Научная статья на тему 'Управление пожарными и спасательными подразделениями при проведении мероприятий с массовым сосредоточением людей'

Управление пожарными и спасательными подразделениями при проведении мероприятий с массовым сосредоточением людей Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
350
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ / МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПОЖАР / РАСЧЕТ / РИСК / ТУШЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ALGORITHM / EVENTS / FIRE / CALCULATION / RISK / FIRE-FIGHT- ING / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Денисов И. П., Подгрушный А. В., Денисов А. Н.

Рассмотрены обоснование пожарных рисков и управление ими при проведении мероприятий различного характера с массовым сосредоточением людей. Приведен алгоритм расчета необходимых сил и средств при проведении массовых мероприятий без снижения готовности дежурных сил на территории гарнизона пожарной охраны. Рассмотрен лозунг МЧС России "Предотвращение, спасение, помощь" как управленческая деятельность, направленная на обеспечение безопасности граждан при их массовом сосредоточении на проводимых мероприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Денисов И. П., Подгрушный А. В., Денисов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of Fire and Rescue Units in Carrying Out Activities with a Massive Concentration of People

Examined the validity of fire risks and management for events of different nature with a massive concentration of people. Calculation algorithm of necessity in forces and facilities for mass events without decrease of readiness of forces on duty located on the territory of fire prevention garrison is given. Slogan of Emercome of Russia "Prevention, rescue, assistance" as a management activity directed at safety ensuring for people in case of mass events is considered.

Текст научной работы на тему «Управление пожарными и спасательными подразделениями при проведении мероприятий с массовым сосредоточением людей»

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРАХ

И. П. Денисов

начальникУправления организации пожаротушения и применения сил ГУ МЧС России по г. Москве, г. Москва, Россия

А. В. Подгрушный

канд. техн. наук, доцент, начальник Отдела организации пожаротушения и ГДЗС ГУ МО "Мособлпож-спас", Люберецкий район МО, п. Марусино, Россия

А. Н. Денисов

канд. техн. наук, доцент, доцент Академии ГПС МЧС России, г. Москва, Россия

УДК 614.842:519.8

УПРАВЛЕНИЕ ПОЖАРНЫМИ И СПАСАТЕЛЬНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ С МАССОВЫМ СОСРЕДОТОЧЕНИЕМ ЛЮДЕЙ

Рассмотрены обоснование пожарных рисков и управление ими при проведении мероприятий различного характера с массовым сосредоточением людей. Приведен алгоритм расчета необходимых сил и средств при проведении массовых мероприятий без снижения готовности дежурных сил на территории гарнизона пожарной охраны. Рассмотрен лозунг МЧС России "Предотвращение, спасение, помощь" как управленческая деятельность, направленная на обеспечение безопасности граждан при их массовом сосредоточении на проводимых мероприятиях.

Ключевые слова: алгоритм; массовые мероприятия; пожар; расчет; риск; тушение; управление.

По свидетельству очевидцев трагедии, происшедшей в мае 1896 г. при проведении мероприятий с массовым сосредоточением людей в г. Москве на Ходынском поле во время церемонии коронации императора Николая II,".. .изуродованные, посиневшие, в платье разорванном и промокшем насквозь, они были ужасны. Стоны и причитания родственников, разыскавших своих, не поддавались описанию. А тем временем все подъезжали военные и пожарные фуры и отвозили десятками трупы в город. Приемные покои и больницы переполнились ранеными. Часовни при полицейских домах и больницах и сараи — трупами. Весь день шла уборка" [1].

".Уже утром все пожарные Москвы занимались ликвидацией кошмарных последствий: обоз за обозом вывозил с поля тела убитых и раненых. От вида страшного зрелища цепенели сердца видавших виды военных, врачей и пожарных. Здесь были и скальпированные головы, и торчавшие наружу кости, и раздавленные грудные клетки, и валявшиеся в пыли недоношенные младенцы." [2].

Во время коронации Николая II погибли 1360 человек и еще несколько сот получили увечья.

© Денисов И. П., Подгрушный А. В., Денисов А. Н., 2010

Число погибших от пожара, возникшего при проведении мероприятия с массовым сосредоточением людей, в г. Перми к моменту написания данной статьи достигло 156 человек.

Казалось бы, разное время, разные обстоятельства происшествий, но есть один, самый главный и страшный, объединяющий их фактор — человеческие жертвы.

Зададим себе вопрос: "А возможно ли избежать человеческих жертв при проведении массовых мероприятий? В частности, в том же ночном клубе "Хромая Лошадь"?" Не будем касаться темы осуществления функций Государственного пожарного надзора и пожарной профилактики в период подготовки и проведения мероприятий с массовым сосредоточением людей. Это отдельная тема, требующая глубокого изучения, систематизации накопленного опыта и знаний. Но очевидно, что условия, в которых несут службу пожарные, спасательные подразделения и сотрудники Государственного пожарного надзора при проведении массовых мероприятий, могут быть охарактеризованы как особые, требующие дополнительного правового регулирования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане России имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования [3]. Вместе с тем гражданам должна гарантироваться личная и общественная безопасность.

В нашей стране система обеспечения безопасности граждан регулируется Федеральным законом "О безопасности" [4]. В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О пожарной безопасности" [5] при обеспечении пожарной безопасности и оперативном реагировании на возможные пожары и ЧС в период проведения массовых мероприятий федерального уровня органы МЧС России выступают в качестве гаранта реализации гражданами и общественными организациями их конституционных прав и свобод [4, 5].

Подразделениями Главного управления МЧС России по г. Москве и Управления по обеспечению мероприятий гражданской защиты г. Москвы накоплен определенный опыт организации деятельности служб и подразделений по контролю за обеспечением пожарной безопасности, оперативному реагированию на возможные пожары и ЧС в период подготовки и проведения массовых мероприятий различного уровня. Каждое из проводимых массовых мероприятий по-своему уникально, требует нестандартных управленческих решений в области планирования, подготовки личного состава, организации несения службы, осуществления функций Государственного пожарного надзора.

В своей статье авторы предполагают поделиться существующими наработками и ввиду отсутствия нормативного и научного сопровождения данного направления деятельности пожарной охраны призвать коллег, занимающихся вопросами безопасности массовых мероприятий, к обмену опытом с целью применения его в практической деятельности Главного управления МЧС России по г. Москве.

Лозунг МЧС России "Предотвращение, спасение, помощь" предлагается рассматривать как управленческую деятельность, направленную на обеспечение безопасности граждан при их массовом сосредоточении на проводимых мероприятиях.

Предотвращение

Выделим основные риски, возникающие при проведении массовых мероприятий (табл. 1).

Наиболее часто повторяющимися рисками являются пожар и террористический акт.

При наличии достоверных статистических данных математическими методами можно определить вероятность возникновения пожара или свершения террористического акта. В ходе подготовки управ-

0,35 0,30 0,25 0,20 0,15 0,10 0,05

Р1 Р2 РЗ Р4 Р5 Р6 Р7 Р8

Рис. 1. Распределение рисков по видам происшествий: Р1 — вероятность возникновения пожара с повышенным рангом вызова на территории г. Москвы в выходные и праздничные дни; Р2 — вероятность возникновения пожара в период празднования Дня города и Дня знаний; Р3 — вероятность возникновения пожара в период празднования Нового года и Рождества Христова; Р4 — вероятность возникновения пожара в период празднования Дня защитника Отечества 23 февраля; Р5 — вероятность возникновения пожара в период празднования майских праздников; Р6 — вероятность возникновения пожара в период празднования Дня России; Р7 — вероятность свершения террористического акта на территории России в выходные и праздничные дни; Р8 — вероятность свершения террористического акта на территории г. Москвы в выходные и праздничные дни

ленческих решений по организации специальных нарядов в г. Москве были просчитаны вероятности возникновения пожаров и терактов в выходные и праздничные дни (рис. 1), дни проведения мероприятий с массовым сосредоточением людей.

Наиболее соответствующим функциям и задачам МЧС при подготовке к проведению мероприятия с массовым сосредоточением людей является снижение риска возникновения пожара на задействованном объекте и подготовка подразделений к действиям в условиях угрозы свершения террористического акта.

Общеизвестным фактором в области обеспечения безопасности является задача определения такого набора решений, которые изменили бы параметры объекта, организации, предприятия, чтобы риск (интегральная оценка риска) был не больше заданного (приемлемого), а стоимость всех мероприятий по безопасности была минимальной. Рассмотрим представленную на рис. 2 схему последовательности этапов обеспечения безопасности объекта.

Такое соотношение достигается за счет оперативности прибытия пожарных и спасательных подразделений к месту возможного пожара (ЧС) и их высокой готовности к действиям по назначению. Соответственно, управленческие решения по организации многофункционального специального наряда и деятельность по повышению готовности по-жарно-спасательных подразделений, задействованных в обеспечении безопасности, верны.

Таблица 1. Основные риски, возникающие при проведении массовых мероприятий

№ п/п Чрезвычайные ситуации

Вид массовых мероприятий наиболее вероятные менее вероятные, но потенциально возможные

1. Общественно-политические

1.1 Пикеты Поджоги, акты самосожжения, техногенные и бытовые пожары Теракты с применением взрывных устройств, активных химически опасных веществ

1.2 Шествия, демонстрации Поджоги, акты самосожжения, техногенные и бытовые пожары, паника, давка Массовые пожары, теракты с применением взрывных устройств, активных химически опасных веществ

1.3 Митинги То же То же, захват заложников

1.4 Военные парады Аварии техники с последующим возникновением пожара, техногенные и бытовые пожары Теракты с применением взрывных устройств, активных химически опасных веществ, захват заложников

1.5 Собрания, съезды, конгрессы, симпозиумы Пожары, аварии систем жизнеобеспечения, обрушение конструкций Угрозы взрывов, теракты

1.6 Выборы, референдумы То же То же

2. Культурно-зрелищные

2.1 Рок-концерты, уличные карнавальные шествия Групповые нарушения общественного порядка, драки, пожары, паника, давка Угрозы взрывов, обрушение конструкций

2.2 Дискотеки, вечера отдыха Групповые нарушения общественного порядка, пожары Обрушение конструкций

2.3 Обычные концерты, спектакли, киносеансы Пожары, аварии систем жизнеобеспечения, разрушение конструкций Угрозы взрывов, теракты

2.4 Выставки уникальных, ценных экспонатов Пожары, аварии, паника, давка То же

3. Спортивные

3.1 Футбольные матчи на открытых стадионах Поджоги, обвалы конструкций, трибун Массовые беспорядки, поджоги, захват заложников, блокирование объектов и транспортных путей

3.2 Соревнования в закрытых помещениях Групповые нарушения общественного порядка, драки, пожары, паника, давка, разрушение конструкций Угрозы взрывов, теракты

3.3 Соревнования (показы) по техническим видам спорта То же, катастрофы Теракты, захват заложников

4. Религиозные

4.1 Церковные праздники, шествия, прибытие и выступления высших духовных лиц Давка, блокирование транспортных магистралей и объектов, пожары Теракты, обрушение конструкций, групповые нарушения общественного порядка, массовые отравления

5. Общественно-политические

5.1 Визиты высокопоставленных государственных и общественных деятелей, посещение ими объектов Блокирование дорог и объектов, групповые нарушения общественного порядка, ДТП, пожары Теракты и угрозы терактов

5.2 Крупные судебные процессы Блокирование дорог, зданий государственных органов, поджоги Угрозы терактов

5.3 Специальные проезды руководителей государства, траурные процессии Блокирование автодорог, ДТП, давка, акты самосожжения То же

6. Комплексные

6.1 День города, народные гуляния, профессиональные праздники Пожары, аварии, массовые отравления, групповые нарушения общественного порядка, ДТП Угрозы терактов, массовые беспорядки, сопровождающиеся поджогами, эпидемии

Определение

оптимального

набора мероприятий по снижению уровня риска

Рис. 2. Последовательность этапов обеспечения безопасности объекта

Спасание

Для обеспечения мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей возникает задача определения необходимого количества и состава сил и средств, причем без снижения уровня готовности гарнизона пожарной охраны в целом.

Предлагаемый подход инженерного обоснования принятия управленческого решения по обеспечению пожарной безопасности при проведении мероприятий с массовым сосредоточением людей позволяет отчасти решить и эту проблему. Принципиальная схема оценки ситуации по обеспечению пожаробезопасных условий проведения массового мероприятия представлена на рис. 3.

Расчетное обоснование сил и средств подразделений пожарной охраны для действий в период проведения массовых мероприятий рекомендуется выполнять следующими способами:

1) расчетом потребности сил и средств на основе накопленного опыта с учетом экспертной оценки складывающейся оперативной обстановки на ответственной территории;

2) расчетом сил и средств на основе изучения объекта в оперативно-тактическом отношении и экспертной оценки возможных рисков (мониторинг, оценка и прогнозирование обстановки);

3) расчетом сил и средств на основе организационно-распорядительных документов предварительного планирования действий на конкретный объект, утвержденных в установленном порядке. В ходе расчетов необходимо учитывать:

• оперативную обстановку в зоне ответственности (административном округе, населенном пункте) в местах проведения массовых мероприятий;

• объем и характер проводимых мероприятий, интерес, проявляемый к нему со стороны населения (особенно молодежи);

• наличие или отсутствие факторов, требующих запрещения проведения массовых мероприятий;

• характер объектов проведения мероприятий, их конструктивные особенности;

• режим и организацию движения в местах проведения мероприятий;

• особенности территории, прилегающей к местам (объектам) проведения мероприятий, т. е. наличие подъездов, стоянок автотранспорта, остановок общественного транспорта, площадей, строений, жилых массивов, парков и т. п.);

• время года, метеоусловия и время проведения мероприятий;

• количество участников и зрителей, их возрастной состав;

• практический опыт лиц начальствующего состава, выделенных в качестве руководителей зон, секторов, участков, резервов;

• потребность в средствах проводной, телевизионной, телеграфной и радиосвязи;

• другие вопросы, отражающие специфику обстановки, складывающейся на период проведения мероприятий с массовым сосредоточением людей.

Цель расчетов — создание оптимальной группировки сил и средств, необходимой для выполнения задач, возникающих в процессе несения службы в составе специальных нарядов при проведении массовых мероприятий, без снижения готовности

Резерв времени

для работы со средствами пожаротушения

Зона риска — зона, возникновение пожара в которой может осложнить ситуацию в целом: повысить динамику опасных факторов пожара (ОФП), блокировать людей и средства пожаротушения

Время подачи первого ствола от пожарного автомобиля, находящегося на дежурстве

Рис. 3. Принципиальная схема оценки ситуации по обеспечению пожаробезопасных условий проведения массового мероприятия

Таблица 2. Критерии расчета личного состава для выполнения функции пожарного дозора

Группа сложности объекта, организации Критерии отнесения объекта, организации к соответствующей группе сложности Периодичность контроля, ч Рекомендуемая площадь участка (сектора) на 1 дозорного, м2

1 Объекты и организации, более 50 % площади застройки которых занимают здания и помещения, отнесенные по взрывопожароопасной и пожарной опасности к категориям А и Б, а также объекты, имеющие открытые технологические установки и сооружения, где в процессе производства обращаются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (газы); объекты использования атомной энергии 2 30 000

2 Объекты и организации, менее 50 % площади застройки которых занимают здания и помещения, отнесенные по взрывопожароопасной и пожарной опасности к категориям А и Б, а также объекты, имеющие открытые технологические установки и сооружения, где в процессе производства обращаются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (газы); объекты энергетики; открытые площадки для хранения и переработки сгораемых материалов, объекты культуры, здравоохранения, социально бытовой сферы; научные учреждения, гостиницы, административные здания 4 50 000

3 Прочие объекты 6 70 000

дежурных сил на территории всего гарнизона пожарной охраны.

Для расчета личного состава с целью выполнения функций пожарных дозоров рекомендуется использовать табл. 2.

В зависимости от политической значимости проводимого мероприятия, количества и состава участников, оперативно-тактической характеристики объекта и по решению руководства ГУ МЧС России по г. Москве количество личного состава, выполняющего функции противопожарных дозоров, может быть увеличено.

Алгоритм расчета необходимых сил и средств на основе изучения объекта в оперативно-тактическом отношении (моделирование обстановки)

На основе экспертизы и изучения объекта в оперативно-тактическом отношении необходимо определить, где в случае возникновения пожара сложится наиболее сложная оперативная обстановка.

1. Определяем время, в течение которого дозорные смогут без угрозы для жизни и здоровья осуществлять действия по тушению пожара (загорания) в определенном помещении после введения ими первичных средств пожаротушения. Эвакуация людей, характеризуемая расчетным временем эвакуации тр, должна быть завершена до наступления минимального критического значения одного из видов опасных факторов пожара — необходимого времени эвакуации тнб. Кроме этого, необходимо учитывать время, затраченное на приведение в действие средств пожаротушения, если пожар в помещении не может быть обнаружен одновременно всеми находящимися в нем людьми. Необходимо также учи-

тывать время обнаружения пожара, которое принимается равным 0,5 мин. Резерв времени для работы с первичными средствами пожаротушения трв (мин) определяется по формуле

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трв Тнб Ар + 1).

2. Определяем зоны риска. Зона риска — зона, возникновение пожара в которой может осложнить ситуацию в целом: повысить динамику опасных факторов пожара (ОФП), блокировать людей и средства пожаротушения. Площадь зоны риска можно определить по формуле расчета площади пожара. При этом рассматривается круговая форма распространения пожара, так как в этом случае динамика нарастания площади пожара будет максимальной и, как следствие, площадь зоны риска Бп (м2) также принимает максимальное значение:

= л1ф>

где 1ф — расстояние, пройденное фронтом горения за время развития пожара, м. Расстояние, пройденное фронтом горения за время свободного развития пожара, определяется по формуле

1ф = УлТ,

где ¥л — линейная скорость распространения горения, м/мин;

т — время, затраченное дозорными на приведение в действие средств пожаротушения, мин; т = 1 мин. Если пожар в помещении не может быть обнаружен одновременно всеми находящимися в нем людьми, то значение т необходимо принимать равным 1,5 мин.

Определяем время подачи первого ствола т |,тв (мин) от пожарного автомобиля, находящегося на дежурстве:

т = т + т

ств д. с с

+ тг

где тд

время с момента возникновения пожара

до сообщения о нем в штаб наряда; принимаем

тд.с = 1,5 мин;

тсл — время следования отделения пожарного наряда от места расположения на мероприятии к месту пожара (должно стремиться к минимуму), мин;

тразв — время развертывания пожарного подразделения для приведения в готовность к применению, мин; принимается в соответствии с нормативами по пожарно-строевой подготовке в зависимости от расстояния до водоисточников.

3. Сравниваем резерв времени для работы со

средствами пожаротушения т и время подачи пер-1 р 1 вого ствола т ств. При выполнения условия трв > т ств

делаем вывод, что место дислокации пожарного автомобиля, находящегося в специальном наряде, выбрано верно.

4. Определяем достаточность сил и средств, находящихся в наряде, при возникновении пожара.

Требуемый расход огнетушащих веществ для локализации пожара Q ™к (л/с) определяем по формуле

Qлок = С /

г^тр и лок норм '

где Слок — площадь локализации (площадь тушения) на момент введения ствола от пожарного автомобиля, м2;

/нор — нормативная интенсивность подачи огнетушащих веществ, л/(м2-с); определяется по нормативной и справочной литературе. Площадь локализации круговой формы пожара на момент введения ствола от пожарного автомобиля на тушение можно определить по формулам:

• при 1ф ^ Ктуш

С лок Сп

при 1ф > К

туш

с лок = л/ф " Л (1ф - 5)2 >

где йтуш — глубина тушения ручным стволом, м.

Определяем фактический расход Qф огнетушащих веществ, который может обеспечить пожарное отделение (расчет) исходя из тактических возможностей (учитывается численность пожарного расчета, необходимость проведения других работ и т. д.). Достижение условия Qф > Qтр означает, что средств пожаротушения достаточно для предотвращения развития пожара.

5. Наконец, делаем вывод, предварительно задавшись вопросом: сможет ли первое прибывшее

Рис. 4. Комплект снаряжения сотрудника ГПС, выполняющего функции дозорного: 1 — сертифицированный аэрозольный огнетушитель (предназначенный для тушения классов пожаров А, В, С); 2 — кошма; 3 — хлопчатобумажные перчатки; 4 — фонарь электрический индивидуальный; 5 — поясная сумка

подразделение обеспечить требуемый расход огне-тушащих веществ на тушение и одновременно выполнить другие необходимые работы, обеспечивающие тушение пожара и спасение людей, т. е. сможет ли локализовать пожар? Если прибывшее пожарное подразделение локализовать пожар не сможет, то принимается решение об увеличении количества основных пожарных автомобилей, задействованных в специальном наряде.

Специальная и вспомогательная пожарная техника назначается в наряд исходя из оперативно-тактических характеристик объекта защиты и специфики предстоящих задач.

В ходе решения задач, возникающих в процессе несения службы в составе специальных нарядов, был подобран минимально необходимый комплект снаряжения сотрудника ГПС, выполняющего функции дозорного (рис. 4).

Такой набор позволяет дозорному оперативно реагировать на складывающуюся на участке обстановку и приступить к тушению пожара в начальной стадии его развития, а поясная сумка для переноски снаряжения не занимает рук и не сковывает при этом движений.

Такое снаряжение необходимо сотрудникам частных охранных структур, обеспечивающих различные мероприятия с массовым сосредоточением людей, и может использоваться ими после прохождения элементарного обучения по его применению. Это позволит во многих случаях ликвидировать пожары в начальной стадии или увеличить резерв вре-

мени для эвакуации людей до наступления смертельных параметров опасных факторов пожара.

Помощь

Подрыв поезда "Невский экспресс" 27 ноября 2009 г. и взрывы в московском метро 29 марта 2010 г. вновь напомнили о террористической угрозе. Снова погибшие и пострадавшие люди. В числе первых, пришедших на помощь, были сотрудники ФПС.

Пожарным и спасателям России уже приходилось тушить пожары и спасать людей в условиях боевых действий, в обстановке террористического акта. Естественная задача любого должностного лица силовой структуры в этих условиях — защитить свой личный состав. Это тема для отдельного глубокого исследования, требующая обобщения и анализа опыта, накопленного пожарными и спасательными подразделениями как в России, так и за рубежом (вспомним недавние массовые беспорядки и поджоги во Франции [6, 7]).

На основе анализа опыта, накопленного Московским гарнизоном пожарной охраны, и вероятности свершения террористических актов в г. Москве было выработано решение о дополнительном оснащении расчетов пожарно-спасательных подразделений, привлекаемых к несению службы в специальных нарядах, средствами защиты, а именно:

• общевойсковым фильтрующим противогазом, укомплектованным фильтрующей коробкой с защитным действием как по боевым отравляющим веществам, так и по АХОВ;

• бронещитом переносным, многофункциональным, пожарно-спасательным;

• антитеррористическим комплектом пожарного, включающим в себя противоосколочный комбинезон и противоосколочный шлем — сферу с забралом.

Подбор данного снаряжения проводился с обязательным условием — возможностью его использования в условиях пожара.

Заключение

На современном этапе массовые мероприятия представляют собой важное социально значимое явление, требующее комплексного использования сил и средств подразделений МЧС России для обеспечения пожарной безопасности и оперативного реагирования на складывающуюся обстановку при их проведении, согласованных действий не только различных подразделений, подчиненных Главному управлению МЧС России по г. Москве, но и других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных формирований и организаций.

Процессы управления силами и средствами МЧС России, задействованными в обеспечении общественной безопасности при проведении таких мероприятий, требуют дальнейшего изучения, совершенствования, обобщения передового российского и зарубежного опыта, обмена информацией между силовыми структурами и органами государственной власти. Авторы статьи призывают к обсуждению затронутой в статье темы, которая становится особенно актуальной в свете роста роли России на международной арене и в преддверии проведения Олимпийских игр в г. Сочи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гиляровский В. А. Собрание в4т.Т. 4. — М.: Правда, 1989. — С. 374.

2. Остроухов А. М. Катастрофа наХодынском поле// Прометей. — 1969. — № 7. — С. 446-448.

3. Конституция Российской Федерации [электронный ресурс]. URL : http://www.constitution.ru (дата обращения: 20.04.2010).

4. О безопасности : Федер. закон от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (ред. от 2 марта 2007 г.) [электронный ресурс]. URL : http://www.base.constitution.ru (дата обращения: 20.04.2010).

5. О пожарной безопасности : Федер. закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ : принят Гос. Думой 18 ноября 1994 г. [электронный ресурс]. URL : http://www.base.constitution.ru (дата обращения: 20.04.2010).

6. Погромы во Франции [электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/2005Z11 /03/box_4800.shtml (дата обращения: 20.04.2010).

7. Война предместий [электронный ресурс]. URL : http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 20.04.2010).

Материал поступил в редакцию 27 апреля 2010 г.

Электронные адреса авторов:palych71@bk.ru; grysha011@mail.ru; dan_aleks@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.