Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТУРИЗМА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭКОСИСТЕМУ ТЕРРИТОРИЙ'

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТУРИЗМА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭКОСИСТЕМУ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
274
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туристские территории / устойчивое развитие / процессы воздействия / эффект мультипликации / tourist areas / sustainable development / impact processes / multiplier effects

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ю.И. Дрейзис

Социально-экономическая система туристских территорий – это система, объединяющая в одно единое целое ее экологические, экономические и социальные составляющие. Для достижений целей устойчивого развития туристских территорий необходимо в обязательном порядке решать задачи сохранения региональных природных ресурсов, обеспечивать взаимный учет экономических и социальных интересов как местного населения, так и туристов. В работе описаны факторы воздействия туризма на окружающую среду туристских территорий. Представлены возможные меры по их снижению и предложения по управлению процессами воздействия туризма на окружающую среду, экономику и общество туристских территорий. На примере анализа расходов туристов показан потенциальный мультипликативный эффект туризма для территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE IMPACT OF TOURISM ON THE ENVIRONMENT, SOCIETY AND ECONOMY OF TERRITORIES

The socio-economic system of tourist territories is a system that unites its environmental, economic and social components into one unit. In order to achieve the goals of sustainable development of tourist territories, it is necessary to urgently solve the problems of preserving regional natural resources, ensuring mutual consideration of the economic and social interests of both local people and tourists. The paper describes the factors of negative impact of tourism on the environment of tourist territories. Possible measures to reduce them and proposals for managing and controlling the impact of tourism on the environment, economy and society of tourist territories are presented. The potential effect of multiplying the impact of tourism on the territory is shown using the example of tourist spending.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТУРИЗМА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭКОСИСТЕМУ ТЕРРИТОРИЙ»

15. Shinkevich A.I. Shinkevich A.I., Lubnina A.A., Galimulina F.F. On modeling the types of economic activity in the context

of sustainable innovative development of high-tech mesoeconomic systems. // Bulletin of Kazan Technological University.

2013.Vol. 16.No. 13.P. 249-254.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10705

Ю.И. Дрейзис - к.т.н., доцент, г. Сочи, Сочинский государственный университет,

Yu.I. Dreyzis - dr. (Technical Sciences), ass. professor, Sochi, Sochi State University.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТУРИЗМА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭКОСИСТЕМУ ТЕРРИТОРИЙ

MANAGING THE IMPACT OF TOURISM ON THE ENVIRONMENT, SOCIETY AND ECONOMY OF TERRITORIES

Аннотация. Социально-экономическая система туристских территорий - это система, объединяющая в одно единое целое ее экологические, экономические и социальные составляющие. Для достижений целей устойчивого развития туристских территорий необходимо в обязательном порядке решать задачи сохранения региональных природных ресурсов, обеспечивать взаимный учет экономических и социальных интересов как местного населения, так и туристов.

В работе описаны факторы воздействия туризма на окружающую среду туристских территорий. Представлены возможные меры по их снижению и предложения по управлению процессами воздействия туризма на окружающую среду, экономику и общество туристских территорий. На примере анализа расходов туристов показан потенциальный мультипликативный эффект туризма для территории.

Abstract. The socio-economic system of tourist territories is a system that unites its environmental, economic and social components into one unit. In order to achieve the goals of sustainable development of tourist territories, it is necessary to urgently solve the problems of preserving regional natural resources, ensuring mutual consideration of the economic and social interests of both local people and tourists.

The paper describes the factors of negative impact of tourism on the environment of tourist territories. Possible measures to reduce them and proposals for managing and controlling the impact of tourism on the environment, economy and society of tourist territories are presented.

The potential effect of multiplying the impact of tourism on the territory is shown using the example of tourist spending.

Ключевые слова: туристские территории, устойчивое развитие, процессы воздействия, эффект мультипликации.

Keywords: tourist areas, sustainable development, impact processes, multiplier effects.

ВВЕДЕНИЕ

Для туристских территорий необходима интеграция экономической, социальной и экологической политики. Это позволит достигнуть целей устойчивого развития территории, не истощая ее природные и культурные ресурсы и не нанося вред окружающей среде [1-5]. Современный туристский регион может развиваться эффективно при условии сбалансированности всех его составляющих. И для туристской территории необходимо обеспечить планирование развития региона и последующее управление этим процессом с целью повышения качества жизни местного населения, защиты природной среды и культурного наследия.

Важнейшей составляющей существования туристской территории являются не только туристы, но и собственно туриндустрия, и взаимосвязанные с нею отрасли. Туризм может и должен приносить экономическую выгоду, способствовать повышению качества жизни живущих и работающих на этой туристской территории людей, а также способствовать защите окружающей среды. Защита окружающей среды и обеспечение устойчивого развития туристской территории неразделимы. Для обеспечения экономической устойчивости развития туристской территории это развитие должно носить устойчивый характер как контексте природной, так и культурной среды [1, 2, 6, 7].

Между секторами экономики туристской территории существуют важные взаимные связи: между туризмом, местным сельским хозяйством, рыболовством, розничной торговлей, транспортной системой, здравоохранением, почтовыми и банковскими учреждениями, коммунальными и телекоммуникационными службами [5, 8, 12, 13].

При планировании устойчивого развития туризма и туристских территорий необходимо учитывать процессы воздействия туризма на окружающую среду, на территориальное общество и экономику. Эти процессы влияния туризма необходимо рассматривать в течение всего процесса планирования. Такой подход позволяет предотвратить или, как минимум, смягчить негативные процессы влияния. Но одновременно такой подход позволит усилить позитивные процессы влияния туризма на территорию [3-5].

Все проекты, реализуемые на туристской территории, как направленные на развитие туризма, так и на развитие других взаимосвязанных с ним отраслей экономики, должны в обязательном порядке оценены на пред-

мет их воздействия на окружающую среду (ОВОС). Это требование позволит не допускать возникновения серьезных проблем на туристской территории, наносящих вред устойчивому развитию туризма. Наряду с их учетом, в ходе планирования и развития туризма и туристской территории эти процессы должны быть под постоянным управлением для мониторинга обнаружения и устранения любых негативных процессов до их превращения в серьезную проблему [1, 3-5, 9, 10].

Учет особенностей и территориальной окружающей среды, и общества в процессе планирования и управления развитием туристской территории сыграет важную роль в природоохранных мероприятиях, в достижении состояния устойчивого развития. Именно качественная природная среда (чистые воздух и вода, пейзажи, памятники природы, флора и фауна) вместе с памятниками истории и культурного наследия составляют большую часть ресурсов территории, способствующих привлечению туристов. Туристская направленность территорий может не только помочь в плане усилий по сохранению окружающей среды, но и способствовать субсидированию их.

Основным принципом контроля за состоянием окружающей и социальной среды на туристской территории, характеризующим его возможности, является поддержание таких показателей как [1, 14]:

- экологический пропускной потенциал - это тот уровень посещаемости, превышение которого связано с наступлением неприемлемых экологических последствий либо в результате действий самих туристов, либо как следствие функционирования обслуживающей их инфраструктуры;

- туристский социальный пропускной потенциал - уровень присутствия туристов на территории, превышение которого ведет к ухудшению полученных ими впечатлений от посещения туристского региона;

- местный социальный пропускной потенциал - уровень, при превышении которого могут наступить негативные последствия для местной культуры и для взаимоотношений местных жителей с туристами.

Фундаментальное значение для туристской территории имеет создание соответствующей инфраструктуры для обслуживания потребностей туристов и общества в целом. В том, что касается сохранения культурного наследия, разумным шагом может стать подготовка социокультурной программы, предусматривающей поэтапный подход к сохранению конкретных объектов культурного наследия региона [1, 8, 11-13].

Иногда необходимы дополнительные усилия для увеличения экономических выгод от туризма и связанных с ним отраслей экономики, получаемых местными жителями на туристской территории. Особо важное значение в развитии туризма в этой связи приобретает максимальное увеличение объемов местных товаров и услуг, потребляемых в туризме с тем, чтобы этот сектор был эффективно интегрирован в местную экономику и давал существенную прибыль. Например, расширение местной торговой сети и увеличение числа достопримечательностей и форм организации досуга также являются эффективными способами увеличения расходов туристов в регионе [1, 8, 11, 13].

ЦЕЛЬ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Целью исследования является анализ факторов и оценка возможностей управления процессами воздействий туризма на экономическую и социальную сферу, на окружающую среду туристских территорий; разработка методов управления процессами воздействия туризма на социально-экономическую экосистему туристской территории.

В процессе исследования применялись такие методы, как сбор, изучение и анализ данных, обобщение, сравнение и классифицирование.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Управление процессами воздействия на окружающую среду туристских территорий

Тремя важнейшими аспектами взаимоотношений туризма и окружающей среды на туристской территории являются следующие:

• объекты окружающей среды - факторы привлечения туристов;

• туристские объекты и инфраструктура - составная часть «искусственной» среды;

• развитие туризма и использование региона в туристских целях могут привести к воздействию на окружающую среду.

Несмотря на то, что процессы воздействия на окружающую среду отслеживаются на протяжении всего процесса развития региона и в рамках оценки этих воздействий на окружающую среду (ОВОС) конкретных проектов, все же сохраняется необходимость в постоянном управлении этими процессами для предотвращения серьезных проблем, которые могут возникнуть в результате развития туризма на конкретной территории.

Даже учитывая серьезную озабоченность, существующую в обществе в отношении воздействий на окружающую среду, обычно бывает весьма сложно в рамках плана управления предвидеть все виды и силу негативных воздействий, которые могут случиться. Для поддержания на должном уровне или улучшения общего экологического качества проекта необходимо принимать своевременные корректирующие меры.

Факторы воздействия, их последствия и принимаемые меры зависят от специфики туристских территорий. Например, чрезвычайно важно, чтобы на таких территориях (как и в любых других), были созданы эффективные системы канализации и переработки твердых отходов для предотвращения загрязнения воды.

В основе устойчивого развития туризма и туристских территорий должно быть такое управление природными и людскими ресурсами, которое способствует максимальной удовлетворенности туристов и получению максимальной выгоды местными жителями. В тоже время — это управление территориальными ресурсами должно одновременно минимизировать возможные негативные процессы, как для туристской территории, так и для общества в целом. Это предполагает объективную оценку потенциальных негативных последствий и глубокий анализ способов контроля за происходящими процессами.

В таблице 1 приведен ряд конкретных факторов, которые могут привести к негативным воздействиям, а также возможные меры по их смягчению.

Таблица 1 - Факторы негативного воздействия на окружающую среду туристских территорий _и возможные меры по их снижению_

Фактор Негативное воздействие на качество окружающей среды Возможные меры по снижению или коррекции

Чрезмерный наплыв посетителей - экологический стресс на людей - изменения в поведении животных в районах с дикой природой - ограничьте доступ посетителей - увеличьте пропускной потенциал

Чрезмерное развитие объектов территориального туризма - возникновение сельских трущоб - утрата среды обитания - уничтожение растительности - интенсивное воздействие на поверхность земли и сокращение площади водосборов - нежелательное воздействие ЛЭП - рассредоточьте посетителей по другим регионам и достопримечательностям - проводите озеленение и реабилитацию - применяйте планирование землепользования и правила зонирования

Повышенный уровень шума - раздражение для животного мира, местных жителей и посетителей - проводите разъяснительную компанию - установите правила - ограничьте доступ посетителей

Мусор - дикие животные питаются отходами - неэстетичный внешний вид - опасности для здоровья - проведите разъяснительную компанию - установите правила - обеспечьте контейнеры для мусора в соответствующих местах и организуйте их вывоз

Вандализм - порча и разрушение объектов - утрата незаменимых исторических и культурных ценностей - проведите разъяснительную компанию - установите правила - усильте контроль и охрану памятников и исторических ценностей

Уровень шума в аэропортах - экологический стресс для людей и животных - рассмотрите возможность изменения маневров взлета и посадки - установите контроль за землепользованием в районе аэропортов

Перегрузка дорожной сети - экологический стресс для людей и животных - увеличьте возможности общественного транспорта

Езда вне дорог - ущерб для почвы, растительности и животного мира - ограничьте доступ - установите или усовершенствуйте правила контроля

Моторные катера и лодки - ущерб для дикой природы, особенно в период гнездования - повышение уровня шума - ограничьте доступ и использование - организуйте и выполняйте программу экологического образования

Рыболовство и охота - конкуренция с естественными хищниками - истощение ресурсов - ограничьте доступ - выполняйте программу экологического образования

Пешеходные сафари - вторжение в дикую природу - эрозия тропинок - проложите или обустройте тропинки - ограничьте доступ и использование - выполняйте программу экологического образования

Сбор сувениров - изъятие природных образцов (кораллов, раковин, рогов, экзотических растений и пр.) - вмешательство в естественные процессы - организуйте разъяснительную кампанию и проведение мероприятий экологического образования - введите правовые ограничения

Сбор хвороста - уничтожение среды обитания территориальной фауны и флоры - организуйте разъяснительную кампанию и проведение мероприятий экологического образования - предложите использование альтернативных видов топлива

Несанкционированная кормежка животных - изменение в поведение и усиление зависимости - организуйте разъяснительную кампанию и проведение мероприятий экологического образования

Строительство рекламных щитов - портится вид - установите правила

В таблице 1 приводится факторы, оказывающих воздействие на развитие туризма и туристской территории, а также их негативные последствия; здесь же предлагаются меры по их смягчению или устранению. Применяя корректирующие меры, будем исходить из того, что негативное воздействие уже произошло. Более качественное планирование на ранних этапах процесса было бы, конечно, предпочтительнее.

Управление процессами воздействия туризма на общество и экономику туристской территории

Как правило, экономические выгоды измеряются полученным доходом - валовым (общим) и чистым (общий за вычетом импортированных товаров и услуг, используемых в туризме, и других утечек средств в иностранной валюте), показателями созданной прямой и косвенной занятости и эффектом мультпликации [1].

Процессы воздействия на общество, культуру и экономику, как позитивные, так и негативные, тесно взаимосвязаны. Как и в случае с воздействием туризма на окружающую среду, на протяжении всего процесса планирования и в рамках процедуры ОВОС должны учитываться процессы воздействия туризма и связанных с ним других отраслей на общество и экономику, чтобы оптимизировать выгоды и минимизировать проблемы. Эти процессы нуждаются в постоянном контроле и в управлении. Важно понимать их специфику и знать способы усиления позитивных процессов и смягчения негативных.

Туризм иногда критикуют за его негативное воздействие на социокультурную среду, особенно в небольших пунктах, где жители придерживаются традиционного образа жизни. Хотя туризм может оказывать негативное воздействие, следует признать, что и все другие виды развития грешат тем же. Как правило, туризм является всего лишь одним из видов развития и внешнего воздействия в регионе. Но он также оказывает воздействие на социокультурную сферу на туристской территории. Воздействие может иметь место в результате существенных экономических, социальных и культурных различий между местным населением и туристами.

Позитивные социо-экономические результаты развития туризма в регионе предполагают [2]:

• Экономические выгоды, обычно составляющие побудительную причину для устойчивого развития туризма и в целом туристских территорий. Часто целью развития туризма, особенно в районах, где наблюдается экономический спад, является стремление создать необходимые рабочие места и увеличить доходы, развить инфраструктуру территории.

• Сохранение культурного наследия региона. Туризм обеспечивает определенную поддержку для сохранения культурного наследия региона. В противном случае уникальный культурный характер региона может быть утрачен частично или полностью.

• Возрождение самосознания местных жителей в сфере культуры, чему может способствовать повышенный интерес гостей региона к местной культуре и местным традициям.

• Создание условия для взаимного культурного обогащения приезжих туристов и местных жителей за счет возникающего информационного и культурного обмена.

Негативные социо-экономические последствия развития туризма могут включать:

• потерю потенциальной экономической выгоды в случае его бесконтрольного и хаотичного развития туристской территории, а также отрицательный настрой со стороны местных жителей, если туристские объекты и службы контролируются и управляются владельцами со стороны;

• развитие туризма, ориентированное на концентрацию туристских объектов на небольших участках территории, может стать причиной возникновения диспропорций в экономике региона и в структуре занятости местного населения;

• неуправляемое и неконтролируемое развитие туризма может привести к оттоку работников из других отраслей региональной экономики (например, из сельского хозяйства) в туриндустрию и их деградации;

• зависимость экономики территории от сферы туризма может стать одной из важнейших причин спада, а то и прекращения деятельности в других отраслях региональной экономики (например, отдельных отраслей сельского хозяйства, рыболовства и др.);

• неуправляемое и неконтролируемое развитие туризма может привести к изменению структуры населения, росту миграции извне трудовых ресурсов, увеличению числа иногородних граждан, переезжающих в регион на постоянное место жительства, и как следствие этого, к перенаселению.

Туризм и его неуправляемое развитие могут способствовать обострению многих социальных проблем в регионе [1, 7, 13]:

• изменение структуры населения за счет миграции людей из других регионов может негативно воздействовать на существующую в регионе культуру и обычаи, привести к утрате подлинного образа жизни местных жителей;

• между местными жителями и туристами возможны недопонимание и конфликты из-за различий в языке, обычаях, традициях, религиозных ценностях и характере поведения;

• местные жители, даже при наличии экономических выгод от развития туризма, могут вполне обоснованно критиковать многое, связанное с туризмом, т.к. в результате этого развития возрастают, например, цены на недвижимость и основные бытовые услуги; если они потеряют, например, доступ к своим собственным местам

отдыха и объектам инфраструктуры, если нарушается существующий образ жизни многих слоев местного населения.

Участие общества в развитии туризма на территории его проживания является общим важнейшим направлением усиления позитивных процессов воздействия и смягчения негативных, что обеспечивает понимание местными жителями феномена туризма, их участие в процессе принятия решений и получение ими выгод от туризма. Важно также, чтобы туризм развивался в тех формах и масштабах, которые бы устраивали местное общество, способствовали бы устойчивому развитию таких территорий. То, что подходит для одной туристской территории вовсе необязательно подходит для другой. Очень важно развивать туризм поэтапно, что дает местным жителям возможность привыкнуть к нему, а также контролировать процессы воздействия туризма на общество и окружающую среду и принимать необходимые меры.

В управлении туризмом и туристскими территориями должны применяться следующие специфические меры контроля за процессами воздействия на социальную среду и экономику:

• сохранение самобытности и подлинного характера местных танцев, музыки, театра, искусства и ремесел (в районах, где придерживаются традиционного образа жизни);

• предоставление финансовых стимулов, организация профессиональной подготовки и другие формы и других форм обучения местных жителей, с целю вовлечения их в деятельность, связанную с владением и управлением туристскими объектами и службами;

• обеспечение допуска местных жителей к туристским достопримечательностям, объектам и службам;

• принятие контрольных мер для по организации посещений туристских объектов для предотвращения чрезмерной загруженности достопримечательностей;

• предоставление скидок при размещении и пользовании объектами индустрии туризма внутренним туристам и местным жителям с низким уровнем доходов;

• ознакомление местных жителей с ценностями туризма, а туристов - с местными традициями и обычаями;

• проектирование гостиниц и других туристских объектов с учетом местного архитектурного стиля;

• поощрение туристов, бережно и с уважением относящихся к местным культурным традициям, с помощью методов выборочного маркетинга и контроля за туристскими достопримечательностями и объектами;

• профессиональная подготовка местных жителей для эффективной работы на всех уровнях управления. Это приводит к увеличению числа рабочих мест, снижению безработицы в регионе, а опосредованно к более высокому уровню туристской удовлетворения;

• строжайший контроль и бескомпромиссная борьба (если необходимо) с наркоманией, преступностью и проституцией.

Целесообразно разрабатывать социокультурную программу, которая обеспечит структурный подход к туризму в целях сохранения культурного наследия. Культурные достопримечательности - это существенный фактор привлечения туристов в регион.

Для оптимизации экономических выгод туризма особенно важным является установление прочных и эффективных экономических межотраслевых связей в регионе. Региональный туризм должен максимально использовать товары и услуги, которые производятся на месте (продукты питания, строительные, отделочные материалы и оборудование, а также туристские услуги). Использование местных товаров и услуг может придать туристской поездке дополнительный интерес и образовательную ценность в глазах туристов.

Необходимы способы поощрения местных предпринимателей, развивающие территориальный туризм, а также создающие максимальное число рабочих мест для местных жителей на туристских предприятиях. Расширение возможностей местной торговли, обслуживающей туристов, в сторону увеличения продажи созданных на территории изделий и характерных данному региону товаров, а также увеличение потенциала местных и взаимосвязанных с туризмом отраслей территориальной экономики являются эффективными путями повышения туристских расходов и обеспечения доходов для местного бюджета [1, 11-13].

На рис. 1 показан потенциальный эффект мультипликации туризма для территории.

Турнсты тратят на :

Второй раунд расходов

Конечные получатели эконолигческой выгоды

Размещение Еда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Напитки Р азБЛ еч ения Одежда

Подарки и сувенирьi Личные вещи, лекарства, косметика Фотографии Тур. зкскурситт руководства. местная транспортировка Ко ммуник ащи Другое_

Заработная плата и

оклады

Совет

Налога на заработную плату

Комиссионные сборы М\"зыка и развлечения Административные и общие расходы Про ф ессиональ ные услуги

Покупка прод^тггов питания и напитков Покупка товаров для перепродажи Закупка материалов и сырья

Р ем о нт и т ешич е ск о е

о б служив ание

Платная реклама.

рекламные акции и

реклама

Утилиты

Тр анспорт

Лиц ензии

Премии

-Аренда помещении и о б орудования Процентные и основные выплаты по заемным средствам Доходы и прочие налоги

Замена основных средств

Взносы в бюджет правитель ства Другое_

Финансовая утечка: когда члстнып или г осуд а р ст вен ны й се кто р пр иоб рет ает товары плп услуги газ источников за пределами региона, деньги больше не включаются в эффект мультипликатора и регион теряет своп экономические выгоды

Бухт алтерь i

Работники ремонтных

мастерских

-Ар хитект ор ь i

2tlacrepa и

р ем е ся енники

Поставщики мастеров и

ремесленников

Спортсмены

.Адвокаты

Рабочие станции

технического

о б служивания

Пекари

Банковские служащие

Л1ясники

Плотники

Кассиры

Р а б о тники

благотворительных

орг анизации

Кинематографисты "дис

трибьюторы

Чиновники

Производители одежды

Повара

Куль турнь i е

орг аЕшзации

Молочные растения

Дантисты

Владельцы

^татермагов. продавцы Врачи

Преподаватель скии

состав

Электрики

Инжен ерь i

Фермеры

Рыбаки

Груз о отправители Производители мебели С ад овники Медицинские р а б о тники

Работники прачечной Строители дорог Но сильщики Водопроводчики Владельцы сотрудники курорта

Владельцы ресторанов Официанты Оборудование .для отдыха

(продажа аренда} Коммунальные услуги. обеспечение и ремонт Тр ан сп о ртшжи \Зногиег многие другие

Рисунок 1 - Потенциальный эффект мультипликации туризма для туристской территории (источник: [2])

Эту диаграмму (рис. 1) можно использовать как основу для оценки, а значит, и для увеличения выгод, получаемым обществом от туризма и связанных с ним отраслей экономики. Однако на местном и региональном уровне не всегда удается полностью исключить импорт товаров и услуг, используемых в туризме.

Тем не менее, туризм может принести существенные социо-экономические выгоды даже в том случае, когда ряд товаров и услуг потребляется за пределами рынка.

Укрупненно, в соответствии с рис. 1 и [12-14], мультипликативную экономическую ценность туризма для регионов можно рассматривать на трех уровнях:

- прямые доходы (появляются за счет использования средств размещения, питания, организации социокультурного отдыха туристов, оказания транспортных, медицинских и прочих услуг и др.);

- косвенные доходы (появляются за счет цепочки поставок необходимых продуктов, услуг, технологий, сырья и т.п.);

- индуцированные доходы (полученные прямо или косвенно в местной экономике конечными пользователи экономической выгоды от туризма);

- общие доходы как величина воздействия сферы туризма на социально-экономическую сферу территории (сумма вышеперечисленных доходов доходов).

Надо увеличивать мультипликативную экономическую ценность туризма для региона.

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для туристских территорий сохраняется необходимость в постоянном контроле и управлении процессами развития туризма для предотвращения серьезных проблем, которые могут при этом возникнуть.

Негативные социо-экономические последствия развития туризма могут включать потерю потенциальной экономической выгоды в случае его бесконтрольного и хаотичного развития туристской территории, а также отрицательный настрой со стороны местных жителей.

Участие общества в развитии туризма на территории его проживания является общим важнейшим направлением усиления позитивных процессов воздействия и смягчения негативных, что обеспечивает понимание местными жителями феномена туризма, их участие в процессе принятия решений и получение ими выгод от туризма. Важно также, чтобы туризм развивался в тех формах и масштабах, которые бы устраивали местное общество, способствовали бы устойчивому развитию таких территорий.

Процессы воздействия туризма на территориальное общество, культуру и экономику, как позитивные, так и негативные, тесно взаимосвязаны. На протяжении всего процесса планирования развития туризма в регионе должны учитываться процессы воздействия туризма и связанных с ним других отраслей на общество, окружающую среду и экономику, чтобы оптимизировать выгоды и минимизировать проблемы.

Эти процессы нуждаются в постоянном контроле и в управлении. Важно понимать их специфику и знать способы усиления позитивных процессов развития туризма в регионе и смягчения негативных, увеличивать мультипликативную экономическую ценность туризма для региона.

Важно также, чтобы туризм развивался в тех формах и масштабах, которые бы устраивали местное общество, способствовали бы устойчивому развитию таких территорий.

Очень важно развивать туризм поэтапно, что дает местным жителям возможность привыкнуть к нему, а также контролировать процессы воздействия туризма на общество и окружающую среду и принимать необходимые меры.

Источники:

1. Крен Линдберг. Политика, направленная на обеспечение максимальных позитивных результатов в области охраны окружающей среды и в экономике в результате развития природного туризма. Институт мировых ресурсов. URL: https://scicenter. online/ekonomika-otrasli-scicenter/kontseptsiya-dopustimoy-nagruzki-45264.html (дата обращения: 28.10.2020).

2. Устойчивое развитие туризма: Пособие для специалистов по местному планированию. ОМТ WTO (Всемирная туристская организация), Мадрид, Испания, 1993, 140 с.)

3. Дрейзис Ю.И., Видищева Е.В., Копырин А.С., Воробей Е.К. Тенденции изменения экологических индикаторов устойчивого развития курортных территорий Краснодарского края. Естественно-гуманитарные исследования, №29 (3), Краснодар, 2020, с. 106-114

4. E. Vidishcheva, Yu. Dreizis and A. Kopyrin Sustainable development of the resort regions (areas), Innovative Technologies in Environmental Science and Education (ITESE-2019), E3S Web of Conferences, V. 135, 03042, (2019)

5. Видищева Е.В., Дрейзис Ю.И., Копырин А.С. Анализ теоретических подходов к оценке устойчивости развития курортных регионов (территорий) №33 (4), 2019, с. 79-86

6. О Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 -2018 годы)» // Электронный фонд правовой и нормативно-тех-нической информации. URL: http://docs.cntd.ru/document/902295121 (дата обращения: 22.02.2020)

7. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. №2129-р «О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г.» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 72661648/ (дата обращения: 21.05.2020)

8. Мохначев С.А., Мохначева Е.С. Тенденции кластеризации в социально-экономическом развитии региона // Регионо-логия, №3, 2009, С. 93-100

9. Мкртчян Г.М., Тагаева Т.О. Экологическая политика: на пути к устойчивому развитию. с. 119-135 URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/ekologicheskaya-politika-na-puti-k-ustoy-chivomu-razvitiyu/viewer (дата обращения: 28.10.2020).

10. Каранда А.В. Экологическая политика: понятие, виды, принципы / А.В. Каранда. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2020. №3 (293). c. 352-354. URL: https://moluch.ru/archive/293/66514/ (дата обращения: 28.10.2020).

11. Морозов М.А. Экономика туризма (Ростуризм): учебник / Морозов М.А., Морозова Н.С., Карпова Г.А., Хорева Л.В. Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. 306 с. URL: https://book.ru/book/919716 (дата обращения: 28.10.2020).

12. Кумпилова А.Р. Теоретические аспекты регионального управления устойчивым развитием // Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 4-3. с. 151-153.

13. Потапова К.К. Влияние туризма на социально-экономическое развитие регионов. Молодой ученый. 2016, № 4 (128). с. 219-222. URL: https://moluch.ru/archive/128/35507/ (дата обращения: 31.10.2020).

14. Пшеничных Ю.А. Системный подход к формированию устойчивого развития туристской сферы. №5 (34), 2003, с. 127-132.

References:

1. Roll Lindbergh. A policy aimed at ensuring maximum positive results in the field of environmental protection and in the economy as a result of the development of nature tourism. Institute for World Resources. URL: https: // scicenter. online / ekonomika-otrasli-scicenter / kontseptsiya-dopustimoy-nagruzki-45264.html (date of access: 10/28/2020).

2. 2. Sustainable Tourism Development: A Handbook for Local Planners. OMT WTO (World Tourism Organization), Madrid, Spain, 1993, 140 p.)

3. 3. Draisis Yu.I., Vidishcheva E.V., Kopyrin A.S., Vorobey E.K. Trends in environmental indicators of sustainable development of resort areas in Krasnodar Territory. Natural and humanitarian research, no. 29 (3), Krasnodar, 2020, p. 106114

4. 4. E. Vidishcheva, Yu. Dreizis and A. Kopyrin Sustainable development of the resort regions (areas), Innovative Technologies in Environmental Science and Education (ITESE-2019), E3S Web of Conferences, V. 135, 03042, (2019)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. 5. Vidischeva EV, Dreisis Yu.I., Kopyrin AS. Analysis of theoretical approaches to assessing the sustainability of the development of resort regions (territories) №33 (4), 2019, p. 79-86

6. 6. About the Federal Target Program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011 -2018)" // Electronic fund of legal and regulatory technical information. URL: http://docs.cntd.ru/document/902295121 (date accessed: 22.02.2020)

7. 7. Order of the Government of the Russian Federation of September 20, 2019 No. 2129-r "On the Strategy for the Development of Tourism in the Russian Federation for the Period until 2035" URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 72661648 / (date of access: 05/21/2020)

8. 8. Mokhnacheva S.A., Mokhnacheva E.S. Clustering tendencies in the socio-economic development of the region // Regionology, No. 3, 2009, pp. 93-100

9. 9. Mkrtchyan G.M., Tagaeva T.O. Environmental Policy: Towards Sustainable Development. from. 119-135 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-politika-na-puti-k-ustoy-chivomu-razvitiyu/viewer (date accessed: 10/28/2020).

10. 10. Karanda A.V. Environmental policy: concept, types, principles / A.V. Pencil. - Text: direct // Young scientist. 2020. No. 3 (293). c. 352-354. URL: https://moluch.ru/archive/293/66514/ (date of access: 10/28/2020).

11. 11. Morozov M.A. Tourism Economics (Rostourism): textbook / M.A. Morozov, N.S. Morozova, G.A. Karpova, L.V. Khoreva. Moscow: Federal Agency for Tourism, 2014.306 p. URL: https://book.ru/book/919716 (date of access: 10/28/2020).

12. 12. Kumpilova A.R. Theoretical aspects of regional sustainable development management // Terra Economicus. 2012. T. 10.No. 4-3. from. 151-153.

13. 13. Potapova K.K. The impact of tourism on the socio-economic development of the regions. Young scientist. 2016, No. 4 (128). from. 219-222. URL: https://moluch.ru/archive/128/35507/ (date accessed: 31.10.2020).

14. 14. Wheat Yu.A. A systematic approach to the formation of sustainable development of the tourism sector. No. 5 (34), 2003, p. 127-132

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10706

С.А. Дьяков - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и маркетинга ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина», docent.dya-kov@mail.ru,

S.A. Dyakov - PhD in Economics, Associate Professor, Department of Management and Marketing FSBEI of HE "Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina";

Ю.А. Огорева - старший преподаватель кафедры управления и маркетинга ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина», ogorevaylua@gmail.com,

Yu.A. Ogoreva - Senior Lecturer, Department of Management and Marketing FSBEI of HE "Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina".

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ METHODOLOGICAL APPROACHES TO ASSESSING THE MARKET VALUE OF A COMPANY

Аннотация. Цель любой компании заключается в максимизации ее рыночной стоимости при минимальных затратах, поэтому управление стоимостью компании является важной составляющей современного менеджмента. В настоящее время активно обсуждается концепция управления стоимостью предприятия, она подразумевает, что все управленческие решения должны приниматься с целью увеличения стоимости компании. Показатель стоимости компании является важным критерием оценки его экономической и финансовой эффективности. Менеджмент компании должен использовать все возможные инструменты, с помощью которых можно управлять стоимостью компании. На стоимость компании влияют различные факторы. В данной статье представлены методические подходы к оценке рыночной стоимости компании, которые можно применять при разработке как инвестиционной, так и при дивидендной политики и в управлении стоимостью компании.

Abstract. The goal of any company is to maximize its market value at the lowest cost; therefore, company value management is an important component of modern management. Currently, the concept of enterprise value management is being actively discussed, it implies that all management decisions should be made in order to increase the value of the company. The company's value indicator is an important criterion for assessing its economic and financial efficiency. The management of the company must use all possible tools with which it is possible to manage the value of the company.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.