Библиографический список
1. Бочкова Е., Кузнецова Е. Эволюция территориальных форм общественного разделения труда. Краснодар, 2011.
2. Бузгалин А., Колганов А. Глобальный капитал. М., 2004.
3. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. М., 2001.
4. Градов А. Региональная экономика. СПб., 2005.
5. Гутман Г., Звягинцева О., Мироедов А. Регион в формировании социального государства. М., 2005.
6. Гутман Г.В., Мироедов А.А. Управление региональной экономикой. М., 2001.
7. Дрожжин Р. Факторы и принципы развития социально-экономической системы региона, локализованной в пространстве субъекта РФ: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Майкоп, 2007.
8. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М., 1966.
9. Керашев А. Функциональное содержание и принципы управления макрорегиональным хозяйственным комплексом как интеграционным образованием. РнД., 2005.
10. Киргуев А. Социально-экономическая система региона под углом зрения интеграции // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 15 (54).
11. Коваленко Е. Зинчук Г., Кочетова С. Региональная экономика и управлении: учеб. пособие. СПб., 2008.
12. Корсаков А. Экономические проблемы территориального разделения труда в условиях научно-технической революции. Свердловск, 1975.
13. Ленин В. Развитие капитализма в России. Процесс образования внутреннего рынка для крупной промышленности. М., 1986.
14. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. М., 1992.
15. Марченко М. Теория государства и права: курс лекций. М., 1998.
16. Полиди А. Диверсификация как доминирующая базовая стратегия развития российской промышленности в условиях глобализации экономических отношений: автореф. дис. ... докт. эконом. наук. Владикавказ, 2006.
17. Портер М. Международная конкуренция. М., 1993.
18.Постиндустриальный мир и Россия / отв. ред. В. Хорос, В. Красильщиков. М., 2001.
19. Пчелинцев О. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М., 2004.
20. Сапир Ж. К экономической теории неоднородных систем: Опыт исследования децентрализованной экономики. М., 2001.
21. Стародуб О. Развитие рекреационно-ориентированной социально-экономической системы субрегиона в условиях пространственного обособления и асимметрии хозяйственного процесса во времени: автореф. дис. . канд. эконом. наук. Майкоп, 2007.
22. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб., 1996.
УДК 339.5, 338.49
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ИНФРАСТРУКТУРНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ
1 9
© Х.Р. Муфтахутдинова1, Е.Б. Хоменко2
1Филиал ОАО Банк ВТБ в г. Ижевске,
426034, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Красногеройская, 63. 2Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 426069, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7.
Рассмотрен инфраструктурно-организационный аспект внешнеторговой деятельности промышленных предприятий с позиции развития национальной системы предпринимательства. Выделены особенности организации внешнеторговой деятельности крупных, средних и малых промышленных предприятий. Введено понятие «инфраструктура внешнеторговой деятельности промышленного предприятия» и определены ее ключевые функции. Табл. 2. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: внешнеторговая деятельность промышленных предприятий; инфраструктура внешнеторговой деятельности; предпринимательская деятельность.
ENTREPRENEURIAL APPROACH IN FOREIGN TRADE OF INDUSTRIAL ENTERPRISES: INFRASTRUCTURAL AND ORGANIZATIONAL ASPECT Kh.R. Muftakhutdinova, E.B. Khomenko
Branch of JSC VTB Bank in Izhevsk,
63 Krasnogeroiskaya St., Izhevsk, Republic of Udmurtia, 426034. Izhevsk State Technical University named after M.T. Kalashnikov, 7 Studencheskaya St., Izhevsk, Republic of Udmurtia, 426069.
The paper deals with the infrastructural and organizational aspect of foreign trade activity of industrial enterprises from the viewpoint of developing the national system of entrepreneurship. It identifies foreign trade organizational features of
1 Муфтахутдинова Халида Рафаиловна, директор продаж продуктов транзакционного бизнеса, тел.: 89128565137, e-mail: [email protected]
Muftakhutdinova Khalida, Director of Transaction Business Product Sales, tel.: 89128565137, e-mail: [email protected]
2Хоменко Екатерина Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, тел.: (3412) 599694, (3412) 591958, 89068171242, e-mail: [email protected]
Khomenko Ekaterina, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economic Theory, tel.: (3412) 599694, (3412) 591958, 89068171242, e-mail: [email protected]
large, medium and small industrial enterprises, introduces the concept of "industrial enterprise foreign trade infrastructure," and identifies its key functions. 2 tables. 8 sources.
Key words: foreign trade of industrial enterprises; foreign trade infrastructure; entrepreneurship.
Внешнеторговая деятельность является одной из форм предпринимательства, стимулирующей технико-экономический, научно-технический и общественный прогресс. Для отечественных промышленных предприятий развитие указанного направления предпринимательской деятельности приобретает особую актуальность в связи с вступлением России в ВТО и необходимостью ускорения адаптации предпринимательских структур к сложным условиям глобальной экономики. Ограниченная конкурентоспособность промышленной продукции отечественных предприятий, отсутствие стратегического подхода к развитию бизнеса осложняют развитие внешнеторговой деятельности и продвижение российских товаров на мировые рынки. Этим обусловлена актуальность научного осмысления вопросов организации, управления и инфраструктурного обеспечения внешнеторговой деятельности промышленных предприятий.
В соответствии с Федеральным законом № 164-ФЗ от 08.12.2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под внешнеторговой понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. При этом под внешней торговлей товарами понимается импорт и (или) экспорт товаров [1].
В экономической литературе понятие внешнеторговая деятельность рассматривается как вид внешнеэкономической деятельности, связанный с осуществлением вывоза товарной продукции за границу (экспорт) и (или) ввозом товарной продукции из-за границы (импорт) [3, с. 15].
В современных условиях экспортная деятельность рассматривается производителями промышленных товаров как дополнительная возможность получения прибыли за счет реализации конкурентоспособных товаров на внешнем рынке. В то же время импорт призван восполнять дефицит на внутреннем рынке товаров, собственное производство которых экономически нецелесообразно, то есть отсутствуют необходимые факторы, прежде всего материальные и инвестиционные ресурсы или они ограничены в объемах. К тому же присутствие на внутреннем рынке высококачественных импортных товаров, с одной стороны, повышает качество внутреннего спроса, с другой - усиливает конкуренцию между отечественными и зарубежными поставщиками. Таким образом, экспорт является основным видом внешнеторговой деятельности промышленного предприятия, а импорт рассматривается либо как возможность расширения собственного производства аналогичного товара (им-портозамещение), либо как потенциальная угроза вытеснения внутреннего рынка более конкурентоспособной продукцией зарубежных поставщиков.
Согласно классификации Ф. Котлера, экспорт под-
разделяется на два вида: нерегулярный и активный. Для нерегулярного экспорта характерен пассивный уровень вовлечения во внешнеторговую деятельность, когда предприятие экспортирует издержки производимой продукции, реализуя их местным оптовикам - представителям иностранных фирм. В этом случае основной интерес для компании представляет внутренний рынок, а экспорт рассматривается как дополнительная возможность. Активный экспорт имеет место в случае, когда предприятие ставит целью расширение своих экспортных операций на конкретном рынке. Активный экспорт, в свою очередь, подразделяется на прямой и косвенный. Прямой экспорт предполагает либо непосредственное участие предприятия-производителя в экспортных операциях, либо его участие через собственное отделение за рубежом. Косвенный экспорт - это передача собственности на товар и всех рисков посреднику, продающему товар на внешнем рынке [2, с. 150].
Е.С. Родионова выделяет следующие функции внешнеторговой деятельности промышленного предприятия (табл. 1) [7, с. 76].
При ведении бизнеса за рубежом предприятия -участники внешнеэкономической деятельности, преследуют различные цели: увеличение прибыли, рост стоимости компании, расширение своей доли рынка, увеличение сбыта выпускаемой продукции, продление жизненного цикла товара, расширение ресурсной базы, завоевание международного престижа для фирмы и ее товара, освоение передового опыта ведения бизнеса и т.д. Выходя на внешний рынок, предприятие получает не только преимущества, связанные с расширением сферы деятельности, но и сталкивается с определенными трудностями, связанными с изучением предпринимательской среды, усложнением управления фирмой, необходимостью адаптации товара к требованиям зарубежного рынка, сложностью поиска зарубежного партнера, жесткой конкуренцией. При осуществлении внешнеторговой деятельности предприниматель должен максимально учитывать складывающуюся рыночную конъюнктуру и применять систему управления, ориентированную на международные требования качества, инновационности и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Внешнеторговая деятельность является высоко рискованной, классификация рисков приведена в табл. 2 [5, с. 114-115].
В международной и отечественной практике существуют различные типы инфраструктурного обеспечения организации внешнеэкономической деятельности промышленного предприятия, прежде всего в зависимости от масштаба предпринимательской деятельности и отраслевой принадлежности. Выбор форм организации службы внешней торговли
[0 Социально-экономические и общественные науки
Функц Таблица 1 ии внешнеторговой деятельности промышленного предприятия
Функции Содержание функции
Выбор экспортной стратегии Выбор и обоснование рынка (сектора на рынке) и конкретного продукта, предполагаемого для экспорта, оценка его конкурентоспособности
Технологические Разработка технологического процесса производства выбранного товара: определение источника сырьевых ресурсов, обоснование конкретной технологии производства экспортируемого изделия, подбор необходимой упаковки
Организационные Выбор конкретного вида внешнеэкономической деятельности, способа ее осуществления (самостоятельно или через посредников), организация внешнеторговой рекламы, поиск иностранных партнеров, конкретных путей товародвижения, вида транспортных средств, таможенных перевозчиков
Экономические Маркетинговые исследования внешних рынков, планирование внешнеторговых операций, выбор форм расчетов за товары и транспортировку, исчисление полной себестоимости экспортной продукции транспортных расходов, расходов по таможенной переработке, страхованию грузов
Оперативные Проведение переговоров, заключение контрактов, ведение деловой переписки, выбор конкретных посредников, определение их функций
Коммерческие Маркетинговые исследования внешних рынков, планирование внешнеторговых операций
определяют различные факторы: мотивы и потребности, побуждающие к участию в международном разделении труда (экспорт, импорт, привлечение иностранных инвестиций, участие в международной кооперации и др.); степень интернационализации производственной деятельности (уже участвует или только намерено включиться в международные операции); методы реализации продукции фирмы (самостоятельные экспортные операции или через посредников); масштаб предприятия и объем его фактического и потенциального экспорта, что определяет количественные параметры службы управления внешнеэкономической деятельностью; внешнеэкономические
операции имеют постоянный характер или осуществляются время от времени.
В зависимости от этих факторов предприятия применяют различные формы организации инфраструктуры внешнеторговой деятельности: отдел внешнеэкономических связей в структуре управления предприятием (встроенные, специальные); внешнеторговые фирмы в составе крупных объединений, в ряде случаев с правами юридического лица; при посредничестве отраслевых внешнеэкономических объединений; через услуги внутренних и иностранных посредников.
Классификация рисков внешнеторговой деятельности
Таблица 2
Классификационный признак Риски
внешние внутренние
Сфера возникновения страховые валютные налоговые транспортные законодательные политические экологические форс-мажорные 1. Управленческие 1.1. Риски маркетинговой службы 1.2. Риски отдела ВЭС 1.3. Риски юридического отдела 1.4. Риски финансового отдела 2. Производственные 2.1. Риски конструкторского отдела 2.2. Риски технологического отдела
2.3. Риски производственных подразделений 2.4. Риски ОТК 2.5. Риски ПЭО 3. Обслуживающей деятельности 3.1. Риски службы охраны
Время возникновения ретроспективный текущий перспективный
Масштаб деятельности локальный отраслевой региональный
национальный международный
подготовительный этап этап реализации после осуществления
Этапы деятельности осуществления внеш- внешнеторговой внешнеторговой
неторговой операции операции операции
Вид операции экспорт импорт лизинг другие операции
Характер риска объективный субъективный
При постоянном характере экспортных и других внешнеэкономических операций, нацеленности на их расширение крупное предприятие должно иметь в своем составе профессиональную службу внешней торговли. В зависимости от объема функций это может быть отдел внешней торговли, встроенный (например, в коммерческую службу) или специальный, а для более масштабных операций - внешнеторговая фирма. Отдел внешней торговли является структурным подразделением предприятия и осуществляет функции управления его внешнеторговой деятельностью. Основные задачи отдела: планирование внешнеторговой деятельности; участие в определении экспортных цен; поиск новых экспортных заказов; контроль за выполнением обязательств по заключенным контрактам; анализ эффективности операций; организация и участие в переговорах с потенциальными клиентами; управление экспортным потенциалом предприятия; контроль за организацией отгрузки, страхования, таможенной очистки и транспортировки экспортных товаров; валютный контроль; анализ рекламаций; изучение конъюнктуры зарубежных рынков; сбор информации (ценовой, технической, коммерческой) по фирмам-конкурентам; подготовка предложений по рекламным кампаниям, участию в выставках, ярмарках; разработка проектов стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия с привлечением иностранных инвестиций.
При нарастании объемов внешнеторговых операций, их усложнении происходит преобразование отдела внешней торговли во внешнеторговые фирмы, которые создаются в рамках крупных объединений с высоким удельным весом экспортно-направленного производства, большими импортными закупками (сырья, комплектующих, оборудования) и инвестиционными проектами.
Глобализация мировой экономики ведет к повышению роли малого и среднего предпринимательства (МСП) в международном сотрудничестве как с позиции извлечения выгод из международного разделения труда, так и с позиции приобщения к производственному сотрудничеству с крупным предпринимательством.
В настоящее время одним из препятствий оказанию действенной поддержки малого предпринимательства является отсутствие или недостаток эффективных объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий. Крупные предприятия создают себе инфраструктуру сами. Малое предприятие так действовать не может. Но правила на рынке одинаковы для всех. Следовательно, для успешной конкуренции продукции руководитель малого предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, провести маркетинговые исследования, реализовать товар с помощью сети сбыта. Предоставлять такую возможность, причем на доступных условиях, и должна инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Несмотря на то что в последние годы возникли и действуют десятки объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, очевидно, что без под-
держки государства и местных органов власти комплексная и эффективная инфраструктура поддержки возникнуть и существовать не может [6].
МСП - участники внешнеэкономической деятельности, имеют ряд особенностей, обусловленных совокупностью присущих им специфических проблем/недостатков и конкурентных преимуществ. К недостаткам относятся: 1) недостаточность оборотных средств и затрудненный доступ к кредитно-финансовым ресурсам; 2) ограниченные возможности инвестирования в развитие внешнеторговой деятельности за рубежом; 3) дефицит квалифицированных специалистов в области внешней торговли и зарубежного маркетинга, а также сложность в организации качественного процесса их найма; 4) слабая рыночная устойчивость, обусловленная высокой степенью риска и ограниченными возможностями МСП по его распределению; 5) проблема идентификации, связанная с низкой узнаваемостью предпринимательской структуры при налаживании контактов с иностранными контрагентами.
К основным конкурентным преимуществам, свойственным МСП - участникам внешнеэкономической деятельности, О.В. Савиков относит: 1) небольшой стартовый капитал, необходимый для организации внешнеэкономической деятельности, а также сравнительно низкие издержки управления, обусловленные отсутствием излишнего бюрократического аппарата на предприятии; 2) простота внутриорганизационных связей, снижающая риски внешнеэкономической деятельности и обеспечивающая МСП способность быстрой адаптации к конъюнктурным изменениям; 3) оперативность вывода на внешний рынок высокотехнологичных и инновационных продуктов; 4) наличие мотивированного на результаты персонала, способного реализовывать собственные идеи и способности; 5) способность предоставлять крупным предприятиям необходимый сервис при участии в совместных проектах; 6) глубокое знание потребностей потребителей в узкой рыночной нише; 7) способность проникать на рыночные ниши, не охваченные крупными предприятиями в силу своих масштабов. При этом в целях повышения эффективности осуществления внешнеэкономической деятельности МСП предлагаются следующие принципы организации и управления [8, с. 8-10]:
1. Принцип косвенного канала характеризует необходимость организации МСП партнерской кооперации на целевых зарубежных рынках в силу ограниченности своих возможностей.
2. Принцип малых рыночных ниш, согласно которому МСП способны в силу своей масштабности занимать неохваченные крупным предпринимательством рынки.
3. Принцип специализации означает, что на начальном этапе организации и ведения внешнеэкономической деятельности от всего кадрового состава МСП требуется наличие специальных знаний о выбранной области предпринимательства и потребностях целевой аудитории потребителей.
4. Принцип инновационной направленности подразумевает необходимость опережения крупных
предприятий в области осуществления НИОКР и их внедрения.
5. Принцип быстрой адаптации требует от МСП оперативной адаптации под динамичные изменения рыночной конъюнктуры с минимальным уровнем затрат.
6. Принцип осторожности требует от менеджмента МСП, обладающего по сравнению с крупными предприятиями меньшими возможностями по распределению рисков, предельной осторожности и взвешенности в принятии управленческих решений в процессе организации и управления внешнеэкономической деятельностью.
7. Принцип высокой кадровой компетенции подразумевает подбор высококвалифицированного и эрудированного персонала, способного решать сложные задачи с минимальными временными, финансовыми и трудозатратами.
В настоящее время перед отечественной экономикой стоит весьма сложная задача модернизации посредством организации высокотехнологичных производств, внедрения инновационных технологий. Процессы глобализации объективно расширяют инновационную номенклатуру товаров и услуг, содействуют ужесточению конкуренции на внешних и внутренних рынках. Тестирование внешними рынками объема и качества товаров способствует росту заинтересованности предприятий и организаций в инновационной активности, эффективной организации внешнеторговой деятельности [4] и требует соответствующего развития инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности, в том числе и внешнеторго-
вой.
Инфраструктура внешнеторговой деятельности промышленных предприятий определяется нами как совокупность подразделений, служб, инструментов и механизмов, обеспечивающих реализацию внешнеторговых операций. Определение состава элементов инфраструктуры внешнеторговой деятельности промышленных предприятий, по нашему мнению, должно базироваться на следующих принципах: 1) элементы должны относиться к инфраструктурному виду деятельности; 2) элементы должны участвовать в обеспечении реализации внешнеторговых операций; 3) элементы должны отвечать интересам всех основных субъектов внешнеторговой операции.
По нашему мнению, функциями инфраструктуры внешнеторговой деятельности промышленных предприятий являются: 1) обеспечение реализации всех видов внешнеторговых операций (обеспечивающая); 2) формирование взаимосвязей и взаимодействия между субъектами внешнеторговой деятельности (коммуникационная); 3) интеграция субъектов внешнеторговой детальности отдельных стран в систему мировой экономики (интеграционная).
Таким образом, совершенствование инфраструктуры внешнеторговой деятельности промышленных предприятий в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности будет способствовать ускорению адаптации российских предпринимательских структур к условиям открытой, конкурентной среды, создавая условия для реализации внешнеэкономического потенциала регионов страны.
Библиографический список
1. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федер. закон № 164-ФЗ от 08.12.2003 г.
2. Брезгина К.В. Стратегия развития внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий // Экономические науки. 2007. № 9 (34). С. 150-153.
3. Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление. М.: Экономистъ, 2008. 624 с.
4. Евченко Н.Н. Инновационная инфраструктура международного сотрудничества как институциональный элемент системы развития внешнеэкономического комплекса региона // Проблемы современной экономики. 2010. № 1 (33). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtld=3025 (дата обращения: 29.05.2012).
5. Никифоров П.Г. Развитие внешнеторговой деятельности промышленных предприятий: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Саратов, 2005. 178 с.
6. Программа развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ь|Мр://8рЬ-тЬ.шМех.рЬф?раде=74 (дата обращения: 12.05.2012).
7. Родионова Е.С. Управление внешнеторговой деятельностью многономенклатурного предприятия: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. СПб, 2010. 200 с.
8. Савиков О.В. Оценка потенциала внешнеэкономической деятельности малых и средних предпринимательских структур: автореферат дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. СПб., 2010. 204 с.