УДК 332.12 ББК 65.40в6
К вопросу о разработке методологии исследования пространственно-экономических трансформаций
А
экономики региона*
Е.Е. Шваков
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
On the Issue of the Development of the Region's Economy Spatial Economic Transformation Study Methodology
E.E. Shvakov
Altai State University (Barnaul, Russia)
Предложены методологический подход к осуществлению мониторинга пространственно-экономических трансформаций в экономике региона и авторское видение цели и задач мониторинга. Отправным моментом при этом является не только его научность, но и практическая востребованность результатов мониторинга в практической управленческой деятельности. В развитие этого предложены перечень универсальных критериев и показатели, с использованием которых фиксируются пространственно-экономические трансформации, и определяется их тип. Применительно к осуществлению мониторинга пространственно-экономических трансформаций в экономике региона разработаны его алгоритм и принципы. Модель мониторинга пространственно-экономических трансформаций региона при этом представлена в виде последовательных процедур, начиная с анализа основных параметров хозяйственной деятельности в регионе и заканчивая оценкой результатов произошедших в регионе пространственно-экономических трансформаций. В соответствии с предложенным в статье подходом мониторинг приобретает замкнутый контур, формируя полное информационное поле о пространственно-экономических трансформациях и их последствиях, становясь, таким образом, существенным фактором, влияющим на принятие на региональном уровне управленческих решений.
Ключевые слова: пространственно-экономические трансформации, критерии пространственно-экономических трансформаций, мониторинг, алгоритм мониторинга, принципы мониторинга пространственно-экономических трансформаций.
БОТ 10.14258/1гуа8и(2015)2.1-38
This article proposes a methodological approach for monitoring the spatial economic transformations in the region's economy as well as the author's vision of the purpose and objectives of the monitoring. The starting point is not only academic, but also practical application of the results of the monitoring to practical management activities. Then universal criteria and indicators are proposed with which spatial economic transformations and their type are determined. In relation to the region's economy spatial economic transformations monitoring its algorithm and principles are worked out. The model of monitoring the spatial economic transformation of the region is presented in the form of consistent procedures, starting from the analysis of the main parameters of economic activity in the region and ending with the evaluation of the results of the spatial economic transformations that occurred in the region. In accordance with the proposed approach monitoring becomes a closed loop, forming a detailed information field of spatial economic transformations and their consequences, thus becoming a significant factor influencing managerial decision-making at the regional level.
Key words: spatial economic transformation, spatial economic transformation monitoring criteria, the monitoring algorithm, the principles of monitoring the spatial economic transformations.
* Публикация подготовлена при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда № 15-12-22003 а(р).
Развитие российской экономики как рыночной сопряжено с постоянными изменениями в социально-экономических системах как на национальном, так и на региональном уровнях. Данные изменения имманентно присущи рыночному механизму хозяйствования и являются следствием формирования рыночного равновесия на рынках товаров и услуг. Кроме этого, отдельные изменения являются следствием решений государственных и региональных органов власти по развитию отдельных секторов, сегментов, отраслей или видов деятельности в национальной и региональной экономиках. Указанные изменения в ряде случаев становятся существенными и приобретают статус трансформаций социально-экономической системы [1]. Российская система хозяйствования за последние десятилетия пережила целый ряд подобных трансформаций. К их числу следует отнести трансформации:
— социально-экономического механизма (переход к рыночной системе хозяйствования);
— собственности (приватизация);
— производственных отношений (переход на рыночные принципы взаимодействия работника и работодателя) и пр.
В настоящее время, в условиях сформировавшейся рыночной экономики, трансформации в социально-экономической системе приобретают новый характер и сопряжены с опережающим развитием отдельных секторов экономики или территорий страны, становясь, таким образом, пространственно-отраслевыми или пространственно-экономическими. При этом следует признать, что существенное значение в данных пространственно-экономических трансформациях имеют действия государственных и региональных
органов власти. Так, решения федеральных органов власти об увеличении доли инновационной продукции в структуре российского ВВП, реализации программ по импортозамещению, созданию ОЭЗ существенно изменили структуру производства в отдельных субъектах РФ, привели (или должны привести) к увеличению в национальной экономике значения отдельных секторов экономики.
Вместе с тем следует признать, что вышеназванные изменения в экономике Российской Федерации остаются малоизученными. Одной из причин сложившегося состояния дел является отсутствие методологии их исследования, предполагающей в качестве составного элемента проведение постоянного мониторинга пространственно-экономических трансформаций. При этом мониторинг не должен сводиться только лишь к наблюдению за социально-экономической системой. Такой подход, по нашему мнению, является малопродуктивным и не может установить сам факт таких изменений в социально-экономической системе. Поэтому из возможных подходов к определению мониторинга (табл.) применительно к пространственно-экономическим трансформациям должны выполняться следующие сущностные условия:
— мониторинг должен рассматриваться как предпосылка повышения эффективности управленческой деятельности;
— целью мониторинга является аналитическое сопровождение и обоснование принимаемых управленческих решений;
— результатом мониторинга являются рекомендации, востребованные в практической управленческой деятельности, с научным обоснованием и оценкой принятых ранее управленческих решений.
Карта интерпретаций дефиниции «мониторинг пространственно-экономических трансформаций экономики региона»
Методический подход к пониманию мониторинга Основные цели мониторинга Содержание процедур мониторинга Результат мониторинга
Мониторинг как способ изучения количественных и качественных изменений в экономике региона Формирование информационной базы о пространственно-экономических трансформациях экономики региона Исследование характеристик пространственно-экономических трансформаций экономики региона Научно- исследовательский
Мониторинг как условие оценки изменений в экономике региона Формирование и обработка информации с целью предупреждения негативных пространственно-экономических трансформаций экономики региона — исследование характеристик пространственно-экономических трансформаций экономики региона; — обработка информации и ее формализация Научно- исследовательский с результатами, востребованными в практической деятельности
Окончание таблицы
Методический подход к пониманию мониторинга Основные цели мониторинга Содержание процедур мониторинга Результат мониторинга
Мониторинг как информационная база эффективного управления экономикой региона Информационное сопровождение принятия управленческих решений — исследование характеристик пространственно-экономических трансформаций экономики региона; — обработка информации и ее формализация; — анализ информации с выявлением причинно-следственных связей и обоснование принимаемых экономических решений Практико-ориен-тированный, с научным обоснованием управленческих решений
Мониторинг как условие повышения эффективности управленческой деятельности в регионе Аналитическое сопровождение и обоснование принятых управленческих решений — исследование характеристик пространственно-экономических трансформаций экономики региона; — обработка информации и ее формализация; — анализ информации с выявлением причинно-следственных связей и обоснование принимаемых экономических решений; — оценка эффективности принятых ранее управленческих решений Практико-ориен-тированный, с научным обоснованием и оценкой принятых управленческих решений
С предложенных позиций модель мониторинга пространственно-экономических трансформаций региона может быть представлена в виде последовательных процедур, начиная с анализа основных параметров хозяйственной деятельности в регионе и заканчивая оценкой результатов произошедших в регионе пространственно-экономических трансформаций (рис. 1). При этом процедурно сам мониторинг приобретает замкнутый контур, формируя полное информационное поле о пространственно-экономических трансформациях и их последствиях, становясь, таким образом, существенным фактором, влияющим на принятие на региональном уровне управленческих решений. Это существенно отличает предлагаемый подход от существующих и освещенных в экономической литературе [4, с. 34].
Рассматривая содержательно предложенный алгоритм реализации мониторинга социально-экономических трансформаций, отметим следующее.
На первой стадии мониторинга, предполагающей проведение анализа социально-экономических показателей хозяйственной деятельности в регионе, функционирование социально-экономической системы региона должно быть проанализировано достаточно подробно, но при этом анализ не должен стать самоцелью и не быть достаточно трудоемким. В этой связи предлагается провести анализ достаточно ограниченного перечня динамических рядов по следующим показателям: ВРП, объем производства по отдельным видам деятельности в аб-
солютном и относительном выражении, объем производства в разрезе муниципальных образований в абсолютном и относительном выражении, численность занятых и стоимость основных фондов по отдельным видам деятельности и муниципальным образованиям региона.
Второй этап предполагает определение критериев пространственно-экономических трансформаций. Учитывая специфику развития региональных социально-экономических систем, они могут иметь индивидуальных характер. Вместе с тем можно предложить несколько универсальных критериев пространственно-экономических трансформаций, к числу которых следует отнести:
• для установления возможных пространственно-экономических трансформаций:
— объем инвестиций в региональную экономику по отдельным видам деятельности и муниципальным образованиям;
• для установления фактически сложившихся пространственно-экономических трансформаций:
— изменение численности занятого населения по отдельным видам деятельности или в отдельных муниципальных образованиях;
— изменение стоимости основных фондов по отдельным видам деятельности или в отдельных муниципальных образованиях;
— изменение объемов производства по отдельным видам деятельности или в отдельных муниципальных образованиях.
Рис. 1. Модель мониторинга пространственно-экономических трансформаций экономики региона
В соответствии с предложенными критериями на следующем этапе устанавливается наличие возможных или произошедших пространственно-экономических трансформаций в хозяйственной системе региона. Факт пространственно-экономических трансформаций фиксируется на основе исследования следующих показателей:
• применительно к отраслевым трансформациям:
— доля объема производства по г-му виду деятельности в валовом региональном продукте;
— доля занятых по г-му виду деятельности в общей численности занятых в экономике региона;
— доля инвестиций по г-му виду деятельности в их общем объеме по региону;
— доля основных фондов по г-му виду деятельности в их общем объеме по региону;
• применительно к пространственным трансформациям:
— доля объема производства по г-му муниципальному образованию в валовом региональном продукте;
— доля инвестиций по г-му муниципальному образованию в их общем объеме по региону;
— доля основных фондов по г-му муниципальному образованию в их общем объеме по региону.
Полученная в ходе проведенного исследования информация о пространственно-экономических трансформациях для целей ее использования
при принятии управленческих решений должна быть формализована. Принципами формализации информации о пространственно-экономических трансформациях являются:
— представление ее в наиболее обобщенном виде с использованием агрегированных и обобщающих показателей;
— конкретность (информация должна быть достаточно краткой, но емкой, отображать основные сведения о пространственно-экономических трансформациях);
— наглядность (достигается посредством использования графиков, таблиц и рисунков при описании пространственно-экономических трансформаций).
Также на этом этапе мониторинга диагностируется стадия пространственно-экономических трансформаций и определяется их тип помимо отнесения к группе отраслевых или пространственных:
— зарождающаяся (устанавливается на основе динамических рядов по инвестиционной деятельности);
— текущая (устанавливается на основе исследования рядов динамики численности занятого населения и стоимости основных фондов);
— свершившаяся (устанавливается на основе исследования рядов динамики по объемам производства по отдельным видам деятельности и в отдельных муниципальных образованиях региона).
На последнем этапе мониторинга осуществляется оценка результатов пространственно-экономических трансформаций в хозяйственной системе региона. Данный этап реализуется применительно к свершившимся пространственно-экономическим трансформациям. При этом предлагаются к использованию следующие показатели результативности пространственно-экономических трансформаций:
— снижение уровня безработицы;
— увеличение среднедушевых доходов;
— увеличение доли занятого населения в его общем количестве;
— увеличение валового регионального продукта;
— увеличение объема инвестиций в экономику региона.
Предложенный методический подход к организации, проведению и содержанию мониторинга пространственно-экономических трансформаций позволяет сформулировать его принципы (рис. 2). К числу таких принципов следует отнести:
— максимальный охват всех подсистем региональной экономики;
— актуальность эмпирической базы мониторинга;
— оптимизацию системы социально-экономических показателей, исследуемых в ходе мониторинга;
— оптимизацию исследуемых динамических рядов, исследуемых в ходе мониторинга;
— использование стандартизированной системы обработки;
— агрегирование показателей по результатам мониторинга;
— востребованность результатов мониторинга;
— оптимизацию функций и задач мониторинга;
— компетентность специалистов, осуществляющих мониторинг;
— включение процедур мониторинга в систему принятия управленческих решений.
Принципы мониторинга пространственно-экономических трансформаций можно разделить на две группы.
Содержательные принципы
Максимальный охват всех подсистем региональной экономики
Актуальность эмпирической базы мониторинга ^ -л
Учет специфики социально-экономического развития региона
Оптимизация социально-экономических показателей
Оптимизация исследуемых динамических рядов
Использование стандартизированной системы обработки данных
Агрегирование показателей по результатам мониторинга
Востребованность результатов мониторинга
Организационные принципы
Оптимизация функций и задач мониторинга
Компетентность специалистов, осуществляющих мониторинг
Включение процедур мониторинга в систему принятия управленческих решений
Рис. 2. Принципы организации мониторинга пространственно-экономических трансформаций экономики региона
Первая группа — содержательные принципы, которые определяют содержание процедур мониторинга, методику расчета и анализа показателей пространственно-экономических трансформаций. Использование указанных принципов в практике мониторинга пространственно-экономических трансформаций позволяет оптимизировать перечень исследуемых данных и показателей, охватив при этом изучение всех подсистем социально-экономической системы региона, обеспечить формализацию результатов мониторинга и их понимание широким спектром пользователей и, соответственно, востребованность. Немаловажным также является то, что использование данных принципов обеспечивает снижение трудоемкости проводимых в ходе мониторинга исследовательских работ.
Вторая группа принципов позволяет наиболее рациональным образом организовать мониторинг пространственно-экономических трансформаций. Существенным в использовании данных принципов является то, что мониторинг становится одним из элементов системы принятия управленческих решений на региональном уровне. Его итогом считает-
ся не чисто научный результат, а результат, востребованный в практической деятельности региональных органов власти.
Подводя итоги проведенного исследования, необходимо отметить следующее. Во-первых, современное развитие экономики Российской Федерации характеризуется реализацией пространственно-экономических трансформаций, изучение которых до настоящего времени не стало прикладной задачей современной экономической науки. Во-вторых, исследование пространственно-экономических трансформаций сдерживается отсутствием отработанных методических подходов и инструментария проведения подобного рода работ. В-третьих, предложенный в настоящей работе методический подход мониторинга пространственно-экономических трансформаций нацелен на получение результатов, востребованных в практической деятельности региональных органов власти. Использование результатов мониторинга при принятии управленческих решений позволит повысить их эффективность, обеспечив тем самым поступательное развитие социально-экономической системы региона.
Библиографический список
1. Минакир П.А. Пространственные трансформации в российской экономике. — М., 2002.
2. Коршунов Л.А. Пространственные трансформации и развитие экономики регионов России : монография. — Барнаул, 2009.
3. Суспицын С.А. Развитие методов измерения пространственных трансформаций экономики // Регион: Экономика и Социология. — 2007. — № 4.
4. Суспицын С.А. Концепция и методология измерения устойчивых пространственных трансформаций экономики России // Регион: Экономика и Социология. — 2009. — № 4.
5. Артемова О.В., Кострюкова Л.А. Структурная трансформация российской экономики: отраслевой аспект // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. — 2007. — №27 (99).