Исходя из сущности определения принципов формирования профессионального самоопределения, возможно выделить основные средства его формирования: профессиональная информация и просвещение; развитие интересов, склонностей и способностей (профессиональные пробы); профессиональная консультация; профессиональный отбор; социально- профессиональная адаптация.
Вместе с тем, что профессиональное самоопределение является сложным по своей структуре и на него оказывает влияние комплекс факторов, для формирования его необходимо использовать не только специальные средства системы профессиональной ориентации, но и других, из смежных областей знаний. Формирование профессионального самоопределения личности осуществляется в процессе преподавания основ наук, экономической, трудовой и профессиональной подготовки. В этой связи перспективными являются профили дифференцированного обучения в специализированных классах и школах гуманитарного, сельскохозяйственного, экономического и т.п. профилей в учебных цехах, филиалах ПТУ, лицеях, колледжах, мастерских народных умельцев, в форме индивидуального учения ремеслу по прикладным художественным видам труда. Не менее значимы учебно-производст-
Библиографический список
венные комплексы различного профиля, школьные заводы, кооперативы, творческие объединения и др.
В сложившихся в настоящее время социально-экономических условиях отмечается низкое качество и неэффективность работы по профессиональной ориентации старшеклассников и абитуриентов. В этих условиях Калмыцкий государственный университет пришел к необходимости качественной перестройки всей профориентационной работы в вузе, формирующемся как многоуровневое учебное заведение непрерывного образования. Профориентационная работа вуза, как правило, ранее традиционно сводившаяся только к профконсуль-тированию, профпросвещению, профинформированию абитуриентов, потребовала создания целостной педагогической системы, направленной на формирование профессионального самоопределения старшеклассников и абитуриентов и профессиональной направленности студентов. Для повышения качества подготовки молодежи к профессиональному старту необходимо совершенствование деятельности координирующих органов, обеспечивающих взаимодействие всех общественных институтов, реально участвующих в профессиональной ориентации.
1. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи / под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978.
2. Жуковская, В.И. Психологические основы выбора профессии // Народная асвета. - Минск, 1978.
3. Климов, Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1991.
4. Кон, И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982.
5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат.1975.
6. Климов, Е.А. Школа ...а дальше? - Лениздат, 1971.
Статья поступила в редакцию 16. 04. 10
УДК 378
Н.А. Швец, аспирант БПГУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ СТУДЕНТОВ К РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
В статье обоснованы методологические подходы, принципы и условия управления подготовкой студентов к разработке и реализации международных телекоммуникационных проектов в сфере туризма, представлена модель данного процесса, определены её основные компоненты и функциональная направленность.
Ключевые слова: управление, профессиональная подготовка студентов, модель, международные телекоммуникационные проекты в сфере туризма.
Особую актуальность в современных условиях интеграции производства и образования приобретает эффективная организация подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. В модели Российского образования -2020 указывается на необходимость вовлечения студентов в реальные проекты. Это отражается в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», где определены основные требования к будущим менеджерам по туризму, включающие среди прочих умение студентов разрабатывать социокультурные проекты, активно использовать современные информационно-телекоммуникационные технологии, продолжать обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде. Эффективным направлением формирования данных профессиональных умений является подготовка студентов к разработке и реализации международных телекоммуникационных проектов в сфере туризма.
Теоретическим основам и практическому использованию педагогического проектирования уделялось большое внимание в работах М.П. Горчаковой-Сибирской, И.А. Зимней, И.А. Колесниковой, И.Я. Лернера, Д.Ш. Матроса, Н.В. Матяш, Е.С. Полат. Опыту разработки международных телекоммуникационных проектов посвящены исследовательские и практические работы М.Ю. Бухаркиной, Е.С. Полат, А.Ю. Уварова и других. Подготовка специалистов любого уровня и квалифи-
кации невозможна без знания теоретических основ управления данным процессом. Управлению в образовании посвящено большое количество работ (Л.А. Мокрецова, А.Н. Орлов, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, И.К. Шалаев, Т.И. Ша-мова и др.). Однако отдельного исследования по управлению подготовкой студентов к разработке и реализации международных телекоммуникационных проектов в сфере туризма ещё не проводилось.
Управление подготовкой студентов к разработке и реализации международных телекоммуникационных проектов в сфере туризма определяется нами как сложный процесс взаимодействия управляющей и управляемой систем, направленный на создание условий для формирования у студентов мотивационной готовности (ценностно-смыслового отношения студентов к международной проектной деятельности, изучению иностранного языка и будущей профессиональной деятельности), операционально-деятельностной готовности
(формирование у студентов проектных, языковых умений и умений международного телекоммуникационного взаимодействия), а также личностной готовности (профессионально важных качеств будущих специалистов - активности и самостоятельности) в ходе работы над международными телекоммуникационными проектами в сфере туризма.
Для рассмотрения таких сложных педагогических процессов, как управление подготовкой студентов к разработке и реализации международных телекоммуникационных проектов
в сфере туризма целесообразно использовать моделирование как метод познания. Разработанная нами модель выстраивалась на основе системного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов. Анализ психолого-педагогической литературы в рамках исследования позволил выделить следующие принципы: системности, выборности деятельности и принятия решений, индивидуализации и сотрудничества, интеграции.
Учитывая особенности подготовки студентов к международной телекоммуникационной проектной деятельности в сфере туризма, были определены следующие организационно-педагогические условия:
1) создание благоприятной атмосферы на основе партнёрского сотрудничества и межкультурного взаимодействия, способствующей преодолению психологических барьеров и языковых трудностей:
• поддержание благоприятного эмоциональнопсихологического климата в группах студентов, участвующих в международном телекоммуникационном проекте;
• реализация отношений сотрудничества педагогов и студентов;
• создание для студентов системы психологических тренингов и системы языковых упражнений для преодоления психологических барьеров и языковых трудностей;
2) обеспечение технологической составляющей подготовки студентов к разработке и реализации международных телекоммуникационных проектов в сфере туризма:
• обеспечение студентов информационнокоммуникационными средствами (ознакомление и активное использование таких форм телекоммуникационного взаимодействия, как форумы, чаты, электронная переписка, аудио-, видеоконференции и т.д.);
• интеграция общепрофессиональных и специальных знаний, умений, навыков в рамках межпредметного («Иностранный язык», «Информационно-коммуникационные технологии», «Введение в специальность») спецкурса «Разработка и реализация международных телекоммуникационных проектов в сфере туризма»;
3) формирование положительного отношения студентов к международной телекоммуникационной проектной деятельности как к источнику своего профессионального и личностного роста:
• определение студентами взаимосвязи степени своей самостоятельности и активности и возможностей расширения поля потенциальных профессиональных контактов;
• использование мотивационных методов, которые позволят студентам проявлять самостоятельность и творческую активность (предоставление студентам выполнения представительских функций, свободы принятия решений на всех этапах подготовки проектов: поиска партнёров, обсуждение тем, содержания и презентации проекта, распределение обязанностей внутри международных групп и т.д.).
В структуру модели управления подготовкой студентов к разработке и реализации международных телекоммуникационных проектов в сфере туризма входят два блока: управляющая и управляемая система, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимозависимости. Системообразующим фактором является интеграция образования и туристического бизнеса.
Рассматривая управляемую систему, следует отметить, что она чётко структурирована и включает целевой, содержательный, структурный и технологический компоненты. В целевой компонент входит цель управления подготовкой студентов к разработке и реализации международных телекоммуникационных проектов в сфере туризма, под которой понимается создание организационно-педагогических условий для эффективной подготовки студентов к разработке и реализации международных телекоммуникационных проектов в сфере туризма.
Взаимодействие управляющей и управляемой систем складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций. В содержание управления многие исследователи (П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.) включают
совокупность управленческих функций: информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, контрольно-диагностическую, организационно-исполнительскую, регулятивно-коррекционную. Мы придерживаемся этой же позиции.
Следующий компонент модели представляет собой матричную структуру управления, в которую входят администрация факультета, преподаватели факультетов (по специальности, по иностранному языку), студенты (руководители и исполнители проектов), а также преподаватели и студенты-партнёры по проекту.
Технологический компонент - это совокупность методов, способов и механизмов, ведущих к получению положительного результата управленческой деятельности. На основе интеграции педагогического менеджмента и внутрифирменного управления были определены следующие методы управления подготовкой студентов к разработке и реализации международных телекоммуникационных проектов в сфере туризма: мотивационные (актуализация позитивных мотивов и торможение негативных мотивов: требование-рекомендация, требование-просьба, оценка и поощрение, убеждение, открытие перспектив, организация успеха, выполнение представительских функций, проявление персонального внимания, обсуждение); организационные методы (методы обучения выбору оптимальных действий: инструктирование, планирование, чёткая организация и мониторинг проектной деятельности); социально-психологические (оказание психологической и языковой помощи в виде разработанной системы психотренингов и языковых упражнений, обмен опытом международного взаимодействия и др.)
Вторым блоком модели является управляемая система, под которой понимается подготовка студентов к разработке и реализации международных телекоммуникационных проектов в сфере туризма. В целевой компонент данного блока входят цели и задачи. Целью подготовки студентов к разработке и реализации международных телекоммуникационных проектов в сфере туризма является формирование мотивационной, операционально-деятельностной и личностной готовности студентов к международному сотрудничеству в сфере туризма.
В содержательный компонент подготовки студентов входит межпредметный интегративный спецкурс «Разработка и реализация международных телекоммуникационных проектов в сфере туризма».
Организационно-деятельностный компонент подготовки представлен этапами разработки и реализации международного телекоммуникационного проекта в сфере туризма: этап организации международного телекоммуникационного взаимодействия, этап подготовки международного телекоммуникационного взаимодействия, этап разработки совместного проекта, этап реализации совместного проекта, этап са-морефлексии, этап подведения итогов международного телекоммуникационного взаимодействия.
В структурно-телекоммуникационный компонент
подготовки входят следующие субъекты международного взаимодействия: преподаватели, которые являются модераторами (посредниками) и координаторами международного общения и взаимодействия; студенты - партнёры по проекту, которые в будущей профессиональной деятельности могут стать потенциальными клиентами, партнёрами, конкурентами, а также специалисты в области туризма, которые являются наставниками проекта в содержательном аспекте.
Продуктивный компонент подготовки выражается в непосредственном продукте проектной деятельности - международных телекоммуникационных проектах в сфере туризма, таких как «Россия как туристическая дестинация», «Санаторный туризм в Белокурихе», «Экономический потенциал новых туристических комплексов (на примере «Бирюзовой Катуни»)», «Развитие делового туризма на Алтае», «Вклад международного туризма в экономику России и Финляндии», «Сравнение средств рекламы в России и Финляндии» и другие.
Диагностический компонент подготовки включает в себя критерии и показатели готовности студентов к разработке и реализации международных телекоммуникационных проектов в сфере туризма: мотивационный, операциональнодеятельностный, личностный. Мотивационный критерий (показатели: мотивация к участию в международной телекоммуникационной проектной деятельности, удовлетворённость участием в международной телекоммуникационной проектной деятельности). Операционально-деятельностный критерий (показатели: проектные умения, умения международного телекоммуникационного взаимодействия, языковые умения). Личностный критерий (показатели: активность - инициативность и ответственность).
Результативный компонент выражается в формировании мотивационной, личностной и операционально-деятельностной готовности. Мотивационная готовность предполагает наличие интересов, потребностей студентов, в совокупности обеспечивающих устойчивую мотивацию к разработке и реализации международных телекоммуникационных проектов в сфере туризма. Данная готовность характеризуется такими показателями, как интерес к международной проектной деятельности, потребность в изучении иностранного языка, приобретению, обогащению знаний по специальности в про-
цессе использования международного опыта, направленность на повышение своей профессиональной квалификации. Операционально-деятельностная готовность определяется систематизацией профессиональных знаний, умений и опыта их применения. В структуру данной готовности входят проектные умения, умения международного телекоммуникационного взаимодействия, языковые умения. Личностная готовность. В рамках системы профессионально важных качеств будущего специалиста основополагающей была выделена активность студентов, базирующаяся на таких личностных качествах, как инициативность и ответственность.
Таким образом, предложенная модель как инструмент исследования позволяет наглядно представить сложный процесс управления подготовкой студентов к разработке и реализации международных телекоммуникационных проектов в сфере туризма, определяемый как целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой систем, состоящих из взаимосвязанных компонентов, способствующих формированию готовности студентов к международной телекоммуникационной проектной и будущей профессиональной деятельности.
Статья поступила в редакцию 12.04.10
УДК 159.947
Т.А. Гусева, канд. психол. наук, проф., E-mail: [email protected]; О.Ю. Зяблицкая, аспирантка,
E-mail: [email protected]; Е.В. Вяльцева, студентка БПГУ, г. Бийск, E-mail: [email protected].
ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ СУБКУЛЬТУРЫ «ОТАКУ»
В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования стилей познавательной активности молодежи, принадлежащей к субкультурному объединению «отаку».
Ключевые слова: субкультурные объединения, «отаку», стиль познавательной активности.
Актуальность данной темы обусловливается наличием большого количества субкультурных объединений современной молодежи и отсутствием описания их влияния на развитие личности, в частности, на проявления социальной, интеллектуальной и познавательной активности человека. Под субкультурными объединениями понимаются молодежные объединения, имеющие нечеткую иерархию и проводящие собрания в определенное время по совместной договоренности.
Неформальные субкультуры открывают для своих членов новые возможности, малодоступные ранее. Во-первых, это относительная лёгкость самовыражения. Если рассмотреть историю любой отдельно взятой неформальной субкультуры, можно увидеть, что это один из главных критериев - сбор некоторых характеристик, который отличает члена данной субкультуры от остальных людей и по которому можно оценить уровень его «крутости», то есть привлекательности именно как участника субкультуры. Данные критерии обычно нигде не задокументированы, они воспринимаются всеми участниками субкультуры на почти подсознательном уровне, благодаря постоянному пребыванию в ней, а, следовательно, схожести большой части поступающей извне информации, особенно если она касается самой субкультуры, и взглядов на мир, что, в свою очередь, определяет способ обработки этой информации.
Во-вторых, это уже достаточно устоявшаяся система ценностей и правил, что часто очень удобно для человека юношеского возраста. Казалось бы, зачем устанавливать новые правила, ведь общество уже сформировало достаточно стойкую систему ценностей и моральных норм? Но юношеский возраст является периодом становления приоритетов, выбора линии поведения. Когда человек ещё только пробует вступить во взрослую жизнь, часто ему не хватает уверенности в том, что общественные нормы оправданы, а иногда и в том, что они подходят для него в той же степени, что и для всех остальных. Ведь в желании показать свою исключительность часто можно перейти от простой самопрезентации к
направленному поиску у себя уникальных черт, а вслед за этим и поверить в свою исключительность, которую сам человек может оценить как положительно, так и в виде досадной помехи. Субкультура в данном случае выступает как собственный сборник норм, которые гарантированно окажутся верны, так как проверены многими предшественниками, критерии мышления которых близки нововступившему, а потому данных людей можно сразу же посчитать достаточно авторитетными для того, чтобы прислушаться к их мнению.
В-третьих, появляется возможность общения с единомышленниками. Познание себя является одним из приоритетов юношества. Оно невозможно без общения, ведь только при общении можно получить информацию о том, как тебя воспринимают другие люди. К тому же, само по себе, общение важно и является в этом возрасте необходимым. Всё это дополняется красивой атрибутикой, а также чувством принадлежности к определённой группе и является в целом позитивной средой для развития человека в юношеском возрасте.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что субкультура является отражением стиля взаимоотношения человека с миром. В настоящее время существует множество субкультур, которые способны помочь человеку в его самовыражении, поддержать, найти единомышленников, которые видят мир похожим образом. Но существуют мнения, утверждающие негативное влияние субкультур, при этом в качестве отрицательно влияющих факторов приводится слепое следование сформированным правилам, похожесть одежды («все будто клонированные») и узость взглядов. Логично предположить, что субкультура, обеспечивая особые пристрастия молодежи, способна влиять на развитие личности, в том числе, на проявление познавательной активности.
Анализ научных работ в области психологии активности показал новую тенденцию современных исследований, характеризующую стилевую проблематику (А.А. Волочков, Б.А. Вяткин, Т.А. Гусева, Т.Я Решетова и др.). Так, в исследованиях Т.А. Гусевой описываются стили, представленные в рам-
1З1