Научная статья на тему 'Управление предпринимательскими рисками в регионе'

Управление предпринимательскими рисками в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление предпринимательскими рисками в регионе»

Н.А. ИВАНОВА

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ РИСКАМИ В РЕГИОНЕ

Осуществление предпринимательства в его любом виде связано с риском, который принято называть хозяйственным, или предпринимательским. В России предпринимательские риски настолько велики по сравнению с аналогичными рисками в Европе, что их можно назвать запредельными. Думается, что мировой опыт защиты от рисков хорошо бы вписался и в российский характер.

В российской экономической науке и практике хозяйствования, по существу, отсутствуют общепризнанные теоретические положения о хозяйственном риске. Крайне слабо разработаны методы оценки риска применительно к тем или иным производственным ситуациям и видам деятельности, отсутствуют распространенные практические рекомендации о путях и способах уменьшения и предотвращения риска.

Теория предпринимательского риска лишь частично сложилась и в странах со сформировавшейся рыночной экономикой. Но там имеется огромный опыт рискового предпринимательства, сопровождаемый наглядно видимыми примерами процветания и краха, подъема и банкротства в зависимости от умелого и неумелого поведения, а частично и везения, в реальной обстановке риска.

Имеются отдельные виды предпринимательской деятельности, в которых риск поддается расчету, оценке и где методы определения степени риска отработаны и теоретически, и практически. К тому же страховой риск относится преимущественным образом к объекту, вне прямой зависимости от вида деятельности.

Под предпринимательским понимается риск, возникающий при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными, и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических проектов. Предпринимательский риск характеризуется как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности.

Основой реализации рискового подхода в предпринимательской деятельности является концепция приемлемого риска. Методы управления в наиболее общем виде представляют собой приемы и способы осуществления последовательных и непрерывных функций менеджмента. Иными словами, методы менеджмента можно определить как совокупность приемов и способов, применение которых позволяет обеспечить нормальное и эффективное функционирование управляющей и управляемой подсистем системы управления.

В современной теории менеджмента методы управления классифицируются по самым различным признакам. Общая классификация методов риск-менеджмента: юридические; административные; экономические; социальные; психологические; производственные; научно-прикладные.

Разумеется, подобный способ деления методов управления на группы является достаточно условным, так как все они имеют множество общих черт и подвержены взаимному влиянию. Только характерные различия в способах воздействия на объект управления позволяют рассматривать каждый из вышеперечисленных методов в отдельности.

В российской и, частично, мировой практике до недавнего времени специалисты по управлению риском входили в состав финансовых и/или маркетинговых подразделений предприятий. В их функции входило проведение расчетов отдельных рисков, кредитных или финансовых. Данная деятель-

ность носила, в основном, вспомогательный характер и не всегда оказывала должное влияние на процесс принятия решения руководства компании по вопросам, связанным со сбытовой и/или финансово-экономической деятельностью предприятия. Глобализация рынков капитала, интеграция России в мировое экономическое пространство, образование международных конгломератов и усиливающаяся в связи с этим конкуренция потребовали новых подходов к управлению риском предприятия. От расчета частных рисков предприятия переходят к управлению интегральным, глобальным риском, учитывающим все факторы риска, влияющие на эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В ходе управления риском требуется собирать, систематизировать и анализировать большие объемы разнообразной информации, на основании которой создаются алгоритмы управления им. Для обеспечения эффективного процесса управления риском требуется организация на предприятии соответствующей службы. Одной из проблем, с которой сталкивается руководство предприятий, является отсутствие методик организации службы управления интегральным риском, регламентации функциональных обязанностей сотрудников службы и определения степени интеграции службы в структуру предприятия. Некоторые решения по вышеупомянутым вопросам, разработанные на базе отечественного и зарубежного опыта и нашедшие применение на российских предприятиях, мы охарактеризуем.

Процесс управления интегральным риском можно условно разделить на пять ступеней: 1) определяются факторы риска, генерируемые предприятием в процессе своей деятельности; 2) подсчитывается степень (или весовая характеристика) каждого фактора; 3) определяются возможности снижения риска при условии достижения планируемого конечного результата; 4) оценивается целесообразность сохранения видов деятельности, генерирующих высокие риски при условии наличия у предприятия финансовых ресурсов для управления таким риском; 5) подлежат страхованию риски, степень которых превосходит финансовые возможности предприятия.

Создание эффективной модели управления интегральным риском требует обеспечения максимальной достоверности первичных входных данных, используемых для проведения их анализа. Для решения данной задачи необходимы высококвалифицированные специалисты и автоматизированные системы получения и обработки данных, что может потребовать значительных затрат.

В качестве элемента составления основного укрупненного структурного плана управления риском используется карта локальных рисков производственного предприятия, внедренная в практику отдельных из них. Карта включает в себя такие элементы, как совокупность локальных рисков и функциональных элементов организационной структуры предприятия, отвечающих за принятие указанных выше мер. Все руководители и ответственные лица функциональных подразделений призваны активно сотрудничать с руководителем или координатором, ответственным за управление интегральным риском предприятия. При этом специалисты оценивают следующие параметры: возможный суммарный ущерб предприятия; исковые требования по качеству продукции; вероятность и последствия утраты или повреждения имущества; преступную деятельность; прочие потери.

Следует отметить, что управление риском на предприятии наиболее эффективно, если его руководство с правильных позиций оценивает интегральный риск финансово-хозяйственной деятельности, хорошо знакомо с допустимой величиной его колебаний и располагает постоянной информацией о состоянии специфических рисков, получаемых от руководителей подразделений и ответственных сотрудников предприятия. Именно поэтому в целях обеспечения по-

добного процесса целесообразно не только создание подразделения по оценке интегрального риска и управления им, но и определение наиболее значимых факторов риска и пределов их допустимых отклонений; разработка и реализация программы по работе с другими подразделениями и ответственными лицами, контролирующими локальные риски; назначение лиц, ответственных за выполнение задач по контролю за риском в подразделениях и службах; проведение оценки рисков до максимально низкого управленческого уровня; представление оценки рисков в качестве неотъемлемой составной части любой трудовой деятельности с поощрением сотрудников за успехи, достигнутые в этой области; отказ от излишней перестраховки от рисков, требующей значительных затрат, поиск и стимулирование изысканий в этой области решений, связанных со страхованием рисков в рамках предприятия.

Для мониторинга уровня риска предприятия необходимо использование систем автоматизированного контроля за его деятельностью. В целях повышения эффективности и уровня качества данного процесса подразделение по управлению риском предприятия должно быть интегрировано в общую корпоративную информационно-управляющую систему предприятия. Таким образом оптимизируются затраты на ввод-формализацию и первичную обработку входных данных, поскольку существенная часть необходимых материалов уже формализована и содержится в общей информационной базе данных предприятия. Качественное использование существующих на предприятии информационных ресурсов повышает эффективность работы подразделения по управлению интегральным риском предприятия как бизнес-единицы.

Использование в практике управления интегральным риском различных моделей, таких как модель стоимости капитальных активов, модель Уа!ие-а1-пэк, методов количественного анализа, например анализ сценариев и имитационное моделирование рисков по методу Монте-Карло, стресс-тестирование, связано с созданием или приобретением дорогостоящих специальных программных продуктов и привлечением высококвалифицированных специалистов в области математических методов анализа. Следует уделить внимание подготовке подобных специалистов в рамках предприятия.

К основным методам снижения степени риска в предпринимательстве, на наш взгляд, относятся: избежание и лимитирование; диверсификация; передача и хеджирование; самострахование; страхование.

К методам управления можно отнести также и сохранение риска, т.е. отказ от любых мероприятий по его снижению или передаче. Как известно, отрицательный результат - тоже результат, и мы не вправе исключать такой вариант из общего списка возможностей по управлению риском.

Перечисленные и другие формы избежания риска, несмотря на свой радикализм в отвержении отдельных их видов, лишает предприятие дополнительных источников формирования прибыли, а соответственно, отрицательно влияет на темпы его экономического развития и эффективность использования собственного капитала.

Оживление инвестиционных потоков и межотраслевого капитала на основе диверсификации в региональной промышленности мыслимо лишь на базе всемерного снижения государством отраслевых барьеров, образования жизнеспособных объединений независимо от существующих нормативно-технических требований. Мотивация процессов диверсификации в регионе заключается в поисках дополнительных внутренних источников финансирования за счет соединения под одной крышей разнорентабельных видов деятельности с различной степенью окупаемости затрат. С одной стороны, многие предприятия на пустующих мощностях производят продукцию, которая не соответст-

вует продукции выпускаемой основной отраслевой деятельностью, и это дает возможность предприятиям и фирмам выжить в условиях финансового кризиса, с другой стороны, финансовый кризис делает долгосрочные перспективы моноструктурных предприятий, которые не занимаются расширением сфер деятельности, все более мрачными. Поэтому можно предполагать, что диверсификация производства в регионе в ближайшее время будет идти нарастающими темпами. Однако необходимо отметить, что вложение средств в другие направления деятельности порождают дополнительные предпринимательские риски. Кроме того, нельзя не согласиться с тем, что длительное игнорирование специфики товарного производства и роли рынка в условиях социализма привело к тому, что нынешнее поколение хозяйственных руководителей в большинстве своем не владеют необходимой теоретической базой и не имеют достаточного практического опыта работы на принципах экономической самостоятельности предприятий. Большинство сегодняшних руководителей и специалистов не знакомы с методами диверсификации, ориентированной на запросы потребителей, весьма приблизительно представляют себе деятельность предприятия в условиях конкуренции. Эти обстоятельства в определенной мере могут стать препятствием на пути развития предприятий и фирм. Поэтому, чтобы их устранить, руководителям необходимо изучать зарубежный опыт, постоянно повышать уровень своей квалификации.

Кроме того, на практике диверсификация может не только уменьшить, но и увеличить риск. Увеличение риска происходит в случае, если предприниматель вкладывает средства в область деятельности, в которой его знания и управленческие способности ограничены. В этом случае необходимо удерживаться от соблазна, поддерживать неудачный бизнес за счет прибылей, получаемых в других областях деятельности, так как подобная практика может привести к тому, что вся прибыль будет потрачена на убыточную отрасль.

Таким образом, диверсификация - это метод управления рисками, дающий возможность предприятиям получение дохода от вложения средств в определенные проекты, не связанные с основной деятельностью. Использование диверсификации может спасти предприятие от банкротства и позволит продолжить функционировать.

Бизнесмену часто приходится выбирать: вложить все деньги в производство или, «отстегнув» часть средств, получить достоверную и своевременную информацию. При решении этой дилеммы хорошо бы помнить известное изречение: «Информация может дорого стоить, но она того стоит». В России предприниматели чаще всего интересуются реальным финансовым положением контрагента и реальной историей работы компании, историей ее поведения на рынке. Причем часто речь идет как о предприятии-контрагенте, так и о конкретных людях, которые им управляют.

Располагая перечисленной информацией о потенциальном партнере, можно сделать определенное заключение о его надежности. В России пока система сбора информации о партнере не развита, хотя необходимость ее очевидна, о чем свидетельствует наличие мошеннических схем, связанных с передвижением мошенников по территории России, сопредельных государств и даже развитых стран. В случае, если бы существовала работоспособная информационная сеть, данные о мошенниках могли бы своевременно помочь предпринимательским фирмам избежать потерь. Одной из первых на российском рынке предоставляет информацию о предпринимательских структурах корпорация Dun & Bradstreet. Среди информационных услуг, предлагаемых фирмой, - предоставление бизнес-справок о финансовом положении и деловой репутации потенциального партнера или клиента, которая включает в себя:

сведения об общем объеме финансовых средств с оценкой финансовой устойчивости фирмы; список банков и других финансовых учреждений, которые ведут дела фирмы; справку о точности исполнения платежей с указанием сроков оплаты счетов: сравнение финансового состояния фирмы и точности исполнения платежей с другими фирмами той же отрасли. Такие бизнес-справки составляются на основе самых различных источников информации и позволяют предпринимательской фирме судить о предполагаемом партнере и тем самым минимизировать возможные риски, так как фактически справка содержит всю необходимую информацию для принятия оперативного и правильного предпринимательского решения. Естественно, такая информация очень надежна.

Еще один путь избежать ошибок при выборе партнера - создание собственной системы сбора и анализа информации о потенциальных или существующих контрагентах. В качестве образца в этом случае можно использовать систему Due Diligence - «должного внимания», практикуемую западными банками по отношению к своим клиентам. Эта система обеспечивает защиту от разного рода мошенничеств. Один из основных инструментов этой системы -анкета, включающая вопросы о названии компании-контрагента и адресах ее офисов за последние два-три года; о видах бизнеса, ею осуществляемых. Анкета может содержать вопросы о партнерах компании и их адресах, в нее включаются вопросы о финансовом состоянии компании и предполагаемом обороте или будущем среднем остатке на ее счете. Наиболее сложные вопросы анкеты связаны с происхождением капитала компании.

Ключевую роль в регулировании предпринимательских рисков отводится государству. В настоящее время к созданию соответствующей базы уже сделаны первые шаги, к примеру, Правительство Москвы будет компенсировать субъектам малого предпринимательства до 75% премии, но не более 250 тыс. руб., по договорам страхования предпринимательских рисков. Это предусмотрено Комплексной целевой программой развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг., утвержденной правительственным постановлением № 420-ПП от 20 июня 2006 г. Согласно программе, компенсация может быть предоставлена для страхования существенного для бизнес-проекта субъекта малого предпринимательства риска убытков от предпринимательской деятельности: перерыва в производственной и коммерческой деятельности, нарушения обязательств контрагентами предпринимателя, ответственности производителя и продавца по законодательству о защите прав потребителя и других рисков. При страховании риска упущенной выгоды компенсация не предоставляется. Чтобы получить компенсацию на страхование, субъект малого предпринимательства должен документально подтвердить обоснованными расчетами недостаточность собственных средств для оплаты страховки. При этом размер премии должен соответствовать среднерыночному в этом виде страхования на территории города. Субъект малого предпринимательства в рамках компенсации части расходов на страхование предпринимательских рисков вправе получить не более одной субсидии за весь период функционирования.

Основная задача государства в рамках регулирования любой деятельности хозяйствующих субъектов - установить режим наибольшего благоприятствования в целях обеспечения развития свободного рынка и защиты прав потребителя. Следует отметить, что система оценки рисков должна стать базовой основой системы государственного регулирования предпринимательской деятельности. В условиях рыночной экономики уровень и формы государственного регулирования должны быть оптимизированы. Принципы построения единой системы государственного регулирования на основе системы оценки риска должны основываться на следующих принципах:

- принцип законности - система оценки рисков должна строиться и действовать в полном соответствии с законодательством Российской Федерации. Деятельность государства по регулированию рисков (деятельность системы оценки рисков) должна соответствовать требованиям международных договоров, Конституции, федеральным конституционным и федеральным законам, актам Правительства и указам Президента Российской Федерации;

- соответствие уровню развития национальной экономики, материальнотехнической базы, а также уровню научно-технического прогресса, что позволит использовать в государственном регулировании рисков баланс между минимизацией негативных последствий и экономической эффективностью;

- принцип независимости регулирующих органов от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей - повысит качество и уровень осуществляемого государственными органами контроля за рисками;

- единство системы оценки рисков - позволит установить на территории Российской Федерации односложную и универсальную систему, позволяющую регулировать риски с высокой степенью эффективности;

- принцип единого правового пространства основывается на положениях Конституции РФ. В соответствии со ст. 71 Конституции государственные стандарты, а также регулирование в наиболее стратегически важных сферах деятельности является компетенцией Российской Федерации. Таким образом, правовое пространство регулирования рисков (в большинстве своем имеющих технический характер и определяющихся стандартами) находится в федеральной компетенции;

- единство правил и методов исследований и измерений при проведении процедур обязательной оценки рисков, позволяет обеспечить создание единой по своему содержанию научной базы;

- оценка рисков направлена на ограничение предпринимательской деятельности в целях обеспечения безопасности как конечного потребителя, так и лиц, задействованных в процессе производства, а также населения, в этой связи ограничение должно носить разумный характер и окупаться эффективностью управления риском;

- недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и хозяйствующего субъекта;

- недопустимость внебюджетного финансирования государственного регулирования рисков - принцип направлен на обеспечение независимости государственных органов, регулирующих риски;

- применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- использование достоверных данных при проведении исследований направлено на расчет предельно точных показателей в целях эффективной минимизации рисков;

- обеспечение законных прав и интересов населения при расчете критических показателей рисков.

Методика выбора формы государственного регулирования должна предусматривать дифференцированный подход к выбору формы регулирования (дерегулирования) в зависимости от степени потенциального вреда, причиняемого в результате негативного воздействия данного вида деятельности, исходя из определенной степени риска и ее соотношения с определенными предельными значениями. На основании такого соотношения должен осуществляться выбор метода государственного регулирования.

Методика выбора формы государственного регулирования должна основываться на следующих моментах:

1) строгие формы государственного регулирования применяются в случае высокой степени вероятности наступления негативных последствий деятельности и масштабности вероятных негативных последствий (степень вероятности и масштабность как математические показатели высчитываются на основе статистических данных по данной сфере деятельности);

2) нестрогие формы государственного регулирования применяются в тех случаях, когда показатели, указанные в пункте один, не позволяют применять строгие формы государственного регулирования;

3) саморегулирование - в остальных случаях. Необходимо также отметить, что саморегулирование предполагает возможность принятия государством норм рекомендательного значения.

В заключение необходимо отметить, что формирование комплексной системы государственного регулирования на основе оценки рисков позволит создать эффективный механизм государственного вмешательства в экономику, способствующий развитию конкуренции и защите прав потребителей.

Литература

1. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Управление рисками. М.: ЮНИТИ, 2005. 511 с.

2. Малашихина Н.Н., Белокрылова О.С. Риск-менеджмент: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 320 с.

3. Станиславчик Е.Н. Риск-менеджмент на предприятии. Теория и практика. М.: Ось-89, 2002. 80 с.

4. Тэпман Л.Н. Риски в экономике: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.А. Швандра. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 380 с.

5. Фомичев А.Н. Риск-менеджмент: Учеб. пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и К», 2004. 292 с.

ИВАНОВА НИНА АНАТОЛЬЕВНА родилась в 1968 г. Окончила Чувашский государственный университет. Начальник учебно-методического управления Чувашского государственного университета, старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга. Имеет 6 научных работ в области экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.