УДК 35
Агишева Е.С.
студент магистратуры «Государственное и муниципальное управление» Оренбургский государственный университет (г. Оренбург, Россия)
УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ИЯМ
Аннотация: автор анализирует различные аспекты управления профессиональным развитием педагогов, включая участие в семинарах, тренингах, конференциях. В статье описывая модель управления профессиональным развитием педагога, отмечается важность стратегического планирования, оценки потребностей и разработки программ обучения учителей. Также предлагается система профессионального развития педагога.
Ключевые слова: человеческие ресурсы, профессиональный рост, образовательное учреждение, профессиональное развитие, педагог.
Управление человеческими ресурсами в системе образования играет важную роль в образовании. Развитие и обучение персонала является неотъемлемым элементом управления человеческими ресурсами в образовании. Регулярное повышение квалификации, участие в семинарах, тренингах, конференциях и других формах обучения позволяют педагогам обновлять и расширять свои знания, осваивать новые методы работы. Важным аспектом этого направления является также развитие управленческих навыков у руководителей образовательных учреждений, что способствует улучшению управления образовательным учреждением в целом.
Управление карьерным ростом и развитием сотрудников включает в себя планирование карьерных траекторий, предоставление возможностей для профессионального роста и продвижения по службе, а также создание условий
для самореализации учителей. Важно, чтобы учителя видели перспективы своего развития. Это способствует мотивации к осуществлению своей профессиональной деятельности и снижению текучести кадров.
Развитие профессиональных навыков педагогов представляет собой структурированный процесс, где все элементы взаимосвязаны, обеспечивая объективность в принятии управленческих решений и повышая их эффективность. Этот процесс включает в себя оценку потребностей в обучении, планирование образовательных программ, оценку результатов и обратную связь, что способствует повышению профессионального уровня педагогического персонала и общего качества образования [6, с. 45].
Методы управления профессиональным развитием педагогов разделяются на несколько типов. Административные методы играют ключевую роль в организации процесса обучения и развития педагогов. Они включают в себя не только определение содержания программ развития, но и отлаженную организацию персонала, четкое распределение обязанностей и строгое соблюдение прав и норм, регулирующих трудовые отношения. Психолого-педагогические методы направлены на психологическую поддержку учителей, создание благоприятной атмосферы в образовательном учреждении. Они включают использование проведение тренингов, способствующих профессиональному росту педагогов, а также создание атмосферы взаимного доверия и уважения, что существенно влияет на мотивацию и эффективность учителя. Экономические методы включают в себя материальное стимулирование, такое как премии за достижения в образовательной деятельности, возможности для профессионального роста, связанные с финансовыми поощрениями, и другие формы вознаграждения, которые способствуют повышению мотивации педагогов. Еще один метод профессионального развития педагогов включает индивидуальную или групповую работу с психологом. Такой подход позволяет обсуждать сложные профессиональные вопросы, получать консультации по улучшению педагогической деятельности и разработке индивидуальной стратегии
саморазвития. Это важно для адаптации педагогического процесса к изменяющимся образовательным требованиям и потребностям учащихся [1, с. 51].
Управление развитием педагогического персонала в образовательных учреждениях представляет собой комплексный процесс, охватывающий разнообразные стратегии и методы для повышения профессионального уровня преподавателей и обеспечения качественного образования. Образовательные учреждения разрабатывают и внедряют меры в соответствии с современными образовательными стандартами и требованиями: организация системы курсов повышения квалификации, активное применение методов тьюторства и наставничества, работа методических объединений, подготовка кадров для замещения высших должностей, планирование профессионального роста, обучение в профессиональной и социально-психологической сферах, участие в проектных группах, разработках новшеств и профессиональных конкурсах [4, с.
3].
Активное использование тьюторства и наставничества способствует передаче опыта и знаний более опытных педагогов новым сотрудникам, что помогает их интеграции в образовательное сообщество и повышению профессиональной компетентности. Создание и поддержка методических объединений позволяет педагогам обмениваться опытом, разрабатывать новые методики обучения и находить решения для повышения эффективности образовательного процесса. Профессиональное и социально-психологическое обучение проводится с целью развития мягких навыков «soft skills», управления стрессом, работы в коллективе и взаимодействия с законными представителями обучающихся. Участие в проектных группах, инновационных разработках и профессиональных конкурсах способствует профессиональному росту и самореализации педагогов, а также способствует внедрению новых образовательных подходов и технологий [5, с. 73].
Профессиональное развитие в образовательной организации включает два взаимодополняющих направления: самообразование педагогов и
систематическое развитие профессиональных компетенций через организованные программы дополнительного профессионального образования. Самообразование педагогов охватывает личные инициативы и действия, направленные на повышение квалификации и расширение знаний. Сюда можно отнести чтение профессиональной литературы, участие в вебинарах и онлайн-курсах, посещение конференций и семинаров, а также обмен опытом с коллегами.
Организованное планомерное развитие профессиональных компетенций, в свою очередь, реализуется через системы дополнительного профессионального образования, которые включают разнообразные курсы повышения квалификации, переподготовку и специализированные тренинги. Эти программы разработаны с учетом актуальных образовательных стандартов и требований, а также индивидуальных потребностей педагогов и целей образовательной организации. Важным аспектом является использование современных образовательных технологий и методик, таких как дистанционное обучение, интерактивные и проектные методы, что позволяет сделать процесс обучения более гибким и доступным [5, с. 73].
Образовательные организации могут проводить регулярные внутренние тренинги и мастер-классы, организовывать методические объединения и рабочие группы для совместного решения профессиональных задач. Также важную роль играет наставничество, где более опытные педагоги помогают молодым специалистам адаптироваться и развиваться в профессиональной среде. Формирование кадрового резерва для замещения руководящих должностей также входит в программу профессионального развития, обеспечивая преемственность и устойчивое развитие учреждения.
Модель управления профессиональным развитием педагога представляет собой структурированный и системный подход к обеспечению непрерывного профессионального роста учителей. Первый компонент модели -стратегическое планирование профессионального развития. Сюда входит анализ текущих потребностей педагогов и образовательного учреждения,
определение долгосрочных и краткосрочных целей профессионального роста, а также разработку стратегий и планов по их достижению. Планирование должно быть основано на тщательном анализе, включающем данные о квалификации педагогов, их профессиональных интересах и потребностях, а также об изменениях, происходящих в системе образования и требованиях со стороны общества. Важно также учитывать такие факторы, как законодательные изменения, инновации в образовании и намечающиеся тенденции на рынке труда [3, с. 79].
Второй компонент - оценка потребностей в профессиональном развитии. Оценка может проводиться с использованием различных методов, таких как опросы, анкетирование, тестирование, беседа с педагогами, анализ результатов их работы и обратная связь от коллег и обучающихся. Оценка должна включать не только анализ текущих потребностей, но и прогнозирование будущих. Результаты оценки служат основой для разработки индивидуальных планов профессионального развития и программ обучения, направленных на устранение выявленных пробелов и удовлетворение потребностей педагогов [3, с. 80].
Третий компонент является непосредственно разработка и реализация программ обучения и повышения квалификации преподавательского состава. Эти программы должны быть разнообразными по форме и содержанию, чтобы удовлетворять потребности различных категорий педагогов. Важно учитывать разные уровни подготовки и опыта учителей, предлагая как базовые курсы для начинающих, так и углубленные программы для опытных специалистов. Форматы обучения могут включать курсы повышения квалификации, семинары, тренинги, мастер-классы, вебинары, стажировки и т.д. Особое внимание следует уделять практическим аспектам обучения, предоставляя педагогам возможность применять новые знания и навыки в реальной образовательной практике. Программы должны быть направлены на развитие не только компетенций в рамках преподаваемого предмета, но и методических, коммуникативных, управленческих, информационных навыков [3, с. 80].
Значимым ресурсом в плане совершенствования компетенций педагогических и руководящих работников в образовательных организациях становится региональная система научно-методического сопровождения профессионального развития кадров. Региональная система научно-методического сопровождения профессионального развития кадров является важным ресурсом для повышения компетенций педагогических и руководящих работников в образовательных организациях. В структуру этой системы должны входить субъекты научно-методической деятельности всех уровней: регионального, муниципального и уровня образовательной организации, которые взаимодействуют между собой. На каждом уровне решаются как организационные, так и научно-методические задачи, а также определяются приоритетные направления деятельности [6, с. 47].
Так в Оренбурге научно-методическим сопровождением активно занимается «Импульс-центр», основная задача которого привлечь молодых и опытных специалистов в решении новых образовательных задач, развития методической базы преподавателей. Центр проводит конкурсы для учителей, семинары и тренинги, способствующие развитию педагогического состава.
Научно-методическое сопровождение представляет собой систематическую поддержку, включающую различные формы обучения, консультаций и методической помощи, направленные на развитие профессиональных навыков и знаний педагогов. Основные аспекты научно-методического сопровождения:
- консультативная поддержка, когда педагоги получают регулярные консультации от методистов и экспертов,
- профессиональные семинары и тренинги,
- методические объединения, в рамках которых учителя могут обмениваться опытом, обсуждать актуальные проблемы и совместно разрабатывать новые подходы к обучению,
- проведение научных исследований.
Также в последнее время стоит особенно обратить внимание на развитие навыков ИКТ преподавателей, поскольку образование переживает эпоху цифровизации, много работы приходится выполнять в режиме онлайн [2, с. 96]. Среди основных направлений развития ИКТ-навыков педагога можно обозначить:
1. Освоение базовых цифровых инструментов: учителя должны уметь пользоваться основными программами для создания и редактирования текстов, таблиц, презентаций, а также иметь навыки работы с электронной почтой и интернет-ресурсами. Важно владеть навыками работы с образовательными платформами и системами управления обучением.
2. Использование интерактивных технологий: знание и применение интерактивных досок, планшетов, проекторов и других мультимедийных устройств, а также создание интерактивных учебных материалов.
3. Разработка и внедрение цифровых образовательных ресурсов: умение создавать и использовать цифровые учебные материалы, такие как видеоуроки, подкасты, интерактивные задания и онлайн-тесты.
4. Применение онлайн-платформ для обучения: владение методами дистанционного обучения, умение организовывать и проводить вебинары, онлайн-уроки и консультации, использовать платформы для совместной работы, таких как Google Classroom, Microsoft Teams и других.
5 Обучение основам кибербезопасности: обучение правилам безопасности в интернете, защите персональных данных и информационной безопасности.
Разработка системы профессионального развития педагога должна быть основана на системном и комплексном подходе, учитывающем индивидуальные потребности и цели педагогов, а также стратегические задачи образовательной организации. Мы предлагаем следующую примерную систему профессионального развития педагога:
1. Этап оценки и анализа образовательных потребностей учителя.
Цель: определить текущий уровень компетенций педагогов и выявить области, требующие развития.
Методы:
- проведение самооценки педагогами,
- оценка компетенций со стороны руководства и коллег,
- анкетирование,
- анализ результатов работы и успеваемости обучающихся.
2. Этап индивидуального планирования профессионального развития учителя.
Цель: создать персонализированные планы развития для каждого педагога.
Методы:
- составление индивидуальных планов профессионального развития,
- установление конкретных целей и задач профессионального развития,
- корректировка плана.
3. Этап непосредственного обучения и повышения квалификации.
Цель: обеспечить педагогам доступ к современным образовательным
ресурсам и методикам.
Методы:
- курсы повышения квалификации и переподготовки,
- семинары, тренинги, мастер-классы,
- участие в профессиональных конференциях и форумах,
- онлайн-курсы и вебинары.
4. Этап научно-методическое сопровождение. Данный этап реализуется не отдельно, а параллельно с непосредственным обучением учителя, а также при создании индивидуального плана.
Цель: поддержать педагогов в изучении и усвоении новых методов, передовых образовательных технологий и их внедрение в практическую деятельность.
Методы:
- консультации и наставничество,
- организация методических объединений и групп,
- разработка и распространение методических материалов,
5. Внедрение в профессиональную жизнь учителя информационные технологии.
Цель: повысить уровень владения информационно-коммуникационными технологиями и инновационными педагогическими методиками.
Методы:
- обучение использованию ИКТ в образовательном процессе,
- внедрение цифровых образовательных ресурсов.
Таким образом, управление профессиональным развитием педагога, являясь важной составляющей ИЯМ (управления человеческими ресурсами). Управление профессиональным развитием педагога сказывается на уровне и качестве образования. Комплексный подход к развитию педагогического персонала включает в себя планирование, оценку образовательных потребностей и запросов учителей, разработку индивидуальных планов профессионального роста, а также обеспечение доступности и эффективности образовательных программ и ресурсов. Управление профессиональным развитием педагога - это непрерывный процесс, требующий от руководителя образовательного учреждения постоянно следить за изменениями, происходящими в системе образования нашей страны. Поэтому исследовательское поле данной тематики имеет перспективы и будет оставаться всегда актуальной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бекишев, Н.М. Управление развитием профессиональной компетенции педагогов [Текст] / Н.М. Бекишев // Вестник магистратуры. - 2021. - № 4-3(115). - С. 51-52;
2. Бороненко, Т.А. Формирование ИКТ-компетентности научно-педагогических кадров в трехуровневой системе высшего образования [Текст] / Т.А. Бороненко, В.С. Федотова // Образование и наука. - 201б. - № 1(130). - С. 95-108;
3. Гусарова, Е.Н. Модель управления профессиональным развитием педагогического персонала в образовательных учреждениях [Текст] / Е.Н. Гусарова // Педагогическая перспектива. - 2023. - № 2. - С. 79-8б;
4. Карамнова, Н.В. Совершенствование кадровой политики образовательного учреждения [Текст] / Н.В. Карамнова, В.В. Комбаров // Наука и Образование. - 2022. - Т. 5, № 3. - С. 3-9;
5. Лебедева, Н.В. Управление развитием профессиональной компетентности педагога профильной школы [Текст] / Н.В. Лебедева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. -2013. - № 28. - С. 72-7б;
6. Масалова, Ю.А. Качество человеческих ресурсов как объект управления в системе высшего образования [Текст] / Ю. А. Масалова // Юрист ВУЗа. - 2018. - № 1-2. - С. 45-54
Agisheva E.S.
Orenburg State University (Orenburg, Russia)
PROFESSIONAL MANAGEMENT DEVELOPMENT OF TEACHER AS ONE OF COMPONENTS OF HRM
Abstract: the author analyzes various aspects of managing the professional development of teachers, including participation in seminars, trainings, and conferences. Describing a model for managing teacher professional development, the article notes the importance of strategic planning, needs assessment and development of teacher training programs. A system of teacher professional development is also proposed.
Keywords: human resource, HRM, professional growth, educational institution, teacher, professional development.