Научная статья на тему 'Управление территориальным комплексом с учетом охраны окружающей среды'

Управление территориальным комплексом с учетом охраны окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление территориальным комплексом с учетом охраны окружающей среды»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИРОДОПОЛЬЗОВА-

■. © В.В. Агатьев, В.Т. Коваль, ИЙ М.В. Коваль, 12000

УДК 502.7:622+634.0

В.В. Агатьев, В.Т. Коваль, М.В. Коваль

УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ С УЧЕТОМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

громные просторы россииских лесов представляют собоИ крупный накопитель углерода, запас которого соответствует не менее одной седьмой всего наземного углеродного пула Земли и около 75 % расчетного потенциала поглощения углерода всеми экосистемами лесов. Леса России играют значительную роль в регулировании содержания углерода в атмосфере, и поэтому заслуживают особого внимания. Большое влияние на углеродный баланс оказывают использование, воспроизводство и защита лесов, а также их охрана от пожаров. Замена естественных лесов лесами интенсивного пользования для производства древесины (с оборотом рубки, равным 60-100 лет, при проведении обработки почвы на вырубках, профилактических и санитарных рубок) приводит к сокращению общего объема древесной биомассы в среднем за оборот рубки на 10-25% по сравнению с таковым в естественных коренных лесах. Большое влияние на выделение лесами углерода оказывают лесные пожары и другие разрушительные факторы. Согласно оценкам, уровни пожарных эмиссий углерода в России составляют от 150 млн. т в год до 170-330 млн. т углерода в год. Согласно результатам исследований, еще 130-165 млн. т углерода в год выделяется в результате действия других факторов (помимо пожаров).

По результатам исследований, около 17 % углерода, выделяемого лесами Сибири и Дальнего Востока, являются пожарными эмиссиями. Со-

сов от пожаров и использование их на неохваченных в настоящее время территориях, приведет к сокращению площади гарей на 20 % в год, а это означает сокращение углеродных эмиссий примерно на 49 млн. т в год. При введении в России систем охраны и защиты лесов, аналогичных канадским и скандинавским, пожарные эмиссии углерода могли бы сократиться на две трети, а эмиссии, вызываемые биотическими факторами, на одну треть. По их оценкам, это привело бы к снижению общего уровня эмиссий примерно на 150-170 млн. т углерода в год. В любом случае, ясно, что охрана лесов от пожаров потенциально является одним из наиболее прямых и эффективных средств снижения уровней эмиссий углекислого газа.

Леса играют важную роль в глобальном углеродном балансе и круговороте углерода. Эту функцию можно усилить путем рационального лесо-управления, т.е. с помощью мер, направленных на увеличение поглощения и связывания углерода лесами. Используемую сейчас систему лесоводческих мероприятий можно значительно усовершенствовать. Новая система должна включать следующие меры:

• лесовосстановление на необлесен-ных вырубках и гарях;

• замена низкопродуктивных и мягколиственных насаждений;

• реконструкция коренных насаждений;

• совершенствование борьбы с пожарами, вредителями и болезнями;

• проведение профилактических рубок и рациональное использование лесных ресурсов.

Проведение экономических реформ в России и ее субъектах вопреки оптимистическим ожиданиям сопровождается затянувшимися кризисными явлениями практически во всех отраслях промышленности, включая и ЛПК.

По итогам работы в 1997 г. состояние всех отраслей, входящих в ЛПК, оставалось сложным. Предприятия по-прежнему работали в условиях низкого платежеспособного спроса на продукцию, несовершенства действующего налогообложения, опережающего роста цен на топливноэнергетические ресурсы, высоких банковских ставок на кредиты, что не способствовало улучшению социально-экономического состояния предприятий.

В 1997 г. продолжалось снижение объемов производства основных видов лесобумажной продукции к уровню 1996 г.: деловой древесины на 13,3 %, пиломатериалов - на 10,9, фанеры клееной -на 0,4, целлюлозы товарной - на 5,8 и бумаги на 3,1%. Однако во втором и третьем кварталах 1997 г. наметилась тенденция постепенного сокращения темпов спада и стабилизации промышленного, производства, обусловленная оживлением спроса на лесобумажную продукцию.

Заработная плата в отрасли одна из самых низких по промышленности: в 1997 г. она составила 840,5 тыс. руб., что в 2-4 раза ниже, чем в других добывающих отраслях (газовой, угольной, нефтедобывающей) и на 32 % ниже средней заработной платы по промышленности.

По всем расчетам, к 2005 г. ожидается рост спроса на основные виды лесобумажной продукции на внутреннем рынке России в 1,8-2,5 раза. В числе главных потребителей этой продукции, запросы которых возрастут,— строительный сектор экономики. Есть прогноз Госстроя РФ, согласно которому ежегодный ввод жилья к 2005 г. предполагается поднять до 45-50 млн. м2 (против 32 млн. м2 в 97-м), в том числе строительство малоэтажных домов — с 5 млн. м2 до 15 млн., из которых половина — деревянных. Это позволит частично вос-

становить и реструктуризировать заводское стандартное домостроение.

Следует отметить, что в странах Западной Европы потребление мебели на душу населения составляет 120130 долл. США, в России — около 18 долл. При этом доля импортной мебели сегодня доходит до 49 %. Расчеты показывают, что спрос на лесоматериалы для мебельного производства к 2005 г. может возрасти вдвое при значительном снижении доли импорта. Показатели по бумаге и картону: сегодня на душу населения приходится 15 кг (против 25 кг в 1990 г.). Для сравнения: в США этот показатель составляет 340 кг, а в среднем в мире

— 49 кг. В нашей стране к 2005 г. прогнозируется душевой уровень потребления на уровне 43 кг. Достичь его предполагается в основном за счет развития отечественного производства при сокращении доли импортируемой бумаги и картона.

К 2005 г. прогнозируется увеличить поставки лесобумажной продукции в зарубежные страны до 6,2 млрд. долл. США против 3,1 млрд. в 1997 г. Втрое должен возрасти экспорт в страны СНГ. Предусмотрено сократить долю экспорта круглого леса, увеличив поставки на внешний рынок продукции его переработки и существенно подняв качество экспортируемых товаров.

Все это вместе взятое и определяет перспективы роста и преобразований основных производств ЛПК страны.

Результатом реализации намеченного программой в финансовоэкономической сфере станет создание необходимых условий для стабилизации и подъема производства. Предприятия смогут пополнить собственные оборотные средства на 9 млрд. руб. (в расчете на год) и получить дополнительную прибыль в объеме 30 млрд. руб.

Что касается программы мероприятий в производственнотехнической сфере, то их конечная цель — создать на базе действующих предприятий производственный потенциал, обеспечивающий выработку качественной, конкурентоспособной продукции в необходимых объемах и стабильную эффективную работу предприятий. Как констатируется в документе, этот потенциал базируется

на наличии значительных мощностей на всех стадиях лесопромышленного производства — от заготовки древесины до ее глубокой химической переработки. Стоит задача обеспечить технологический прорыв в отраслях и производствах комплекса.

Система управления отраслью должна базироваться на экономических принципах с целью координации, регулирования, стимуляции и содействия интенсификации деятельности предприятий.

В последние годы в мире выработалось мнение, что решение глобальных экологических проблем возможно на основании принципиально нового подхода к экологическому развитию всех стран. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию мирового сообщества (ЮНСЕД), на которой была выработана концепция устойчивого развития.

Устойчивое развитие - экономический рост, который будет приносить пользу нынешним и будущим поколениям, не воздействуя негативно на ресурсы и биологические системы планеты. Устойчивое развитие - удовлетворяет потребностям настоящего времени, не подрывая возможности будущих поколений удовлетворить свои собственные потребности.

Дело в том, что мы, население Земли, слишком быстро расходуем ресурсы Земли и производим слишком много отходов, наносим необратимые повреждения природе. Природные запасы истощаются, возможности экономического использования ресурсов Земли сокращаются. Растущему населению планеты все труднее обеспечить себе достойное существование. Если продолжать идти таким путем, то неизбежна глобальная катастрофа для человечества. Сегодняшнюю тенденцию надо переменить на устойчивое экономическое развитие всех государств.

Переход к рыночной экономике выявил в лесном секторе России много скрытых проблем. Для перевода сектора на экологически, экономически и социально здоровую основу, позволяющую вносить стабильный вклад в экономическое развитие страны, его необходимо срочно реформировать. Вопросы собственности и ответственности за управление лесами

почти на половине территории Российской Федерации все еще не получили четкого и ясного решения, и если эту ситуацию не исправить, она может привести к еще более обширной деградации окружающей среды. Несмотря на значительную мощность простаивающих деревоперерабатывающих предприятий, некоторые районы испытывают дефицит сырья. Предприятия лесного комплекса несут такое же тяжелое бремя налогов и неопределенности в деловом климате, как предприятия других отраслей, но их размещение в отдаленных районах и особая структура затрат усугубляют и без того тяжелое положение. В то же время при существующей структуре затрат лесопромышленные предприятия не выплачивают владельцам ресурсов той нормы прибыли (в форме попенной платы, налогов за использование земли и арендной платы), которая соответствовала бы затратам последних.

Основу необходимых коренных изменений в управлении лесными ресурсами России определяют следующие четыре задачи:

• создание ведомственно-правовых условий для рационального управления лесами, т.е. упорядочение правовой основы собственности на лесные земли и управления ими по всей стране, включая четкое определение и гарантированное осуществление прав коренного населения на земли и ресурсы;

• сохранение устойчивости ресурса и целостности окружающей среды, т.е. утверждение политики и институциональных структур, обеспечивающих сохранение и рациональное использование лесных ресурсов и четко определяющих роли государства, частного сектора и коренных народностей;

• установление таких цен на ресурсы, которые могут обеспечить неистощительное и экономически выгодное ресурсопользование, т.е. создание таких условий, в которых коммерческие пользователи лесных ресурсов прочувствовали бы на себе реальные затраты и результаты работы лесного сектора за счет отчисления государству достаточно большой доли стоимости ресурса и перевод всех затрат на коммерческих пользователей;

• социальное обеспечение в лесном секторе, т.е. создание таких условий, при которых социально и экономически уязвимые группы населения, особенно коренные народности, не страдали бы во время перехода к рынку.

По мере перехода к рыночной экономике, России необходимо изменить политику развития лесного сектора. Изменение этой политики необходимо для сохранения ресурсной базы отрасли и обеспечения условий, при которых население лесных районов смогло бы вносить максимально возможный вклад в экономическое развитие общества. Хотя проводимые сейчас экономические реформы также оказали существенное влияние и на лесной сектор, в основе его проблем лежат последствия экономической и экологической бесхозяйственности, унаследованные от централизованного планирования, которое стремилось перевести природный капитал сектора в развитие промышленности без учета необходимости сохранения условий для воспроизводства лесных или природных ресурсов. Одним из результатов такого подхода стала структура промышленности, в корне не совпадающая с распределением ресурсов, и экономически неэффективное использование древесного сырья устаревшими и неконкурентоспособными предприятиями. Эта ситуация еще больше обострилась из-за дефицита финансирования наиболее важных мероприятий ресурсоуправления.

Для обеспечения неистощительно-сти лесных ресурсов, целостности окружающей среды и экономической жизнеспособности центральное место в политике по управлению лесным сектором должны занимать эффективное распределение земель и ресурсов и рациональное управления ими. Рациональное, неистощительное управление лесными ресурсами должно быть доминирующей задачей охраны, защиты и использования этих ресурсов в экологических и коммерческих целях. Пользователи должны будут учитывать как экологические факторы, так и экономические затраты.

Кроме Федеральной Программы, рассчитанной до 2005г., одновременно разрабатываются аналогичные программы реструктуризации ЛПК

для основных лесных регионов страны.

Программа реформирования лесного сектора сосредоточена на четырех главных проблемах:

• интеграция лесного сектора в общеэкономическую реформу;

• переход к рациональному ведению лесного хозяйства;

• рационализация государственных капитальных и текущих затрат;

• определение роли международного сообщества.

Политика в сфере управления лесными ресурсами должна соответствовать общим экологическим, экономическим и социальным целям государственного управления и процесса экономических реформ. Поэтому, следует избегать таких косвенных протекционистских мер, как торговые барьеры и субсидирование цен. Государство должно полностью устраниться от коммерческой деятельности в лесном секторе, позволяя рыночным силам самим эффективно распределять ресурсы. Однако для смягчения последствий перестройки в некоторых отдаленных районах требуется ряд временных мер, типа переобучения персонала, чтобы помочь людям найти новую работу.

Региональные органы власти должны взять на себя основную долю обязанностей по повседневному административно-хозяйственному управлению и финансированию работы лесного сектора в рамках общегосударственных требований. Регионы должны обладать полномочиями по разработке норм и требований, не противоречащих федеральному законодательству и соответствующих принципам рационального ресурсо-управления; принимать решения на региональном уровне по вопросам административного управления, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесных ресурсов. Региональные органы власти должны также контролировать и оценивать работу частного сектора, обеспечивать соблюдение законодательных требований и природоохранных норм хозяйственной деятельности, а также взимать арендную плату за пользование ресурсами и распределять полученные финансовые средства. Хозяйственная деятельность и интересы традиционных пользователей земельных, лес-

ных и других ресурсов на местном уровне должны полностью учитываться в государственной политике и программах.

Стратегия развития лесного сектора должна соответствовать более широким экологическим, экономическим и социальным целям государства, а реформы лесной и деревообрабатывающих отраслей должны стать частью программы экономической реформы страны в целом.

Устойчивое управление лесами является основой экономического процветания и социальной стабильности в районах, где жизнь и деятельность людей зависит от лесных ресурсов. В связи с этим необходимо повысить эффективность управления лесными землями на основании планирования землепользования и систем экологического управления для обеспечения защиты всех лесных ценностей и комплексного развития других видов хозяйственной деятельности, влияющих на лесной сектор.

Для повышения эффективности управления лесами требуется принять целый ряд мер. Можно использовать многочисленные модели собственности на землю, юрисдикции, общественного участия и отраслевой политики, которые уже есть в других странах с большими запасами лесных ресурсов. Для того, чтобы устойчивое развитие лесного сектора стало реальностью, требуется поддающееся контролю, четкое и понятное управление государственными землями, а также структура политики, учитывающая имеющиеся дефициты. Необходимо пересмотреть методы инвентаризации лесов и процедуры регистрации земель в контексте планирования использования земель, многоцелевого лесопользования и развития связанных с лесом отраслей. Для перехода к устойчивому развитию сектора требуется не только строгий контроль за осуществлением лесной политики, соблюдением законов и требований, но и регулярный мониторинг критических лесных индикаторов, как постиндикаторов, так и прогнозных индикаторов (сигналов о вероятных проблемах в будущем). При переходе к рациональному управлению лесами предстоит решить ряд проблем. Анализ содержания "Программы реструктуризации лесопромышленного ком-

плекса России" позволил выделить и наметить пути решения основных проблем, связанных с совершенствованием структуры управления лесопользованием.

Первым шагом на пути к устойчивому развитию лесного сектора является уточнение параметров ресурсной базы, чтобы можно было определить приоритеты для комплексного планирования использования земель. Эту оценку должны провести российские специалисты, которые хорошо знакомы с общим потенциалом ресурсов и с прежними схемами эксплуатации; они должны обозначить регионы с наиболее благоприятными возможностями для рационального лесоуправления природоохранной направленности. Затем на основании приоритетов для этих районов следует разработать подробные планы организации землепользования, которые помогут в определении конкретных целей ресурсоохранной деятельности и стабильного инвестирования в развитие лесного сектора.

В стратегиях организации землепользования сейчас доминирует производство древесины. Однако даже на тех территориях, где лесохозяйственная деятельность ведется, главным образом, с целью промышленного производства древесины, по веским экономическим и экологическим причинам необходимо использовать стратегию управления, включающую такие цели, как охрана популяций диких животных, охрана почвенных и водных ресурсов и сохранение биоразнообразия. При любом пересмотре основных направлений лесоуправления необходимо учитывать местный спрос на ресурсы диких животных и другие недревесные лесные продукты, а также систематически работать с общественностью, формируя благоприятное общественное мнение относительно способов проведения лесохозяйственных работ.

В условиях централизованно управляемой экономики большинство предприятий работало неэффективно, то есть выпускали продукции меньше своих возможностей, а затраты допускали больше необходимых. Это объясняется сложившимся хозяйственным механизмом, который стимулировал только выполнение с перевыполнением даже заниженных плано-

вых заданий и был индифферентен к неиспользуемым резервам производства продукции следовательно и к эффективности самого производства.

В условиях повышения интенсивности производства возрастает "цена" потери каждой рабочей минуты, а организация производства, наше больное место, всегда отстает от современных требований. Возникло противоречие между высоким (относительно) уровнем технического оснащения производства, большими потенциальными возможностями по производству продукции и сокращающимся уровнем их фактического использования, возрастанием внутрихозяйственных резервов.

Резервы производства продукции -это производительные силы, не используемые в данное время из-за объективных и субъективных причин для получения конечной продукции, они образуются по многим причинам. Главные из них: отсутствие прямого управления резервами на предприятиях и в отраслях во многом из-за невозможности до последнего времени их количественной оценки, недостаточно высокая динамичность управления экономическими процессами и дефекты организации производства из-за управленческой неграмотности руководства. Резервы производства продукции обусловлены и недостатками в функционировании инвестиционного фондообразующего комплекса.

Несмотря на важность выявления и организацию постоянного использования резервов, они, как научная категория, не стали еще предметом изучения экономики. Чаще всего они исследуются косвенным путем через анализ использования средств труда, рабочего времени и показателей эффективности производства. Отсутствуют теория их образования и методика прямой количественной оценки.

До последнего времени, планируя развитие экономики, обычно на второе подчиненное место ставились требования охраны окружающей среды и рационального природопользования. Утвердился соответствующий хозяйственный механизм с приоритетом объемов производства, Необходимо перестроить этот механизм в направлении соблюдения интересов людей и их законных требований

жить в нормальных, естественных условиях. Для удовлетворения этих требований целесообразно осуществлять оценку воздействия производства на окружающую среду, в том числе и по степени его интенсификации, что позволит нормировать выбросы не по абсолютным объемам, а по удельным значениям на единицу потенциально возможного объема производства продукции с учетом неиспользуемых резервов. В противном случае, как сейчас, имеется много предприятий, не использующих полностью свои потенциальные возможности и загрязняющих природу сверх установленных норм.

При переходе отрасли на новые условия хозяйствования и при выработке соответствующего хозяйственного механизма принципы хозрасчета должны содержать условие зависимости показателей от степени использования резервов производства продукции.

Переход на новые условия хозяйствования заставит рано или поздно разрабатывать специальное направление хозяйственного механизма, связанное с выявлением и использованием на принципе саморегулирования резервов производства продукции с широким использованием компьютеризации.

В лесной промышленности резервы производства продукции, как показали системные исследования, образуются не только в производственных объединениях. Начало им дает экономическое управление, весь хозяйственный механизм в отрасли, организация проектно-конструк-торских работ и капитального строительства. При проектировании новых, модернизации и техническом перевооружении действующих предприятий главная цель - создание новых производственных мощностей и повышение качества продукции.

В настоящее время такая оценка производится по локальным для каждой системы технико-экономическим показателям. Имеются свои системы показателей отдельно по технологическим решениям, по экономической системе, по организационной и по другим системам. В меньшей степени представлена организационная система. Оценка не охватывает всех этапов

инвестиционного процесса, что и вызывает появление резервов.

Предлагается производить оценку проектов по интегральному показателю эффективности проектов, в котором используется коэффициент резервов. Преимуществом интегрального показателя является его универсальность. Он может применяться на всех этапах инвестиционного процесса от технико-экономического обоснования до оценки готового проекта, окончания строительства, в нормальных условиях эксплуатации при модернизации, техническом перевооружении и до окончания срока службу вахты или разреза. Если показатель используется на протяжении всего инвестиционного процесса, то его можно назвать показателем эффективности инвестиционного процесса создания производственных мощностей в лесной промышленности.

Коэффициент резервов для каждого этапа инвестиционного процесса по величине будет различным и иметь в процессе управления нормативные, плановые и фактические значения. Для управления резервами необходимо иметь в отрасли специальный механизм, включающий экономическое стимулирование.

Стимулирование должно быть раздельным для инвестиционного процесса и для нормальной эксплуатации предприятий.

Приняв в качестве главного оценочного показателя степень использования внутрихозяйственных резервов производства продукции в цехах и на участках предприятий, можно будет существенно снизить количество вредных для природы выбросов и сократить количество предприятий, заставив оставшиеся работать по критерию минимума неиспользуемых внутрихозяйственных резервов или максимума использования потенциальных возможностей предприятия по объему производимой продукции с учетом требований экологических стандартов. Полезным будет применение этих показателей в экономической работе на предприятиях для оценки предельных возможностей в маркетинговой деятельности и качества менеджмента, т.к. под резервами следует понимать неиспользованные возможности для дальнейшего совершенствования системы в целом или отдельных эле-

ментов производственных отношений. Однако практическому внедрению вышерассмотренных предложений мешало отсутствие прямого метода количественной оценки неиспользуемых внутрихозяйственных резервов производства продукции.

Предлагается прямой метод количественной оценки неиспользуемых внутрихозяйственных резервов производства продукции. Разработанный метод основан на предположении, что показатель интенсивности производства содержит в себе, как функция времени, информацию об интегральном влиянии всех факторов на данный производственный процесс.

При этом прямой интегральный метод количественной оценки резервов производства реализован без выделения отдельных факторов, влияющих на производство. В этом особенность данного метода.

Он предназначен в первую очередь для предприятий ЛПК, характеризующихся большим количеством случайных факторов.

Расчет резервов производства осуществляется через расчет коэффициента роста выполнения плана с использованием метода среднепрогрессивных оценок. Для учета динамики резервов производства при расчете используется линейный коэффициент детерминации.

Потенциально возможный объем производства конечной продукции -это объем продукции, получаемый при наиболее вероятном благоприятном сочетании влияющих на интенсивность производства управляемых и неуправляемых факторов, что обеспечит полное использование внутрихозяйственных резервов.

Количественно он рассчитывается по формуле:

Qпв = Qф + А ,

где Qпв - потенциально возможный объем производства продукции; Qф -фактический объем производимой продукции; А - абсолютная величина неиспользуемых резервов.

Для учета динамики резервов производства продукции вводим коэффициент динамики выполнения плана "X" и коэффициент динамики объема производства продукции "У". Поскольку получаемые коэффициенты имеют случайный характер, принимаем, что линейный коэффициент

корреляции (г) вполне определяет их статистическую связь.

Расчет резервов производства продукции осуществляется через коэффициент роста выполнения плана (Кр) с использованием метода среднепрогрессивных оценок. Коэффициент детерминации Р характеризует степень связи коэффициента динамики объема производства с коэффициентом динамики выполнения плана и рассчитывается по формуле:

р = г2 Qф

Тогда потенциально возможный объем производства продукции рассчитывается по формуле:

Qпв = Qф + (Кр - 1) г2 Qф .

Резервы производства продукции рассчитываются по формуле:

А = (Кр - 1) г2 Qф ,

где г - коэффициент корреляции между показателями динамики выполнения плановых заданий и динамики объемов производимой продукции; Кр

- коэффициент резервов производства продукции, рассчитываемый по формуле:

Кр = А / Qф

Коэффициент резервов производства рассматривается как непрерывная функция времени, что позволяет использовать его не только для целей планирования, но и для учета имеющихся резервов при совершенствовании механизма производственного предприятия.

Показатель использования потенциальных возможностей производства продукции рассчитывается по формуле:

П = Qф / (Qф + А).

Уровень интенсификации производства равен процентному отношению и рассчитывается по формуле:

Уи = (Qф / А) 100%.

Фактический объем производства ^ф) продукции любого предприятия определяется через важнейший первичный показатель - показатель интенсивности производства, представляющий собой функцию времени. Этот показатель определяет все остальные известные экономические показатели. В этом ему принадлежит, как мы выяснили, исключительная роль при управлении производством и предприятием в целом. Именно он определяет результаты работы того или иного менеджера и может быть

по виду непрерывной функции времени: постоянным, постоянным с поли-гармоническими составляющими, это характерно для обрабатывающих отраслей, и стохастическим, изменяющимся как случайная функция времени. По нашим выводам в нем содержится исчерпывающая информация о неиспользуемых внутрихозяйственных резервах производства продукции и потенциальных возможностях. Сложность заключается в том, как их выявить.

Таким образом, фактический объем производства продукции на предприятии равен:

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Qф = 1 ^) dt ,

0

где q(t) - показатель интенсивности производства, м3/ч; Т - плановый период, лет.

Для конкретного предприятия нарушения и выбросы в окружающую среду по компоненте (і) определяются в качестве функции времени через интегральные произведения по формуле:

т

Ві = 1 Кі q (t) dt ,

0

где Кі - коэффициент воздействия (загрязнения) на окружающую среду.

По концепции устойчивого развития в первую очередь необходимо внедрить управление не выбросами, как сейчас, а эффективностью природопользования. Однако до последнего времени эффективность природопользования оценивалась косвенными методами, а прямой метод отсутствовал.

Нами впервые предлагается рассчитывать эффективность природопользования прямым методом как отношение полезного эффекта от использования даров природы к необходимым при этом затратам природных ресурсов. Предлагается следующая формула для определения потенциально возможного показателя эффективности действующего предприятия по компоненте (і):

Эi = QПВ/ВiПВ = (QФ + А )/ВіПВ, где ВіПВ - минимально возможный (потенциальный) объем выбросов или других нарушений окружающей среды по компоненте (і) при полном использовании всех технических и технологических возможностей предприятия.

Целесообразно ввести понятие фактической эффективности природопользования конкретного предприятия:

ЭФ = QФ / ВФ.

Тогда резерв повышения эффективности природопользования в регионе по количеству компонент выбросов или других нарушений окружающей среды 1 (1 =1, 2, ... I) и количеству предприятий j (]=1, 2, ..., I) будет равен:

I I

Аэ =Е Е (QjПВ / BjiПВ - QjФ / BjiФ).

Н 1=1

Организация практического внедрения методики управления природопользованием на базе оценки неиспользуемых резервов может быть осуществлена на основе разработки автоматизированного рабочего места руководителя (диспетче-ра) предприятия.

Управление природопользованием выражает определенное воздействие на связи между природными ресурсами, естественными условиями жизни общества и его социальноэкономическим развитием с целью оптимизации этих отношений, сохранения и воспроизводства среды жизни. Таким образом, управление позволяет обеспечивать устойчивость этих отношений по выбранным критериям или перевести их из одного состояния в другое. Управление природопользованием на практике еще не отлажено, если судить по конечному результату: загрязнение окружающей среды продолжается нарастающими темпами.

Управление природопользованием в условиях различных видов собственности - это целенаправленное воздействие в виде определенной последовательности управленческих действий на процесс использования природных ресурсов через различные органы управления, наделенные установленными законом конкретными правами, с использованием нормативов, экономических санкций, судебных и других средств с целью достижения в интересах населения наибольших результатов при наименьших затратах.

Одна из нерешенных проблем в отношениях между центром и регионами - проблема управления использованием природных ресурсов. В связи с этим обстоятельством готовится

закон Российской Федерации «О федеральных природных ресурсах».

При рассмотрении всей совокупности процессов и явлений природопользования используется одно из важнейших современных общенаучных понятий - система. Системный подход в природопользовании ориентирован на раскрытие цельности объекта, выявление в нем многообразных типов связей, многоаспектности и сведение их в единую теоретическую концепцию.

На систему природопользования воздействует внешняя среда, общественная система и сопряженные системы: природная, производственная,

экономическая и социальногигиеническая.

Система природопользования с позиций управления относится к большим многофункциональным самоорганизующимся системам. С одной стороны, она связана с группами элементов производственной системы, а с другой - природной. Для анализа и синтеза ее проводят расчленение системы на отдельные подсистемы, которые более просты и их можно рассматривать отдельно, выделяя связи и подсистемы. Выделенные подсистемы функционируют как системы более низкого уровня.

Одной из подсистем природопользования является подсистема управления. В ней различают сам процесс производства, распределения, потребление производственных ресурсов, в том числе и природных, хозяйственный механизм и внешнюю среду. Имеются прямые и обратные (по ресурсам) информационные связи.

Каждая подсистема должна обеспечивать управление определенным видом деятельности в конкретной системе. Деление можно производить по уровням управления, однако, чаще применяется деление по горизонтали -по видам объектов управления.

Декомпозиция системы природопользования для целей управления производится по следующим признакам:

1) по видам природных ресурсов и географическим признакам в природной системе;

2) по видам производственнохозяйственных процессов в производственной системе (ос-новное, вспомогательное, подготовительное произ-

водство), методу управления (долго-сроч-ный, перспективный, текущий и оперативный) и производственным ресурсам (основные фонды, производственные мощности или потенциальные возможности по производству продукции, природное сырье, материальные, трудовые, информационные и финансовые ресурсы, продукты, отходы и резервы производствам).

По управленческим действиям: выработка целей прогнозирования, планирование, нормирование, организация, контроль и регулирование (слеже-ние), учет и отчетность, сбор и обработка информации, анализ, подготовка и принятие управленческого решения.

Подсистема управления природопользованием состоит из следующих составных частей:

• принципы и применяемые методы управления;

• весь набор управленческих действий (организация, прогнозирование, нормирование, планирование, контроль и регулирование, учет и отчетность, анализ, сбор и обработка информации);

• структура управления;

• кадры управления;

• принятые нормы и правила;

• технические средства.

Исходная часть системы управления природопользованием - информация в виде банков данных.

Месторождения полезных ископаемых включаются в государственный фонд недр. Это используемые участки и неиспользуемые части недр в пределах государственных границ Российской Федерации. Для управления недрами принят новый закон и отменен Кодекс РСФСР о недрах.

Управление природопользованием, как целенаправленное воздействие, представляет собой определенную последовательность действий (управлен-ческих действий) с использованием рычагов управления. Процессы управления присущи саморегулирующимся системам, которые обладают способностью сохранять свои основные свойства в условиях изменяющейся окружающей среды. Разли-

чают общие элементы: объекты и субъекты управления, прямые и обратные информационные связи, экологическая и социальная среда. Объект и субъект управления с возникающими между ними связями образуют управляемую динамическую систему.

Управление природными ресурсами есть искусственное воздействие на их источники в целях наиболее полного их извлечения для не возобновляемых ресурсов или самовосстановления для возобновляемых, с максимальным учетом возможностей развития безотходных технологий.

Управление охраной окружающей среды обеспечивает выполнение норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов горного производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, и рациональное использование природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство.

В большинстве случаев эта деятельность направлена на достижение следующих результатов:

1) рациональное использование месторождений полезных ископаемых;

2) эффективное действие систем контроля и управления элементами окружающей среды с ее взаимодействием со службами всех подразделений горнодобывающих объединений и предприятий;

3) уменьшение до или ниже регламентированного уровня или полную ликвидацию загрязнения атмосферы выбросами;

4) снижение расхода воды;

5) уменьшение до или ниже регламентированного уровня или полную ликвидацию загрязнения водных объектов сбросами;

6) комплексная разработка месторождений полезных ископаемых с полным использованием попутных, побочных продуктов и вторичных материалов в процессах безотходных технологий;

7) сокращение до обоснованного минимума потерь полезных ископаемых и их разубоживания;

8) уменьшение до или ниже регламентированного уровня загрязнения почвы и недр;

9) соблюдение экологически обоснованных требований к продукции горных предприятий.

Выводы

1. Проведенный анализ современного состояния управления лесопользованием показал наличие резервов, исследование которых позволит повысить эффективность производства с учетом охраны окружающей среды.

2. Предлагаемая методика количественной оценки эффективности природопользования учитывает все влияющие факторы, динамику их изменения и представляет, на наш взгляд, интерес для стран, одобривших концепцию устойчивого развития.

3. В основу нового хозяйственного механизма природопользования для рыночных отношений с саморегулированием рынка в условиях устойчивого развития рекомендуется взять стимулирование повышения эффективности природопользования.

4. С позиции охраны окружающей среды появляется возможность обеспечить количественно контролируемую интенсификацию производства на предприятиях с более полным использованием резервов выпуска продукции с учетом экологических требований международных стандартов.

5. Разработанные основные рекомендации по решению проблем совершенствования системы управления лесопользованием могут повысить эффективность природопользования.

6. Методика количественной оценки резервов производства и резервов эффективности природопользования может быть использована в автоматизированном рабочем месте руководителя (диспетчера) предприятия.

7. Важной составной частью эффективности природопользования является экологическая сертификация лесных ресурсов, проводимая в лесозаготовительных регионах, что существенно повысит экономическую эффективность ЛПК.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коваль В.Т., Агапов Н.Н., Ларионова Е.Н., Коваль Е.В. Управ- 2. Итоги работы лесопромышленного комплекса, "Лесная про-

ление природопользованием, М., МГГУ, 1999. мышленность", 1998, №2.

Московский государственный горный университет

3. Агатьев В.В Экономика лесной промышленности Материалы 4. Агатьев В.В Анализ финансового состояния предприятия. Ма-

научно-практической конференции, Леспромсервис, Москва, 1996 г. териалы докладов, Лескомцентр, Москва, 1998г 16 стр.

24 стр.

/■

генеральный директор ООО "Леспромсервис", доктор

Агатьев Вениамин Васильевич экономических наук.

Коваль Виктор Тимофеевич - профессор кафедры «Экономика природопользования», доктор экономических наук, Московский государственный горный университет.

Коваль Мария Викторовна - студентка Московского государственного горного универ-

У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.