УДК 658.012:005.95
Е. В. ЯКОВЛЕВА
Омский государственный технический университет
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛА ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ
Представлены выводы и результаты аналитического исследования, комплексно раскрывающие основные аспекты состояния и динамики в управлении развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности на теоретическом уровне, позволившие сформировать авторскую позицию в исследуемом сегменте управления персоналом.
Ключевые слова: управление развитием, интеллектуализация персонала, инновационные предприятия промышленности, теоретические аспекты.
В последнее время интеллектуализация, как относительно автономный, сложноорганизованный и многогранный процесс привлекает внимание многих исследователей проблем экономики и управления при осмыслении экономических явлений, порождаемых современной социально-экономической трансформацией, влекущей возрастающую роль различных интеллектуальных ресурсов, а в особенности — ресурсов человека как исключительного «носителя» интеллекта. Составной частью проводимых научных дискуссий является проблема разрешения противоречия между существующим интеллектуальным уровнем работников промышленности России и требованиями качества, предъявляемыми к современной рабочей силе, исходя из задачи технологического прорыва современной российской экономики на инновационной основе.
В общей сложности исследованию экономической сущности интеллектуализации прямо или косвенно посвящено немало современных отечественных и зарубежных научных работ, связанных с изучением различных её сторон. Автором идентифицированы следующие иерархические уровни и формы интеллектуализации современной экономики, свидетельствующие о проникновении интеллектуализации практически во все её сферы, включая управление персоналом современных производственных систем промышленности (табл. 1).
Проведенный анализ и систематизация научных представлений об интеллектуализации экономики позволили сделать следующие выводы о состоянии и тенденциях в управлении развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности на теоретическом уровне.
1. В экономической научной среде сегодня активно обсуждаются различные проблемные вопросы, связанные с интеллектуализацией экономики. Выявленные отдельные концептуальные направления исследований интеллектуализации экономики, соответствующие исходной области своего происхождения и научной специализации, представляют
собой лишь некоторые фрагменты различной степени зрелости, относящиеся к разнообразным секторам экономической науки и имеющие в большей степени косвенное отношение к управлению развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности.
2. Управленческое направление исследований интеллектуализации экономики представлено, с одной стороны, в области управления персоналом (развитие человеческих ресурсов, инновационное управление персоналом), а с другой — присутствует в сфере управления нематериальным ресурсным компонентом и интеллектуальными производными от него (интеллектуальным капиталом, например), т. е. различными интеллектуальными объектами экономики, в том числе интеллектуальными ресурсами человека.
3. Проблемой, в принципе не раскрытой в ранее проводимых исследованиях в России и за рубежом, является управление интеллектуализацией, как каким бы то ни было процессом (в любой интерпретации) с выявлением специфических особенностей его природы и раскрытием содержания в качестве объекта управления.
4. Проблематика управления развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности, как, несомненно, актуальным и особенным с точки зрения его внутреннего содержания процессом, тем более не является объектом пристального научного интереса в российской и зарубежной экономической науке.
5. Потенциал формирования управления развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности как нового научного направления заложен, прежде всего, в области управления персоналом (инновационное управление персоналом, развитие человеческих ресурсов), а также — в области менеджмента (инновационный менеджмент, управление интеллектуальными объектами). Кроме того, теоретический базис образуют научные результаты направлений,
Уровни и формы интеллектуализации современной экономики
УРОВНИ ФОРМЫ
Индивидуальный Интеллектуализация на индивидуальном уровне — личностный интеллектуальный рост
Микроуровень Интеллектуализация организации (предприятия). Интеллектуализация отдельных сфер и видов деятельности предприятия. Интеллектуализация производственных отношений. Интеллектуализация средств и предметов труда. Интеллектуализация персонала (трудового коллектива). Интеллектуализация трудовой деятельности
Мезо-уровень Интеллектуализация территории. Интеллектуализация отрасли. Интеллектуализация корпорации. Интеллектуализация населения. Интеллектуализация человеческих ресурсов. Интеллектуализация трудовых ресурсов
Макроуровень Интеллектуализация мировой экономики. Интеллектуализация отдельных национальных хозяйств
активно развивающихся в последнее десятилетие, посвященные общим проблемам интеллектуализации экономики (включая интеллектуализацию трудовой деятельности, персонала), в том числе её управленческим аспектам.
6. В настоящее время теорию управления развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности необходимо рассматривать как зарождающееся направление исследований с не устоявшейся терминологией, формирующееся на стыке выше указанных научных направлений (управления персоналом, менеджмента и интеллектуализации экономики).
7. Существенное влияние на формирование теории управления развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности оказывают современные тенденции теории инноваций, инновационных предприятий (компаний), постулирующие обусловленность глубоких структурных изменений в экономической, социальной и политической сферах инновационно-технологическим развитием, уделяя пристальное внимание экономическому механизму осуществления инноваций, практическим вопросам коммерциализации технологий, обоснованию технологической квазиренты (получению сверхприбыли в период распространения эффективных инноваций). Причем влияние данных теорий (инноваций, инновационных предприятий) особенно актуально в условиях наблюдаемого обострения конкуренции национальных инновационных систем различного уровня (от микро- до макро-) за необходимые ресурсы, среди которых все более значимую роль приобретают ресурсы, детерминируемые человеческим фактором, а именно, его интеллектуальной составляющей.
В целом, выполненный автором комплексный обзор отечественной и зарубежной научной литературы, с целью выявления и анализа тенденций, определяющих состояние теории управления развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности, показал неохваченность научными разработками множественных аспектов управления интеллектуализацией и её развитием в сфере экономики. В том числе, отсутствуют исследования, посвященные управ-
лению интеллектуализацией персонала, особенно, учитывающие специфику инновационного характера производственных задач современного промышленного предприятия.
Наблюдаемое состояние теории управления развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности и научный опыт, накопленный в смежных теоретических областях, повлияли на формирование авторской позиции в предметной области исследования.
Специфика управления развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности обусловлена, главным образом, не традиционностью объекта управления в виде процесса интеллектуализации персонала, который впервые рассматривается в качестве объекта управленческого воздействия, направленного на его развитие. Между тем в современных научных экономических кругах распространено представление о сущности интеллектуализации персонала (трудовых ресурсов) как о процессе (или результате) повышения интеллектуального уровня работников, обусловленного изменением характера и роли труда в условиях постиндустриальных перемен в экономике. Данное представление сформировано, в частности, по работам П. Друкера [1], Р. Флориды [2], Б. З. Мильнера [3]. В соответствии с такой позицией в научных публикациях используемы понятия: интеллектуальный работник, работник умственного (интеллектуального) труда, работник знания, информационный работник и др. При этом интеллектуальный уровень работников характеризуют, как правило, достигнутым уровнем профессиональной подготовки персонала.
Учитывая и разделяя, общепринятое в современных научных кругах понимание сущности интеллектуализации персонала как процесса (или результата) повышения интеллектуального уровня работников, обусловленного изменением характера и роли труда в условиях постиндустриальных перемен в экономике, автором отдано предпочтение процессной позиции в воспроизводственной интерпретации. Ресурсная эксклюзивность интеллекта человека, являющегося безальтернативным источником экономических преобразований на инновационной
о
от
Е
Т
ЭТАП 1.
Прогнозирование ц[и~ планирование интеллектуального потенциала персонала: установление потребности предприятия на настоящий (будущий) период в определенном уровне интеллектуального потенциала персонала
ЭТАП 2.
\ Формирование интеллектуального потенциала персонала:
кадровый подбор, отбор, а, также формированиР кадрового резерва для реализации
инновационных планов предприятия
ЭТАП 5. Преобразование интеллектуального потенциала персонала
в экономический потенциал инновационного предприятия
ЭТАП 3. Развитие интеллектуального потенциала персонала:
интеллектуальное ч совершенствование персонала в соответствии с потребностями сферы
инноваций
Интеллектуализация персонала -
инфраструктурный по отношению к инновационной деятельности предприятия сервис-процесс воспроизводства интеллектуального потенциала персонала
£
ЭТАП 4. Использование интеллектуального потенциала персонала
в инновационном процессе предприятия посредством обеспечения инновационной активности персонала
V
Рис. 1. Структура воспроизводственного цикла интеллектуализации персонала
основе, предопределила выбор воспроизводственной интерпретации сущности и содержания интеллектуализации персонала в виде специфичного, с точки зрения воспроизводственных особенностей, процесса, обусловливающего эффективность инновационной сферы современного предприятия.
Данная авторская позиция [4] позволяет формализовать процесс интеллектуализации персонала в виде последовательности взаимосвязанных воспроизводственных стадий, в качестве которых определены стадии: прогнозирования и планирования, формирования, развития, использования и преобразования интеллектуального потенциала персонала в инновационном процессе. Структурная модель воспроизводственного цикла интеллектуализации персонала (ЦИП), основанная на авторской воспроизводственной интерпретации и, раскрывающая смысловое значение его ключевых стадий, показана на рис. 1. Таким образом, интеллектуализация персонала в авторской интерпретации — это воспроизводственный процесс интеллектуальных возможностей, а точнее, интеллектуального потенциала персонала, в виде определенной последовательности этапов: прогнозирования и планирования, формирования и развития, использования и преобразования интеллектуального потенциала персонала в инновационном процессе (непосредственно — в интеллектуальный капитал персонала, а косвенно — в интеллектуальный капитал предприятия). Данная воспроизводственная авторская трактовка расширяет более распространенное в экономических научных кругах представление о сущности интеллектуализации персонала как о процессе, исключительно повышения (развития) интеллектуального уровня работников.
В результате управления развитием интеллектуализации персонала инновационного предприятия необходимо обеспечить восходящую последовательность циклов интеллектуализации персонала, т. е. — расширенное воспроизводство интеллектуального потенциала персонала, направленное на развитие инновационных компетенций работников в соответствии с эволюционирующими потребностями инновационной сферы предприятия.
Представленный взгляд автора, детерминированный теоретическими наработками, с одной стороны, и современными управленческими проблемами в
интеллектуально-ресурсной сфере предприятий — с другой, расширяет сложившийся диапазон мнений о сущности интеллектуализации персонала в качестве объекта управления, формируя новое теоретико-концептуальное течение, что может быть положено в основу развития традиционных представлений об управлении персоналом инновационного предприятия.
Практическое значение предлагаемой воспроизводственной интерпретации интеллектуализации персонала можно выразить в виде возможности решения на данной воспроизводственной основе ряда специфических управленческих проблем, характерных для предметной области исследования, сводящихся в итоге к одной ключевой, — обеспечению эффективного использования интеллектуального потенциала персонала в инновационных процессах, т. е. его наиболее полного использования при условии качественного соответствия стратегическим интересам предприятия в области инноваций.
Исходя из представленной воспроизводственной сущности, определены основные элементы содержания процесса интеллектуализации персонала, характеризующие его как специфичный объект управления и позволяющие сформировать адекватную модель системы и механизм управления в данной предметной области (табл. 2). В качестве основных элементов, раскрывающих нетрадиционность содержания воспроизводственного процесса интеллектуализации персонала как объекта управления представлены: его предметная сущность и объектное основание, воспроизводственная специфика, структура, свойства, внутрифирменные субъекты, а также условия эффективной реализации воспроизводственного процесса, принципиальные нормы организации управления, характеристики уровня интеллектуализации персонала (уровня её развития).
Основываясь на: а) авторской воспроизводственной интерпретации интеллектуализации персонала; б) теоретических и практических предпосылках необходимости эволюционирования теории управления персоналом в сегменте управления развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности; в) синтезе ряда научных направлений: управления человеческими ресурсами, развивающего и инновационного
Интеллектуализация персонала: воспроизводственная интерпретация
Элементы
Содержательная характеристика
Предметная сущность
Интеллектуальное совершенствование персонала как коллективного субъекта процесса инноваций и повышение эффективности использования интеллектуальных ресурсов работников в инновационных целях
Объектное основание
Интеллектуальный потенциал персонала (коллективный уровень уровень трудового коллектива)
Воспроизводственная специфика
Воспроизводство интеллектуального потенциала персонала в соответствии с внутрифирменными потребностями в сфере инноваций
Структура
воспроизводственного цикла
Стадии прогнозирования и планирования, формирования, развития, использования интеллектуального потенциала персонала и его преобразования в инновационном процессе
и ц
цн
Я Я
уб
А. Субъект управления интеллектуализацией персонала инновационного предприятия: субъекты службы управления персоналом и/или руководители интеллектуально-инновационных подразделений (команд, проектов, отделов НИОКР, производственных высокотехнологичных подразделений по выпуску новой продукции (услуг) и т.п.) — в зависимости от организационного решения по включению интеллектуализации персонала в инновационную деятельность
° §
си рр
ст п
° I
в ци зц
а
осту в кт
Б. Персонал инновационной сферы как «носитель» интеллектуального потенциала. Форма деятельности — интеллектуально-инновационная: а) интеллектуальная деятельность: направлена на работу с информацией с целью продуцирования нового знания — интеллектуального продукта (субъекты: исследователи, техники, вспомогательный и прочий персонал); б) инновационная деятельность: направлена на трансформацию различных результатов интеллектуальной деятельности в инновационную продукцию,
реализуемую на рынке, или технологический процесс, используемый в практической деятельности (субъекты: широкий спектр работников предприятия, имеющих прямое или косвенное отношение к процессу инноваций).
Основные условия
эффективного
воспроизводства
А. Ресурсная обеспеченность (кадровая, финансовая, материально-техническая,
информационная). Б. Управляющее воздействие (организационно-экономическое, морально-психологическое)
Принципиальные нормы организации управления
А. Общие: общечеловеческие (морально-нравственные, этические), правовые и др.
Б. Специфические: управленческой этики и организационной культуры инновационного предприятия, представляющего собой сложнейшую научно-производственную систему, обеспечивающую прогрессирующую реализацию циклов «исследование — производство»
Уровень
интеллектуализации персонала (уровень её развития)
Характеризуем:
а) уровнем организованности воспроизводственного процесса (комплексностью воспроизводственных этапов, представленных на предприятии, и надежностью связей между ними); б) результативностью воспроизводства (достижением целевых рубежей интеллектуализации персонала)
ан с нн сон ео
и 5
оц
ра
прова
тн
со дс
си рр
ои
ри
ви
— ресурсозависимость;
— восходящая цикличность: новый цикл интеллектуализации — новая плоскость более
высокого уровня решаемых инновационных задач; — структурность; — длительность во времени; — управляемость: зависит от полноты охвата процесса функциями управления;
— адаптивность (гибкость): структурная, организационная, ресурсная;
— относительная рефлексивность: функционирование относительно слабо поддается
формализации;
— вероятностная зависимость от случайных событий: функционирует
в условиях действия большого количества случайных факторов, необходимо иметь достаточно четкое представление об источниках случайных воздействий; — динамичность: обеспечение возможности приобретения новых качеств и перехода в новое состояние; — устойчивость: относительная нечувствительность к негативным внешним и внутренним
возмущениям;
— непрерывность (состояние возможно оценить в любой точке траектории);
— эффективность (способность достижения целевых показателей);
— жизнеспособность (обобщенная характеристика адаптации, устойчивости, гибкости);
— надежность (способность в течение заданного периода времени выполнять необходимые функции);
— внутренняя и внешняя безопасность (безопасность воздействия
на внешнюю и внутреннюю среду)
о
от
Е
Т
Идентификация нового понятия
Термин Дефиниция Автор
Инновационное управление персоналом Управление, основанное на развитии творческого потенциала работников, направленное на мотивацию и стимулирование инновационного поведения В. К. Потемкин, К. Е. Прозоровская, 2003 г.
Развитие человеческих ресурсов Совершенствование связанных с рабочей деятельностью знаний и поведения с использованием широкого спектра обучающих методов и стратегий Д. Джой-Меттьюз, Д. Меггинсон, М. Сюрте, 2006 г.
Управление интеллектуальным капиталом Размещение и использование ресурсов интеллектуального капитала, а также управление ими и их трансформацией в традиционные экономические ресурсы Й. Руус, С. Пайк, Л. Фернстрём, 2010 г.
Управление интеллектуальным потенциалом Целенаправленное воздействие на человеческую составляющую предприятий, ориентированное на приведение в соответствие возможностей работников и целей, стратегий, условий развития в окружающей среде Д. В. Петренко, 2012 г.
Новое понятие — предложение соискателя
Управление развитием интеллектуализации персонала Динамичный и целенаправленный процесс формирования расширенного воспроизводства интеллектуального потенциала персонала, включенный в инновационный цикл предприятия в качестве инфраструктуры интеллектуального сервис-сопровождения
управления персоналом; управления интеллектуальным потенциалом, интеллектуальным капиталом, предлагается к введению в научный оборот новое понятие «управление развитием интеллектуализации персонала» (табл. 3). Основные отличия авторского понятия от известных в научном обороте и применяемых в сфере управления кадровым обеспечением инновационных процессов, заключаются в следующем: 1) в развитии специализации управления в пределах общей проблематики управления персоналом; 2) во впервые представляемом процессе интеллектуализации персонала в качестве объекта управления, причем в авторской воспроизводственной интерпретации; 3) в фокусировании управления именно на комплексе взаимосвязанных воспроизводственных задач, а не только на проблеме развития интеллектуальных ресурсов персонала, доминирующей в исследованиях подобного характера; 4) в конкретизации как направленности, так и содержательности управленческих решений по качественному развитию персонала современных предприятий.
Введение понятия «управление развитием интеллектуализации персонала» позволяет расширить понятийный аппарат исследований в сфере управления развитием интеллектуализации персонала, способствуя научному обоснованию и раскрытию специфики содержания управления развитием интеллектуализации персонала инновационного предприятия. С введением данного понятия расширяется возможность аргументирования необходимости формирования нового направления экономических исследований — управления развитием интеллек-
туализации персонала инновационных предприятий промышленности, функционально и технологически расширяющего управление персоналом на современном предприятии, выводя его за пределы локализованных подразделений и служб по управлению персоналом, приближая непосредственно к процессу инноваций.
Библиографический список
1. Друкер, П. Ф. Менеджмент. Вызовы XXI века / П. Ф. Друкер. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 256 с.
2. Управление знаниями в инновационной экономике : учеб. по специальности «Менеджмент организации» / Под ред. Б. З. Мильнера. — М. : Экономика, 2009. — 598 с.
3. Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида. — М. : Классика-ХХ1, 2011 г. — 432 с.
4. Яковлева, Е. В. Управление инновационно-ориентированным воспроизводством интеллектуального потенциала персонала как теоретико-методологический подход // Управление человеческими ресурсами — основа развития инновационной экономики : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Е. В. Яковлева. — Красноярск : Сибирский гос. аэрокосмический ун-т им. академика М. Ф. Решетнева, 2013. — С. 94 — 99.
ЯКОВЛЕВА Елена Владимировна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры экономики и организации труда. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.06.2015 г. © Е. В. Яковлева