодействия власти и бизнеса в сфере ЖКХ, на наш взгляд, является концессия. Концессия — правовая новация для российской экономики. Согласно закону по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту). Обязуется также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Закон гарантирует в будущем право собственности муниципального образования только на недвижимое имущество, право собственности на движимое имущество, например оборудование, полученное в результате концессии, является предметом договоренности. При концессии долгосроч-

11 Архив Волгоградской городской Думы.

12 Там же.

ные интересы концессионеров противоположно направлены: концессионер экономически заинтересован максимально интенсивно эксплуатировать основные фонды перед истечением срока договора, муниципальное образование — наоборот. Законом предусматривается учет объекта концессионного соглашения на «отдельном балансе», а не на балансе компании-концессионера. Требования кредиторов (инвесторов) к компании-концессионеру, особенно в начальный период развития концессии, аналогичны требованиям в случае аренды. Рост тарифа, обусловленный необходимостью возврата привлеченных инвестиций, будет совпадать с вариантом аренды.

В долгосрочной перспективе концессия обеспечивает право муниципального образования на основные фонды. Концессия страхует муниципальную власть от недобросовестного концессионера через судебный механизм расторжения договора концессии. На практике для обеспечения работы систем жизнеобеспечения в критический момент используются любые эффективные методы и способы. Основным препятствием, возникающим при разработке концессионных соглашений, является отсутствие правоустанавливающих документов на объекты коммунального хозяйства. Типовое концессионное соглашение в отношении систем коммунального хозяйства утверждено Правительством РФ лишь в декабре прошлого года13.

3. Другой путь реформирования ЖКХ — с помощью приватизации основных фондов. Законодательством о приватизации предусматривается право муниципальных образований приватизировать муниципальное имущество. Существует несколько вариантов приватизации, мы оценим инвестиционно-финансовую состоятельность одного из них — акционирования основных фондов.

Муниципальное образование учреждает открытое акционерное общество и вносит в качестве вклада в уставный капитал основные фонды ресурсоснабжающих организаций. В результате образуется акционерное общество с достаточно большим уставным капиталом, 100 % акций которого принадлежит муниципальному образованию. Однако у такой компании отсутствуют собственные денежные ресурсы, которые крайне необходимы как для текущей деятельности, так и для финансирования модернизации и развития при условии минимизации тарифов.

Более рациональным вариантом акционирования представляется привлечение на паритетной

основе инвестора14 и следующий механизм формирования капитала общества: муниципальное образование вкладывает основные фонды, а инвестор — денежные средства. Собственные активы компании, состоящие из основных фондов и денежных средств, позволят реализовать программу модернизации и развития в условиях минимизации роста тарифов. Такая акционерная компания будет иметь рост рыночной стоимости своих акций, что повысит «капитализацию» муниципальной казны, по сравнению с владением изношенными основными фондами ЖКХ.

4. Возможен также накопительный вариант формирования финансовыхресурсов для модернизации ЖКХ. Суть этого варианта состоит в аккумулировании части денежных средств из квартплаты, «капитальной составляющей», для последующего финансирования капитального ремонта. В условиях инфляции и роста стоимости строительных работ этот вариант представляется малоэффективным. Временное размещение этих средств на фондовых рынках в принципе защищает их от инфляции, но создает риск утраты.

Если говорить о тарифном финансировании, то под «тарифным финансированием» капитального ремонта понимается выполнение лишь того объема капитального ремонта, который предусмотрен в составе квартплаты. Необходимо признать, что этих объемов финансирования хватает лишь на «косметические» улучшения текущего состояния фондов ЖКХ. Вариант используется в настоящее время и именно его неудовлетворительные результаты являются основной причиной для поиска более эффективных подходов. Тем не менее отметим, что если в составе квартплаты предусмотреть средства, реально необходимые для проведения капитального ремонта, то произойдет многократное увеличение квартплаты, которую не смогут выдержать многие домохозяйства.

При инвестиционном варианте осуществления капитального ремонта возврат затраченных инвестором финансовых ресурсов происходит от владельцев квартир в течение длительного срока через «капитальную составляющую» в составе квартплаты. Такой подход позволяет сразу отремонтировать весь дом и удержать рост квартплаты за счет длительного срока возврата инвестиций (инвесторы готовы ждать 5-10 лет). Здесь идея состоит в осуществлении капитального ремонта за счет привлеченных средств и возврате владельцами квартир привлеченных инвестиций в течение дли-

__14 Подробно см. Толстоконский В. А. ЖКХ нужны и бюджет, и

13 Кобзарь А. Г. Указ. соч. Там же. инвестор // Национальные проекты. 2007. № 10. С. 33.

тельного срока через «капитальную составляющую» в составе квартплаты. При этом владельцы квартир увеличивают рыночную стоимость своего жилья сразу по окончании капитального ремонта дома.

Муниципальным образованиям для обеспечения финансирования своей части капитального ремонта многоквартирных домов целесообразно разработать программу заимствований для привлечения необходимых инвестиций. Для возврата привлеченных средств муниципальным властям придется повысить плату за наем. Капитальный ремонт жилфонда может повысить интерес граждан к приватизации жилья. Заметим, что согласно действующему законодательству при приватизации жилья обязанности по возврату привлеченных инвестиций, использованных для капитального ремонта, перейдут к новому собственнику. В этой связи инвестиционная стратегия развития муниципальных образований в части реформирования ЖКХ должна предусматривать привлечение инвестиций, эффективное их использование, формирование и контроль источников возврата привлеченных средств, а также частномуниципальное партнерство.

5. В сочетании с накопительным вариантом эффективными инструментами привлечения инвестиций для финансирования муниципальных программ модернизации ЖКХ являются облигационные займы. Широкому кругу инвесторов необходимо оценить муниципальную программу и определить свое участие в ее финансировании. Применение публичных форм заимствований улучшит инвестиционный климат и повысит привлекательность муниципального образования, что, безусловно, скажется на росте деловой активности и благосостоянии жителей.

Рассматривая зарубежный опыт, можно отметить, что в европейских странах жилищная сфера характеризуется разнообразием форм собственности. Жилищные кооперативы, где проживают собственники и арендаторы, частные многоквартирные дома, в которых квартиры сдаются в аренду, муниципальные дома для социально незащищенных слоев населения, многоквартирные кондоминиумы, в которых проживают собственники квартир, объединенные в соответствии с законом как Ассоциация собственников жилья15, и это далеко не полный перечень всех форм.

В США, например, большая часть жилищного фонда находится в частной собственности. Жилые дома либо полностью принадлежат одному собственнику, муниципалитету или частному лицу, либо

15 Тождественное российскому «товарищество собственников жилья» создается для управления кондоминиумом.

являются кондоминиумами. В данной стране нет домов, в которых были бы одновременно муниципальные и частные квартиры. Отношения между домовладельцами регулируются уставом ассоциации, и каждый новый собственник жилья автоматически становится членом ассоциации.

В западно-европейских странах доля жилищного фонда, принадлежащего государству и муниципалитетам, гораздо выше, чем в США. Значительное положение занимают кооперативы. В основном это крупные организации, владеющие большим количеством жилых домов. Кооперативы широко распространены в скандинавских странах и Германии. В последние годы кооперативы преобразуются в кондоминиумы. Зарегистрировав дом как кондоминиум, жильцы становятся собственниками жилья, и их квартиры приобретают новую, более высокую стоимость.

В восточно-европейских странах для кондоминиумов характерны проблемы, сходные с проблемами, которые возникают перед российскими товариществами собственников жилья: реальная передача прав собственности от муниципалитетов гражданам, сравнительно невысокие доходы населения и его низкая активность, зависимость от узкого и неразвитого рынка услуг по управлению и содержанию жилья.

В Великобритании, например, местные органы власти являются крупнейшими домовладельцами и несут ответственность за взимание квартирной платы, сохранность и ремонт принадлежащего им жилого фонда. Местные власти также играют роль в определении и оценке потребностей в жилищном строительстве на подведомственной им территории и в подготовке скоординированных планов, направленных на удовлетворение этих нужд посредством жилищно-строительных ассоциаций и частного сектора. Жилищно-строительные ассоциации строят «социальное жилье» для сдачи внаем, при этом местные власти распределяют его в соответствии с имеющимися списками очередников. Частные застройщики возводят дома для продажи, а также для сдачи внаем. Местные органы власти отвечают за мониторинг состояния всего местного жилого фонда, включая частные владения, и имеют право заставить домовладельцев произвести ремонт здания. В обязанности местных властей входит также размещение бездомных и бродяг, предоставление жилищных пособий для нанимателей муниципального жилья, для лиц, живущих в домах частного сектора.

С 2003 г. Россия и Великобритания тесно сотрудничают в сфере ЖКХ. Правительство Великоб-

- 67

ритании взяло на себя финансирование совместного проекта «Подготовка российских руководящих кадров по проблемам энергоэффективности», который состоит в том, чтобы смягчить последствия изменения климата. Данный проект организован ведущими специалистами Уральского технического университета и Британской консалтинговой фирмой «AEA Technology» 16. Один из предлагаемых модулей обучения — энергосбережение в жилых домах. Кроме того, опыт Великобритании по проведению конкурсов среди управляющих компаний и подрядных организаций в сфере ЖКХ может быть адаптирован к российским условиям.

Россия также проводит ежегодные конференции с Федеративной Республикой Германией в области строительства и ЖКХ. Регулярное проведение данных конференций способно приносить прямой практический эффект: привлечение инвестиций в одну из наиболее сложных отраслей хозяйства страны. На конференции, прошедшей 10-11 октября 2007 г., было выявлено, что большинство проблем ЖКХ восточных земель Германия разрешила благодаря комплексной финансовой санации жилищного фонда и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры11. Также была обоснована необходимость активного формирования экономической мотивации и жителей поставщиков к ресурсосбережению.

Необходимо отметить, что подобные конференции способствуют организации деловых контактов между российскими участниками и представителями иностранных компаний, заинтересованных в передаче накопившегося опыта по санации зданий, управлению недвижимостью, решению других проблем в области ЖКХ.

6. Бюджетное финансирование капитального ремонта жилфонда и санации основных фондовресур-соснабжающих предприятий со стороны государства следует допускать только как возможное софинан-сирование при реализации одного из предложенных выше вариантов.

В Волгоградской области, например, разработаны две подпрограммы, касающиеся жилищно-коммунального хозяйства:

1) реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области;

2) переселение жителей, проживающих на территории Волгоградской области, из ветхого и аварийного жилого фонда.

Реализация вышеуказанных программ начата в 1997 г. и продолжается в настоящее время. В целях снижения износа основных фондов и повышения качества предоставляемых населению услуг в 2006 г. на капитальное строительство было выделено 242 млн руб. (рис 3.)

В 2006 г. на реализацию мероприятий модернизации объектов коммунального назначения из запланированных 177,5 млн руб. было выделено 175,1 млн руб. 18 (рис. 4.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2008 г. 3 муниципальных образования Волгоградской области (гг. Волгоград, Волжский, Камышин) получат средства на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Указанные города вошли в перечень городов, которым Фонд содействия реформированию ЖКХ окажет поддержку в первую очередь. Ориентировочная сумма финансирования на 4-летний период — 1,6 млрд. руб. Эти города (в них проживает 55,9 % всего населения области) выдержали все предъявляемые к получателям федерального финансирования требования, перевыполнив некоторые контрольные показатели. В частности, в городах оказалось не 50 % организаций, управляющих домами и предоставляющих услуги по содержанию и ремонту общего имущества с 25 %-ной долей муниципалитета в уставном капитале, а 72,3 %. Выше установленной федеральной нормы

Из областного

бюджета 108,8 млн руб. (44,96%)

Из Федерального бюджета 133,2 млн руб. (55,04%)

Рис. 3. Финансирование капитального строительства в Волгоградской области

Из Федерального бюджета 41,5 млн руб. (23,70%)

16 Коротаев Е. В. Зарубежный опыт управления ЖКХ // Реформа ЖКХ. 2006. № 6. С. 44.

17 Примак Л. В. ЖКХ России привлекательно для иностранного

инвестора // Национальные проекты. 2007. № 11. С. 36.

Из областного

бюджета 133,6 млн руб. (76,30%)

Рис. 4. Финансирование капитального строительства в ЖКХ области

8 Деловое Поволжье. 2001. № 11. С. 3.

оказалось и число товариществ собственников жилья. На 2008 г. долевое финансирование программы по капитальному ремонту многоквартирных домов в объеме 435,1 млрд руб. предусмотрено бюджетами области и муниципальных образований19.

Кроме того, 106,6 млн руб. — затраты региона и муниципалитетов на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в 2008 г. Площадь многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 г. непригодными для проживания в городах Волгоградской области — 126 тыс. кв. м20.

Таким образом, эффективной инвестиционной стратегией финансового оздоровления основных фондов муниципальных ресурсоснабжающих предприятий для модернизации ненового жилья в условиях острой потребности в инвестициях явля-

19 Деловое Поволжье. 2007. № 50. С. 4.

20 Там же.

ется их приватизация. При этом контроль со стороны муниципальной власти над создаваемыми стратегическими предприятиями обеспечивается через участие в органах управления: совет директоров, правление, а также через закрепленные в учредительных документах другие права. Основные российские поставщики энергоресурсов — РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России», хотя и являются частными компаниями, могут и должны дифференцированно подходить к вопросам отсрочки и рассрочки выплат им кредиторских задолженностей муниципальными предприятиями ЖКХ, которые в июне 2007 г. превысили 243 млрд руб. 21 На наш взгляд, именно эти компании следует привлекать в качестве партнеров в долгосрочные программы финансового оздоровления ЖКХ и модернизации ненового жилого фонда.

21 Экономический журнал ВШЭ. 2007. № 3. Т. 11. С. 441.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.