Научная статья на тему 'Управление развитием малого бизнеса в целях налогового стимулирования'

Управление развитием малого бизнеса в целях налогового стимулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЛЬГОТНЫЕ УСЛОВИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / НАЛОГ ОБОБЩЕННОГО ВИДА / SMALL BUSINESS / INNOVATIVE ENTERPRISES / TAXATION CONCESSIONARY TERMS / TAX MODES / THE TAX OF THE GENERALIZED KIND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрофанова И.А., Волкова Ю.И.

В данной статье авторами анализируются основные факторы, препятствующие эффективному функционированию сферы малого бизнеса, в особенности уделяется внимание деятельности малых инновационных предприятий. Рассматривается существующая система налоговых льгот для данной категории хозяйствующих субъектов, описаны ее характерные недостатки и преимущества. Авторами представлен один из методов реформирования действующего упрощенного режима относительно инновационных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTION OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN ORDER TO TAX ENCOURAGEMENT

In this article the major factors hindering effective functioning of small business sphere are analyzed by authors, in particular the attention of activity of the small innovative enterprises is paid. The existing system of tax privileges for these economic agents is considered, the main lacks and advantages of this system are described. One of methods of reforming of the operating simplified regime of the taxation concerning the innovative organizations is presented by authors.

Текст научной работы на тему «Управление развитием малого бизнеса в целях налогового стимулирования»

Проблемы экономики и менеджмента

2. Абрамов М.Д. Снижение налогов на производство как способ повышения эффективности экономики // Налоговые споры: теория и практика. 2008. № 3.С. 16.

3. Милаков И.С. Комментарии к статье «Путь от налоговой оптимизации до налогового преступления» // Горячая линия бухгалтера. 2008. № 20. С. 34.

4. Митрофанова И. В., Митрофанова И. А. Федеральные налоги и сборы с организаций: учеб. пособие. Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2010. С. 38.

5. Налоговые льготы в России [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

6. Налоговый кодекс Российской Федерации. С изменениями на 10.08.2011: М.: Эксмо 2011.

List of references:

1. Law of the Russian Federation of 27.12.1991 N 2116-1 (as amended on 08.06.2001) "On taxes on profits of enterprises and organizations" [electronic resource] / / Consultant Plus. Mode of access: : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32930/

2. Abramov M.D. Reducing taxes on production as a way to improve the efficiency of the economy / / Tax Disputes: Theory and Practice. 2008. Number 3.

3. Milacov I.S. Comments on the article "The Path of tax optimization schemes to tax crimes" / / Hotline accountant. 2008. № 20.

4. Mitrofanova I.V, Mitrofanova I.A. Federal taxes and fees of organizations: educational. allowance. Volgograd: Volgograd State Technical University, 2010. S. 38.

5. Tax Code of the Russian Federation. With the changes to 10/08/2011: M.: Eksmo 2011.

6. Tax incentives in Russia [electronic resource] / / Wikipedia. The Free Encyclopedia. Mode of access: http://ru.wikipedia.org/wiki/

И.А. Митрофанова

кандидат экономических наук, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»

Ю.И. Волкова

студент, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЦЕЛЯХ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье авторами анализируются основные факторы, препятствующие эффективному функционированию сферы малого бизнеса, в особенности уделяется внимание деятельности малых инновационных предприятий. Рассматривается существующая система налоговых льгот для данной категории хозяйствующих субъектов, описаны ее характерные недостатки и преимущества. Авторами представлен один из методов реформирования действующего упрощенного режима относительно инновационных организаций.

Ключевые слова: малый бизнес, инновационные предприятия, льготные условия налогообложения, налоговые режимы, налог обобщенного вида.

I.A. Mitrofanova, Volgograd State Technical University

Yu.I. Volkova, Volgograd State Technical University

№ 4 - 2011

81

Проблемы экономики и менеджмента

DIRECTION OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN ORDER TO TAX ENCOURAGEMENT

Abstract. In this article the major factors hindering effective functioning of small business sphere are analyzed by authors, in particular the attention of activity of the small innovative enterprises is paid. The existing system of tax privileges for these economic agents is considered, the main lacks and advantages of this system are described. One of methods of reforming of the operating simplified regime of the taxation concerning the innovative organizations is presented by authors.

Keywords: small business, innovative enterprises, taxation concessionary terms, tax modes, the tax of the generalized kind.

Рассматривая все существенные преимущества сферы малого бизнеса (возможность развития творческой деятельности, оздоровление экономики, решение проблемы занятости населения и т.д.), в настоящее время остро заметна проблема открытия и эффективного функционирования инновационных организаций, доля которых составляет примерно 1,5-3% от общего количества малых и средних предприятий.

Среди внутренних факторов, препятствующих развитию предприятий инновационной сферы, необходимо выделить недостаток квалифицированного персонала и информации о новых технологиях и рынках сбыта, а также неразвитость кооперационных связей.

В качестве внешних экономических барьеров следует отметить недостаток денежных средств и финансовой поддержки со стороны государства, несовершенство нормативно - законодательной базы, высокую стоимость нововведений и значительный экономический риск. Без целенаправленной инновационной политики и государственной поддержки невозможно преодолеть сложившиеся тенденции.

В связи с этим правительству РФ необходимо пересмотреть существующее налоговое законодательство, усовершенствовав механизм налоговых льгот, которые выступают основным инструментом снижения налогового бремени, тем самым стимулируя работу предприятий, обеспечивая соблюдение налогового законодательства, и как следствие, рост доходов государства [3, С. 2].

В настоящее время существуют налоговые льготы для малого бизнеса в виде упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость [4, С. 155].

В Налоговом кодексе РФ выделено два основных налоговых режима касательно деятельности малых предприятий.

1. Общая система налогообложения. Субъекты малого предпринимательства уплачивают налоги всех уровней бюджета, установленные Налоговым кодексом РФ (федеральные, региональные и местные). Характерной особенностью данного режима является уплата предприятием налога на добавленную стоимость, если сумма выручки за квартал не превышает 2 000 000 руб. без учета налога на добавленную стоимость. Еще одной чертой деятельности малых предприятий в условиях общего режима налогообложения является выплата налога на прибыль, налога на имущество и обязательных страховых взносов.

2. Система налогообложения в виде специальных налоговых режимов (система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей - ЕСХН, упрощенная система налогообложения - УСН, система налогообложения в виде единого налога

82

№ 4 - 2011

Проблемы экономики и менеджмента

на вмененный доход для отдельных видов деятельности - ЕНВД) [5, С. 562, 579, 600].

По упрощенной системе налогообложения работают всего лишь 50 000 малых предприятий, что составляет 10% от общего числа зарегистрированных субъектов малого бизнеса [3, С. 7]. Данный факт объясняется рядом недостатков действующего режима, к числу которых можно отнести:

1) ограничения по переходу на данную систему налогообложения;

2) вынужденный характер возврата к общему режиму налогообложения с большими налоговыми затратами при потере прав использования «упрощенки»;

3) невозможность возвратиться в общую систему налогообложения на протяжении одного года при нарушении определенных правил;

4) реальные трудовые затраты на ведение учета по расходам при использовании объекта налогообложения «доходы за минусом расходов»;

5) необходимость взимания минимального налога при убыточной деятельности предприятия.

Следует отметить, что доходы, полученные от взимания налогов по упрощенной системе налогообложения, крайне малы. В целом по РФ величина данных поступлений составляет около 2% от общего объема налоговых платежей [2, С. 37]. Если анализировать темпы прироста поступлений по налоговым режимам в РФ, то здесь прослеживаются их неравномерность (рис.).

Рисунок - Темпы прироста по специальным налоговым режимам в РФ, % (авт.)

Относительно всех «специальных режимов» нельзя не перечислить их основные преимущества для субъектов малого бизнеса по сравнению с общим режимом налогообложения:

- меньшее количество взимаемых налогов. Если по общей системе с малого предприятия должно взиматься четыре налога, то в «упрощенке» - всего один (единый налог) [1, С. 34];

- расчет единого налога достаточно прост, вследствие чего налогоплательщику приходится оформлять только одну налоговую декларацию, то есть при данном режиме происходит снижение налоговой отчетности;

№ 4 - 2011

83

Проблемы экономики и менеджмента

- налогоплательщик при «упрощенке» сам в состоянии решить, как он будет уплачивать свой налог: или с полученного им дохода или с сальдо доходов и расходов.

В настоящее время данные налоговые льготы в виде упрощенных режимов, благодаря которым субъектам малого предпринимательства предоставляются льготные условия налогообложения, доступны, к сожалению, не всем сферам предпринимательства.

На практике существующие налоговые льготы облегчают положение лишь предпринимателей, занимающихся розничной торговлей и оказанием услуг населению. Льготы, уменьшающие налоговое бремя тех малых предприятий, которые занимаются научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, делают для других фирм крайне невыгодным деловое партнерство с ними.

Таблица - Элементы налогообложения по специальному (льготному) налогу для малых инновационных предприятий

Элементы налогообложения Признаки элементов налогообложения

Налогоплательщики Юридические лица - малые предприятия различных отраслей перерабатывающей отрасли, занимающиеся разработками и внедрением новых видов наукоемкой и инновационной продукции и технологий, электрических приборов различного назначения и др.

Объект налогообложения Доходы, полученные от занятия предпринимательской инновационной деятельностью.

Налоговая база Добавленная стоимость, созданная предприятием, которая рассчитывается исходя из данных бухгалтерского баланса как разность между выручкой и соответствующими затратами на производство и внедрение своего продукта. В данные затраты не входит заработная плата работников предприятия.

Налоговая ставка Чтобы избежать или минимизировать вышеописанную проблему, необходимо установить не одну налоговую ставку, а несколько, к примеру, от 15 до 35%, именно с тем, чтобы налогоплательщик, утративший право на применение некоторой льготной ставки по данному налоговому режиму, мог использовать в дальнейшем этот налоговый режим, но уже по более высокой налоговой ставке.

Налоговый период Календарный год, при этом отчетность должна совершаться только по истечении налогового периода.

Порядок исчисления и уплаты Юридические лица самостоятельно исчисляют сумму аванса по общему налогу с зачетом сумм, перечисленных в бюджет государства в предыдущие месяцы или кварталы, исходя из добавленной стоимости, которую создала организация, и соответствующей ставки налога.

Порядок и сроки уплаты Уплата налога в течение налогового периода осуществляется в виде авансовых платежей по итогам каждого месяца или квартала, но не позднее 20 числа соответствующего месяца или 25 числа третьего месяца.

Источник: сост. авт.

Решением данной проблемы является введение такого льготного режима для инновационных предприятий, который, в свою очередь, должен заменить все существующие налоги, предусмотренные общей системой налогообложения, включая платежи во внебюджетные фонды и, что самое главное, сохранив при этом налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. Вследствие чего малое инновационное предприятие при любых обстоятельствах будет считаться плательщиком налога на добавленную стоимость и тем самым покупатели товаров этих фирм, также выплачивающие налог на добавленную стоимость, смогут зачесть данный налог на счета-фактуры, полученные

84

№ 4 - 2011

Проблемы экономики и менеджмента

от организаций, которые используют этот льготный режим [6, С. 47].

Представленный налог обобщенного вида должен иметь регрессивную шкалу налогообложения, то есть должен исходить из такого принципа: чем больше предприятие внедрило и произвело инновационных продуктов и услуг через покупку высокотехнологичного оборудования, патентов и пр., тем меньше будет ставка налогообложения.

Несмотря на то, что специальный налоговый режим является механизмом налогового стимулирования малого бизнеса, непосредственного связанного с инновационной деятельностью, предоставлять льготы всем субъектам предпринимательства без каких-либо обязательств с их стороны будет нерациональным [7, С. 50]. Вышеописанный льготный налог должен принуждать перешедшие на него предприятия в полной мере развиваться, для чего необходимо ограничить срок применения данного режима -от 5-ти до 8-ми лет.

В связи с тем, что в расходах научных и инновационных организаций удельный вес (от 50 до 80%) составляют налоговые платежи по оплате труда и социальным отчислениям и выплаты по налогу на добавленную стоимость, то они несут высокую налоговую нагрузку [4, С. 128] по сравнению с предприятиями других отраслей экономики. В результате инновационным организациям достаточно сложно начать свое развитие вследствие нехватки первоначального капитала (из-за дороговизны закупаемого оборудования, патентов и др.) и высокого налогового бремени. Следовательно, необходимо не только усовершенствовать существующие льготные режимы для сферы малого инновационного бизнеса, но и детально анализировать их работу на практике.

Таким образом, если государство действительно заинтересовано в построении и развитии инновационной сферы, то необходимо:

- минимизировать административные барьеры и практиковать внедрение усовершенствованных льгот;

- усовершенствовать нормативно-правовые условия и механизм государственного регулирования (реализация законодательных актов по созданию партнерских отношений между властью и бизнесом, развитие саморегулирования малого предпринимательства, проведение эффективной конкурентной политики и т.д.);

- создать налоговую систему, поддерживающую и стимулирующую развитие малого бизнеса в сфере инноваций.

Список литературы:

1. Васюченкова Л. В. Налоговый учет при применении упрощенной системы // Финансы. 2008. № 3. С. 33-35.

2. Гринкевич Л. С., Дорошенков А. С. Налогообложение малого бизнеса в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2010. № 41. С. 34-39.

3. Любушин Н. П., Ивасюк Р. Я. Анализ систем налогообложения, применяемых предприятиями малого бизнеса // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 2.

С. 2-12.

4. Митрофанова И. А. Модернизация механизма налогообложения прибыли хозяйствующих субъектов: дис. ... канд. экон. наук. Волгоград: Волгоградский гос. университет, 2011. 197 с.

5. Налоговый Кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: текст с изм. и доп. на 20 сентября 2011 г. - М.: Эксмо, 2011. 672 с.

№ 4 - 2011

85

Проблемы экономики и менеджмента

6. Подшивалова М. В. Инструменты налогового регулирования малого инновационного бизнеса // Финансы и кредит. 2009. № 45. С. 44-50.

7. Предеха В. Н. О налоговом стимулировании малого бизнеса в городском округе // Финансы. 2009. № 2. С. 47-50.

List of references:

1. Vasyuchenkova L. V. Tax accounting of application of simplified system // Finance. 2008. № 3. P.

33 - 35.

2. Grinkevich L. S., Doroshenkov A. S. Taxation of small business in the Russian Federation // Finance and credit. 2010. № 41 (425). P. 34 - 39.

3. Lyubushin N. P., Ivasyuk R. Ya. The analysis of the taxation systems applied by the enterprises of small business // Economic analysis: the theory and practice. 2010. № 2 (167). P. 2 - 12.

4. Mitrofanova I. A. The modernization of the profit taxation mechanism of economic agents: the dissertation of PhD of economic sciences. Volgograd. Volgograd State University, 2011. 197 p.

5. Tax code of the Russian Federation. Volumes 1 and 2: text with changes and additions for september, 20th 2011. - M.: Eskmo, 2011. 672 p.

6. Podshivalova M. V. Tools of tax regulation of small innovative business // Finance and credit. 2009. № 45. P. 44 - 50.

7. Predeha V. N. About tax stimulation of small business in city district // Finance. 2009. № 2. P. 47 - 50.

Ю.В. Ткачева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат экономических наук, ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет»

Л.А. Запорожцева

кандидат экономических наук, ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет»

УСТОЙЧИВЫЙ РОСТ КАК ОСНОВА ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. В статье обосновывается целесообразность применения метода «треугольника» для преодоления несостоятельности. Этот инновационный инструмент выражает экономические законы и правила планирования и контроля развития предприятий.

Ключевые слова: несостоятельность, устойчивый рост, предприятие.

J.V. Tkacheva, Voronezh state agrarian university

L.A. Zaporozhtseva, Voronezh state agrarian university

STEADY GROWTH AS THE BASIS OF THE MECHANISM OF OVERCOMING OF THE INSOLVENCY OF THE ENTERPRISE

Abstract. In article the expediency of application of a method of "triangle" for insolvency overcoming is proved. This innovative tool expresses economic laws and rules of planning and the control of development of the enterprises.

Keywords: insolvency, steady growth, enterprise.

В современной практике привычным стало банкротство финансово несостоятельных предприятий. Такой факт вполне оправдан с точки зрения рыночной экономи-

86

№ 4 - 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.