Научная статья на тему 'Управление потреблением на рынке электроэнергии'

Управление потреблением на рынке электроэнергии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление потреблением на рынке электроэнергии»

Семинар

управление эффективностью и результативностью

Максим КУЛЕШОВ, начальник департамента рынка системных услуг ОАО «СО ЕЭС»

ение

Управл потреблением

на рынке электроэнергии

Наш сегодняшний доклад посвящен управлению потреблением. Речь идет не о программах энергосбережения или стимулирования, а о программе управления потреблением, когда потребитель может либо ограничивать свою нагрузку в нужные часы, либо изменять ее путем включения каких-то источников энергии, будь то накопители или распределенная генерация, -главное, что это регулирование на стороне потребителя.

Зачем нужны программы потребления и как они применяются? Для надежного электроснабжения необходимо в любой момент обеспечить баланс электрической энергии и необходимый объем резервирования. В настоящее время это абсолютно традиционный подход. Используемые нами источники генерации электроэнергии -тепловые, атомные и гидроэлектростанции -не только полностью покрывают спрос на электроэнергию, но и обеспечивают необходимый объем резервирования. При этом загрузка мощностей традиционных электростанций происходит по мере возрастания цены. Ценообразование на российском рынке электроэнергии маржинальное, поэтому цену для всего рынка определяют замыкающие наиболее дорогие электростанции. Это не всегда устраивает потребителей, вследствие чего есть потребность в поиске альтернативы для того, чтобы усилить конкуренцию и заменить замыкающие ступени электростанции на что-то иное.

Что же может быть альтернативой? У нас су-

ществует баланс спроса и предложения, и баланс потребления и производства электроэнергии мы традиционно регулируем на стороне генерации. Точно так же можно организовать регулирование и на стороне потребителя. Может ли это быть выгодным? В некоторых случаях это может быть выгодно, потому что замыкающая ступень лесенки предложения иногда складывается небольшая по объему, но с большой ценой. В этом случае даже маленький объем разгрузки потребителя может нести большой экономический эффект для всего рынка. В каких-то случаях это может быть выгодно. В каких именно - поговорим об этом чуть дальше.

Какие возможности есть у потребителя для регулирования? Многие потребители уже сейчас у нас оснащены различными источниками генерации либо накопителями энергии. В коттеджных поселках устанавливаются дизель-генераторы. У многих промышленных потребителей есть свои резервные мощности, кто-то их использует постоянно, а кто-то - именно как резервные. Мы проводили опрос и выяснили, что действительно есть мощности, на которых коэффициент использования установленной мощности у потребителя составляет 40 процентов.

Есть действительно резервные мощности, которые потребитель может использовать, если предложить ему соответствующие экономические стимулы, заинтересовать его в этом. Это один большой пласт потребителей, которые обладают источниками энергии. Второй пласт потребите-

2012 ■№ 5 (74)

лей - это те, которые могут разгружаться. Тут тоже есть два подкласса. Первый - это потребители, которые могут разгружаться, не нанося вреда своему технологическому процессу. И другой подкласс потребителей - те, кто может разгружаться, прерывая на время свой технологический процесс.

При этом я хотел бы отметить, и это важно -мы говорим о разгрузке недлительной, это разгрузка в несколько часов, то есть такая точка приложения силы, когда это эффективно.

Мы изучали мировой опыт управления потреблением, там, где используют способность потребителя уменьшать потребление электроэнергии в нужный период времени. Есть такие потребители, которые не изменяют свой технологический процесс за счет аккумулирующей способности зданий или холодильников. Чаще всего это предприятия, которые имеют большие объемы кондиционирования или холодильных установок. В частности, это достаточно широко используется в Соединенных Штатах.

В мире также применяется регулирование интенсивности работы различных насосно-пере-качивающих систем, в основном тоже за счет аккумулирующей способности. Такие программы по управлению потреблением наиболее развиты в Соединенных Штатах Америки, их много в Великобритании, небольшое количество в Италии, Испании. В последнее время эта тема сильно заинтересовала Китай. У китайцев пока нет работающих программ, но они заявили о том, что уже в 2012 году собираются разработать такие программы и приступить к их внедрению.

Изучив мировой опыт, мы видим достаточно четкое разделение всех видов управления потреблением, управления спросом на два больших подраздела. Первый - это технологическое или про-тивоаварийное управление потреблением, то есть возможность разгрузки в целях предотвращения или ликвидации аварийных ситуаций. Такие программы у нас в России исторически всегда использовались и продолжают использоваться сейчас. В мире они так широко, как у нас, не применялись, но за последние годы достаточно активно внедряются во многих странах.

Как правило, управление своим потреблением, управление спросом чаще всего начинают с проти-воаварийного управления, а потом уже переходят к экономическому или коммерческому управлению. Коммерческая или экономическая разгрузка -это разгрузка при высоких ценах на электроэнергию, тем самым оказывается влияние на цену в случае ее резкого повышения.

Как я уже сказал, ЕЭС России достаточно активно применялась противоаварийная и технологическая часть. Это и автоматическая частотная

разгрузка, под которую у нас подключено до бо^/ффективное процентов объемов всех потребителей. Это и дей- . ,

р р антикризисное

ствие специальной автоматики отключения нагрузки, под которую подключено до 17% потребления. Это и графики временного ограничения и отключения нагрузки, которые у нас вводятся в период тяжелых режимов.

% I

правление

Зачем нужны программы по управлению потреблением электроэнергии?

■ Для надежного энергоснабжения потребителей требуется обеспечение баланса производства и потребления электроэнергии с необходимым объемом резервирования

■ Покрытие спроса, включая пиковые периоды, осуществляется за счет загрузки традиционных генерирующих мощностей (ТЭС, ГЭС, АЭС)

■ Загрузка мощностей производится по цене от дешевой к дорогой. Цену рынка формирует замыкающая наиболее дорогая заявка

Эвыещемие относительно небольшого обыша ^зтиффотмпчой гемсрацгм кюмог приносить большой эффект лг.и рынка о целом

■ Альтернативой загрузки дорогих мощностей является управление спросом на стороне потребителей.

• В мире широко исследуются возможности использования различных не имеющих сегодня промышленного применения, но перспективных технических решений, таких, как:

• различного родя накопители энергии, потребляющие электроэнергию в периоды минимальной

нагрузки в системе и отдающие ее о пиковые часы; ■ управление малой распределенной генерацией:

■ В то мо время в ряде энергосистем ужо сегодня в системно значимых объемах используется способность потребителя кратковременно снизить свое потребление, обеспечивая замещение дорогого источника генерации.

В России процесс разгрузки потребителей в технологических противоаварийных целях законодательно закреплен постановлением правительства. Есть правила полного или частичного ограничения потребления электрической энергии, которые утверждены постановлением правительства №442 от 5 мая 2012 года. В соответствии с этим постановлением готовность потребителя к отключению в аварийной ситуации является обязанностью.

Мировой опыт Что такое Demand Response?

Управление потреблением {Demand Response) - зга способность потреби те пн уменьшать потребление электроэнергии, когда оптовые цены высоки

Управление собственной генерацией (в т.ч. включение резервных источников литания}

Регулирование интенсивности работы двигателей насос но-перекачивающих систем

Изменение уставки термостата для систем кондиционирования и ¿и л и холодильных установок

Изменение или останов производственного цикла, частичное отключение освещения и т.д.

Семинар

Более того, с учетом этого исторического опыта построения и развития ЕЭС России я считаю неправильно и нецелесообразно коммерциализировать данный механизм. Во-первых, это не принесет никакой новой сущности. Механизм уже существует, и введение оплаты за него не создаст никакого нового продукта. Заплатив деньги, мы не получим новой ценности. Это во многом дестимулирует участников, которые уже сейчас подключены под программу отключения. Они по формальным основаниям в момент подписания соответствующих договоров будут стараться от нее избавиться, что негативно повлияет на надежность. Кроме того, рынок мощности и расчет объемов резервов построены на существовании обязанностей по временному отключению потребителей. Соответственно, если перенастраивать этот механизм, то он будет перенастраиваться полностью, в том числе с перерасчетом резерва,

с перерасчетом объема необходимых мощностей и так далее. Это, на мой взгляд, абсолютно нецелесообразно.

В то же время противоаварийная разгрузка у нас существовала всегда. А вот экономической разгрузки, кратковременной, которая могла бы ограничить цены, оказать давление на цены вниз, конкурировать с наиболее дорогими генераторами, - такого механизма у нас в России никогда не было и нет. В данном случае, я считаю, это абсолютно правильный механизм, который стоило бы внедрить в российской электроэнергетике.

Механизм привлечения регулировочной способности для поддержания баланса производства и потребления в период наиболее высоких цен, по сути дела, приводит к ограничению цен со стороны потребителей и к прямой конкуренции с наиболее дорогими генераторами.

Возникает вопрос: почему потребители, имеющие технологическую возможность, сейчас не подают заявки в рынки, почему они не ограничивают свое потребление? Ответ простой: экономических стимулов недостаточно.

Предположим, потребитель может разгрузиться на 25%, что составляет 100 МВт. Технологически он имеет такую возможность и теоретически может указать в своей торговой заявке, что эти 100 МВт при высокой цене он не будет потреблять. Для данного конкретного потребителя это будет означать, что при высокой цене на рынке его нагрузка составит 300 МВт, а от 100 МВт он отказался.

Потребитель приостановил основной производственный цикл на 100 МВт, при этом получил экономический эффект, равный разнице цен РСВ на оставшийся объем потребления. Даже если он смог своим объемом повлиять на цену РСВ, то экономический эффект будет невелик. Допустим, если разница цен достигла 10 рублей, то, соответственно, на 300 МВт оставшегося потребления это всего лишь 3000 рублей, то есть для потребителя это ничто по сравнению с вмешательством в основной производственный процесс.

Эти же 100 МВт в каких-то случаях могут приносить достаточно большой эффект для энергосистемы. Допустим, в пиковые периоды (в осенне-зимний период, в период морозов) цены очень сильно вырастают, начинают использоваться замыкающие станции, и эти 100 МВт могут снизить цену рынка на достаточно существенную величину. То есть экономический эффект для рынка в целом достаточно большой. Даже если брать те же самые 10 рублей за 1 МВт в час при потреблении рынка 100 ГВт - это уже миллион рублей, а не тысяча, о которой мы говорили. Миллион рублей для рынка, а не для конкретного участника.

2012 ■№ 5 (74)

Если бы рынок был готов поделиться с конкретным участником, то вполне возможно, что участник на эти 100 МВт разгрузился бы. То есть речь идет о том, что те механизмы рынка, которые существуют, недостаточно стимулируют участников разгрузки. И если этот стимул дать, то в таких случаях это может приносить большую пользу рынку.

Как этот механизм вписать в условия российского рынка? Мы предлагаем следующее. Потребитель, который имеет технологическую возможность разгрузки, в том числе путем загрузки своей собственной генерации или источников накопления энергии, может заранее встать на обязательства по этой разгрузке, и тогда он будет конкурировать с генераторами. В этом смысле можно обязательства по разгрузке в течение какого-то периода (осенне-зимнего или весь год) сравнить по технологии с продажей мощности генератора. То есть генератор, когда продает мощность, говорит, что он встает на обязательства поставлять электроэнергию и мощность на оптовый рынок. И потребитель симметрично отвечает: да, я готов разгружаться в любой момент времени и точно так же, как генератор, воздействовать на баланс электрической энергии.

После того как потребитель встроится в рынок мощности, он принимает на себя обязательства в рынке электроэнергии в случае возникновения того самого «часа икс», когда цены высоки, а эффективность применения этого потребителя, конечная ступенька в лесенке предложения весьма дорогая. Соответственно, участие этого потребителя становится экономически оправданным, его призывают исполнить свои обязательства, которые он заложил в рынке мощности, он разгружается и дает экономический эффект для всего рынка, ограничивая рост цен на электроэнергию.

Чтобы представлять масштабы того, что может получить потребитель за обязательство по разгрузке, на слайде приведена информация о цене мощности по итогам конкурентного отбора мощности в этом году. Надо понимать, что потребитель не совсем эквивалентен генератору в том смысле, что генератор предоставляет мощность 24 часа в сутки, а потребитель может разгрузиться на какое-то количество часов, не на все сутки.

Период высоких цен тоже длится не все сутки. Например, ночью риск высоких цен минимален. В часы пик он, естественно, максимален. Соответственно, потребность в разгрузке в этой условной мощности потребителя возникает на период пиковых часов. То есть, условно говоря, если до восьми часов потребитель может разгружаться, его можно считать эквивалентным генератору. Если он может разгружаться на два часа - он не совсем эквивалентен генератору, и в этом смысле систему надо

настраивать пропорционально тому количеству эффективное часов, которое потребитель готов разгружаться.

~ р р ^ ¿Антикризисное

Эту систему придется отстраивать исходя ^

из параметров тех потребителей, которые готовы ' в этом участвовать. То есть надо проводить более

s п

wправление

н

Снижение потребления в целях предотвращения или ликвидации аварийных ситуаций в России

агтчнпнкч- петдо&лання и о-и п^ннн* потребит*Г»Н 1ВП1Ла чжсть.1 мпмы о№пг»-<1 >ш>№Гп фтц>цно1ч<(-м*-<1* КЭС . н

н н-гсигтусн-юуьгд РЛ&411Ы >£--■-I — ЛГ*=Р >рНЧ£СТН» СГЫ1Ш4Н Н С.-Г1 ГН ДЛИ

Е-эхржнрнне устойчивости ллрдлпапнн&н рзО-г',. првддгтарш^омям и пнлндацни вмярмА и К1>1Л**мнен#«х>—1Н«*~ык<11тич»Н"6 П£'Г£чСт1Т-#1ч+11 - ии г«

• Автоматическую частотную разгрузку (ЛЧР- под АЧР заведены потребители с объемом потребления порядка 60% от суммарные объеме потребления в ЕЭС России

г Действий специальной аетоиатики отключения нагрузки (САОН) - к САОН подключены потребители с объемом потребления порядке 11% от суммарного объеме потребления в £ЭС России

г Графики временного ограничения и отключения

^Разгрузка потребителем регулируется Правилами полного и (или) частично™ ограничения режиме потреблен и н электрической энергии {утверждена Постановлением Правительства N»442 от 05-05-2012}

''Г01«НКЧ ПОТМбИГ«» К ОТЧЛЧЧ»-#И> • »«»ршаче* смтуЯЫ-М ■ р»»"*» Д+^Ч'П^'И»»!'} лшнадлсгтъснА его -сп^ч. Кончтрц41Ллыш|п нмхоннлм

■ н|С7ацн аррил ишдптп'^рчи! т л.

> при этом не будут созданы новые полезные технические свойства энергосистемы

г ограничение потребления направлено на обеспечение безопасной работы энергосистемы, что затрудняет оценку экономических параметров

г места в электрической сети, где необходимо еоэдейстлие на потребление, определяется топологией сети и параметрами электроэнергетического ретима, а не стоимостными параметрами - невозможность применения экономических критериев выборе участнике и т.д.

подробные исследования, сколько потребителей и на какой период могут разгружаться. Исходя из этого нужно составить меню этих программ, допустим, для потребителя с двухчасовой, четырехчасовой разгрузкой. То есть система настраиваема.

Во введении подобного вида экономического регулирования могут, несомненно, участвовать крупные потребители, которые являются участниками рынка. Но зачастую им это недостаточно интересно, потому что они уже давно ввели различные программы энергосбережения, оптимизи-

Раз грузка потребителей по экономическим параметрам

В мировой практике Экономический Demand Response используется для изменения физической величины спроса в условиях высоких цен на злектреэнерг цвд

^Рыночные механизмы, такие, как заключение долгосрочных договоров, аукционы ценовых заявок РСВ, направлены прежде всего на формирование объективной цены на электроэнергию, соответствующей стоимости производства на востребованные объемы потребления. Меновые заявки потребителей в данных механизмах не являются способом непосредственного формирования почасовой производственной программы (физических объемов потребления) • В периоды наибольшего спроса оказываются физически загружены наиболее дорогие электростанции, а результате могут формироваться экономически обоснованные, но крайне высокие цены на электроэнергию

^Существуют потребители, которые готовы {как правило, кратковременно) снизить физические объемы потребления в объемах, значимых для формировании цен в целом на рынке (при этом индивидуальный эффект от снижения цены недостаточен для активных действий на рынке)

Задача системы Demand Response еац}еть экономические иехгнизмы Аля привлечения регулировочной способности потребителей к поддержанию баланса производства и потребления в периоды наиболее высоких цен

Семинар

Почему недостаточно стимулов рынка электроэнергии (PCB)?

1. Индивидуального аффекта недостаточно длп активных действий потребителя (снижение цены PCB при нагрузке 100 ГВт на 10 руб/МВтч принесет снижение цены длп всех потребителей ла 1 час на 1 ООО ООО руб. н то время как потребитель, снизивший свое потребление, просто на купит электроэнергию иэ-за неприемлемо дорогой для него цены и НИЧЕГО не получит от системного эффекта)

2. Значимый длн цен объем разгрузки может быть сформирован либо достаточно крупными потребителями, для которых работа на ОРЭМ не является основным видом деятельности, либо большим количеством мелких потребите пей, которые, действуя по отдельности, не могут повлиять на цены PCB.

ровали свой технологический процесс и больше в этот процесс влезать не хотят, потому что основной бизнес у них все-таки не электроэнергия.

В то же время есть достаточно большое количество небольших потребителей, которые, может быть, морально и технологически были бы готовы разгружаться. Но им это не сильно интересно, потому что для того, чтобы участвовать в этой программе, надо оборудоваться системами телеметрии, системами управления и пр. Эта непрофильная нагрузка для небольших компаний становится довольно ощутимой.

И тут должны появиться посредники, интеграторы, которые агрегируют, интегрируют этих потребителей, которые и призваны предоставлять готовые решения. По большому счету, компании, которые разрабатывают решения по оборудованию потребителей средствами телеметрии и телеуправления, необходимыми для участия в программе разгрузки, обладают компетенцией и знаниями для взаимодействия и с технологической и коммерческой инфраструктурой оптового рынка электроэнергии. Они приходят к потребителю и предлагают готовые решения. Говорят: «Мы поставим вам такое-то оборудование, и за это вы будете получать такую-то ежемесячную плату».

Решение абсолютно простое и понятное для любого потребителя, мелкого и среднего.

Что предлагается?

Создать на рынке условия для использования технологической возможности кратковременной разгрузки потребителей

в В настоящее время поддержание баланса генерации и потребления по мере роста лотребления осуществляется путем последовательной загрузки объектов генерации в порядке возрастания поданных ценовых заявок

■ Гарантированное снижение нагрузки потребителя на основании поданных заявок в PCB (BP) может рассматриваться как эквивалент дополнительной загрузки генерации

■ Если цена потребителя на разгрузку нижа цены генератора на загрузку, бапанс на рынке установится при более низкой цене

/lfJeJMRitma ItüJttpt&MI&MM 0#a,t*rrWrtj.int* Л» >Лрдчг: тйрй&йннйи рлмруля$ прл1пнул1лл|.ко означает вгышюиноетл!, гюгсучрнс» сгг.пвгг^' о рьтк* ДОц постиг.'

Цена мощности по результатам КОМ в 2012 году составила:

■ 121 тыс. руб. за МВт/мес. в Европейской части РФ;

■ 1 SO тыс. руб. за МВт/мес. в Сибири.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48

I

Он понимает, что будет разгружаться не более чем пять, шесть, восемь раз в год на два часа, у него будет стоять вот эта коробочка, и он больше ни о чем заботиться не будет, а будет получать за это определенные деньги, не неся, по сути дела, никаких издержек. Для интегратора это тоже абсолютно понятный бизнес, если он объединяет достаточно большое количество потребителей. Решения по оборудованию телеметрией, телеуправлением, во-первых, закупаются в больших объемах, а во-вторых, они типовые, они тиражируются, и тогда их себестоимость становится невысокой.

Интеграторы в мире существуют везде, где широко внедряются программы по управлению потреблением. В частности, у Р1М действуют более ста интеграторов, которые объединяют потребителей и приводят на рынок. Интеграторы являются двигателем программ управления потреблением. Именно они ищут потребителей, представляют технологии. Это становится у интеграторов профильным бизнесом, и они зарабатывают на том, что оставляют себе часть той платы, которую получают потребители за разгрузку.

Два простых примера для понимания, кто может оказывать такие услуги и кто может быть клиентом. Пример из пищевой промышленности, в данном случае - рыбной. Разгрузка предприятия составила до 2 МВт. Почему компания пошла в такую программу? Пик нагрузок в США происходит летом. В то же время в рыбной промышленности летом несезон, холодильные установки не в полной мере загружены. Предприятие имеет возможность в случае необходимости оптимизировать разгрузки, уплотнив часть морозильников и отключая другую часть холодильников на необходимое количество часов. С точки зрения технологии проблем нет, и они зарабатывают на этом от 40 до 50 тысяч долларов в год.

Еще один пример. Компания, которая занимается производством предметов личной гигиены, может разгружаться до 5 МВт за счет своих установленных машин и накапливаемой продукции. Они могут безболезненно останавливать конвейер на четыре часа и работать в это время с упаковкой уже наработанного материала. Они упаковывают и отпускают готовую продукцию, а машина в это время проходит техобслуживание. Остановка оборудования происходит не слишком часто, это не влияет непосредственно на технологию, и для потребителя это дополнительный заработок.

Программы, которые мы предлагаем, могут с большой пользой применяться в российской энергетике. Их достаточно просто можно вписать в действующую систему оптового рынка электроэнергии и мощности.

2012 ■№ 5 (74)

Вопросы - ответы

Анатолий КОПЫЛОВ, вице-президент РАВИ, к. э. н.:

- С моей точки зрения, в докладе есть некоторое противоречие. С одной стороны, докладчик ясно сказал о том, что разгрузка потребителей -это принятая схема и экономический инструмент регулирования энергосистемы, правда, в значительной степени не у нас, а за рубежом. Второе -приводились примеры, которые совершенно четко показывали денежную составляющую результатов использования разгрузки потребителей. С другой стороны, докладчик заявил о том, что с точки зрения нашего системного оператора вопрос включения именно экономической составляющей в механизм разгрузки потребителя не очень актуален. Что в этом нет экономической сущности, нет нового продукта, который бы создавался в результате. Такая позиция, что используемое ограничение потребления направлено на обеспечение безопасности, затруднит оценку экономических параметров и меняет приоритеты развития.

Мне кажется, что здесь заложено некое изначальное противоречие. Как пример можно привести существующий сегодня балансирующий рынок, который, по сути, делает примерно то же самое, обеспечивая стабильность, безопасность энергосистемы только на стороне производителя. При этом никто не говорит о том, что такой механизм балансирования на основе товарных отношений не создает новых полезных услуг И раньше был внеэкономический механизм балансирования на стороне производителя так же, как это существует сегодня на стороне потребителя. Ограничение потребления, если заменить слово «потребление» на «производство, направленное на обеспечение», тоже справедливо. Но все это не отменило задач создания балансирующего рынка и включения на полную катушку экономического механизма балансирования.

Андрей КАТАЕВ, директор по энергетическим рынкам и инновационному развитию системного оператора:

- Мы все-таки хотели в докладе разграничить два принципиально разных механизма, которые используются. Первый - это технологическая необходимость разгрузки. Отключилась линия - необходимо отключить потребителя. Вторая часть -экономическая. Любой из потребителей может снизить свою нагрузку и тем самым принести какой-то эффект для системы. Если отключилась линия, вам бессмысленно искать кого-то по ценовым параметрам где-то в энергосистеме - только отключение потребителя в данной конкретной точке может спасти оставшихся.

Когда мы говорим, что коммерциализация дей- эффективное ствующей противоаварийной автоматики не при- W несет никаких новых экономических свойств, мы Лж^ р не говорим о том, что там не нужно что-то менять.\# правление Мы говорим о том, что потребители сегодня обязаны это делать. Можно ввести какой-то новый механизм, можно устроить более справедливо оплату между потребителями. Цель доклада была в другом - рассказать про тот механизм, которого нет, про экономический Demand Response.

Стимулы для участия

Основным стимулом для участия в программах управления спросом служит

оплата обязательств по разгрузке, соизмеримая с оплатой мощности генераторам:

■ Для организаций, агрегирующих розничных потребителей, бизнес состоит в предоставлении технологий участия и усгтуг по подачи агрегированной заявки от совокупности потребителей на рынке в обмен на часть оплаты мощности за разгрузку

* Для потребителей - участников оптового рынка, самостоятельно участвующих в программах управления спросом, стимулом является оплата мощности разгрузки, проданной на КОМ

в Для потребителей розничного рынка стимулом является оплата мощности разгрузки за вычетом услуг организации-интегратора.

Обсуждается тема, как более справедливо распределить платежи потребителей. Можно сделать как было в Советском Союзе - разделить на группы, категории, например, по условиям подключения. Важно, что свойство, предлагаемое к коммерциализации в системе, уже есть. Мы ничего не добавим, если перераспределим поток денег между потребителями.

Дмитрий ГОВОРОВ, директор НП «Сообщество потребителей электроэнергии»:

- Вопрос по поводу использования САОН. Из презентации видно, что 17% потребителей оснащены такого рода устройствами. Это, по сути, является системной услугой. Не считает ли пра-

Примеры участия потребителей в Demand Response Компания; Нн I LlMH ItXDfc Сфера .'inrif. it ногти: рыбная промышленность

Снижение иггргенотрс&леиияг

Спиши ocuiwmu н ищищенж

РйАогы CHtTtubt вети.шннн и ■ loiqvu

2 МВт

г\

Останов 1С1ноло1 и ческа го оборудования (млркч». скороморозильных анпаоатов с интенсивным движением вшд\ля>

Прибыль 1я счет окаганин услуг по Demand Response: от $40 ООО до $50 ООО и год

Особенности

Команды по DR на снижен к« энергопотребления имеют место ю

ч

Современное холодильное оборудование может cot ран ять необхо дом ум для тмнпводства температуру в течение нескольким часов, будучи с

Семинар

вильным системный оператор оплачивать использование САОНов?

Андрей КАТАЕВ:

- Мы ждали, что попытка обсудить новый механизм будет пересекаться с темой «а как мы будем платить за то, что сейчас работает?» Очевидно, что ряд крупных потребителей, особенно в регионе Сибири, оказывают такую «услугу» системе. Но САОН - противоаварийную автоматику - можно в данном случае воспринимать как сетевой элемент. Вернуться в Советский Союз и заново принять решение по сетевому строительству сейчас уже не получится. Система есть, она работает. Вопрос в том, как перераспределить платежи между потребителями. В 643-м постановлении у нас была норма, когда для потребителей, которые находятся под воздействием противоаварий-ной автоматики, предусматривался специальный механизм оплаты мощности. Норма не заработала, но были попытки ее ввести. Коллеги, хочется вернуться к теме экономической разгрузки.

Александр СТАРЧЕНКО, директор по энергетике ОАО «НЛМК»:

- У вас было два примера - рыбная компания

Почему нужны посредники-интеграторы

I Потребитель, особенно розничный, невосприимчив к складывающимся ценам

на электроэнергию и мощность (низкая эластичность спроса) I Отдельно взятому потребителю дорого устанавливать системы мониторинга

и внедрять оборудование, обеспечивающее разгрузку I Энергетика не основной бизнес промышленного потребителя - содержать в штате дополнительных сотрудников для квалифицированной работы на рынке - дорого.

ЛОШреЗШЮТ!' ■ ЯДЛО^ЛО. ЛОЛПОД 14*!■■¡т ьл^о ему ГОГРЗЫЕ

гг.-см^и |£-1>ии £жт*»<11Й с. 1И.И1Я11МЦ Ш» .ШПИЦ^ИМи НИ II Ь.П Л И ¡НТ*1.|Г ИНН ■ С помощью интегратора можно дать доступ к участию в программах управления спросом большему количеству потребителей за счет снижения порога минимального объема потребления для конечного потребителя и снижении накладных расходов

50

I

и «Кимберли-Кларк». Скажите, 2 и 5 МВт - какая глубина разгрузки у них была? Сколько всего суммарно потребляемая мощность? Что они, собственно, делают? В чем заключается услуга? В том, что они остановили производство совсем на эти 5 МВт или это 10% от их потребления?

Максим КУЛЕШОВ:

- Это действительно не полная остановка производства. Это разгрузка, которая обычно составляет порядка 10-13% от общего потребления. Если мы говорим в данном случае о рыбном производстве, то, как я уже сказал, у них это происходит в несезонный период. И они останавливают не все свои холодильники, а тоже порядка 8-10%. Про «Кимберли-Кларк» я точно не могу сказать, какой это процент производства. Безусловно, это их основное производство, то есть основная технология, но какой именно процент машин они останавливают, я сейчас точно не назову. Тут принцип другой - они приостанавливают основное производство, потому что у них есть склад.

Александр СТАРЧЕНКО:

- Второй вопрос для уточнения вывода. Допустим, некие правила, предусматривающие возможность работы этого механизма Demand Response, - это то, к чему надо стремиться. А чтобы это заработало - чего сейчас не хватает в нашем существующем рынке или в тех конструкциях, которые сейчас обсуждаются в качестве новой модели рынка?

Андрей КАТАЕВ:

- Если для потребителя цена на PCB настолько важна, что для него она настолько влияет на себестоимость производства, что он готов прекратить основное производство, снизить, изменить его, то, подавая заявку на PCB, он полностью этим воспользуется. Сегодняшние потребители, которые имеют такую возможность, которым достаточно стимулов, - они все уже на рынке и используют ее. Для них ничего нового не требуется.

Существуют другие потребители, которые готовы на один-два часа разгрузиться или загрузить свою резервную генерацию. Условно говоря, стоит дизель с себестоимостью производства 5 рублей. За 5 рублей при сегодняшних ценах на рынке ему смысла работать, включаться даже в пиковые часы нет. Но если своей разгрузкой, скажем, на 10 МВт он снизит цену рынка на 10 рублей, то он для всего рынка создает огромный эффект, и в принципе рынок мог с ним поделиться и заплатить ему не по 5 рублей, а по 10 рублей. Те, для кого достаточно стимулов, пользуются сегодняшним рынком. Но есть еще большой пласт потребителей, которые могли бы предоставить

2012 ■№ 5 (74)

свою услугу по разгрузке, но гораздо дороже.

Федор ОПАДЧИИ, заместитель председателя правления ОАО «СО ЕЭС»:

- Я добавлю: не хватает трех вещей. О нехватке выделенной экономики уже сказали. Еще не хватает технологии и не хватает доверия к механизму. Это очень важно помимо экономических стимулов. Общий системный эффект от такого участия может быть большой - если поделиться с потребителем, то возникает экономическая заинтересованность как для рынка, так и для потребителя.

Второе. Все должны понимать, что это за 5 МВт разгрузки. Их действительно изъяли из баланса системы, и все понимают, что это привело к разгрузке или недогрузке какого-то генератора.

Вопрос доверия - очень тонкий. Он является самостоятельной ценностью на рынке. В том же PJM около тридцати разного рода программ участия в Demand Response. Программы отличаются временем участия, процедурой и так далее - это настраиваемый механизм. Но вопросов возникает много. Что произошло в системе, как измерить потребление того, что не было бы употреблено в обычном режиме?

Сегодня мы нашли способ подтверждения мощности у генератора, который не загружен. Мы верим, что вот этот конкретный агрегат, который работает на минимуме, потенциально может быть загружен. Есть система штрафов. Создана система, которая дает некое доверие, и эффект ощутим. Сегодня мы верим генератору, что его 5 МВт резерва действительно привнесены в эту систему. Чтобы эта система доверия работала в отношении потребителя, безусловно, требуются технологические решения. Они не столь дороги, сколь распределенные. Возникает агрегатор - если брать крупные сбытовые компании где-нибудь в Америке, где это активно развивается, - на бытовой водогрейный котел ставится коробочка, и агрегатор получает значимый для системы объем за счет большого количества таких котлов.

Этих трех вещей не хватает, и много еще надо сделать, чтобы система заработала.

Игорь ШЛЕНСКИИ, генеральный директор ООО «ГПБ-Энергоэффект»:

- У меня вопрос по экономике. Вы говорите, что во многих странах мира, где Demand Response давно работает, есть понимание, сколько это дает экономике в той или иной стране. Есть ли цифры, с тем чтобы мы, в России, понимали, насколько это большая тема в денежном выражении?

Федор ОПАДЧИЙ:

- Недавно в докладе руководителя PJM прозвучали следующие цифры. При расчете эффекгивно-

Оффективное

2

нтикризисное правление

сти разных механизмов вышло, что у них за последние десять лет в этих программах задействовано примерно 15 гигаватт. Система соизмерима по размерам с нашей. Они говорят: мы экономим примерно два миллиарда долларов, отдавая 800тысяч. Один миллиард 200тысяч - это оценочная величина, если верить, что эти два миллиарда были бы потрачены, если бы программа не применялась. Это зона тонкая, но официально они называют цифры такого порядка. По крайней мере, своему совету рынка и своим акционерам они объясняют, что тратят деньги на технологии и на все остальное и поэтому на рынке возникает такой эффект.

Роль интегратора (Пример PJM Curtailment Service Provider, CSPJ

CSP - это органныйии-посредник, ответственная дл деятельность по Demand Response потребителей на оптовом рынке «Двигатель» Demand Response

CSP выявляет возможности применения технологий разгрузки для потребителей, снабжает необходимым оборудованием и организовывает операционную деятельность, чтобы осуществлять Demand Response на стороне потребителя и на оптовом рынке. Это требует от CSP наличия соответствуй)щей инфраструктуры и полного понимания правил и процедур оптового рынка

CSP агрегирует невосприимчивых, как правило, к оптовым ценам розничных потребителей е «кластеры», способные участвовать a Demand Response

CSP должны быть зарегистрированы в СО, для чего необходимо представление договоров с потребителями, а такие организации трансляции данных телеизмерений потребителей в соответствующий диспетчерский центр по стандартам СО

CSP подают консолидированные заявки а рынка мощности и рынке электроэнергии по совокупности потребителей, заключивших с ним договоры.

Джек НЮШЛОСС, консультант CMS, руководитель направления «Электроэнергетика» МИТУ «Сколково»:

- Мы забываем про еще один немаловажный фактор. Вот эти отрицательные мегаватты, каждый возникающий в системе мегаватт отдаляет строительство новой электростанции. А отдаление строительства новой электростанции - это определенная экономия приведенной стоимости.

Второй вопрос. Как вы предполагаете внедрить такое в существующей обстановке, когда подавляющее большинство покупателей вообще не знают, какая цена на системе? Их это не интересует, потому что они платят по усредненной за месяц цене. И большинство двусторонних договоров, о которых я знаю, они тоже, по сути дела, аппроксимация тарифа гарантирующего поставщика. Разговор идет так: мы сделали на 5% дешевле, чем у гарантирующего поставщика, а сколько у него получится - столько и получится. А какая на самом деле цена на системе, практически мало кто знает, за исключением самых крупных потребителей. До того момента, пока не произойдет какое-то изменение в системе тарифообразования, ни о каком серьезном Demand Response говорить не приходится.

Семинар

Андрей КАТАЕВ:

- К счастью, у нас в России есть рынок мощности. Почему мы говорим про интеграторов? Представим себе завод. Он живет в рознице, никого не трогает, получает электроэнергию от сбытовой компании по какой-то цене, даже не зная, как она формируется и как она прыгает час от часа. Вдруг к нему приходит интегратор и говорит следующее: уважаемый завод, я теперь в европейской части 121 тысячу рублей в месяц на тебе хочу зарабатывать. За год получается миллион четыреста тысяч рублей с мегаватта. Себе 200 тысяч, а заводу миллион двести тысяч рублей. И завод просто начинает получать свой миллион за 1 МВт разгрузки. К нему пришли и четко сказали: мы тебя будем отключать не чаще, чем N раз в месяц, не больше, например, чем на 8 часов подряд. Прекрасно работает система. Единственное, что нужно, - это чтобы появился интегратор.

Джек НЮШЛОСС:

- Смотрите, как это делают французы, которые занимаются этим десятки лет. У них есть розничный тариф для бытового потребителя, который говорит: если ты готов, что не более десяти раз в год мы тебе позвоним, и через час ты выключишь свое отопление или кондиционеры, то будешь платить по удешевленному тарифу. Точка. И это работает, господа. На этом тарифе сидят миллионы бытовых потребителей.

Федор ОПАДЧИЙ:

- На одном из слайдов показан общий системный эффект в PCB в электрике, тут приведен потолок из рынка мощности. Это не означает, что одновременно нужно ровно на столько же меньше мощностей. Потому что речь идет не об отказе от потребления, а о переносе на другие часы. Вентиляцию выключил - ночью включил, или холодильные установки. Да, это как-то скажется на пике, но на киловатт-часах скажется меньше. Там нет однозначной зависимости. Безусловно, если мы начнем пытаться эффект с PCB как-то добирать и тут же отдавать этому потребителю, то мы должны построить колоссальную систему трансляции. Мы и просто-то потребителей вытаскивать на опт не можем, а ради этого механизма точно не сможем прикрутить.

Сергей ЧЕРНАВСКИИ, Центральный экономико-математический институт Российской академии наук, завлабораторией, к. т. н.:

- У меня два вопроса. Первый. Не изучали ли вы случайно деятельность «ЭСКО», направленную на эффективность, энергосбережение. За рубежом этот бизнес хорошо работает, а у нас, несмотря на явную эффективность, он так и не пошел. Рос-

сия несколько особая страна в этом смысле. Не все бизнесы, которые идут на Западе, у нас идут. И если вы не изучали, то не полезно ли было бы посмотреть?

Максим КУЛЕШОВ:

- Честно говоря, этот опыт мы пока не изучали. Наверно, вы правы, и это было бы полезно. Мы непременно это сделаем. Но в данном случае надо разграничить, и я в самом начале сказал: мы говорим не про программы энергосбережения.

Сергей ЧЕРНАВСКИЙ:

- Второй вопрос связан тоже с интегратором. Скажите, пожалуйста, с экономической точки зрения вы, по существу, что предлагаете? Вы предлагаете некоторый инструмент, который нацелен на то, чтобы выявить у потребителя на самом деле неэффективную его работу. Что делает потребитель? Он реализует производственную деятельность, ему для этого нужна электроэнергия. При этом предполагается, что если этот потребитель конкурентоспособен, то, конечно, его бизнес приносит ему доход, прибыль. Фактически вы предлагаете инструмент, который показывает, что на самом деле у российских потребителей есть много таких частей работы, которые неэффективны, и именно поэтому он пойдет на получение этих денег, снизив свою производственную программу и перестав получать прибыль на этой программе.

Максим КУЛЕШОВ:

- Не соглашусь, по одной простой причине. Вспомним про экономические стимулы, о которых я докладывал. В нынешних условиях получается ситуация, когда потребителю не имеет смысла производить оптимизацию, потому что экономический эффект от этого будет мизерный. Тут вопрос соотношения. Когда мы даем дополнительный механизм, он позволяет от большого экономического эффекта для системы получать свой кусочек для потребителей. Он будет гораздо больше, чем если бы потребитель просто участвовал в своей заявке на рынке электроэнергии и оптимизировал бы свое энергопотребление исходя из цен.

По сути дела, размер имеет значение. Это один момент. Во-вторых, вопрос состоит именно в том, что всю технологию потребитель оптимизирует исходя из этих самых экономических стимулов. И пока не появилось нового стимула, ему не имеет смысла перестраивать свою технологию. В рамках действующих экономических законов потребитель перестраивает свою технологию только в том случае, если появляется новый инструмент, который привносит новую сущность и привносит новые средства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Игорь ШЛЕНСКИЙ:

- Мы изучали ЭСКО, и энергоэффекг российского ЭСКО я как раз хорошо себе представляю. Да, в России это не пошло, но на Западе модель, безусловно, существует. Но основная часть ЭСКО на Западе выросла от производителя оборудования - Сименс, Хюндай и так далее. И безусловно, они компетентны именно в использовании оборудования, управлении с точки зрения снижения энергопотребления. А все, что связано с Demand Response, приносит не так много доходов - процентов 10-15. Потому что это достаточно новая тема по сравнению с управлением энергосервисными контрактами. Но тем не менее эта тема становится все более и более на Западе важна, именно Demand Response и распределенная генерация. Все больше и больше компаний входит в эту тему, строит на альтернативных, большей частью, источниках энергии и занимается Demand Response. Это растущий тренд на Западе, но у нас он пока не развит.

Елена ФАТЕЕВА, заместитель председателя правления по операционной деятельности НП «ГП и ЭСК»:

- Сколько будет желающих поучаствовать в механизме, зависит от того, какую плату будут получать эти желающие. Вопрос к докладчику: очень правильно было указано, что эффект выражается в снижении цены PCB и этот эффект действительно очень большой. И правильно было сказано, что часть этого эффекта нужно отдать потребителю. Я только не поняла, почему мы после этого отдаем ему плату, рассчитанную исходя из цены на КОМе за мощность. Почему мы не можем, например, одновременно давать ему плату на КОМе, которая не очень, на мой взгляд, большая, и еще платить какую-то часть того эффекта, что потребители получили на PCB.

Федор ОПАДЧИЙ:

- Тут есть два аспекта. Во-первых, мы говорим не только о больших потребителях, которые и так имеют возможность оптимизировать свое потребление. Это еще мелкие и средние потребители, которым нужно понятное решение, о чем уже говорилось. Цена КОМа - это один из аргументов. Пришли к потребителю с готовым решением, сказали: мы тебе поставим простой прибор и заплатим конкретно миллион рублей в год за 1 МВт - ни больше ни меньше. Система прозрачная и понятная - прошел отбор в КОМ, и вся экономика сразу видна на год вперед. Система трансляции и перерасчета из потенциального экономического эффекта на PCB будет на порядок сложнее.

2012 ■ № 5 (74)

И второе. Мы все-таки говорим не о посто- эффективное янно действующем механизме торговых заявок, которые подаются каждый день. Это механизм, который срабатывает только в некоторых случаях, считанные разы в год. Это возможно, когда цены не только высоки, но еще есть эффективность, когда последние ступеньки загрузки генераторов, относительно небольшие подъемы приводят к большому увеличению цены и, соответственно, эффект от работы такой системы максимальный.

Елена ФАТЕЕВА:

- Прокомментирую. По поводу КОМа - да, так, конечно, проще. С другой стороны, для неквалифицированных и не сильно квалифицированных потребителей все равно понадобится интегратор. В качестве интеграторов мы, например, представляем себе гарантирующих поставщиков и энергосбытовые компании, которые и сейчас представляют себе специфику своих клиентов. Далее это уже забота интегратора, как он привлечет в свою систему этих клиентов. Забота механизма - обеспечить достаточно большое количество таких потребителей. Вот в этом смысл. А если мы говорим просто о цене КОМа, то этой цены может быть недостаточно. Если у нас один такой потребитель, два или десять, то они действительно будут зарабатывать всего несколько раз в год. Но чем больше таких потребителей, тем чаще этот механизм может работать, и тогда он будет более эффективным.

Федор ОПАДЧИЙ:

- Вы говорите про другой механизм. Вы говорите о том, что, если много этих потребителей, то они могут влиять на цену. Это действительно так - они и сейчас могут влиять на цену, подавая заявки. Вы говорите о том, что надо больше стимулировать потребителей, отдавая им часть экономического эффекта при подаче заявок. Но это другой механизм.

Елена ФАТЕЕВА:

- Я говорю о замещении дорогой генерации. Если я вас правильно понимаю, на этом все и построено. Что в КОМе, что в РСВ - чем больше таких потребителей, тем больше дорогой генерации замещается, тем дешевле цена. Но на каком-то переходном этапе нужно делиться с потребителем, который в этом участвует, разве нет?

Федор ОПАДЧИЙ:

- Так тоже бывает, и такие примеры есть. Это вопрос настройки. Нам кажется, что более простая система будет более понятной, чтобы этот механизм можно было запустить. Нам эти примеры кажутся наиболее подходящими, чтобы начать.

^Антикризисное

правление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.