Научная статья на тему 'Управление продуктовым портфелем компании'

Управление продуктовым портфелем компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1165
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
продуктовый портфель / эффективностью / ключевые показатели эффективности / миссия / компания / product portfolio / performance / key performance indicators / mission / company.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демин Антон Владимирович

В статье проведено исследование управления портфелем продуктов компании и ключевых показателей эффективности на протяжении всего жизненного цикла, а также предпринимается попытка разработать систему управления эффективностью управления портфелем продуктов, которая позволила бы управлять устойчивым обновлением портфеля продуктов на протяжении всего жизненного цикла продукта на основе ключевых показателей эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPANY PRODUCT PORTFOLIO MANAGEMENT

The article studies the management of the company’s product portfolio and key performance indicators throughout the life cycle, and also attempts to develop a performance management system for the product portfolio that would manage the sustainable updating of the product portfolio throughout the entire product life cycle based on key performance indicators.

Текст научной работы на тему «Управление продуктовым портфелем компании»

STUD NET

УПРАВЛЕНИЕ ПРОДУКТОВЫМ ПОРТФЕЛЕМ КОМПАНИИ

COMPANY PRODUCT PORTFOLIO MANAGEMENT

УДК 658.8

DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10075

Демин Антон Владимирович, студент 2 курса магистратуры, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва, г. Самара

Demin A.V. e-mail: dav.tlt 163 @gmail .com

Аннотация

В статье проведено исследование управления портфелем продуктов компании и ключевых показателей эффективности на протяжении всего жизненного цикла, а также предпринимается попытка разработать систему управления эффективностью управления портфелем продуктов, которая позволила бы управлять устойчивым обновлением портфеля продуктов на протяжении всего жизненного цикла продукта на основе ключевых показателей эффективности.

S u m m a r y

The article studies the management of the company's product portfolio and key performance indicators throughout the life cycle, and also attempts to develop a performance management system for the product portfolio that would manage the sustainable updating of the product portfolio throughout the entire product life cycle based on key performance indicators.

Ключевые слова: продуктовый портфель, эффективностью, ключевые показатели эффективности, миссия, компания.

Keywords: product portfolio, performance, key performance indicators, mission, company.

Обновление продуктового портфеля - это добавление новых продуктов в продуктовый портфель, улучшение и модификация существующих продуктов, а также удаление устаревших. Новые продукты считаются жизненно важными для обеспечения конкурентных позиций компании на

рынке. Тем не менее, доля разработки совершенно новых продуктов сокращается, а существующие продукты часто модернизируются для достижения снижения затрат и улучшения функциональности.

Слияния и поглощения компаний также могут способствовать расширению продуктового портфеля компании без проведения разработки новых продуктов. Такого рода ситуации легко приводят к расширению продуктовых портфелей, как это произошло в ряде отраслей промышленности в течение последних десятилетий. На каждый устаревший продукт, исключенный из портфеля, добавляется около 1,8 новых продукта.

Общепринятое мнение заключается в том, что разнообразный ассортимент продукции положительно влияет на объемы продаж компании, а разнообразие продукции часто оправдывается выполнением требований клиентов. Разнообразие продуктов стало источником конкурентной дифференциации в ответ на запросы о все более индивидуализированных продуктах и услугах. Однако слишком широкий ассортимент продукции может привести к массовому замешательству покупателей, что приведет к ослаблению продаж.

Широкий ассортимент продукции снижает эффективность оперативной цепочки поставок, что приводит к снижению добавленной стоимости на единицу численности персонала, увеличению сроков выполнения заказов и сокращению своевременных поставок.

Сегодня компании часто слишком сосредоточены на управлении отдельными продуктами, вместо того чтобы управлять всем ассортиментом продукции. Следовательно, компании могли бы извлечь выгоду из рассмотрения нескольких семейств продуктов, а не отдельно оптимизировать каждый продукт.

Производительность может быть достигнута путем более разумной работы в соответствии со стратегическими целями компании, а не просто увеличивая объема работы. Одним из аспектов, который часто игнорируется в литературе, является управление планированием продуктов, находящимися на стадии разработок и продуктами на рынке в течение жизненного цикла продукта с точки зрения сквозного подхода.

Новые и существующие продукты требуют различных типов целеполагания и ключевых показателей эффективности. Согласно новому исследованию бенчмаркинга разработки продуктов, существует корреляция между успешностью бизнес-результатов и систематическим использованием

целей управления продуктовым портфелем и ключевых показателей эффективности.

Наиболее успешные компании чаще и систематичнее используют цели управления продуктовым портфелем и ключевые показатели эффективности для анализа и корректировки своей новой фазы разработки продуктового портфеля. Около трети продаж приходится на технологии и продукты, внедренные пять лет назад, следовательно, продукты, внедряемые сегодня, будут влиять на будущие доходы от продаж аналогичным образом.

Анализ сложности продукта - это дополнительная точка зрения на портфель продуктов. Выделяются пять аспектов сложности продукта: проектирование, разработка, производство и сборка, а также цепочка поставок [1]. Каждое из этих измерений оказывает влияние на прямые и косвенные затраты на продукцию.

Целью данной работы является анализ и совершенствование подхода к установлению целевых показателей управления портфелем продуктов и управлению эффективностью, особенно в течение всего жизненного цикла продукта, чтобы внести свой вклад в существующую литературу и преодолеть текущие проблемы управления портфелем продуктов, с которыми сталкиваются компании.

Портфель продуктов может состоять из типов оборудования, программного обеспечения, услуг и документации, типов продуктов, которые связаны с группами и элементами более высокого и более низкого уровня. Продукты в портфеле могут быть классифицированы по многим параметрам: по потребительским сегментам, по поколениям технологий, по семействам продуктов и т.д. Доля разработки совершенно новых продуктов снижается, что расценивается как падение эффективности бизнеса.

Известно, что высокопоставленные сотрудники уделяют больше внимания инновациям и технологической стратегии, что приводит к более инновационным проектам для создания новых продуктов. 75% успешных идей продукта приходят с рынка. Наиболее эффективные компании направляют 40% своих возможностей по разработке продуктов на абсолютно новые продукты и инновации. Наименее эффективные компании используют менее 1/3 своих возможностей для инноваций, и было замечено, что они сосредоточены на улучшении существующих продуктов. Только 60% команд по разработке новых продуктов имеют свои цели, вытекающие из стратегии компании.

Направление управления эффективностью деятельности компании должно определяться ее миссией и стратегией. Стратегическое выравнивание указывается как наиболее важный фактор успеха для развития бизнес-процессов и практики управления эффективностью. Согласно [3] бизнес-процессы компании и управление их эффективностью должны быть связаны вместе в виде интегрированной системы управления эффективностью.

Миссия может быть ориентирована на продукт, технологию и клиента, и это определяет конкурентное преимущество компании. Заявление о миссии отражает ценности, цели, идентичность и бизнес-цели компании и может рассматриваться как расширение более короткого видения. Миссия - это декларация «причины существования» организации, которая определяет положение компании в цепочке создания стоимости [2].

Миссия должна состоять из девяти предпочтительных компонентов: клиент, продукт или услуги, местоположение, технология, забота о выживании, философия, я-концепция, забота об общественном имидже, забота о сотрудниках. На основе этих компонентов можно сделать вывод о некотором сходстве, но также и различиях между высокоэффективными и низкоэффективными компаниями в фокусе девяти компонентов.

Как высокоэффективные, так и низкоэффективные компании одинаково ориентированы на клиентов, продукты и услуги, а также на самооценку. Основные различия связаны с выживанием, публичным имиджем и сотрудниками, которые в большей степени ориентированы на высокоэффективные компании.

В последние десятилетия вопросы охраны окружающей среды и устойчивого развития были подняты на стратегический уровень целей компании. Вопросы устойчивого развития включены в восьмой компонент заявления о миссии - социальную ответственность. Проблема измерения и установления целевых показателей в области охраны окружающей среды и устойчивого развития для портфелей продуктов включает в себя отсутствие практических руководящих документов в дополнение к разработкам стандартов серии ISO.

Основные направления деятельности продуктового портфеля можно обобщить следующим образом:

- стратегическое соответствие продуктового портфеля;

- максимизация стоимости;

- баланс продуктового портфеля.

Цели управления продуктовым портфелем и ключевые показатели эффективности представлены ниже.

1) ключевые показатели стратегической пригодности [4, 5]:

- разработка продукта в соответствии с бизнес-стратегией (да/нет);

- ресурсы, согласованные с бизнес-стратегией (да/нет);

- количество ресурсов в разработке продукта (целевой/фактический);

- стоимость стратегических инвестиций для развития продукта (целевой показатель/фактический показатель].

2) максимальное значение ключевых показателей эффективности:

- рыночная привлекательность по продукту: размер рынка, рост рынка и будущий потенциал; маржа, полученная другими участниками этого рынка; конкурентоспособность и конкуренция [6];

- солидная коммерческая перспектива, размер финансовой возможности (ожидаемый/фактический);

- оборот продаж;

- себестоимость продукции, себестоимость реализованных товаров;

- ожидаемая коммерческая стоимость (ECV), чистая приведенная стоимость (NPV);

- валовая прибыль, чистая маржа, рентабельность, чистая прибыль;

- внутренняя норма прибыли (IRR);

- количество высокоценных и доходных проектов.

3) сбалансированный и правильный размер ключевых показателей эффективности портфеля:

- баланс долгосрочных / краткосрочных продуктов или мероприятий по развитию, целевых и фактических;

- баланс высокорисковых / низкорисковых продуктов или проектов развития, целевых и фактических;

- баланс технологии, целевой и фактический;

- размер портфеля: количество продуктов, позиций продаж, компонентов, общих модулей (кол-во позиций на каждом уровне структуры продукта) [7];

- наличие ресурсов от маркетинга и продаж, НИОКР, технических, операционных, сервисных услуг для развития и поддержания портфеля.

Таким образом, управление продуктовым портфелем может быть обобщено следующими ключевыми утверждениями:

- целевые показатели деятельности компании должны быть описаны в форме заявления о миссии;

- эффективность деятельности компании связана с темпами

инновационного развития новых продуктов и технологий;

- ключевыми областями эффективности управления продуктовым

портфелем являются стратегическое соответствие, максимизация стоимости и

сбалансированность продуктового портфеля.

Литература

1. Арасланова Н.А. Управление продуктовым портфелем компании -формирование новых единиц товара // Наука и современность. 2012. № 15-4. С. 15-19.

2. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г. Поведенческий менеджмент организации. Самара: Самар. гос. аэрокосм. ун-т, 2003. 376 с.

3. Герасимов К.Б. Влияние развития бизнес-процессов на организационное поведение // Вестник НГИЭИ. 2019. № 8 (99). С. 66-76.

4. Жаров А.Н., Уразова В.С. Рентабельность продаж как один из ключевых показателей эффективности деятельности сельскохозяйственного предприятия //Экономика и предпринимательство. 2019. № 5 (106). С. 1248-1253.

5. Рачек С.В. Стратегическое управление эффективностью устойчивой деятельности корпорации на основе ключевых показателей // Финансовая экономика. 2018. № 5. С. 325-327.

6. Шмидт А.В., Гагаринский А.В., Котмышев С.Д., Новикова Д.А. Управление эффективностью труда организации на основе системы ключевых показателей эффективности // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-3 (75). С. 778-785.

7. Gerasimov K., Prosvirkin N. System of control of effectiveness of enterprise cooperation in industrial cluster // European Research Studies Journal. 2015. Т. 18. № 3. С. 259-266.

Literature

1. Araslanova N.A. Managing the company's product portfolio - the formation of new units of goods // Science and Modernity. 2012. No. 15-4. P. 15-19.

2. Gerasimov B.N., Chumak V.G. Organization Behavioral Management. Samara: SSAU, 2003. 376 p.

3. Gerasimov K.B. The impact of business process development on organizational behavior // Bulletin of NIIEI. 2019. No. 8 (99). P. 66-76.

4. Zharov A.N., Urazova V.S. Profitability of sales as one of the key indicators of the efficiency of an agricultural enterprise // Economics and Entrepreneurship. 2019. No. 5 (106). P. 1248-1253.

5. Rachek S.V. Strategic management of corporate sustainability based on key indicators // Financial economics. 2018. No. 5. P. 325-327.

6. Shmidt A.V., Gagarinsky A.V., Kotmyshev S.D., Novikova D.A. Organizational performance management based on a system of key performance indicators // Economics and Entrepreneurship. 2016. No. 103 (75). P. 778-785.

7. Gerasimov K., Prosvirkin N. System of control of effectiveness of enterprise cooperation in industrial cluster // European Research Studies Journal. 2015. T. 18. No. 3. C. 259-266.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.