Научная статья на тему 'Управление предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе'

Управление предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамидуллина А.Р., Тутарова С.Н., Прохорова С.Ю., Есенков Ю.В.

Материалы Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования предлагают читателю интересный опыт освоения и внедрения педагогических инноваций, а также информацию о сотрудничестве в методической и практической деятельности. Новизна подобного сотрудничества не только в формах организации участия, но и в разработке нового содержания, целей образования, в поддержке реализации широкомасштабных экспериментальных нововведений. В областную программу развития инновационных процессов входят (по разной тематике) около 80 учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамидуллина А.Р., Тутарова С.Н., Прохорова С.Ю., Есенков Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе»

____ДРАКТИКА^УПРАВЛЕНИЯ_ИННОВАЦИЯМИ^^1КСПЕРИМЕНТОМ____

От редакции

Материалы Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования предлагают читателю интересный опыт освоения и внедрения педагогических инноваций, а также информацию о сотрудничестве в методической и практической деятельности. Новизна подобного сотрудничества не только в формах организации участия, но и в разработке нового содержания, целей образования, в поддержке реализации широкомасштабных экспериментальных нововведений. В областную программу развития инновационных процессов входят (по разной тематике) около 80 учреждений.

Хамидуллина А.Р.,

директор Тутарова С.Н., зам. Директора; Прохорова С.Ю., Есенков Ю.В., Научные руководители МОУ Новомалыклинская СОШ им. М.С.Чернова Ульяновской обл.

Управление предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе

(Программа развития инновационных процессов)

АКТУАЛЬНОСТЬ

Вопросы о специфике инновационной деятельности и методах управления ею приобретают сегодня актуальный характер в связи с тем, что инновации выступают важным условием развития социума, соединяя достижения науки с необходимостью удовлетворения потребностей реальной практики.

В настоящее время все чаще возникает необходимость введения инноваций в образовательную практику, и это происходит не только в инновационных образовательных учреждениях и на экспериментальных площадках, но и на уровне массовой школы. Наглядным примером являются реализуемые с 2001 года основные направления модернизации российского образования: использование современных здо-ровъесберегающих технологий, переход к безотметочному оцениванию в начальной школе, организация предпрофильной подготовки и профильного обучения и др.

К числу инновационных направлений, требующих достаточно быстрого для системы образования освоения и внедрения их в массовую практику, относится индивидуализация обучения, в том числе профилиза-ция старшей ступени школы.

В рамках введения профильного обучения массовая образовательная практика осваивает инновационные (пока нормативно не обеспеченные) элементы, к которым относятся:

- элективные курсы, курсы по выбору с особенностями разработки их содержания и специфичными технологиями реализации;

- портфолио как технология, позволяющая поддерживать результаты обучения и фиксировать индивидуальный прогресс учащихся.

30

В сложившейся ситуации, требующей быстрого понимания, освоения и внедрения инноваций, педагогические работники оказались перед проблемой создания новых продуктов (элективных курсов и курсов по выбору, отбора содержания профильных предметов в профильных классах и др.), отработкой способов взаимодействия между учреждениями при организации сетевого взаимодействия, привлечения родителей, учащихся и общественности к выработке стратегии развития образовательного учреждения и т.п. Новые задачи, возникшие с введением предпрофильной подготовки и профильного обучения, требуют новых систем управления.

В связи со сложившейся ситуацией процессы инновационных изменений объективно нуждаются в управлении.

Как показывает практика, освоение инновационных процессов в сельских образовательных учреждениях протекает гораздо медленнее, чем в городских.

Внедрение профильного обучения предполагает не только особую инновационно-целевую ориентацию организаторов образования, но и новый подход ко всей управленческой деятельности по информационному обеспечению, планированию, организации, контролю и регулированию процессов освоения новшеств.

Имеющееся противоречие между необходимостью обновления системы управления в связи с появлением новых объектов (предпрофильная подготовка и профильное обучение) и использование традиционных систем управления составили проблему исследования: каковы теоретические основы системы управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской школе.

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 2, 2008

ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ И ЭКСПЕРИМЕНТОМ

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ-

разработать и научно обосновать систему управления предпрофильной подготовкой

и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ -процесс управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ -система управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе.

ЗАДАЧИ:

1. Разработка теоретической модели системы управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе.

2. Разработка диагностического инструментария для оценивания эффективности управления предпрофильной подготовкой и профильного обучения в сельской базовой общеобразовательной школе.

3. Экспериментальная проверка модели управления на этапе предпрофильной подготовки учащихся основной сельской школы.

4. Экспериментальная проверка модели управления на этапе профильного обучения в сельской школе.

5. Анализ эмпирического опыта и разработка методических рекомендаций.

6. Обработка и теоретическое обобщение результатов эксперимента.

ГИПОТЕЗА:

Реализация системы управления в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения в сельской базовой общеобразовательной школе позволит : обеспечить более высокую эффективность управления системой предпрофильной подготовки и профильного обучения в сельской базовой общеобразовательной школе в сравнении с эффективностью традиционной системы управления.

НОВИЗНА

исследования заключается в разработке модели содержания управленческой деятельности, технологии управления системой профильного обучения в сельской общеобразовательной школе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Разработанная и апробированная модель системы управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе может быть использована в управленческой деятельности руководителями базовых сельских общеобразовательных школ области.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Теоретические: теоретический анализ состояния проблемы в литературе;

предварительный анализ объекта исследования; прогностическое моделирование; выдвижение рабочей гипотезы; сопоставление, абстрагирование, аналогия.

2. Эмпирические: работа с документами;

включенное наблюдение, мониторинг;

поисковая, исследовательская работа;

изучение и обобщение педагогического опыта.

3. Педагогический эксперимент.

Научное сотрудничество с кафедрами управления образованием, профессионального образования и охраны труда, научно-исследовательским отделом Ульяновского института повышения квалификации работников образования, УГСХА, Ульяновским Государственным университетом.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

ПЕРВЫЙ ЭТАП (2006-2007 г.)

Содержание работы:

Теоретическое исследование и анализ публикаций по теме эксперимента.

Разработка теоретической модели системы управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе.

Разработка диагностического инструментария для оценивания эффективности управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе.

Предполагаемые отчетные материалы:

- Теоретическая модель системы управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе (Теоретическая разработка).

- Методика диагностики оценивания эффективности управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе.

ВТОРОЙ ЭТАП (2006-2008 г.)

Содержание работы:

Экспериментальная проверка предложенной модели на этапе предпрофильной подготовки учащихся основной сельской школы.

Предполагаемые отчетные материалы:

Методические рекомендации «Управление предпрофильной подготовкой учащихся основной сельской школы».

ТРЕТИЙ ЭТАП (2008-2009 г.)

Содержание работы:

Апробация теоретической модели на этапе профильного обучения в сельской школе.

Предполагаемые результаты:

Методические рекомендации управления профильным обучением учащихся базовой сельской общеобразовательной школы.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП (2009-2010 г.)

Содержание работы:

Обобщение и анализ результатов эксперимента.

Предполагаемые результаты:

Научный отчет.

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 2, 2008

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.