Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕДИЦИНСКИЕ ВУЗЫ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клинг Валентина Ивановна, Сивоконева Юлия Михайловна

В статье речь идет об управлении процессом формирования и оценки универсальных компетенций в академической среде медицинского вуза. Цель - проверить гипотезу, что достижения студентов становятся выше при детальной разработке методических шагов для формирования универсальных компетенций (УК). Управление развитием УК зависит от концепта и способов формирования УК. Концепт основывается на дидактике. При формировании УК учитываются цели обучения, содержание дисциплины, системность, выбор КИМ. Механизм формирования УК разрабатывается и основывается на ключевой деятельности, связанной с содержанием компетенции, и профессиональной деятельности. Соблюдаются принципы преемственности между уровнями и результативности. В исследовании проанализированы действия по формированию УК. Предложены задачи для формирования и управления УК. В исследование были включены 2 группы, каждая группа включала 100 и 98 студентов первого курса соответственно. Кроме того, были исследованы 30 студентов третьего курса для оценки профессиональных навыков общения и клинической коммуникации. В экспериментальной и контрольной группах оценивались следующие параметры: вербальная и невербальная коммуникация, публичная речь, умение вести диалог, решение коммуникативных задач, обсуждение проблем, письменное оформление научной информации. Для статистического анализа данных мы использовали независимый критерий Стьюдента. В результате разработаны КИМ, чтобы оценить уровень сформированности универсальных компетенций для студентов медицинского вуза. Предложены 4 модуля управления развитием различных видов деятельности и индикаторы сформированности универсальных компетенций. Разработаны последовательные методические шаги. Все эти действия направлены на реализацию комплексной программы по развитию УК в медицинском вузе. Достоверность различий результатов между экспериментальной и контрольной группой была подтверждена с помощью критерия Стьюдента. Полученное в эксперименте расчетное значение t больше табличного значения t на 0,05. Разработанная последовательность методических шагов позволила повысить качество обучения, тем самым активизировав познавательную и коммуникативную ориентацию на формирование результатов в форме универсальных компетенций. Метазнания в области системного критического мышления, как и метаумения, помогают закрепить академические знания в практике выполнения различных видов деятельности. Педагогический проект, основанный на учете особенностей новой образовательной парадигмы и современных подходов, усиливает мотивирующую позицию субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клинг Валентина Ивановна, Сивоконева Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF UNIVERSAL COMPETENCE DEVELOPMENT AND ASSESSMENT IN THE ACADEMIC ENVIRONMENT OF A MEDICAL UNIVERSITY

The article deals with the management of universal competence development and assessment in the academic environment of a medical university.The purpose is to test the hypothesis that student achievement is higher with the detailed development of methodological issues to form universal competencies. The management of universal competence development depends on the concept and methods. The concept is based on didactics. When developing universal competencies, tutor should consider the goals of training, the content of the discipline, consistency, systematic character, and the choice of methods to control. The mechanism to develop the universal competencies is based on key activities related to the content of competence and professional activity. The principles of continuity and efficiency are respected. The study analyzed the levels to develop universal competencies. The tasks to develop and manage the universal competencies are proposed. The study included 2 groups 100 and 98 first-year-students respectively and 30 third-year students to check professional communication and clinical competence.The following parameters were assessed in the experimental and control groups: verbal and non-verbal communication, public speech, dialogue, solving communication tasks, communication in discussion, academic writing. To examine differences between the groups we used an independent samples t-test and analysedstudents' advancement at the end of the academic year. As a result, the methods and KPI to assess the level of universal competence in medical students were developed. 4 modules to manage the development of various types of activities and indicators of universal competence development were presented. Sequential methodological steps were found. All the actions aimed to implement a comprehensive program for the universal competence development in a medical university. Independent samples t-test proved the findings are significant. The developed sequence of methodological steps improved the quality of education, activating the cognitive and communicative directions to develop universal competencies. Meta-knowledge in critical thinking and meta-skills assist to consolidate academic knowledge to practice various types of activities. The pedagogical project, based on the peculiarities of the new educational paradigm and modern approaches, strengthens the individual motivating position of learners in the educational process.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

УДК 378.147:378.661

ББК Ч448.024 ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 5.8.1

Клинг Валентина Ивановна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков с курсом латинского языка, Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России; 656038, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Ленина, 40; e-mail: klingkaf@gmail.com

Сивоконева Юлия Михайловна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков с курсом латинского языка, Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России; 656038, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Ленина, 40; e-mail: julial1981@list.ru

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: универсальные компетенции; метапредметные знания; метапредметные умения; уровни сформированности; академическая среда; профессиональная деятельность; медицинские вузы; медицинское образование

АННОТАЦИЯ. В статье речь идет об управлении процессом формирования и оценки универсальных компетенций в академической среде медицинского вуза. Цель - проверить гипотезу, что достижения студентов становятся выше при детальной разработке методических шагов для формирования универсальных компетенций (УК). Управление развитием УК зависит от концепта и способов формирования УК. Концепт основывается на дидактике. При формировании УК учитываются цели обучения, содержание дисциплины, системность, выбор КИМ. Механизм формирования УК разрабатывается и основывается на ключевой деятельности, связанной с содержанием компетенции, и профессиональной деятельности. Соблюдаются принципы преемственности между уровнями и результативности. В исследовании проанализированы действия по формированию УК. Предложены задачи для формирования и управления УК. В исследование были включены 2 группы, каждая группа включала 100 и 98 студентов первого курса соответственно. Кроме того, были исследованы 30 студентов третьего курса для оценки профессиональных навыков общения и клинической коммуникации. В экспериментальной и контрольной группах оценивались следующие параметры: вербальная и невербальная коммуникация, публичная речь, умение вести диалог, решение коммуникативных задач, обсуждение проблем, письменное оформление научной информации. Для статистического анализа данных мы использовали независимый критерий Стьюдента. В результате разработаны КИМ, чтобы оценить уровень сформированности универсальных компетенций для студентов медицинского вуза. Предложены 4 модуля управления развитием различных видов деятельности и индикаторы сформированности универсальных компетенций. Разработаны последовательные методические шаги. Все эти действия направлены на реализацию комплексной программы по развитию УК в медицинском вузе. Достоверность различий результатов между экспериментальной и контрольной группой была подтверждена с помощью критерия Стьюдента. Полученное в эксперименте расчетное значение t больше табличного значения t на 0,05. Разработанная последовательность методических шагов позволила повысить качество обучения, тем самым активизировав познавательную и коммуникативную ориентацию на формирование результатов в форме универсальных компетенций. Метазнания в области системного критического мышления, как и метаумения, помогают закрепить академические знания в практике выполнения различных видов деятельности. Педагогический проект, основанный на учете особенностей новой образовательной парадигмы и современных подходов, усиливает мотивирующую позицию субъектов образовательного процесса.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Клинг, В. И. Управление процессом развития, формирования и оценки универсальных компетенций в условиях академической среды медицинского вуза / В. И. Клинг, Ю. М. Сивоконева. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. -№ 4. - С. 77-88.

Kling Valentina Ivanovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Foreign Languages with a Latin Course, Altai State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Barnaul, Russia

Sivokoneva Yulia Mikhailovna,

Senior Lecturer of Department of Foreign Languages with a Latin Course, Altai State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Barnaul, Russia

MANAGEMENT OF UNIVERSAL COMPETENCE DEVELOPMENT AND ASSESSMENT IN THE ACADEMIC ENVIRONMENT OF A MEDICAL UNIVERSITY

KEYWORDS: universal competencies; metasubject knowledge; metasubject skills; levels of formation; academic environment; professional activity; medical universities; medical education

ABSTRACT. The article deals with the management of universal competence development and assessment in the academic environment of a medical university. The purpose is to test the hypothesis that student

© Клинг В. И., Сивоконева Ю. М., 2022

achievement is higher with the detailed development of methodological issues to form universal competencies. The management of universal competence development depends on the concept and methods. The concept is based on didactics. When developing universal competencies, tutor should consider the goals of training, the content of the discipline, consistency, systematic character, and the choice of methods to control. The mechanism to develop the universal competencies is based on key activities related to the content of competence and professional activity. The principles of continuity and efficiency are respected. The study analyzed the levels to develop universal competencies. The tasks to develop and manage the universal competencies are proposed. The study included 2 groups 100 and 98 first-year-students respectively and 30 third-year students to check professional communication and clinical competence. The following parameters were assessed in the experimental and control groups: verbal and non-verbal communication, public speech, dialogue, solving communication tasks, communication in discussion, academic writing. To examine differences between the groups we used an independent samples t-test and analysed students' advancement at the end of the academic year.

As a result, the methods and KPI to assess the level of universal competence in medical students were developed. 4 modules to manage the development of various types of activities and indicators of universal competence development were presented. Sequential methodological steps were found. All the actions aimed to implement a comprehensive program for the universal competence development in a medical university. Independent samples t-test proved the findings are significant.

The developed sequence of methodological steps improved the quality of education, activating the cognitive and communicative directions to develop universal competencies. Meta-knowledge in critical thinking and meta-skills assist to consolidate academic knowledge to practice various types of activities. The pedagogical project, based on the peculiarities of the new educational paradigm and modern approaches, strengthens the individual motivating position of learners in the educational process.

FOR CITATION: Kling, V. I., Sivokoneva, Yu. M. (2022). Management of Universal Competence Development and Assessment in the Academic Environment of a Medical University. In Pedagogical Education in Russia. No. 4, pp. 77-88.

Введение. Универсальные компетенции находятся в центре внимания ученых в связи с тем, что являются важной частью подготовки специалиста. Решение проблемы зависит от понимания последовательности процесса развития и способов достижения эффективных результатов в обучении в связи с внедрением ком-петентностного подхода [1, c. 71].

Формирование универсальных компетенций и их роль для реализации основных образовательных целей и задач при подготовке специалистов в области медицины изучены в работах [7; 8; 10-12; 14]. Эксперты считают, что универсальные компетенции, которые в большинстве работ представлены как «soft skills», наряду с профессиональными компетенциями, являются неотъемлемой частью квалифицированного специалиста [5-8; 11; 12; 14].

В академической среде достижения студентов будут тем выше, чем детальнее разработаны и реализованы методические шаги для формирования компетенций, а именно:

- определен концепт универсальных компетенций;

- выявлен механизм развития универсальных компетенций в интеграции с профессиональными компетенциями;

- разработана методика формирования УК в процессе освоения содержания дисциплины;

- определена методика оценивания и разработан комплекс соответствующих оценочных средств;

- обоснованы технологии обучения.

Целью данной статьи является доказатель-

ство эффективности выдвинутой гипотезы.

Материалы и методы

Концепт универсальных компетенций. Управление процессом развития универсальных компетенций зависит во многом от понимания сущности и характера способов формирования универсальных компетенций.

Концепт универсальных компетенций строится с учетом общих положений в дидактике:

- особенностей гуманитарного, естественнонаучного, фундаментального образования;

- интегративного и системного подходов, использование которых приводит к развитию интегративных способов познания;

- требований к формированию целостной научной картины на основе соблюдения принципа междисциплинарности;

- общих закономерностей становления личности будущего специалиста;

- характера развиваемых компетенций и специфики технологий, методов развития;

- содержания стратегий обучения и формирования универсальных компетенций;

- наличия необходимого уровня развития учебных умений [2, с. 9].

На формирование концепта развития универсальных компетенций влияют существующие теоретико-методологические положения дидактики, целевые программы

1 Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы». URL: http://u0br.ru/wp-c0ntent/upl0ads/2016/08/ 29.i2.i4-Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF_N2765-r-Koncepiya-Federalnoy-celevoy-programmy-razvitiya-

С этих позиций методологическое знание включает наряду с подходами и парадигмой, принципами также законы и закономерности. Закон понимается как связь явлений обучения, которая обуславливает их необходимое проявление в учебном процессе. Закономерности - выражение действий закона в конкретных условиях: объективные, устойчивые, повторяющиеся связи между частями, компонентами процесса обучения. Так, законы социальной обусловленности целей, содержания, методов; единства и обусловленности индивидуальной и групповой организации, а также закономерности между активностью студента и результатами обучения, принципами систематичности и системности, сознательностью и активностью определяют технологию общего построения, характер целей и задач:

1. Цели образования преломляются, уточняются для освоения дисциплин, из которых вытекают общие, промежуточные и специфические задачи, взаимосвязанные с развиваемыми универсальными компетенциями: их этапами, постепенным нарастанием уровня требований к их сформиро-ванности.

2. Содержанием дисциплины устанавливается, является ли формирование УК целью или средством развития компетенции.

3. Системность, обобщенность, меж-дисциплинарность.

4. Развитие умений в сотрудничестве, в интерактивных моделях общения.

5. Усвоение знаний имеет поисковый, конструктивный и продуктивный характер, соотносимый с процессом развития универсальных действий и набором учебных умений.

6. Выбор контрольно-измерительного материала (КИМ) зависит от характера осваиваемого знания, умений и навыков.

7. Определение оценочных средств и объекта оценки зависит от специфики оцениваемых достижений.

8. КИМ, как и процесс обучения, включает учебные ситуации, ориентированные на осваиваемые виды деятельности: интеллектуальные или профориентированные.

9. Учебные ситуации создаются с учетом гетерогенности мышления и задач по активизации стратегий восприятия, запоминания, понимания и т. д. Ситуации содержат осваиваемые виды деятельности, т. е. действия, операции, освоение которых необходимо, например, для развития интеллектуальной, коммуникативной и других видов деятельности.

10. Виды обучения и учения ориентированы на:

- расширение личностного образова-

0braz0vaniya-na-2016-2020.pdf (дата обращения: 05.11.2021).

тельного пространства обучающегося;

- накопление субъектного опыта;

- обогащение информационно-когнитивного потенциала;

- спецификацию общекультурного тезауруса.

Механизм развития и формирования универсальных видов деятельности в процессе подготовки специалиста. На современном этапе образования недостаточно только одних глубоких профессиональных знаний, чтобы быть успешным и эффективно действовать. Например, в американской теории это деление на «soft skills» и «hard skills», т. е. универсальные и профессиональные компетенции [3, с. 69; 4, с. 43]. Концепт универсальных компетенций обеспечивает сопровождение процесса развития компетенций.

Механизм разработан и ориентирован на основе: выделения субъектного опыта обучающегося, т. е. определения индикаторов ключевых активностей, связанных с содержанием компетенции и спецификой профессиональной деятельности. Проектирование всего процесса развития компетенции начинается с постановки задач и оценки достижений обучающегося, качества выполнения ключевых активностей на основе полученных (приобретенных) знаний и использования их при демонстрации умений, навыков. Далее следует переход от деятельности по образцу к самостоятельному решению; преимущественное использование активных, проективных, исследовательских, проблемных методов и рефлексия действий.

В рассматриваемом процессе приобретается опыт выполнения различных видов деятельности. Смысл их выполнения анализируется через задания, которые, например, лингвистически могут быть оформлены использованием глаголов «объясните», «приведите» и т. д. Дальнейшее развитие осуществляется на практике при выполнении действий поведенческих моделей, содержание которых заранее выражено задачами.

Разработка критериев и показателей оценки выполнения соотносится с содержанием субъектного опыта. Развитие идет с соблюдением принципа преемственности между уровнями и результативностью, касающейся изменения поведения, отношения к процессу деятельности, способов деятельности, улучшения качества проявления личностных свойств.

Для развития универсальных компетенций учитывается и сложность учебной ситуации (стиль развития способности и готовности, выбор способов деятельности и уместности в учебной ситуации). Так, развитие универсальной компетенции УК1 - «системное и критическое мышление» может быть пред-

ставлено следующими действиями:

1. Выделением ключевых активностей, содержания деятельности, связанных с процессами доказательства, аргументации, рассуждения, действиями рационального мышления.

2. Постановкой задач по освоению технологии критического анализа, например анализа текста рассуждений других людей; решением задачи по развитию умений формулировать аргументы.

3. Решением задач, связанных с освоением конкретных дисциплин (хорошее знание предмета) и освоением умений, связанных с упорядочиванием материала по категориям, выбором, дифференцировкой и сопоставлением.

4. Оценкой содержания предметного лингвистического контента; метапредметным оцениванием умений по выражению мыслей, представлению критического суждения. Например, показатели оценки монолога при развитии системного критического мышления в случае освоения содержания дисциплины «Иностранный язык» могут выглядеть как:

- пояснение / опровержение предложенных фактов;

- обобщение информации;

- выделение фактов и комментирование;

- средства смысловой завершенности;

- средства выражения собственного мнения;

- умение аргументировать, используя лексические средства и структуру организации текста.

Развитие командной и проектной деятельности: включают коммуникативные, проективные, исследовательские, прогнозируемые виды деятельности. Технологии по развитию индивидуального стиля корпоративной работы, составлению индивидуального плана или «worksheet» под руководством, затем самостоятельно выражены в направлениях, например, дисциплина «Иностранный язык»: Student-team-learning», «Student-team-achievements», «Team assisted individualization». Компетенция задает высший обобщенный уровень умений, навыков коммуникативного общения.

Командная и проектная деятельность включает следующие виды проектов: практико-ориентированные, исследовательские, информационные. Моделирование учебной проектной деятельности возможно средствами иностранного языка и других учебных дисциплин. Отбор содержания обучения для работы по методу проектов проходит через процесс формулирования тем, например: 1. Демографические проблемы региона; 2. Проблема инфекции и человека; 3. Медицина будущего; 4. Пан-

демии прошлого в сравнении с Со"^-19.

Научно-исследовательская деятельность рассматривается как знание проблемы, цели, объекта, предмета, задачи, гипотезы, методов. С этой целью необходимо развитие умений по планированию работы: выдвижение гипотезы, проведение практических работ с целью доказательства или опровержения гипотезы; формируются умения по освоению структуры текста: введение, обоснование, актуальность, теоретическая значимость, заключение. Следует заметить, что компетенции, связанные с научно-исследовательской деятельностью, включают взаимосвязанные качества личности, заданные по отношению к определенному кругу предметов и процессов.

Деятельность по самореализации и саморазвитию. Субъектный опыт составляют виды деятельности, связанные с накоплением способов организации учебной и внеучебной деятельности, включая умение анализировать учебные ситуации, выделять этапы, определять средства, накапливать опыт самоконтроля своей деятельности. Выбор стратегий учения происходит в зависимости от сложности учебной ситуации.

Действиями со стороны преподавателя являются: подбор инструментов развития когнитивных действий и операций; осведомленность студентов о виде задач, развитии умений самооценки. Технология развития включает решение учебных задач, моделирующих реальную жизнь или сугубо педагогически адаптированых к учебным задачам.

На качество выполнения задач влияют личностные свойства, как и методы инструктажа, иллюстрации, в результате чего происходит накопление способов обучающей работы с педагогом, учебной работы, взаимодействия и сотрудничества.

Инструментом развития умений является реализация таких методов, как объяснение, рассказ, беседа, учебная дискуссия, работа с учебником, когда осваиваются конспектирование, составление плана, тезирование, цитирование, рецензирование, логическая модель причинно-следственных связей, способы составления тематического тезауруса.

Преподаватель основывается на особенностях информационно-когнитивного потенциала деятельности обучающегося, специфике формирования общекультурного тезауруса, особенностях изучаемого содержания дисциплин и их характеристик.

Развитие информационно-когнитивного потенциала деятельности в процессе освоения содержания дисциплины включает:

- работу с учебной, научной литературой, в сети Интернет;

- анализ и обобщение новой информа-

ции и встраивание информации в имеющуюся схему;

- представление обзора, доклада, отчета;

- оценивание ситуации;

- аргументирование, детализирование, выделение основной проблемы и предложение решений для ситуации;

- выполнение действий по классификации, прогнозу, интеграции, описанию процессов, явлений;

- формирование общекультурного тезауруса;

- освоение содержания дисциплины;

- освоение языка науки;

- освоение языковой специфики конкретной дисциплины;

- усвоение декларативных знаний, социокультурных и межкультурных;

- владение профессиональным языком;

- владение академическим языком осваиваемой специальности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие данного вида деятельности связано с учетом особенностей изучаемых дисциплин:

- характер учебных дисциплин (гуманитарные, фундаментальные, клинические);

- содержание дисциплины, включающее специфический язык относительно терминосистемы, аббревиатуры, характера информации, доминирования языковых ситуаций, описания, разъяснения, объясне-ния,оценки и анализа;

- характер знания по дисциплине (теории, идеи, факты, системы, описания);

- специфика умений и навыков.

Уровень характеристики компетенций,

осваиваемых в процессе изучения дисциплины, характеризуется с учетом:

- понятий «способность», «готовность»;

- дескрипторов шкал (перечень составляющих компетенций в положительной парадигме: знаю, умею, могу, понимаю, владею);

- определения характера механизма развития составляющих универсальных компетенций;

- подходов, средств обучения и учения, технологий, приемов, методов, распределения ролей в освоении компетенций;

- форм, видов, средств оценки уровня сформированности компетенций.

Улучшение умений может происходить за счет четко продуманной методической системы, использования средств самооценки. Проанализируем группу компетенции «Коммуникация», представленную в стандарте ФГОС ВО 3++ и выраженную как «способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе для академического и профессионального взаимодействия». Для развития этой группы необходимо решение следующих задач:

1. Проанализировать функции будуще-

го специалиста, что в связи с ними должен знать, уметь и чем владеть обучающийся.

2. Определить ожидаемые результаты в форме требований к уровню сформирован-ности.

3. Выявить уровни освоения знаний, умений, навыков, касающиеся компетенций: определение перечня знаний, коммуникативных умений, исходя из индикаторов; установление содержания развития умений на каждом из уровней.

4. Определить характер, степень сложности умений, ситуаций, при которых они реализуются, как и сферы общения; составить учебные ситуации.

5. Установить методику формирования системы знаний, технологии развития умений в процессе освоения дисциплины, форму выполнения СР, проектной, командной, научно-исследовательской. Проанализировать с этой целью подходы, содержание субъектного опыта, специфику интегративного обучения, стратегии педагога и студента.

6. Использовать деятельностный подход в качестве отправной точки, т. е. вид деятельности (например, освоение речевых видов деятельности).

7. Проводить поэтапное оценивание достижений обучающегося с учетом текущего, рубежного, промежуточного контроля.

Установление иллюстративной шкалы в общем дает представление об уровне ожидаемого усвоения, владения учебным материалом, т. е. показывает типичное или вероятное поведение в ситуации, например, на элементарном, среднем, продвинутом уровнях. Шкала дает информацию о том, что студент может делать даже и на самом низком уровне. Для количественного определения проводим процедуру калькуляции, соотнесенную с подсчетом баллов. Подбор контрольно-измерительного материала для оценки освоения, усвоения и владения проводится в форме: теста, контрольного задания, анализа, кейса, проблемных ситуаций, написания, составления эссе, диалога. Оценочная шкала определяет процесс оценки, т. е.: что измеряем, как измеряем (выполнение), последовательность оценки полученного продукта по критериям. Так, например, «Эссе» с точки зрения лингвистической направленности:

- ясность в оформлении структуры текста;

- формулировка проблемы;

- перечисление точек зрения и деталей (включая языковые коммуникации).

В случае оценки диалога могут быть использованы следующие показатели:

- изложение сложной / простой темы незнакомой аудитории;

- корректность ответов на вопросы;

- корректное заполнение бланков;

- уместное использование речевых средств;

- нормативность языкового оформления (правильность, уместность передаваемой, понимаемой информации);

- соответствие используемых средств ситуации общения теме высказывания;

- беглость речи;

- уверенность в использовании средств, паузы;

- наличие повторов.

Управление развитием видов деятельности на основе учета способов организации учебной деятельности студента представляет структурно 4 модуля:

Модуль 1. Содержание личностно-образовательного пространства включает: предоставление всего спектра деятельности; совокупность развиваемых метакогнитивных компетенций, стратегии учебной деятельности; информационно-когнитивный потенциал учебной деятельности; общекультурный тезаурус и дисциплины; использование умений эффективной организации времени.

Модуль 2. «Дисциплиноориентиро-ванная организация учебной деятельности»: особенности изучаемых дисциплин; язык и содержание дисциплины; характер знаний, умений, навыков.

Модуль 3. «Использование мета-когнитивных компетенций в освоении дисциплин»: самообразовательная деятельность; информационная деятельность; ана-литико-оценочная деятельность; саморегулирующая деятельность.

Модуль 4. «Академическая коммуникация в образовательной среде»: участие в лекциях, семинарах, практических занятиях.

Разработка системы оценки универсальных компетенций при освоении рабочих программ дисциплин.

Специфической особенностью процесса оценивания при компетентностном подходе является демонстрация уровня сформированное™ в поведенческих действиях, наблюдаемых в учебной ситуации и соотносящихся с целями, задачами и критериями оценки.

Для установления сформированности формулируются уровни, отражающие требования к предметным и метапредметным элементам содержания образования. Система планирования процесса оценивания результатов развития УК в интеграции с предметными компетенциями соотносится с требованиями обученности, воспитанности, развитости, образованности. В описании уровня выделяется, что будет оцениваться.

В планировании оценочного процесса определяется роль технологии оценки. В связи с невозможностью оценки (непосредственно) всех видов деятельности вы-

деляют значимые, соотносящиеся с конкретными компетенциями, элементами.

Оценивание - сложный процесс соблюдения объективности, включающий совокупность действий, выполнение которых дает проверяющим оценочные суждения об уровне достигнутых результатов (достижений) студентов. Заметим, что до процесса оценивания устанавливаются проверяемые элементы: предметные (содержание элементов дисциплины) и метапредметные умения.

Следовательно, уровни РПд определяют, что должны освоить студенты, научиться делать, демонстрировать на основе накопленного опыта, т. е. способы деятельности и, соответственно, знания. При разработке программы определяются цели, задачи, с которыми соотносятся результаты достижений для ответа на вопрос: решены ли поставленные задачи, которые при формулировании уже соотнесены с индикаторами достижений компетенций.

Правила выбора оценочных средств и применение того или иного средства зависят от того, что оценивается (в случае, например, умений, навыков оцениваются их характер и специфика знаний). Применением адекватных средств оценки решается вопрос по установлению уровня освоения, усвоения и владения. Обработка результатов («calculation») сопровождается установлением допустимого уровня балльной шкалы.

Индикаторы сформированности компетенций и показатели успешности их достижения представляют собой способы оценивания результата освоения образовательной программы. Оценка дает объективные и достоверные выводы об уровне сформирован-ности компетенций. Представим перечень общих критериев и показателей для оценки информационного вида деятельности:

- умение структурировать научную информацию (критерий);

- умение выяснять и использовать причинно-следственные связи;

- создание целостной картины рассматриваемого явления;

- умение выявлять проблемные несоответствия;

- выделение составных частей проблемы и отделение ключевых от второстепенных объектов;

- умение обобщать, интерпретировать, оценивать полученную информацию;

- умение использовать индуктивно-дедуктивный метод для синтеза научной информации.

Уровень способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей; владение культурой мышления (критерии):

- знание об особенностях культуры

мышления;

- умение формулировать цели;

- уровень владения каузальным мышлением (узнавание, нахождение связей, ассоциаций, прогнозирование).

Уровень способности к аналитико-оценочной деятельности (критерии):

- знание о текстовой компрессии;

- знание о жанровых моделях;

- знание о реконструкции логической структуры текста (логические схемы, перефразирование, механизм выражения оценочного отношения);

- достаточное знание о развитии способности к реферированию, аннотированию, тезированию, рецензированию, составлению обзора;

- уровень культуры коммуникативного воздействия в профессионально ориентированной деятельности.

Способность к анализу ситуации, проблемы (критерии):

- грамотность в проведении анализа (показатель);

- использование логических приемов, интеллектуальных операций в анализе текста;

- выделение составных элементов проблемы;

- составление проектов, программ с учетом указанных видов действий;

- правильность выбора способа структурирования научной информации.

Уровень знания логического и аргументированного анализа (критерии):

- правильность в определении особенностей выстраиваемого текста;

- грамотность в структурировании научной информации;

- выделение и использование логической зависимости в тексте;

- доказательное и последовательное представление научной информации;

- уровень использования регистра высказываний, характерного для академической культуры;

- уровень использования лексического спектра для участия в дискуссиях;

- соблюдение принципа уместности в публичной речи;

- спектр и правильность выражения коммуникативных намерений;

- правильность в разработке проектов;

- использование способов установления контакта в диалогических единствах.

Грамотность письменной и устной коммуникации (критерий):

- знание особенностей научной коммуникации;

- знание лингвостилистических особенностей научного медицинского текста;

- уровень коммуникативного поведения в порождении собственных высказываний;

- степень самостоятельности в работе с оригинальной научной литературой;

- уровень использования типичных коммуникативных формул.

Способы оценивания уровня достижений, сформулированных в показателях знаний:

- владение фактами;

- владение научной проблематикой;

- владение теориями;

- владение закономерностями и правилами;

- владение методами и процедурами.

Способы оценивания уровня

сформированности умений:

- конкретные действия и их комплексы, выполняемые относительно конкретно поставленных задач в контексте обучения;

- общие элементы, реализация которых необходима при воспроизведении каждого конкретного умения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- построение алгоритма операций выполнения действий в структуре умения;

- моделирование (планирование) практического выполнения действий, составляющих умение;

- выполнение комплекса действий, составляющих данное умение;

- самоанализ выполнения действий.

Владение этими элементами служит

объективным показателем сформированно-сти умения и может оцениваться средствами, указанными в таблице 1.

Перечень технологий развития универсальных компетенций представлен в таблице 2.

Знания

Умения

Навыки

Тест (закрытый ответ) открытая форма. Компьютеризированный экзамен. Эссе.

Модифицированное эссе. Клинический случай. Проблемная ситуация. Комплексный клинический случай

Экзамен.

Устное собеседование, короткий ответ на вопрос. Эссе.

Модифицированное эссе. Проблемный тест. Клинический случай. Проблемная ситуация. Комплексный клинический случай. Симуляционная практика. Заполнение листа-наблюдения. Заполнение листа-комментария

Экзамен-наблюдение. ОСКЭ. Эссе (косвенная оценка). Проблемный тест. Клинический случай. Проблемная ситуация. Комплексный клинический случай. Симуляционная практика. Заполнение листа наблюдения. Заполнение листа-комментария.

Таблица 1

Средства оценивания сформированности умений

Перечень технологий развития универсальных компетенций

Таблица 2

Системная Коммуникативная Межкультурная Командная и проектная Научно-исследовательская

Технология воспроизведения изучаемого материала Симуляционное обучение Интерактивный метод Технология проведения «круглого стола» Технология проведения медицинской конференции

Технология проблемного обучения Технология проведения «круглого стола» Информация и коммуникация Работа в малых группах Технология развития научного и критического мышления

Технология развития критического мышления Технология проведения медицинской конференции Технология развития критического мышления Технология проектов Кейс-метод

Информация и коммуникация Интерактивный метод Метод «Мозгового штурма» Технология воспроизведения изучаемого материала

Кейс-метод Кейс-метод Интерактивный метод

Симуляционное обучение

В данное исследование были включены 5 групп студентов 1 курса первого потока института клинической медицины, общее количество обучающихся, включенных в экспериментальную группу, составляло 100 человек. Контрольная группа была представлена 5-ю группами студентов 1 курса второго потока института клинической медицины в количестве 98 человек. В экспериментальной группе формирование УК осуществлялось согласно разработанной «Комплексной сквозной программе по развитию универсальных компетенций студентов в медицинском вузе».

Теоретическое обобщение содержания, касающегося и управления процессом развития, и формирования универсальных компетенций, нашло свою практическую реализацию в разработке педагогического проекта «Комплексная сквозная программа по развитию универсальных компетенций студентов в медицинском вузе». Первый этап реализации проекта включал проведение круглых столов, научно-методических семинаров и видеолекций. Второй этап - реализация педагогами содержания, развития и формирования универсальных компетенций на кафедрах в процессе аудиторных и внеаудиторных занятий. Третий этап - обобщающий - включал реализацию технологии оценки достижений студентов. В рамках данного исследования количественно мы оцени-

ли лишь один аспект в экспериментальной группе «Коммуникация» у студентов младших курсов.

Уровень развития УК группы «Коммуникация» оценивался по следующим параметрам на первом курсе:

- освоение вербальных и невербальных средств коммуникации в монологе, диалоге, дискуссии;

- усвоение норм публичной речи;

- приобретение практических умений в решении коммуникативных задач;

- приобретение умений в ведении диалога и оформлении высказывания;

- усвоение норм языкового выражения различных намерений при обсуждении проблем;

- приобретение умений письменного оформления научной информации и ее передачи.

Формы организации включали: видеолекции, практические занятия, внеаудиторные формы, брифинги, конференции, фестивали, конкурсы, интерактивные семинары.

В следующих таблицах представлены данные по развитию универсальных компетенций группы «Коммуникация». Экспериментальная группа включала 5 групп первого потока института клинической медицины (100 человек), в таблицах ниже представлен средний балл по 100-балльной системе оценивания для каждого параметра.

Освоение вербальных / невербальных средств Усвоение норм публичной речи Практические умения решения коммуникативных задач Умение ведения диалога Коммуника тив-ные намерения Письменное оформление научной информации

80 73 82 85 83 79

Таблица3

Итоговые результаты овладения студентами элементами универсальных компетенций на первом курсе медицинского университета

в экспериментальной группе

* Результаты представлены в баллах, указан средний балл по 100-балльной системе оценивания.

Таблица 4

Итоговые результаты овладения студентами элементами универсальных компетенций на первом курсе медицинского университета

в контрольной группе

Освоение вербальных / невербальных средств Усвоение норм публичной речи Практические умения решения коммуникативных задач Умение ведения диалога Коммуникативные намерения Письменное оформление научной информации

75 68 70 80 76 75

* Результаты представлены в баллах, указан средний балл по юо-балльной системе оценивания.

Достоверность различий результатов между экспериментальной и контрольной группой проверена с помощью критерия Стьюдента. Полученное в эксперименте расчетное значение t больше табличного значения t на 0,05, а значит, различия между экспериментальной и контрольной группами студентов считаются достоверными при р<0,05.

Реализация педагогического проекта по развитию УК группы «Коммуникация» способствует накоплению способов осуществления этого вида деятельности в результате выполнения ряда заданий, анализа текстов, написания рефератов, подготовки презентаций, мини-проектов и отчетов. Наряду с этим усиливается акцент на самостоятельную работу по следующим видам:

1. Тренировочному (по образцу): заполнение таблиц, схем, решение задач.

2. Реконструктивному: составление плана, тезисов, аннотации, рефератов.

3. Творческому — анализ проблемной ситуации, получение новой информации.

При этом преподаватель организует познавательную деятельность, а студент сам осуществляет познание в различных видах самостоятельной работы.

Развитие коммуникативных клинических умений на третьем курсе обучения оценивалось по следующим параметрам:

- развитие коммуникативных умений в ситуациях;

- оценка состояния больного (presenting complaints);

- умение собрать семейный анамнез (past medical and family history);

- умение провести консультацию по телефону (telephone consultations);

- умение описать полученные результаты (presenting results).

В основе развития клинической коммуникации была использована Калгари-Кембриджская модель медицинской консультации: смена патерналистской модели общения на партнерскую, являющуюся основой для развития коммуникации. Основными навыками «Калгари» являются универсальные действия:

- сотрудничество, т. е. выстраивание отношений;

- слушание и наблюдение за пациентом: паузы, фасилитация, сигналы пациента;

- техника задавания вопросов;

- структурирование опроса пациента;

- дозирование разъяснений;

- обобщение, скрининг и озвучивание проблем, повестка консультаций;

- умение уточнять;

- реагирование врача на реплики;

- эмпатия со стороны врача.

Таблица 5

Результаты наблюдения за техникой общения (пациент — врач)

Сотрудничество Техника задавания вопросов Структурирование опроса пациента Обобщение и озвучивание проблем Умение уточнять Проявление эмпа-тии

29 16 27 25 23 22

*В таблице указано число обучающихся, у которых универсальные действия были сформированы. Общее число студентов 3 курса, участвующих в эксперименте, - 30 человек.

Управление процессом развития и формирования универсальных компетенций непосредственно связано с деятельностью преподавателя и наличием методических материалов, разрабатываемых педагогическими работниками.

Организация учебного процесса по обучению различным дисциплинам требует от преподавателя обогащения новыми дидактическими знаниями в связи с подготовкой специалистов и развитием универсальных компетенций. В связи с этим меняется об-

разовательный контекст, а следовательно, и академические способности преподавателя, которые должны соотноситься и с ролевыми особенностями обучающихся на современном этапе.

Необходим и дальнейший перевод концептуальных идей в практическую плоскость, т. е. в механизм развития и формирования компетенций, заключающихся в формировании прежде всего устойчивых личностных качеств, соотнесенных с процессами самоорганизации, самооценки, са-

мообразования в контексте учебной деятельности.

Когнитивный же компонент в профессиональной педагогической деятельности состоит в постоянном анализе и оценке педагогических ситуаций, изучении накопленного опыта и нахождении оптимальных способов решения проблем управления процессом [9, с. 3].

Организационные способности педагога связаны с выбором стиля управления процессом освоения студентами содержания дисциплины для развития универсальных компетенций. Характер стиля управления связан с ориентацией на процесс и результат с целью адекватного планирования видов деятельности, в большей степени относящихся к деятельности обучающегося.

Важная роль отводится методическим материалам, наличие которых дает рекомендации по развитию ситуативно-обусловленного поведения. Для решения проблемы, затронутой в ситуации, наличие метапредметных умений способствует более эффективной организации учебной деятельности в целом [10; 13].

Заключение. Подтверждением гипотезы явились теоретический анализ и обобщение, практическое внедрение технологии развития, формирования и оценки универсальных компетенций. Разработанная последовательность методических шагов позволила повысить качество обучения и учения, тем самым активизировав познавательную и коммуникативную ориентацию на формирование результатов в форме универсальных компетенций. Метазнания в области системного критического мышления, как и метаумения, помогают закрепить академические знания в практике выпол-

нения различных видов деятельности. При этом представленные алгоритмы и образцы способствуют отработке аргументов, доводов, установлению причин и следствий, наличие которых важно для развития межкультурной коммуникации, проектной работы, понимания и усиления процессов самооценки и самообразования, проведения научно-исследовательской деятельности.

Педагогический проект, основанный на учете особенности новой образовательной парадигмы и современных подходов, усиливает мотивирующую позицию субъектов образовательного процесса.

Опыт управления процессом формирования УК показывает, что методика формирования знаний эффективна, если обеспечивается глубокое усвоение студентами значения научных понятий, терминов. Каждая дисциплина использует тот арсенал знаний (критического мышления, коммуникативных умений, интерактивных навыков), которые необходимы для освоения специфического опыта, реализуемого при развитии УК. Понимание значения специальных понятий для конкретной области является основой ее усвоения.

Методика развития, формирования и оценки УК эффективна, если проводится последовательно, систематично. Непременное условие овладения умением - деятельность, начинающаяся в каждом случае с показа и объяснения при учете этапности показа. При развитии умения эффективным становится выполнение упражнений, заданий, которые сопровождаются активизацией мышления для того, чтобы сложился образец-схема выполнения действий конкретных видов деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова, Е О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим / Е. О. Иванова. - Текст : электронный // Эйдос. - 2007. - № 4. - С. 71-78. - URL: https: //www.eUbrary.ra/item.asp?id=30023087&pff=i (дата обращения: 01.11.2021).

2. Компетенции и образование: модели, методы, технологии : монография. Часть IV / научный ред. к.ф.н. Е. В. Шутова. - Москва : Перо, 2014. - 161 с. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23911363_ 48705880.pdf (дата обращения: 01.11.2021). - Текст : электронный.

3. Adamson, H. D. ESL students use of academic skills in content courses / H. D. Adamson. - Text : electronic // English to Specific Purposes. - 1990. - Vol. 9, No. 1. - P. 67-87. - URL: https://www.semanticscholar.org/paper/ESL-students'-use-of-academic-skills-in-content-Adamson/ 6b9374a1e67eaba8ffa8404130dc9dedbfdd7fe9 (mode of access: 05.11.2021).

4. Bergmann, G. Metokompetenten und Kompetenzentwicklung / G. Bergmann, J. Daub, G. Meuer. - Berlin, 2006. - 151 p. - URL: http: //abwf.de/content/main/publik/report-095-teil2.pdf (mode of access: 05.11.2021). -Text : electronic.

5. Brouwer, E. Educating universal professionals or global physicians? A multi-centre study of international medical programmes design / E. Brouwer, E. Driessen, N. Mamat, V. Nadarajah, K. Somodi, J. Frambach. - Text : electronic // Medical Teacher. - 2019. - No. 42. - P. 1-7. - 10.1080/0142159X.2019.1676885. - URL: https://www.researchgate.net/publication/336673849_Educating_universal_professionals_or_global_physician s_A_multi-centre_study_of_international_medical_programmes_design (mode of access: 07.11.2021).

6. Corbett Jr, E. Recommendations For Clinical Skills Curricula For Undergraduate Medical Education / E. Corbett Jr ; Association of American Medical Colleges. - 2005. - 40 p. - URL: https://www2.kumc.edu/ PDFATraining/Admin/documents/Med%20Ed%206.12.09%20Recomm%20for%20Clin%20Sk%20Curr%20for% 20UGME.pdf (mode of access: 07.11.2021). - Text : electronic.

7. Dalt, L. A short questionnaire to assess pediatric resident's competencies: The validation process / L. Dalt, P. Anselmi, S. Carraro, E. Baraldi, E. Robusto, G. Perilongo. - Text : electronic // Italian journal of pediatrics. - 2013. - No. 39. - P. 41. - URL: https://ijponline.biomedcentral.com/articles/10.1186/1824-7288-39-41 (mode of access: 10.11.2021).

8. Dalt, L. An evaluation system for postgraduate pediatric residency programs: report of a 3-year experience / L. Dalt, P. Anselmi, S. Furlan, S. Carraro, E. Baraldi, E. Robusto, G. Perilongo. - Text : electronic // Eur. J. Pediatr. - 2017. - No. 176 (9). - P. 1279-1283. - DOI: 10.1007^00431-017-2967-z. Epub 2017 Aug 1. PMID: 28762071; PMCID: PMC5563329. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/28762071/ (mode of access: 10.11.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Hanushek, E. Universal Basic Skills: What Countries Stand to Gain / E. Hanushek, L. Woessmann. -OECD Publishing, 2015. - https://doi.org/10.1787/9789264234833-en. - URL: https://hanushek.stanford.edu/ sites/default/files/publications/Hanushek%2BWoessmann%202015%20VOX%20May%2024.pdf (mode of ac-cees: 12.11.2021). - Text : electronic.

10. Gärtner, J. Development and pilot test of ComCare - a questionnaire for quick assessment of communicative and social competences in medical students after interviews with simulated patients / J Gärtner, S. Prediger, S. Harendza // GMS J. Med. Educ. - 2021. - Vol. 15, No. 38(3). - DOI: 10.3205/zma001464. PMID: 33824904; PMCID: PMC7994874. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33824904/ (mode of access: 10.11.2021). - Text : electronic.

11. Prediger, S. Interprofessional assessment of medical students' competences with an instrument suitable for physicians and nurses / S. Prediger, S. Fürstenberg, P. O. Berberat, M. Kadmon, S. Harendza. - Text : electronic // BMC Med. Educ. - 2019. - Vol. 6, No. 19 (1). - P. 46. - DOI: 10.1186^12909-019-1473-6. PMID: 30728006; PMCID: PMC6364398. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30728006/ (mode of access: 10.11.2021).

12. Thrien, C. Feedback in medical education - a workshop report with practical examples and recommendations / C. Thrien, G. Fabry, A. Härtl, C. Kiessling, T. Graupe, I. Preusche, S. Pruskil, K. P. Schnabel, M. Sennekamp, S. Rüttermann, A. Wünsch. - Text : electronic // GMS J. Med. Educ. - 2020. - Vol. 15. - P. 37 (5). - doi: 10.3205/zma001339. PMID: 32984505; PMCID: PMC7499466. - URL: https://www.egms.de/ static/en/journals/zma/2020-37/zma001339.shtml (mode of access: 12.11.2021).

13. Valeyeva, N. Metacognition and Metacognitive Skills: Intellectual Skills Development Technology / N. Valeyeva, R. Kupriyanov, E. Valeyeva. - Text : electronic // Metacognition and Successful Learning Strategies in Higher Education. - 2017. - P.63-84. - 10.4018/978-1-5225-2218-8.ch004. - URL: https://www.researchgate.net/publication/319347876_Metacognition_and_Metacognitive_Skills_Intellectual_S kills_Development_Technology (mode of access: 15.11.2021).

14. Yune, S. J. Perceptions of the interprofessional education of the faculty and the level of interprofessional education competence of the students perceived by the faculty: a comparative study of medicine, nursing, and pharmacy / S. J. Yune, K. H. Park, Y. H. Min, E. Ji. - Text : electronic // Korean J. Med. Educ. - 2020. - No. 32 (1). - P. 23-33. - doi: 10.3946Zkjme.2020.150. Epub 2020 Mar 1. PMID: 32130848; PMCID: PMC7066431. -URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32130848/ (mode of access: 10.11.2021).

REFERENCES

1. Ivanova, E. O. (2007). Kompetentnostnyi podkhod v sootnoshenii so znanievo-orientirovannym i kul'turologicheskim [Competence, Knowledge and Culture-Based Approaches Ratio]. In Eidos. No. 4, pp. 71-78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30023087&pff=1 (mode of access: 01.11.2021).

2. Shutova, E. V. (Ed.). (2014). Kompetentsii i obrazovanie: modeli, metody, tekhnologii [Competencies and Education: Patterns, Methods, Technologies]. Part IV. Moscow, Pero. 161 p. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=239113633 (mode of access: 01.11.2021).

3. Adamson, H. D. (1990). ESL Students Use of Academic Skills in Content Courses. In English to Specific Purposes. Vol. 9. No. 1, pp. 67-87. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/ESL-students'-use-of-academic-skills-in-content-Adamson/6b9374a1e67eaba8ffa8404130dc9dedbfdd7fe9 (mode of access: 05.11.2021).

4. Bergmann, G., Daub, J., Meuer, G. (2006). Metokompetenten und Kompetenzentwicklung. Berlin. 151 p. URL: http://abwf.de/content/main/publik/report-095-teil2.pdf (mode of access: 05.11.2021).

5. Brouwer, E., Driessen, E., Mamat, N., Nadarajah, V., Somodi. K., Frambach, J. (2019). Educating Universal Professionals or Global Physicians? A Multi-Centre Study of International Medical Programmes Design. In Medical Teacher. No. 42, pp. 1-7. 10.1080/0142159X.2019.1676885. URL: https://www.researchgate.net/ publication/336673849_Educating_universal_professionals_or_global_physicians_A_multi-centre_study_ of_international_medical_programmes_design (mode of access: 07.11.2021).

6. Corbett Jr, E. (2005). Recommendations For Clinical Skills Curricula For Undergraduate Medical Education / E. Corbett Jr ; Association of American Medical Colleges 40 p. URL: https://www2.kumc.edu/ PDFATraining/Admin/documents/Med%20Ed%206.12.09%20Recomm%20for%20Clin%20Sk%20Curr%20for% 20UGME.pdf (mode of access: 07.11.2021).

7. Dalt, L., Anselmi, P., Carraro, S., Baraldi, E., Robusto, E., Perilongo,m G. (2013). A short Questionnaire to Assess Pediatric Resident's Competencies: The Validation Process. In Italian journal of pediatrics. No. 39, pp. 41. URL: https://ijponline.biomedcentral.com/articles/10.1186/1824-7288-39-41 (mode of access: 10.11.2021).

8. Dalt, L., Anselmi, P., Furlan, S., Carraro, S., Baraldi, E. , Robusto, E., Perilongo, G. (2017). An Evaluation System for Postgraduate Pediatric Residency Programs: Report of a 3-year Experience. In Eur. J. Pediatr. No. 176 (9), pp. 1279-1283. DOI: 10.1007/s00431-017-2967-z. Epub 2017 Aug 1. PMID: 28762071; PMCID: PMC5563329. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/28762071/ (mode of access: 10.11.2021).

9. Hanushek, E., Woessmann, L. (2015). Universal Basic Skills: What Countries Stand to Gain. OECD Publishing. https://doi.org/10.1787/9789264234833-en. URL: https://hanushek.stanford.edu/sites/default/files/ publications/Hanushek%2BWoessmann%202015%20VOX%20May%2024.pdf (mode of accees: 12.11.2021).

10. Gärtner, J., Prediger, S., Harendza, S. (2021). Development and Pilot Test of ComCare - a Questionnaire for Quick Assessment of Communicative and Social Competences in Medical Students after Interviews with Simulated Patients. In GMS J. Med. Educ. Vol. 15. No. 38(3). DOI: i0.3205/zma00i464. PMID: 33824904; PMCID: PMC7994874. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33824904/ (mode of access: 10.11.2021).

11. Prediger, S. Fürstenberg, S., Berberat, P. O., Kadmon, M., Harendza, S. (2019). Interprofessional Assessment of Medical Students' Competences with an Instrument Suitable for Physicians and Nurses. In BMC Med. Educ. Vol. 6. No. 19 (1), p. 46. DOI: 10.1186^12909-019-1473-6. PMID: 30728006; PMCID: PMC6364398. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30728006/ (mode of access: 10.11.2021).

12. Thrien, C., Fabry, G., Härtl, A., Kiessling, C., Graupe, T., Preusche, I., Pruskil, S., Schnabel, K. P., Sennekamp, M., Rüttermann, S., Wünsch, A. Feedback in Medical Education - a Workshop Report with Practical Examples and Recommendations. In GMS J. Med. Educ. Vol. 15, pp. 37 (5). doi: 10.3205/zma001339. PMID: 32984505; PMCID: PMC7499466. URL: https://www.egms.de/static/en/journals/zma/2020-37/ zma001339.shtml (mode of access: 12.11.2021).

13. Valeyeva, N., Kupriyanov, R., Valeyeva, E. (2017). Metacognition and Metacognitive Skills: Intellectual Skills Development Technology. In Metacognition and Successful Learning Strategies in Higher Education, pp.63-84. 10.4018/978-1-5225-2218-8.^004. URL: https://www.researchgate.net/publication/319347876_ Metacognition_and_Metacognitive_Skills_Intellectual_Skills_Development_Technology (mode of access: 15.11.2021).

14. Yune, S. J, Park, K. H, Min, Y. H, Ji, E. (2020). Perceptions of The Interprofessional Education of the Faculty and the Level of Interprofessional Education Competence of the Students Perceived by the Faculty: A Comparative Study of Medicine, Nursing, and Pharmacy. In Korean J. Med. Educ. No. 32 (1), pp. 23-33. doi: 10.3946/kjme.2020.150. Epub 2020 Mar 1. PMID: 32130848; PMCID: PMC7066431. URL: https://pubmed. ncbi.nlm.nih.gov/32130848/ (mode of access: 10.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.