Научная статья на тему 'Управление разработкой инновационных профессиональных образовательных программ в вузе'

Управление разработкой инновационных профессиональных образовательных программ в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белая Ольга Петровна

В статье представлена уровневая модель управления разработкой инновационных профессиональных образовательных программ. Выделены основные функции участников инновационного процесса, описаны особенности их взаимодействия с подсистемами общего руководства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление разработкой инновационных профессиональных образовательных программ в вузе»

Педагогические н ну ки

УПРАВЛЕНИЕ РАЗРАБОТКОЙ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗЕ

О. П. Белая

MANAGEMENT OF DEVELOPING INNOVATION PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Belaya O. P.

The level model of managing the development of innovation professional educational programs is presented in the article. The basic functions of the innovation process participants are singled out, the peculiarities of their interaction with general management subsystems are described.

В статье представлена уровневая модель управления разработкой инновационных профессиональны/х образовательных программ. Вы/делены/ основные функции участников инновационного процесса, описаны особенности их взаимодействия с подсистемами общего руководства.

Нлючевы/е слова: инновационная деятельность, инновационная профессиональная образовательная программа, структура управления, система взаимодействия.

УДК 371: 3S1. BS1

В структуре национальной инновационной системы вузы как научно-образовательные центры выполняют системообразующую функцию. Вокруг них развиваются инновационные инфраструктуры различных уровней, профилей и направлений. Вместе с тем основной задачей высшей школы в сфере инноваций является подготовка специалистов, способных обеспечить инновационное развитие стратегических отраслей социально-экономического комплекса, науки, а также предоставление качественных образовательных услуг гражданам.

Подготовка таких специалистов в вузах предполагает прежде всего создание условий для введения в образовательный процесс новых, современных технологий, интеграцию профессионального образования и профильных производств, переход к новой образовательной парадигме, т. е. формирование инновационной среды, культивирующей базовые для конкурентоспособного специалиста личностные и профессиональные способности.

Одним из направлений инновационной деятельности в вузе, позволяющим решать задачи такого рода, является разработка инновационных профессиональных образовательных программ (ИнПрОП). Под инновационной профессиональной образовательной программой мы понимаем обоснованную интересами потребителя (клиента, рынка) образовательную услугу, согласованную по структуре, содержанию, ресурсам, исполнителям и срокам реализации,

обеспечивающую влияние на инновационное развитие вуза, отрасли, региона. Исходя из такого определения ИнПрОП очевидно, что ее разработка требует комплексных управленческих подходов.

Опыт управления созданием образовательных инноваций в ведущих вузах показал, что для эффективности таких процессов целесообразно создавать организационно-управленческие структуры в виде специализированных инновационно-образовательных подструктур: инновационно-педагогических инкубаторов или центров, которые обеспечивают комплексную информационную, методическую, финансово-экономическую, материально-техническую, организационно-правовую поддержку обновления образовательного процесса (2).

В управлении разработкой инновационной профессиональной образовательной программы можно выделить четыре основных уровня: общее руководство; управление проектной, опытной и консультативной деятельностью; управление ресурсным обеспечением программы и управление качеством разработки программы (см. рис.).

Следует отметить, что эффективность управления на всех уровнях определяется системой непосредственного взаимодействия с заказчиком по вопросам согласования требований к структуре, содержанию, технологиям и срокам разработки ИнПрОП. Как показывает практика, необходимой процедурой в управленческих коммуникациях также является доведение до сведений всех участников проекта критериев оценки качества ИнПрОП со стороны заказчика.

Общее руководство осуществляет ректор вуза или проректор по инновационной политике. На этом этапе определяется цель инновационной образовательной программы, задачи, мероприятия, разработчики и участники, способные обеспечить поддержку; осуществляется мониторинг потребностей в инновации, прогнозирование результатов разработки, влияния программы на инновационное развитие вуза, заказчика и региона.

Известно, что любой новый вид деятельности предполагает изменения широко-

го спектра функций, условий его осуществления (1). В этой связи важным аспектом в системе общего руководства ИнПрОП является создание механизмов управления изменениями:

1) в ресурсах вуза (материально-техническая база, информация, кадры, финансы);

2) в деловых процессах (перераспределение обязанностей, их обновление, маркетинг);

3) в организационной структуре (новые службы, отделы, центры);

4) в системе управления (методы мотивирования, стимулирования, организация коммуникации).

Управление проектной, опытной, консультативной деятельностью осуществляют как руководители специальных подразделений инновационной инфраструктуры (инновационных центров и др.), созданной в вузе, так и научных школ, научных центров, а так же руководители административных и учебных структур (деканаты, кафедры). Вместе с тем, основным звеном в системе создания ИнПрОП являются разработчики. В самом инновационном процессе и в структуре управления они являются центром, обеспечивающим регуляцию информационных потоков по вертикали и по горизонтали.

Разработка инновационной образовательной программы - это сложный процесс, вовлекающий большое количество участников с различной личностной и профессиональной направленностью. В этой связи важно согласовать научные интересы отдельных ученых с задачами вуза, сформировать у каждого общее видение целей и задач инновационной деятельности.

Для этого требуется переориентация управленческих методов и смена парадигмы активизации потенциала личности. Административные методы управления не способны обеспечить решение задач подобного рода, не вызывая психологического сопротивления. Как показывает практика, только в результате системных взаимодействий и регулярных консультаций всех участников инновационного проекта достигается единство научных целей и ценностей.

ЗАКАЗЧИК ИнПрОП

Т Р Е Б О В А Н И Я

1

Структура, Содержание ИнПрОП

о

я

S

я e.tt о н

§.« S- 5

ю

О

и

S Si

T

и

£

да З

1

Сроки реализации

Критерии оценки качества

РЕКТОРАТ

T.

и и

л я

s 2 рз

роил

О a

р

T

и

л е т и н л о

я

и

s

I

2 я

« S

s g

нл Я я

S 2 ер

£ £

е и

и м

н я

е и

л н

в е

а н

р е

п м

У з и

о 2

рн

= £

Й S в о « S

RiS

нн В S

^ И

е

Инновационный центр

Научные школы, Лаборатории, Центры

Деканат

т

Кафедра

РАЗРАБОТЧИКИ

я ^ не е

щ S S Я

я я - я

Км « « S

Д и « V ►Г «Ю ^ в.о

Управление учета и финансового контроля

Учебно-методическое управление

Центр информатизации

Правовое управление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

« I

я а

^ §

" H u н

пе Уч

в вр

Служба мониторинга

х:

Внутренний аудит

V

Внутренняя экспертиза

Экспертный совет заказчика

ГАК

V

Внешняя экспертиза

Рис. Структура управления разработкой ИнПрОП

По принципу формирования коллективы могут быть постоянно функционирующими в структуре вуза и специально созданными для выполнения конкретной задачи в процессе разработки ИнПрОП. С позиции управления, коллективы, постоянно функционирующие в едином смысловом поле и имеющие общие принципы, формы и методы совместной работы, непротиворечивую иерархическую систему статусов, согласованную систему ценностных ориента-ций, не требуют адаптационного времени. Они быстро включаются в инновационный исследовательский процесс, который характеризуется высокой результативностью. Управление деятельностью таких коллективов осуществляется в привычных рамках административной системы вуза.

В процессе подбора кадров для формирования ВНИКов и других подобных образований необходимо учитывать широкий спектр факторов, способных обеспечить эффективность совместной деятельности: индивидуально-психологические особенности, мотивацию, профессиональный опыт, компетенции, творческий потенциал, уровень притязаний, стиль деятельности, научную квалификацию, восприимчивость к нововведениям и т. д.

Для выполнения инновационного проекта таким коллективам необходимы особые управленческие подходы, раскрывающие креативные способности, актуализирующие стратегическое мышление каждого сотрудника, создающие условия психологического принятия целей и задач деятельности. В этом случае наиболее эффективными, как показывает практика, являются программно-целевой и проектный методы управления. Деятельность разработчиков инновационной профессиональной образовательной программы включает основные этапы работы -от замысла идеи до внедрения и последующего усовершенствования.

Рождение замысла основывается на глубоком и системном понимании сущности явлений и процессов. ИнПрОП это, прежде всего, новое в структуре профессиональной подготовки, в содержании учебных дисциплин, а затем в технологиях доступа к нему.

Способность автора выйти за границы традиционного мышления в процессе создания нового знания, основывается на системной, результативной научно-исследовательской деятельности.

Управление на этом этапе инновационного процесса сводится к стимулированию творческой активности коллектива, генерированию новых идей, выявлению наиболее эффективного стиля деятельности ученых (индивидуального или группового) и созданию соответствующих условий для его осуществления. Важным аспектом управленческой деятельности является определение критериев отбора идей инновационных курсов ИнПрОП, доведение их до сведения участников программы и установление объективных процедур отбора.

Оценка и отбор идей осуществляется в два этапа: предварительный и окончательный (3). Предварительный этап предполагает качественную оценку концепции новых предложений с позиций различных специалистов. Так, в нашем случае предложенные программы учебных дисциплин, курсов могут оцениваться ведущими профильными специалистами с точки зрения научности, достоверности и объективности содержания; методистами с точки зрения организации познавательной деятельности; специалистами в области инфокоммуникационных технологий - технологической целесообразности; заказчиком - соответствие программы в целом комплексным требованиям производства и т. д.

На втором этапе производится окончательный отбор программ дисциплин, курсов, рекомендуемых к внедрению. Процедуры оценки, как правило, детализированы и заключаются в выявлении соответствия критериям по конкретным группам показателей. В связи с тем, что включение новых дисциплин в учебный план ИнПрОП требует немалых затрат и привлечения дополнительных ресурсов, необходимо как можно более точно определить лучшую идею.

Неотъемлемым элементом оценки новой идеи и принятия решения о дальнейшей ее разработке является определение величины затрат. Перед проведением инновацион-

ных разработок авторы определяют все виды работ, необходимые для выполнения заданий, оценивают финансовые затраты, принимают участие в составлении сметы расходов и участвуют в процессе согласования предложений с руководством.

Следующий этап - управление непосредственным выполнением задания и подготовкой пробного завершенного варианта образовательной программы. Для разработки содержания инновационных курсов в структуре ИнПрОП, как правило, задействована материально-техническая база вуза, обеспечивающая потребности и научно-исследовательского, и учебного процессов. В такой ситуации необходимо четкое планирование сроков исполнения работ и координация деятельности подразделений, осуществляющих ресурсное обеспечение выполнения инновационных разработок.

В качестве показателя качества управления на этом этапе может быть использован, например, коэффициент уровня автоматизации процесса разработки (4), как соотношение количества автоматизированных рабочих мест, выделенных для разработки ИнПрОП и общего количества разработчиков. Как известно, эффективным условием своевременного и качественного выполнения разработок является высвобождение определенной части времени разработчикам за счет снижения объема основной учебной нагрузки.

Если у вуза хорошо развита горизонтальная интеграция, и он неформально интегрирован в профильную производственную среду, то разработку программ отдельных компонентов учебного плана ИнПрОП (производственная, преддипломная практики, лабораторные занятия и т. д.) целесообразно выполнять на базе НОЦ и предприятий.

Завершенная инновационная профессиональная образовательная программа, вобравшая в себя необходимые показатели качества, подлежит апробации в реальных условиях, с целью выявления несоответствий и последующей доработки. Организация апробации ИнПрОП как функция управления специфична тем, что предполагает координацию деятельности и обеспечение участия

не только разработчиков, но и компетентных в соответствующей области знаний, технологий, коммуникации специалистов, обучаемых, а так же заказчика. Для инновационных образовательных услуг базой апробации является сам вуз и в ряде случаев учреждения образовательного комплекса.

В ситуации, когда сам вуз является одновременно заказчиком и разработчиком инновационной профессиональной образовательной программы, непосредственному ее применению предшествует анализ таких стадий, как:

1) ощущение потребности в изменениях;

2) финансовые возможности;

3) увеличение потенциала технологической базы;

4) повышение квалификации кадров в соответствующей области;

5) перепроектирование (реинжиниринг) образовательного процесса.

Процесс управления принятием инноваций внутренней средой вуза может осуществляться в контексте различных моделей, однако он неизбежно включает такие стадии, как:

■ информирование коллектива о появлении ИнПрОП;

■ изучение сущности инноваций и выявление явных их преимуществ;

■ формирование положительного отношения к введенной ИнПрОП в коллективе преподавателей и студентов;

■ оценка целесообразности и совместимости ИнПрОП с прежним опытом, технологиями;

■ оценка степени технологической и когнитивной сложности инновации;

■ обоснование ценностного аспекта инновации;

■ обоснование ожиданий улучшения качества образовательного процесса в результате внедрения ИнПрОП;

■ использование морального и материального стимулирования преподавателей, участвующих в реализации инновационной образовательной программы.

Важной особенностью этого этапа является временной и технологический факторы. Испытание инновационных образовательных услуг требует времени для реализации полного цикла обучения и наличие комплекса условий: кадры, учебно-методическое, информационно-методическое обеспечение, социальные условия, соответствующая материально-техническая база, финансирование и т. д.

Внедрение сопровождается анализом влияния инновационной разработки на качество образовательного процесса и деятельности вуза в целом. Организация этой работы предполагает выбор методологии и технологии анализа, а также критериев оценки.

Управление ресурсным обеспечением инновационной профессиональной образовательной программы в содержательном плане предполагает определение расходных статей и обоснование основных финансовых затрат на ее реализацию. Это:

- создание специализированного аудиторного фонда и оснащение его современным лабораторным оборудованием для ведения специализаций, магистерских и аспирантских программ, учебно-исследовательского процесса, научно-исследовательской деятельности и опытно-конструкторских работ;

- разработка и приобретение программного и методического обеспечения новых дисциплин и курсов, практик, контрольных измерительных материалов и т. д.;

- реализация программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей по различным формам.

В организационном плане управление ресурсами заключается в поиске способов эффективного использования финансовых потоков. В этом контексте структурные подразделения вуза, такие как: учебно-методическое управление, центры информатизации, юридические отделы, административно-хозяйственные подразделения в соответствии со своими функциями в процессе разработки ИнПрОП осуществляют пер-

спективное планирование, формируют предложения к бюджету по основным статьям расходов.

Как показывает опыт разработки инновационных образовательных программ в вузах, необходимо совместно с инновационными профильными производственными предприятиями, учреждениями и организациями формировать бизнес-план и обеспечивать его выполнение.

Важным направлением в управлении разработкой ИнПрОП является нормативно-правовой аспект, определяющий право интеллектуальной собственности на созданные разработки. В целом нормативно-правовые акты Российской Федерации не в полной мере создают целостную законодательную основу развития инновационной деятельности в вузе, в том числе и в вопросах управления инновационным процессом. Оно должно строиться на принципах признания права интеллектуальной собственности. Компетенция каждого подразделения вуза по использованию инновационных разработок определяется локальными актами вуза.

Передача права распоряжения, владения и пользования инновационных разработок, для создания, развития и эксплуатации которых использованы собственные средства вуза, осуществляется на основании договоров о разграничении полномочий, передаче собственности или о совместном ведении.

Управление качеством разработки программы обязательный уровень, завершающий процесс разработки образовательной программы. Оценка качества осуществляется поэтапно. На первом этапе ИнПрОП проходит экспертизу в вузе (внутренняя экспертиза). Функцию экспертов, как правило, выполняют сертифицированные аудиторы в структуре системы менеджмента качества вуза или отделы мониторинга.

В содержательном плане важно адекватно определить критерии оценки качества ИнПрОП. Для внутренней экспертизы система критериев может включать степень научности содержания, логическую последовательность изучаемых дисциплин, возможность использования информационных технологий, обеспеченность основной и допол-

нительной литературой, квалификация профессорско-преподавательского состава, привлекаемого к ведению учебного процесса и т. д.

Несмотря на инновационный характер образовательной услуги, критерии ее качества должны полностью соответствовать государственным требованиям, предъявляемым к образовательным программам соответствующего уровня образования по всем параметрам. Далее оценка качества разработки производится независимыми экспертами (внешняя экспертиза) - представителями заказчика. Эта процедура предшествует лицензированию ИнПрОП и внедрению новой услуги в массовую практику.

На завершающем этапе качество самой программы и подготовки специалистов проходит оценку в процессе Государственной аттестационной комиссии с участием ведущих ученых, представителей общественности, работодателей и заказчика.

На наш взгляд, наряду с оценкой качества инновационной профессиональной образовательной программы появляется возможность оценить эффективность самой системы управления разработкой ИнПрОП, методические подходы, выявить недостатки, определить направления корректировочных действий. В этой связи целесообразно обратить внимание на роль соответствующих управленческих подразделений, исследовать эффективность, применяемых моделей информационного обеспечения процесса управления, оценить эффективность методических подходов актуализации инновационного потенциала разработчиков, обозначить основные проблемы, возникшие в процессе управления, проанализировать результаты апробации инновационных методов управления разработкой ИнПрОП.

Таким образом, разработка инновационных профессиональных образовательных программ в вузе рассматривается как ядро всей инновационной образовательной деятельности, ориентирующее управленческие функции на использование принципиально новых коммуникационных стратегий нелинейного взаимодействия. Важной составляющей управленческих процессов является эффективная система коммуникации разработчиков ИнПрОП с потребителями (заказчиками).

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальные инновационные системы в России и ЕС/ Под ред.: В. В. Иванова (Россия), Н. И. Ивановой (Россия), Й. Розебума (Нидерланды), Х. Хайсберса (Нидерланды). — М.: ЦИПРАН РАН, 2006. - 280 с.

2. Смирнов Б. М., Пономарев Н. Л. Закономерности образовательной инноватики // Инновации в образовании. — 2003. — № 4. — С.4.

3. Управление инновациями: В 3-х кн. Кн.3. Базовые компоненты управления инновационными процессами / А. А. Харин, И. Л. Колен-ский, Н. Н. Пущенко и др.; под ред. Ю. В. Шленова. — М.: Высшая шола, 2003. — С.166.

4. Фасхутдинов А. А. Методические подходы к оценке эффективности функционирования интегрированных систем управления нефтегазовым предприятием: Автореф. дис... канд. экон. наук. — М., 2008. — С.8—9.

Об авторе

Белая Ольга Петровна, Ставропольский государственный университет, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры истории и теории журналистики. Сфера научных интересов - менеджмент инновационных процессов в системе высшего профессионального образования. Belaya_st@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.