Научная статья на тему 'Управление процессом природопользования в лесном хозяйстве как объективная необходимость устойчивого развития общества'

Управление процессом природопользования в лесном хозяйстве как объективная необходимость устойчивого развития общества Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
168
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление процессом природопользования в лесном хозяйстве как объективная необходимость устойчивого развития общества»

--------------------------------------- © С.Г. Денисенко, 2006

УДК 502/504 С.Г. Денисенко

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Яаучно-обоснованное управление природопользованием должно учитывать то обстоятельство, что наблюдаются тенденции к деградации лесных ресурсов. Поэтому механизм управления должен быть ориентирован, в первую очередь, не на ограничение негативного воздействия, а на рациональное преобразование природной среды.

Понимание этого привело Конференцию ООН в Рио-де-Жанейро к заключению о срочной необходимости перехода от прежней к принципиально новой цивилизации, базовыми принципами которой являются:

- переход к тем объемам производства, которые не ухудшали бы экологическую ситуацию;

- отказ от традиционных экономических показателей. Сложившейся порядок лесопользования с ориентацией для промышленников только на один древесный ресурс наносит непоправимый ущерб для воспроизводства лесных ресурсов и услуг леса. Следовательно, в каждом разделе годового плана предприятия должен присутствовать раздел «Охрана окружающей среды и рационального природопользования», что позволит снизить негативное воздействие предприятий ЛПК на окружающую среду и повысить эффективность природопользования;

- недопустимость рассмотрения в качестве основной движущейся силы максимизацию прибыли.

Вторая причина заключается в проблеме собственности на лесные ресурсы. Намеченная широкомасштабная приватизация лесов через их аренду в срок от 10-15 лет любыми физическими и юридическими лицами, в том числе и иностранными и даже лицами без гражданства, является главной политической позицией МПР РФ. Данная идеология основывается на аргументе, что в стране используется 25 % условной расчетной лесосеки и это значит, что объем лесопользования можно будет увеличить в 4 раза. Такая позиция стимулирует сохранение советского «объемно-валового» псевдоэкономи-ческого мышления и подталкивает к инвестированию в наименее рентабельную экономику «круглого бревна», а вовсе не к росту значимости лесного сектора экономики страны за счет инвестирования в глубокую переработку продукции лесопользования.

Анализ опыта аренды российских лесов показывает, что она остается формальной, и арендаторы не выполняют условий, которые им предписывались. Доминирующее число лесопользователей в России представлено мелкими лесозаготовительными предприятиями с объемом лесозаготовок до

50 тыс. м3 в год. Большинство арендаторов не имеют планов рубок, из-за низкой платежеспособности не выполняют обязательств по лесовосстановлению, охране и защите лесов. При сложившейся ситуации было бы безответственно передавать леса в долгосрочную аренду большинству мелких пользователей с правом выкупа.

В то же время, при внедрении рыночных регуляторов в процесс использования лесных ресурсов сохраняется потребность в финансово-бюджетном и иных рычагов централизованного воздействия.

Третья причина, почему необходим процесс, регламентирующий порядок использования лесных ресурсов - это различия интересов субъектов экономических отношений, которыми выступают производители и потребители. Для экономических интересов промышленных групп исчерпание традиционных видов природных ресурсов и ухудшение качества природной среды оказывает негативное воздействие на производительность общественного труда, но с другой стороны , производители в краткосрочном периоде не заинтересованы в росте затрат на природоохранные мероприятия, так как они снижают рентабельность производства. Стремление максимизировать прибыль нуждается в жестком регулировании, потому что бесконтрольное потребление приводит к чрезмерному использованию лесных ресурсов.

Таким образом, управление процессом природопользования становится объективной необходимостью, и представляет собой воздействие на систему взаимоотношений производства и природной средой с целью организации удовлетворения потребностей в лесных ресурсах при одновременном со-

хранении и приумножениии лесного потенциала.

Важнейшим принципом формирования и функционирования экономического механизма рационального природпользования должен стать принцип превентивности. В настоящее время активно разрабатываются экологические нормативы, определяются размеры ПДВ, ПДС, ПДК и устанавливаются штрафы за их превышение. Происходит имитация управление природопользованием, устраняются последствия загрязнения окружающей среды, а не ее предупреждение.

В лесном хозяйстве экономический механизм управления природопользованием проработан наиболее слабо. Система платежей за пользование лесным фондом включает:

- отчисление на воспроизводство, охрану и защиту леса;

- арендную плату (взимается при аренде участков лесного фонда);

- лесные подати (взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда).

Однако действующие ставки лесных податей за древесину на корню экономически не обоснованы и не отражают реальной рыночной стоимости древесных ресурсов леса; они завышены на низкокачественные ресурсы и занижены на высококачественные. Рекомендуемые нормативными документами системы рубок и лесовосстановления экономически не обоснованы -планируемые на воспроизводство лесов расходы превышают лесные доходы. Лесные подати и арендная плата обеспечивают только половину фактических расходов на лесное хозяйство. Другая половина зарабатывается лесхозами коммерческой деятельностью -рубками промежуточного пользования

(«рубками дохода»), когда вырубаются наиболее ценные лесные насаждения.

Законом РФ от 16 июля 1993 г. N 5453-1 установлено, что ставка отчислений на воспроизводство, охрану и защиту лесов в составляет 5 процентов от стоимости древесины собственной заготовки. Однако данные средства не покрывают и половины затрат на восстановление леса и ликвидацию ущерба, связанного с захламленностью лесных земель древесиной, разрушением структуры почвы под воздействие лесозаготовительным машин, уничтожением подроста, вытаптыванием лесной подстилки и др. Складывающаяся в России до самого последнего времени парадоксальная ситуация «бесплатности» используемых в экономике природных благ или их минимальной цены, стала одной из причин возникновения иллюзии неисчерпаемости, «дарового» характера

возобновимых ресурсов.

Классическим рыночным инструментом, предлагаемым для решения задачи ограничения негативного воздействия на лесной биоценоз, являются платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Предполагается, что с увеличением объема воздействия сумма платежей (или штрафов), которые производитель будет вынужден платить, приведет к удорожанию его продукции, уменьшению конкурентспособного спроса и к снижению объемов производства и, соответственно, загрязнения окружающей среды.

Вторым принципом экономического механизма рационального природопользования должно стать научнообоснованное сочетание экономических, экологических и социальных интересов общества. О тесной взаимосвязи происходящих процессов и необходимо-

сти их интегрального рассмотрения говорят следующие аргументы:

a) экономическое развитие и экологические факторы взаимосвязаны.

b) сами экологические факторы связаны между собой (сведение лесов усиливает эрозию почвы).

c) экономические и экологические факторы связаны с социальными (экологические проблемы усиливают социальные противоречия).

Таким образом, при разработке экономического механизма важно учитывать факт, что взаимодействие экономических, экологических и социальных процессов следует рассматривать как систему. Отличительной чертой данной системы является ее сложная иерархическая структура. Данная система состоит из трех подсистем -экономической, экологической и социальной сферы, каждая из которых может рассматриваться как система.

Данная концептуальная система принципов должна рассматриваться как исходное направление действий для формирования такого механизма управления природопользованием, в котором должны в конкретной и конструктивной форме развиваться целевые ориентиры и механизмы развития на ближайшую перспективу, позволяющие осуществить в итоге выход из кризиса и переход лесного хозяйства РФ на модель устойчивого развития.

Неотъемлемой частью высокой эффективности функционирования предприятия при переходе к устойчивому развитию должна быть высокая эффективность природопользования. Поэтому целесообразно осуществлять оценку воздействия произ-водства на окружающую среду по степени его интенсификации. Между тем, единого критерия эколого-эконо-мической эффективности не существует. Это связано

не только с неразработанностью, но подчас и с несопоставимостью ряда показателей, характеризующих экономические, а главным образом, социальные и эко-логические эффекты от использования ресурсов леса.

Поэтому мы считаем целесообразным ввести показатель количественной оценки эколого-экономичес-кой эффективности природопользования. Расчет эффективности должен осуществляться по формулам 1-3.

эф = 11:

I 1

ЭэЧ + Ээш + Ээкы + Эсщ + Эр,

(1)

э„, = II

' 1

(Ээ1 1 + Аз + + ЭэI и) + Ээк 1м1 + Эс«1 + ЭрЧ

I

компонент негативного воздействия на окружающую среду Г (£=1,2,____И) , ко-

личеству лесозаготовительных предприятий j ( = 1, 2_т), и лесхозов г (г = 1,2_б) будет равен:

Ь т э О

АЭ= 111О

г=1 1=1 г=1 У г

г).

(3)

где Эф - фактическая эффективность природопользования; Ээ - экономический эффект от использования древесной и недревесной продукции леса, лесовосстановления; Ээк - экологический эффект от средообразующей и природоохранной функций леса; Эс - социальный эффект; Эр.- эффект, получаемый от рекреационной функции леса; У - фактический ущерб, причиняемый окружающей среде в процессе лесопользования (1=1, 2_п).

(2)

где Аз - абсолютная величина неиспользуемых резервов заготовки древесины; Ав - абсолютная величина неиспользуемых резервов лесовосстановления; У1ПВ - минимально возможный (потенциальный) ущерба, причиняемого окружающей среде по компоненте (1) в процессе лесополь-зования при полном использовании всех технических и технологических возможностей предприятия.

Резерв повышения эффективности природопользования по количеству

Предлагаемая нами методика количественной оценки потенциально возможной и фактической эффективности природопользования, неиспользуемых резервов природопользования для предприятий с использованием компьютеров предназначена в качестве базы для планирования природопользования и управления природопользованием на предприятиях, в городах, регионах по показателю эффективности, соответствующим концепции перехода на устойсивое развитие. Количественная оценка неиспользуемых внутрихозяйственных резервов в качестве базы для планирования объема производства продукции. С позиции охраны окружающей среды появляется возможность обеспечить количественно контролируемую интенсификацию производства на предприятиях с более полным использованием резервов выпуска продукции с учетом экологических требований.

Данный механизм управления по эффективности природопользования не только увеличит ответственность предприятий за рациональное природопользование, но и укрепит позиции местных органов власти в этой области. На основе данных о количественной оценке эффективности природопользования, объеме и динамике производства региональные органы могут давать обоснованные заключения по проектам размещения на подведомственной им территории лесозаготови-

г =1

1=1

тельных предприятий вплоть до установления определенных экологических ограничений. Эти ограничения могут выступать:

1) как ограничение объема заготовки лесных ресурсов действующим предприятием;

2) как ограничение по размещению новых производств, имеющих

относительно высокое значение неблагоприятных нарушений окружающей природной среде.

Предоставление органам регионального управления такого права способствовало бы безотлагательному оздоровлению экологической ситуации на местах и реконструкции старых производств.

— Коротко об авторах -----------------------------------------------------------

Денисенко С.Г. - аспирантка, кафедра «Экономика природопользования», Московский государственный горный университет.

------------------------------------- ДИССЕРТАЦИИ

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ

Автор Название работы Специальность Ученая степень

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА

ЕГОРОВ Дмитрий Геннадьевич Выбуривание каменных оболочек коаксиальными колонковыми наборами 25.00.15 к.т.н.

ТОЙБ Роман Русланович Разработка тампонажных составов с низким содержанием дисперсионной среды для цементирования скважин в условиях низких температур 25.00.15 к.т.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.