Научная статья на тему 'Управление развитием сельского хозяйства в рамках реализации государственных программ на территории России'

Управление развитием сельского хозяйства в рамках реализации государственных программ на территории России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / КРЕДИТНЫЕ РЕСУРСЫ / ПОЛИТИКА / ИНФРАСТРУКТУРА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / STATE PROGRAM / AGRICULTURE / CREDIT RESOURCES / POLITICS / INFRASTRUCTURE / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рылов Денис Валерьевич

В статье рассмотрены особенности управления процессами развития сельского хозяйства в России в рамках принятых национальных проектов и государственных программ. Утверждается, что в настоящее время необходимо увеличение и удешевление привлекаемых кредитных ресурсов крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, важны процессы модернизации и развития инфраструктурной сети заготовительных, снабженческих и сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рылов Денис Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF AGRICULTURE DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF GOVERNMENT PROGRAMS IMPLEMENTATION IN THE TERRITORY OF RUSSIA

The article deals with the specific features of agriculture development management in Russia in the framework of adopted national projects and state programs. The author believes that nowadays it is necessary to reduce the cost and increase the number of credit resources attracted by farms, individual entrepreneurs and agricultural consumer cooperatives. It is important to upgrade and develop the infrastructure network of procuring, supplying and marketing agricultural consumer cooperatives.

Текст научной работы на тему «Управление развитием сельского хозяйства в рамках реализации государственных программ на территории России»

УДК 005.2:338.43(470 + 571)

Рылов Денис Валерьевич

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Кубанского государственного аграрного университета

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

Rylov Denis Valeryevich

PhD in Economics, Assistant Professor, Management Department, Kuban State Agrarian University

MANAGEMENT OF AGRICULTURE DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF GOVERNMENT PROGRAMS IMPLEMENTATION IN THE TERRITORY OF RUSSIA

Аннотация:

В статье рассмотрены особенности управления процессами развития сельского хозяйства в России в рамках принятых национальных проектов и государственных программ. Утверждается, что в настоящее время необходимо увеличение и удешевление привлекаемых кредитных ресурсов крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, важны процессы модернизации и развития инфраструктурной сети заготовительных, снабженческих и сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Ключевые слова:

государственная программа, сельское хозяйство, кредитные ресурсы, политика, инфраструктура, малый бизнес.

Summary:

The article deals with the specific features of agriculture development management in Russia in the framework of adopted national projects and state programs. The author believes that nowadays it is necessary to reduce the cost and increase the number of credit resources attracted by farms, individual entrepreneurs and agricultural consumer cooperatives. It is important to upgrade and develop the infrastructure network of procuring, supplying and marketing agricultural consumer cooperatives.

Keywords:

state program, agriculture, credit resources, politics, infrastructure, small business.

Реформа сельского хозяйства в Российской Федерации продолжается более 20 лет. Следует отметить, что только по определенной продукции (мясо птицы, пшеница, подсолнечник) некоторые регионы достигли и превзошли показатели дореформенного уровня производства. В общем, ситуацию в аграрной сфере нельзя назвать положительной. Основное направление государственной политики в сельском хозяйстве - организация условий, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие отрасли. Согласно ФЗ РФ «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ, государственная аграрная политика представляет основную часть социально-экономической государственной политики, нацеленной на формирование устойчивого развития сельских территорий и сельского хозяйства [1].

Под стабильным функционированием сельских территорий подразумеваются их социально-экономическое устойчивое развитие, рост эффективности сельскохозяйственного производства, повышение объема производимой сельскохозяйственной продукции, обоснованная эксплуатация земель, увеличение трудовой занятости сельского населения и рост его жизненного уровня [2]. Приоритетными направлениями государственной аграрной политики в России являются: организация стабильного развития сельских территорий, сбережение природных богатств, увеличение конкурентоспособности отечественной продукции, обеспечение притока инвестиций в сельское хозяйство, создание эффективного рынка аграрной продукции, регулирование косвенными методами индекса цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - это федеральный орган исполнительной власти, выполняющий следующие функции: определение направлений государственной политики и объектов нормативно-правового регулирования, предоставление агропромышленному комплексу государственных услуг. В регионах Российской Федерации за выполнение основных направлений государственной программы отвечают уполномоченные органы исполнительной власти согласно установленным функциям, обязанностям и ответственности.

В Российской Федерации государственная поддержка производителей аграрной продукции и стабильного функционирования сельских территорий реализуется по следующим важным направлениям: обеспечение необходимой информацией, предоставление возможности получения доступных кредитов для производителей сельскохозяйственной продукции, информационно-

консультационная помощь, совершенствование в сельском хозяйстве системы хеджирования, формирование стабильного развития сельских территорий, развитие элитного семеноводства и племенного животноводства, обеспечение защиты сохранения и повышения плодородия почв, развитие животноводческой отрасли, предоставление возможности обновления основных средств, поддержка посадки многолетних насаждений [3].

В эпоху перемен основные направления развития аграрной политики в России регулируются «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Ее основная цель -создание продовольственной безопасности и независимости Российской Федерации в параметрах, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120. Реализация указанной программы должна осуществляться только в тех регионах, где развитие агропромышленного комплекса является приоритетным направлением.

В современных условиях важным направлением аграрной политики является повышение эффективности малых форм хозяйствования [4]. Государственная программа содержит в себе подпрограмму «Поддержка малых форм хозяйствования». Ее цель: формирование и совершенствование в малых формах хозяйствования несельскохозяйственной и сельскохозяйственной деятельности, повышение уровня жизни сельского населения, увеличение эффективности малых форм хозяйствования путем вовлечения их в сельскохозяйственную потребительскую кооперацию. На основании требований современного рынка государственная программа определяет следующие задачи: обновление в сельскохозяйственных потребительских кооперативах материально-технических средств, увеличение доли населения на селе со средним уровнем дохода, рационализация и оптимизация использования земли, формирование условий, способствующих росту субъектов малых форм хозяйствования.

Подпрограмма рассматриваемой государственной программы направлена на достижение определенных показателей и целевых индикаторов: размер земельных участков, зарегистрированных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (тыс. га); объем продажи молока, принятого кооперативами у производителей сельскохозяйственной продукции (%); количество модернизированных или построенных семейных животноводческих ферм (ед.); число начинающих фермеров, крестьянских (фермерских) хозяйств, реализующих проекты развития своего бизнеса за счет государственной поддержки (ед.); число сельскохозяйственных потребительских кооперативов, совершенствующих материально-техническую базу за счет государственной поддержки (ед.).

Планируется, что реализация государственной программы в области малых форм хозяйствования АПК к 2020 г. позволит: сформировать дополнительно 14 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств; увеличить объем продукции, полученной малыми формами хозяйствования; на 7,4 % модернизировать материально-техническую базу 260 сельскохозяйственных потребительских кооперативов за счет государственной поддержки.

Государственная программа предполагает повышение и удешевление предлагаемых кредитных ресурсов для крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, совершенствование и развитие инфраструктуры для снабженческих, заготовительных и сбытовых сельскохозяйственных кооперативов, а также кредитных и потребительских кооперативов, создание инфраструктуры земельного ипотечного кредитования.

Основной способ реализации государственной программы - субсидирование процентной ставки по займам и кредитам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах и коммерческих банках. Следует отметить, что индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства получили доступ к долгосрочному кредитованию (до 8 лет) на обновление и развитие основных производственных фондов, а также к финансовым ресурсам, выдаваемым АО «Росагролизинг» на закупку оборудования для животноводства.

Обновление основных производственных фондов и поставка современных средств производства для производителей сельскохозяйственной продукции осуществляются за счет средств уставного капитала АО «Росагролизинг» [5]. Финансовая и кредитная поддержка индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, других малых форм хозяйствования, сельскохозяйственных потребительских кооперативов включает направления, предусмотренные в рамках: «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», специализированных федеральных, региональных и муниципальных программ, федеральных законов о бюджете, касающихся расходов на отрасль «Сельское хозяйство». Для осуществления направлений

развития кооперативного движения и совершенствования функционирования кооперативов Министерство сельского хозяйства России проектирует и реализует федеральные целевые и ведомственные программы, планы осуществления программ.

Для развития сельского хозяйства на региональном и муниципальном уровне также реализуются определенные программы. Их участниками, помимо сельхозтоваропроизводителей, являются органы исполнительной и законодательной власти, научно-исследовательские институты и другие организации. Важно, чтобы муниципальные программы были сформированы с учетом современных требований, принимающих во внимание особенности и специфику территории.

Ссылки:

1. Цит. по: Агафонова А.А., Рылов Д.В. Развитие малого бизнеса в муниципальном образовании Темрюкский район // Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам. Краснодар, 2014. С. 8-11.

2. Кудряков В.Г., Мирончук В.А., Есаян С.А. Государственное регулирование органического земледелия: основы и особенности европейского и американского законодательства // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). 2015. № 105. С. 505-522.

3. Рылов Д.В. Тенденции и динамика развития животноводства в Российской Федерации // Животноводство Юга России. 2015. Т. 1, № 2 (4). С. 32-35.

4. Мирончук В.А., Есаян С.А. Государственное регулирование органического земледелия: состояние и тенденции развития в России [Электронный ресурс] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). 2015. № 112. С. 1675-1696. URL: http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/121 .pdf (дата обращения: 21.02.2016).

5. Шевченко О.П. Пути совершенствования проблем в сфере земельно-имущественных отношений в Краснодарском крае // Перспективы интеграции науки и практики. 2014. № 1. С. 197-202.

References:

1. Cit. by: Agafonova, AA & Rylov, DV 2014, 'Small business development in the municipality Temryuk District', Proceedings of the All-Russia correspondence scientific-practical conference on economics and the humanities, Krasnodar, p. 8-11.

2. Kudryakov, VG, Mironchuk, VA & Esayan, SA 2015, 'State regulation of organic farming: the foundations and features of European and American legislation', Multidisciplinary network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University (Science magazine KubGAU), no. 105, p. 505-522.

3. Rylov, DV 2015, 'Trends and dynamics of development of animal husbandry in the Russian Federation', Animal southern Russia, vol. 1, no 2 (4), p. 32-35.

4. Mironchuk, VA & Esayan, SA 2015, 'State regulation of organic farming: state and development trends in Russia', Multidisciplinary network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University (Science magazine KubGAU), no. 112, p. 1675-1696, retrieved 21 February 2016, <http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/121.pdf>.

5. Shevchenko, OP 2014, 'Ways to improve the problems in the sphere of land and property relations in the Krasnodar Territory', Prospects for the integration of science and practice, no. 1, p. 197-202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.