— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-10-24 УДК 334.02
© ®
Attribution
сс by
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА
Нехайчук Д.В., Шевчук И.А.
Севастопольский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы управления взаимодействием и выстраиванием партнерских взаимоотношений предпринимательского сектора и современной высшей школы. Авторами исследован ряд IT-компаний Крыма и Севастополя сотрудничающих с региональными ВУЗами на партнерской основе. Проведен анализ вторичной информации по отобранным критериям и выделены предпосылки развития партнерских отношений между предприятиями и вузами, а также о группе барьеров в развитии таких взаимоотношений. Оценив индексы конкурентоспособности России по данным Всемирного Экономического Форума, была выявлена тесная корреляционная связь между нематериальный потенциал и перспективными направлениями развития экономики. Выяснено также что основной целью развития партнерских отношений предприятия с вузами является подготовка кадров. Выявлено, что основным источником финансирования инновационных расходов остаются средства предприятий 97 %, то есть ограниченный доступ к финансам критически влияет на инновационное предпринимательство, что в свою очередь негативно влияет на развитие партнерских отношений предприятий с вузами вследствие ограниченности финансирования совместных проектов и исследований. Подготовлены предложения о развитии управленческих подходов к развитию эффективного партнерства между высшими учебными заведениями и исследуемыми предприятиями.
Ключевые слова: управление партнерством, взаимодействие бизнеса и высшей школы, технологическое предпринимательство, ВУЗ предпринимательского типа, управление высшей школой.
MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF PARTNERSHIP RELATIONS BETWEEN HIGHER EDUCATION AND THE BUSINESS SECTOR
Dmytriy V. Nekhaychuk, Igor A. Shevchuk
Sevastopol branch of the Plekhanov Russian University of Economics
Abstract. The article considers topical issues of interaction management and building partnerships between the business sector and modern higher education. The authors studied a number of IT companies in Crimea and Sevastopol cooperating with regional universities on a partnership basis. An analysis of secondary information was conducted according to the selected criteria and the prerequisites for the development of partnerships between enterprises and universities were identified, as well as a group of barriers to the development of such relationships. Having assessed the competitiveness indices of Russia according to the World Economic Forum, a close correlation was found between the intangible potential and promising areas of economic development. It was also found that the main goal of developing partnerships between enterprises and universities is personnel training. It was revealed that the main source of financing innovation costs remains the funds of enterprises (97%), that is, limited access to finance critically affects innovative entrepreneurship, which in turn negatively affects the development of partnerships between enterprises and universities due to limited funding for joint projects and research. Proposals have been prepared for the development of management approaches to the development of effective partnerships between higher education institutions and the enterprises under study..
Keywords: partnership management, business and higher education interaction, technological entrepreneurship, entrepreneurial university, higher education management.
Введение. становится необходимым условием развития
Экономическое развитие страны зависит от возможности предприятий эффективно использовать инновации и внедрять их в производство. В особенности это касается научно-производственных, технических, исследовательских организаций. Ориентация на интеллектуальные знания
предприятий и их возможностью конкурировать на мировом рынке. Инновации и новейшие технологии приобретают ключевую роль в увеличении прибыли компании.
Сегодня растет потребность в инновационном направлении развития страны, а также форми-
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
ровании эффективных партнерских отношений между предприятиями, вузами, научно-исследовательскими институтами и государством. Для реализации результативных партнерских отношений целесообразно обратить внимание на следующие аспекты: факторы влияния и барьеры партнерских отношений, особенности взаимодействия предприятий с вузами.
Обсуждение.
Вопросам взаимодействия предпринимателей, корпораций и высшей школы рассматривали в своих трудах отечественные и зарубежные экономисты. Наиболее значимыми на наш взгляд представляются исследования таких ученых.
Например, Ю.В. Котелевская рассматривает формирование и развитие инфраструктуры малого и среднего бизнеса и высшей школы в современных условиях с точки зрения институционального подхода [1].
Близкими понятиями также оперируют И.А. Фролова и Р.И. Зинурова, которые свои исследования посвятили вопросам институциональной активности российской высшей школы в обучении предпринимательству [7].
Вопросы проблематики предпринимательства в региональной высшей школе и развитие молодежного предпринимательства в системе высшей школы освещают в своих научных трудах М.М. Хачев, С.А. Теммоева, Л.И. Кашук, С.В. Беспалый и А.Р. Солтангазинов [2; 4].
Особую своевременность исследований стоит отметить у таких ученых как В.А. Кожемякина, А.А. Кудряшов, Н.В. Белова, Т.С. Колмыкова и И.В. Лобанов, которые по-новому интерпретируют подходы к интеграции образования и предпринимательства в высшей школе, а также исследуют вопросы формирования актуальных компетенций технологического предпринимательства и развивают направления предпринимательского мышления в подготовке кадров для цифровой экономики региона [3; 5; 6; 8].
Вместе с тем, мы полагаем необходимым более детально рассмотреть основные проблемные зоны и барьеры возникающие при взаимодей-
ствия предприятий с вузами в контексте современных тенденции цифровых преобразований в экономической сфере.
Результаты.
Анализ экономико-политического состояния показал, что существуют определенные предпосылки сотрудничества между предприятиями и вузами, связанные с:
- глобализацией;
- ростом уровня интегрированности экономики в систему международного разделения труда;
- высоким уровнем импорта высокотехнологичных товаров и экспорта низкотехнологичных;
- необходимостью в реформах в образовательной сфере.
Согласно последним тенденциям промышленного рынка, развитию информационных технологий и показателям роста отдельных отраслей экономики, наиболее релевантными по сотрудничеству с вузами считаются предприятия, занимающиеся следующей экономической деятельностью:
- информационными и телекоммуникационными технологиями;
- аграрным производством;
- логистикой и транспортом;
- электроэнергетикой; пищевыми технологиями;
- биотехнологиями и нанотехнологиями;
- военной промышленности.
Форсайт экономики на ближайшие 5 и 10 лет показал следующие результаты влияния отдельных отраслей производства (аграрный, военно-промышленный, информационно-коммуникационный, энергетический, нанотехнологиче-ский) на рост экономики страны (табл. 1). Также, в таблице содержится информация о проценте обеспеченности кластера экономики конкурентоспособным необходимым персоналом.
Таблица 1
Основные виды экономической деятельности будущего экономики, %
№ з/п Вид экономической деятельности Вклад в общий рост на 2018-2022 Вклад в общий рост на 2023-2030 Обеспеченность экономического кластера конкурентоспособным персоналом
1. Аграрное производство 14 17 16
2. Военно-промышленный комплекс 13 15 15
3. Информационно-коммуникационные технологии 8 12 35
4. Создание новых вещей и материалов, нанотехнологий 7 12 20
5. Энергетический сектор 7 11 17
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Согласно распределению, на третьем месте находятся предприятия, занимающиеся информационными и телекоммуникационными технологиями.
Что касается деятельности корпораций, то в последние годы они характеризуются достаточно стремительным развитием наукоемких технологий. Также, именно это направление наиболее связано с развитием экономики знаний [1, с. 3].
Обзор теоретических источников и исследования практических аспектов партнерских отношений предприятий с ВУЗами свидетельствует об отсутствии общепринятой технологии проведения оценки взаимоотношений указанных партнеров. Большинство научных работ содержат информацию об анализе партнерских отношений предприятия без учета вузов как партнера. Именно поэтому важной для анализа и формирования рекомендаций по развитию партнерских отношений предприятия с вузами является как первич-
Этапы сбора информации о состоянии
ная, так и вторичная информация о состоянии взаимоотношений, барьерах и предпосылках развития.
Как известно, существует многообразие методов сбора первичной информации, наиболее распространенные из которых - наблюдение, эксперимент, имитационное моделирование, анкетирование (опрос) [2, с. 4].
В нашем случае, наиболее предпочтительно выбрать метод опроса респондентов. Данный выбор связан с рядом преимуществ: подлинность получаемой информации, прямой контакт с представителем выборочной совокупности.
На основании существующих теоретических положений об особенностях проведения исследования, нами был реализован следующий процесс сбора информации, состоявший из этапов рассмотрения вторичной информации, качественного и количественного анализа первичной информации (табл. 2).
Таблица 2
отношений между предприятиями и вузами
Этап Название Характеристика
I. Исследование вторичной информации Формирование теоретической и практической базы, включающей научные публикации, доклады на симпозиумах, конференциях и форумах по тематике исследования
II. Качественное исследование первичной информации Проведение интервью с представителями предприятия о возможностях развития сотрудничества
III. Количественное исследование первичной информации Анкетирование 50 респондентов, представителей 23 ИТ-предприятий разного размера, вида деятельности (продуктовое, аутсорсинговое) и продолжительности сотрудничества с вузами
В течение 2023 года был исследован и проведен и Севастополе. Параметры проведённого опроса
разовый опрос представителей ИТ-предприятий, представлены в таблице 3.
сотрудничающих с различными вузами в Крыму
Таблица 3
Параметры анализа респондентов о состоянии партнерских отношений ИТ-предприятия с вузами
№ п/п Параметры Описание
1. Объем выборочной совокупности 23 предприятия
2. Территория проведения исследования Крым и Севастополь
3. Целевая аудитория Представители предприятий, отвечающие за взаимодействие с ВУЗом
4. Инструмент опроса Анкета
5. Форма опроса Анкетирование, интервьюирование
6. Способ опроса Прямое и опосредованное
7. Частота опроса Точечное
Объем выборочной совокупности рассчитан с учетом генеральной совокупности, в которую входят ИТ-предприятия Крыма и Севастополя, которые сотрудничают с вузами.
Контактная аудитория - представители предприятия, непосредственно задействованные в развитии взаимоотношений с вузами:
- представители отдела управления персоналом (65 %);
- представители отдела маркетинга (20 %);
- высшее звено руководства (15 %).
Способом опроса послужило как прямое общение с представителями предприятия, так и косвенное (с помощью электронной почты). К рассмотрению принимались ИТ-предприятия, существующие на рынке как менее одного года, так и более пяти лет [5].
Известно, что предприятия сферы информационных технологий могут быть продуктовыми или работать на аутсорсинге; то есть, выполнять проекты по заказу третьей стороны. Количество анализируемых предприятий, в большей степени
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
выполняющих проекты по заказу, значительно превышает (91,40 %). Такое различие между количеством аутсорсинговых и продуктовых предприятий объясняется неразвитым рынком продуктового предпринимательства в сфере информационных технологий [6; 7].
Отдельно принята во внимание продолжительность сотрудничества опрошенных предприятий
13%
с вузами. Поскольку развитие партнерских отношений предприятий с вузами только приобретает свою популярность, мы разделили предприятия на три группы (до 1 года сотрудничества, 1-5 лет сотрудничества и более 5 лет). Полученное распределение вошедших в выборочную совокупность предприятий и представлено на рисунке 1.
82%
В менее 1 года □ 1-5 лет И более 5 лет
Рисунок 1 - Распределение выборочных ИТ-предприятий Крыма и Севастополя в 2023 году, по продолжительности сотрудничества с вузами
Анализ позволяет сделать вывод о том, что в выборочную совокупность попали ИТ-предприятия, которые в большинстве сотрудничают с вузами более одного и менее пяти лет (82 %).
В то же время, был проведен анализ вторичной информации и изучен опыт работы центров трудоустройства, и выделены следующие основные формы работы:
- проведение ярмарок;
- дней карьеры;
- тренингов;
- семинаров;
- мастер-классов по разным аспектам успешного трудоустройства;
И Целевая подготовка выпускников
И Участие в учебном процессе
И Трудоустройство выпускников
В Привлечение к прохождению практики
Рисунок 2 - Партнерские отношения предприятий с вузами в образовательном процессе
- организация экскурсий на предприятия; организация стажировок;
- создание карьерных страниц;
- поиск предложений частичного трудоустройства;
- проведение конференций; конкурсы бизнес-проектов.
Другие исследования фиксируют активное участие предприятий в практической подготовке студентов. Так, по результатам исследования наблюдается следующее соотношение участия предприятий в образовательном процессе (рис. 2).
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Отдельно необходимо выделить предпосылки развития партнерских отношений между предприятиями и вузами.
Следует отметить, что достижение эффективного взаимодействия участников партнерских отношений в условиях ограниченности ресурсов позволяет положительно повлиять на конкурен-
тоспособность страны и уровень экономического развития. В то же время, существует ряд факторов, сдерживающих развитие партнерских отношений субъектов [2, с. 5].
Для лучшего анализа данные барьеры предлагаем систематизировать на следующие группы (рис. 4).
Предпосылки развития партнерских отношений
Наличие успешного зарубежного опыта формирования партнерских отношений между предприятием и ВУЗом
Возможность использовать разные формы и модели взаимодействия
Готовность предприятий активно участвовать в развитии партнерских отношений с вузами
Содействие государства развитию партнерских отношений предприятий с ВУЗами
Рисунок 3 - Основные предпосылки развития партнерских отношений
Рисунок 4 - Группы барьеров развития партнерских отношений предприятий и вузов
Институциональные и правовые барьеры связаны с тем, что формирование сотрудничества невозможно без правовой, информационной, организационной поддержки и защиты прав интеллектуальной собственности
Результатом отлаженной институциональной составляющей партнерских отношений считаются налаженные процессы взаимодействия участников, высокий уровень организации партнеров, юридическая защита партнеров и сформированная нормативно-правовая база.
В законодательной практике есть противоречия, сдерживающие развитие предпринимательства, а именно: нехватка единой стратегии развития предпринимательского сектора, нестабильность в сфере налогообложения, необоснованность многих положений. Раскрывая сущность институционального обеспечения, следует отметить его взаимосвязь с рыночной инфраструктурой [1, с. 4].
Другим существенным барьером развития партнерских отношений между предприятиями и ву-
зами считается экономическое состояние страны. Исследуя экономические ограничения, следует отметить, что основными показателями, обусловливающими экономическую тенденцию спада аналитиками рынка считаются:
- падение внешнего и внутреннего спроса;
- снижение покупательной способности населения;
- уменьшение доходов населения;
- отток инвестиций и разрыв контрактов с иностранными инвесторами;
- ограниченное финансирование инновационных проектов.
Сегодня опрошенные респонденты отмечают, что ч асто н е готовы к долгосрочному инвестиро-вани ю сов местных проектов по вузам и имеют ограничения в финансах.
Интеллектуальный потенциал нации - самый большой экономический ресурс.
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Качество высшего инженерного образования в РФ достаточно высокое. В то же время, наблюдается низкий уровень сотрудничества между
Индексы конкурентоспособности России по
предприятиями и вузами в совместных исследованиях. Этот индекс сотрудничества в развитых странах приближается к 6 (табл. 4).
Таблица 4
ым Всемирного Экономического Форума
№ з/п Индекс Значения
2017-2019 2020 2021-2023
1. Качество образования 3,6 4,0 4,0
2. Качество высшего технического образования 4,6 4,6 4,8
3. Качество высшего экономического образования 3,4 3,9 3,8
4. Развитие инновационных кластеров 3,3 3,4 3,5
5. Сотрудничество между предприятиями и ВУЗами в совместных исследованиях и разработках 3,6 3,5 3,5
6. Затраты компаний на научные исследования 2,7 3,4 3,3
7. Затраты на образование (% до ВВП) 6,1 6,0 6,2
Это означает, что Россия имеет высокий нематериальный потенциал и поэтому перспективными направлениями развития экономики будут сферы, в которых интеллектуальный потенциал играет основную роль. К таким областям относится сфера информационных технологий, биотехнологий, телекоммуникации.
Основной целью развития партнерских отношений предприятия с вузами является подготовка кадров. Поэтому следует рассмотреть распре-
деление студентов по направлению обучения (рис. 5).
По данным указанного рисунка наибольшее количество студентов обучается экономическим, социальным, юридическим наукам (39 %). На втором месте находятся инженерные специальности (21 %). Этот показатель достаточно благоприятен для развития ИТ-предприятий и телекоммуникационных предприятий, характеризует заинтересованность студентов в данной сфере.
Рисунок 5 - Распределение студентов по направлению обучения в 2023 году
Сегодня основным источником финансирования инновационных расходов остаются средства предприятий 97 %; то есть, ограниченный доступ к финансам критически влияет на инновационное предпринимательство. Этот фактор негативно влияет на развитие партнерских отношений предприятий с вузами вследствие ограниченности финансирования совместных проектов и исследований.
Следующим важным барьером развития партнерских отношений между предприятиями и ВУЗами выступает состояние образования и науки. На сегодняшний день возросло внимание к системе высшего образования и показателям деятельности вузов. Перед представителями и ру-
ководителями вузов встала задача формирования университетов мирового класса.
Сегодня также уменьшается иностранное финансирование выполненных научных и научно-технических работ.
Из общего количества выполняемых работ научными организациями выделяются работы, направленные на изобретение новых изделий и технологий, материалов, методов и теорий, большинство из которых нашли внедрение на ИТ-предприятиях. То есть, партнерские отношения между предприятиями и вузами способствуют как развитию инноваций, так и развитию предпринимательского сектора. Внедрение
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
научных работ способствует популяризации науки и поощрению ученых и исследователей.
Также, наблюдается тенденция уменьшения выполнения научных и научно-технических работ собственно научными учреждениями и вузами [1, с. 5].
Проблемным моментом также считаем уменьшение количества ученых и исследователей. Поскольку партнерские отношения между образовательным и предпринимательским секторами не очень развиты, большинство исследователей работает в сфере образования и только треть в предпринимательском секторе
Важны показатели финансирования хоздоговорных работ, международных грантов и проектов, выполняемые исследователями в вузах.
Практика свидетельствует, что кроме институциональных, образовательных и экономических проблем развития партнерских отношений между предприятиями и вузами, также распространены барьеры социального и культурного характера. Особенно это выражается в разных миссиях ИТ-компании и вузов.
Не способствуют развитию партнерских отношений между ИТ-компаниями и ВУЗами такие про-
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Литература:
блемы социально-культурного характера как несформированная организационная культура партнерских отношений, разные цели участников, недоверие партнеров.
За кл ю чение.
Таким образом, проведенное исследование позволило определить основные проблемные зоны взаимодействия предприятий с вузами. Отметим, что исследованные барьеры имеют разную величину влияния на развитие партнерских отношений между предприятиями и вузами.
Высокий уровень бюрократии, отсутствие финансовой независимости вузов и длительное внесение поправок в академические программы -главные препятствия в развитии партнерства между высшими учебными заведениями и исследуемыми предприятиями. В то же время, недостаточность информации о возможности сотрудничества с вузами не является барьером развития сотрудничества.
Не менее важными факторами считаются информационные и координационные проблемы, а также отсутствие государственной поддержки и стратегии развития партнерских отношений между предприятиями и вузами в целом.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
1. Котелевская Ю.В. Институциональный подход в исследовании формирования и развития инфраструктуры малого и среднего бизнеса и высшей школы / Ю.В. Котелевская // Финансовый менеджмент. 2024. № 2. С. 149-156.
2. Хачев М.М. Проблема предпринимательства в региональной высшей школе / М.М. Хачев, С.А. Теммо-ева // Успехи гуманитарных наук. 2019. № 6. С. 182-185.
3. Кожемякина В.А. Новый взгляд на интеграцию образования и предпринимательства в высшей школе /
B.А. Кожемякина; Отв. ред. И.Г. Воробьева // Бизнес и образование: интеграционная модель развития. Материалы Международной научно-практической конференции. 2014. С. 22-26.
4. Кашук Л.И. Развитие молодежного предпринимательства в системе высшей школы / Л.И. Кашук,
C.В. Беспалый, А.Р. Солтангазинов // Статистика, учет и аудит. 2019. № 4(75). С. 136-140.
5. Кудряшов А.А. Формирование компетенций технологического предпринимательства в высшей школе / А.А. Кудряшов // Актуальные проблемы высшего образования в области инфокоммуникационных технологий. Материалы XII Российской научно-методической конференции. Самара, 2024. С. 193-194.
6. Белова Н.В. Предпринимательство как вектор стратегического развития высшей школы / Н.В. Белова // Экосистема предпринимательского университета: стратегические реакции в эпоху изменений. Материалы Международной научно-практической конференции. Кубанский государственный университет. 2023. С. 20-24.
7. Фролова И.А. Институциональная активность российской высшей школы в обучении предпринимательству / И.А. Фролова, Р.И. Зинурова // Управление устойчивым развитием. 2016. № 4(05). С. 51-55.
8. Колмыкова Т.С. Формирование предпринимательского мышления в подготовке кадров для цифровой экономики региона / Т.С. Колмыкова, И.В. Лобанов // Регион: системы, экономика, управление. 2024. № 1(64). С. 82-87.
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
References:
1. Kotelevskaya Yu.V. Institutional approach in the study of the formation and development of infrastructure of small and medium-sized businesses and higher education / Yu.V. Kotelevskaya // Finansovyj menedzhment. 2024. № 2. P. 149-156.
2. Hachev M.M. The Problem of Entrepreneurship in Regional Higher Education / M.M. Hachev, S.A. Temmoeva // Uspekhi gumanitarnyh nauk. 2019. № 6. P. 182-185.
3. Kozhemyakina V.A. A New Look at the Integration of Education and Entrepreneurship in Higher Education / V.A. Kozhemyakina; red. I.G. Vorob'eva // Biznes i obrazovanie: integracionnaya model razvitiya. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. 2014. P. 22-26.
4. Kashuk L.I. Development of youth entrepreneurship in the higher education system / L.I. Kashuk, S.V. Bespalyj, A.R. Soltangazinov // Statistika, uchet i audit. 2019. № 4(75). P. 136-140.
5. Kudryashov A.A. Formation of technological entrepreneurship competencies in higher education / A.A. Kudryashov // Actual problems of higher education in the field of infocommunication technologies. Proceedings of the XII Russian scientific and methodological conference. Samara, 2024. P. 193-194.
6. Belova N.V. Entrepreneurship as a vector of strategic development of higher education / N.V. Belova // Ecosystem of an entrepreneurial university: strategic reactions in the era of change. Proceedings of the International scientific and practical conference. Kuban State University. 2023. P. 20-24.
7. Frolova I.A. Institutional activity of Russian higher education in entrepreneurship education / I.A. Frolova, R.I. Zinurova // Sustainable Development Management. 2016. № 4(05). P. 51-55.
8. Kolmykova T.S. Formation of entrepreneurial thinking in training personnel for the regional digital economy / T.S. Kolmykova, I.V. Lobanov // Region: systems, economy, management. 2024. № 1(64). P. 82-87.
Информация об авторах
Нехайчук Дмитрий Валериевич
доктор экономических наук,
профессор,
доцент кафедры,
Севастопольский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова [email protected]
Dmitry V. Nekhaychuk
Doctor of Economics, Professor,
Associate Professor, Sevastopol branch
of Plekhanov Russian University of Economics [email protected]
Шевчук Игорь Андреевич
доктор медицинских наук,
профессор,
директор,
Севастопольский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова [email protected]
Igor A. Shevchuk
Doctor of Medical Sciences,
Professor,
Director,
Sevastopol branch
of Plekhanov Russian University of Economics [email protected]