Научная статья на тему 'Управление предприятиями легкой промышленности: проблемы и перспективы'

Управление предприятиями легкой промышленности: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ТИП УПРАВЛЕНИЯ / LIGHT INDUSTRY / BREAKING POINT / METHODOLOGY OF MANAGING / GOLOGRAPHIC MODELS / HUMANIZING TYPE / ECONOMIC GROWTH / TYPE OF MANAGING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митюченко Л. С., Панин Е. А.

В статье проведен анализ деятельности легкой промышленности, отражены основные проблемы, которые способствовали ухудшению состояния легкой промышленности и предложены основные направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE ENTERPRISES OF LIGHT INDUSTRY: PROBLEMS AND PROSPECTS

In article the analysis of activity of light industry is carried out, the main problems which promoted deterioration of a condition of light industry are reflected and the main directions their solutions are proposed.

Текст научной работы на тему «Управление предприятиями легкой промышленности: проблемы и перспективы»

УДК 338.4

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

Л.С. Митюченко, А.С. Шалатонова

В статье рассмотрены основные законы, нормативные акты, государственные программы регулирующие производство и реализацию продукции промышленного предприятия. Освещены основные государственные программы в области инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности.

Ключевые слова: государственное регулирование, целевые программы развития отрасли, инвестиционные кредиты.

Необходимость обеспечения стабилизации производства основных видов продукции, последующего его динамического развития с целью достижения продовольственной безопасности страны требует формирования более эффективных экономических отношений в агропромышленном комплексе, а также усиление государственного регулирования, как в аграрном, так и в промышленном секторах АПК.

Эффективное государственное регулирование должно обеспечить формирование паритетных отношений в системе «сельское хозяйство - перерабатывающие предприятия -торговля». В числе главных целей государственного регулирования является эффективное стимулирование достижения регионами максимального самообеспечения отечественными продуктами питания и как результат - обеспечение продовольственной безопасности страны в целом.

Основными рычагами экономического регулирования развития производства в пищевой промышленности должна стать бюджетная, налоговая, ценовая, кредитная, инвестиционная политика, государственные заказы, закупочные и товарные инвестиции на рынке продовольствия, разработка целевых комплексных программ на федеральном и региональном уровнях.

Следовательно, основной задачей государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности страны должно являться создание экономической, законодательной и материальной базы, обеспечивающей:

1) производство в необходимых объемах отечественного продовольственного сырья и пищевых продуктов;

2) экономическое стимулирование производства отечественной пищевой продукции посредством проведения соответствующей налоговой, таможенной, ценовой, кредитной политики;

3) установление государственного заказа на социально значимые продовольственные товары;

4) экономическое регулирование импорта важных продуктов питания и экспорта сельскохозяйственного сырья;

5) создание условий для финансирования технического переоснащения производства.

К настоящему времени обеспечена правовая и законодательная база Российской Федерации, позволяющая реализовать на пищевых предприятиях систему управления качеством пищевой продукции (рисунок 1). Это законы «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», «Об охране окружающей среды». Существуют государственные стандарты, относящиеся к системе менеджмента качества, безопасности и экологии. Утверждены санитарные правила, регламентирующие организацию и проведение производственного контроля на предприятиях.

Кроме этого разработаны и утверждены целевые ведомственные программы развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента Российской Федерации к числу главных направлений обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе отнесена продовольственная безопасность. Положения Стратегии детально отражены в разработанной Минсельхозом России Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации.

Рисунок 1 - Правовое и законодательное обеспечение предприятий производства пищевой

продукции

Реализации Доктрины позволит достичь трех основных результатов развития отрасли пищевой промышленности:

1) стабилизация цен на продукты питания внутри страны;

2) повышение качества продуктов питания.

3) поддержка отечественного производителя, посредством замещения импортной

продукции.

На сегодняшний день только две страны - США и Франция - полностью обеспечивают потребность своего населения в пищевых продуктах, Германия обеспечивает на 93% [1].

Для России характерна высокая зависимость внутреннего продовольственного рынка от импорта пищевых продуктов. В целом по стране импорт пищевых продуктов составляет 46%, а в крупных городах он достигает 70% [2].

Темпы роста отечественного сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции остаются ниже, чем импорт пищевых продуктов, который в 2008 году на 10-15% превысил пороговое значение, определяющее продовольственную безопасность. Особенно данная проблема наблюдается по животноводческой продукции. Так, в 2008 г. импорт мяса (кроме птицы) увеличился на 14,9 %, молока и сливок сухих и сгущенных - на 21,3%, масла сливочного - на 8,1 %. Все это значительно снижает экономическую безопасность и ущемляет национальные интересы [3].

Г осударственная политика импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия за последний годы значительно активизировалась и уже приносит свои результаты. Особенно активизирована эта работа по импорту мяса и сахара-сырца. Приняты следующие постановления Правительства Российской Федерации: «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные виды сахара»; «О временной ставке таможенной пошлины на кукурузный и маниоковый крахмалы»; «О временной ставке таможенной пошлин в отношении отдельных видов тропических масел».

Кроме этого Правительством РФ приняты отраслевые целевые программы «Развитие свеклосахарного подкомплекса России на 2010 - 2012 годы» и «Развитие первичной переработки скота на2010 -2012 года». Конечной целью этих программ является к 2012 году обеспечить долю российского производства в формировании ресурсов сахара до 67% и повышение душевого потребления мяса и мясопродуктов до 66,1 кг для достижения рациональной нормы потребления 70 кг (в 2008 году - 65,9 кг) [3].

Совершенствуется система государственной поддержки АПК. Введено субсидирование процентных ставок по краткосрочным и среднесрочным (до 5 лет) кредитам, привлеченным предприятиями и организациями АПК в российских банках с погашением за счет средств

федерального бюджета 2/3 учетной ставки ЦБ РФ. Эта схема повысила доступность кредитных ресурсов. Существенные изменения произошли в кредитно-финансовом обслуживании предприятий и организаций АПК. Создан и нормально функционирует Россельхозбанк.

Продолжает совершенствоваться работа по обеспечению предприятий АПК продукцией машиностроения на условиях лизинга. Создана и активно заработала государственная лизинговая компания «Росагролизинг».

Из федерального бюджета на поддержку АПК в 2010 году выделено 107 млрд 600 млн рублей, при этом на 30% увеличен объем субсидирования процентных ставок по кредитам - до 80 млрд рублей [3].

Кроме этого государством определены приоритетные направления финансирования инвестиционных проектов:

- молочное и мясное животноводство, птицеводство;

- первичная переработка молока и мяса;

- приобретение отечественной техники и оборудования;

- строительство и модернизация сахарных заводов, элеваторов для хранения зерна.

Прогрессирующему техническому, технологическому, организационному и

экономическому обновлению отраслей пищевой промышленности и повышению их эффективности будет способствовать реализация инновационной политики государства.

Институтом экономических стратегий (ИНЭС) во исполнение «Основ политики...» до 2010 г. разработан проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 г.

Согласно этому проекту предполагается до 2030 г. сконцентрировать ресурсы на следующих направлениях системы инновационно-технологических приоритетов:

- международные фундаментальные исследования и долгосрочные прогнозы (формирование новой научной парадигмы, фундаментальные основы шестого технологического уклада и постиндустриального технологического способа производства, долгосрочные прогнозы социально-экономического, научно-технического, инновационного и экологического развития мира и России);

- биотехнология и биомедицина (создание новых поколений лекарственных препаратов и пищевых добавок, сельскохозяйственных растений и животных и т.д.);

- новейшие нанотехнологические и информационные технологии и системы;

- энергосберегающие технологии и возобновляемые энергоресурсы;

- принципиально новые материалы;

- системы машин и технологий новых поколений.

Это лишь немногие направления, предложенные для реализации государственной политики в области развития инновационной системы. Они являются необходимыми, и от претворения их в жизнь, напрямую зависит дальнейшее научно-техническое и инновационное развитие нашей страны.

На наш взгляд одним из важнейших направлений государственного регулирования отрасли пищевой промышленности должно заключаться в совершенствовании нормативноправового регулирования всех процессов, связанных с производством продовольственного сырья, его переработкой, логистикой и реализацией готовой продукции. Одним из позитивных примеров активного участия в решении рассматриваемых проблем - разработка целевых программ развития отдельных отраслей сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности.

In the article describes the main laws, regulations, government programs regulating production and sales of industrial enterprises. Highlight the major government programs in the field of innovation of the food industry.

The key words: government regulation, targeted programs for industry development and investment loans.

Список литературы

1. Денисов В.П. Законодательное обеспечение продовольственной безопасности РФ // Пищевая промышленность. 2008. № 12. С. 12 - 15.

2. Ушачев И.Г. Особенности продовольственной безопасности России: Проблемы и пути решения. // Пищевая промышленность. 2009. № 11. С. 14 - 16.

3. Скрынник Е.Б. Основные направления развития пищевой и перерабатывающей промышленности на среднесрочную перспективу. 2010. № 1. С. 4 - 9.

Об авторах

Митюченко Л. С.- кандидат экономических наук, доцент кафедры управления Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. 241012 г. Брянск, ул. XXII съезда КПСС, дом 47, кв. 40, т.м. 8-919-199-65-39

Шалатонова А. С.- ассистент кафедры управления Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

Адрес места жительства: Брянская область, Дятьковский район, г. Фокино, ул. К. Маркса, д.11, кв.3

THE ROLE OF GOVERNMENT IN ECONOMIC AND INNOVATIVE DEVELOPMENT ENTERPRISES

L.S. Mityuchenko, A.S. Shalatonova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.