Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРОДАЖАМИ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА'

УПРАВЛЕНИЕ ПРОДАЖАМИ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДАЖИ / ДОХОДЫ / ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КООПЕРАЦИЯ / ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Польская Г. А., Чаплыгина М. А., Виноградова Н. И.

П р е д м е т. Доходы торговой деятельности. Выбор оптимальных методов управления бизнес - процессами, обеспечивающими получение прибыли. Т е м а . Аналитико - методические подходы, обеспечивающие повышение эффективности продаж торгового предприятия. Ц е л ь . Исследование результатов розничной торговли хозяйствующих субъектов кооперативной направленности. М е т о д о л о г и я . Методологическая база исследования базируется на системном подходе к обобщению экономической научной информации, статистическом обобщении, использовании экономико - математических методов анализа для получения целостности экономических знаний, их оценке и определении сущностных приоритетных направлений в развитии экономических субъектов хозяйствования. Р е з у л ь т а т ы . Абсолютное, относительное отклонение продаж, их равномерность в разрезе ассортиментного перечня, влияющие на результаты основного вида деятельности. О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Управление продажами в бизнес - процессах торговых хозяйствующих субъектов. В ы в о д ы . Оценка динамики и ритмичности продаж в торговой сети кооперативного потребительского общества, относящегося к малому бизнесу, позволила выявить существующие отрицательные тенденции и разработать основные направления развития торговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Польская Г. А., Чаплыгина М. А., Виноградова Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SALES MANAGEMENT AS A BASIS FOR INCREASING THE INCOME OF SMALL BUSINESS TRADING ACTIVITIES

S u b j e c t. Income from trading activities. The choice of optimal business process management methods that ensure profit. T o p i c . Analytical and methodological approaches that ensure an increase in the sales efficiency of a trading company. P u r p o s e. The study of the results of retail trade of economic entities of cooperative orientation. M e t h o d o l o g y. The methodological basis of the research is based on a systematic approach to generalizing economic scientific information, statistical generalization, the use of economic and mathematical methods of analysis to obtain the integrity of economic knowledge, their assessment and determination of essential priority directions in the development of economic entities. R e s u l t s . Absolute, relative deviation of sales, their uniformity in the context of the assortment list, affecting the results of the main activity. S c o p e o f a p p l i c a t i o n . Sales management in the business processes of commercial entities. C o n c l u s i o n s . An assessment of the dynamics and rhythm of sales in the retail network of a cooperative consumer society belonging to a small business made it possible to identify negative trends in revenue growth and develop the main directions for the development of trading activities.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРОДАЖАМИ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

УДК 332.14

УПРАВЛЕНИЕ ПРОДАЖАМИ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Коды JEL: G 30, G 33

Польская Г. А., кандидат экономических наук, доцент Курского института кооперации (филиал Белгородского университета кооперации, экономики и права), г. Курск, Россия Е-mail: polsckaya.galina@yandex. ru SPIN код: 6493-4890

Чаплыгина М. А., кандидат экономических наук, доцент Юго — Западного государственного университета, г. Курск, Россия Е-mail: chaplyginam@mail.ru SPIN код: 6258-3970

Виноградова Н. И., ст. преподаватель Курского института кооперации (филиал Белгородского университета кооперации, экономики и права), г. Курск, Россия Е-mail: natka060485@rambler.ru SPIN код: 2553-8079

Поступила в редакцию 21.02.2022. Принята к публикации 28.02.2022. Аннотация

Предмет. Доходы торговой деятельности. Выбор оптимальных методов управления бизнес-процессами, обеспечивающих получение прибыли.

Тема. Аналитико-методические подходы, обеспечивающие повышение эффективности продаж торгового предприятия.

Цель. Исследование результатов розничной торговли хозяйствующих субъектов кооперативной направленности.

Методология. Методологическая база исследования базируется на системном подходе обобщения экономической научной информации, статистическом обобщении, использовании экономико-математических методов анализа для получения целостности экономических знаний, их оценке и определении сущностных приоритетных направлений в развитии экономических субъектов хозяйствования.

Результаты. Абсолютное, относительное отклонение продаж, их равномерность в разрезе ассортиментного перечня, влияющие на результаты основного вида деятельности.

Область применения. Управление продажами в бизнес-процессах торговых хозяйствующих субъектов.

Выводы. Оценка динамики и ритмичности продаж в торговой сети кооперативного потребительского общества, относящегося к малому бизнесу, позволили выявить существующие отрицательные тенденции и разработать основные направления развития торговой деятельности.

Ключевые слова: продажи, доходы, финансовые результаты, торговая деятельность, кооперация, оборот розничной торговли, управление.

UDC 332.14

SALES MANAGEMENT AS A BASIS FOR INCREASING THE INCOME OF SMALL BUSINESS TRADING ACTIVITIES

JEL Codes: G 30, G 33

Polskaya G. A., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Kursk Institute of Cooperation (branch of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law), Kursk, Russia Е-mail: polsckaya.galina@yandex. ru SPIN code: 6493-4890

Chaplygina M. A., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Southwest State University, Kursk, Russia

Е-mail: chaplyginam@mail.ru

SPIN code: 6258-3970

Vinogradova N. I., Senior Lecturer at the Kursk Institute of Cooperation (branch of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law), Kursk, Russia

Е-mail: natka060485@rambler.ru

SPIN code: 2553-8079

Annotation

Subject. Income from trading activities. The choice of optimal business process management methods that ensure profit.

Topic. Analytical and methodological approaches that ensure an increase in the sales efficiency of a trading company.

Purpose. The study of the results of retail trade of economic entities of cooperative orientation.

Methodology. The methodological basis of the research is based on a systematic approach to generalizing economic scientific information, statistical generalization, the use of economic and mathematical methods of analysis to obtain the integrity of economic knowledge, their assessment and determination of essential priority directions in the development of economic entities.

Results. Absolute, relative deviation of sales, their uniformity in the context of the assortment list, affecting the results of the main activity.

Scope of application. Sales management in the business processes of commercial entities.

Conclusions. An assessment of the dynamics and rhythm of sales in the retail network of a cooperative consumer society belonging to a small business made it possible to identify negative trends in revenue growth and develop the main directions for the development of trading activities.

Keywords: sales, income, financial results, trading activity, cooperation, retail trade turnover, management.

Введение

Успешно осуществляющие субъекты рыночных взаимоотношений предпринимательскую деятельность определяют выбор оптимальных методов и бизнес-процессов, направленных на положительный конечный результат — прибыль. Однако в процессе хозяйственной деятельности у организаций помимо прибыли, могут появляться и убытки, как по определенным сделкам, так и в целом от осуществления продаж или прочих операций, не связанных с основным видом деятельности.

Процесс продажи товаров является основным в хозяйствовании организаций кооперативной направленности, и завершая коммерческие операции позволяет не только покрывать расходы, связанные с продажами, но и получать положительный финансовый результат основного вида деятельности, который потом влияет на конечный результат.

Торговая деятельность, несмотря на большую конкуренцию, должна работать с соблюдением принципов хозяйственного расчета для получения прибыли и постоянно развиваться по различным направлениям совершенствования ассортимента наиболее доходных товаров, пользующих спросом у населения. Поэтому, возможность получения финансового результа-

DOI: 10.22394/1997-4469-2022-56-1-108-115

та — прибыли обеспечивается эффективностью управления товарными ресурсами.

Методологической основой в исследовании послужили общенаучные и экономические методы, отражающие оценку показателей деятельности и направленные на развитие торговых процессов субъектов кооперативного сектора экономики, которые позволили достичь цели и реализовать поставленные задачи.

Методы исследования

На современном этапе развития экономики имеются разнообразие подходов к проблеме финансовых результатов, степени влияния составляющих доходов и расходов на результативность работы в зависимости операций продаж, формирующих выручку и оборот розничной торговли, которые являются основным источником доходов в розничной сети. В этой связи, необходимо отметить, что большинство ученых работали над данной тематикой и авторы в процессе исследования рассматривали научные труды О. И. Клименко, Т. Ф. Тарасовой, И. В. Раздольской, М. В. Алябъевой, Н. А. Казаковой и других. Однако, цель настоящей статьи состоит в обосновании приоритетных сущностных направлений в управлении продажами организациями потребитель-

ской кооперации Курской области, которые, в конечном итоге, способны обеспечить осознанный рост и дальнейшее укрепление позиций кооперативного сектора экономики в Курской области в современных условиях ведения бизнеса.

Результаты исследования и их обсуждение

При формировании прибыли от розничных продаж большое значением имеет оборот розничной торговли (ОРТ), реализованное наложе-

ние, формирующее валовый доход и издержки обращения [6, 8].

Оборот розничной торговли представляет собой выручку от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поручению физических лиц без открытия счета, посредством платежных карт, что также учитывается как продажа за наличный расчет (рис. 1).

Рис. 1. Состав продаж в розничной торговле

Обследуемый объект — потребительское общество «Солнцевское», как экономический субъект кооперативной системы и представитель среднего и малого предпринимательства определяет добровольное объединение членов кооператива (пайщиков) и юридических лиц на основе их членства и внесения паевых и вступительных взносов для экономической деятельности и реализации задач социальной направленности. В этой связи оно обязано осуществлять также коммерческую деятельность согласно Устава.

Совокупный доход ПО «Солнцевское», представленный валовым доходом розничных продаж и доходами прочей деятельности выступает инструментарием формирования положительных финансовых результатов и обязан обеспечивать долгосрочную конкурентоспособность субъектов кооперативной направленности для поддержания позиции лидера в хозяйственно-финансовой деятельности системы потребительской кооперации Курской области.

Процесс продажи товаров является основным в хозяйствовании, и, завершая коммерческие операции, позволяет не только покрыть расходы, связанные с продажами, но и получать положительный финансовый результат основного вида деятельности, который потом

влияет на конечный результат хозяйствования [4, 7].

По объекту исследования был проведен анализ динамики продаж отдельных видов товаров в розничной торговой сети за 2018—2020 годы. Исходные данные для проведения анализа данного рода представлены в табл. 1.

Оценка показателей динамики продаж отдельных видов товаров в розничной торговле потребительского общества «Солнцевское» в 2019 году в сравнении с 2018 годом показал отрицательную динамику по следующим группам продовольственных товаров: «Мясо и мясные про -дукты», «Пищевые масла и жиры», «Молочные продукты», «Сахар», «Чай, кофе, какао», «Крупа», «Хлеб и хлебобулочные изделия», «Свежий картофель», «Свежие овощи», «Свежие фрукты», «Алкогольные напитки, включая пиво», а также по всем группам непродовольственных товаров (кроме тех, которые не выделены в группы).

В 2020 году в сравнении с 2019 годом по всем группам товаров также отмечено снижение продаж за исключением группы «Хлеб и хлебобулочные изделия», «Безалкогольные напитки» — где зафиксирован незначительный рост продаж и «Сахар» — где объем продаж остался неизменным. По всем группам непродовольственных товаров был отмечен рост в данном периоде.

Таблица 1

Анализ динамики продаж отдельных видов товаров в розничной торговой сети ПО «Солнцевское» за 2018—2020 годы (сумма в тыс. руб.)

Наименование товарных групп 2018 2019 2020 Абс. отклонение, (+/-) Темп роста, %

2019 от 2018 2020 от 2019 2019 к 2018 2020 к 2019

Мясо и мясные продукты 12 694 11 216 10 962 -1478 -254 88,36 97,74

Рыба, ракообразные и моллюски 3014 3073 3055 59 -18 101,96 99,41

Пищевые масла и жиры 1452 921 656 -531 -265 63,43 71,23

Молочные продукты 9634 8504 8037 -1130 -467 88,27 94,51

Яйца 540 699 399 159 -300 129,44 57,08

Сахар 916 915 580 -1 -335 99,89 63,39

Кондитерские изделия 7593 11479 11 040 3886 -439 151,18 96,18

Чай, кофе, какао 2708 2562 2059 -146 -503 94,61 80,37

Соль 118 152 110 34 -42 128,81 72,37

Мука 316 446 334 130 -112 141,14 74,89

Крупа 1189 954 755 -235 -199 80,24 79,14

Макаронные изделия 942 968 816 26 -152 102,76 84,30

Хлеб и хлебобулочные изделия 4512 4118 5860 -394 1742 91,27 142,30

Свежий картофель 394 288 158 -106 -130 73,10 54,86

Свежие овощи 4369 3325 2845 -1044 -480 76,10 85,56

Свежие фрукты 4147 2744 2585 -1403 -159 66,17 94,21

Алкогольные напитки, включая пиво 35 995 32 972 27 923 -3023 -5049 91,60 84,69

Безалкогольные напитки 2032 3212 4594 1180 1382 158,07 143,03

Табачные изделия 18 189 27 091 20 461 8902 -6630 148,94 75,53

Прочие пищевые продукты, не включенные в другие группы 9528 19 574 25 134 10 046 5560 205,44 128,41

Туалетное и хозяйственное мыло 194 96 169 -98 73 49,48 176,04

Косметические и парфюмерные товары кроме мыла 1226 1114 1592 -112 478 90,86 142,91

Лекарственные средства 28 933 26 917 31 607 -2016 4690 93,03 117,42

Изделия, применяемые в медицинских целях, ортопедические изделия 8680 8014 12 353 -666 4339 92,33 154,14

Непродовольственные товары, не включенные в другие группы 2914 3298 9606 384 6308 113,18 291,27

Всего 162229 174 652 183690 12 423 9038 107,66 105,17

На рисунке 2 представлена динамика структуры продаж объекта исследования в 2018— 2020 годы. Очевидно, что среди продаж потребительского общества «Солнцев-

ское» в 2018—2020 годах наибольший удельный вес приходился на продовольственные товары (более 70 % в среднем за три последние года).

25;8б

22,58

ШШ

74,14

77,42

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

2018 2019 2020

■ Продовольственные товары □ Непродовольственные товары Рис. 2. Динамика структуры объема продаж ПО «Солнцевское» в 2018—2020 годы

69,88

Основным условием продаж, исследуемым предприятием является ритмичная работа. Ритмичность — это равномерные продаж в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом объекта исследования [2].

Коэффициент ритмичности определяется суммированием фактического удельного веса объема продаж за каждый период, но не более планового уровня. Таким образом, используя данные таблицы 2, получены следующие результаты расчетов:

2018 год: 00 + 23,96

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2019 год:

Критм = 25,00 + 25,00 + 23,96 +25,00 = 98,96 '

Крга = 25,00 + 20,40 + 25,00 + 24,82 = 95,22 %, 2020 год:

Критм = 25,00 + 24,12 + 24,17 + 25,00 = 98,29%.

Далее целесообразно определить коэффициент вариации как отношение среднеквадра-тического отклонения от планового задания за квартал к среднеквартальному плановому объему продаж продукции (работ, услуг).

т>-2018

КВ =

к 2

т>-2020

КВ =

■>/((25,40- -25,00)2 + (23,96- -25,00)2+(25,56- - 25,00)2+(25,08- ■25,00)2)/4

25,00

">/((27,61- -25,00)2 + (20,40- -25,00)2+(27,17- - 25,00)2+(24,82- 25,00)2)/4

25,00

>/((26,34- - 25,00)2 + (24,12- -25,00)2 +(24,17 -25,00)2 + (25,37 -25,00)2)/4

= 0,025,

= 0,114,

25,00

= 0,037.

Ритмичность продаж объекта исследования за 2018—2020 годы представлена в табл. 2.

Результаты расчетов показывают, что объем продаж по кварталам отклоняется от графика в среднем на 2,5 % в 2018 году, на 11,4 % в 2019 году и на 3,7 % в 2020 году. Аритмич-

ность вызвана снижением спроса на предлагаемые товары в 2019 году в сравнении 2018 году, а также низким уровнем планирования и контроля в потребительском обществе «Солнцевское». В 2020 году в сравнении с 2019 годом отмечена обратная тенденция.

Ритмичность продаж ПО «Солнцевское» в 2018—2020 годах

Таблица 2

Квартал Объем продаж, тыс. руб. Удельный вес, %

план факт план факт

2018 год

Первый 37 500 41 206 25,00 25,40

Второй 37 500 38 870 25,00 23,96

Третий 37 500 41 466 25,00 25,56

Четвертый 37 500 40 687 25,00 25,08

За весь год 150000 162229 100,00 100,00

2019 год

Первый 40 000 48 221 25,00 27,61

Второй 40 000 35 629 25,00 20,40

Третий 40 000 47 453 25,00 27,17

Четвертый 40 000 43 349 25,00 24,82

За весь год 160000 174 652 100,00 100,00

2020 год

Первый 42 500 48 384 25,00 26,34

Второй 42 500 44 306 25,00 24,12

Третий 42 500 44 398 25,00 24,17

Четвертый 42 500 46 602 25,00 25,37

За весь год 170000 183690 100,00 100,00

Таким образом, в целом по потребительскому обществу «Солнцевское» отмечено повышение объема продаж товаров населению. Так, в 2019 году в сравнении с 2018 годом —

на 12 423 тыс. руб., в том числе за счет роста по группе продовольственных товаров на 14 931 тыс. руб. и снижения по группе непродовольственных товаров на 2508 тыс. руб.

В 2020 году в сравнении с 2019 годом продолжился рост объемов продаж — ещё на 9038 тыс. руб. из них за счет роста на 15 888 тыс. руб. по непродовольственным товарам и снижения на 6850 тыс. руб. — по продовольственным товарам.

Неравномерное осуществление продаж требует развития торговой и иной хозяйственной деятельности Общества для создания управляемой системы устойчивых, ориентированных на сбыт, экономически эффектив-

При реализации стратегических задач развития Общества первостепенными могут быть следующие приоритеты:

1. Увеличение прибыли посредством разнообразия коммерческих услуг на существующих рынках, как в районе, так и в области.

2. Вся деятельность должна быть основана на принципах хозяйственного расчета.

3. Повышение качества продукции, товаров и услуг, реализуемых населению при позициро-вании экологичности используемого сырья, продуктов в общественном питании и других отраслях деятельности.

4. Использование корпоративных связей всей системы потребительской кооперации Курской области.

5. Привлечение дополнительных источников инвестиций для модернизации производственной базы.

6. Повышение финансового состояния ПО «Солнцевское» посредством предоставления

ных, инвестиционно привлекательных бизнес-операций на всех уровнях хозяйствования [1, 3, 9].

В процессе управления хозяйственно-финансовой деятельностью ПО «Солнцевское» должны использоваться все возможные инструменты инновационного развития кооперативной системы с восстановлением ее принципов кооперативного хозяйствования, как закупки, так и розничной продажи товаров, которые представлены в табл. 3.

финансовых вложений другим предприятиям и лицам.

7. Расширение продуктовых инноваций в области сельскохозяйственной деятельности, производства макаронных изделий и т. д.

В связи с этим, требуется проявить максимальное повышение эффективности в своей организационной и управленческой системе.

В розничной торговле разработать всевозможные блоки привлечения покупателей в магазины:

— проведение выставок — продаж групповых товаров;

— использование возможностей выездной и развозной торговли в сельскую местность;

— участие в сезонных и предпраздничных ярмарках;

— использование бонусных и акционных программ;

— систематическая работа с ценами, в зависимости от покупательской способности и спроса на соответствующие товары;

Таблица 3

Хозяйственные операции, характеризующие движение товаров в предприятиях розничной торговли

Блоки торговой деятельности Информационное подтверждение

Блок закупки товарной массы Прогнозное определение спроса на определенный товар; Определение группового состава товаров; Оценка системы отношений с поставщиками; Выбор оптимальных контрагентов для поставки товара; Поиск новых поставщиков; Выбор наиболее доходных групп товаров; Использование базы открытых данных для оценки своей деятельности; Оценка логистики движения товара от поставщика; Оценка ответственности зав. складами при приемке товаров по количеству и качеству: Контроль сохранности товаров на складах; Распределение товара по РТП; Доставка товаров в магазины.

Блок розничных продаж Определение форм продажи товаров; Определение способов сдачи выручки; Распределение товара в торговом зале; Способы выкладки товаров в торговом зале; Использование наличных и безналичных расчетов; Упаковка товаров; Оказание услуг, связанных с покупкой товара; Определение акций на определенный товар; Музыкальное сопровождение в магазине.

— применение накопительной системы скидок для постоянных покупателей и другие инновационные подходы;

— разработка ассортиментной политики с учетом доходности реализуемых товаров и закупок товарных ресурсов.

В целом, комплекс предлагаемых мероприятий по повышению объемов продаж, позволит потребительскому обществу оставаться на лидирующих позициях в регионе.

Выводы и предложения

Таким образом, разработка и принятие правильных решений по повышению прибыли от розничных продаж — это грамотный процесс в деятельности руководителя и его заместителей, который состоит из следующих этапов:

— постановка цели;

— изучение самой проблемы или проблемных ситуаций на основе располагаемой информации;

— оценка всех возможных последствий и результатов принимаемого решения;

— подробный анализ всех рисков в продажах и бизнес-процессах;

— принятие оптимального решения и определение круга исполнителей.

На эффективность торговой деятельности большое значение будет оказывать политика закупок товарной массы и политика продаж, включающаяся в себя такие элементы, как формирование цены, совершенствование структуры продаж, маркетинговые исследования рынка; управление товарным ассортиментом в магазине, оптимизацию товарных запасов.

По результатам исследования установлено возможное применение различных подходов в оценке показателей деятельности кооперативных субъектов хозяйствования и инновационных подходов в управлении, отражая их основной вид деятельности — розничную торговлю.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алябьева М. В. Направления совершенствования экономического и маркетингового анализа в системе обеспечения экономической безопасности предприятия / М. В. Алябьева // Вестник БУКЭП. — 2019. — № 2 (75). — ISSN: 2223-5639.

2. Польская Г. А. Бухгалтерский учет как функция управления материально — производственными запасами в торговых организациях : монография / Г. А. Польская, М. А. Чаплыгина ; Курский институт кооперации (филиал) АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», Курск, 2020. — ISBN 978-5-907167-52-0. — С. 1—92.

3. Брежнева В. М. Разработка стратегии продаж на потребительском рынке в условиях гиперконкуренции / М. В. Брежнева // Экономика, управление и финансы в XXI веке: факты, тенденции, прогнозы : материалы международной научно-практической конференции. — 2020. — С. 218—223.

4. Виноградова Н. И. Инновационная составляющая роста конкурентоспособности организаций потребительской кооперации / Н. И. Виноградова, Г. А. Польская, М. А. Чаплыгина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2014. — № 1 (49). — С. 336—340.

5. Зубкова Т. А. Основы организации контроля движения товаров в организациях торговли / Т. А. Зубкова // Экономика, управление и финансы в XXI веке: факты, тенденции, прогнозы : материалы международной научно-практической конференции. — 2020. — С. 247—254.

6. Пасечко Л. А. Стратегия привлечения покупателей в магазины потребительской кооперации / Л. А. Пасечко, А. И. Воробъева // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2015. — № 2 (54). — С. 120—124.

7. Польская Г. А. Информационное обеспечение системы управления товарными ресурсами в хозяйствующих субъектах / Г. А. Польская // Экономика, управление и финансы в XXI веке: факты, тенденции, прогнозы : материалы международной научно-практической конференции. — 2020. — С. 69—74.

8. Польская Г. А. Современные тенденции в управлении производственными запасами / Г. А. Польская, В. С. Польской // Интегративные тенденции в медицине и образовании : [сборник научных статей] / науч. ред. проф. В. А. Иванов. — Курск : МКУ «ИЦ «ЮМЭКС», 2019. — ISSN 2312-7368. — Т. 3. — С. 78—84.

9. Чаплыгина М. А. Ускорение оборачиваемости товарных запасов — важнейший резерв сокращения издержек обращения / М. А. Чаплыгина, Г. А. Польская, Т. А. Зубкова // Вестник Башкирского института социальных технологий. — 2016. — № 1-2 (30). — С.103—108.

LIST OF LITERATURE

1. Alyabyeva M. V. Directions of improvement of economic and marketing analysis in the system of ensuring economic security of the enterprise /

M. V. Alyabyeva // Bulletin of BUKEP. — 2019. — No. 2 (75). — ISSN: 2223—5639.

2. Polskaya G. A. Accounting as a control function of material and production stocks in trade organizations : monograph / G. A. Polskaya, M. A. Chaplygin ; Kursk Institute of cooperation (branch) of ANO VO «Belgorod University of cooperation, Economics and law», Kursk, 2020. — ISBN 978-5-907167-52-0. — P. 1—92.

3. Brezhnev V. M. Development of the sales strategy in the consumer market in the conditions of hypercompetition / V. M. Brezhnev // Economics, Management and Finance in the XXI century: facts, trends, forecasts : materials of the international scientific and practical conference. — 2020. — Pp. 218—223.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Vinogradova N. I. Innovative component of the growth of competitiveness of consumer cooperation organizations / N. I. Vinogradova, G. A. Polskaya, M. A. Chaplygina // Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. — 2014. — № 1 (49). — Pp. 336—340.

5. Zubkova T. A. Fundamentals of the organization of control of the movement of goods in trade organizations / T. A. Zubkova // Economics, Management and Finance in the XXI century: facts, trends, forecasts : materials of the international

УДК 331.1

scientific and practical conference. — 2020. — Pp. 247—254.

6. Pasechko L. A. Strategy of attracting customers to consumer cooperation stores / L. A. Pasechko, A. I. Vorobyeva // Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. — 2015. — № 2 (54). — Pp. 120—124.

7. Polskaya G. A. Information support of the commodity resources management system in economic entities / G. A. Polskaya // Economics, Management and Finance in the XXI century: facts, trends, forecasts : materials of the international scientific and practical conference. — 2020. — Pp. 69—74.

8. Polskaya G. A. Modern trends in production inventory management / G. A. Polskaya, V. S. Polskoy // Integrative trends in medicine and education : [collection of scientific articles] / scientific ed. prof. V. A. Ivanov. — Kursk : MCU «IC «YUMEX», 2019. — ISSN 2312-7368. — Vol. 3. — Pp. 78—84.

9. Chaplygina M. A. Acceleration of inventory turnover is the most important reserve for reducing circulation costs / M. A. Chaplygina, G. A. Polskaya, T. A. Zubkova // Bulletin of the Bashkir Institute of Social Technologies. — 2016. — No. 1-2 (30). — Pp. 103—108.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК ОЦЕНКИ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ИННОВАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Коды JEL: O15, P46, P47

Старых С. А., кандидат экономических наук, доцент, инженер кафедры таможенного дела и мировой экономики, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия

E-mail: cvetlana.staryx.87@ mail.ru

SPIN-код: 7335-1794

Поступила в редакцию 21.02.2022. Принята к публикации 28.02.2022.

Аннотация

Пр едмет. Методики оценки уровня мотивации персонала инновационных организаций.

Тема. Провести сравнительный анализ методик оценки уровня мотивации персонала инно -вационных организаций.

Цели. Проанализировать методики оценки уровня мотивации персонала инновационных организаций.

Методология. Исследование проведено на основе системного подхода с использованием методов логического, факторного и сравнительного анализа.

Результаты. В целом, методики, используемые в настоящее время, являются в известной мере универсальными, что приводит, как к положительным, так и к отрицательным последствиям.

Область применения. Организации инновационного типа.

Выводы. В настоящее время существует несколько методов оценки уровня мотивации, которые имеют практическое применение и достаточно разработаны на теоретическом и методическом уровне. Однако, как показало исследование, прямого соответствия этих методов видам или направлениям бизнеса нет. Достоинством универсальных методик является их применимость для любой коммерческой организации, однако, получаемый результат не достаточен для выра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.