Научная статья на тему 'Управление развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности: исследование теоретических аспектов'

Управление развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности: исследование теоретических аспектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
300
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / MANAGEMENT OF DEVELOPMENT / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕРСОНАЛА / INTELLECTUALIZATION OF THE PERSONNEL / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / INNOVATIVE ENTERPRISES OF THE INDUSTRY / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / THEORETICAL ASPECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева Е.В.

Представлены выводы и результаты аналитического исследования, комплексно раскрывающие основные аспекты состояния и динамики в управлении развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности на теоретическом уровне, позволившие сформировать авторскую позицию в исследуемом сегменте управления персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яковлева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of development of intellectualization of personnel for innovative industry enterprises: research of theoretical aspects

The conclusions and results of analytical research which are in complex show the main aspects of a state and dynamics in management of development of intellectualization of the personnel of the innovative enterprises of the industry at the theoretical level which creates the author's position in the studied human resource management segment.

Текст научной работы на тему «Управление развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности: исследование теоретических аспектов»

УДК 658.012:005.95

Е. В. ЯКОВЛЕВА

Омский государственный технический университет

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛА ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ

Представлены выводы и результаты аналитического исследования, комплексно раскрывающие основные аспекты состояния и динамики в управлении развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности на теоретическом уровне, позволившие сформировать авторскую позицию в исследуемом сегменте управления персоналом.

Ключевые слова: управление развитием, интеллектуализация персонала, инновационные предприятия промышленности, теоретические аспекты.

В последнее время интеллектуализация, как относительно автономный, сложноорганизованный и многогранный процесс привлекает внимание многих исследователей проблем экономики и управления при осмыслении экономических явлений, порождаемых современной социально-экономической трансформацией, влекущей возрастающую роль различных интеллектуальных ресурсов, а в особенности — ресурсов человека как исключительного «носителя» интеллекта. Составной частью проводимых научных дискуссий является проблема разрешения противоречия между существующим интеллектуальным уровнем работников промышленности России и требованиями качества, предъявляемыми к современной рабочей силе, исходя из задачи технологического прорыва современной российской экономики на инновационной основе.

В общей сложности исследованию экономической сущности интеллектуализации прямо или косвенно посвящено немало современных отечественных и зарубежных научных работ, связанных с изучением различных её сторон. Автором идентифицированы следующие иерархические уровни и формы интеллектуализации современной экономики, свидетельствующие о проникновении интеллектуализации практически во все её сферы, включая управление персоналом современных производственных систем промышленности (табл. 1).

Проведенный анализ и систематизация научных представлений об интеллектуализации экономики позволили сделать следующие выводы о состоянии и тенденциях в управлении развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности на теоретическом уровне.

1. В экономической научной среде сегодня активно обсуждаются различные проблемные вопросы, связанные с интеллектуализацией экономики. Выявленные отдельные концептуальные направления исследований интеллектуализации экономики, соответствующие исходной области своего происхождения и научной специализации, представляют

собой лишь некоторые фрагменты различной степени зрелости, относящиеся к разнообразным секторам экономической науки и имеющие в большей степени косвенное отношение к управлению развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности.

2. Управленческое направление исследований интеллектуализации экономики представлено, с одной стороны, в области управления персоналом (развитие человеческих ресурсов, инновационное управление персоналом), а с другой — присутствует в сфере управления нематериальным ресурсным компонентом и интеллектуальными производными от него (интеллектуальным капиталом, например), т. е. различными интеллектуальными объектами экономики, в том числе интеллектуальными ресурсами человека.

3. Проблемой, в принципе не раскрытой в ранее проводимых исследованиях в России и за рубежом, является управление интеллектуализацией, как каким бы то ни было процессом (в любой интерпретации) с выявлением специфических особенностей его природы и раскрытием содержания в качестве объекта управления.

4. Проблематика управления развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности, как, несомненно, актуальным и особенным с точки зрения его внутреннего содержания процессом, тем более не является объектом пристального научного интереса в российской и зарубежной экономической науке.

5. Потенциал формирования управления развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности как нового научного направления заложен, прежде всего, в области управления персоналом (инновационное управление персоналом, развитие человеческих ресурсов), а также — в области менеджмента (инновационный менеджмент, управление интеллектуальными объектами). Кроме того, теоретический базис образуют научные результаты направлений,

Уровни и формы интеллектуализации современной экономики

УРОВНИ ФОРМЫ

Индивидуальный Интеллектуализация на индивидуальном уровне — личностный интеллектуальный рост

Микроуровень Интеллектуализация организации (предприятия). Интеллектуализация отдельных сфер и видов деятельности предприятия. Интеллектуализация производственных отношений. Интеллектуализация средств и предметов труда. Интеллектуализация персонала (трудового коллектива). Интеллектуализация трудовой деятельности

Мезо-уровень Интеллектуализация территории. Интеллектуализация отрасли. Интеллектуализация корпорации. Интеллектуализация населения. Интеллектуализация человеческих ресурсов. Интеллектуализация трудовых ресурсов

Макроуровень Интеллектуализация мировой экономики. Интеллектуализация отдельных национальных хозяйств

активно развивающихся в последнее десятилетие, посвященные общим проблемам интеллектуализации экономики (включая интеллектуализацию трудовой деятельности, персонала), в том числе её управленческим аспектам.

6. В настоящее время теорию управления развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности необходимо рассматривать как зарождающееся направление исследований с не устоявшейся терминологией, формирующееся на стыке выше указанных научных направлений (управления персоналом, менеджмента и интеллектуализации экономики).

7. Существенное влияние на формирование теории управления развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности оказывают современные тенденции теории инноваций, инновационных предприятий (компаний), постулирующие обусловленность глубоких структурных изменений в экономической, социальной и политической сферах инновационно-технологическим развитием, уделяя пристальное внимание экономическому механизму осуществления инноваций, практическим вопросам коммерциализации технологий, обоснованию технологической квазиренты (получению сверхприбыли в период распространения эффективных инноваций). Причем влияние данных теорий (инноваций, инновационных предприятий) особенно актуально в условиях наблюдаемого обострения конкуренции национальных инновационных систем различного уровня (от микро- до макро-) за необходимые ресурсы, среди которых все более значимую роль приобретают ресурсы, детерминируемые человеческим фактором, а именно, его интеллектуальной составляющей.

В целом, выполненный автором комплексный обзор отечественной и зарубежной научной литературы, с целью выявления и анализа тенденций, определяющих состояние теории управления развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности, показал неохваченность научными разработками множественных аспектов управления интеллектуализацией и её развитием в сфере экономики. В том числе, отсутствуют исследования, посвященные управ-

лению интеллектуализацией персонала, особенно, учитывающие специфику инновационного характера производственных задач современного промышленного предприятия.

Наблюдаемое состояние теории управления развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности и научный опыт, накопленный в смежных теоретических областях, повлияли на формирование авторской позиции в предметной области исследования.

Специфика управления развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности обусловлена, главным образом, не традиционностью объекта управления в виде процесса интеллектуализации персонала, который впервые рассматривается в качестве объекта управленческого воздействия, направленного на его развитие. Между тем в современных научных экономических кругах распространено представление о сущности интеллектуализации персонала (трудовых ресурсов) как о процессе (или результате) повышения интеллектуального уровня работников, обусловленного изменением характера и роли труда в условиях постиндустриальных перемен в экономике. Данное представление сформировано, в частности, по работам П. Друкера [1], Р. Флориды [2], Б. З. Мильнера [3]. В соответствии с такой позицией в научных публикациях используемы понятия: интеллектуальный работник, работник умственного (интеллектуального) труда, работник знания, информационный работник и др. При этом интеллектуальный уровень работников характеризуют, как правило, достигнутым уровнем профессиональной подготовки персонала.

Учитывая и разделяя, общепринятое в современных научных кругах понимание сущности интеллектуализации персонала как процесса (или результата) повышения интеллектуального уровня работников, обусловленного изменением характера и роли труда в условиях постиндустриальных перемен в экономике, автором отдано предпочтение процессной позиции в воспроизводственной интерпретации. Ресурсная эксклюзивность интеллекта человека, являющегося безальтернативным источником экономических преобразований на инновационной

о

от

Е

Т

ЭТАП 1.

Прогнозирование ц[и~ планирование интеллектуального потенциала персонала: установление потребности предприятия на настоящий (будущий) период в определенном уровне интеллектуального потенциала персонала

ЭТАП 2.

\ Формирование интеллектуального потенциала персонала:

кадровый подбор, отбор, а, также формированиР кадрового резерва для реализации

инновационных планов предприятия

ЭТАП 5. Преобразование интеллектуального потенциала персонала

в экономический потенциал инновационного предприятия

ЭТАП 3. Развитие интеллектуального потенциала персонала:

интеллектуальное ч совершенствование персонала в соответствии с потребностями сферы

инноваций

Интеллектуализация персонала -

инфраструктурный по отношению к инновационной деятельности предприятия сервис-процесс воспроизводства интеллектуального потенциала персонала

£

ЭТАП 4. Использование интеллектуального потенциала персонала

в инновационном процессе предприятия посредством обеспечения инновационной активности персонала

V

Рис. 1. Структура воспроизводственного цикла интеллектуализации персонала

основе, предопределила выбор воспроизводственной интерпретации сущности и содержания интеллектуализации персонала в виде специфичного, с точки зрения воспроизводственных особенностей, процесса, обусловливающего эффективность инновационной сферы современного предприятия.

Данная авторская позиция [4] позволяет формализовать процесс интеллектуализации персонала в виде последовательности взаимосвязанных воспроизводственных стадий, в качестве которых определены стадии: прогнозирования и планирования, формирования, развития, использования и преобразования интеллектуального потенциала персонала в инновационном процессе. Структурная модель воспроизводственного цикла интеллектуализации персонала (ЦИП), основанная на авторской воспроизводственной интерпретации и, раскрывающая смысловое значение его ключевых стадий, показана на рис. 1. Таким образом, интеллектуализация персонала в авторской интерпретации — это воспроизводственный процесс интеллектуальных возможностей, а точнее, интеллектуального потенциала персонала, в виде определенной последовательности этапов: прогнозирования и планирования, формирования и развития, использования и преобразования интеллектуального потенциала персонала в инновационном процессе (непосредственно — в интеллектуальный капитал персонала, а косвенно — в интеллектуальный капитал предприятия). Данная воспроизводственная авторская трактовка расширяет более распространенное в экономических научных кругах представление о сущности интеллектуализации персонала как о процессе, исключительно повышения (развития) интеллектуального уровня работников.

В результате управления развитием интеллектуализации персонала инновационного предприятия необходимо обеспечить восходящую последовательность циклов интеллектуализации персонала, т. е. — расширенное воспроизводство интеллектуального потенциала персонала, направленное на развитие инновационных компетенций работников в соответствии с эволюционирующими потребностями инновационной сферы предприятия.

Представленный взгляд автора, детерминированный теоретическими наработками, с одной стороны, и современными управленческими проблемами в

интеллектуально-ресурсной сфере предприятий — с другой, расширяет сложившийся диапазон мнений о сущности интеллектуализации персонала в качестве объекта управления, формируя новое теоретико-концептуальное течение, что может быть положено в основу развития традиционных представлений об управлении персоналом инновационного предприятия.

Практическое значение предлагаемой воспроизводственной интерпретации интеллектуализации персонала можно выразить в виде возможности решения на данной воспроизводственной основе ряда специфических управленческих проблем, характерных для предметной области исследования, сводящихся в итоге к одной ключевой, — обеспечению эффективного использования интеллектуального потенциала персонала в инновационных процессах, т. е. его наиболее полного использования при условии качественного соответствия стратегическим интересам предприятия в области инноваций.

Исходя из представленной воспроизводственной сущности, определены основные элементы содержания процесса интеллектуализации персонала, характеризующие его как специфичный объект управления и позволяющие сформировать адекватную модель системы и механизм управления в данной предметной области (табл. 2). В качестве основных элементов, раскрывающих нетрадиционность содержания воспроизводственного процесса интеллектуализации персонала как объекта управления представлены: его предметная сущность и объектное основание, воспроизводственная специфика, структура, свойства, внутрифирменные субъекты, а также условия эффективной реализации воспроизводственного процесса, принципиальные нормы организации управления, характеристики уровня интеллектуализации персонала (уровня её развития).

Основываясь на: а) авторской воспроизводственной интерпретации интеллектуализации персонала; б) теоретических и практических предпосылках необходимости эволюционирования теории управления персоналом в сегменте управления развитием интеллектуализации персонала инновационных предприятий промышленности; в) синтезе ряда научных направлений: управления человеческими ресурсами, развивающего и инновационного

Интеллектуализация персонала: воспроизводственная интерпретация

Элементы

Содержательная характеристика

Предметная сущность

Интеллектуальное совершенствование персонала как коллективного субъекта процесса инноваций и повышение эффективности использования интеллектуальных ресурсов работников в инновационных целях

Объектное основание

Интеллектуальный потенциал персонала (коллективный уровень уровень трудового коллектива)

Воспроизводственная специфика

Воспроизводство интеллектуального потенциала персонала в соответствии с внутрифирменными потребностями в сфере инноваций

Структура

воспроизводственного цикла

Стадии прогнозирования и планирования, формирования, развития, использования интеллектуального потенциала персонала и его преобразования в инновационном процессе

и ц

цн

Я Я

уб

А. Субъект управления интеллектуализацией персонала инновационного предприятия: субъекты службы управления персоналом и/или руководители интеллектуально-инновационных подразделений (команд, проектов, отделов НИОКР, производственных высокотехнологичных подразделений по выпуску новой продукции (услуг) и т.п.) — в зависимости от организационного решения по включению интеллектуализации персонала в инновационную деятельность

° §

си рр

ст п

° I

в ци зц

а

осту в кт

Б. Персонал инновационной сферы как «носитель» интеллектуального потенциала. Форма деятельности — интеллектуально-инновационная: а) интеллектуальная деятельность: направлена на работу с информацией с целью продуцирования нового знания — интеллектуального продукта (субъекты: исследователи, техники, вспомогательный и прочий персонал); б) инновационная деятельность: направлена на трансформацию различных результатов интеллектуальной деятельности в инновационную продукцию,

реализуемую на рынке, или технологический процесс, используемый в практической деятельности (субъекты: широкий спектр работников предприятия, имеющих прямое или косвенное отношение к процессу инноваций).

Основные условия

эффективного

воспроизводства

А. Ресурсная обеспеченность (кадровая, финансовая, материально-техническая,

информационная). Б. Управляющее воздействие (организационно-экономическое, морально-психологическое)

Принципиальные нормы организации управления

А. Общие: общечеловеческие (морально-нравственные, этические), правовые и др.

Б. Специфические: управленческой этики и организационной культуры инновационного предприятия, представляющего собой сложнейшую научно-производственную систему, обеспечивающую прогрессирующую реализацию циклов «исследование — производство»

Уровень

интеллектуализации персонала (уровень её развития)

Характеризуем:

а) уровнем организованности воспроизводственного процесса (комплексностью воспроизводственных этапов, представленных на предприятии, и надежностью связей между ними); б) результативностью воспроизводства (достижением целевых рубежей интеллектуализации персонала)

ан с нн сон ео

и 5

оц

ра

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

прова

тн

со дс

си рр

ои

ри

ви

— ресурсозависимость;

— восходящая цикличность: новый цикл интеллектуализации — новая плоскость более

высокого уровня решаемых инновационных задач; — структурность; — длительность во времени; — управляемость: зависит от полноты охвата процесса функциями управления;

— адаптивность (гибкость): структурная, организационная, ресурсная;

— относительная рефлексивность: функционирование относительно слабо поддается

формализации;

— вероятностная зависимость от случайных событий: функционирует

в условиях действия большого количества случайных факторов, необходимо иметь достаточно четкое представление об источниках случайных воздействий; — динамичность: обеспечение возможности приобретения новых качеств и перехода в новое состояние; — устойчивость: относительная нечувствительность к негативным внешним и внутренним

возмущениям;

— непрерывность (состояние возможно оценить в любой точке траектории);

— эффективность (способность достижения целевых показателей);

— жизнеспособность (обобщенная характеристика адаптации, устойчивости, гибкости);

— надежность (способность в течение заданного периода времени выполнять необходимые функции);

— внутренняя и внешняя безопасность (безопасность воздействия

на внешнюю и внутреннюю среду)

о

от

Е

Т

Идентификация нового понятия

Термин Дефиниция Автор

Инновационное управление персоналом Управление, основанное на развитии творческого потенциала работников, направленное на мотивацию и стимулирование инновационного поведения В. К. Потемкин, К. Е. Прозоровская, 2003 г.

Развитие человеческих ресурсов Совершенствование связанных с рабочей деятельностью знаний и поведения с использованием широкого спектра обучающих методов и стратегий Д. Джой-Меттьюз, Д. Меггинсон, М. Сюрте, 2006 г.

Управление интеллектуальным капиталом Размещение и использование ресурсов интеллектуального капитала, а также управление ими и их трансформацией в традиционные экономические ресурсы Й. Руус, С. Пайк, Л. Фернстрём, 2010 г.

Управление интеллектуальным потенциалом Целенаправленное воздействие на человеческую составляющую предприятий, ориентированное на приведение в соответствие возможностей работников и целей, стратегий, условий развития в окружающей среде Д. В. Петренко, 2012 г.

Новое понятие — предложение соискателя

Управление развитием интеллектуализации персонала Динамичный и целенаправленный процесс формирования расширенного воспроизводства интеллектуального потенциала персонала, включенный в инновационный цикл предприятия в качестве инфраструктуры интеллектуального сервис-сопровождения

управления персоналом; управления интеллектуальным потенциалом, интеллектуальным капиталом, предлагается к введению в научный оборот новое понятие «управление развитием интеллектуализации персонала» (табл. 3). Основные отличия авторского понятия от известных в научном обороте и применяемых в сфере управления кадровым обеспечением инновационных процессов, заключаются в следующем: 1) в развитии специализации управления в пределах общей проблематики управления персоналом; 2) во впервые представляемом процессе интеллектуализации персонала в качестве объекта управления, причем в авторской воспроизводственной интерпретации; 3) в фокусировании управления именно на комплексе взаимосвязанных воспроизводственных задач, а не только на проблеме развития интеллектуальных ресурсов персонала, доминирующей в исследованиях подобного характера; 4) в конкретизации как направленности, так и содержательности управленческих решений по качественному развитию персонала современных предприятий.

Введение понятия «управление развитием интеллектуализации персонала» позволяет расширить понятийный аппарат исследований в сфере управления развитием интеллектуализации персонала, способствуя научному обоснованию и раскрытию специфики содержания управления развитием интеллектуализации персонала инновационного предприятия. С введением данного понятия расширяется возможность аргументирования необходимости формирования нового направления экономических исследований — управления развитием интеллек-

туализации персонала инновационных предприятий промышленности, функционально и технологически расширяющего управление персоналом на современном предприятии, выводя его за пределы локализованных подразделений и служб по управлению персоналом, приближая непосредственно к процессу инноваций.

Библиографический список

1. Друкер, П. Ф. Менеджмент. Вызовы XXI века / П. Ф. Друкер. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 256 с.

2. Управление знаниями в инновационной экономике : учеб. по специальности «Менеджмент организации» / Под ред. Б. З. Мильнера. — М. : Экономика, 2009. — 598 с.

3. Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида. — М. : Классика-ХХ1, 2011 г. — 432 с.

4. Яковлева, Е. В. Управление инновационно-ориентированным воспроизводством интеллектуального потенциала персонала как теоретико-методологический подход // Управление человеческими ресурсами — основа развития инновационной экономики : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Е. В. Яковлева. — Красноярск : Сибирский гос. аэрокосмический ун-т им. академика М. Ф. Решетнева, 2013. — С. 94 — 99.

ЯКОВЛЕВА Елена Владимировна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры экономики и организации труда. Адрес для переписки: elenav12@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 02.06.2015 г. © Е. В. Яковлева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.