Научная статья на тему 'Управление разнообразием в системе высшего образования: конструирование практик социальной толерантности'

Управление разнообразием в системе высшего образования: конструирование практик социальной толерантности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / УПРАВЛЕНИЕ РАЗНООБРАЗИЕМ / DIVERSITY MANAGEMENT / КОНСЕНСУС / CONSENSUS / СОЦИАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / SOCIAL TOLERANCE / ОБУЧЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / TEACHING TOLERANCE / SOCIAL CHANGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гордеева Мария Александровна

Статья посвящена анализу современных практик толерантности и актуализации потенциала высшего образования в конструировании качественно иных практик социальной коммуникации, основанных на инклюзивной идентичности и консенсуальных техниках признания других точек зрения. Статья также затрагивает принципы диагностики основных триггеров интолерантности и анализа подходов более эффективного включения системы высшего образования в процесс выполнения социальных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing diversity in the system of higher education: social tolerance practices engineering

The article is devoted to the analysis of the spectrum of modern social tolerance practices and actualizing the existing potential for a radically different communication patterns based on inclusive identity and consensual principles of encouraging different opinions and points of view. The article also touches upon the system of major intolerance triggers and it presents an overview of the possible scenarios as to how to incorporate the higher education system into the mainstream of social change more efficiently.

Текст научной работы на тему «Управление разнообразием в системе высшего образования: конструирование практик социальной толерантности»

М.А. Гордеева

УПРАВЛЕНИЕ РАзНООБРАзИЕМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАзОВАНИя: КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРАКТИК СОЦИАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Статья посвящена анализу современных практик толерантности и актуализации потенциала высшего образования в конструировании качественно иных практик социальной коммуникации, основанных на инклюзивной идентичности и консенсуальных техниках признания других точек зрения. Статья также затрагивает принципы диагностики основных триггеров интолерантности и анализа подходов более эффективного включения системы высшего образования в процесс выполнения социальных функций.

Ключевые слова: толерантность, управление разнообразием, консенсус, социальная толерантность, обучение толерантности.

Управление разнообразием стало одной из самых актуальных проблем современности. Преодоление таких определяющих в прошлом признаков, как этническое происхождение, вероисповедание, имущественный ценз, позволило приблизиться к инклюзивной концепции гражданства, но не решило проблему интеграции общества. В связи с этим принципы социальной толерантности, несмотря на всю критику, имеют большой коммуникативный потенциал именно для решения данной задачи, что позволило бы сократить отчужденность между отдельными группами, а также снизить этническую и социальную напряженность.

В этом смысле институты системы высшего образования могут стать одними из лидеров данного процесса, обладая практически

© Гордеева М.А., 2014

Данная статья подготовлена в рамках исследований, проводимых по «Инновационным научно-исследовательским практико-ориентирован-ным проектам в области социальной толерантности, пропаганды здорового образа жизни, борьбы с наркоманией».

неограниченным инструментарием в конструировании у молодежи более социально адаптивного типа идентичности и продвижении ценностей гражданского общества, способствующих гармонизации и устойчивому развитию. Постоянно увеличивающееся количество жителей не титульной нации актуализировало, с одной стороны, внимание к поиску новых коммуникативных практик, основанных на уважении к разнообразию и этнической толерантности в первую очередь. С другой стороны, продолжает оставаться актуальной задача разработки практик, позволяющих не только усилить социальную гомогенность общества, но и укрепить принципы национальной идентичности для нейтрализации эффекта увеличивающейся социальной фрагментации.

Самым сложным в создании качественно иного типа национальной идентичности является конструирование инклюзивности, которая тем не менее должна быть построена в рамках системы традиционных государственных символов и маркеров. Такая ситуация предполагает работу фактически в двух противоположных направлениях - продвижение идей социальной толерантности (в целях сохранения разнообразия) и одновременно культивирование патриотизма (в целях усиления объединительных тенденций в обществе). Развитие патриотизма едва ли может считаться практикой инклюзивной и способствующей этнической гармонизации, ибо предполагает выделение групп, не входящих в общий контекст, не соответствующих доминантной группе по признаку языка, культуры и религии, а составляющих основу для противопоставления и формирования маркеров идентичности большинства1. В данном случае необходимо отметить, что сам тип национальной идентичности может варьироваться по степени своей эксклюзивности (от наиболее закрытого, основанного на маркерах этничности, до наиболее открытого, основанного на гражданских идеях и политических свободах), тем самым давая больший или меньший потенциал для инклюзивности.

Изменение типа идентичности и конструирование практик более толерантных, а значит, гармоничных отношений в обществе требует не только долговременных, но и комплексных усилий, где внедрение общенациональных программ социального плана должно быть дополнено широким спектром экстрасоциальных практик.

Представляется, что система высшего образования может быть с полным основанием использована как дополнительная социальная среда, способная конструировать и активно продвигать качественно иные принципы коммуникации у молодого поколения.

Система высшего образования является своеобразным микрокосмом общества, в котором в течение второй половины ХХ в. отразилась целая серия системных изменений.

Во-первых, значительно увеличилась доля студентов, обучающихся по программам высшего образования, что, с одной стороны, накладывает значимый отпечаток на систему диссеминации знаний, а с другой - делает экстрасоциальные практики, характерные для закрытой академической среды, частью общих социальных процессов.

Во-вторых, сами практики и характер знаний меняются под влиянием новых вызовов среды, провоцирующих смену акцентов в образовании - с элитно выстроенного эксклюзивного знания на массово инклюзивное. Этот процесс имеет двусторонний характер - с одной стороны, меняются ожидания от университетского образования, с другой, сам университет должен адаптироваться к реализации качественно иной функции.

Трансформация университета из элитарного закрытого интеллектуального клуба в центр массовой молодежной культуры не в последнюю очередь связана и с трансформацией критериев отбора студентов. Смена акцентов в отборе студентов поставила во главу угла интеллектуальные способности индивида, а не его социальное или этническое происхождение, сделав образование значительно более инклюзивным, чем ранее. Это изменение привело к тому, что изменилось также и отношение общества к необходимости получения высшего образования - значительно расширив понимание того, кто может и кому следует посещать университет.

Одновременно с этим изменилась и идентичность профессорско-преподавательского состава. Профессора качественно изменили методологию преподавания: от насыщения студентов локальными знаниями и учительского отношения к последним перешли к формированию космополитичной, профессионально ориентированной среды с углубленной специализацией в конкретной области знаний.

Настоящая инклюзивность системы высшего образования, возникшая со сменой критериев поступления студентов, делает возможным реализацию социальной миссии университетов, работа в сфере которой требует добавления дополнительных критериев к школьным оценкам и результатам общенациональных тестов на входе и успешной сдаче выпускных квалификационных экзаменов на выходе из университета.

Таким образом, второй план университетского образования представляется не менее важным и связан с реализацией более ши-

роких социальных задач - «микширования» ряда потенциальных конфликтных перспективных ситуаций через выстраивание иного типа социализации, обеспечивая влияние на студента не только с чисто интеллектуальной точки зрения (т. е. непосредственно информацией), но и оказывая влияние на тип личностей студентов и обозначая значимый, а иногда и поворотный этап в их жизни, закладывая качественно иной спектр коммуникативных стратегий. Таким образом, одна из задач университета - распространение иных социально более адаптивных и экологичных практик и вовлечение в их орбиту широкого круга студентов вне зависимости от их академических успехов.

Поэтому, несмотря на видимую экстрасоциальность университетов, высокий уровень инклюзивности образования, сопряженный с рядом государственных квот на прием студентов определенных категорий и социальное одобрение университетского образования как основы профессионального успеха в будущем делают систему высшего образования одной из наиболее влиятельных микросред общества, формирующих новые сценарии устойчивого развития.

Система образования, и высшего образования в частности, имеет большой потенциал влияния на существующие в обществе коммуникативные практики и еще большие возможности для конструирования новых, являясь во многом лидером демократического развития, потому что только в образовательной среде возможно стирание многих, иначе значимых, социальных различий, что, в свою очередь, оказывает значимое воздействие на социум. Признание интеллектуальных заслуг студента и выделение его в среди других участников группы очень часто дает ему возможность почувствовать себя лидером, которым в силу невысокого социального происхождения он в других условиях никогда не смог бы оказаться. Преодоление ограничений социального или этнического порядка создает эффект вертикальной мобильности, принципиально значимый для гармонизации социальных отношений и снятия конфликтности в обществе.

В противном случае сохранение сегрегации на университетском уровне ведет только к тому, что закрепляется противоречивость ценностей, снижается политическая активность групп, чувствующих себя лимитированными в возможностях, и закладываются первые признаки социальной поляризации. Обучение же в смешанных группах на основе критерия личных заслуг студента, по мнению ряда исследователей, является условием для обеспечения тенденции к снижению уровня ксенофобии в этнических и социально смешанных группах. Эта ситуация также влияет на сам

тип индентичности студента и включение его в более широкий социальный контекст, что, в свою очередь, создает новые коммуникативные практики и представляет собой весьма эффективный механизм укрепления гомонизирующих процессов в обществе.

Получение высшего образования само по себе является самым лучшим способом универсализирования ценности человека, заставляя его подниматься на уровень обобщенного теоретического знания, что также является очень эффективным средством снижения конфликтности в обществе и повышения социальной толерантности, а тем самым сохранения плюрализма и разнообразия.

В выстраивании управления разнообразием на основе принципа толерантности может быть реализован как иерархический, так и горизонтальный подход во взаимоотношениях между группами.

Нарушение баланса отношений может быть связано во многом с конструированием предрассудков и символических барьеров, основанных на наиболее ярких различиях (религия, этнический фактор и т. п.), но и одновременно самых «размытых» в социальном плане. Проблема связана с приданием ряду фактических различий между людьми символического значения. Проблема символов заключается в том, что они маскируют ряд существенных противоречий, обобщая их до универсального, а не конкретно субъективного значения. Более того, при конструировании новых практик, следует иметь в виду, что любые обсуждения отдельных вопросов взаимоотношений всегда будут идти в условиях подтекста символов.

Прагматика данного подхода состоит в том, что существование взаимных предрассудков и символов снижает уровень поддержки населением государственной политики в сфере гармонизации межгрупповых отношений, и следовательно, крайне необходимо обеспечение площадки, воспринимаемой как сугубо профессиональная.

В исследованиях по толерантности вопросы определения триггеров интолерантности и критериев оценки уровня толерантности являются одними из приоритетных. Одним из наиболее сложных и малоразработанных является выявление критериев степени взаимовлияния толерантности и уровня образования. То, что является бесспорным, это триггер интолерантности, который связан с ощущением угрозы от «другой» группы. Дж. Гибсон выделяет ряд критериев, по которым формируется ощущение угрозы по линии «свои - чужие»2 (опасение экстремизма, воспринимаемая личная угроза гражданам, полная «инаковость», угроза собственному образу жизни). Факторы, снижающие ощущение угрозы, исходящей от «иной» группы, связаны с тем, что ее участники подчиняются

основным нормам и правилам определенного сообщества, имеют высокий уровень образования и сходны с большинством идеологические и моральные принципы. К сожалению, коммуникация между группами не может оставаться на определенном статическом уровне, а развивается либо по сценарию расширения взаимного приятия, либо по сценарию усиления интолерантности. Это может быть усугублено тем, что ряд социальных групп, будучи не уверены относительно своего собственного статуса и прав, а также не имея никаких гарантий от государства, будут более асоциальны и склонны к конфликтности. В цело, избегание диалоговой коммуникации по ряду сложных межгрупповых взаимоотношений усугубляет уровень интолерантности и взаимного напряжения.

Общественное мнение во многом формируется с помощью СМИ, которые едва ли оставляют пространство для иных точек зрения, кроме позиции «большинства», определение параметров которого представляется затруднительным. Такая политика, по мнению немецкого исследователя Э. Ноэль-Нойман, называется «спиралью молчания»3. Это, в свою очередь, может быть компенсировано рядом экстрасоциальных практик, ярким примером которых может быть моделирование лучших межгрупповых отношений в рамках университетской среды и переориентации реакций студентов в той или иной ситуации в пользу более глубокого диалога, основой для которого будут отношения взаимного доверия.

Само формирование групп, входящих в социум и являющихся аутсайдерами, происходит во многом искусственно, а не является некой константой и поэтому не может считаться прочной основой коммуникативных практик.

Межгрупповые отношения - весьма сложная система интересов и позиций - и едва ли линейного характера, поэтому часто отчужденность укрепляемая и рядом целенаправленных действий, поддерживающих негативные стереотипы со стороны групп, по отношению к которым они проявляются4.

Измерение уровня межгрупповой толерантности в рамках высшего образования связано с тем, насколько представители тех или иных групп изначально различаются. Интересно, что те, кто ближе к группам-аутсайдерам по отдельным показателям (критерий социально-экономического положения и т. п.), согласно ряду иссле-дований5 готовы больше поддерживать представителей наименее социально одобряемых групп. Более того, университетская среда отличается тем, что именно в ней происходит стирание ряда катего-рийных социальных различий между группами, что делает возможным развитие качественно иных коммуникативных практик.

Для того чтобы можно было развивать данные практики, необходимо применить мультифакторный анализ современной ситуации с тем, чтобы точнее диагностировать наиболее сложные и требующие особого внимания сегменты.

Представляется, что наличие дистанции между группами является основополагающим фактором при выстраивании интеграции посредством образовательных технологий6, поэтому диагностика ситуации в группе предполагает замер так называемой «социальной дистанции» и «эмоционального термометра» отношений7. По результатам многочисленных исследований в фокус-группах выявлена прямая зависимость дистанции между отдельными подгруппами в рамках университетских академических групп и уровнем осознания необходимости и поддержки специальных программ интеграции на основе толерантности и кросс-культурной коммуникации.

Готовность толерантно воспринимать свое окружение зависит также и от личных убеждений студента, которые проявляются прежде всего в политических убеждениях, ценностных ориентирах, уровне дохода, образования и в гендерных стереотипах. Диагностика ситуации связана с выявлением среднего значения по каждому показателю и суммарного рейтинга готовности толерантно относиться к собственным согруппникам и окружающим людям.

Диагностика истока толерантного или интолерантного отношения требует также включения в расчеты фактора личных и групповых интересов8, иногда с приматом одной категории над другой. Доминанта личного опыта над групповыми интересами и ценностями может быть связана с сильным негативным опытом конкретного человека в прошлом или с его ситуацией в настоящем.

Большое влияние на уровень толерантности оказывает приверженность к тому или иному варианту политической идеологии. Так, сторонники консервативных идей реже и в меньшей степени поддерживают принципы толерантного отношения к представителям других социальных групп, чем либерально настроенные студенты9.

Следует отметить, что и показатель наличия традиции получения высшего образования в семье достаточно сильно влияет на готовность студента включаться в новые для него условия университетской среды. По данным ряда исследований, человек, впервые включающийся в университетскую среду отличается большей гибкостью и готовностью принимать новые правила игры.

Уровень предубеждения также ранжируется в зависимости от того, по отношению к какой группе оно проявляется. Принципы

толерантного отношения к своему окружению имеют прямую корреляцию с поддержкой студентом различных меньшинств и готовностью принимать разнообразие как основу социальных коммуникативных практик в университете10.

Распространение высшего образования в национальных масштабах и смена этнического состава студентов актуализировали диагностику того, насколько работают традиционные принципы в ситуациях взаимодействия в новых условиях. Управление разнообразием в системе высшего образования предполагает не только реализацию основных университетских свобод и возможности вертикальной мобильности в зависимости от интеллектуальных способностей студентов и профессоров, но и введение системы специализированных курсов - например по основам толерантности и правовой культуры, теории и практике межкультурной коммуникации, антропологии и истории национальных меньшинств, а также общему распространению либеральных идей как основной идеологии. Опыт преподавания подобных курсов в РГГУ является не только органичной частью образовательного процесса, но и способствует лучшей социализации первокурсников, которые только начинают включаться в новую среду.

Традиционно считается, что одним из самых эффективных способов влияния на социальные установки студентов является сам дизайн учебного плана курсов, лекционный метод подачи материала и комплексное получение знаний.

Одним из основных вызовов управлению разнообразием является высокая степень ригидности группы в отличие от индивида. Группа заинтересована в сохранении своих собственных практик, хотя и остается определенная свобода и открытость к получению новой информации, в то же время открытость критике остается не столь высокой.

В современных условиях и при существующих характеристиках системы образования коммуникативный прием, наиболее отвечающий задачам продвижения идей толерантности, является организация смешанных групп и реализация как можно большего количества курсов, направленных на формирование знаний о системе гражданских ценностей и развития навыков коммуницирования в кросс-культурной среде. Реальная демократия едва ли должна основываться на единстве ценностей, подразумевая гибкую систему плюрализма, в то же время именно образовательные площадки предоставляют необходимые возможности для апробации и развития качественно иных коммуникативных практик, позволяющих снизить уро-

вень социальной сегрегации и отчужденности и, как следствие, конфликтности и напряженности.

Создание общефедеральных программ или формулирование системных требований к данного типа курсам позволит значительно распространить новые практики и сделать их частью национальных программ социального развития. Ряд государств, где такая система практикуется и государство открыто предоставляет национальным меньшинствам ряд гарантий, отличаются высоким уровнем патриотизма среди меньшинств, а общество в целом отличается большей толерантностью к другим группам11. Данные выводы также подтверждают версию о том, что этнические идентичности могут быть успешно инкорпорированы в более крупную национальную12. Однако введение национальной программы обучения в целях развития качественно иного уровня политического самосознания возможно только в тех странах, где достаточно низок уровень социального неравенства и напряженности.

Примечания

Green A., Preston J., Janmaat J.G. Education, Equality and Social Cohesion: A Comparative Analysis. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2006. P. 37. См.: Gibson J. Overcoming Historical Injustices: Land Reconciliation in South Africa. N.Y.: Cambridge University Press, 2009. P. 121.

См.: Нойман Н.Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996. C. 91.

См.: Pettigrew T.F., Tropp L.R. A Meta-Analytic Test of Inter-Group Contact Theory // Journal of Personality and Social Psychology. 2006. № 90 (5). P. 751-783. См.: Tully J. Strange Multiplicity: Constitutionalism in an Age of Diversity. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. P. 62.

См.: Schuman H, Steeh Ch, Bobo L. Racial attitudes in America: trends and interpretations, Social trends in the United States. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.1985. P. 89.

См.: Taylor C. The Politics of Recognition // Multiculturalism: Examining the Politics of Recognition / Ed. A. Gutmann. Princeton: Princeton University Press, 1994. P. 25-73.

См.: Pettigrew T.F., Tropp L.R. A Meta-Analytic Test of Inter- Group Contact Theory // Journal of Personality and Social Psychology 2006. № 90 (5). P. 751783.

См.: Schultz W. Scaling Procedures for Likert-Type Items on Students' Concepts, Attitudes and Actions // IEA Civic Education Study: Technical Report, ed.

2

3

4

5

6

7

8

Wolfram Schultz and Heiko Sibberns. Amsterdam: IEA, 2004. P. 65-67; Inglehart R, Welzel Ch. Modernization, Cultural Change and Democracy: The Human Development Sequence. N.Y.: Cambridge University Press, 2005. P. 29-30. Cm.: Conyers A.J. The Long Truce: How Toleration Made the World Safe for Power and Profit. Dallas: Spence Publishing, 2001. P. 74.

Cm.: Kolstoe P. Political Construction Sites: Nation-Building in Russia and the Post-Soviet States. Boulder, CO: Westview, 2000. P. 92.

Cm.: Feinberg W. Common Schools/Uncommon Identities: National Unity and Cultural Difference. New Haven, CT: Yale University Press,1998. P. 78-96.

10

ii

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.