Научная статья на тему 'Управление процессом развития цифровых технологий в сфере высшего образования'

Управление процессом развития цифровых технологий в сфере высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / цифровые технологии / цифровая трансформация / цифровой университет / дистанционное обучение / higher education / digital technologies / digital transformation / digital university / distance learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрей Владимирович Минаков, Владимир Артурович Кайтмазов

В статье исследованы теоретические и практические аспекты расширения применения цифровых технологий в сфере высшего образования в России. Выделены актуальные для России направления применения цифровых технологий высшими учебными заведениями, а также проанализированы фактические результаты применения цифровых технологий в сфере высшего образования. Выявлено, что более активное применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий высшими учебными заведениями России сочетается с увеличением числа студентов высших учебных заведений, при этом широкое использование в сфере высшего образования Российской Федерации нашли также специальные программные продукты (для проведения исследований, виртуальные тренажеры, электронные библиотечные системы, обучающие программы по отдельным учебным предметам). Развивается и материально-техническая база сферы высшего образования (увеличивается количество используемых персональных компьютеров, мультимедийных проекторов, другого информационного оборудования). Перспективной для высших учебных заведений России видится модель цифрового университета, разрабатываемая Консорциумом «Цифровые университеты», однако для ее успешного применения необходимо предварительно реализовать комплекс структурных, управленческих, экономических, социальных и маркетинговых инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing the process of digital technologies development in higher education

The article describes the theoretical and practical aspects of using digital technologies in the field of higher education in Russia. Are described also the areas of use of digital technologies by higher education institutions in Russia, and are analyzed the actual results of the use of digital technologies in higher education field. We have found out that the more active use of e-learning and distance educational technologies in Russia is combined with an increase in the number of students, while special software products (for research, virtual simulators, electronic library systems, training programs in individual academic subjects) are becoming more and more popular. Is developing the technical base of the higher education sector (the number of used personal computers, multimedia projectors, and other information equipment is increasing). The digital university model developed by the Digital Universities Consortium seems adequate for Russian higher educational institutions, but for its successful application it is necessary to implement a set of structural, managerial, economic, social and marketing innovations.

Текст научной работы на тему «Управление процессом развития цифровых технологий в сфере высшего образования»

Образование. Наука. Научные кадры. 2023. № 4. С. 151 — 161. Education. Science. Scientific personnel. 2023;(4):151 — 161.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 338.24

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2023-4-151-161 NIION: 2007-0062-4/23-237

EDN: https://elibrary.ru/GDXXFK MOSURED: 77/27-004-2023-04-437

Управление процессом развития цифровых технологий в сфере высшего образования

Андрей Владимирович Минаков1, Владимир Артурович Кайтмазов2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 minakov-info@yandex.ru

2 vk13289@ya.ru

Аннотация. В статье исследованы теоретические и практические аспекты расширения применения цифровых технологий в сфере высшего образования в России. Выделены актуальные для России направления применения цифровых технологий высшими учебными заведениями, а также проанализированы фактические результаты применения цифровых технологий в сфере высшего образования. Выявлено, что более активное применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий высшими учебными заведениями России сочетается с увеличением числа студентов высших учебных заведений, при этом широкое использование в сфере высшего образования Российской Федерации нашли также специальные программные продукты (для проведения исследований, виртуальные тренажеры, электронные библиотечные системы, обучающие программы по отдельным учебным предметам). Развивается и материально-техническая база сферы высшего образования (увеличивается количество используемых персональных компьютеров, мультимедийных проекторов, другого информационного оборудования). Перспективной для высших учебных заведений России видится модель цифрового университета, разрабатываемая Консорциумом «Цифровые университеты», однако для ее успешного применения необходимо предварительно реализовать комплекс структурных, управленческих, экономических, социальных и маркетинговых инноваций.

Ключевые слова: высшее образование, цифровые технологии, цифровая трансформация, цифровой университет, дистанционное обучение

Для цитирования: Минаков А.В., Кайтмазов В.А. Управление процессом развития цифровых технологий в сфере высшего образования // Образование. Наука. Научные кадры. 2023. № 4. С. 151 — 161. https://doi.org/ 10.24412/2073-3305-2023-4-151-161. EDN: https://elibrary.ru/GDXXFK.

REGIONAL AND SECTOR ECONOMY

Original article

Managing the process of digital technologies development in higher education

Andrey V. Minakov1, Vladimir A. Kaytmazov2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 minakov-info@yandex.ru

2 vk13289@ya.ru

Abstract. The article describes the theoretical and practical aspects of using digital technologies in the field of higher education in Russia. Are described also the areas of use of digital technologies by higher education institutions in Russia, and are analyzed the actual results of the use of digital technologies in higher education field. We have found out that the more active use of e-learning and distance educational technologies in Russia is combined with an increase in the number of students, while special software products (for research, virtual simulators, electronic library systems, training programs in individual academic subjects) are becoming more and more popular. Is developing the technical base of the higher education sector (the number of used personal computers, multimedia projectors, and other information equipment is increasing). The digital university model developed by the Digital Universities Consortium seems adequate for Russian higher educational institutions, but for its successful application it is necessary to implement a set of structural, managerial, economic, social and marketing innovations.

Keywords: higher education, digital technologies, digital transformation, digital university, distance learning For citation: Minakov A.V., Kaytmazov V.A. Managing the process of digital technologies development in higher education // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2023;(4):151 — 161. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2023-4-151-161. EDN: https://elibrary.ru/GDXXFK.

© MuiHaKOB А.В., KaÜTMa30B B.A., 2023

Расширение применения цифровых технологий в сфере высшего образования является важнейшей составляющей достижения национальных целей Российской Федерации, предусматривающих создание возможностей для самореализации, развития талантов жителей России, а также цифровую трансформацию. Цифровые технологии в сфере высшего образования предоставляют как обширные возможности, связанные с ростом доступности образователь-

ных услуг, сокращением расходов на функционирование образовательных учреждений, выстраиванием межрегионального и межнационального сотрудничества вузов, так и формируют риски, вызовы, требующие адекватных решений для обеспечения информационной безопасности. Применение цифровых технологий в сфере высшего образования актуально в следующих аспектах (рис. 1).

Рис. 1. Актуальные направления применения цифровых технологий в сфере высшего образования

Источник: собственная разработка на основе [6, с. 63].

В образовательном процессе вузов находят применение такие цифровые технологии, как блокчейн, «большие данные», облачные технологии, БУОБ (технология, призванная стимулировать обучающихся использовать собственные мобильные устройства для решения учебных задач), виртуальная и дополненная реальность. Востребованы сквозные цифровые технологии, цифровые продукты, позволяющие проводить онлайн-опросы, организовывать вебинары, онлайн-тре-нинги, чаты. Разработаны цифровые платформы дистанционного обучения (например, МооШе), которые позволяют размещать теоретические материалы и организовывать самостоятельную ра-

боту студентов в активном взаимодействии с преподавателем. Для трансляции лекций применяются, в частности, Яндекс-Телемост, портал Webinar.ru [1, с. 32]. Расширение применения цифровых технологий и продуктов в значительной степени упрощается наличием российских разработок высокого качества, отвечающих потребностям вузов, а также развитостью информационно-коммуникационной инфраструктуры страны, обеспечивающей высокоскоростной доступ в интернет в регионах. Наиболее востребованные при организации образовательного процесса в высших учебных заведениях цифровые технологии и продукты представлены в табл. 1.

Таблица 1. Цифровые технологии и продукты, наиболее востребованные в высших учебных заведениях

Цифровая технология или продукт Описание и возможности применения

Электронные учебники и онлайн-курсы Как обучающиеся, так и преподаватели имеют возможность воспользоваться учебными материалами в любое время из любой точки мира, при этом широко используются цифровые решения, делающие материалы более наглядными, понятными

Приложения, используемые для анализа данных Обучающиеся имеют возможность сформировать навыки работы с технологией «больших данных», облачными ресурсами, необходимые для успешной карьеры

Окончание табл. 1

Цифровая технология или продукт Описание и возможности применения

Электронные тесты и опросники Используются для контроля качества и результатов обучения в онлайн-режиме, с применением цифровых продуктов осуществляется и проверка ответов, что позволяет уменьшить нагрузку на преподавателей

Интерактивные доски и проекторы Значительно увеличивается наглядность учебной информации, упрощается ее восприятие обучающимися

Веб-конференции и видеоконференции Преподаватели и обучающиеся имеют возможность свободно взаимодействовать вне зависимости от местонахождения. Наличие записей позволяет отсутствующим ознакомиться с учебным материалом в удобное для себя время

Источник: собственная разработка на основе [12, с. 291].

Применение цифровых технологий позволяет высшим учебным заведениям предлагать студентам новые виды обучения: дистанционное, электронное, смешанное. Электронное обучение предполагает широкомасштабное использование цифровых технологий и продуктов для построения полноценной среды обучения, дистанционное обучение позволяет получать образовательные услуги на расстоянии без посещения вуза, что особенно актуально для абитуриентов, желающих поступить в отдаленный вуз, а также иностранных студентов. Особенно востребовано в сфере высшего образования смешанное обучение, сочетающее очный и дистанционный компоненты по следующим основным схемам [3, с. 228]:

■ чередование. При использовании данной схемы учебная нагрузка по отдельным предметам равномерно распределяется между очным обучением в аудиториях и дистанционным обучением, при этом преподаватель осуществляет консультационную поддержку независимо от вида обучения;

■ гибкая модель, при использовании которой дистанционное либо очное обучение в рамках одного предмета является взаимоисключающим, однако дистанционное обу-

чение является приоритетным. Встречи в аудитории используются для индивидуальных консультаций, разработки и поддержки групповых проектов;

■ по запросу. При использовании данной схемы обучающиеся самостоятельно выбирают предметы, учебные материалы по которым будут предоставляться дистанционно, а очные встречи с преподавателем в аудитории не планируются. Соответственно, учебный материал также изучается самостоятельно, для консультации с преподавателем доступны только электронные каналы связи;

■ полезная виртуальная модель, предполагающая создание вузом полноценной цифровой образовательной среды на основе передовых цифровых технологий (в том числе технологий виртуальной и дополненной реальности), в сочетании с периодическими встречами в аудитории для консультаций и контроля полученных знаний.

Цифровые технологии активно задействуют-ся для совершенствования управления вузами на основе модели «Цифровой университет». Основные составляющие модели «Цифровой университет» приведены в табл. 2.

Таблица 2. Составляющие модели «Цифровой университет»

Составляющая Описание и возможности применения

Цифровая библиотека Создается цифровое библиотечное пространство, доступное онлайн (в том числе с мобильных устройств) в круглосуточном режиме. Обеспечивается интеграция с электронными библиотеками других высших учебных заведений, существует возможность автоматического предоставления обучающимся требуемой литературы в зависимости от учебного плана семестра

Окончание табл. 2

Составляющая Описание и возможности применения

Цифровой кампус Объединение студенческой социальной сети и образовательной системы, в котором доступны расписание занятий, сведения о преподавателях, учебные планы, данные об успеваемости

Электронный деканат Информационная система, концентрирующая сведения об успеваемости, результатах сдачи экзаменов и тестов, обеспечивающая выдачу обучающимся необходимых справок

Университетская точка кипения Онлайн-пространство для коллективной работы обучающихся и преподавателей, а также для проведения дискуссий, мастер-классов, открытых лекций, создания 1Т-стартапов

ЬМБ-система Комплексная цифровая система управления образовательным процессом, обеспечивающая взаимодействие обучающихся с преподавателями и доступ к необходимым учебным материалам

Цифровой диплом на основе блокчейн Хранение цифровых дипломов в системе блокчейн значительно упрощает проверку их подлинности, а цифровое портфолио обучающегося, содержащее сведения о результатах контроля его знаний, успешно защищенных проектах, приобретенных компетенциях, играет важную роль при трудоустройстве

Планирование индивидуальных траекторий обучения На основе искусственного интеллекта возможно разрабатывать индивидуальные учебные планы, направленные на формирование у обучающихся набора компетенций, отвечающих их способностям и устремлениям

Источник: собственная разработка на основе [5, с. 91—93].

Все большее значение приобретает формирование цифровых компетенций как у обучающихся, так и у преподавателей. Если задача, связанная с формированием цифровых компетенций у обучающихся в вузах, успешно решается за счет широкого применения цифровых технологий в образовательном процессе, наличия практических заданий и занятий, призванных сделать возможным приобретение необходимых навыков и освоение современных цифровых продуктов, необходимых для успешной деятельности, то профессорско-преподавательский состав в условиях цифровизации высшего образования сталкивается со сложностями. Трансформируется традиционная модель взаимодействия обучающихся и преподавателей, появляются новые модели, предусматривающие индивидуальные образовательные траектории (обучающийся инициирует получение конкретного учебного материала, а преподаватель готовит материал, соответствующий

полученному запросу), стала возможной модель полноправного взаимодействия обучающихся и преподавателей в полноценной цифровой среде. Профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений в зависимости от отношения к цифровым технологиям возможно разделить на четыре категории [7, с. 16—17]:

1) преподаватели, активно использовавшие цифровые технологии и продукты в образовательном процессе еще до наступления карантинных ограничений, связанных с пандемией ООУГО-19. Они поддерживают дальнейшее распространение цифровизации высшего образования и считают, что дистанционное обучение обладает значительным потенциалом и позволяет заместить очный формат взаимодействия со студентами, а цифровые технологии дают возможность улучшить качество обучения и его результаты;

2) преподаватели, не применявшие цифровые технологии в учебном процессе постоянно, одна-

ко имеющие достаточный уровень цифровой грамотности для их применения. В целом такие преподаватели не являются сторонниками чрезмерного расширения применения цифровых технологий и продуктов в образовательном процессе вузов, однако готовы использовать их в своих занятиях при необходимости;

3) преподаватели, которые имеют недостаточный уровень цифровой грамотности и не обладают опытом применения цифровых технологий в образовательном процессе. Такие преподаватели во многих случаях сопротивляются цифровиза-ции образовательного процесса и управления вузом, отстаивая традиционную модель обучения, не готовы применять цифровые технологии и решения в своих занятиях;

4) преподаватели дисциплин, при трансформации которых в цифровой формат возникают проблемы (например, дисциплины, требующие лабораторных занятий, проведения различных исследований, разработки индивидуальных и групповых проектов). Однако цифровая адаптация всех групп профессорско-преподавательского состава необходима для решения стратегических задач, стоящих перед высшим образованием.

Расширение применения цифровых технологий в сфере высшего образования делает также возможным возникновение и развитие ИТ-стар-тапов в вузах. Федеральный проект «Платформа студенческого технологического предпринимательства», утвержденный в декабре 2021 г., предусматривает, в частности, грантовую поддержку студенческих стартап-проектов (проекты, успешно прошедшие конкурсный отбор, смогут получить 1 млн руб.), возможность возмещения части инвестиций инвесторам в студенческие стартапы через Фонд «Сколково», развитие общероссийской сети университетских стартап-сту-дий, которые значительно упрощают реализацию идей, предложенных студентами. В качестве примеров успешно развивающихся ИТ-стартапов, созданных в вузах России, можно привести приложение виртуальной реальности Fobis, систему indoor навигации при помощи машинного зрения, интеллектуальный мониторинг ответственных конструкций, информационную систему управления НИОКР и др. Только за 2022—2023 гг. 2,5 тыс. университетских стартапов получили грантовую поддержку, действуют 22 университетские стартап-студии, а количество созданных в вузах стартапов превысило 13 тыс. [9].

Национальная платформа открытого образования, в свою очередь, позволяет вузам, расширяющим применение цифровых технологий, раз-

мещать свои образовательные курсы и программы и привлекать обучающихся из различных регионов Российской Федерации и из-за рубежа. В настоящее время на Национальной платформе открытого образования доступно 1279 курсов и 234 программы, в том числе от ведущих вузов России [8]. Курсы и программы доступны без формальных требований к уровню образования обучающегося и имеют значимые преимущества по сравнению с курсами, доступными на других онлайн-платформах:

■ программы и курсы, доступные на Национальной платформе открытого образования, соответствуют требованиям федеральных образовательных стандартов России;

■ полноценное прохождение обучения позволяет получить результаты, идентичные результатам при обучении в традиционном формате;

■ постоянно отслеживается эффективность и качество обучения через Национальную платформу открытого образования.

Важность расширения применения цифровых технологий в сфере высшего образования нашла отражение и в программных документах. Согласно программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (федеральный проект «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли) актуальным является формирование цифровых компетенций у обучающихся, начиная со старших классов, в связи с чем в вузах — участниках программы «Приоритет-2030» создаются специальные «цифровые кафедры», позволяющие обучающимся получить дополнительную «цифровую» квалификацию и сформировать цифровые компетенции [10]. Проект «Цифровая образовательная среда» в рамках национального проекта «Образование» предусматривает оснащение образовательных организаций современным цифровым оборудованием, развитие цифровых сервисов российской обработки и создание контента, необходимого для высокоэффективной образовательной деятельности [11]. Соответственно создаются условия для расширения применения цифровых технологий как в государственных, так и в частных вузах России, увеличения числа студентов, получающих образование дистанционно, роста востребованных учебных программ и курсов, предлагаемых высшими учебными заведениями, среди «удаленных» абитуриентов через Национальную платформу открытого образования. Динамика численности обучающихся по образовательным программам высшего образования в вузах России за 2018—2022 гг. приведена на рис. 2.

4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

4135,1

4060,3

4075,9

4062,2

4165,2

526,1 518,7 502,4 492,4

533,6

□ Всего

□ В том числе в магистратуре

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Рис. 2. Динамика численности обучающихся по образовательным программам высшего образования в Российской Федерации, тыс. чел. на конец года

Источник: собственная разработка на основе [2].

Как видно из рис. 2, на протяжении 2018— 2021 гг. востребованность образовательных программ, предлагаемых российскими вузами, постепенно снижалась, в результате чего численность обучающихся сократилась с 4135,1 тыс. чел. в 2018 г. до 4062,2 тыс. чел. в 2021 г., сократилась и численность обучающихся по программам магистратуры: до 492,4 тыс. чел. соответственно. Однако в 2022 г. внешние вызовы, с которыми столкнулась Российская Федерация, повлекли за собой значимое увеличение количества обучающихся и рост интереса к учебным программам и курсам: по данным на конец 2022 г. численность обучающихся по программам высшего образования превысила 4165 тыс. чел., в том числе в магистратуре обучаются свыше 530 тыс. чел. Значимую роль сыграло и расширение применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вузами России, о чем свидетельствуют данные рис. 3.

Как видно из данных, приведенных на рис. 3, высшие учебные заведения России осознают важность и возможности применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе, рассматри-

вают активное применение цифровых технологий как важную составляющую имиджа вуза среди абитуриентов и студентов. Если в 2018 г. только в 416 образовательных программах использовалось электронное обучение, то в 2022 г. — уже в 686 образовательных программах, еще более активно возрастает востребованность дистанционных образовательных технологий (с 390 программ в 2018 г. до 895 программ в 2022 г. соответственно). Применяется как дистанционное, так и смешанное обучение, что позволяет обучающимся выбрать наиболее удобный для себя формат.

Следует также отметить возрастающую популярность среди высших учебных заведений концепции цифрового университета. В декабре 2020 г. создан Консорциум «Цифровые университеты», инициатором формирования которого выступил Тольяттинский государственный университет. В состав Консорциума в настоящее время входит 27 вузов, а научным партнером выступает ассоциация « Университетский консорциум исследователей больших данных». Налажены взаимоотношения с 10 индустриальными партнерами.

1200

1000

800

600

400

200

991

669

584

416

390

733

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

968

720

895

686

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

□ Электронное обучение

□ Дистанционные образовательные технологии

Рис. 3. Динамика применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в вузах РФ, образовательных программ

0

Источник: собственная разработка на основе [2].

На примере Тольяттинского государственного университета в настоящее время формируется модель научно-инновационного предпринимательского цифрового университета, которая сможет быть впоследствии использована другими высшими учебными заведениями, входящими в состав Консорциума «Цифровые университеты», а также зарубежными учебными заведениями,

заинтересованными в приобретении российских разработок. Рассматриваемая модель позволит также сделать университет значимым автором построения в регионе экономики знаний и впечатлений [4]. Ключевые составляющие перспективной модели развития Тольяттинского государственного университета приведены в виде табл. 3.

Таблица 3. Компоненты целевой модели развития Тольяттинского государственного университета

Компонент Описание

Цифровой Успешно перешел на уровень цифровой необратимости, обеспечивает формирование цифровых компетенций по всем образовательным программам

Научно-инновационный Устроен на основе современных подходов к управлению, доказавших свою эффективность. Успешно генерирует инновации на основании накапливаемых научных знаний

Опорный Выступает центром инновационного развития региона, активно участвует в формировании экономики знаний и впечатлений, удержании качественного населения и его привлечении из других регионов страны

Предпринимательский Стремится извлекать из генерируемых инноваций экономическую выгоду, стимулирует создание студенческих стартапов и формирует молодых предпринимателей

Источник: [4].

Под цифровой необратимостью применительно к высшему учебному заведению понимается завершение трансформации бизнес-процессов с применением цифровых технологий, которая не позволяет вернуться к прежней модели развития без дестабилизации и риска разрушения. При этом цифровые технологии применяются как для

Отрицательная динамика показателей, приведенных в табл. 4, связана с сокращением количества отчитывающихся образовательных учреждений. Однако следует отметить, что наиболее широко в образовательном процессе российские высшие учебные заведения применяют обучающие программы по отдельным предметам, программы для компьютерного тестирования знаний студентов, а также электронные версии учебных пособий. В зависимости от профиля обучения могут применяться также виртуальные тренажеры, специальные программные средства, предназначенные для научных исследований, что позволяет повышать качество образовательного процесса за счет цифровых технологий. Практически все высшие учебные заведения, функционирующие в Российской Федерации, используют в своей деятельности электронные справоч-но-правовые системы, которые доступны и студентам, а также цифровые решения для управления деятельностью вуза, электронного документооборота, что позволяет усиливать положительные последствия применения цифровых технологий в сфере высшего образования.

организации дистанционного обучения, так и в очном обучении, что дает возможность «высвобождать время на реальную практику и проектную работу». Увеличивается востребованность в высших учебных заведениях специальных программных средств, о чем свидетельствуют данные табл. 4.

Большое внимание уделяется также развитию материально-технической базы для успешного применения цифровых технологий в образовательном процессе. Динамика количества персональных компьютеров и информационного оборудования в высших учебных заведениях России приведена в табл. 5.

Как видно из табл. 5, в высших учебных заведениях России постепенно увеличивается количество персональных компьютеров, используемых в образовательном процессе: до 1142,1 тыс. по итогам 2022 г., что на 10% выше, чем в 2018 г. Активно применяются также портативные компьютеры (227,2 тыс.) и планшетные компьютеры (23,6 тыс.), также следует отметить постепенное увеличение количества электронных терминалов, доступных как студентам, так и работникам высших учебных заведений. Увеличивается количество мультимедийных проекторов и интерактивных досок (на 16,4% и 27% в течение рассматриваемого периода соответственно), в результате чего информация становится более наглядной, а качество образовательного процесса возрастает.

Таблица 4. Динамика использования специальных программных средств в высших

учебных заведениях России

Специальные программные средства 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. к 2018 г., %

Обучающие программы по отдельным предметам 1227 1168 1156 1130 1126 91,8

Программы компьютерного тестирования 1200 1141 1136 1105 1109 92,4

Виртуальные тренажеры 721 718 733 732 727 100,8

Электронные версии учебных пособий 1268 1213 1211 1179 1180 93,1

Специальные программные средства для научных исследований 798 773 774 747 748 93,7

Электронные библиотечные системы 1304 1238 1235 1219 1220 93,6

Источник: [2].

Таблица 5. Динамика использования персональных компьютеров и информационного оборудования в высших учебных заведениях России, тыс. ед.

Наименование показателей 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. к 2018 г., %

Персональные компьютеры 1038,4 1052,6 1087,1 1123,5 1142,1 110,0

Электронные терминалы (инфоматы) 3,1 3,1 3,1 3,2 3,5 112,9

Мультимедийные проекторы 75,7 79,7 82,5 86,4 88,1 116,4

Интерактивные доски 12,2 13,2 13,7 15,2 15,5 127,0

Источник: [2].

Однако достигнутые результаты в применении цифровых технологий в сфере высшего образования нельзя считать приемлемыми. С нашей точки зрения, существует необходимость внедрения инноваций в высших учебных заведениях, сохраняющих настороженную позицию в отношении цифровой трансформации образования и не внедряющих элементы концепции цифрового университета. Адаптация модели, создаваемой Консорциумом «Цифровые университеты», может быть доступна только после предварительной подготовки высшего учебного заве-

дения к цифровой трансформации, преодоления возможного сопротивления со стороны сотрудников и обучающихся, принятия локальных правовых актов, необходимых для расширения применения цифровых технологий, а также разработки проекта внедрения концепции цифрового университета, учитывающей передовой опыт российских и зарубежных университетов.

Для подготовки высших учебных заведений России к внедрению концепции цифрового университета необходимо реализовать комплекс инновационных решений, представленный в табл. 6.

Разновидность инноваций Примеры инноваций, актуальных для высших учебных заведений в условиях цифровизации

Структурные Пересмотр организационных структур, ответственных за применение цифровых технологий, трансформация бизнес-процессов на основе цифровых решений, сопряженная с пересмотром должностных обязанностей и полномочий отдельных руководителей подразделений вуза

Управленческие Обеспечение координации деятельности подразделений и работников высшего учебного заведения в электронной среде, налаживание непрерывной коммуникации между ними. Управление изменениями, основанными на цифровых технологиях, и преодоление сопротивления изменениям со стороны сотрудников

Экономические Пересмотр ценообразования, продвижение образовательных курсов и программ через Национальную платформу открытого образования и зарубежные платформы, создание собственных стартап-студий для поддержки ИТ-предпринимательства среди студентов и преподавателей

Социальные Создание новой системы мотивации и стимулирования труда преподавателей, обеспечивающей их заинтересованность как в повышении своей цифровой грамотности, так и в формировании необходимых цифровых компетенций у обучающихся

Маркетинговые Успешное позиционирование образовательных услуг как на российском рынке, так и за рубежом, при этом широкое применение цифровых технологий станет важным конкурентным преимуществом высшего учебного заведения

Источник: собственная разработка на основе [7, с. 20].

Таблица 6. Комплекс инновационных решений для подготовки высших учебных заведений России к внедрению концепции цифрового университета

Высшие учебные заведения, успешно внедрившие инновации, представленные в табл. 6, смогут активно участвовать в деятельности Консорциума «Цифровые университеты», а также впоследствии внедрить целевую модель, развиваемую на базе Тольяттинского государственного университета и отвечающую особенностям сферы высшего образования в России. В результате образовательные услуги, предлагаемые высшими учебными заведениями Российской Федерации, станут более привлекательными как для российских студентов, так и для обучающихся из других стран ЕАЭС и стран дальнего зарубежья. В свою очередь, расширение применения цифровых технологий будет способствовать и снижению затрат высших учебных заведений на ведение образовательного процесса, улучшению освоения материала, развитию коммуникаций между обучающимися и преподавателями, а рост предпринимательской и инновационной активности в сфере высшего образования в рамках Платформы студенческого технологического предпринимательства будет способствовать возрастанию вклада сферы высшего образования в возвращение Российской Федерации на траекторию устойчивого долгосрочного экономического роста. Университеты, первыми внедрившие элементы концепции цифрового университета в виде цифрового кампуса, университетских точек кипения, цифровых дипломов на основе технологии блокчейн, смогут стать лидерами образовательного процесса, инициировать дальнейшее реформирование сферы высшего образования в России на инновационной основе, что особенно важно в контексте вызовов, с которыми столкнулась страна в настоящее время.

Список источников

1. Антонова A.B., Евтушенко Ю.Л. Сквозные цифровые технологии в высшем образовании в контексте ответов на вызовы современного социума / / Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 1. С. 31—33.

2. Высшее образование // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed (дата обращения: 02.11.2023).

3. Карикова A.C. Трансформация образовательной среды, связанная с распространением цифровых технологий // Московский экономический журнал. 2022. № 8. С. 225—234.

4. Ключевые характеристики цифровой модели / / Тольяттинский государственный университет. URL: tltsu.ru/prioritet-2030/previou-results/tselevaya-model (дата обращения: 02.11.2023).

5. Кузина Г.П. Концепция цифровой трансформации классического университета в «цифровой университет» // E-Management. 2020. Т. 3, № 2. С. 89—96.

6. Ларионов В.Г., Шереметьева Е.Н., Горико-ва ЛА. Цифровая трансформация высшего образования: технологии и цифровые компетенции / / Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. 2021. № 2. С. 61—69.

7. Ломоносова Н.В., Осипова О.П. Трансформация системы управления образовательным процессом в высшем образовании в условиях цифровизации // Преподаватель XXI век. 2021. № 4. Ч. 1. С. 11—24.

8.0 проекте // Национальная платформа открытого образования. URL: npoed.ru/about (дата обращения: 02.11.2023).

9. Платформа университетского технологического предпринимательства / / URL: univer-techpred.ru (дата обращения: 01.11.2023).

10. Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли / / Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: digital.gov.ru/ru/activity/directions/ 1085 (дата обращения: 01.11.2023).

11. Цифровая образовательная среда // URL: edu.gov.ru/national-project/projects/cos (дата обращения: 02.11.2023).

12. Эсетов Ф.Э., Кулибеков НА., Кулибеко-ва Р.Д. Использование информационных технологий как средство интенсификации образовательного процесса в современном вузе / / Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 4. С. 290—294.

References

1. Antonova A.V., Yevtushenko Yu.L. End-to-end digital technologies in higher education in the context of responses to the challenges of modern society / / Problems of modern pedagogical education. 2022. No. 1. pp. 31—33.

2. Higher education // Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. URL: minobrnauki.gov.ru/action / stat/highed (accessed: 02.11.2023).

3. Karikova A.S. Transformation of the educational environment associated with the spread of digital technologies / / Moscow Economic Journal. 2022. No. 8. pp. 225—234.

4. Key characteristics of the digital model // Togliatti State University. URL: tltsu.ru/prioritet-2030/previou-results/tselevaya-model (accessed: 02.11.2023).

5. Kuzina G.P. The concept of digital transformation of a classical university into a "digital university" // E-Management. 2020. Vol. 3, No. 2. pp. 89—96.

6. Larionov V.G., Sheremetyeva E.N., Gorikova LA. Digital transformation of higher education Technologies and digital competencies / / Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Ser.: Economics. 2021. No. 2. pp. 61—69.

7. Lomonosova N.V., Osipova O.P. Transformation of the educational process management system in higher education in the conditions of digitalization // Teacher XXI century. 2021. № 4. Part 1. pp. 11—24.

8. About the project // National platform of open education. URL: npoed.ru/about (accessed: 02.11.2023).

9. University Technological Entrepreneurship Platform / / URL: univertechpred.ru (accessed: 01.11.2023).

10. Development of personnel potential of the IT industry / / Ministry of Digital Development, Communications and Mass Communications of the Russian Federation. URL: digital.gov.ru/ru/ activity/directions/1085 (accessed: 01.11.2023).

11. Digital educational environment // URL: edu. gov .ru / national-pr oj ect / pr oj ects/cos (accessed: 02.11.2023).

12. Esetov F.E., Kulibekov NA., Kulibekova R.D. The use of information technologies as a means of intensifying the educational process in a modern university / / Problems of modern pedagogical education. 2023. No. 4. pp. 290—294.

Информация об авторах

A.В. Минаков — профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор;

B.А. Кайтмазов — соискатель кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

A.V. Minakov — Professor of the Department of Economics and Accounting of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Economics, Professor; V.A. Kaytmazov — Applicant of the Department of Economics and Accounting of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Сведения о вкладе каждого автора

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.1 1.2023; одобрена после рецензирования 16.11.2023; принята к публикации 29.1 1.2023.

The article was submitted 09.11.2023; approved after reviewing 16.11.2023; accepted for publication 29.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.