Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ: ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ, ПОДХОДЫ'

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ: ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ, ПОДХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ГОТОВНОСТЬ К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекиров Сервер Нариманович

В статье конкретизированы и уточнены сущность и содержание процесса повышения квалификации педагогов. Анализ проблемы исследования позволяет определить сущность повышения квалификации как явление, которое базируется на получении теоретических знаний, практических умений, навыков и личностных характеристик, обеспечивающих сформированность профессиональных качеств, благодаря которым педагог сможет нестандартно и творчески осуществлять профессиональную деятельность. Исследуя вопрос повышения квалификации педагогов, определили такие ее особенности, как: осведомленность педагогов о содержании видов методической работы; сформированности четких представлений по организации методической работы; овладение педагогами современными теоретическими знаниями и педагогическими технологиями; практико-ориентированное содержание профессиональной подготовки; формирования в процессе подготовки методической грамотности педагогов; формирование мотивации к профессионально-педагогической и методической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекиров Сервер Нариманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF TEACHERS' PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROCESS: BASIC TERMS, CONCEPTS, APPROACHES

The article concretizes and clarifies the essence and content of the teachers' professional development process. The analysis of the research problem makes it possible to determine the essence of professional development as a phenomenon that is based on obtaining theoretical knowledge, practical skills, skills and personal characteristics that ensure the formation of professional qualities, thanks to which the teacher will be able to carry out professional activities in a non-standard and creative way. Investigating the issue of teachers' professional development, we identified such features as: teachers' awareness of the content of the types of methodological work; the formation of clear ideas on the organization of methodological work; teachers' mastery of modern theoretical knowledge and pedagogical technologies; practice-oriented content of professional training; formation of teachers' methodological literacy in the process of preparation; formation of motivation for professional pedagogical and methodical activity.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ: ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ, ПОДХОДЫ»

космической среды. (Подобное отсутствие гравитационных эффектов можно создать только на короткое время на Земле или в самолете.) Деятельность человека или эксплуатация оборудования в космическом аппарате вызывает вибрации, которые придают дополнительные ускорения и, таким образом, повышают уровень гравитации, что может затруднить проведение высокочувствительных экспериментов в условиях достаточно низкой микрогравитации.

Возможность проводить эксперименты при отсутствии гравитации заинтересовала ученых с самого начала деятельности на орбите. В дополнение к беспокойству о влиянии невесомости на людей, отправленных в космос, ученые заинтересованы в ее влиянии на репродуктивные циклы и циклы развития растений и животных, отличных от человека. Общая цель состоит в том, чтобы использовать космические исследования для дополнения общего понимания широкого спектра биологических процессов.

Среда микрогравитации также предлагает уникальные условия для экспериментов, направленных на изучение поведения материалов. Среди областей исследования - биотехнология, наука о горении, физика жидкостей, фундаментальная физика и материаловедение. Эксперименты в условиях микрогравитации на различных материалах, включая металлы, сплавы, электронные и фотонные материалы, композиты, коллоиды, стекла и керамику, а также полимеры, привели к лучшему пониманию роли гравитации в аналогичных лабораторных и производственных процессах на Земле. Среда микрогравитации предлагает потенциал для производства биологических материалов, включая высокоупорядоченные кристаллы белка для кристаллографического анализа и даже материалы, напоминающие ткани человека, которые трудно или невозможно сделать на Земле. Хотя исследования в области микрогравитации по-прежнему в значительной степени находятся на базовом уровне, ученые и инженеры надеются, что дополнительная работа - еще один важный фокус для МКС - приведет к практическим знаниям о большой полезности для производственных процессов на Земле.

Ученые начали использовать наблюдения из космоса в рамках комплексных усилий в таких областях, как океанография и экология, чтобы понять и смоделировать причины, процессы и последствия глобального изменения климата, включая влияние деятельности человека.

Цель состоит в том, чтобы получить всеобъемлющие наборы данных в течение значимых промежутков времени о ключевых физических, химических и биологических процессах, которые формируют будущее планеты.

Большая часть космической деятельности национальной безопасности осуществляется в совершенно секретной манере.

Выводы. Цель учителя - обучить ребенка, чтобы он дальше смог получить любую ступень образования и в итоге преуспеть в карьере. Одна из ключевых проблем, с которыми сталкиваются работодатели, заключается в том, что сотрудники с трудом справляются с постоянно меняющимися требованиями к квалификации.

Инновации в образовании это как следствие выявление проблем, наблюдение и обучение, разработка методов их решения. В настоящее время невозможно идти в ногу со скоростью изменений требований на рабочем месте.

Необходимо согласиться с тем, что более важным, чем знания, которыми обладают дети, являются способности и навыки к быстрой адаптации и развитию. Инновационное образование помогает подготовить и развить такие навыки как креативность, устойчивость, адаптивность. Необходимо понимать, что внедрение новых технологий в класс предполагает новые методы обучения для конкретных тем, проектов, разработок. Во время пандемии учителя внедряли новые способы, предлагая методы передачи знаний. Инновационные способы обучения, которые появились в образовании во время пандемии необходимо рассмотреть с научной точки зрения, подвести научно-техническую базу под эти инновации и внедрять в процесс обучения детей.

Литература:

1. Образование как фактор социализации молодежи / Д.Р. Бекбулатов, Н.В. Лутовинова, А.А. Незнамова, А.А. Смагин // Современное педагогическое образование. - 2021. - № 4. - С. 8-11. - EDN MNBRBI.

2. Четыркина, Н.Ю. Особенности инновационной деятельности в сфере образовательных услуг / Н.Ю. Четыркина // Журнал правовых и экономических исследований. - 2012. - № 3. - С. 159-162. - EDN PFPRJX.

3. Котляров, В.А. Формирование универсальных учебных действий при изучении нового материала на уроках математики / В.А. Котляров, С.В. Поликаркина // Научный альманах. - 2016. - № 3-2(17). - С. 194-199. - DOI 10.17117/na.2016.03.02.194. - EDN TRJVEL.

Педагогика

УДК 371

кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и философии Бекиров Сервер Нариманович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ: ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ,

ПОНЯТИЯ, ПОДХОДЫ

Аннотация. В статье конкретизированы и уточнены сущность и содержание процесса повышения квалификации педагогов. Анализ проблемы исследования позволяет определить сущность повышения квалификации как явление, которое базируется на получении теоретических знаний, практических умений, навыков и личностных характеристик, обеспечивающих сформированность профессиональных качеств, благодаря которым педагог сможет нестандартно и творчески осуществлять профессиональную деятельность. Исследуя вопрос повышения квалификации педагогов, определили такие ее особенности, как: осведомленность педагогов о содержании видов методической работы; сформированности четких представлений по организации методической работы; овладение педагогами современными теоретическими знаниями и педагогическими технологиями; практико-ориентированное содержание профессиональной подготовки; формирования в процессе подготовки методической грамотности педагогов; формирование мотивации к профессионально-педагогической и методической деятельности.

Ключевые слова: повышение квалификации, педагог, методическая работа, готовность к непрерывному образованию. Annotation. The article concretizes and clarifies the essence and content of the teachers' professional development process. The analysis of the research problem makes it possible to determine the essence of professional development as a phenomenon that is based on obtaining theoretical knowledge, practical skills, skills and personal characteristics that ensure the formation of professional qualities, thanks to which the teacher will be able to carry out professional activities in a non-standard and creative way. Investigating

the issue of teachers' professional development, we identified such features as: teachers' awareness of the content of the types of methodological work; the formation of clear ideas on the organization of methodological work; teachers' mastery of modern theoretical knowledge and pedagogical technologies; practice-oriented content of professional training; formation of teachers' methodological literacy in the process of preparation; formation of motivation for professional pedagogical and methodical activity.

Key words: professional development, teacher, methodical work, readiness for continuing education.

Введение. Решение сложных проблем модернизации системы образования, обусловливают необходимость новейшего подхода к цели образования, содержания обучения и воспитания, качественного обновления системы работы с педагогами, изменению его роли в образовательном процессе, сущности его педагогической деятельности.

Обзор литературы по вопросам развития кадрового потенциала и совершенствования профессионального развития педагогов образовательного учреждения показывает, что авторы, исследуя различные внешние рычаги и методы повышения квалификации в деятельности, пытаются найти условия практической эффективности этого необходимого инструмента менеджмента предприятия. Среди этих условий выделяются опыт применение различных форм повышения квалификации.

Большинством отечественных специалистов в сфере менеджмента, подтверждается, что в настоящее время проблема повышения квалификации очень актуальна, поскольку от уровня квалификации педагога зависит эффективность деятельности учреждения и степень достижения его целей. Знания, умения, трудовые навыки педагога образовательного учреждения становятся все более важным стратегическим ресурсом. В современных условиях быстрого устаревания профессиональных навыков каждое образовательное учреждение должно поддерживать соответствие между требованиями современного образования и квалификацией сотрудников.

Изложение основного материала статьи. Современный этап развития системы образования характеризуется развертыванием широкой экспериментальной работы, направленной на внедрение образовательных инноваций. Характерной особенностью этого периода развития педагогического образования является поиск новых содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания. А потому, учитывая современные мировые тенденции, провозглашен курс на инновационное развитие, предусмотрено участие образовательных учебных заведений в инновационной деятельности, что проявляется в проведении на их базе педагогических экспериментов.

Стоит заметить, что особая роль в инновации отводится именно методической работе в контексте повышения уровня квалификации, направленной на решение трех основных групп вопросов: инновационного развития; формирование профессионального потенциала членов педагогического коллектива; содействие индивидуальной педагогической деятельности и развития творческой личности педагога.

Одной из главнейших и эффективных форм методической работы является индивидуальная работа педагога. При изучении качественных и эффективных методов и содержания в индивидуальных формах методической работы выявлено совершенствование традиционных индивидуальных форм методической работы: индивидуальная работа над единой методической темой, самообразование, переподготовка, наставничество, творческие отчеты педагогов, консультирование, взаимопосещение. Получают распространение инновационные формы индивидуальной работы: подготовка практических пособий, презентация творческих произведений; мастер-классы; педагогическое портфолио, индивидуальные педагогические исследования. В процессе новых индивидуальных форм методической работы педагоги готовятся к активному участию в творческих отчетах, вернисаже педагогических идей.

Обратим внимание на противоречия между достижениями и возможностями педагогов и потребностями общества в ней в этот период, решение которых является главной задачей профессиональной подготовки педагогов, требования к которым постоянно растут и требуют изменения характера обучения, совершенствования теоретической базы и методического обеспечения.

Квалификация педагога - это желание соответствовать стандартам и благополучное функционирование учебного заведения, и, конечно инициативность каждого педагога в направлении качественных образовательных услуг. В современном мире информационных технологий и глобализации общества требования к квалификации специалистов повышаются. Речь идет о совершенствовании профессиональной подготовки, а именно разностороннее развитие личности, обеспечивающее высокую степень трудовой активности, предприимчивости, мобильности и адаптивности экономических, производственных и социальных требований. Профессиональное развитие неотделимо от личностного; профессионал, так же как личность, существует только в процессе самоопределения, становления, развития.

Анализируя литературу, позволим выделить положение, которое следует учесть при разработке технологии управления процессом повышения квалификации педагогов:

- управление - это процесс проектирования и постановки цели, определение пути ее достижения; организация процесса и мотивации его участников на качество.

Современный педагог - это профессионал, имеющий фундаментальную общекультурную, профессиональную, психолого-педагогическую и научно-методическую подготовку, оперативно, своевременно реагирующий на изменения в направлениях развития системы образования в целом и в методиках высшего образования в частности.

Под профессиональной подготовкой педагога понимается непрерывный и управляемый процесс педагогической деятельности, что позволяет системно, целостно действовать на основе профессиональных ценностных ориентаций. Профессиональная подготовка педагогов должна предусматривать: гуманистическое педагогическое мышления и педагогическую культуру, дисциплину, интеграции для получения системных знаний.

Профессиональной подготовкой педагога считается сформированные у него необходимые компетенции специалиста, к которым относятся: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникационные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования. Поташник М.М. отмечает следующие профессиональные компетенции, которыми должен обладать современный педагог: развитие познавательных качеств и ответственности за результаты своей работы; направление на достижение успехов, готовность к работе в команде, к использованию новых технологий в профессиональной деятельности, организация собственного профессионального развития [61.

Профессиональной подготовкой педагога являются личностные качества, к которым отнесены: общепедагогические и специальные. Одни и те же качества могут быть для него более или менее актуальными и входить в стержневые качества. Особую группу составляют качества, необходимые именно педагогу высшего образования, важнейшими среди которых считаются, прежде всего, его личностные качества, которые составляют эмоционально-волевую, нравственную и коммуникативную сферы личности и формируются на двух взаимосвязанных уровнях, раскрывая внешние и внутренние взаимосвязи и взаимозависимости. Таким образом, происходит трансформация уже сформировавшихся качеств из сферы личностной в сферу профессиональной деятельности и «шлифуются», проходя этапы «профессионализации» в процессе профессиональной подготовки [4].

Инвариантной составляющей общей структуры готовности педагога к профессиональной деятельности является его готовность к применению новых методов, приемов, инновационных технологий обучения, отдельную позицию среди которых занимают вопросы правильной организации методической работы, которая охватывает круг указанных проблем и является важной движущей силой в развитии.

По мнению Беспалько В.П., «профессиональная деятельность педагога - это особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономической, политической, нравственной, эстетической и других целей» [3, С. 132].

Качественная подготовка обучающихся в высшей степени зависят от педагога, его подготовленности и мастерства. Улучшая профессионализм педагогов проводится работа, которая побуждает каждого повысить свой профессиональный уровень, способствует на взаимность обогащения членов педагогического коллектива собственными находками, что дает вероятность молодым педагогам учиться у опытных коллег и повысить собственный уровень педагогического мастерства.

Повышение квалификации педагогов определяется результативностью осуществлять в ней управление и внедрить в практику новейшие достижения. Устремлённость на результат мотивирует руководителя планировать, организовывать, контролировать и непрерывно повышать требования к педагогу в современном высшем учебном заведении, что значительно повысит эффективность принимаемых мер.

Формирование профессионала начинается с эффективного моделирования педагогического процесса, поэтому обучение педагогов профессиональным умениям планирования играет огромную роль. Деятельность, направлена на обеспечение качественного педагогического процесса и должна объединить всех сотрудников системы образования. Каждый педагог должен четко знать свои обязанности, требования к качеству своей деятельности.

Организовать качественную работу является условием реализации инноваций в работе педагогического коллектива, работающего в режиме развития. Именно во время саморазвития повышается профессиональный уровень педагога, его подготовленность усвоить содержание новых программ и технологий их реализации, изучить и внедрить передовой педагогический опыт, обогащенный новыми, прогрессивными методами и средствами обучения, совершенствуя навыки самообразования.

Раскрывая понимание сущности этих видов деятельности, многие исследователи вводят в контекст определения достаточно широкий круг категорий, а именно: повышение квалификации, обучение кадров, обобщенность передового педагогического опыта, профессиональная компетентность, профессионализм, педагогическое мастерство, умелость, пригодность, профессиональное развитие.

В контексте нашего исследования ключевым является понятие «методическая работа», которое способствуют осознанию имеющегося опыта в изучении указанной проблемы, а также обоснования исследования методической работы как инновационного феномена деятельности современного образовательного учреждения.

Значительный вклад в разработку проблем в методической работе и ее составляющих внесли проведенные исследования Абдуллиной О.А. [1]. Главным звеном всей деятельности педагога Абдуллина О.А. считает методическую работу [1]. Именно в ней, по мнению автора, происходит синтезирование разных знаний, которыми овладевает педагог.

Раскрывая понятие «методическая работа» Козырева О.А. в качестве методологической основы использует компетентностный подход к трактовке ее сущности: непрерывное совершенствование квалификации педагога, содействие его эрудиции и компетентности [5]. В приведенном определении указано на основные цели и ожидаемые результаты работы, что соответствует ее прямой цели - роста уровня педагогического мастерства отдельного педагога и педагогического коллектива в целом. На наш взгляд, в данном положении прослеживается практическая направленность методической работы.

Бабанский Ю.К. дает следующее определение методической работы: «Методическая работа в образовательном учреждении - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога (включая и мотивы по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива образовательного учреждения в целом и на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных воспитанников» [2, С. 123].

Из этого определения методической работы в образовательном учреждении следует, что ее прямой, непосредственной целью является рост уровня педагогического мастерства педагога и всего коллектива учреждения образования. Бабанский Ю.К. подчеркивает, что самым главным и существенным в методической работе в образовательном учреждении является оказание реальной, действенной помощи педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, навыков и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности [2]. Автор считает, что поскольку методическая работа может существенно влиять на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательного учреждения, вполне правомерно также рассматривать методическую работу как важный фактор управления учебно-воспитательным процессом.

Выводы. Таким образом, в процессе изучения состояния разработанности проблемы повышения квалификации педагогов установлено, что описанному вопросу в современной педагогической науке уделено недостаточное внимание. Так, объективно актуализируется необходимость в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров, имеющих должный профессиональный уровень, способных к самосовершенствованию и повышению собственного профессионального уровня. Уточнена сущность повышения профессионализма, что определено как состояние личности, основанного на получение теоретических знаний, практических умений и навыков, личностных характеристик, обеспечивающих формирование профессиональных качеств, благодаря которым педагог нестандартно и творчески будет работать.

Для достижения высокого уровня подготовки и переподготовки педагогов, на наш взгляд, обучение в контексте курсов повышения квалификации должно быть практико-ориентированным, направленным на формирование соответствующих умений и навыков. Считаем, что курсы повышения квалификации ориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки педагога, стимулируют его самообразовательную деятельность, интеграцию в сферу педагогических инноваций, направляют на изучение современных педагогических теорий, анализ собственного опыта.

Литература:

1. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. / О.А. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

2. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский; [Сост. М.Ю. Бабанский; Авт. вступ. ст. Г.Н. Филонов и др.]; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.

3. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем [Текст] / В.П. Беспалько. - Воронеж: Изд-во Воронежского

гос. ун-та, 1997. - 304 с.

4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский [под ред. В.В. Давыдова]. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

5. Козырева, О.А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография [Текст] / О.А. Козырева. -Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. - 410 с.

6. Поташник, М.М. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Методическое пособие / М.М. Поташник, М.В. Левит. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 208 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация. В статье рассматривается проблема качества образовательных услуг, обоснована сущность данного понятия, изучены его структурные компоненты и параметры. В исследовании обоснована потребность реализации систематической оценки качества предоставляемых учреждениями образования услуг. Разработка и осуществление объективной оценки предусматривает подбор и применение системы соответствующих критериев и показателей. В работе представлены требования к отбору критериев и показателей качества образовательных услуг, освещены научные подходы относительно их сущности и количества в системе инструментария оценки.

Ключевые слова: образовательные услуги, система образования в условиях рыночной экономики, рынок образовательных услуг, качество образования, качество образовательных услуг, оценка качества образовательных услуг, критерии качества образовательных услуг, показатели качества образовательных услуг.

Annoation. The article considers the problem of quality of educational services, substantiates the essence of this concept, and studies its structural components and parameters. The research substantiates the need to implement a systematic assessment of the quality of services provided by educational institutions. The development and implementation of an objective assessment involves the selection and application of a system of appropriate criteria and indicators. The paper presents requirements for the selection of criteria and indicators of the quality of educational services, highlights scientific approaches to their essence and quantity in the system of assessment tools.

Key words: education services, education system in the conditions of market economy, the market of educational services, quality of education, quality of educational services, evaluation of quality of educational services, criteria of quality of educational services, indicators of quality of educational services.

Введение. Образовательные услуги являются специфическими в отношении других нематериальных услуг, так как последствия от их потребления является благом не только для индивида, но и для экономики, общества в целом.

В контексте проблемы предоставления образовательных услуг важна оценка их качества, по которой определяется уровень учебных достижений обучающихся, качества работы образовательных учреждений и соответствие функционирования системы образования в целом. Результаты оценки качества образовательных услуг используются для выявления состояния обучения и обосновывают потребность в коррекции и совершенствовании деятельности образовательных структур.

Так, своевременная и систематическая оценка качества образовательных услуг является обязательной процедурой, в частности в период модернизации образования и повышения его качества. Однако теоретические и практические аспекты реализации процедуры оценки все еще малоизученны, что актуализирует реализацию научных разработок в данном направлении и, в частности, данное исследование.

Целью данной статьи является изучение оценки качества образовательных услуг как феномена и процедуры.

Изложение основного материала статьи. Качество образования - категория многоплановая. На основе анализа теоретических источников можно сформулировать следующие основные аспекты качества образования:

- гарантированное выполнение базовых стандартов и эталонов;

- достижение поставленных целей на разных этапах обучения (на входе, в процессе и на выходе);

- способность удовлетворять спрос и ожидания потребителей образовательных услуг и заинтересованных участников образовательного рынка;

- стремление к совершенствованию обучения.

Качество образования является основой формирования общеобразовательного и научного пространства. Оно выступает в качестве социальной категории, определяющей состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

В условиях рыночной экономики качество образовательных услуг необходимо рассматривать в контексте абсолютного и относительного значения. Абсолютное понятие качества используется для отображения статуса и предпочтения. Такое понимание качества может способствовать развитию и укреплению имиджа образовательных организаций и российского образования в целом. Абсолютное понимание качества также демонстрирует значение повышения качества как стремления достичь самых высоких стандартов образования.

Качество в относительном значении необходимо рассматривать в двух аспектах:

- соответствие государственному стандарту;

- соответствие желаниям и потребностям потребителей образовательных услуг.

По мнению исследователей С.Д. Ильенковой, Н.Д. Ильенковой, В.С. Мхитарян, качество образовательных услуг - это многомерная и сложная структура [3].

Качество образовательных услуг определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты деятельности учреждения образования, среди них ученые выделяют:

- содержание образования;

- формы и методы обучения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.