Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ HRM'

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ HRM Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
человеческие ресурсы / профессиональный рост / образовательное учреждение / профессиональное развитие / педагог / human resource / HRM / professional growth / educational institution / teacher / professional development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агишева Е. С.

Автор анализирует различные аспекты управления профессиональным развитием педагогов, включая участие в семинарах, тренингах, конференциях. В статье описывая модель управления профессиональным развитием педагога, отмечается важность стратегического планирования, оценки потребностей и разработки программ обучения учителей. Также предлагается система профессионального развития педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агишева Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL MANAGEMENT DEVELOPMENT OF TEACHER AS ONE OF COMPONENTS OF HRM

The author analyzes various aspects of managing the professional development of teachers, including participation in seminars, trainings, and conferences. Describing a model for managing teacher professional development, the article notes the importance of strategic planning, needs assessment and development of teacher training programs. A system of teacher professional development is also proposed.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ HRM»

УДК 35

Агишева Е.С.

студент магистратуры «Государственное и муниципальное управление» Оренбургский государственный университет (г. Оренбург, Россия)

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ИЯМ

Аннотация: автор анализирует различные аспекты управления профессиональным развитием педагогов, включая участие в семинарах, тренингах, конференциях. В статье описывая модель управления профессиональным развитием педагога, отмечается важность стратегического планирования, оценки потребностей и разработки программ обучения учителей. Также предлагается система профессионального развития педагога.

Ключевые слова: человеческие ресурсы, профессиональный рост, образовательное учреждение, профессиональное развитие, педагог.

Управление человеческими ресурсами в системе образования играет важную роль в образовании. Развитие и обучение персонала является неотъемлемым элементом управления человеческими ресурсами в образовании. Регулярное повышение квалификации, участие в семинарах, тренингах, конференциях и других формах обучения позволяют педагогам обновлять и расширять свои знания, осваивать новые методы работы. Важным аспектом этого направления является также развитие управленческих навыков у руководителей образовательных учреждений, что способствует улучшению управления образовательным учреждением в целом.

Управление карьерным ростом и развитием сотрудников включает в себя планирование карьерных траекторий, предоставление возможностей для профессионального роста и продвижения по службе, а также создание условий

для самореализации учителей. Важно, чтобы учителя видели перспективы своего развития. Это способствует мотивации к осуществлению своей профессиональной деятельности и снижению текучести кадров.

Развитие профессиональных навыков педагогов представляет собой структурированный процесс, где все элементы взаимосвязаны, обеспечивая объективность в принятии управленческих решений и повышая их эффективность. Этот процесс включает в себя оценку потребностей в обучении, планирование образовательных программ, оценку результатов и обратную связь, что способствует повышению профессионального уровня педагогического персонала и общего качества образования [6, с. 45].

Методы управления профессиональным развитием педагогов разделяются на несколько типов. Административные методы играют ключевую роль в организации процесса обучения и развития педагогов. Они включают в себя не только определение содержания программ развития, но и отлаженную организацию персонала, четкое распределение обязанностей и строгое соблюдение прав и норм, регулирующих трудовые отношения. Психолого-педагогические методы направлены на психологическую поддержку учителей, создание благоприятной атмосферы в образовательном учреждении. Они включают использование проведение тренингов, способствующих профессиональному росту педагогов, а также создание атмосферы взаимного доверия и уважения, что существенно влияет на мотивацию и эффективность учителя. Экономические методы включают в себя материальное стимулирование, такое как премии за достижения в образовательной деятельности, возможности для профессионального роста, связанные с финансовыми поощрениями, и другие формы вознаграждения, которые способствуют повышению мотивации педагогов. Еще один метод профессионального развития педагогов включает индивидуальную или групповую работу с психологом. Такой подход позволяет обсуждать сложные профессиональные вопросы, получать консультации по улучшению педагогической деятельности и разработке индивидуальной стратегии

саморазвития. Это важно для адаптации педагогического процесса к изменяющимся образовательным требованиям и потребностям учащихся [1, с. 51].

Управление развитием педагогического персонала в образовательных учреждениях представляет собой комплексный процесс, охватывающий разнообразные стратегии и методы для повышения профессионального уровня преподавателей и обеспечения качественного образования. Образовательные учреждения разрабатывают и внедряют меры в соответствии с современными образовательными стандартами и требованиями: организация системы курсов повышения квалификации, активное применение методов тьюторства и наставничества, работа методических объединений, подготовка кадров для замещения высших должностей, планирование профессионального роста, обучение в профессиональной и социально-психологической сферах, участие в проектных группах, разработках новшеств и профессиональных конкурсах [4, с.

3].

Активное использование тьюторства и наставничества способствует передаче опыта и знаний более опытных педагогов новым сотрудникам, что помогает их интеграции в образовательное сообщество и повышению профессиональной компетентности. Создание и поддержка методических объединений позволяет педагогам обмениваться опытом, разрабатывать новые методики обучения и находить решения для повышения эффективности образовательного процесса. Профессиональное и социально-психологическое обучение проводится с целью развития мягких навыков «soft skills», управления стрессом, работы в коллективе и взаимодействия с законными представителями обучающихся. Участие в проектных группах, инновационных разработках и профессиональных конкурсах способствует профессиональному росту и самореализации педагогов, а также способствует внедрению новых образовательных подходов и технологий [5, с. 73].

Профессиональное развитие в образовательной организации включает два взаимодополняющих направления: самообразование педагогов и

систематическое развитие профессиональных компетенций через организованные программы дополнительного профессионального образования. Самообразование педагогов охватывает личные инициативы и действия, направленные на повышение квалификации и расширение знаний. Сюда можно отнести чтение профессиональной литературы, участие в вебинарах и онлайн-курсах, посещение конференций и семинаров, а также обмен опытом с коллегами.

Организованное планомерное развитие профессиональных компетенций, в свою очередь, реализуется через системы дополнительного профессионального образования, которые включают разнообразные курсы повышения квалификации, переподготовку и специализированные тренинги. Эти программы разработаны с учетом актуальных образовательных стандартов и требований, а также индивидуальных потребностей педагогов и целей образовательной организации. Важным аспектом является использование современных образовательных технологий и методик, таких как дистанционное обучение, интерактивные и проектные методы, что позволяет сделать процесс обучения более гибким и доступным [5, с. 73].

Образовательные организации могут проводить регулярные внутренние тренинги и мастер-классы, организовывать методические объединения и рабочие группы для совместного решения профессиональных задач. Также важную роль играет наставничество, где более опытные педагоги помогают молодым специалистам адаптироваться и развиваться в профессиональной среде. Формирование кадрового резерва для замещения руководящих должностей также входит в программу профессионального развития, обеспечивая преемственность и устойчивое развитие учреждения.

Модель управления профессиональным развитием педагога представляет собой структурированный и системный подход к обеспечению непрерывного профессионального роста учителей. Первый компонент модели -стратегическое планирование профессионального развития. Сюда входит анализ текущих потребностей педагогов и образовательного учреждения,

определение долгосрочных и краткосрочных целей профессионального роста, а также разработку стратегий и планов по их достижению. Планирование должно быть основано на тщательном анализе, включающем данные о квалификации педагогов, их профессиональных интересах и потребностях, а также об изменениях, происходящих в системе образования и требованиях со стороны общества. Важно также учитывать такие факторы, как законодательные изменения, инновации в образовании и намечающиеся тенденции на рынке труда [3, с. 79].

Второй компонент - оценка потребностей в профессиональном развитии. Оценка может проводиться с использованием различных методов, таких как опросы, анкетирование, тестирование, беседа с педагогами, анализ результатов их работы и обратная связь от коллег и обучающихся. Оценка должна включать не только анализ текущих потребностей, но и прогнозирование будущих. Результаты оценки служат основой для разработки индивидуальных планов профессионального развития и программ обучения, направленных на устранение выявленных пробелов и удовлетворение потребностей педагогов [3, с. 80].

Третий компонент является непосредственно разработка и реализация программ обучения и повышения квалификации преподавательского состава. Эти программы должны быть разнообразными по форме и содержанию, чтобы удовлетворять потребности различных категорий педагогов. Важно учитывать разные уровни подготовки и опыта учителей, предлагая как базовые курсы для начинающих, так и углубленные программы для опытных специалистов. Форматы обучения могут включать курсы повышения квалификации, семинары, тренинги, мастер-классы, вебинары, стажировки и т.д. Особое внимание следует уделять практическим аспектам обучения, предоставляя педагогам возможность применять новые знания и навыки в реальной образовательной практике. Программы должны быть направлены на развитие не только компетенций в рамках преподаваемого предмета, но и методических, коммуникативных, управленческих, информационных навыков [3, с. 80].

Значимым ресурсом в плане совершенствования компетенций педагогических и руководящих работников в образовательных организациях становится региональная система научно-методического сопровождения профессионального развития кадров. Региональная система научно-методического сопровождения профессионального развития кадров является важным ресурсом для повышения компетенций педагогических и руководящих работников в образовательных организациях. В структуру этой системы должны входить субъекты научно-методической деятельности всех уровней: регионального, муниципального и уровня образовательной организации, которые взаимодействуют между собой. На каждом уровне решаются как организационные, так и научно-методические задачи, а также определяются приоритетные направления деятельности [6, с. 47].

Так в Оренбурге научно-методическим сопровождением активно занимается «Импульс-центр», основная задача которого привлечь молодых и опытных специалистов в решении новых образовательных задач, развития методической базы преподавателей. Центр проводит конкурсы для учителей, семинары и тренинги, способствующие развитию педагогического состава.

Научно-методическое сопровождение представляет собой систематическую поддержку, включающую различные формы обучения, консультаций и методической помощи, направленные на развитие профессиональных навыков и знаний педагогов. Основные аспекты научно-методического сопровождения:

- консультативная поддержка, когда педагоги получают регулярные консультации от методистов и экспертов,

- профессиональные семинары и тренинги,

- методические объединения, в рамках которых учителя могут обмениваться опытом, обсуждать актуальные проблемы и совместно разрабатывать новые подходы к обучению,

- проведение научных исследований.

Также в последнее время стоит особенно обратить внимание на развитие навыков ИКТ преподавателей, поскольку образование переживает эпоху цифровизации, много работы приходится выполнять в режиме онлайн [2, с. 96]. Среди основных направлений развития ИКТ-навыков педагога можно обозначить:

1. Освоение базовых цифровых инструментов: учителя должны уметь пользоваться основными программами для создания и редактирования текстов, таблиц, презентаций, а также иметь навыки работы с электронной почтой и интернет-ресурсами. Важно владеть навыками работы с образовательными платформами и системами управления обучением.

2. Использование интерактивных технологий: знание и применение интерактивных досок, планшетов, проекторов и других мультимедийных устройств, а также создание интерактивных учебных материалов.

3. Разработка и внедрение цифровых образовательных ресурсов: умение создавать и использовать цифровые учебные материалы, такие как видеоуроки, подкасты, интерактивные задания и онлайн-тесты.

4. Применение онлайн-платформ для обучения: владение методами дистанционного обучения, умение организовывать и проводить вебинары, онлайн-уроки и консультации, использовать платформы для совместной работы, таких как Google Classroom, Microsoft Teams и других.

5 Обучение основам кибербезопасности: обучение правилам безопасности в интернете, защите персональных данных и информационной безопасности.

Разработка системы профессионального развития педагога должна быть основана на системном и комплексном подходе, учитывающем индивидуальные потребности и цели педагогов, а также стратегические задачи образовательной организации. Мы предлагаем следующую примерную систему профессионального развития педагога:

1. Этап оценки и анализа образовательных потребностей учителя.

Цель: определить текущий уровень компетенций педагогов и выявить области, требующие развития.

Методы:

- проведение самооценки педагогами,

- оценка компетенций со стороны руководства и коллег,

- анкетирование,

- анализ результатов работы и успеваемости обучающихся.

2. Этап индивидуального планирования профессионального развития учителя.

Цель: создать персонализированные планы развития для каждого педагога.

Методы:

- составление индивидуальных планов профессионального развития,

- установление конкретных целей и задач профессионального развития,

- корректировка плана.

3. Этап непосредственного обучения и повышения квалификации.

Цель: обеспечить педагогам доступ к современным образовательным

ресурсам и методикам.

Методы:

- курсы повышения квалификации и переподготовки,

- семинары, тренинги, мастер-классы,

- участие в профессиональных конференциях и форумах,

- онлайн-курсы и вебинары.

4. Этап научно-методическое сопровождение. Данный этап реализуется не отдельно, а параллельно с непосредственным обучением учителя, а также при создании индивидуального плана.

Цель: поддержать педагогов в изучении и усвоении новых методов, передовых образовательных технологий и их внедрение в практическую деятельность.

Методы:

- консультации и наставничество,

- организация методических объединений и групп,

- разработка и распространение методических материалов,

5. Внедрение в профессиональную жизнь учителя информационные технологии.

Цель: повысить уровень владения информационно-коммуникационными технологиями и инновационными педагогическими методиками.

Методы:

- обучение использованию ИКТ в образовательном процессе,

- внедрение цифровых образовательных ресурсов.

Таким образом, управление профессиональным развитием педагога, являясь важной составляющей ИЯМ (управления человеческими ресурсами). Управление профессиональным развитием педагога сказывается на уровне и качестве образования. Комплексный подход к развитию педагогического персонала включает в себя планирование, оценку образовательных потребностей и запросов учителей, разработку индивидуальных планов профессионального роста, а также обеспечение доступности и эффективности образовательных программ и ресурсов. Управление профессиональным развитием педагога - это непрерывный процесс, требующий от руководителя образовательного учреждения постоянно следить за изменениями, происходящими в системе образования нашей страны. Поэтому исследовательское поле данной тематики имеет перспективы и будет оставаться всегда актуальной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бекишев, Н.М. Управление развитием профессиональной компетенции педагогов [Текст] / Н.М. Бекишев // Вестник магистратуры. - 2021. - № 4-3(115). - С. 51-52;

2. Бороненко, Т.А. Формирование ИКТ-компетентности научно-педагогических кадров в трехуровневой системе высшего образования [Текст] / Т.А. Бороненко, В.С. Федотова // Образование и наука. - 201б. - № 1(130). - С. 95-108;

3. Гусарова, Е.Н. Модель управления профессиональным развитием педагогического персонала в образовательных учреждениях [Текст] / Е.Н. Гусарова // Педагогическая перспектива. - 2023. - № 2. - С. 79-8б;

4. Карамнова, Н.В. Совершенствование кадровой политики образовательного учреждения [Текст] / Н.В. Карамнова, В.В. Комбаров // Наука и Образование. - 2022. - Т. 5, № 3. - С. 3-9;

5. Лебедева, Н.В. Управление развитием профессиональной компетентности педагога профильной школы [Текст] / Н.В. Лебедева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. -2013. - № 28. - С. 72-7б;

6. Масалова, Ю.А. Качество человеческих ресурсов как объект управления в системе высшего образования [Текст] / Ю. А. Масалова // Юрист ВУЗа. - 2018. - № 1-2. - С. 45-54

Agisheva E.S.

Orenburg State University (Orenburg, Russia)

PROFESSIONAL MANAGEMENT DEVELOPMENT OF TEACHER AS ONE OF COMPONENTS OF HRM

Abstract: the author analyzes various aspects of managing the professional development of teachers, including participation in seminars, trainings, and conferences. Describing a model for managing teacher professional development, the article notes the importance of strategic planning, needs assessment and development of teacher training programs. A system of teacher professional development is also proposed.

Keywords: human resource, HRM, professional growth, educational institution, teacher, professional development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.