их взглядов), сосуществование (каждый живёт своей жизнью, невмешательство в дела друг друга). Оба последних типа отношений в семье отрицательно сказываются на формировании личности подрастающего человека. В таких семьях не создаются условия для развития гуманных взаимоотношений.
Именно в семье впервые осознаются общественные правила и культурные ценности общества, закладывается психологический фундамент для дальнейшей социальной адаптации подрастающего поколения.
Правильное отношение к воспитанию детей положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной деятельности. И наоборот, недостаточное внимание родителей отрицательно сказывается на социальной активности подростков.
Процесс становления личности ребёнка состоит из непрерывных вызовов со стороны общества. Любая задержка в психическом и соци-
альном развитии затрудняет адаптацию подростка к обществу и тем самым приводит к различным социальным отклонениям, деструктивному поведению, социальной запущенности.
Библиографический список
1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учебное пособие для студентов пед. инст. - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.
2. Зотова Т.В. Воспитание человечности у подростков и их родителей. - М., 2002.
3. Кочубей А., Умарова Н. Визит в семью, или практика работы с семьями: Учебное пособие. -Псков: ПОИПКРО, 2002. - 118 с.
4. ЛичкоА.Е. Подростковая психиатрия. - Л.: Медицина, 1985. - 416 с.
5. Шишковец Т.А. Осложнённое поведение подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы. - М.: 5 за знания, 2006. - 192 с.
А.К. Павлов
УПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛЬНЫМ ОБУЧЕНИЕМ В ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматриваются особенности управления профильным обучением в общеобразовательной школе с позиций личностно ориентированного подхода; характеризуются педагогические условия реализации и развития личностного потенциала участников процесса обучения; актуализируется задача формирования культуры жизнедеятельности обучаемых в условиях профильного обучения.
Ключевые слова: модернизация образования, профильное обучение, ценности профильного обучения, профильная школа, управление качеством процесса обучения, личностно ориентированный подход, гуманистически ориентированное образование, педагогическая технология, педагогические условия.
Согласно личностно ориентированному подходу к управлению профильным обучением, каждый человек - уникальная система, а управление педагогическим коллективом - это перманентный, исключительно сложный, ответственный, но наиболее важный атрибут развития образовательного учреждения. Путь к эффективному управлению профильным обучением связан с мотивацией обучаемых. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно приступать к разработке действенной системы методов и форм управления целостным педагогическим процессом. Человек в образовательном пространстве проявляет себя не только как ис-
полнитель определённой работы или определённой функции, но выражает ту или иную степень заинтересованности в том, как организована его работа, в каких условиях она протекает, как его работа сказывается на деятельности организации.
Личностно ориентированное управление профильным обучением характеризуется следующими особенностями:
- во-первых, участники процесса обучения получают право самостоятельно принимать решения по поводу того, как им осуществлять свою деятельность. Самостоятельность проявляется даже в таких видах деятельности, как планирование индивидуального образовательного маршрута ученика, выбор образовательной технологии;
© А.К. Павлов, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
321
- во-вторых, члены школьного коллектива участвуют в принятии решений по поводу выполняемых ими обязанностей. В этом случае руководитель обсуждает в коллективе «правила игры», советуется с коллегами по вопросам делегирования им конкретных полномочий, способам и срокам выполнения поставленных перед ними задач. Члены педагогического коллектива привлекаются к постановке управленческих целей, выбору технологий обсуждения и оценки результатов деятельности руководителя;
- в-третьих, личностно ориентированное управление предполагает оптимальное использование самоанализа, самооценки, самоконтроля участниками педагогической деятельности;
- в-четвёртых, члены школьного коллектива имеют широкие возможности в проявлении инициативы, свободы творчества в осуществлении инновационной деятельности как в сфере своей собственной работы, так и развития школы в целом;
- в-пятых, возможным направлением осуществления личностно ориентированного управления является предоставление участникам педагогического процесса права на формирование рабочих групп из тех членов коллектива, с которыми им хотелось бы работать вместе. В этом случае могут возникать новые подсистемы («малые группы»), в которые объединяются люди с единством общественных (деловых, служебных, деятельностных) и личных (психологических, эмоциональных, межличностных) связей и отношений [5, с. 27-28].
В личностно ориентированном управлении безусловный приоритет приобретает человек как ценность. В этом заключается суть новой парадигмы внутришкольного мотивационного управления.
Рассмотрение профильного обучения с позиций синергетического подхода позволяет воспринимать его как самоуправляемую целостность в следующих ракурсах:
- во-первых, профильное обучение в школе -открытая система, его взаимодействие с другими системами может быть организовано по типу диалога, сотрудничества. Такое сотрудничество профильных классов с другими окружающими системами, безусловно, во многом определяется стилем деятельности управляющих подсистем;
- во-вторых, важными особенностями профильного обучения как объекта управления являются его динамичность, гибкость и сложность. Старшая школа непрерывно адаптируется к слож-
ной цепи изменяющихся внешних и внутренних условий;
- в-третьих, самоуправляемое развитие профильного обучения в школе характеризуется неопределённостью - взаимодействие компонентов школьной системы детерминировано лишь частично;
- в-четвёртых, профильному обучению характерна автономность его жизнедеятельности. Однако «границы» отнюдь не для того, чтобы отмежеваться от внешнего мира. Свою автономию профильное обучение призвано направить для создания и сохранения индивидуального своеобразия, которое определяется прежде всего контингентом учащихся, педагогическими и управленческими кадрами, инфраструктурой, финансами, материально-техническими ресурсами, информационным, программно-методическим, психологическим, медицинским, валеологичес-ким обеспечением [6, с. 29-30].
Главный результат жизнедеятельности профильных классов - их выпускники. Результат лич-ностно ориентированного профильного обучения выражается, прежде всего, в развитии человека в человеке, в «запуске» механизмов саморазвития, адаптации, саморегурегуляции, самоопределения, самозащиты, самовоспитания, самовыражения, самореализации и др., необходимых для становления самобытной личности, её достойной жизни, для диалогичного и безопасного общения с людьми, взаимодействия с природой, культурой, цивилизацией. При этом значение знаниевого, практического, поведенческого, информационного компонентов в результатах общего образования не принижается, так как они выполняют инструментальный характер по отношению к главной ценности - культурному, личностно-смысловому развитию личности выпускника.
Изменение ценностей неизменно ведёт к переосмыслению как основных педагогических процессов в профильных школах (профильных классах), обеспечивающих их реализацию, так и к пересмотру традиционной парадигмы управления профильным обучением. В личностно ориентированном профильном обучении основными педагогическими процессами становятся: 1) образование личностных смыслов учения и жизни; 2) развивающее профессионально ориентированное обучение; 3) педагогическая поддержка развития индивидуальности старшеклассника; 4) воспитание как забота о духовно нрав-
ственном развитии личности [8, с. 11-12]. Названные процессы характеризуют ценностное отношение к ученику как субъекту жизни и требуют соответствующего содержательного наполнения, методического оснащения.
Успех профильного обучения невозможен без учёта образовательных потребностей, ожиданий, запросов, ценностных ориентаций, имеющихся в социуме вообще и в ближайшем, наиболее значимом для конкретной школы, окружении. Задача управляющей системы профильного обучения - обеспечить прогнозирование содержания и уровня потребностей общества в образовании, трансформировать их в конкретную деятельность. В то же время современная школа получила достаточную самостоятельность в выборе собственных целевых ориентиров, функций, которые определяются с учётом потребностей учащихся, учителей, руководителей, родителей. Внутренние потребности профильной школы и отдельных профильных классов складываются из множества «Я-потребностей» (т.е. потребностей учащихся, педагогов, администрации школы, родителей учеников и других «Я» в личностном становлении, саморазвитии, самоопределении, самовыражении и самореализации).
Система управления зависима от социокультурных особенностей, детерминирована менталитетом, поведением людей, особенностями культуры определённого этапа общественного развития. Развитие личностного и творческого потенциала школы зависит от её уклада, ориентиров, традиций культуры жизнедеятельности. Школьная культура - это уникальная, неповторимая, сугубо индивидуальная, очень часто неосознаваемая система норм, обычаев, традиций, стилей поведения, которые бытуют в данной школе. Личностно ориентированное управление профильным обучением направлено на формирование культуры жизнедеятельности учащихся, основу которой составляют ценности, выступающие в качестве относительно устойчивых ориентиров, устремлений, идеалов участников процесса обучения. Руководитель призван организовать коллективную работу по построению иерархии ценностей, которые необходимо культивировать в профильной школе. С этой целью можно выявить уровни ценностей.
Первый уровень ценностей. На этом уровне могут выступать: экологические ценности, раскрывающие значение и смысл взаимодействия
школы и окружающей природной среды; общественные ценности, характеризующие взаимодействия общества в целом, отдельных его институтов и школы; экономические ценности, определяющие материально-финансовое положение школы; образовательные ценности, раскрывающие смысл взаимодействия школы с непосредственной образовательной средой; ценности локального сообщества, раскрывающие смысл взаимодействия школы и конкретной социально-профессиональной группы, на которую она ориентируется, обеспечивая для неё процессы производства и воспроизводства кадров.
Второй уровень ценностей может определяться взаимодействием компонентов школы; в нашем случае это взаимодействие как различных групп из числа участников процесса обучения (учащихся, учителей, руководителей, родителей и др.), так и субъектов школы, имеющих одинаковый статус, деятельность которых направлена на достижение конкретных целей. К числу ценностных ориентаций второго уровня можно отнести так называемые «инструментальные ценности»: этические (честность, ответственность); ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость, терпимость); индивидуалистические (запросы, независимость, воля); конформистские (исполнительность, самоконтроль, ответственность); альтруистические (чуткость, жизнерадостность, воспитанность, терпимость); ценности самоутверждения (независимость, запросы, нетерпимость к собственным недостаткам, воля); принятие других (широта взглядов, чуткость, терпимость); интеллектуальные (образованность, рационализм, самоконтроль); непосредственно-эмоциональные мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость); коммуникативные ценности (совокупность представлений, принципов, правил), характеризующих коммуникативные процессы внутри школы.
Третий уровень ценностей определяется взаимодействием личности и школы. Личностные ценности - это сложное социально-психологическое образование, в котором сливаются целевые и мотивационные направленности личности. Система ценностных ориентаций представляет собой аксиологическое «Я», данная личности не как система знаний, а как система когнитивных образований, сопряжённых с эмоционально-волевыми компонентами, и принимаемая личностью в качестве собственного внутреннего ориентира,
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
323
побуждающего и направляющего её деятельность. Личностные ценности отражают то, как личность воспринимает школу и профильное обучение, какую роль оно играет в его жизни и какой смысл личность вкладывает в своё взаимодействие с образовательным учреждением [5, с. 35-36].
Условия жизнедеятельности профильной школы (профильных классов) включают в себя:
1. Организационно-педагогические (уровень организованности, порядка, дисциплины в школе).
2. Психологические (морально-психологический климат в коллективе).
3. Материальные (материально-техническая база обучения, развития, воспитания, управления).
4. Социально-бытовые (уровень социальной защищённости учителей и учащихся).
5. Санитарно-гигиенические.
6. Эстетические.
7. Пространственные.
8. Временные (ритм жизни школы, темпы её жизнедеятельности, объём нагрузок в работе).
Согласно личностно ориентированной концепции образования, жизнедеятельность профильной школы должна протекать в такой среде, в которой обеспечиваются психологический комфорт, духовно-нравственное благополучие и достижение успеха [6, с. 36-37].
Практика построения и реализации личност-но ориентированного профильного обучения, представленная в опыте работы образовательных учреждений, возглавляемых А.А. Захаренко, В.А. Караковским, В.С. Петренко, В.А. Кирилловой, Е.А. Ямбургом и др., свидетельствует о его социальной востребованности и эффективности.
Под нашим руководством проводится опытно-экспериментальная работа по изучению организации и развития личностно ориентированного управления профильным обучением в общеобразовательной школе, результаты которой будут изложены в последующих публикациях.
Библиографический список
1. Афанасьева Т.П., НемоваН.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Кн. 1-2. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 102 с.
2. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980. - 196 с.
3. Пинский А.А. Комментарий к концепции профильного обучения // Вестник образования. -2002. - №>12. - С. 38-46.
4. Писарева С.А. Проектирование образовательной среды профильного обучения: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.
5. ПодчалимоваГ.Н., ИльинаИ.В., Белова С.Н., Сабынина О.И. Личностно ориентированное управление профильным обучением: Учебное пособие. - Курск, 2005. - 150 с.
6. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода. -М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. - 160 с.
7. Хуторской А. Ф. Личностно ориентированная направленность модернизации образования в российской школе // Ученик в обновляющейся школе. -М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. - С. 12-30.
8. Чистякова С.Н. О принципах профильного обучения и проблемах их реализации // Профильное обучение в условиях школьного образования. - М.: ВЛАДОС, 2003. - С. 10-14.