УПРАВЛЕНИЕ РАЗБИТИЕМ СИСТЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО И
СУБРЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
ИЛЮЩЕНКО Т.М., ЭСТРИК Н.В., ФРАНЦЕ.В.
Южный институт менеджмента, преподаватель кафедры экономики350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 216
Южный институт менеджмента, преподаватель кафедры экономики350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 216
Южный институт менеджмента, преподаватель кафедры экономики350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 216
Условия развития региональных субрегиональных систем, существующих в пространстве Южного макрорегиона России, определяют необходимость расширения состава применяемых стратегий и инструментов развития.
Ключевые слова: регион; развитие; субрегион Коды классификатора JEL: R 28
Мезо- уровень организации социально-экономических отношений характеризуется высоким потенциалом дифференциации, интеграционного взаимодействия, динамичной сменой форм. Данное обстоятельство имеет отношение к «классическим» регионам-субъектам современной России, макро- региональным образованиям и возникающим в региональном пространстве системам субрегионального уровня.
В региональной экономике огромное значение имеют позиция, способ пространственной организации и конфигурация исследуемой системы [1, с.109]. Позиция региональной системы между макро- и микро- уров- _о нями организации хозяйственных отношений, обладание внешней административной формой и тесная вза- [] имосвязь с нижним звеном вертикали государственной власти обусловливают следующие специфические (О характеристики данной системы:
- исходным пунктом региональной системы выступает постоянное население территории, обладающее ^ совокупностью жизненных потребностей и созидательным потенциалом человеческого фактора хо- И зяйственного процесса; Ш
- в основании системного качества региональных отношений лежит взаимодействие воспроизводствен- ]> ного процесса, локализованного в пространстве региона, и соответствующего звена вертикали государственной власти; ^
- социально-экономическое содержание региональной системы воплощено в ее административной фор- □ ме (субъекта РФ). О
Состав функций и способ структурной организации региональной системы изменчивы и определяются достигнутым уровнем развития пространственной организации России. В последние годы среди функций региональной системы утвердилась функция обеспечения устойчивого развития территории. При этом под устойчивым развитием мы понимаем определенную интегральную (обобщающую) характеристику эволюционного процесса. Выделим следующие конституирующие признаки устойчивого развития: о
- воспроизводство системного качества взаимодействия всех элементов, участвующих в эволюционном ф процессе; §
- непрерывность эволюционного процесса, отсутствие в нем разрывов между фазами или остановок; >
Ш
О о
I—
ф
защищенность эволюционного процесса от различных рисков и угроз;
■ достаточность собственных ресурсов для обеспечения основных потребностей функционирования и
0
1
развития; ф
- органичность эволюционного процесса, способность системы к саморазвитию без внешнего принуж- ^ дения; £1
- своевременная реакция системы на изменения во внешней среде, формирование адекватных механиз- ^ мов адаптации; ^
- способность к инновационным преобразованиям внутренней среды. 2
Конкретизируем понятие устойчивого развития применительно к региональным системам. В избранном о
поле исследования устойчивое развитие должна быть специфицировано двояким образом: 9
- во-первых, к условиям переплетения эволюционного процесса и процесса рыночных преобразований ^ в России; ¡2
- во-вторых, к ситуации становления способа пространственной организации страны, на мезо- уровне о которой отдельные региональные системы в 90-х гг. ХХ века сформировали и до сих пор сохраняют ^ «особые отношения» с федеральным центром. ^
Очевидно, что оба указанных обстоятельства осложняют достижение поставленной цели исследования о
и обусловливают существенные институциональные ограничения процесса устойчивого развития; поэтому $
правомерен вывод о том, что понятие «устойчивое развитие» применительно к региональным системам: >||
- в определенной мере условно, поскольку указанный процесс сталкивается с существенными ограни- ^ чениями; ф
- разветвляется на совокупность производных понятий, отражающих различные аспекты устойчивого ^ развития на различных этапах взаимодействия эволюционного и трансформационного процессов. о
Обобщая приведенные выше положения, можно сделать вывод о необходимости разграничения следу- §
ющих концептуальных аспектов научной проблемы устойчивого развития региональных экономических ^
п
систем, имеющих прямое отношение к формированию соответствующего уровня социально-экономической политики:
- после кризисной стабилизации, выступающей условием для возобновления нормального эволюционного процесса;
- сбалансированности восстановительного роста;
- устойчивости инвестиционного развития, приводящей к притоку инвестиций в целях модернизации технологического базиса, функционального содержания и способа структурной организации региональной системы.
Отметим, что устойчивое развитие территориальной системы выступает в качестве одного из главных императивов региональной социально-экономической политики современной России. При этом устойчивость эволюционного процесса означает выполнение совокупности следующих требований:
- систематического притока инвестиций в стратегически важные зоны развития региональной системы;
- обеспечения стабильно высокой инвестиционной привлекательности территории;
- соразмерности развития финансового и реального секторов региональной системы; рост капитализации финансового сектора, существенно опережающий рост ВРП, может привести к финансовому кризису;
- соразмерности параметров ВРП и кредитных операций в региональном пространстве; нарушение этого требования обусловливает феномен функционирования и развития региональной системы «в долг».
Реализация императива эффективного, динамичного и устойчивого развития территориальной системы обусловлена следующими объективными обстоятельствами:
- позицией региональной системы на одном из мезо- уровней организации общественно-хозяйственных отношений, предоставляющей данной системе дополнительные возможности для интеграционного
¡5 взаимодействия с другими уровнями организации отношений и, в то же время, обусловливающей до-
^ полнительные риски и угрозы ее развитию;
X - способом пространственной организации национальной экономики России, предполагающим укрепление и развитие единой вертикали государственной власти; звено такой вертикали представлено на
□ уровне региона;
^ - достигнутым уровнем развития региона, определяющим возможности и ограничения продолжения
^ эволюционного процесса;
^ - ресурсным потенциалом региона, создающим основу для нового инвестиционного предложения;
I- - институциональными параметрами эволюционного процесса, представленными нормами права, тради-
00 циями, стандартами, господствующими формами контрактов и формами экономического поведения.
□ Проблема устойчивого развития осложняется тем, что во внутренней структуре региональных систем ¡=у современной России складываются и получают импульсы к развитию различные функциональные подсисте-ф мы, интегрирующие в своем составе ранее обособленные формы человеческой деятельности, ресурсы, эле-
0 менты капитала, компоненты инфраструктуры, а также потребности.
ф Устойчивость таких региональных подсистем обеспечивается их соответствием объективным тенденци-
ё ям и потребностям развития современного воспроизводства. Как оценивать их вклад в эволюционный про-
о. цесс, происходящий в региональном пространстве? Представляется весьма перспективным подход к оценке ш
со ^
1
>
функционального содержания и элементов внутренней структуры региональных систем современной России под углом зрения их конкурентоспособности, предложенный В. Овчинниковым и Ю. Колесниковым: «Экономическое поведение любого региона, а также хозяйствующих субъектов фокусируется сегодня на повыше-§ нии конкурентоспособности путем сохранения и использования имеющихся, а также создания и реализации ^ новых конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность, в широком понимании этого слова, означает ю умение (возможность) опережать других в достижении поставленных целей» [3, с. 91]. По нашему мнению, о главный критерий эффективности любых субрегиональных систем, складывающихся в пространстве региона - их реальный вклад в приращение конкурентоспособности территориальной системы.
Р. Дрожжин полагает, что функциональное содержание региональной системы, локализованной в адми-о нистративном пространстве субъекта РФ, обусловлено следующими объективными обстоятельствами: ^ - уровнем развития данной системы;
2 - потребностями дальнейшего развития общественного воспроизводственного процесса; ^ - наличием ресурсной базы, обеспечивающей дальнейшее развитие общественного воспроизводственно ного процесса;
£ - способом организации соответствующего пространства;
0 - способом локализации региональной системы в административном пространстве субъекта РФ.
^ Такой подход позволяет определить функциональное содержание социально-экономической системы реги-
1 она, локализованной в административном пространстве субъекта РФ, в составе следующих базовых функций: о - локально-воспроизводственной (базовой функции);
и - властно-управленческой;
- локально-коммуникационной; о - дифференцирующей; ® - интегрирующей [2].
Ц Однако системы субрегионального уровня формируются в пространстве региона, опираясь на различные о общественные потребности, реализуя многообразные императивы эволюционного процесса. о В основе процесса формирования субрегиональных систем в хозяйственном пространстве региона-субъ-0) екта современной России лежат следующие объективные потребности:
- спецификации ресурсов, элементов капитала и компонентов региональной инфраструктуры, обусловленной устойчиво воспроизводимыми взаимосвязями, естественно локализованными в пределах определенной части территории региона;
- развития совокупности социально-экономических отношений, субъектом которых выступает определенная этническая общность людей, компактно проживающих на территории региона;
- развития совокупности хозяйственных процессов, использующих ресурсы, имеющихся исключительно в пределах данной части региона.
Рассмотрим два различным образом ориентированных типа субрегиональных формирований. Первый тип имеет прямое отношение к преодолению узких границ процесса модернизации основного капитала на основе применения механизмов лизинга. Переход от этапа восстановительного роста к этапу устойчивого инвестиционного развития возвышает потребность в инновационной модернизации сконцентрированного в регионе основного капитала. Представляется, что данное обстоятельство обусловливает формирование в пространстве региона особой - лизинговой подсистемы. Необходимо отметить, что в данном случае мы имеем дело с частным проявлением широко распространенного феномена формирования и развития функциональных подсистем во внутренней среде системы региона. Приведем соответствующие аргументы.
Прежде всего, отметим, что детерминация указанного феномена двойственна. С одной стороны, как справедливо отмечает О. Уильямсон, в современной экономике имеет место общая институциональная реорганизация хозяйственного пространства, поскольку «безликая контрактация», как прежняя доминирующая характеристика рыночных трансакций, вытесняется качественно иным - специфицированным - взаимодействием экономических субъектов, в котором определяющую роль играют следующие факторы:
- парное соответствие друг другу обеих сторон;
- устойчивость трансакционных связей; П
- комбинирование и переплетение связей между субъектами (интеграционное взаимодействие), заклады- ^ вающие основы прочного системного качества формирующихся экономических отношений [6, с. 62]. о
Что означает специфицированное взаимодействие экономических субъектов применительно к интересующему нас функциональному образованию? В региональной системе, выходящей из трансформационного кризиса, содержится масса изношенных и морально устаревших элементов основного капитала, которые нуждаются в скорейшей модернизации. При этом складывается устойчивый комплекс отношений между участниками процесса модернизации основного капитала.
Если характеризовать данную ситуацию в понятиях институциональной экономики, то получится, что специфицированные активы функциональной подсистемы, в которой на основе применения механизмов лизинга происходит модернизация основного капитала, практически невозможно без ущерба для процесса (д модернизации перераспределить в другие хозяйственные сферы. Образно говоря, эти активы естественным □ образом «притерты» друг другу, составляют органичный хозяйственный комплекс. ^
Анализ взаимосвязей между субъектами функциональной лизинговой подсистемы региона позволяет сформулировать следующие выводы:
- в функциональных взаимосвязях внутри рассматриваемой подсистемы участвуют различные экономические субъекты (аудиторские фирмы, страховщики, оценщики, кредитные организации, производители объектов лизинга, маркетологи и др.), относящиеся к финансово-инвестиционной, учетной, произ- ^ водственно-сервисной и маркетинговой сферам хозяйственной деятельности в пространстве региона; ®
- указанные типы экономических субъектов объединены общей целью, имеющей существенное значение для развития системы региона - целью инновационной модернизации элементов основного капитала; ^
- функциональные взаимосвязи внутри рассматриваемой совокупности субъектов носят устойчивый характер, а применяемые субъектами активы специфицированы друг к другу, что позволяет квалифицировать данную совокупность как определенную региональную подсистему. ш
I—
о
г
ш
^
о
ш
о
о
I—
ш
Отметим, что в региональном пространстве в процессе перехода к этапу устойчивого инвестиционного
роста происходит формирование новых функциональных образований (подсистем), адаптированных к пот- ^
ребностям развития хозяйственного процесса на основе применения качественно новых факторов данного ^
процесса: о
- «высоких технологий»; 2
- человеческого капитала; 2
- современных финансово-инвестиционных инструментов и др. ^ При этом складывающиеся в региональном пространстве функциональные подсистемы реализуют наибо- ш
лее значимые потребности развития, а также воплощают в себе «зоны роста» и конкурентные преимущества ^
соответствующей территории. Покажем теперь, какие силы экономического притяжения лежат в основании о
интересующей нас лизинговой подсистемы, обеспечивая «притертость» соответствующих субъектов и спе- ^
цификацию соответствующих активов. 1
В поисках ответа на данный вопрос следует исходить из реальной ситуации, складывающейся в россий- о
ских регионах, а также из базовых принципов системного исследования. В основе формирования особой & лизинговой подсистемы лежит противоречие процесса воспроизводства основного капитала, характерное
для регионов современной России. Его стороны можно определить следующим образом. о
С одной стороны, в территориальном хозяйстве накоплено множество элементов основного капитала, ^
нуждающихся в срочной модернизации, что обусловливает острую потребность в активизации соответству- |
ющих аспектов воспроизводственного процесса в пространстве региона. При этом острота проблемы требует о
нахождения эффективного и системного для региона способа ее решения, то есть, способа, обладающего о
организационным закреплением в пространстве региона [4]. О
г ш
С другой стороны, в указанном пространстве сложились и действуют существенные ограничения развития воспроизводственного процесса, препятствующие модернизации основного капитала. Выделим среди них:
- незащищенность прав собственности;
- низкую инвестиционную привлекательность многих видов бизнеса;
- дефицит собственных средств у многих экономических субъектов и др.
Лизинговая подсистема как разновидность указанных функциональных образований складывается в пространстве региона современной России в процессе естественного системного разрешения указанного экономического противоречия. Как известно, любое реальное противоречие разрешается на основе естественного соединения (синтеза) взаимодействующих противоположностей, причем эффективность его разрешения определяется прочностью указанного синтеза, то есть системным качеством экономических отношений во внутренней среде данного пространственного образования.
Под системным качеством мы понимаем то, что совокупность экономических отношений, образующаяся в пространстве региона на основе механизмов лизинга, как совокупное целое имеет свои предпосылки, и ее развитие в направлении целостности состоит именно в том, чтобы подчинить себе все элементы общественно-хозяйственных отношений или создать из них недостающие ей органы.
Что означает принцип системного качества? Прежде всего, то, что выявление реальных системных объектов (в нашем случае - различных функциональных пространственных образований) становится важнейшей предпосылкой понимания самого «устройства» объективной действительности и ее исторической перспективы качественного развития.
При этом способ разрешения интересующего нас противоречия состоит в интеграционном взаимодейс-^ твии определенных видов предпринимательской деятельности (производственной; маркетинговой; финан-Ь сово-инвестиционной; инновационной; управляющей движением основного капитала и др.), совокупность ^ которых обеспечивает решение двух взаимосвязанных задач:
X - реализацию потребности в модернизации физически изношенных и морально устаревших элементов основного капитала, накопленных во внутренней среде региональной системы в условиях трансформационного кризиса и на этапе восстановительного роста;
- формирование устойчивого системного качества экономических отношений и механизмов хозяйствования в границах складывающейся территориальной функциональной подсистемы.
^ Функциональная лизинговая подсистема складывается в региональном пространстве, в котором дейс-I- твуют различным образом направленные факторы, конкретная оценка которых будет дана во второй главе 00 работы. Обобщая теоретические позиции различных авторов, рассматривающих внутреннюю структуру ре-О гиональных систем, выделим в данном отношении фактор региональной поляризации, который обусловлива-¡=у ет неравномерность процесса становления и развития территориальных лизинговых подсистем в различных «а, субъектах России, поскольку дифференцирует следующие параметры данного процесса: 0 - инвестиционную привлекательность регионального пространства;
ф - потребность в модернизации элементов основного капитала, функционирующих в региональной сис-ё теме;
о. - потенциал собственного капитала экономических субъектов, нуждающихся в модернизации основного ЕЕ капитала;
х - финансово-инвестиционный потенциал региональной системы [3].
ф В чем же заключается миссия интересующей нас лизинговой подсистемы в обеспечении потребностей о развития региона на этапе инвестиционного роста? В поисках ответа на данный вопрос следует исходить из того, что миссия любого сложного пространственного образования заключается в его потенциальном предки назначении применительно к воспроизводственному процессу, локализованному на данной территории.
0 Реализуем данный принцип применительно к функциональной лизинговой подсистеме. Для этого нам з вновь потребуется понятие спецификации активов. Наращивание специфичности активов, оборачивающих-^ ся в процессе модернизации основного капитала на основе применения механизмов лизинга, обусловливает
реализацию следующего алгоритма: обезличенная контрактация - парная (специфицированная) контрактация - внутренняя организация.
Ответ на вопрос о том, почему при столкновении с возрастающей специфичностью активов внутренняя организация, построенная на иерархии, превосходит обычную рыночную контрактацию, О. Уильямсон дает сле-§ дующим образом: при возрастании специфичности активов экономические достоинства внутренней иерархической организации заключаются в относительной способности «разрешения проблем развития» [6, с. 64]. £ Всегда, когда активы становятся весьма специфическими, возрастание степени неопределенности де-^ лает настоятельной разработку участниками регулярных трансакций специального - системного по своему
1 характеру - механизма «разрешения проблем», поскольку по мере повышения степени неопределенности о будут увеличиваться как пробелы в контрактах, так и количество, а также значимость поводов адаптации к ш новым обстоятельствам, складывающимся в процессе развития.
'! Приведенные положения играют ключевую роль для раскрытия миссии интересующей нас функциональ-о ной подсистемы, возникающей именно в ответ на потребность в «разрешении проблем развития». ■т Функциональная лизинговая подсистема занимает промежуточное положение между совокупностью Ц обезличенных контрактных взаимодействий и иерархической организацией. Это означает, что ее существо° вание обеспечивается двояким образом:
9 - спонтанно поддерживается в ходе регулярных координационных взаимодействий между субъектами О инновационной модернизации, осуществляемой на основе применения механизмов лизинга;
- целенаправленно поддерживается в процессе реализации специальной стратегии развития региональной системы, то есть, обеспечивается средствами социально-экономической политики.
Следует согласиться с О. Сухаревым в том, что главной проблемой межведомственной функциональной и пространственной оптимизации социально-экономической политики современного государства является институциональная проблема: «...Правительство и проводимая им макроэкономическая политика ориентируются не на состояние институтов и институциональные эффекты, не на качество социального развития, а на сугубо количественные проявления, соотношения и эффекты, которые обозначаются в совершенно иной, как правило, финансовой либо денежной, терминологии. Поэтому и тематика экономической политики сводится к обсуждению расходов, финансирования программ развития или государственных проектов, денежной массы, облегчения или ужесточения условий предоставления кредитов, накопления резервов, валютной выручки и т.д.» [5, с. 200]. В итоге такой смены акцентов может быть снижено или вообще потеряно системное качество интересующей нас функциональной подсистемы.
В обоих вариантах обеспечение существования лизинговой подсистемы означает возникновение некоторых дополнительных трансакционных издержек, которые могут быть оправданы за счет большей рыночной активности субъектов, входящих в ее состав, по сравнению с обособленными субъектами обезличенных контрактных взаимодействий, в том числе:
- большего количества трансакций;
- большего объема созданной в процессе указанных трансакций стоимости;
- расширения качественного многообразия предлагаемых потребителям вариантов инновационной модернизации основного капитала и т.п.
Обобщим приведенные выше теоретические положения и сформулируем миссию интересующей нас функциональной подсистемы. П
Миссия лизинговой подсистемы на этапе инвестиционного роста системы региона заключается в практи- ^ ческом разрешении экономического противоречия процесса воспроизводства основного капитала на основе о систематического использования механизмов лизинга, то есть, в преодолении существенных инвестиционных ограничений модернизации физически изношенных и морально устаревших элементов данного капитала, накопленных в пространстве региона в условиях рыночной трансформации и восстановительного роста.
Тем самым лизинговая подсистема вносит свой вклад в процесс приращения конкурентоспособности всей региональной экономической системы применительно к условиям устойчивого инвестиционного роста. Образно говоря, она способствует преодолению внутренних ограничений процесса инвестиционного роста.
можно следующим образом определить основные функции данной подсистемы, локализованной в хозяйственном пространстве региона-субъекта современной России: 00
А. Инновационная воспроизводственная функция, обеспечивающая решение главной задачи лизинговой □ подсистемы - инновационную модернизацию основного капитала, локализованного на территории региона, ^
Ш
О о
I—
ф
на основе механизма лизинга.
Это ведущая функция подсистемы, поскольку ее полноценная реализация подтверждает реальное сущес твование организованной совокупности экономических субъектов, взаимодействующих на основе механиз мов лизинга. §
Б. Финансово-инвестиционная функция, обеспечивающая решение следующих задач:
- мобилизацию и привлечение финансовых ресурсов, необходимых для осуществления инновационной ® воспроизводственной функции;
- страхование возникающих при этом хозяйственных рисков. ^
В. Регулирующая функция, заключающаяся в активном воздействии лизинговой подсистемы на процессы, развивающиеся на мезо- уровне (во внутренней среде всей системы региона). Оценивая эту функцию, необходимо исходить из того, что все субрегиональные системы, складывающиеся в пространстве региона, ш вносят свой вклад в развитие общей территориальной системы отношений. Однако указанные вклады сущес- £ твенно отличаются по своему характеру и масштабу воздействия на систему региона.
Г. Дифференцирующая функция, которая обеспечивает локализацию и обособление лизинговой подсис- ^ темы от всех остальных функциональных подсистем и структурных звеньев системы региона. о
I_
0
1_
о
Дифференциация и интеграция принадлежат к числу парных основополагающих социально-экономических процессов, протекающих в пространстве региона. Особенности дифференциации лизинговой подсистемы по отношению к другим функциональным подсистемам и структурным звеньям системы региона
заключается в том, что в данном случае происходит обособление определенной целостности отношений, ^
ориентированных на инновационную модернизацию основного капитала. ^
Е. Интегрирующая функция, обеспечивающая соединение, комбинирование и переплетение лизинговой о
подсистемы с другими подсистемами и звеньями системы региона. ^
Выделение и спецификация лизинговой подсистемы среди других функциональных подсистем террито- 1
рии предполагают последовательное развитие ее кооперации, комбинирования и дальнейшего интеграцион- о
ного взаимодействия со следующими подсистемами: т
- инфраструктурной подсистемой, обеспечивающей транспортные связи и коммуникации между всеми составляющими лизинговой подсистемы; о
- научно-образовательной подсистемой, обеспечивающей новые научно-технологические решения, ^ проекты, а также подготовку и переподготовку кадров для модернизированного основного капитала; |
- строительной подсистемы, создающей базовые элементы модернизируемого основного капитала - зда- о ния, сооружения и т.п.; о
- финансово-инвестиционной подсистемы, обеспечивающей формирование и предоставление заемных (Т)
средств в механизме лизинга, страхование возникающих рисков и др.;
- конструктивно-технологической подсистемы, создающей активные элементы основного капитала (оборудование, информационную технику, средства связи и др.);
- учетно-статистической подсистемы, обеспечивающей сбор, обработку и - самое главное - аудиторское подтверждение достоверности соответствующей информации, возникающей в процессе движения специфицированных активов в рамках лизинговой подсистемы.
Лизинговая субрегиональная система возникает на основе преодоления ограничений процесса модернизации сконцентрированного в регионе основного капитала. Иная основа характерна для формирования и развития субрегиональной системы рекреационно-туристского профиля.
В процессе развития региональных систем современной России складываются локальные пространственные комплексы, различающиеся по функциональной направленности, способу структурной организации, размерам. Некоторые из таких комплексов распадаются, просуществовав короткое время; другие обнаруживают существенный потенциал адаптации к изменяющимся условиям регионального пространства и закрепляются в виде относительно устойчивых и обладающих способностью к саморазвитию субрегиональных систем.
Процесс локализации субрегиональных систем изменяет хозяйственное пространство региона в функциональном и структурном отношении, а также конкретизирует его социально-экономическое содержание. Вместе с тем, изменяются возможности развития всей территории соответствующего субъекта РФ. Если эффективность всей национальной экономики современной России прирастает вкладами ее регионов, то, в свою очередь, потенциал конкурентоспособности регионов складывается из потенциалов конкурентного взаимодействия субрегиональных систем, устойчиво существующих в их внутренней среде.
В пространстве Краснодарского края за последние годы локализовались несколько субрегиональных ^ систем, обладающих курортно-рекреационной и туристско-развлекательной функциональной ориентаци-Ь ей. Лидирующие позиции среди них занимает субрегиональная система Сочи, обладающая уникальными для ^ России природно-климатическими условиями, лечебными факторами и многолетним опытом организации X отдыха и лечения нескольких миллионов потребителей. Значимость данной субрегиональной системы существенно возросла после начала реализации глобального проекта подготовки и проведения зимних Олим-□ пийских игр 2014 года.
^ Субрегиональная система курорта Анапа локализовалась в пространстве Краснодарского края в середине ^ 90-х гг. ХХ века. В своем развитии она во многом исходит из опыта, накопленного Сочи, поскольку опирается ^ на аналогичный статус федерального курорта России. Однако факторы, институциональные условия, страте-I- гия и инструменты развития Анапы специфичны и нуждаются в детальной научной разработке. Уникальные 00 природные условия, ориентация Анапы на оздоровление детей и подростков, технологии и человеческий О фактор сферы социальных услуг обусловливают статус данной субрегиональной системы как стратегически ¡=у приоритетной для эволюционного процесса Краснодарского края и всего Южного макрорегиона современ-«А, ной России.
0 Определяя специфические характеристики субрегиональных систем рекреационно-туристического типа, ф необходимо исходить из того, что они обусловлены следующими объективными обстоятельствами: ё - формированием указанных систем на основе потребности в развитии совокупности хозяйственных о. процессов, использующих уникальные природно-климатические и рекреационные ресурсы;
ЕЕ - локализацией указанных ресурсов исключительно в пределах субрегиональной территории; х - доминированием услуг в составе валового субрегионального продукта;
ф - необходимостью в формировании специальной инфраструктуры сервиса, без которой субрегиональная о система не может функционировать;
- устойчивым действием фактора сезонности по отношению к большинству бизнес-процессов, сконцен-® трированных в пространстве субрегиональной системы.
0 Выделим из совокупности субрегиональных систем рекреационно-туристического типа, сложившихся в з пространстве ЮФО, одну из наиболее перспективных - субрегиональную систему Анапы. Ее место в регио-^ нальной системе Краснодарского края обусловлено:
- приграничным расположением данной субрегиональной системы в северной причерноморской зоне края;
- наличием на ее территории уникальных лечебных факторов, ориентированных на рекреацию детей и подростков;
§ - федеральным статусом курорта Анапа;
- муниципальным статусом города Анапа и других территорий, вовлеченных в состав субрегиональной £ системы;
^ - наличием на территории субрегиональной системы мощного виноградного и винодельческого хозяйс-
1 твенного комплекса;
о - поли-этническим составом постоянного населения;
ш - наличием специальной рекреационной инфраструктуры, созданной преимущественно в советский период и нуждающейся в модернизации.
о Оценка факторов развития субрегиональной системы Анапы предполагает их классификацию, которую
■т целесообразно проводить с учетом следующих обстоятельств:
Ц - многообразия указанных факторов;
° - потребности в модернизации функционирующего капитала и инфраструктуры данной системы.
9 Указанные обстоятельства предполагают использование для такой классификации следующего разгра-
О ничительного признака - ориентации различных факторов на простую репродукцию или качественное пре-
образование функционального содержания и структуры субрегиональной системы в ходе ее эволюционного процесса.
Выделим существенные ограничения процесса развития субрегиональной системы Анапы, обусловленные доминирующими факторами данного процесса:
- дефицит специальной инфраструктуры курорта;
- отсутствие интеграционного взаимодействия между двумя важнейшими компонентами системы - рекреационным и винодельческим комплексами;
- асимметрия между процессом подготовки квалифицированных работников и развитием локального рынка труда;
- неадекватность муниципального статуса масштабам задач развития курорта федерального значения.
Указанные ограничения обусловливают разработку специальных инструментов развития субрегиональной системы, которые позволяют решить главную задачу совершенствования пространственной организации современной России - обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности российских регионов, адекватный императивам интеграции России в мировую систему хозяйства. Применительно к лизинговой системе такими инструментами являются:
- региональная долгосрочная программа развития лизинга;
- спецификация финансово-инвестиционных ресурсов, направляемых на развитие лизинговой подсистемы, в виде особой статьи инвестиционной составляющей регионального бюджета;
- специальный фонд модернизации социально-экономической инфраструктуры региона.
Соответственно, применительно к субрегиональной системе рекреационно-туристического профиля
инструменты развития включают:
- стратегический совет при главе администрации системы с участием представителей инвесторов, учас- П твующих в ее развитии, малого бизнеса и общественных организаций территории; ^
- частно-государственное партнерство (ЧГП) субрегионального уровня, ориентированное на формиро- о вание, инновационную модернизацию и эффективное использование объектов специальной рекреационной инфраструктуры.
Процесс развития экономических отношений на мезо- уровне их организации отнюдь не ограничивается двумя рассмотренными формами; многообразие субрегиональных систем обусловлено самим характером современного эволюционного процесса.
Во внутренней структуре региональных систем современной России складываются и получают импульсы к развитию различные функциональные подсистемы, интегрирующие в своем составе ранее обособленные формы человеческой деятельности, ресурсы, элементы капитала, компоненты инфраструктуры, а также (д потребности. Устойчивость таких региональных подсистем обеспечивается их соответствием объективным □ тенденциям и потребностям развития современного воспроизводства. ^
Для регионального развития в настоящее время востребована стратегия функциональной реструкту- ^ ризации региональной системы, которая ориентирована на достижение следующих целей эволюционного 0 процесса: £
- формирование конкурентоспособных подсистем территории на основе выделения приоритетов ее эво- ^ люционного процесса; ^
ф
со ^
I
>
в пространстве субъекта РФ / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Майкоп, 2007.
0
1 I
- эффективное согласование процессов воспроизводства, протекающих в двух важнейших функциональных подсистемах региона - реальном секторе и финансовом секторе, обеспечивающее инвестиционный процесс края;
- изменение базы стратегического планирования, переход от политики, ориентированной на прежние отраслевые структуры, сложившиеся в условиях индустриального развития, к политике, ориентированной на взаимодействие подсистем, соответствующих императивам современного развития. ®
ЛИТЕРАТУРА
1. Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХУ - ХУШ вв. М.: Прогресс, < 1992. о
2. Дрожжин Р.В. Факторы и принципы развития социально-экономической системы региона, локализованной 2
2 о
3. Овчинников В.Н., Колесников Ю.С. Силуэты региональной экономической политики на Юге России. - Рос- т тов н/Д.: ЮФУ, 2008. §
4. Попов Р.А. Региональный менеджмент. Краснодар: Советская Кубань, 2000. о
5. Сухарев О.С. Институциональная теория и экономическая политика: К новой теории передаточного меха- ^ низма в макроэкономике. Кн.2: Экономическая политика. Проблемы теоретического описания и практи- 1 ческой реализации. М.: Экономика, 2007. о
6. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб.: Лениздат, 1996.
ф
ф
т
0
1
о 0)