Научная статья на тему 'Управление развитием человеческого капитала студенческой молодежи'

Управление развитием человеческого капитала студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / РОССИЙСКОЕ СТУДЕНЧЕСТВО / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / HUMAN CAPITAL / RUSSIAN STUDENTS / EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбакова Марина Владимировна

Статья посвящена определению основных элементов человеческого капитала современной российской молодежи. Были выявлены проблемы становления и управления развитием человеческого капитала российских студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The management of h uman capital of students.

The article is devoted to the identification of the main elements of the human capital of modern Russian youth. The problems of formation and management of development of human capital of Russian students were identified.

Текст научной работы на тему «Управление развитием человеческого капитала студенческой молодежи»

М.В. РЫБАКОВА доктор социологических наук, профессор кафедры социологии управления ФГУ МГУ имени М.ВЛомоносова*

Управление развитием человеческого капитала студенческой молодежи

Статья посвящена определению основных элементов человеческого капитала современной российской молодежи. Были выявлены проблемы становления и управления развитием человеческого капитала российских студентов.

Ключевые слова: человеческий капитал, российское студенчество, система образования.

Rybakova M.V. The management of human capital of students.

The article is devoted to the identification of the main elements of the human capital of modern Russian youth. The problems of formation and management of development of human capital of Russian students were identified.

Keywords: human capital, Russian students, education system.

Развитие современного общества, переход на новый шестой технологический уклад требуют быстрого возрастания темпов внедрения научных и технических инноваций, увеличения значения интеллектуальной, информационной составляющей в различных сферах жизни общества. В инновационной и цифровой экономике роль экспертов и специалистов интеллектуального труда значительно повышается, а значимость и доля неквалифицированного труда, наоборот, уменьшается. Конкурентоспособность государств в настоящее время определяется знаниями, образованием, профессиональной подготовкой человека, инвестициями в человеческий капитал, во многом определяющими положение страны на мировой арене.

Все эти факторы способствовали появлению, развитию и распространению в научном дискурсе и управленческой практике концепции человеческого капитала.

* Рыбакова Марина Владимировна, e-mail: RybakovaMV@spa.msu.ru

Предпосылки концепции человеческого капитала отмечаются в трудах А. Смита, который рассматривал экономические возможности людей в зависимости от полученного образования. Основоположник концепции человеческого капитала Т. Шульц отмечал, что образование как социальный институт формирует «свойства, которые являются ценными и которые могут быть развиты с помощью соответствующих вложений, будут человеческим капиталом»1. Продолжая развивать идеи человеческого капитала с использованием экономического подхода, при анализе образования как социального института, Г.С. Беккер пришел к выводу, что «человеческий капитал начинает рассматриваться как ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы и накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не оборудование или производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности» . Г.С. Беккер отмечал высокую значимость образования и развития персогала в организациях расходов на охрану здоровья, профессиональную мобильность.

В рамках современной концепции человеческого капитала работают и российские ученые С.А. Дятлов3, М.М. Критский4, Н.Н. Кошель5, И.А. Крутий6. Они включают в данный конструкт сферы науки, здравоохранения, культуры, образования, а также совокупность накопленных профессиональных знаний, умений и навыков, способности, мотивации, типы и формы активной деятельности. Выделяют в процессе воспроизводства человеческого капитала циклы на локальном уровне, микроуровне, макроуровне.

На данный момент цель формирования человеческого капитала - это обеспечение такого уровня личностных, про-

1 См.: Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е изд. / Пер. с англ. Под ред. С.К. Мордовина. СПб.: Питер, 2009. - 848 с.

2 См.: Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход // Избранные труды по экономической теории / Пер. с англ. Сост., науч. ред., послес. Р.И. Капелюшников. Предисл. М.И. Левин М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 672 с.

3 См.: Дятлов С.А. Теория человеческого капитала. СПб.: Изд. СПбУЭФ, 2006, с. 39.

4 См.: Критский М.М. Человеческий капитал. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 120 с.

5 См.: Кошель H.H. Обучающийся регион как условие эффективного менеджмента человеческих ресурсов // Образование для устойчивого развития: на пути к обществу знания. Минск, 2005. - 446 с.

6 См.: Крутий И.А., Красина О.В. Человеческий капитал: эволюция представлений // Социологические исследования. 2007, № 8, с. 127-130.

фессиональных качеств, навыков, способностей человека, который обеспечивает эффективное функционирование системы производства, движение к устойчивому развитию общества. Человеческий капитал рассматривается как совокупность нескольких активов:

- физический (в первую очередь здоровье человека);

- интеллектуальный (навыки, знания и т. д.);

- креативный (способность к инновационной деятельности) .

В человеческом капитале выделяют три основные составляющие: здоровье, которое становится не только физиологическим, психологическим состоянием человека, но и здоровым образом жизни; культуру, которая во многом определяет ценности и поведение человека, характер его труда; образование, которое определяет социальный статус человека, основания развития карьеры, включает в себя требования для определенного вида деятельности, возможность человека применить на практике полученные в процессе образования навыки, умения, повышающие его способность к креативности, инновационной деятельности2.

Источниками накопления человеческого капитала являются наука, образование, информация, здравоохранение, культура, искусство.

Воспроизводство человеческого капитала состоит из таких стадий, как: формирование, распределение, использование (функционирование), восполнение (развитие), инвестирование. Каждая из стадий реализуется через определенные социальные институты, социально-экономические системы.

Современное развитие общества диктует высокие требования к формированию человеческого капитала, - это достижение такого уровня личностных, профессиональных качеств, навыков, способностей человека, который обеспечивает эффективное функционирование системы производства, движение к устойчивому развитию общества.

Нанотехнологии, когнитивные науки, социогуманитарные технологии лежат в основе шестого технологического уклада и требуют особого внимания к развитию человеческого,

1 См.: Мельников О.Н., Абрамов Е.Г. Повышение эффективности предпринимательской деятельности как функция эволюции стадий экономического развития организации // Российское предпринимательство, 2006, № 2.

2 См.: Крутий И.А., Красина О.В. Человеческий капитал: эволюция представлений, с. 127-130.

интеллектуального, креативного капитала и, соответственно, становятся необходимыми формирование когнитивных, креативных способностей человека, создание и эффективное использование новых знаний. Происходит формирование человека с разносторонними социальными и интеллектуальными потребностями, соответствующими современному обществу, роль высококвалифицированного труда становится определяющим фактором формирования и развития системы образования нового качества, направленной на совершенствование различных способностей человека.

В этой связи большое значение придается студенчеству как особой социальной группе, имеющей непосредственное отношение к формированию будущей интеллектуальной элиты государства, от которой во многом зависят конкурентоспособность страны и положение ее на мировой арене. Численность студенчества в России достаточно высока -4246 тыс.1. Возрастающая численность студенчества во всем мире позволяет предположить, что данная социальная группа будет все больше наращивать свое значение в обществе и способна оказывать различное влияние на ход общественных преобразований: выступая их субъектом, она может ускорить или затормозить общественный прогресс2.

Можно выделить особенные функции студенческой молодежи: воспроизводственные, трансляционные и инновационные. Студенчество как социально-демографическая группа, являющаяся частью учащейся молодёжи, характеризуется: специфическими условиями образа жизни и профессиональной деятельности, общностью интересов и субкультурой, мобильностью, высокими коммуникативными способностями, социальным престижем, уровнем сплоченности, уникальной системой традиционных и современных прагматических ценностей, сформированных под влиянием глобальных изменений. Студенты обладают особыми способностями при получении знаний и подготовке к предстоящей трудовой деятельности. В современном обществе знания становятся одним из наиболее значимых факторов развития личности,

1 См.: Россия в цифрах. 2018: Крат.стат.сб./Росстат- М., 2018 - 522 с.141 11Р1_: http://www.gks.ru/free_doc/ doc_2018/rusfig/rus18.pdf (дата обращения 10.08.2019).

2 См.: Рыбакова М.В., Зернова Л.П. Студенческая молодежь: роль общекультурных компетенций в преодолении социального инфантилизма // Российский научный журнал, 2015, № 4(47), с. 125-132.

условием повышения качества жизни и уровня развития общества, роста человеческого капитала. Доля молодежи, для которой ценность высшего образования становится значимой, постоянно увеличивается. Во всем мире установка на получение высшего образования стала общепринятой нормой, по прогнозам ЮНЕСКО с каждым годом количество студентов в мире увеличивается, и к 2025 г. общее число студентов возрастет до 260 млн.1.

С получением образования связаны и основные накопления человеческого капитала, такие как знания, умения, навыки. В результате учебной и практической деятельности у будущих специалистов формируется системное мышление, развиваются эмоциональный интеллект и креативные качества. Они готовы к принятию, созданию и развитию инноваций, превращению их в товар, способный приносить коммерческий эффект, а также максимальные возможности карьерного развития.

В научной литературе описаны основные характеристики креативной личности с развитым потенциалом, такие как способности к символическому и ассоциативному мышлению, к прогнозу, анализу, синтезу, оригинальности, нестандартным идеям, открытости к новому знанию. Р. Флорида понимает под креативностью интеллект человека, его творческие способности, результатом которых выступают изобретения, разработки теорий или создание произведений искусств2. «Россия обладает богатством креативных возможностей ее населения. По неким причинам здесь рождаются гениальные умы. Наши эмигранты красноречиво свидетельствуют об их конкурентоспособности на мировых рынках»3. Выходцы из России, живущие в Германии, Израиле и США, успешно работают в ^ отрасли и таких дисциплинах как математика, физика, химия, а также в сфере искусства, спорта. Но вместе с тем среди занятого населения только 34,2% имеют высшее образование4.

1 См.: Российские реформы в цифрах и фактах. URL: http://refru.ru/Nte-rature.pdf (дата обращения 10.08.20l 9)

2 См.: Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Издательский дом «Классика XXI века», 2005. - 421 с.

3 См.: Аузан А. Феномен QWERTY URL: https://lenta.ru/artides/2015/04/24/-auzanculture/ (дата обращения 29.08.2019)

4 См.: Российский статистический ежегодник. 2018: Стат.сб./Росстат. М., 2018, с. 119.

Ученые отмечают, что культура и искусство также являются источниками формирования человеческого капитала. Результатом во многом становится система ценностей, она носит регулирующий и контролирующий характер, определяет цель, содержание и направленность деятельности личности и общества в целом. Представляются интересными данные ВЦИОМа о системе ценностей молодежи, в иерархии ценностей молодежи первые три места занимают доход (15%), порядок и стабильность (11%), самореализация (8%). Острее всего нарушение ценностей переживает «поколение перестройки»: они сталкиваются с ним даже чаще, чем старшие поколения. Основные «болевые точки» (сферы, где чаще всего ощущается нарушение ценностей) для различных групп молодежи (после ЖКХ и медицины): для поколения 00-х (1820 лет) - образование (27%) и политика (27%); для поколения 90-х (21-28 лет) - получение госуслуг (33%), политика (32%); для поколения перестройки (29-34 лет) - работа (32%) и политика (35%). Можно отметить, что «старшая молодежь»

(29-34 года) чаще воспринимает нарушение ценностей как

i

политическую тему .

Человеческий капитал во многом зависит от умения выпускников применять полученные знания в рамках образовательной системы. Но в России возрастает безработица и уровень бедности в среде молодых людей, так как отечественные организации и предприятия не отвечают современным требованиям и находятся в противоречии с полученными знаниями и амбициями молодежи. В 2018 году в возрасте 20-29 лет уровень безработицы достигал 34,3%, «во-первых, зарплатные ожидания молодых специалистов часто не совпадают с реальностью. Во-вторых, они не всегда стремятся на официальную работу: часть молодежи предпочитает трудиться в нелегальном секторе. В-третьих, профессиональные навыки молодых не всегда совпадают с потребностями работодателей» 2.

Молодежная безработица очень высока среди выпускников вузов. По данным поискового ресурса Head Hunter, на

1 См.: ВЦИОМ. Молодежь и политика: точки соприкосновения// Пресс-выпуск №3378, 2017. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116233 (дата обращения 10.08.2019).

2 См.: Топилин назвал причины безработицы среди молодежи// Демоскоп/ URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2019/0797/rossia01.php#14 (дата обращения 10.08.2019).

одну вакансию для молодых выпускников работодатели получают 10 резюме, в среднем по рынку этот показатель равен 6,81.

Одним из источников человеческого капитала является здоровье студенческой молодежи, ухудшение его проявляется в отложенном деторождении, уменьшении количества детей в молодых семьях, что приводит к падению рождаемости в XX-XXI вв., снижению численности населения, обезличиванию значительных территорий и угрозе безопасности страны в целом. Расширенная интерпретация источников человеческого капитала включает: безопасность, науку, знания, образование, воспитание, культуру и искусство, ценности, подготовку элиты, приток человеческого капитала, институциональное и информационное обслуживание, предпринимательство, гражданское общество, здравоохранение2.

Увеличение человеческого капитала молодежи представляет собой важную задачу государственной политики как основного фактора инновационного развития страны.

1 См.: Безработных среди молодежи в России в 5 раз больше, чем среди 40-50-летних // Ведомости, 27 октября 2015г.

2 См.: Кудина М.В. Человеческий капитал в модели экономики знаний / Инвестиции в человеческий капитал в современной России / Под. научн. ред. М.В. Кудиной. М.: Издательство Московского университета, 2017, с. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.