Научная статья на тему 'Управление процессами пространственной трансформации хозяйственной системы региона'

Управление процессами пространственной трансформации хозяйственной системы региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
330
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / МОНИТОРИНГ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / REGION / MONITORING / SPATIAL TRANSFORMATION / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Балашова Светлана Петровна

В настоящее время достаточно актуален вопрос пространственных трансформаций в развитии региона. Изучение особенностей и закономерностей пространственной трансформации необходимо для исследования и прогнозирования хозяйственных процессов. Учет особенностей пространственной трансформации влияет на интенсивность, последовательность и результативность экономических преобразований хозяйственных систем региона. Научно обоснованное управление процессами пространственной трансформации, не только становится актуальной внутрироссийской проблемой, но и приобретает возрастающее геополитическое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Балашова Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANAGEMENT OF SPATIAL TRANSFORMATION PROCESSES OF REGIONAL ECONOMIC SYSTEM

At present the issue of spatial transformations in the development of a region is quite topical. The study of the peculiarities and regularities of the spatial transformation is necessary for the study and forecasting of economic processes. The account of the peculiarities of the spatial transformation affects the intensity, consistency and effectiveness of economic transformation regional economic systems. Science based management of spatial transformation processes is not only a topical Russian issue, but it is of increasing geopolitical importance.

Текст научной работы на тему «Управление процессами пространственной трансформации хозяйственной системы региона»

УДК 332.1

С.П. Балашова S.P. Balashova

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

THE MANAGEMENT OF SPATIAL TRANSFORMATION PROCESSES OF REGIONAL ECONOMIC SYSTEM

Ключевые слова: регион, мониторинг, пространственная трансформация, социально-экономическое развитие.

В настоящее время достаточно актуален вопрос пространственных трансформаций в развитии региона. Изучение особенностей и закономерностей пространственной трансформации необходимо для исследования и прогнозирования хозяйственных процессов. Учет особенностей пространственной трансформации влияет на интенсивность, последовательность и результативность экономических преобразований хозяйственных систем региона. Научно обоснованное управление процессами пространственной трансформации, не только становится актуальной внутри-

российской проблемой, но и приобретает возрастающее геополитическое значение.

Keywords: region, monitoring, spatial transformation, socio-economic development.

At present the issue of spatial transformations in the development of a region is quite topical. The study of the peculiarities and regularities of the spatial transformation is necessary for the study and forecasting of economic processes. The account of the peculiarities of the spatial transformation affects the intensity, consistency and effectiveness of economic transformation regional economic systems. Science based management of spatial transformation processes is not only a topical Russian issue, but it is of increasing geopolitical importance.

Балашова Светлана Петровна, к.э.н., доцент, каф. менеджмента, Алтайский государственный университет. E-mail: balashova_sp@mail.ru.

Balashova Svetlana Petrovna, Cand. Econ. Sci., Assoc. Prof., Chair of Management, Altai State University. E-mail: balashova_sp@mail.ru.

Введение

Пространственное развитие в настоящее время становится ключевым элементом в ходе системной трансформации экономики России. Наличие полной своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности региона, является необходимым условием организации эффективного управления его развитием. Разработка и внедрение системы мониторинга пространственно-экономических трансформаций региона будут способствовать формированию всестороннего использования потенциала региона. Необходимость мониторинга пространственно-экономических трансформаций региона в контексте реализации государственной региональной политики возрастает в условиях вызовов глобализации и кризисных явлений на этапе современного развития. Мониторинг как непрерывное наблюдение за ресурсами, процессами, результатами регионального развития выступает составной частью системы регионального управления.

Система мониторинга пространственно-экономических трансформаций региона позволяет практически в режиме реального времени осуществлять независимые оценки тенденций развития его социально-экономического положения, получать информацию о состоянии экономической конъюнктуры в

реальном секторе экономики и ее возможных изменениях, оперативно проводить анализ финансового состояния региона и важнейших факторов, определяющих региональную социальную политику.

Руководство региона может не только отслеживать важнейшие тенденции развития социально-экономических процессов, но и оперативно оценивать влияние основных факторов, которые определяют возможные изменения в этих процессах. Тем самым система мониторинга пространственно-экономических трансформаций региона формирует необходимую основу для раннего выявления возникающих в развитии региона диспропорций, позволяет повысить эффективность реализуемой стратегии развития [1].

Цель исследования — обосновать особенности и закономерности пространственного развития территорий, оказывающие существенное влияние на управление пространственным развитием территорий, включая организацию мониторинга социально-экономических трансформаций.

Основная часть

Пространственная трансформация региона как управляемый процесс призвана способствовать устойчивому социально-экономическому развитию, обеспечить достижение

стратегических целей социально-экономического развития регионов и страны в целом, что напрямую связано с совершенствованием характера и усилением ее воздействия на экономику региона и вновь осваиваемых территорий — одного из важнейших направлений в современной региональной экономической науке.

Раскрывая аспекты пространственно-экономической трансформации, необходимо опираться на общепринятые определения пространственно-экономической трансформации. Так, И.Т. Насретдинов указывает на то, что пространственно-экономическая трансформация как объективный процесс включает в себя реструктуризацию и интеграцию предприятий. Им же предложено определение комплексной поддержки процесса пространственно-экономической трансформации как целенаправленной деятельности заинтересованных участников процесса трансформации в целях создания и обеспечения нормативных, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности, направленных на экономическое оздоровление, становление, развитие и самореализацию конкурентного потенциала предприятий [2].

С.А. Суспицын под пространственными трансформациями экономики понимает процесс изменения долговременно устойчивых показателей развития многорегиональной экономической системы России, очищенной от национальных трендов. Трансформацию экономического пространства Российской Федерации он рассматривает в рамках нормативного подхода как движение к заданной территориальной структуре экономики, а также в позитивистских традициях, изучая эволюцию пространственного распределения экономической активности и выявляя ее причины, факторы и ограничения [3].

Пространственная составляющая как фокус в исследовании экономических трансформаций обусловливает необходимость реформирования методических подходов к механизмам обеспечения эффективного управления социально-экономическим развитием отечественных регионов. Мы согласны с мнением исследователей М.Ю. Казакова и А.Н. Бобрышева, что в настоящее время существует, как минимум, три типа пространственных трансформаций, каждому из которых должен соответствовать тот или иной тип политики регионального управления экономикой [4]:

1) агрессивный сценарий трансформации экономического пространства, иначе прогрессивно-прорывной;

2) рефлексивный сценарий, связанный с адаптацией региональной политики на преоб-

разование внешних и внутренних факторов, иначе адаптационный;

3) консервативный сценарий, согласно которому должно обеспечиваться минимум вмешательства в формирование и развитие региональных пространственных структур, иначе инерционный.

Сущность управления процессом пространственных трансформаций региона состоит в целенаправленном воздействии органов управления на социально-экономические процессы, протекающие в регионе. Наиболее важной задачей региональных администраций является рост качества жизни населения, в том числе за счет решения наиболее актуальных для региона проблем в экономике и социальной сфере. Для их выявления необходима отлаженная система мониторинга социально-экономического развития региона. Процессы социально-экономических преобразований в регионе, усложнения взаимосвязей рыночных субъектов хозяйствования, интенсификации информационных потоков требуют адаптации системы регионального мониторинга к современным условиям развития.

Сложности формирования социально-экономической политики, проводимой региональными органами власти, во многом обусловлены отсутствием достаточной информации, позволяющей иметь пространственное представление о протекании социально-экономических процессов в регионе. Наличие пространственной асимметрии по уровню социально-экономического развития, определяемой как устойчивые разрывы в условиях и результатах социально-экономического развития региона, обусловливает возникновение противоречий в решении вопросов территориального развития и ведет к снижению уровня эффективности управления регионом. Мониторинг на уровне региона должен в максимальной степени удовлетворять потребности органов регионального управления в информации о ходе процессов, протекающих в социально-экономических системах территорий [5].

Мониторинг пространственной трансформации региона должен стать одним из инструментов управления региональным развитием. Необходимость проведения мониторинга социально-экономических процессов в регионе обусловлена тем, что эффективное ведение хозяйственной деятельности невозможно без реальной и объективной оценки региональной рыночной конъюнктуры. Информационная открытость необходима также для построения реальных прогнозов основных направлений развития региональных социальных и экономических подсистем.

По нашему мнению, мониторинг пространственно-экономических трансформаций

в регионе представляет собой целенаправленное, комплексное, системное наблюдение за изменениями индикаторов состояния и развития социально-экономической системы региона, включающее сбор, анализ и интерпретацию информации для подготовки и принятия рациональных управленческих решений.

Целью функционирования системы мониторинга пространственно-экономических трансформаций региона является обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления необходимой и достоверной информацией, адекватно отражающей наиболее значимые параметры социально-экономической системы региона. Такая информация является основой для принятия решений, обеспечивающих реализацию всего комплекса функций управления (прогнозирование, планирование, организация, контроль).

Главной задачей мониторинга пространственно-экономических трансформаций региона является эффективное функционирование региона, которое может быть организовано при решении следующих подзадач:

1) организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации о социально-экономических процессах, происходящих в регионе;

2) оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, вызывающих тот или иной характер рассматриваемых процессов;

3) выявление факторов, вызывающих экономические и социальные угрозы в настоящее время и в перспективе;

4) прогноз развития социально-экономической ситуации;

5) разработка рекомендаций, направленных на устранение негативных последствий и развитие позитивных тенденций.

Объектом мониторинга является социально-экономической система субъекта РФ, ее отдельные сектора (реальный, финансовый), отрасли, комплексы, формы предпринимательской деятельности (основанной на частной, государственной, муниципальной, смешанной формах собственности), виды бизнеса (малый, инновационный, производящий товары и услуги) муниципальных образований. Следует подчеркнуть, что независимо от выбора тех или иных компонентов объекта (отраслей, видов бизнеса и др.) мониторинг должен быть ориентирован на отслеживание изменений не только экономических, но и происходящих в социуме.

Предметом мониторинга является совокупность процессов и результатов социально-экономического развития субъекта РФ, его муниципальных образований. Специфика региона (структура его ресурсного потенциала, состав конкурентных преимуществ и др.) обусловливает использование наряду с инва-

риантным составом индикаторов показатели, имеющие выборочную природу применения (например, объем и структура приграничной торговли).

Субъект мониторинга имеет сложную структуру и представлен, во-первых, работниками органов государственной власти и местного самоуправления, в компетенции которых постановка задач мониторинга, его организация, сбор, систематизация и анализ информации, во-вторых сотрудники специализированных компаний, привлекаемых к сбору и анализу определенных видов информации, в третьих, потребители определенных видов информации (домохозяйства, предпринимательские структуры, некоммерческие организации и др.) [6].

Применительно к социально-экономическим системам мониторинг имеет активный характер, поскольку ориентирован на создание информационной основы управления их развитием. На каждом этапе развития систем (экологических, социальных, экономических) существуют не только положительные, но и отрицательные тенденции, факторы внешнего воздействия, которые только выявить и классифицировать недостаточно. В процессе проведения мониторинга появляется возможность на основе обобщения информации выработать адекватное представление о состоянии, векторах и динамике развития объекта, его детерминантах и на этой основе разработать управленческие решения, реализация которых позволит ограничить или полностью предотвратить отрицательное воздействие, а также усилить действие благоприятных факторов и условий.

Информационное обеспечение, создаваемое в процессе мониторинга,

должно предоставлять возможность корректировать условия и действия факторов, влияющих на состояние и динамику различных процессов, при принятии управленческих решений. При этом разрабатываемые технологии должны реализовывать следующие принципы [7]:

1. Комплексность — необходимо рассматривать все объекты исследования взаимосвязи, изучать все факторы, оказывающие влияние на социально-экономическое развитие региона как целостной системы, так и отдельных ее составляющих.

2. Системность — все исследуемые объекты должны быть взаимосвязаны, являться единой системой.

3. Перспективность — данные, полученные в ходе мониторинга, могут быть использованы в разработке стратегии развития региона, а также в рамках территориального планирования.

4. Предупредительность — разрабатываемые технологии должны быть направлены на

повышение эффективности и оперативности принятия решений.

5. Непрерывность и своевременность — данные должны постоянно обновляться, а качество получаемой информации контролироваться.

6. Индивидуальность — учитывается специфика каждого объекта, входящего в систему мониторинга, а поскольку данные объекты характеризуют социально-экономическое положение региона в целом, то в ходе исследования очевидными становятся и региональные отличия.

Организационное обеспечение представлено в основном алгоритмами, регламентирующими порядок сбора, передачи информации, расчета показателей, предоставления результатов мониторинга тем или иным группам субъектов, а также нормативно-правовой документацией, определяющей обязанности, права, ответственность лиц, участвующих в организации мониторинга.

В целом, как отмечает С.А. Суспицын, «классический» мониторинг социально-экономического развития региона включает в себя мониторинг пространственного развития, который является частью первого, и в наиболее общих методических аспектах проведения аналитических процедур его повторяет. Мониторинг социально-экономического развития региона предполагает оценку достаточно широкого перечня показателей, касающихся параметров развития различных секторов экономики, индикаторов уровня и качества жизни населения, а также состояния всех ви-

дов инфраструктуры, в то время как мониторинг пространственного развития предполагает оценку уровня централизации, сужения, разорванности и открытости экономического пространства (рис.) [8].

Основными этапами мониторинга пространственно-экономических трансформаций региона выступают:

- анализ основных показателей хозяйственной деятельности региона в динамике;

- определение критериев пространственно-экономических трансформаций;

- диагностика пространственно-экономических трансформаций;

- формализация информации о пространственно-экономических трансформациях региона;

- оценка результатов пространственно-экономических трансформаций региона.

Система мониторинга пространственно-экономических трансформаций региона выполняет одновременно несколько функций. Поэтому чем более полным и качественным будет перечень показателей, по которым осуществляется мониторинг, тем более эффективными будут управленческие решения. Система мониторинга включает в себя три взаимосвязанных блока [9]:

- ежемесячный анализ изменений экономической конъюнктуры, позволяющий проводить оценки тенденций в социально-экономической сфере с точки зрения изменений динамики спроса и предложения, в контексте изменения социальных показателей;

Индикаторы сужения экономического пространства Индикаторы централизации Ц-г-экономического пространства

— Количество населенных пунктов с численностью менее ДО чел. — Количество населенных пунктов без населения. — Рост (сокращение) числа предприятий в регионе за 5 лет. — Прирост (сокращение) населенных пунктов за 5 лет. — Прирост (убыль) населения за 8 лет Комплексный поликомпонентный показатель централизации экономического пространства (1 - среднегодовая численность работников организаций; 2 — наличие основных фондов организаций; 3 — объем отгруженных товаров собственного производства по видам; 4 — обрабатывающие производства; 5 — производство и распределение электроэнергии газа и воды и др.

Индикаторы разорванности (фрагментации) экономического пространства Индикаторы открытости и «контактности» местной экономики

— Число собственных легковых автомобилей на 1 ООО чел. населения. — Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием. ■ ; — Плотность железнодорожных путей общего пользования. — Пассажирооборот автобусов общего пользования. — Отправление пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования. — Грузооборот автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности и др. — Объем услуг связи, оказанных населению, в расчете на одного жителя (тыс. руб.). — Удельный вес организаций, имеющих веб-сайт. ;.";!; — Удельный вес организаций в регионе, использующих сеть Internet. — Численность иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в регионе. — Величина иностранных инвестиций в экономику регионов и др.

Система показателей мониторинга пространственного развития региона

Рис. Индикаторы мониторинга пространственного развития региона

- ежеквартальный анализ финансового состояния субъектов региона, позволяющий оперативно оценивать результаты их хозяйственной деятельности с позиции формирования источников самофинансирования и расходов на социальную сферу;

- ежеквартальный анализ развития социальных проектов во взаимосвязи с финансовыми результатами деятельности субъектов региона и инвестиционной активностью.

Вывод

Мониторинг должен носить системный и многоуровневый характер с целью более комплексной оценки пространственного развития региона. При этом мониторинг должен предоставлять аналитические возможности для последующей дифференциации (типологии) территориальных образований по уровням пространственного развития в зависимости от фактически достигнутых результатов. При этом важно выявить наличие структурных и отраслевых диспропорций, способствующих появлению асимметрии в социально-экономическом и пространственном развитии территорий, на нивелирование которых будут направлены действия региональных органов власти при составлении комплексных целевых программ развития. При этом программы социально-экономического развития как основные инструменты реализации пространственной политики в системе регионального менеджмента должны быть дифференцированы в соответствии с результатами мониторинга, то есть предполагать индивидуализированный набор экономических регуляторов.

Таким образом, мониторинг пространственно-экономических трансформаций региона предназначен для целенаправленного, комплексного, системного наблюдения за изменениями индикаторов его состояния и динамики. Вопросы реализации мониторинга социально-экономического и пространственного развития региона являются смежными по своей проблематике и должны являться неделимыми элементами инструментария системы регионального менеджмента.

Библиографический список

1. Романкив И.М. Анализ системы мониторинга экономического развития региона // Российский академический журнал. — 2013. — № 2.

2. Насретдинов И.Т. Повышение конкурентоспособности региональной системы потребительской кооперации на основе пространственно-экономической трансформации: ав-тореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05; Министерство образования РФ, Рос. ун-т кооперации. — М., 2010. — 43 с.

3. Суспицын С.А. Развитие методов измерения пространственных трансформаций эко-

номики. // Регион: экономика и социология.

— 2007. — № Д. — С. 3-18.

Д. Бобрышев А.Н., Казаков М.Ю. Концептуальные основы мониторинга социально-экономического развития региона // KANT.

— 2011. — № 2/2.

5. Кондратьев В.В. Роль мониторинга в обеспечении устойчивого развития социально-экономических процессов в регионе // Экономические науки. — 2012. — № 2.

6. Рисин И.Е., Шлеките И.А. Сущность мониторинга социально-экономического развития региона и принципы его организации // Проблемы региональной экономики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:http:/ /www.lerc.ru/?art=18&page=12&p art=bulletin

7. Шувалова Ю.Ю. Совершенствование мониторинга социально-экономического развития региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук: специальность 08.00.05. — СПб., 2012.

— 22 с.

8. Суспицын С.А. Измерения в пространстве региональных индикаторов: методология, методики, результаты // Регион: экономика и социология. — 201Д. — № 3. — С. 3-30.

9. Мирохина А.А. Обоснование методических требований к проведению мониторинга пространственного развития региона // Мир науки, культуры и образования. — 2012. — № Д.

References

1. Romankiv I.M. Analiz sistemy monitoringa ekonomicheskogo razvitiya regiona // Rossiiskii akademicheskii zhurnal. — 2013. — № 2.

2. Nasretdinov I.T. Povyshenie konkuren-tosposobnosti regional'noi sistemy po-trebitel'skoi kooperatsii na osnove pros-transtvenno-ekonomicheskoi transformatsii: avtoref. dis. ... kand. ek. nauk: 08.00.05; M-vo obrazovaniya Ros. Federatsii, Ros. un-t kooper-atsii. — M., 2010. — Д3 s.

3. Suspitsyn S.A. Razvitie metodov izme-reniya prostranstvennykh transformatsii ekonomiki // Region: ekonomika i sotsiologiya.

— 2007. — № Д. — S. 3-18.

Д. Bobryshev A.N., Kazakov M.Yu. Kontseptual'nye osnovy monitoringa sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona // KANT.

— 2011. — № 2/2.

5. Kondrat'ev V.V. Rol' monitoringa v obespechenii ustoichivogo razvitiya sotsial'no-ekonomicheskikh protsessov v regione // Ekonomicheskie nauki. — 2012. — № 2.

6. Risin I.E., Shlekite I.A. Sushchnost' monitoringa sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona i printsipy ego organizatsii // Problemy regional'noi ekonomiki. [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: URL: http://www.lerc.ru/ ?art=18&page=12&part=bulletin.

7. Shuvalova Yu.Yu. Sovershenstvovanie monitoringa sotsial'no-ekonomicheskogo razviti-ya regiona: avtoref. dis. ... k.e.n.: spetsial'nost' 08.00.05. - SPb., 2012. - 22 s.

8. Suspitsyn S.A. Izmereniya v prostranstve regional'nykh indikatorov: metodologiya, metodiki, rezul'taty // Region: ekonomika i sotsiologiya. - 2014. - № 3. - S. 3-30.

9. Mirokhina A.A. Obosnovanie metodiches-kikh trebovanii k provedeniyu monitoringa pros-tanstvennogo razvitiya regiona // Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. - 2012. - № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект «Мониторинг отраслевых и пространственных трансформаций в хозяйственной системе региона №15-12=22003а(р).

+ + +

УДК 338.431:631.1 15.1

С.А. Максимова S.A. Maksimova

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, СДЕРЖИВАЮЩИХ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВ НАСЕЛЕНИЯ

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

THE ECONOMIC FACTORS CONSTRAINING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF PRIVATE SUBSIDIARY FARMS OF THE ALTAI REGIONS POPULATION

Ключевые слова: личное подсобное хозяйство, животноводство, Алтайский край, сельское хозяйство, экономические проблемы, агропромышленный комплекс, сельскохозяйственная продукция, сельскохозяйственные организации, растениеводство, поголовье скота.

В экономике АПК Алтайского края личные подсобные хозяйства играют очень важную роль. И устранение проблем развития личного подсобного хозяйства повлияет на развитие всего агропромышленного комплекса в крае. ЛПХ — производство неоднозначное. Первая форма — это хозяйство, которое ведётся на приусадебных и полевых участках, принадлежащих сельским жителям. Вторая форма — это хозяйство, ведущееся на дачных, огородных и садовых участках городских жителей. Следовательно, термин «личное подсобное хозяйство» утрачивает свое однозначное определение. Одни ученые исследуют эту форму хозяйств, вкладывая в него весь сектор подсобного сельского хозяйства, а другие — приусадебное хозяйство сельских жителей. За многолетнюю практику ведения личного подсобного хозяйства разработаны различные формы государственной и иной поддержки: кредитование на льготных условиях; освобождение полностью или частично от налогов, взносов во внебюджетные фонды и платежей; ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных; различные субсидии. В 2014 г. личными подсобными хозяйствами населения Алтайского края было произведено сельскохозяйственной продукции на 55308,7 млн руб., или 48,5% общего объема продукции, в т.ч. продукции растениеводства на 22683,3 млн руб., или 42,1%, продукции животноводства — на 32625,4 млн руб., или 54,3% от производства соответствующей продукции в крае. Развитие личного подсобного хозяйства, которое в первую очередь будет являться стабильным, приведет к по-

вышению уровня жизни сельского населения, поддержанию экологического равновесия в сельской местности, а также стабильному развитию сельского сообщества.

Keywords: private subsidiary farm, animal husbandry, Altai Region, agriculture, economic problems, agro-industrial complex, agricultural products, agricultural organizations, crop production, livestock.

The private subsidiary farms play a very important role in the economy of agro-industrial complex of the Altai Region. Overcoming the problems of the development of private subsidiary farms will affect the development of the whole regional agro-industrial complex. A private subsidiary farm (PSF) is an ambiguous production. One its form is the production run on the household plots and field plots belonging to the rural population. The second form is the production on summer cottage plots of city dwellers. Some researchers investigating PSF embrace the whole sector of subsidiary farming while others investigate the PSF of the rural population only. The following different forms of state support and the support from other sources have been developed: easy-term loans; complete or partial tax exemption and exemption from payment to off-budget funds and some other payments; yearly free of charge veterinary examination of livestock, veterinary service and animal infectious disease control; various subsidies. In 2014 the private subsidiary farms of the Altai Region's population have produced farm goods 55308.7 million rubles worth, or 48.5% of the total production; including crop products 22683.3 million rubles, or 42.1%, and animal products 32625.4 million rubles worth, or 54.3% of the total production in the Region. The further development of private subsidiary farms will lead to their stability and increase the standards of living of the rural population, maintenance of ecological balance in rural areas and sustainable development of rural communities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.